в каком году вышел доктор кто
Доктор Кто
Доктор Кто (Doctor Who) — самый долгоиграющий британский Sci-Fi-телесериал.
Как ни странно, Doctor Who относится к жанру научной фантастики. Почему «странно»? Судите сами.
Основой сюжета является сам Доктор — уроженец Галлифрея, планеты Повелителей Времени или Таймлордов, умеющих путешествовать во времени. У Доктора есть своя (украденная им когда-то из музея) машина для путешествий во времени и пространстве — TARDIS. Путешествия редко обходятся без спутников, которых Доктор спасает от неприятностей (или втравливает в неприятности) в самых разных уголках Вселенной (регулярно этим уголком оказывается Лондон XX—XXI веков, поскольку таймлайн сериала привязан ко времени съёмок).
Содержание
Немного истории [ править ]
Первый эпизод первого сезона вышел в эфир 23 ноября 1963 года («на следующий день после убийства Кеннеди» — комментируют создатели настольной ролевой игры Time Lord). Изначально руководитель проекта Сидни Ньюмен предполагал использовать концепцию путешествий во времени для создания обучающего сериала: мол, с помощью TARDIS пожилой ученый, пара учителей и школьница смогут быть свидетелями различных исторических событий Земли, чувствовать их, так сказать, на своей шкуре и выдавать комментарии для зрителей. В первой сюжетной арке так оно и было — путешественники сполна насладились обществом наших первобытных предков, занятых добычей огня и выборами вождя. А в следующем же эпизоде — внезапно! — всплыла вторая сторона возможностей TARDIS (путешествия в пространстве), и компанию занесло на другую планету, где они познакомились с далеками. Злобные перечницы с тех пор успешно держат первое место в ряду главных доктороненавистников, а сериал открыл золотую жилу сценарных возможностей.
Живучесть [ править ]
Вам не понятно, как, ну как такая трогательная фантастика из 60-х дожила до наших дней? Очень просто. Доктор — не простой пришелец, а Повелитель Времени! Как всякий Таймлорд, Доктор не умирает, а меняет устаревшее или испорченное физическое тело на новое. Соответственно когда один актер покидает сериал, Доктор возрождается в новом сезоне с новым лицом и новым стилем. Стиль — это очень важно, считает Доктор, поэтому каждое новое воплощение придирчиво выбирает себе новую одежду из необъятного гардероба TARDIS (или, если регенерация произошла вне TARDIS, из какого-нибудь другого гардероба).
Постоянным является наличие Доктора, его спутников, как таковых, TARDIS и некоторых «вечных» врагов. Внешний вид Доктора, количество и вид спутников, даже интерьеры TARDIS и модификации далеков/киберлюдей — меняется. Все меняется, кроме того факта, что Доктор есть!
Иногда в силу временного парадокса несколько Докторов собираются вместе и зажигают всей компанией.
Происхождение названия [ править ]
Любопытно, что главный вопрос всех времен впервые звучит из уст самого главного героя. В одном из первых эпизодов нечаянный гость Доктора — Йен — называет его «доктор Форман» — по фамилии, под которой знает его внучку. Доктор переспрашивает: «Кто этот доктор? О чем он говорит?» (Doctor who? What’s he talking about?). В дальнейшем Йен и его подруга Барбара, отчаявшись найти для Доктора какой-нибудь идентификатор, между собой так и называют его «Доктор Кто».
Как смотреть? [ править ]
Как и сам Доктор, сериал претерпел реинкарнацию. Приключения Докторов с Первого до Седьмого шли в формате 25-минутных серий, которые объединялись в сюжеты по 1-12 серий. Часть сезонов с Первым и Вторым Докторами утрачена, потому что на BBC не сразу осознали, как поклонники будут охотиться за этими записями полвека спустя. Все последующие сезоны хранились более тщательно.
О Восьмом Докторе из «посмотреть» есть только один полнометражный фильм 1996 года. А вот почитать (книги, комиксы) и послушать (аудиопьесы) о нем можно овер дофига и много годного (так же как и о других Докторах, впрочем. Если вы понимаете английский).
