в каком году ввели ент в казахстане
Человек, создавший ЕНТ, рассказал, зачем он это сделал
ЕНТ должен был ликвидировать коррупцию в образовании, говорит Жаксыбек Кулекеев, экс-министр образования и науки Казахстана.
В интервью газете «Жас Алаш» Жаксыбек Абдырахметович рассказал об истории внедрения Единого национального тестирования (ЕНТ), его преимуществах и роли в искоренении коррупции в системе образования.
ЕНТ как способ борьбы с коррупцией
ЕНТ — новация, которая была принята в мою бытность министром образование и науки. Многие воспринимают ЕНТ как тестирование. Когда мы принимали это решение, тестирование практиковалось в Казахстане уже несколько лет. Такую форму экзаменации в свое время в целях искоренения коррупции, будучи министром образования, среди абитуриентов ввел еще Владимир Школьник.
ЕНТ отличалось тем, что объединило выпускные экзамены в школе и вступительные экзамены в высшие учебные заведения. Это было решение, соответствующее передовому опыту, сформированному во многих странах мира.
В чем логика объединения двух экзаменов в одну систему?
Мы отдаем своих детей в школу, где они на протяжении 11 лет учатся, воспитываются. Согласно Конституции, школьное образование полностью финансируется из государственного бюджета. Поэтому государство заинтересовано контролировать, насколько эффективно работают общеобразовательные школы. Один из путей организации такого контроля — формирование внешнего или независимого контроля качества знаний учащихся. ЕНТ – система, соответствующая этому требованию, то есть
главная роль ЕНТ — организация внешнего контроля
Система имеет и еще одно преимущество.
ЕНТ показало разный уровень образования по стране
Поскольку ЕНТ — последний школьный экзамен, мы могли полностью финансировать его за счет государства. И эта же система давала возможность сдать экзамен для поступления в высшие учебные заведения за счет государства.
подобная система всем выпускникам создает равные условия, позволяя сохранить социальное равновесие в обществе
Казахстан имеет огромную территорию, и в каждом регионе разное социально-экономическое развитие и свои особенности. У каждой школы свой уровень материально-технической базы и кадрового обеспечения. Безусловно, это не может не влиять на то, что система образования в каждом регионе работает по-разному. Однако заметить это не так-то легко. И
ЕНТ дает возможность сравнивать эффективность работы учреждений образования разных регионов
Не секрет, что по уровню знаний учащиеся Астаны и Алматы всегда впереди, а среди регионов хорошие знания показывают выпускники Павлодарской и Восточно-Казахстанской областей.
На протяжении многих лет в этих регионах особое внимание уделялось системе среднего образования. Этому есть свои объяснения.
Всем известно, что во времена Советского Союза в стране проводилась политика массовой русификации. Если в Казахстане строилась какая-та школа нового образца, то возводилась в регионе, где большинство населения составляли русские. А материально-техническая база школ с казахским языком обучения оставалась на низком уровне. Всем известно, что в советскую эпоху русские в своем большинстве населяли приграничные с Россией северные и центральные регионы страны. Поэтому самые лучшие школы в Казахстане, то есть школы современного образца, строились в ВКО, СКО, Костанайской и Павлодарской областях. Именно это стало хорошей базой для формирования хорошего уровня системы образования этих регионов.
ЕНТ дало возможность сравнить знания учащихся школ единым мерилом. В результате мы смогли проанализировать, каков уровень преподавания математики, литературы в областях.
правильный анализ результатов и сведений ЕНТ дает возможность эффективно управлять системой образования
Письменные экзамены помогли бы расцвету коррупции
Конечно, систему ЕНТ придумал не я. Это практика, широко распространенная во всем мире. Так, в Англии учащиеся старших классов по итогам каждой четверти сдают тест в специальных центрах. По их итогам они зачисляются в высшие учебные заведения.
Большинство тестов принимаются в письменном виде и по всей стране проверяются в одном центре. Итоги становятся известны через 4-5 месяцев, однако это не рождает в обществе кривотолков и недоверия — в этот процесс никто не вмешивается.
А теперь посмотрите,
что было бы в Казахстане, если бы мы ввели письменные экзамены? Коррупция бы расцвела буйным цветом
Влиятельные лица звонили бы по телефону, отправляли своих доверенных лиц. Не то, что четыре месяца, они за три дня переписали бы все результаты.
Мы не можем достичь такого результата не из-за несовершенства системы тестирования, а из-за того, что
не можем победить человеческие пороки — общество не готово принять эту систему
Поэтому пока мы не имеем возможности вводить письменные тесты».
Переводные статьи содержат исключительно оценки оригинала и не отражают позицию 365info
ИсторииКак впервые сдавали ЕНТ в Казахстане и как оно менялось
Хронология и личные истории
Недавно завершилось Единое национальное тестирование. Оно уже второй год проходит в цифровом формате. Мы решили узнать — как еще формат тестирования менялся за 16 лет существования и каково было сдавать его в числе первых — в 2004 году.
