в каком году вышел мультфильм простоквашино старый мультик
35 лет зимуем в Простоквашино: тайны создания мультипликационной трилогии
Больше трети века мы встречаем Новый год с мультиком про Дядю Федора. Рассказываем, как писалась история Простоквашино
Уже больше трети века мы встречаем Новый год с мультфильмом про Дядю Федора, его родителей и друзей. И так же, как они, не можем представить себе праздничной кутерьмы «без нашего Простоквашино».
Где Успенский нашел ту деревню?
Простоквашино было придумано писателем Эдуардом Успенским еще в начале 70-х годов. 46 лет назад в издательстве «Детская литература» вышла его повесть «Дядя Федор, пес и кот», а годом позже, в 1975-м, появился и одноименный мультик, который, однако, никто особо не запомнил. Вторая попытка оказалась несравнимо более удачной – это был совершенно другой мультфильм. Его герои полюбились зрителям настолько, что предыдущих Дядю Федора, Матроскина и Печкина забыли.
В 1980 году вышла еще одна часть – «Каникулы в Простоквашино», а еще через четыре – третья, «Зима в Простоквашино». Этой истории изначально не было в книге Успенского, писатель создал ее с нуля, взяв за основу историю из собственной жизни.
Дело было под Переславлем-Залесским. В каком-то смысле Простоквашино – это Троицкое, старинное, известное еще с XVIII века село в Переславском районе Ярославской области. Успенский рассказывал, что одно время ему негде было жить в Москве и он снимал там дом – типичный деревенский, с печкой и колодцем. С местными дружил, с удовольствием и подолгу разговаривал. И как-то пришлось ему стать третьим, но совсем, как оказалось, не лишним, в ссоре деревенских жительниц.
Одна из них, Татьяна Семеновна, решила проведать Николаича – так в Троицком называли Успенского – и заодно пожаловаться на жизнь, особенно на свою приятельницу Евдокию Павловну. Наговорила много всякого, но не успела закончить, как та самая приятельница тоже решила заглянуть в гости. И у нее, видимо, были претензии, так что общаться женщины категорически отказались, хотя расходиться тоже не спешили. Успенский предложил им написать друг другу письмо, но взять ручку в итоге пришлось ему самому. Что из этого вышло, он описал впоследствии в рассказе «В селе Троицком под Переславлем-Залесским» (Троицкое Успенский упоминал в нескольких произведениях – так, видимо, запало в душу) и в истории про предновогоднюю ссору Матроскина и Шарика.
А вот мультипликационное Простоквашино находится под Звенигородом. Именно туда ездили режиссер Владимир Попов и художник-постановщик Левон Хачатрян, рисовавший фоны, когда готовились к работе над первым мультфильмом – «Трое из Простоквашино».
Эдуард Успенский был «многодетный папа»: среди его «детей» – и Дядя Федор, и Чебурашка, и фиксики
Герои менялись вместе с художниками
Сейчас кажется странным, что простоквашинские герои заметно меняются от одной части к другой. Объяснить это отчасти можно тем, что мультфильмы в то время создавались без расчета на будущее – никто не ожидал, что будут вторая и третья части. Кроме этого, сам режиссер Владимир Попов считал метаморфозы авторским видением художников.
Особенно заметно изменились персонажи в мультфильме «Зима в Простоквашино». Дядю Федора, его родителей и почтальона Печкина для первого мультика нарисовал Левон Хачатрян, а для третьего – Аркадий Шер. Шер подключился к работе на этапе подготовки второй части и сменил художника Николая Ерыкалова, который рисовал Матроскина, Шарика и других хвостатых простоквашинцев. В конце концов режиссер разрешил Шеру перерисовать всех персонажей.