Также в 60-х сняли два полнометражных цветных фильма, отходящих от канона (Питер Кашинг в главной роли!). Сюжет первого фильма (Доктор Кто и далеки) является переделкой самых первых серий Доктора Кто, а неканоничность заключается в том, что Доктор земной учёный, который изобрёл TARDIS и всё заверте…
Регенерация Восьмого Доктора в Военного была показана в юбилейной мини-серии «Ночь Доктора», и после этого Воин-Доктор появлялся в единственной серии «День Доктора» вместе с Десятым и Одиннадцатым. Там же показана регенерация Воина. С 2005 года стартует реинкарнация сериала — каждая 45-минутная серия содержит полноценный сюжет. Старые серии получают приставку Classic, а нумерация нового сериала начинается заново. С новых серий обычно и рекомендуют начинать просмотр тем, кто еще не проникся.
Для новых сезонов существуют хорошие переводы и дубляжи. «Классические» серии еще дожидаются энтузиастов; есть русские субтитры средненького качества. При наличии хотя бы базовых знаний английского, имеет смысл смотреть без перевода или с английскими субтитрами, поскольку у британских актеров традиционно хорошая дикция и богатые речевые интонации.
Инструменты Доктора [ править ]
Обычно у Доктора есть TARDIS и звуковая отвертка. Они подробно расписаны в отдельных статьях. В ситуации, когда у Доктора нет привычных инструментов, он более беспомощен, чем обычно. Однако и в этом случае он ухитряется спасти мир.
Типичный вид серии [ править ]
Доктор со спутниками куда-то прилетают на TARDIS. Что-то случается. Все много бегают. Доктор регулярно применяет звуковую отвертку. Все снова становится хорошо. Если все становится плохо — то вселенная рушится и все наверное снова станет хорошо в следующей серии. А ещё иногда случаются такие стихийные бедствия, как далеки, кибермены или Мастер.
Старые серии «Доктора» снимались во времена, когда сценаристы еще плохо себе представляли, что такое ТВ сериал. Да, такое время было! Соответственно первые сезоны отчасти напоминают «Следствие ведут знатоки» — такой же ностальгический почти-что телеспекталь.
Монстрам тоже снятся кошмары [ править ]
Несмотря на примитивный визуальный ряд ранних серий и стремление сохранить базовую стилистику в дальнейшем, сериал нередко доставляет по части саспенса. Секрет успеха — в ставке на подсознательные страхи. У вас есть фобии, навязчивые мысли, привычные ночные кошмары? Вы боитесь темноты? Вам снятся парящие в воздухе рыбы? Вам кажется, что манекены приходят в движение у вас за спиной? Поздравляем, у вас есть шанс увидеть свой кошмар в следующей серии.
Вернее, у вас есть шанс увидеть, как Доктор наподдаст вашему кошмару в следующей серии.
« | — У монстров, живущих под кроватью, тоже бывают кошмарные сны! — И что они видят в своих кошмарах? — Меня! | » |
— Жанна-Антуанетта Пуассон и Доктор |
Что здесь есть [ править ]
Ривер (после очередной идиотской выходки Доктора): Ненавижу тебя. Доктор (ухмыляясь): Нет, не ненавидишь.
История «Доктора Кто». Новое Поколение
Итак, мы посмотрели на весь путь, пройденный «Классическим Доктором». Когда-то создатели сериала принимали правильные решения, а когда-то — не очень, когда-то рейтинги сериала были выше крыши, а когда-то не особо отличались от остальных сериалов на просторах BBC. Но это было раньше, а что же мы видим сейчас?
Благодаря памяти фанатов и их творчеству к 2003-му году «Доктор Кто» стал одним из самых мультимедийных проектов из существующих. К сороковой годовщине сериала его решили вернуть на экраны в виде документального кино, однако к его релизу счастливые новости уже разлетелись по всей стране. Один из самых популярных и продолжительных проектов BBC возвращается на BBC One. Вопросы, касательно авторских прав были разрешены, а сценаристом сериала стал Расселл Т. Девис. Создатели хотели, чтобы ведущую роль получил кто-нибудь неожиданный для публики, и при всём этом — великолепный.
Кристофер Экклстон сам связался с Расселом и попросил вписать его в список для прослушивания. В нём чувствовалась «гармония силы, обаяния и душевности», они сразу поняли, что этот человек может раскрыть Доктора с новой стороны. Один из сценаристов видел Криса в Докторе Рассела ещё до утверждения того на роль. В общем, для актёров в данной роли играть самих себя — не ново. Связано это с сериальными дедлайнами, так как снимаются сцены залпом, и актёру сложновато постоянно входить в образ для такого темпа такого сериала.
