в каком году ввели транспортный налог в россии
Как транспортный налог в России менялся на протяжении последних 100 лет
Депутаты опять предложили отменить транспортный налог, заменив его акцизами на топливо. Дежавю! Вспоминаем, когда в СССР отменили налог на велосипеды, как отличался сбор в Москве и провинции и какой период в налоговой истории был самый либеральный.
Итак, 20-е годы. В ту далекую пору автопарк, а точнее, парк средств передвижения, был довольно скромным, основную его долю составляли лошади, конные экипажи, велосипеды и самодвижущиеся повозки. Тем не менее постановление ВЦИК «О волостном бюджете» от 1924 года уже содержит в разделе «Доходные источники» пункт «Налог с транспортных средств».
Постановление об утверждении Положения о местных финансах РСФСР от 1926 года подтверждает, что в волостные и соответствующие им бюджеты обращаются в том числе и доходы от таких налогов. При этом в постановлении подробно указывается, какие ТС подлежат налогообложению: выездные и рабочие лошади (кроме тех, что не достигли рабочего возраста), самодвижущиеся экипажи, моторные лодки, яхты, велосипеды, лодки, ялики и паромы. Как мы видим, в 1926 году законодательство было еще построже нынешнего, поскольку уплаты «дани» не избежали даже велосипедисты.
На фото: Санкт-Петребург
Не менее четко в документе были указаны и категории, освобождаемые от налогов, — ТС, принадлежащие почтовым, пожарным, спасательным службам (в том числе яхты и моторные лодки Общества спасения на водах), которые при этом не должны были «преследовать целей коммерческого характера», то есть могли использоваться исключительно по назначению; те же условия были справедливы и для транспортных средств, принадлежащим санитарно-лечебным заведениям, санаториям, домам отдыха и инвалидным учреждениям. А ставки налога, устанавливаемые соответствующим исполнительным комитетом, объявлялись не позднее чем за один месяц до срока, назначенного для платежа налога.
1925 год. Декрет СНК РСФСР утверждает список городов, для которых повышаются предельные ставки надбавок к государственным налогам и сборам (в том числе, конечно, и транспортным): Москва, Ленинград, Ростов на Дону и Владивосток.
40-е — 50-е годы. К этому времени автопарк расширился, пополнившись автомобилями и мотоциклами. Ну а где автомобили с мотоциклами, там и налоги на них — куда же без этого. Пошлины к тому времени стали более единообразными и стандартизированными и прописывались непосредственно в высших документах, а не отдавались на откуп органам управления на местах.
Так, например, Указ Президиума ВС СССР от 1942 года «О местных налогах и сборах» содержит вполне конкретные ставки, приведенные в таблице ниже. Примечательно, что ставки дифференцировались в зависимости от размера населенных пунктов: жители крупных центров и столиц союзных республик платили больше, жители рабочих поселков — значительно (в 2-4 раза) меньше.
Наименование объектов обложения | Столицы союзных республик и краевые (областные) центры по перечню, установленному СНК союзной республики | Прочие краевые (областные) центры | Прочие города, дачные и курортные поселки | Рабочие поселки |
1. Автомобили и моторные лодки с каждой силы | 25 руб. | 20 руб. | 15 руб. | 10 руб. |
2. Мотоциклы с каждой силы | 15 руб. | 10 руб. | 7 руб. | 5 руб. |
3. Велосипеды | 15 руб. | 10 руб. | 7 руб. | 5 руб. |
4. Лодки и ялики: | ||||
а) используемые в виде промысла для перевозки людей | 50 руб. | 40 руб. | 30 руб. | 20 руб. |
б) в остальных случаях | 15 руб. | 10 руб. | 7 руб. | 5 руб. |
5. Паромы, грузовые лодки и яхты | 100 руб. | 75 руб. | 50 руб. | 25 руб. |
6. Лошади | 250 руб. | 200 руб. | 150 руб. | 100 руб. |
7. Животные (кроме лошадей), используемые в извозном промысле | 100 руб. | 75 руб. | 50 руб. | 25 руб. |
Для автомобилей, моторных лодок, мотоциклов и лошадей, приобретенных во втором полугодии, налог справедливо делился пополам. Велосипедисты снова не в фаворе. Зато от уплаты налогов освобождались в том числе старатели золотой и платиновой промышленности, старатели предприятий по добыче и переработке олова и других редких металлов и иностранные граждане, состоящие членами иностранных автомобильных обществ, приехавшие не более чем на год, причем эта льгота распространялась на граждан лишь тех государств, в которых соответствующая льгота была предоставлена советским гражданам.
1945 год. Постановление Совнаркома РСФСР устанавливает перечень городов, «в которых сбор с владельцев транспортных средств взимается по высшим ставкам». В дальнейшем этот перечень расширяется и дополняется. Так, в 1952 году особым постановлением в него включен Ленинград, а в 1973 и в 1981 годах — еще несколько крупных городов, таким образом их общее количество доводится до 72. Как видите, дифференцированный подход к жителям разных регионов появился очень давно. Что логично: как-никак, в столицах всегда жить доходнее.
На фото: Москвич 400/420А
1959 год. Указ Президиума ВС СССР наконец-то отменяет транспортный налог для владельцев велосипедов. Велосипедисты ликуют.
1981 год. К этому времени технический прогресс наконец-то вытеснил из списка налогоплательщиков не только велосипедистов, но и владельцев лошадей и прочих ездовых животных. Да и схема расчета налогов была значительно упрощена: такса на все транспортные средства рассчитывалась, исходя исключительно из их мощности.
Наименование объектов обложения | Столицы союзных и автономных республик и краевые (областные) центры по перечню, устанавливаемому Советом Министров союзной республики | Другие краевые (областные) центры | Остальные города, дачные и курортные поселки | Прочие населенные пункты |
Автомобиль, мотосани и моторные лодки (катера, яхты) в зависимости от мощности мотора | ||||
с каждой лошадиной силы | 25 коп. | 20 коп. | 15 коп. | 10 коп. |
либо с каждого киловатта мощности | 34 коп. | 27,2 коп. | 20,4 коп. | 13,6 коп. |
Мотоциклы в зависимости от мощности мотора: | ||||
с каждой лошадиной силы | 15 коп. | 10 коп. | 7 коп. | 5 коп. |
либо с каждого киловатта мощности | 20,4 коп. | 13,6 коп. | 9,5 коп. | 6,8 коп. |
От налога были освобождены в том числе Герои Советского Союза, лица, награжденные орденом Славы трех степеней, и инвалиды Великой Отечественной войны.
1988 год. Список объектов налогообложения немного расширяется, включая в себя грузовики и мотороллеры, а также «другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу», но при этом сохраняет простую и прозрачную схему расчета, опирающуюся на мощность. Ставки тем временем выросли вдвое: 50 копеек с «лошади» для автомобилей, 30 копеек для мотоциклов и мотороллеров. Грузовые автомобили с «другими самоходными машинами» требовали уплаты уже одного рубля с одной лошадиной силы.
На фото: ВАЗ 2102 Жигули
1991 год. Принят Закон о дорожных фондах в Российской Федерации, в котором впервые были дифференцированы ставки транспортного налога в зависимости от мощности, причем как для легковых, так и для грузовых автомобилей.
Вид транспортного средства | Размер годового налога |
Автомобили легковые с мощностью двигателя | |
до 100 л. с. (до 73.55 кВт) включительно | 50 коп. |
свыше 100 л.с. (свыше 73.55 кВт) | 1 руб.30 коп. |
Мотоциклы и мотороллеры | 30 коп. |
Автобусы | 2 руб. |
Грузовые автомобили и тракторы с мощностью двигателя | |
до 100 л.с. (до 73.55 кВт) включительно | 2 руб. |
свыше 100 до 150 л.с. (свыше 73.55 до 110.33 кВт) | 4 руб. |
свыше 150 до 200 л.с. (свыше 110.33 до 147.1 кВт) | 4 руб. 80 коп. |
свыше 200 до 250 л.с. (свыше 147.1 до 183.9 кВт) | 5 руб. 20 коп. |
свыше 250 л.с. (свыше 183.9 кВт) | 7 руб. 15 коп. |
Другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу (кроме зерноуборочных и других специальных сельскохозяйственных комбайнов) | 2 руб. |
2001 год. Федеральный дорожный фонд Российской Федерации упразднен. Новый федеральный закон о налоговых ставках приблизил их к тем значениям, которые выглядят привычными и сегодня. Это означало одно — их резкий рост. Налог на автомобили мощностью до 100 л.с. вырос до 5 рублей, а свыше 100 л.с. (а конкретно свыше 250 л.с.) до 30 рублей. Достаточно сравнить эти данные с цифрами таблицы, данной выше, чтобы оценить масштаб изменений. Разумеется, при сравнении нельзя учитывать исключительно числовые значения налога, следует помнить о динамике изменения средней заработной платы, покупательской способности населения, инфляции и других финансовых и экономических факторах. В общем, стоимость денег за эти 10 лет несколько поменялась, и налоги поднялись вслед за ней.
На фото: Opel Vectra
Кстати говоря, именно в законодательных актах 2002 года появилась формулировка «транспортный налог», до этого именовавшийся как «налог с владельцев транспортных средств». И отсюда начинается его долгий и извилистый путь…
Помимо установления новых ставок, которые теперь назывались «базовыми», законодательство предусматривало возможность их пятикратного увеличения или уменьшения, оставляя ее на усмотрение органов местного управления субъектов Российской Федерации.
Разумеется, получив возможность регулировать ставки налога до пяти раз, региональные власти не преминули ею воспользоваться, и размеры пошлин стали очень сильно разниться от области к области. Так, например, столичные чиновники полностью освободили от обязанности платить ТН владельцев автомобилей мощностью ниже 70 л.с., мотивируя это тем, что объем этих налоговых поступлений почти не играл роли в формировании московского бюджета. В регионах ситуация, разумеется, отличалась, и даже в Подмосковье и Санкт-Петербурге автовладельцы на маломощных «стальных конях» исправно пополняли казну.
На фото: Ford Fiesta
2004 год. Вместо по-прежнему ликующих велосипедистов транспортным налогом стали облагаться владельцы реактивных самолетов: в федеральный закон, устанавливающий размеры ТН, была внесена фраза «Налоговые ставки устанавливаются в зависимости от тяги реактивного двигателя, в расчете на один килограмм силы тяги реактивного двигателя». Базовая ставка на транспортные средства, оснащенные реактивными двигателями, была установлена в размере 20 рублей за 1 килограмм силы тяги.
2005 год. В Государственную Думу поступает предложение Совета Федерации повысить базовые ставки транспортного налога сразу в пять раз. Минтранс не одобряет эту инициативу из-за и без того излишне высокой транспортной составляющей в стоимости товаров и услуг в России.
2009 год. Жизнь автолюбителям немного облегчили Министерство внутренних дел Российской Федерации и Федеральная налоговая служба, подписав положение о взаимодействии для предоставления сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы. Таким образом, автовладельцы практически перестали получать платежки из налоговых органов с требованием оплатить транспортный налог за давно проданный автомобиль.
В этом же году Госдума снова рассмотрела и даже приняла поправки в Налоговый кодекс, согласно которым базовые ставки транспортного налога должны были вырасти в два раза. Однако после волны возмущения со стороны автовладельцев ставки было решено оставить без изменений. Вместо этого регионам была дана возможность уменьшать или увеличивать базовую ставку не в пять, а в десять раз, то есть ответственность за наполняемость регионального бюджета была практически полностью переложена на региональные же власти.
Также в числе поправок была внесена зависимость ставок налога от экологического класса автомобиля. Это означало возможные увеличения выплат для владельцев старых автомобилей, двигатели которых, как правило, не соответствовали современным экологическим стандартам.
2009 год был богат событиями, и параллельно с принятием «новых старых» налоговых ставок было выдвинуто одно из первых предложений отменить транспортный налог, включив его в стоимость бензина. С соответствующим заявлением выступили представители фракции ЛДПР, которые проголосовали против передачи регулирования тарифов на откуп регионам.
2010 год. По итогам событий 2009 года многие региональные власти увеличили транспортный налог, что привело к довольно неоднозначным результатам: в некоторых областях приток капитала в бюджет все же вырос, а в некоторых стало резко увеличиваться количество неплательщиков. Люди отреагировали на увеличение налоговой нагрузки отказом ее нести: двукратный рост тарифов стал для некоторых непосильным, а для некоторых принципиально неприемлемым. На фоне этого в правительство вернулись обсуждения отмены транспортного налога с 2011 года за счет повышения акцизов на бензин. По мнению экспертов, цена бензина при этом могла увеличиться на сумму от 50 копеек до нескольких рублей.
На фото: Renault Logan
По результатам предварительных обсуждений было вынесено решение плавно повысить акциз на топливо на три рубля в течение нескольких лет, полностью отменив при этом транспортный налог. Однако впоследствии депутаты пришли к схеме «акциз плюс налог», согласно которой предлагалось вдвое снизить базовые ставки ТН, одновременно повышая стоимость бензина. Соответствующий закон был принят в конце года, а начало его действия было назначено на начало следующего.
Между тем Минпромторг озвучил предложение дифференцировать базовые ставки в зависимости от экологического класса и года выпуска автомобилей, увеличив их для автомобилей класса ниже «Евро-4» вплоть до двух раз (для автомобилей старше 2006 года). К облегчению автолюбителей Министерство экономического развития эту идею не поддержало.
Одной из инициатив в том же году стало предложение освободить от уплаты транспортного налога владельцев автомобилей, оснащенных газовым оборудованием. В числе объективных преимуществ ГБО было озвучено отсутствие сажи в выхлопе, относительная чистота самого топлива и его сравнительная дешевизна. Однако и это возможное нововведение осталось на стадии обсуждения, не дотянув до реализации.
На фото: Renault Clio
2011 год. Этот год стал небольшой «передышкой», в течение которой не выдвигалось спорных и радикальных предложений по изменению объемов налогообложения. Более того, в некоторых регионах страны налоговое бремя было снижено, вводились новые льготы и послабления, такие как отмена ТН для пенсионеров, ветеранов боевых действий и водителей малолитражек. Некоторые субъекты РФ, видимо, отчаявшись, «простили» должников, частично списав задолженности за прошлые годы.
2012 год. Передышка не могла продолжаться долго, и в 2012 году вновь грянул гром. Гром выразился в Проекте Федерального закона Российской Федерации «О внесении изменений в статью 361 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Изменения, которые предлагалось внести, затрагивали не самые широкие слои населения, но это с лихвой компенсировалось их масштабностью. Суть предложений была в повышении ставки транспортного налога для автомобилей мощностью свыше 410 л.с. сразу до 300 рублей без возможности ее снижения местными властями, но с сохранением возможности ее увеличения. Этой участи должны были избежать автомобили старше 2000 года и гоночные авто, используемые «исключительно для участия в спортивных соревнованиях». Также сразу пятикратно предполагалось повысить ставки на мощные мотоциклы (свыше 130-150 л.с.), гидроциклы (свыше 150 л.с.), катера и яхты (свыше 300 л.с.). Этот проект так и остался проектом, однако по сути именно он стал первой ласточкой нового, грядущего в 2013 году налога на роскошь. Но не будем забегать вперед.
На фото: Mercedes-Benz S-Classe
В конце 2012 года даже президент Российской Федерации отметил, что «в целом согласен» с необходимостью отмены транспортного налога и включением его в стоимость топлива, но пояснил, что пока региональные власти к этому «не готовы», так как схемы пополнения бюджета из топливных акцизов еще не проработаны.
2013 год. Вот и он. Федеральный закон «О внесении изменений в статью 362 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Он дополнил правила исчисления суммы налога на автомобили дороже 3 миллионов рублей новыми повышающими коэффициентами — от 1,1 до 3, в зависимости от конкретной стоимости автомобиля и его возраста. Например, машины возрастом от 2 до 3 лет и стоимостью от 3 до 5 миллионов включительно стали облагаться налогом в 1,1 раз большим, чем раньше. А налог на «старье» до 20 лет включительно, стоящее при этом дороже 15 миллионов, вырос в 3 раза.
Тем временем Минпромторг подготовил очередной проект по внедрению новых правил расчета ТН в зависимости от экологического класса и года выпуска, а не мощности. В числе новых предложений в нем были инициативы по снижению налога для гибридов на 50%, а для электромобилей на все 100%.
На фото: Volvo V60 Plug-In Hybrid
2014 год. В Госдуме были озвучены предложения об освобождении от налога владельцев автомобилей, работающих на газе. Как говорится, все новое — это хорошо забытое (за 4 года) старое. Хотя здесь это, конечно, шутка, но доля правды в ней тоже есть.
2015 год. И вот мы возвращаемся из долгого путешествия в далекое прошлое. Теперь, освежив в памяти то, что происходило, посмотрим с надеждой в будущее. Будущее, которое наступит уже совсем скоро. И пусть каждому оно принесет то, чего он от него ждет.
Возможно, в 2015 году транспортный налог все-таки отменят, и наш список памятных дат в его истории пополнится. А может, все будет несколько иначе. Как именно? Скоро узнаем…
Читайте также:
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Транспортный налог для организаций 2021
Многие организации приобретают и регистрируют на свои фирмы машины и другие транспортные средства. Это влечёт за собой необходимость начислять и уплачивать транспортный налог, а также представлять соответствующую отчетность. Какие организации и как это должны делать расскажем в статье, используя в качестве примера Смоленскую область.
История транспортного налога в России
К 1981 году технический прогресс привел к исключению из числа налогоплательщиков велосипедистов, владельцев лошадей и прочих ездовых животных. С этого года на величину транспортного налога стала влиять только мощность автомобиля. В 1991 году впервые ставки налога на транспорт дифференцировали в зависимости от их мощности.
Еще через 10 лет Федеральный дорожный фонд РФ был упразднен. Новый федеральный закон о налоговых ставках приблизил их к тем значениям, которые выглядят привычными и сегодня. Это означало одно – резкое увеличение налоговых ставок, при этом региональные власти могли их увеличивать либо уменьшать. Ранее, до указанной реформы, все отчисления с водителей шли в специальные дорожные фонды. И далее все сборы тратились именно на поддержание дорог в приличном состоянии. Сейчас же весь транспортный налог идет бюджет региона и им же распределяется на различные нужды по собственному усмотрению.
В 2013 году принят Федеральный закон «О внесении изменений в статью 362 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Он дополнил правила исчисления транспортного налога введением повышающих коэффициентов для дорогих авто. С тех пор значительных изменений не происходило.
Мы описали лишь вкратце, как долго существует транспортный налог в России и как много изменений претерпел порядок его расчета. При этом многие автолюбители искренне не понимают, за что и почему они платят. Ведь, даже если машина стоит в гараже годами, но мощность у нее большая, приходится платить налога больше, чем при интенсивной эксплуатации дорог менее мощными авто. Кроме того, как мы писали выше, само предназначение взимания транспортного налога стало весьма расплывчатым. На протяжении нескольких последних лет регулярно появляются слухи и рождаются всевозможные обсуждения об «отмене» транспортного налога, а точнее замене его или экологическим сбором, или включением его в стоимость бензина, и др. Однако против указанных инициатив выступало правительство РФ, поскольку это приведет к выпадению доходов бюджетов субъектов РФ. И когда что-то изменится – неизвестно.
01. Чем регулируется транспортный налог
1) Глава 28 НК РФ;
2) Законы субъектов РФ – т.е. налоговые ставки, льготы, сроки уплаты утверждаются субъектами РФ в пределах, закрепленных в НК РФ. Для Смоленской области – это Закон Смоленской области от 27.11.2002 № 87-з «О транспортном налоге» и статья 2 Закона Смоленской области от 30.11.2011 № 114-з «О налоговых льготах».
02. Налогоплательщики
Самым, пожалуй, важным в транспортном налоге является то, что налогоплательщиками являются организации, на которых зарегистрированы в соответствии с законодательством РФ транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ. Т.е. продали ли вы автомобиль, сдали ли в аренду, пользуетесь вы им или он находится в разобранном состоянии – всё это не имеет значения.
Пока машина зарегистрирована за вами, налог платите вы.
При этом индивидуальные предприниматели не названы в качестве налогоплательщиков транспортного налога, исходя из чего они его уплачивают как физические лица.
03. Объект налогообложения
Исключения, например:
04. Налоговая база
Налоговая база по транспортному налогу организациями определяется отдельно по каждому транспортному средству:
Кроме того, отдельно предусмотрен расчет в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя (подробнее в ст. 359 НК РФ).
05. Налоговый и отчетные периоды
Налоговым периодом является календарный год. Отчетными периодами по транспортному налогу для организаций являются 1, 2 и 3 квартал при утверждении таковых субъектами РФ.
К слову, в Смоленской области отчетные периоды утверждены, т.е. раз в квартал организации должны самостоятельно рассчитывать и уплачивать авансовые платежи по налогу (авансовые расчеты при этом в ФНС представлять не надо).
06. Налоговая ставка
Налоговая ставка по транспортному налогу устанавливается в рублях субъектами РФ в зависимости от вида налоговой базы и ее количественного измерения в пределах, установленных в статье 361 НК РФ.
В Смоленской области ставки для организаций и физических лиц одни и те же. Например:
07. Расчет налога
Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога и авансовые платежи по нему самостоятельно. В общем случае транспортный налог рассчитывается по формулам:
Сумма налога за налоговый период = Налоговая база х Налоговая ставка
Сумма налога к уплате за налоговый период = Сумма налога за налоговый период – Суммы авансовых платежей, уплаченные в течение налогового периода
Авансовые платежи = ¼ х (Налоговая база х Налоговая ставка)
Повышающий коэффициент для дорогих авто
При использовании повышающего коэффициента необходимо также учитывать количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, при подсчете которых сам год выпуска также входит в расчет. Например, если автомобиль выпущен в 2013 году, то в 2013 году количество лет, прошедших с года его выпуска составит 1 год, в 2014 – 2 года и т.д. Обратите внимание, что не имеет значения, за сколько и когда организация приобрела автомобиль и когда поставила на учет.
Когда транспортное средство зарегистрировано не полный календарный год
В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия его с регистрации в регистрирующих органах в течение налогового периода транспортный налог и соответственно суммы авансового платежа по нему рассчитываются с учетом коэффициента (далее – коэффициент владения). Для его расчета надо поделить число полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, на число календарных месяцев в налоговом периоде (обычно это 12). Значение коэффициента определяется с точностью до четвертого знака после запятой. При этом месяц приобретения включается в расчет, если транспортное средство поставлено на учет до 15-го числа включительно. А месяц выбытия учитывается, если транспортное средство снято с учета после 15-го числа.
Транспортные средства, находящиеся в розыске
Расчет транспортного налога по таким транспортным средствам производится с учетом количества месяцев, в течение которых они находились во владении налогоплательщика. При этом необходимо представить в ФНС подлинник или копию справки об угоне, выданной соответствующим подразделением ОВД России после подачи заявления о краже транспортного средства.
Пример1 Расчет транспортного налога при стандартной купле-продаже автомобиля
У покупателя
ООО «Тыковка» приобрело легковой автомобиль мощностью 120 л.с. 14 февраля 2020 г. и 16 февраля 2020 г. зарегистрировало его в ГИБДД Смоленской области на себя. При расчете коэффициента владения февраль не учитываем, т.к. постановка на учет произведена после 15-го числа. Итого полных месяцев 10 (март – декабрь). Коэффициент владения будет: 10÷12 = 0,8333. Сумма транспортного налога за 2020 г. = 0,8333 х 20 руб. (ставка налога для легкового автомобиля от 100 до 150 л.с. в 2020 г. для Смоленской области) х 120 л.с. = 1999,92 руб. = 2000 руб. (т.к. суммы налогов необходимо исчислять в полных рублях).
У продавца
ООО «Подснежник» продало автомобиль 14 февраля, снятие его с учета в органах ГИБДД Смоленской области произошло 16 февраля 2020 г. Февраль включаем в расчет коэффициента владения, т.к. снятие с учета произошло после 15-го числа. Итого число полных месяцев владения 2. Коэффициент владения в 2020 г. в данном случае: 2÷12 = 0,1667. Сумма транспортного налога за 2020 г. = 0,1667 х 20 руб. х 120 л.с. = 400,08 руб. = 400 руб. Итого сумма транспортного налога за 2020 г. по указанному транспортному средству составит 2000 + 400 = 2400 руб.
Пример2 Расчет транспортного налога при полном владении автомобилем
Транспортный налог за 2020 г. = 20 руб. х 120 л.с. = 2400 руб. Аналогично расчету в примере 1 рассчитывайте транспортный налог, когда владеете транспортным средством неполный год (в т.ч. в случае угона авто).