Мы поговорили с Жайна Рабат и Гани Жунис, которые были в первых рядах казахстанцев, сдававших ЕНТ.
Текст: Аяулым Жақсылық
Тогда оно проводилось по четырем предметам: казахскому или русскому язык (язык обучения), математике, истории Казахстана и предмету по выбору. Количество задании по каждому предмету — 30, а общий балл ЕНТ составлял — 120. Минимальный проходной балл для поступления в ВУЗ — 40. На прохождение тестирования давали 3 часа.
Изменился пороговой балл для поступления в ВУЗ, он стал выше — 50.
Пороговый балл снова подняли — до 60.
Увеличилось количество предметов (для школ с казахским языком обучения добавили русский язык, для школ с русским языком обучения добавили казахский язык), повысили максимальный балл тестирования с 120 до 125, но снизили количество вопросов по предмету с 30 до 25, понизили пороговый балл до 50. 38,2 % выпускников в том году провалили ЕНТ.
Пороговый балл снизили до 45, ко времени тестирования добавили еще полчаса — теперь это 3 часа 30 минут.
Снова повысили пороговый балл — до 50.
C каждым годом средний балл активно повышался. Если сравнить средний балл ЕНТ в 2009 года — 74,9, то в 2010 уже было 84,9. После чего в 2012 году внесли большие изменения в тестовой базе по всем предметам и ужесточили контроль во время тестирования.
Обновили вопросы, почти треть — новые.
Произошли глобальные изменения. С этого года выпускники школы проходили два этапа — школьный экзамен для итоговой аттестации в школе и само единое национальное тестирование. Школьный экзамен проходил по четырем предметам: язык обучения и литература (эссе), алгебра и начала анализа (контрольная работа), история Казахстана (устно, по билетам), казахский язык для школ с русским языком обучения, русский язык для школ с казахским языком обучения и предмет на выбор.
ЕНТ разделено на два блока, в первом три обязательных предмета по 20 вопросов: устная грамотность, математическая грамотность и история Казахстана. Второй блок состоял из двух выборочных предметов в зависимости от будущей специальности. Выпускники, не набравшие проходной балл, могли сдать ЕНТ во второй раз, но уже в августе и только на платной основе.
Появилась возможность сдавать ЕНТ на английском языке, обновили половину вопросов из базы.
В 2019 году для выпускников, желающих поступить в ВУЗ на платной основе, появилась возможность сдать ЕНТ четыре раза: в январе, марте, июне и в августе. Для подачи заявления на грант ЕНТ нужно сдавать в июне.
Основные изменения внесла пандемия коронавируса. Материалы четвертой четверти за 11 класс в базу вопросов решили не включать.
В этом году тестирование проходило в электронном формате. Сдавать его можно было два раза бесплатно, лучший результат идет в конкурс на государственный грант. У абитуриентов появился шанс сдать ЕНТ в течение трех месяцев (апрель, май, июнь) и самому выбрать дату, время. Дежурных и проверяющих заменили камеры и VPN система.
Еще мы поговорили с казахстанцами, которые сдавали ЕНТ одними из первых — в 2004 и 2006 годах.
Жайна Рабат
Нам о предстоящем событии сообщили в начале 11 класса. Все были против, даже писали в газеты. Почему-то преподавательский состав нагонял жути в духе, что будет очень сложно.
Начали готовиться: на уроках повторяли пройденный материал, далее закупали тестовые пробники, по несколько раз в месяц ходили в центр тестирования платно сдавать пробный ЕНТ, выходило около 90 тенге за тест. Они были очень легкими.
Вопросы в итоговом тесте немного отличались, но не по всем предметам — география и казахский язык совпадали. По истории вопросы были очень странные — помню, что было много новостей по этому поводу.
Я набрала всего 87 из 120, по математике четвёрка и по истории тоже четыре — не подтвердила алтын белги, 11 лет учебы круглой отличницы потерпела фиаско. Алтын белги не получила, но я твёрдо решила, что сдам на финансы. А там был очень высокий конкурс, и о гранте не было и речи. Слава Всевышнему, родители поддержали и не возражали. Но показав себя в учебе в университете, я получила ректорский грант со второго курса. Вдобавок, меня пригласили работать в своем же университете и платили на то время не маленькие для студентки деньги.
Сейчас после стольких лет вспоминаешь и смеешься. В то время кажется никто не понимал важность психологической готовности. Думаю, это потому, что и для учителей и родителей это было впервые. Даже люди в форме, которые дежурили пока мы сдавали экзамен КазГУ наводили сильный страх. Сейчас понимаю, что это были обычные солдатики с казармы. Помню день перед ЕНТ, выпила валерьянку и уснула рано. Но, все же, быть первопроходцами хоть было сложно, однако было незабываемо.
Гани Жунис
Я учился в девятом классе, когда заговорили про ЕНТ. По школам стали ходить устные мемы: родился — развалился Советский союз, кризис; оканчиваешь школу — впервые сдаешь ЕНТ. Какое-то поколение неудачников.