Чтобы не оттолкнуть новую аудиторию, сериал решили начать «с чистого листа», именно поэтому мы вместе с Роуз (новой спутницей Доктора) знакомимся с его новым воплощением и с миром, по которому им придётся вдоволь попутешествовать. И это воплощение изменилось с момента своего последнего появления на экране в связи с куда большим жизненным потрясением, чем банальная смена актёра, с потрясением под названием «Война Времени», в ходе которой погибло много Повелителей Времени и много Далеков, но подробнее об этом я напишу ближе к концу. Суть в том, что теперь Доктор один, и Роуз Тайлер намерена изменить (было бы вообще замечательно, если бы я понимал логику её смены одежды, но это скорее всего очередной подкол Классики, где у женских спутниц героя были явные проблемы с разнообразием в нарядах).
Первый же сезон демонстрирует давним фанатам идейный Апгрейд по отношению к Классическим сериям. К примеру, в серии «Далек» (ну что поделать, в тот период у них была беда с придумыванием названий) прослеживается, во-первых, очень мощная сцена встречи Доктора с представителем уничтоженной им расы, от которой раз за разом у меня мурашки по коже, и, во-вторых, явное высмеивание насмешек в сторону этих жестяных банок, в результате чего даже их знаменитый вантуз смотрится устрашающе.
Ещё больший эффект на зрителей произвели серии «Пустой Ребёнок» и «Доктор Танцует», в которых чувствуется некий налёт ужаса, из-за которого вы не сможете по прежнему смотреть на противогазы (если они, конечно, вас и до этого не пугали). Также в них впервые появился Капитан Джек Харкнесс, который в этой вселенной ещё сыграет и не раз. А кульминационная фраза Доктора «Выживают все! Побольше бы таких дней.» отлично подошла бы к лозунгу сериала.
Сериал умудрялись снимать там, где другие обычно не снимают. Полиция им оказала очень весомую помощь в съёмках, перекрыв одну из главных кардиффских улиц (так сказать, за старые заслуги). В этом городе было просто удобно снимать, потому что в нём было напичкано всего и сразу. Кардифф умудрялись превращать и в викторианский Лондон, а его здания в пристанища эпохи неоклассицизма и космические станции.
Регенерацию Доктора в конце сезона решили обставить по особенному: заснять натуральный фейк, где в последней сцене последней серии с самим Экклстоном всё хорошо, но создаётся некий клиффхенгер насчёт жизненного состояния Роуз. Суть была в том, чтобы все газеты написали про то, что ведущий актёр остаётся на месте, а на истинную концовку должны были заменить перед самой премьерой, а регенерация ударила бы зрителей под дых. Проблема в том, что BBC очень дорожит своей репутацией в СМИ, и поэтому утечку об уходе Кристофера удержать было нельзя.
Забавно, но я довольно часто встречал мнение о том, что Экклстона, подобно Колину Бейкеру, выперли из сериала из-за каких-то внутренних перипетий, однако на деле всё куда прозаичней: он просто подписал контракт на один сезон, отснялся и всё — никакой драмы.
Мне очень нравилось быть частью самой сути, главного посыла этого сериала — жизнь коротка, хватайся за неё и живи на всю катушку, не забывай о других, уважай всё живое независимо от цвета кожи или убеждений. Выступать за это было замечательно.
-Кристофер Экклстон
Никаких споров о том, кто должен был получить роль не было. С самого начало было единогласно решено, что это должен быть Девид Теннант. Ни о ком другом даже речи не шло.
Когда рядом Девид, всё плохое настроение улетучивалось. Всегда радостный, он заряжал энергией всех вокруг. Его Доктор был диким и взрывоопасным чудаком, которого было не заткнуть.
Сначала мы определились с фасоном пальто, я в тот же день заказала ткань, и тут же возникла мысль о костюме. Мы показали всё Расселу, и он сказал: «Слишком свободно вышло, надо бы поуже», а я ему: «Да ведь он тогда будет выглядеть тощим, как карандаш!» А Рассел ответил: «А что, неплохая мысль, кстати, карандаши — это хорошо»
-Луиз Пейдж,
художник по костюмам
С первого же появления в своём рабочем состоянии Доктор Теннанта просто захватывает внимание зрителя, выдавая по пятьсот слов в секунду, хохмя и действуя (и это при том, что просыпается он только минут за пятнадцать до конца серии).