Почему Тараскин стал Матроскиным
В случае с Дядей Федором и Матроскиным метаморфозы можно понять – ребенок повзрослел, а кот отъел щеки на молоке и оброс к зиме шерстью. А вот переменам в облике Мамы, вполне взрослой тети, найти объяснение труднее. На раскадровке к «Трое из Простоквашино» она тоже совсем не похожа на ту женщину (кстати, у нее есть имя – Римма), которую все увидели потом на экране – у нее изменилась стрижка, появились очки, она стала более стройной и стильной. И все это продолжало меняться – особенно фигура: к третьей части Мама стала совершенно плоской.
Ее художник Левон Хачатрян срисовал со своей жены – он сам об этом рассказывал, впоследствии это подтверждала дочь художника Мария. Лариса Владимировна, правда, носила круглые очки и, как рассказывают, была довольна, что на Маму надели квадратные – сходство с этой нервной, капризной женщиной ей совершенно не нравилось.
Был прототип и у Матроскина. И это вовсе не Олег Табаков, чьим голосом говорит простоквашинский кот, хотя именно такие ассоциации и возникают, пожалуй, у всех поклонников мультсериала. На самом деле Матроскин изначально должен был стать Тараскиным в честь друга Успенского.
Драматург Анатолий Сергеевич Тараскин, чьи черты характера «унаследовал» кот, работал редактором в киножурнале «Фитиль» и писал сценарии для мультипликационных фильмов – например про утенка, который не умел играть в футбол. Идея с котом ему категорически не понравилась, он просил Успенского «не позорить» его, и писателю пришлось придумать другую кличку. О чем Тараскин, говорят, впоследствии пожалел.
Табаков записал песню с одного дубля
«Зима в Простоквашино» запомнилась зрителям не только комической ссорой Матроскина и Шарика, но и песнями – совершенно разные, они обе пошли в народ. Одну – «Кабы не было зимы» – исполнила Валентина Толкунова (многие считают, что она и озвучила Маму, однако голос персонажу подарила Валентина Талызина), другую – «Песню кота Матроскина» – спел Олег Табаков.
Аркадий Шер вспоминал, что знаменитое «А я все чаще замечаю», перекочевавшее в итоге из детского мультика во взрослый застольный репертуар, записывали в самую последнюю очередь. Было начало зимы 1984 года. Уже были озвучены все персонажи, и работа над мультиком почти закончилась. На «Союзмультфильм» приехал Олег Табаков, с ним – спутник с гитарой. Табаков стремительно снял пальто и шапку, без пауз подошел к микрофону и запел. Песня была записана с первого дубля.
Она, кстати, довольно длинная – вообще-то Эдуард Успенский написал про фатальные перемены, случившиеся с Матроскиным, целых четыре куплета. Кот там «докатился» до покупки копилки в виде кошки и окончательно забыл об излишествах. Но хронометраж мультфильма вместил только один куплет.
Не полностью вошла в мультик и песня «Кабы не было зимы». Но Валентина Толкунова, которая очень ее любила, на концертах исполняла песню целиком и с большим удовольствием.
Материал вышел в издании «Собеседник» №04-2020 под заголовком «35 лет зимуем в Простоквашино».
Секреты мультфильма «Трое из Простоквашино»: Кто стал прототипом кота Матроскина, и почему дядя Федор менялся до неузнаваемости
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Эта история началась в пионерском лагере, где на тот момент Эдуард Успенский работал библиотекарем. Хороших детских книг в его библиотеке было недостаточно, и начинающий писатель стал придумывать сюжеты о приключениях жителей деревни Простоквашино. Так родились дядя Федор, кот Матроскин, Шарик и почтальон Печкин. Изначально дядя Федор был взрослым лесником, проживающим в сказочной деревне, но по совету писателя Бориса Заходера Успенский сделал его 6-летним мальчиком – таким же, как его потенциальные читатели. « И я переписал всю книжку. Поэтому дядя Федор такой взрословатый получился », – говорил Успенский.