Калькулятор транспортного налога
Если ставка зависит от возраста машины, считайте его с года, следующего за годом выпуска. Существует множество сайтов с калькуляторами транспортного налога. ФНС разработала свой вариант калькулятора для физических лиц и достаточно неплохой. При его использовании не забудьте выбрать вверху страницы нужный Вам регион. Т.к. рассчитывать транспортный налог сервис будет по выбранному региону и для него же предложит список льгот. Кроме того, в данном калькуляторе предусмотрена возможность расчета транспортного налога для дорогих авто из вышеупомянутого списка Минпромторга России. Для организаций Смоленской области он так же весьма успешно может использоваться, т.к. налоговые ставки для физ. лиц и организаций одинаковы.
Внимание! На практике приходилось сталкиваться с некоторой задержкой в обновлении данных в сервисе. Поэтому при его использовании для расчета налогов и составления налоговых деклараций в подтверждение их обоснованности сделайте скриншоты интернет-страниц с полученными из сервиса данными. Распечатайте их с указанием даты и времени создания снимка экрана, адреса интернет-страницы, с которого он выполнен, подписи и сведений о лице, сделавшем и распечатавшем снимок экрана. Указанные действия займут немного времени, зато в случае спора будут весомым аргументом в пользу налогоплательщика.
08. Налоговые льготы
Льготы по транспортному налогу устанавливает закон субъекта РФ, в котором зарегистрирован автомобиль (Письмо Минфина от 24.03.2017 N 03-05-06-04/17112). Например, в Смоленской области от уплаты транспортного налога полностью освободили организации:
Внимание! С 2020 года вводится заявительный порядок предоставления льгот по транспортному и земельному налогам организаций. Говоря своими словами, с 2020 года организации должны сообщать о льготах по транспортному налогу специальным заявлением. ФНС пояснила: подавать заявление придется только за налоговые периоды начиная с 2020 года.
09. Уплата налога
С 1 января 2021 налоговую декларацию по транспортному налогу отменили. Последний раз организации должны были отчитаться за 2019 год.
Транспортный налог, в том числе авансовые платежи по нему, за 2020 год организации должны самостоятельно рассчитывать и перечислять в бюджет без подачи декларации.
11. Ответственность налогоплательщика
11.1 Просрочка платежа
В случае несвоевременной уплаты суммы налога налогоплательщику, помимо суммы транспортного налога, следует уплатить и пеню. Сумма пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пени рассчитайте за каждый день просрочки платежа по налогу (ст. 75 НК РФ). Если недоимка возникла после 30 сентября 2017 года, пени за просрочку более 30 дней рассчитайте исходя из 1/150 ставки рефинансирования от неуплаченной суммы налога. Если продолжительность просрочки менее 30 дней или если недоимка возникла до 1 октября 2017 года, пени рассчитайте исходя из 1/300 ставки рефинансирования.
Пени не начисляются, если причиной возникновения недоимки стало:
В этих случаях пени не начисляются за весь период действия указанных решений. Кроме того, пени не начисляются, если недоимка по налогам возникла из-за того, что, рассчитывая налоги, организация руководствовалась письменными разъяснениями контролирующих ведомств (п. 8 ст. 75 НК РФ).
11.2 Неуплата налога
Если неуплата транспортного налога выявлена в результате проверки, организации придется заплатить штраф (ст. 122 НК РФ).
В некоторых случаях сотрудников организации могут привлечь к административной и к уголовной ответственности:
Размер штрафа за неуплату или неполную уплату налога составляет 20 % от суммы неуплаченного налога (ст. 122 НК РФ). Если инспекторы докажут, что неуплата произошла умышленно, то штраф возрастет до 40 %.
Оштрафовать организацию могут только за неуплату (неполную уплату) налога по итогам года. На сумму неуплаченных авансовых платежей штрафы не начисляются (п. 3 ст. 58 НК РФ).
11.3 Непредставление налоговой декларации (не действует, тк сдавать декларацию не требуется)
Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 % неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 1 (одна) тысяча руб (ст. 119 НК РФ). Таким образом, за непредставление налоговой декларации минимальный размер штрафа составляет 1 (одна) тысяча руб.
За нарушение сроков представления налоговой декларации предусмотрена ответственность и ст. 15.5 КоАП РФ в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 рублей.
Бухгалтерские услуги для ООО от Фирммейкер, январь 2018 (обновляем каждый год)
Ирина Базылева
При использовании материала ссылка обязательна
Рассчитаем транспортный налог для всех машинок )