Я знал, что это всё. Кто-то говорил, мол, «ты ещё будешь нужен для флешбеков», но я знал, что это за флешбеки, и знал, что уже всё снято. Я просто хотел уйти. Всё думал: «Пожалуйста, давайте я не буду к ним заходить, на меня ведь разом все уставятся, и я расстроюсь. Но, они, конечно, уставились, и я расстроился.
-Девид Теннант
До новых встреч, Девид. Ты был великолепен.
-Рассел Т. Девис
Я очень завидую парню, что меня сменит
-Девид Теннант
Кастинг на нового Доктора проводили тайком в дешёвой гостинице, где собрали кучу выдающихся актёров. И в итоге выбор пал на 26-летнего вежливого, добродушного и неуклюжего Мэтта Смита. В своего Доктора он привнёс то, что, на самом-то деле, напрашивалось довольно давно. Доктор — это старик в молодом теле, и, если в Девисоне это идея прослеживалась как-то косвенно, то из Смита она сочится при любом удобном случае. Шоуранером сериала стал Стивен Моффат.
Мэтт с художником по костюмом перевели много фоток, прежде чем определились с образом из твидового пиджака, штанов, ботинок и, конечно же, бабочки.
Люблю видеть на улице костюмы, как у меня. Думаю: „Ух ты, люди одеваются как Доктор!“ Если бабочки стали популярными благодаря мне — это круто!
-Мэтт Смит
Вместе с обновлённым Доктором, обновлённой цветом расы Далеков, обновлённой ТАРДИС, интерьер которой построили вокруг стального каркаса, оставшегося от старой базы Торчвуда, обновились и спутники, появившиеся в первой же серии Пятого Сезона „Одиннадцатый Час“, которая, воистину, является лучшим, что можно было предоставить этому Доктору в начале своего пути, а также заложение новой интриги под названием „Тишина“, по началу напомнившей мне загадочное „Bad Wolf“ в начале Ньюскула.
Но не только обновлениями едины, вернулись уже знакомые нам Плачущие Ангелы, Киберлюди, Ривер Сонг, Сонтаранцы и Силуриансы. По одному представителю из двух последних позже присоединиться к союзникам Доктора (Мадам Вастра и Стракс).
Когда Стивен Моффат сказал, что Киберлюди должны выглядеть потрёпанными, мы только посмеялись и сказали ему: „Да запросто, они уже такие!“. За прошедшие годы эти костюмы использовались много раз, и их всё время нужно чинить
-Нилл Гортон,
студия спецэффектов Millenium FX
Чего у номера Одиннадцать не отнять, так это по-настоящему интересных, запутанных, и просто задушевных эпизодов. Тут вам и история про Винсента Ван Гога и очередная интерпретация „Рождественской Истории“, которые своим концом пробивают чуть ли не на слезу, и „Квартирант“, где Доктор пытается сойти за обычного человека и селится по соседству к ничего не подозревающему чуваку, и „Динозавры на Космическом Корабле“ с названием, которое говорит само за себя, и „Хороший Человек Идёт на Войну“, где Доктор идёт спасать свою спутницу с помощью людей, что обязаны ему жизнью. Это был настоящий рассвет шоурана Стивена Моффата. Чёрт, да он начал крутить интригу из имени Доктора… и ещё не раскрутил.
Во время полусезонного перерыва производство переехало в новую студию BBC — Рот-Лок. В предыдущей студии ТАРДИС была вмонтирована в здание, поэтому при смене места они решил начать всё с чистого листа. Так у них впервые появилась ТАРДИС в полный круг 360-ти градусов.
С приходом новой спутницы (Клары Освальд), что притащила в сериал очередную тайну вместе с фразой „Беги, смышлёный мальчик, и помни. “, появилась сюжетная арка с могилой Доктора… Трензалором, но эта „История Серии“ не для того, чтобы всё спойлерить, так что просто скажу, что в серии „Имя Доктора“, закрывающей эту арку нам презентуют нового актёра на роль этого пришельца, пережившего много потерь.
Писать про следующего Доктора немного (много) сложнее, чем про остальных. В основном потому, что книга, на которой основаны вся эта „История“ в трёх частях закончилась, поэтому этот рассказ будет покороче.