На самом деле впервые книга Успенского была экранизирована еще в 1975 г. Однако трехсерийный мультфильм «Дядя Федор, пес и кот» не имел успеха. Спустя 3 года его решили переснять, для чего Эдуарду Успенскому пришлось переписать сценарий. Однако результат оправдал все потраченные усилия – «Трое из Простоквашино» пользовались невероятной популярностью, в сотни раз большей, чем книга.
Над новым мультфильмом работали два художника-постановщика: Левон Хачатрян создал образы почтальона Печкина, дяди Федора и его родителей, а Николай Ерыкалов был создателем кота Матроскина, Шарика, коровы Мурки и теленка Гаврюши. Сложнее всего работа продвигалась над образом Галчонка – птичка никак не получалась такой, какой ее хотел видеть режиссер. В результате над ней пришлось потрудиться сразу нескольким художникам-мультипликаторам.
У некоторых персонажей были реальные прототипы. Например, внешний облик мамы дяди Федора Левон Хачатрян срисовал со своей жены, актрисы Ларисы Мясниковой. « Маленького роста, короткая прическа, в очках. Попов внес свои поправки… Очки. На моем эскизе они были круглые, какие носит моя жена, но Попов считал, что лучше квадратные », – рассказывал Хачатрян. Лариса Мясникова не была довольна результатом – уж слишком капризной и нервной выглядела на экране списанная с нее героиня. Однако та самая форма очков заставила ее сменить гнев на милость: « Я бы такие ни за что не надела. Надеюсь, все это понимают, и никто не станет ассоциировать эту вашу маму со мной ».
Образ дяди Федора стал предметом бурных споров – режиссер не был доволен конечным результатом. Во время работы над следующей серией – «Каникулы в Простоквашино» – к работе подключился еще один художник-мультипликатор, Аркадий Шер. Он изменил внешний вид практически всех персонажей, но самые заметные трансформации произошли с дядей Федором. Из-за этого с режиссером повздорил Левон Хачатрян и после этого ушел из проекта. В создании третьей серии – «Зима в Простоквашино» – он уже не принимал участия. А дядя Федор тем временем изменился до неузнаваемости. « Если поставить Дядей Федоров из всех трех серий рядом, окажется, что это совершенно разные мальчики! Я такого не понимаю », – сокрушался Левон Хачатрян.
Свой прототип был не только у мамы дяди Федора, но и у кота Матроскина – правда, это касается книжного, а не мультипликационного персонажа, и в большей степени его характера, а не внешнего облика. Эдуард Успенский «списал» кота со своего друга, сотрудника сатирического киножурнала «Фитиль» Анатолия Тараскина. От него кот Матроскин унаследовал рассудительность, обстоятельность, практичность, рационализм, хозяйственность, а заодно и фамилию – ведь в первоначальном варианте он был котом Тараскиным.
Однако прототип взбунтовался против излишней карикатурности образа: « Ты с ума сошел! Ты хочешь меня на всю Москву высмеять? Не хочу быть каким-то книжным котом. Если бы ты предложил мне увековечить себя в более известном персонаже – я бы еще подумал… ». Тараскин даже представить не мог, каким популярным станет списанный с него персонаж. По словам Успенского, позже он пожалел о своем решении и сказал: « Какой же я был дурак! Фамилию пожалел дать! Так хоть в историю бы вошел ». А вот у зрителей Матроскин больше ассоциируется с актером, который подарил ему свой голос, – гениальным Олегом Табаковым.
По требованию сценарного отдела многие реплики персонажей пришлось переписать. Эдуард Успенский рассказывал, что изначально кот Матроскин, расхаживая из угла в угол «как политзаключенный», должен был произносить: « На дворе социализм построили, а у нас одна пара валенок на всех, как при царизме ». Но в окончательном варианте эта фраза звучит более «политкорректно»: « На дворе конец ХХ века, а у нас одна пара валенок на всех, как при царе Горохе ».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: