в каком году ввели пятидневку в школе
С какого года ввели в школах СССР пятидневную школьную неделю?
Заканчивала школу в конце 60-х. Никак не могу вспомнить, учились по субботам или нет
Я заканчивал школу в конце 80-х. И у нас была шестидневка. Пятидневная учебная неделя начала распространяться в 90-х. Но даже и сейчас в некоторых школах по субботам учатся. Этот вопрос решается администрацией учебного заведения индивидуально. У шестидневки есть свои плюсы и минусы. Но, мне, честно, все-таки кажется, что пятидневка для детей более приемлема. Разве возможно отдохнуть за один день?
Откуда это взято про пятидневку непонятно.Во всех школах города Твери покрайней мере шестидневка.Есть ряд школ где в начальных классах то есть до 4 включительно пятидневка а далее шестидневка.Считаю что правильно что в начальных классах такой режим.Детям надо давать нагрузку по обучениию постепенно.
Замечательная вещь Александра Куприна!
А знаете, как учителя его расшифровывали – Учитель Пришел ЕДва Домой, Голодный, Измученный, Злой. И во многом они были правы. Это про жизнь учительскую
И потом, что вы так упираетесь в информационные технологии. По-моему пора ограничивать «компьютеризацию» образования. Компьютером пытаются подменить живого учителя и в итоге растят каких-то киборгов, без чувств, без мыслей.
Никакой компьютер НИГДЕ, НИКОГДА И НИКАК не заменит живого слова учителя!
Уж поверьте. Всю сознательную жизнь наблюдаю за учителями как снаружи (сам учился), так и изнутри (отец почти 40 лет проработал учителем и супруга – более 30-ти лет)
Так что, дорогие учителя, пользуйтесь компьютером, Интернетом, интерактивными досками и т. п., но не давайте им себя заслонить.
Потому, что в связи с программами увеличения рождаемости сначала не хватало детских садов и яслей, а сейчас не хватает школ для юных россиян. Многие школы переполнены, занятия идут в две смены. Особенно остро возникает эта проблема в новых микрорайонах, где много молодых семей, а инвесторы стремятся больше заработать именно на жилье, а не на социальных объектах. Вместе с тем, в старых районах, в сельской местности, в моногородах, где нет работы и люди вынуждены уезжать, школы не заполнены и их закрывают или укрупняют, детей возят на школьных автобусах из многих населенных пунктов в один.
Полагаю, вместе с демографическими программами нужно еще предусмотреть программу равномерного заселения территории. В советское время молодежь привлекали на комсомольские стройки, на целину, на БАМ. Сейчас нужно что-то подобное, только на другом, современном уровне, пассионарность молодежи нужно направлять на созидание, чтобы они чувствовали себя хозяевами своей жизни, а не скучивались в крупных городах и жестко конкурировали.
Слово «ученица» является существительным женского рода, будет отвечать на вопрос «кто?».
Разберем данное слово по составу, проведем морфемный разбор.
В России продолжительность учебной недели определяет руководство каждой конкретной школы
Имеет ли смысл борьба родителей за пятидневку?
Вопрос о том, какая продолжительность учебной недели – пяти- или шестидневная – лучше для российских школьников, уже много лет является поводом для бурных дискуссий. За пятидневку выступают (помимо, разумеется, самих детей) родители и специалисты-психологи, утверждающие, что за один неучебный день дети попросту не успевают отдохнуть. По другую сторону баррикад – местные управления образования и администрации школ, сетующие на перегрузку школьных заданий и излишнюю загруженность педагогов в течение короткой учебной недели. И пока победа не досталась ни той, ни другой стороне.
Отметим, что картина с продолжительностью учебной недели по России достаточно пёстрая. Например, пару лет назад в Красноярском крае по субботам учились примерно в трети школ региона (к слову, позже там провели опрос родителей, по итогам которого большинство высказалось за пятидневку). В Иркутской области шестидневка – почти везде. А вот, к примеру, в Ульяновской области напротив, ещё в 2018 г. состоялся переход на пятидневную учебную неделю. Словом, в отличие от ситуации со второй сменой (о ней мы подробно писали в №31 от 11.08.2021), необходимость ликвидации которой признаётся на самом высоком уровне, шестидневка в российских школах «государственной» проблемой (да и просто проблемой) не считается.
Как неоднократно заявляли представители Министерства просвещения, продолжительность учебной недели – вопрос даже не регионального уровня, а уровня руководства каждого конкретного учебного заведения. Таким образом, никакой «политической воли» в отношении количества учебных дней в неделю на сегодняшний день нет. Правда, в прошлом учебном году, когда освоение учебных программ оказалось под угрозой из-за неоднократных внеплановых каникул, дистанционного обучения и прочих «пандемийных радостей», Минпрос разослал по региональным «образовательным» ведомствам методические рекомендации, где говорилось о возможности введения шестидневки, если диагностические контрольные работы покажут неудовлетворительные результаты. При этом, когда по этому поводу поднялся закономерный шум, было отдельно подчёркнуто, что ни о какой «принудиловке» речи по-прежнему не идёт.