Доктор Питера Капальди является чем-то средним между Первым и Шестым ДК (но всё же ближе к Шестому). Он более жесток по отношению к своим врагам и некоторым союзникам, он не прочь отпустить шутливый комментарий по поводу чьей-нибудь смерти, и он не пытается спасти того, кто, по его расчётам, скорее всего умрёт, в отличии от того же Теннанта. В общем, довольно непривычное амплуа для зрителя „Нового Поколения“, также непривычно, как и для Клары Освальд (особенно, если учитывать то, что на её глазах почти 30-ти летний парень сменился на седого старика), но в итоге все адаптируются к новому. Жаль, что со сценариями Капальди не так везло.
Не поймите неправильно, и у него встречались запоминающиеся серии и идеи. К примеру, первая же серия восьмого сезона, где Доктор сам в недоумении от себя, и почему его предшественник выбрал ему такое лицо, путешествие внутрь Далека, где Доктор борется со своей ненавистью к этим существам и пытается сделать „Хорошего Далека“, вся сюжетная арка с новым воплощением Мастера (Мисси) и Киберлюдьми, серия, в которой он, наконец, вспоминает про то, где же он видел своё лицо раньше, серия с его зацикленным тюремным заключением, длившимся несколько тысяч лет. Всё это смотрится также интересно, как и выглядит, но таких серий слишком мало (ну или я больно зажрался за все эти годы). Дальше — больше, хотя скорее меньше, потому что Десятый Сезон
с его новой спутницей я помню ещё хуже, чем Первый с Экклстоном. Есть какие-то обрывки, какие-то сцены, но из конкретного только серии с массонским вторжением, рождественский эпизод со стёбом на супергероику, арка с Мастером и Киберлюдьми (ОПЯТЬ!) и прощальная серия Капальди со Стивеном Моффатом и по совместимости — кроссовер с Первым Доктором, которого, как и в байопике „Приключение в Пространстве и Времени“ про Уильямя Хартнелла и того же Первого Доктора, сыграл Девид Бредли. И она получилась классной, но, опять же, почему все остальные серии такие скучные?
ДЕНЬ ДОКТОРА
Закончить мне хотелось бы именно этим спец. эпизодом-фильмом-кроссовером между Одиннадцатым и Десятым Доктором, приуроченным к пятидесятилетнюю сериала потому что, во-первых, я могу и, во-вторых, она как нельзя лучше описывает „Доктора“.
Сюжет серии крутится вокруг одного события, долго остававшегося за кадром — Войны Времени. Битва Далеков и Повелителей Времени на Галлифрее, которой Доктор положил конец, нарушив обещание при выборе своего имени, нажав на большую красную кнопку и убив две стороны конфликта разом. Роль Военного Доктора исполнил Джон Хёрт, которого презентовали в „Имени Доктора“. Однако перед совершением самого большого преступления в своей жизни Ему предстоит встретится со парочкой своих следующих „Я“, и эта часть балансирует между уморительной комедийностью и трагичностью. Второй конфликт серии состоит из вторжения расы-оборотней (Зайгонов) на Землю.
Конечно же, Доктор нашёл способ, как всё разрулить, конечно, в конце он договорился и принял свои другие воплощения, конечно, он улетел на своей голубой будке. И, чёрт возьми, это всё ещё работает.
Итак, мы посмотрели на весь путь, пройденный „Новым Поколением Доктора“. Когда-то создатели сериала принимали правильные решения, а когда-то — не очень, когда-то рейтинги сериала были выше крыши, а когда-то не особо выделялись от остальных сериалов на просторах BBC. Но это сейчас, а что же будет потом?
Представить не могу, что станет с „Доктором Кто“ через пятьдесят лет. С уверенностью могу сказать, что он всё ещё будет с нами. Бог знает, в каком виде, бог знает, будут ли ещё перерывы. „Доктор Кто“ грандиозен. Если даже публичного закрытия и снятия с показа лет на шестнадцать оказалось мало, что же тогда сработает? Он не сокрушим.
-Стивен Моффат
«Доктор Кто»: путеводитель по бесконечному сериалу
23 ноября весь мир будет отмечать 50-летие легендарного британского сериала «Doctor Who». В кинотеатрах, в том числе московских, в этот день покажут юбилейную серию в 3D. «Воздух» вспоминает историю Доктора.
Британия никогда не отправляла человека в космос. Пока сверхдержавы рвались к звездам, британцы запускали в небо лишь редкие спутники и ракеты. Когда научно-фантастические шоу стали набирать популярность на телевидении, их лицом в США стал капитан Керк из «Звездного пути»: герой, бороздящий космические пространства на огромном корабле, воин, дипломат, лидер. Лицом британской научной фантастики стал Доктор: древний повелитель времени, сварливый, саркастичный, одинокий путешественник с экстравагантными вкусами в одежде. На «Энтерпрайз», флагман «Звездного пути», американские фантасты посадили команду профессионалов разных рас и биологических видов. На космическом корабле Доктора, который снаружи выглядит как полицейская будка из 60-х, он путешествует один и лишь иногда берет с собой простых, неказистых людей, которые рядом с ним становятся героями.
Заставка сериала времен его наибольшей популярности
Пять главных лиц Доктора
Первый Доктор — это сварливый, капризный старик, мудрый как космос и наивный как ребенок. Одновременно Волшебник страны Оз и Дороти, которая хочет увидеть большой мир. Первый Доктор путешествует вместе со своей внучкой и носит элегантные старомодные костюмы — к этому персонажу легко привязывались дети, на которых изначально был ориентирован сериал.
Четвертый Доктор, по общему мнению, лучший из Докторов классической эпохи. Непредсказуемый, эксцентричный герой с бесконечно длинным разноцветным шарфом, импровизатор и авантюрист. Том Бейкер продержался в этой роли 7 лет и стал главным источником вдохновения для будущих Докторов.
Первый Доктор перезапуска сериала, чудаковатый и угловатый, настоящий инопланетянин, несмотря на свой северный акцент и потертую внешность. Девятый Доктор переживает последствия Войны времени, в которой он выступил в качестве атомной бомбы, уничтожив всех тайм-лордов и всех далеков. Близкого к народу Экклстона своим любимым Доктором называла Елизавета II.
На долю 10-го Доктора выпало чрезвычайное количество страданий и потрясений, и шекспировский актер Дэвид Теннант изобразил их как нельзя лучше. Эксцентричный Доктор-гений, в котором детское любопытство перед Вселенной чередуется с эмоциональными вспышками на грани нервного срыва. Доктор Теннанта терял и обретал вновь истинную любовь, становился мессией, полностью стирал свою личность и смотрел, как умирают его ближайшие соратники. Это самый глубокий и трагичный Доктор.
Одиннадцатый и пока что последний появившийся на экране Доктор — самый молодой в истории. Это классический ребенок с душой старика, который то радуется новым игрушкам, то сокрушается от тяжести бытия. Доктор Смита — это Питер Пэн, который вечно пытается спасти себя и своих друзей от взрослой жизни, но в результате врезается во все ее проблемы со скоростью ракеты.
За 50 лет образ Доктора сильно поменялся — из седовласого чудака-брюзги он превратился в гиперактивного модника
Сериал «Доктор Кто» — не столько произведение какого-то отдельного человека, сколько результат коллективной работы телеканала Би-би-си, который в 60-е переживал свой золотой век. Продюсерам нужно было заполнить место в вечерней программе между спортивными новостями и игровыми шоу, и они решили, что и детям, и взрослым мог бы понравиться научно-фантастический сериал. Задание дали штатным писателям Би-би-си, и они по очереди, как ни в чем не бывало, начали придумывать детали одну страннее другой. Герои сериала будут путешествовать не в космосе, а во времени. Главным персонажем будет таинственный инопланетянин по имени Доктор (название сериала «Доктор Кто» — не имя героя, а вопрос к нему). Доктор может перерождаться и менять личность. И так далее.
Изначально «Доктор Кто» продержался на телевидении 26 лет и был закрыт в 1989 году из-за низких рейтингов. На нем выросло несколько поколений британцев, образы сериала стали частью современного фольклора, в любви к нему признавались все британские знаменитости, начиная от королевы Елизаветы и заканчивая Ноэлем Галлахером. В 2005 году обновленный «Доктор» вернулся на телевидение и стал уже не локальным, а мировым хитом: сериал о путешествиях во времени оказался невероятно к месту в мире, где времени ни на что не хватает.
Создатели Доктора
Если попытаться определить главного человека, стоявшего у истоков «Доктора Кто», — Ньюман имеет больше всего прав на эту роль. В 1963 году Ньюман был директором отдела драмы на Би-би-си, и именно он настоял на том, что новый сериал должен быть научно-фантастическим. Он сам сделал набросок главного персонажа и придумал легендарное название.
Сценарист, которого не взяли на телевидение, потому что он выглядел голодным, в историю попал как создатель главных врагов Доктора — далеков, кровожадных инопланетных киборгов с диктаторскими замашками. Первые серии «Доктора Кто» появились на телевидении одновременно с кадрами убийства Джона Кеннеди и остались практически незамеченными. Настоящую популярность сериал обрел, только когда на экране появились далеки, вселявшие ужас в сердца британцев.
BBC Radiophonic Workshop
Чтобы вернуть сериал на телевидение после 16 лет молчания, потребовались усилия многих людей, и Расселл Т.Дэвис был одним из главных. Дэвис, в то время суперуспешный сценарист и продюсер, неоднократно говорил, что вернется на Би-би-си, только чтобы писать для «Доктора Кто». Желание исполнилось — он стал главным продюсером и автором обновленного сериала на 6 лет. Дэвис привнес во вселенную «Доктора Кто» еще больше черного юмора и сатиры, сразу нацелив шоу на более взрослую аудиторию.
В 2009 году главным в мире по «Доктору Кто» стал Стивен Моффат, одновременно он начал работать над другим потенциальным хитом — сериалом «Шерлок» с Бенедиктом Камбербатчем. Это двойное попадание сделало Моффата, ранее известного в основном по средним ситкомам, одним из самых успешных и узнаваемых продюсеров британского ТВ. Моффат перенес в «Доктора» свои фирменные запутанные сюжетные линии, которые сводят неподготовленного зрителя с ума.
Враги
Далеки — самые заклятые (и нелепые) враги Доктора, которые преследуют его все 50 лет существования сериала
Вселенная «Доктора Кто» была придумана в эпоху противостояния тоталитарным режимам, поэтому силой зла в сериале чаще всего выступает либо безликий, нацеленный на поглощение всего живого коллективный разум, либо готовые на все ради власти или мести эгоцентристы.
Самый яркий пример первой категории — далеки, существа со смешными голосами, похожие на гигантскую солонку, к которой приделали вантуз. Сейчас далеки смотрятся скорее комично, но в 60-х их боялись и дети, и родители, вскоре они стали настолько же каноническим образом «Доктора Кто», как и полицейская будка. Впрочем, по-настоящему страшны далеки не своей наружностью, а тем, что у них внутри: непроницаемыми роботами управляют живые существа, подчиненные воле своего создателя, который отдает им только один приказ: «Уничтожить».
Второй самый известный враг Доктора и его полный антипод — другой лорд времени, Мастер, психопат, тиран и садист. В Мастере, как в кривом зеркале, искажаются все качества Доктора: вместо способности внушать доверие — способность подчинять себе волю других людей, вместо интереса к судьбе человечества — желание наблюдать за его страданиями, вместо самопожертвования — уничтожение других ради собственного блага.
Космос
Космическая станция, на которой путешествуют в космосе остатки населения Британии, передвигается благодаря страданиям гигантского кита
Создатель сериала «Доктор Кто» Сидни Ньюман был большим поклонником «Рассерженных молодых людей» и считал, что фантастика дает уникальную возможность критиковать современное общество. Сценаристы и продюсеры всегда старались следовать этому принципу, и поэтому инопланетные миры, которые посещает Доктор, часто служат гротескным зеркалом Земли. Например, в одном из своих первых эпизодов Мэтт Смит и его спутница попадают на космический корабль Starship UK — плывущую по галактике копию Соединенного Королевства, которая отпочковалась от погибающей Земли. Жизнь космической Британии мало отличается от обычной, вот только за всеми ее жителями круглосуточно наблюдают шизофренические андроиды, а летит корабль за счет страданий древнего космического кита. В самых смешных эпизодах «Доктора Кто» инопланетяне принимают совсем уж гротескную форму. Взять хотя бы серию, в которой пришельцы решили сделать из Земли планетарный инкубатор, постепенно перерабатывая растолстевшее население в очаровательных жировых детенышей.
Время
Снеговики из разумного злобного снега обосновались в викторианской Англии и стали причиной встречи одиннадцатого Доктора в исполнении Мэтта Смита с его последней на сегодняшний момент спутницей Кларой Освальд
Любимое развлечение создателей сериала «Доктор Кто» во всю его 50-летнию историю — переворачивать с ног на голову популярные исторические эпохи, вписывая в них инопланетян, монстров и самого Доктора. Самыми популярными объектами этих издевательств стали две точки максимальной гордости Британии: викторианская эпоха и Вторая мировая война. Зрители сериала наблюдали, как Чарлз Диккенс пытается понять феномен дыр в пространстве и времени, как нанороботы пришельцев превращают раненых британских солдат в зомби, как сошедший с ума инопланетный сверхинтеллект захватывает викторианский Лондон при помощи оживших снеговиков. Доставалось и более древним эпохам: Помпеи по версии сериала погибли из-за вмешательства таинственных огнедышащих существ, а Шекспир вдохновился на написание «Макбета» после того, как сразился с пришельцами, которые черпают силу из слов.