Тем не менее в последние пару лет в ряде регионов России время от времени начали звучать высказывания губернаторов о том, что пятидневную учебную неделю в школы хорошо бы вернуть. Например, в этом учебном году такого счастья дождались в Башкирии, где о необходимости перехода на пятидневку заявил лично глава республики Радий Хабиров. Ещё пару лет назад всеобщей стала пятидневка в Московской области. В марте 2018 г. на областном школьном портале по инициативе руководства региона прошёл опрос, где за свободную от учёбы субботу ожидаемо высказались 95% проголосовавших.
А вот, например, в Хабаровске ситуация сложилась, мягко говоря, странная. Там по поводу возвращения пятидневной учебной недели в 2018 г. провели аж целый референдум, который, к слову, прошёл 18 марта – одновременно с выборами Президента РФ. Анкеты по животрепещущему школьному вопросу заполнили более 150 тыс. человек – примерно треть от общего числа пришедших на избирательные участки. Около 66% высказались за пятидневку. Однако обрадовались горожане рано: спустя некоторое время власти заявили, что проводить референдум не было смысла (!), так как каждая школа должна оценивать свои возможности самостоятельно. Таким образом, всеобщий субботний выходной для школьников Хабаровска реальностью так и не стал.
Дополнительный аргумент
Смерть под грифом «Совершенно секретно»
Кто входит в «лагерь» антипрививочников в шоубизе
В России продолжительность учебной недели определяет руководство каждой конкретной школы
При индексации пенсий госслужащих уменьшается региональная надбавка
Минпросвещения планирует отменить прием в колледжи по 43 профессиям, в том числе парикмахера
Минпросвещения РФ рекомендует школам объявить каникулы с 30 октября по 7 ноября
Стрелявший в школе под Пермью ученик отправлен на психиатрическую экспертизу
Сенатор Гумерова призвала перед психологическим тестированием учащихся подготовить профессиональные кадры
Россия может стать Центром всемирного образования
В Самарской школе тестируют камеры, которые могут распознавать людей с оружием
Познавательные ресурсы для детей собрали на одной платформе
Реальная история Тоньки пулеметчицы
Станьте членом КЛАНА и каждый вторник вы будете получать свежий номер «Аргументы Недели», со скидкой более чем 70%, вместе с эксклюзивными материалами, не вошедшими в полосы газеты. Получите премиум доступ к библиотеке интереснейших и популярных книг, а также архиву более чем 700 вышедших номеров БЕСПЛАТНО. В дополнение у вас появится возможность целый год пользоваться бесплатными юридическими консультациями наших экспертов.
90 лет назад в СССР ввели пятидневку
90 лет прошло с тех пор, как в СССР была введена пятидневка. 26 августа 1929 года она заменила семидневную трудовую неделю с одним выходным.
Именно в этот день было принято постановление Совета народных комиссаров СССР «О переходе на непрерывное производство в предприятиях и учреждениях СССР».
Но на пятидневку перешли не в привычном для настоящего времени расписании – пять дней работаем, два отдыхаем. Тогда приняли другое решение — четыре дня работали, на пятый отдыхали. А год был разделен на 72 пятидневки и включал в себя пять постоянных праздников.
Рабочий день при этом длился семь часов вместо восьми.
В результате предполагалось, что рабочая неделя становилась непрерывной. Страна тогда переживала эпоху первой пятилетки, и необходимо было добиться поставленной цели по производству. Важно было, чтобы по субботам и воскресеньям предприятия не простаивали.
В тот момент менялся весь уклад в стране. Так, 1 октября в России произошла смена отсчета дат и переход на советский революционный календарь. Менялись не только трудовые нормы, но и названия дней недели.
Например, в прошлое ушли «пятница», «суббота» и «воскресенье» с их христианским религиозным ореолом. Вместо них пришла нумерация с первого по пятый день «пятидневки».
«Хотя непрерывное производство называлось главной причиной такой перемены, есть основания полагать, что важным был и переход на новый революционный календарь. Пятидневка фактически исключала из обихода «религиозные» субботу и воскресенье. Более того, будто бы исчезли недели и месяцы»,
— комментирует в беседе с «Газетой.Ru» эти изменения Андрей Володин, историк труда в Центре экономической истории МГУ.
Однако у введенной пятидневке были очевидные минусы. Скользящий график закономерно приводил к тому, что в семьях единственный в пятидневке выходной мог не совпадать с выходным cупруга.
При этом экономический эффект от нововведения оказался незаметным, прежде всего, по причине краткосрочности «эксперимента», объясняет Андрей Володин.
Совершенное 90 лет назад нововведение долго не прожило – только по 1931 год. В ноябре этого года была введена шестидневная неделя, 6, 12, 18, 24 и 30 числа каждого месяца были выходными днями.
Обычная семидневная рабочая неделя с 8-часовым рабочим днем и 48 часов в неделю вернется в СССР лишь летом 1940 года.
А 7 марта 1967 года постановлением ЦК КПСС, Совета министров СССР и ВЦСПС была введена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями. То есть появится привычная нам пятидневка.
Примечательно, что спустя почти век власти страны вновь заговорили о смене привычной трудовой недели. Но теперь официальные лица говорят уже о «четырехдневке».
В идеальном будущем предполагается, что четыре дня россияне будут работать, а три отдыхать.
При этом он пояснял, что это не должно сопровождаться уменьшением оплаты труда.
Как говорил ранее в интервью «Газете.Ru» первый зампред Банка России Сергей Швецов, работать на один день меньше россияне смогут через 13 лет.
«Два года назад я сказал, что благодаря использованию современных информационных технологий производительность труда вырастет, и через 15 лет мы будем всерьез обсуждать четырехдневную рабочую неделю. Прошло два года, осталось 13 лет, информационные технологии внедряются, рост производительности труда очевиден. Переход многих производств конвейерных на роботов высвободит большое количество людей», — отмечал он.
Тем не менее россияне с подозрением отнеслись к этой идее, а некоторых испугало то, что это может привести к сокращению зарплат.
В ходе недавнего опроса ВЦИОМ всего 29% опрошенных положительно отнеслись к переходу к четырехдневной рабочей недели, в то время как 48% респондентов такой подход не устроил.
Любопытно, что около 17% россиян отметили, что им все равно, сколько дней в неделю выходить на работу, а 6% не смогли ответить на вопрос однозначно. При этом среди тех, кто выступает против четырехдневки, значатся в основном жители населенных пунктов в 100-500 тыс. человек и обитатели городов с населением 500-950 тыс. человек.
Традиционно прохладно отнеслись к изменениям респонденты преклонного возраста — от 60 лет и старше (58% опрошенных).
50 лет назад в СССР была утверждена пятидневная рабочая неделя
Сегодня рабочая неделя в России и многих других странах регулируется трудовым законом, который устанавливает ее продолжительность. В большинстве цивилизованных стран она составляет около 40 часов в неделю.
Но так было не всегда. На территории России привычная пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями появилась только 50 лет назад.
7 марта 1967 года ЦК КПСС, Совет министров СССР и Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов приняли постановление «О переводе рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями».
Спустя неделю Президиум Верховного Совета СССР издал соответствующий указ.
После отмены крепостного права, положившей начало капиталистической формации в стране, крестьяне работали по найму, занимаясь всем подряд, от плетения лаптей и извоза до гончарного дела и обработки льна. Ни о каких нормах рабочего времени тогда и речи не шло. Зимой крестьяне почти не работали, летом же вставали на самой заре и работали, пока солнце не сядет. Крестьянское население было большей частью занято на полях, в рабочую пору ходили в поле и по воскресеньям — от жары пшеница могла осыпаться. Обычно же воскресенье было выходным днем, когда крестьяне посещали церковь, а затем расходились — кто по домам, кто по трактирам.
В городе ситуация была ненамного лучше. Рабочие часто были заняты на фабриках по 14–16 часов в сутки. Лишь к 1897 году был принят закон «О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской промышленности», устанавливающий 11,5-часовой рабочий день для мужчин и 10-часовой для женщин. Воскресенье было выходным днем. Но по особому договору можно было вводить еще и сверхурочные работы, так что на практике время работы не изменилось.
Серьезные изменения произошли после Октябрьской революции 1917 года.
Тогда Совет народных комиссаров издал декрет, в котором говорилось, что рабочее время не должно превышать 8 часов в сутки и 48 часов в неделю.
Сама же рабочая неделя осталась шестидневной.
Дальше советская власть принялась экспериментировать с рабочими часами. Сначала в 1929 году рабочую неделю сократили до 42 часов — по 7 рабочих часов в день. Потом рабочая неделя стала пятидневной — четыре рабочих дня и один выходной. Из-за этого даже пришлось выпускать специальные календари, чтобы народ не путался: с одной стороны дни шли, как принято в григорианском календаре, с другой — были разбиты на пятидневки. Все рабочие были разделены на пять групп, выходные которых в календаре были выделены отдельным цветом. Это позволяло властям организовать непрерывное производство, но было неудобно для самих рабочих — выходные дни членов семьи и знакомых не совпадали, что усложняло личную и общественную жизнь. Наркоматы и некоторые другие учреждения с 1931 года работали на шестидневке и отдыхали 6-го, 12-го, 18-го, 24-го и 30-го числа каждого месяца, а также 1 марта.
Когда началась Великая Отечественная война, то все выходные и праздничные дни, разумеется, были отменены. Люди работали семь дней в неделю, и только 5 марта 1944 года вышло постановление о предоставлении подросткам младше 16 лет еженедельного дня отдыха и отпусков.
Рабочая неделя снова вернулась к семичасовой шестидневке лишь к 1960 году.
И еще семь лет понадобилось на то, чтобы решить дать гражданам еще один выходной день.
К 1960-м годам идея 40-часовой рабочей недели была реализована и в большинстве европейских стран. Этому процессу в большой степени способствовало развитие экономики и техники, увеличение доли женщин, получающих зарплату, а не занимающихся только домашним трудом, снижение рождаемости, сократившее расходы на детей и, конечно, борьба профсоюзов и рабочих партий за улучшения условий труда — чего только стоила Морозовская стачка в 1885 году, в которой приняло участие около 8 тыс. рабочих.
В 1930 году английский экономист Джон Кейнс предсказывал, что в будущем рабочее время составит 15 часов в неделю.
К сожалению, его прогнозы пока что не оправдались — самая короткая рабочая неделя сейчас в Нидерландах, где граждане отрабатывают в среднем 29 часов за четыре рабочих дня, а оставшиеся три отдыхают. А самые трудолюбивые — японцы и корейцы, проводящие на работе до 55 часов в неделю.
Последние преобразования в законе, регулирующие время труда, были сделаны в 1991 году, когда вышел Закон РСФСР «О повышении социальных гарантий для трудящихся». Согласно ему, продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.
В 2010 году миллиардер Михаил Прохоров предложил ввести 60-часовую рабочую неделю, но это вызвало резко негативную реакцию со стороны профсоюзов, а заместитель председателя комитета по труду и социальной политике Государственной думы Олег Шеин назвал такие поправки антиконституционными. Позже, правда, Прохоров объяснил, что имел в виду лишь возможность человека работать дополнительно 20 часов по совместительству. Но такое предложение, по сути, позволившее бы предпринимателям не оплачивать сверхурочные, особого интереса не вызвало.
О введении пятидневки в школах снова заговорили
В начале марта Валентина Матвиенко высказалась по поводу пятидневной учебной недели в школах. На удивление, она сказала совершено правильные и понятные многим родителям вещи. Дети должны больше времени проводить на воздухе, посещать дополнительные занятия, проводить время с семьёй и т.д. А шестидневная учебная неделя никак этому не способствует.
Что мешает перевести школы на пятидневную учебную неделю?
Теоретически вообще ничего не мешает. Школа самостоятельно выбирает, учиться 5 или 6 дней. Т.е. каждая школа может перейти на пятидневку хоть сегодня. Но, как всегда, у школ возникает масса НО.
1. В школе должно хватать помещений для проведения занятий и учителей. Если школа учится в две смены, то раскидать субботние уроки на неделю просто некуда – второй смене тоже нужно заниматься. То же с учителями: при достаточном количестве педагогов можно организовать обучение по пятидневке. Если учителей не хватает – значит выход кроется в шестидневке.
2. Выполнение санитарных норм. Невозможно поставить в один день 10 уроков – есть санитарные нормы. Поэтому в школах с углубленным изучением предмета будут сложности, поскольку введены дополнительные часы по отдельному предмету. Если каждый день у детей максимальное количество уроков, то ничего не остается, как учиться еще и шестой день.
Единственный выход – отказаться от некоторых «ненужных» предметов. Например, музыки или ИЗО.
Таким образом, чтобы перейти на пятидневку, нужно просто решить проблемы современной школы. Как только они будут решены, то такой переход станет действительно реальным для каждой школы.
Ждать ли пятидневку?
Лично я считаю, что слова В. Матвиенко, конечно, ничего не решат. Решать нужно стандартные проблемы школ. Это значит, строить новую школу, привлекать новых педагогов, а не растягивать учебную неделю на 6 дней и в 2 смены. Ведь, в конечном итоге, страдают сами дети. У многих взрослых пятидневная рабочая неделя. А детям приходится трудиться 6 дней. Вместо того чтобы провести субботу в кругу семьи, они вынуждены идти в школу. Ни выспаться, ни отдохнуть…
Я однозначно выступаю за пятидневную учебную неделю. Жизнь ребёнка не должна проходить только в школе. Есть ещё и дом. Только вот добиться в нынешних условиях и с нынешними проблемами школ быстрого перехода на пятидневку сразу не получится.
Но и сидеть сложа руки тоже не вариант. А вот поэтапно устранять (или помогать устранять) препятствия, которые мешают конкретной школе перейти на пятидневную учебную неделю, однозначно стоит.