Будущее земных цивилизаций по версии «Доктора» чаще всего представляется печальным. Новый Нью-Йорк, к примеру, через миллиарды лет переедет на другую планету и превратится в одну гигантскую пробку, а населять его будут люди-кошки и фривольные бабушки. Саму же Землю ждет бесславный конец: во второй серии после перезапуска сериала пришельцы-миллиардеры и Доктор будут наблюдать, как опустевшую планету под звуки Бритни Спирс поглощает Солнце.
Поклонники
Королева Елизавета II — поклонница девятого Доктора, брутального Кристофера Экклстона
Фотография: Fotobank/Getty Images
В число преданных фанатов «Доктора Кто» можно смело записывать половину жителей Британии — начиная с королевской семьи. Помощники Елизаветы II рассказывали прессе, что Ее Величество смотрит шоу с самой первой серии и считает Кристофера Экклстона одним из лучших актеров, игравших Доктора. Когда Экклстон объявил, что уйдет из сериала после первого сезона, королева заказала все серии «Доктора Кто» на DVD и провела за ними все лето в загородной резиденции. Сын королевы, принц Чарлз, тоже большой фанат Доктора: во время визита на студию, где снимался сериал, Чарлз изучил корабль Доктора TARDIS изнутри, познакомился с Мэттом Смитом и даже попробовал себя в роли далека.
«Доктор Кто» — один из самых успешных научно-фантастических проектов в истории, в любви к нему признаются все классики жанра от Джорджа Лукаса и Стивена Спилберга до Нила Геймана и Джосса Уидона. Гейману даже удалось написать для сериала пару эпизодов. Он говорил в интервью, что почувствовал себя богом, когда написал в сценарии «Интерьер: TARDIS».
Пять эпизодов, после которых Доктора нельзя не полюбить
«The Deadly Assassin» (1976)
Классическую эпоху Доктора от забвения главным образом спасают захватывающие истории и великие актеры. В «The Deadly Assassin» с лихвой хватает и того и другого: Доктор возвращается на свою родную планету и сражается со своим заклятым врагом Мастером, а Том Бейкер демонстрирует чудеса импровизационной актерской игры и сорит типично бондовскими фразами.
«The Empty Child» + «The Doctor Dances» (2005)
Одно из самых удачных погружений в историческую эпоху и первый настоящий успех обновленного сериала. Доктор и Роуз путешествуют по Лондону, который бомбят немцы, сталкиваются с призраками детей в противогазах и знакомятся с Джеком Харкнессом — красавчиком и межгалактическим аферистом. Триумф победы над фашизмом, показанный через призму фантастики и авантюризма.
«The Impossible Planet» + «The Satan Pit» (2006)
Иногда даже всезнающему и вездесущему Доктору приходится сталкиваться с вещами, которых он не понимает. В такие моменты сериал незаметно превращается в философский триллер. Доктор заглядывает в бездну и говорит с дьяволом об устройстве Вселенной, одновременно спасая свою возлюбленную от черной дыры. Один из лучших моментов Дэвида Теннанта.
Эпизод, который наиболее наглядно и исчерпывающе может ответить на вопрос, чем хорош сериал. Совсем еще юная и мало кому известная Кэри Маллиган играет мечтательную девочку Салли Спарроу, которая попадает в гущу борьбы Доктора с плачущими ангелами — космическими хищниками, пожирающими время. Кто бы мог подумать, что детективы для подростков и парадоксы путешествий во времени окажутся настолько идеальной парой.
«Vincent and the Doctor» (2010)
Доктор любит хвастаться встречами с выдающимися людьми разных эпох, и ему есть чем гордиться. Cреди прочих Доктор встречался с Шекспиром, Диккенсом, маркизой де Помпадур, Черчиллем и королевой Викторией. Но мало кто из этих легенд захватывал экран так же полно, как Винсент Ван Гог. В этой серии Мэтт Смит и его спутница путешествуют не только через время, но и через картины Ван Гога, пытаясь понять его воображение.