Но я отнесся к юмору, без паники. Да и предметов тогда было только четыре. Начали потихоньку готовиться. Ну как — заучивали примерные вопросы и ответы. Много ума не нужно было. Потихоньку сами учили важные материалы, думали, что они будут в тестах.
Я мечтал стать физиком-инженером NASA. И сдал физику. Сложнее физики было сдавать математику. Сперва сдавал пробные тесты в наугад — решили поэкспериментировать с другом. Но, увы, план не сработал, и мы начали в серьез готовиться.
Многие, в основном парни, ходили с мыслей «это жизнь, по-любому сдадим». Девочки серьезнее готовились. Но в любом случае — все испугались: во время теста присутствовали сотрудники КНБ. В общем, на психику все давило нереально.
На тесте нас рассадили через парты далеко друг от друга, сеть заблокировали. Учителя помочь тоже никак не могли. Несмотря на то, что в пробных тестах я всегда набирал 75-90 баллов, здесь получил 63. И по всем предметам впритык. Такой себе получился результат.
15 лет назад он прославился на всю страну. Как живет первый обладатель наивысших баллов на ЕНТ
Максат Пернебаев единственный, кто набрал максимальное количество баллов на самом первом ЕНТ в Казахстане. Выпускник обычной шымкентской школы получил 120 баллов из 120. После учебы в КБТУ и магистратуры в Швейцарии он развивает на родине IT-проекты. В интервью Tengrinews.kz Максат рассказал, считает ли свой результат на ЕНТ счастливым билетом и как изменилась его жизнь после школы.
Но еще в 2004 году единое тестирование сдавали в стране в первый раз. Это было новшеством, страх перед которым испытывал чуть ли не каждый выпускник. Никто толком не понимал, как нужно готовиться, чтобы получить хорошие показатели. А набрать 120 баллов тогда казалось чем-то за гранью возможного. И герой нашего материала вошел в историю как первый и единственный выпускник, набравший максимальные баллы на самом первом ЕНТ.
Максат Пернебаев после тестирования проснулся знаменитостью. Журналы, газеты и телеканалы наперебой записывали интервью с выпускником. Вырезки из газет со статьей о Максате бережно хранит его мама.
«Это был первый год введения ЕНТ. Учителя очень сильно переживали, так как тесты влияли на итоговые оценки в аттестате. Я лично видел в тестировании плюсы для себя, оно исключало человеческий фактор. Все-таки при сдаче экзаменов испытываешь больше волнения, а при тестах эмоций меньше. Также при тестах мне казалось, что все прозрачно. А на обычных экзаменах вашу судьбу, по сути, решает комиссия из пяти человек».
Максат Пернебаев окончил шымкентскую школу № 66 «Казыгурт», которая находится на окраине города. Высокого результата на ЕНТ, по словам парня, ему удалось достичь не за счет везения или воли случая. Это результат упорного труда и хорошей подготовки.
«Я, как сейчас, так и тогда, считаю, что в этом нет никакого чуда или удачи. Я готовился основательно. И не потому, что у меня была цель поставить какой-то рекорд. Я мечтал учиться в Алматы, поступить на грант. Я понимал, что если не сдам ЕНТ, то не смогу учиться в университете и уехать в южную столицу. Финансово такое бы моя семья не потянула. Поэтому единственным вариантом было набрать высокие баллы на тестировании».
По итогам ЕНТ Максат также подтвердил знак отличия «Алтын белгі». Это помогло ему поступить на бесплатное обучение в Казахстанско-Британский технический университет. Он выбрал специальность программиста.
«ЕНТ для меня было шансом поступить в вуз, о котором я мечтал. То есть это был инструмент в реализации моих целей. Да, конечно, я бы немного расстроился, если бы не набрал необходимое количество баллов, но точно бы не сдался из-за этого. Если бы я не смог поступить на грант, я бы пошел сдавать тесты и на следующий год. Если бы и тогда не получилось, то пробовал бы снова и снова».
После учебы в КБТУ Максат проработал несколько лет в казахстанских филиалах международных компаний. После он поступил по программе «Болашак» в один из вузов Швейцарии. Сейчас Максату 32 года. Он занимается развитием IT-проектов в Казахстане. Живет и работает в Алматы. На вопрос, как бы сложилась его жизнь, если бы он набрал минимальные баллы на ЕНТ, Максат смог ответить не сразу.
«Я очень сильно готовился, поэтому, честно, даже не думал, что произойдет, если я не сдам. Возможно, я бы тогда не смог уехать учиться в Алматы, но специальность выбрал бы ту же. Думаю, я искал бы другие возможности. Ведь ЕНТ не единственный шанс для каждого выпускника. Просто пробовал бы добиться своих целей другими путями».
Говоря о роли набранных 120 баллов, Максат отмечает, что они изменили его жизнь, дав возможность учебы в хорошем университете.
Также Максат Пернебаев дал совет будущим выпускникам, готовящимся к тестированию.
ЕНТ в Казахстане: подготовка и порядок проведения Версия для печати
Смотрите также:
Ежегодно в Казахстане выпускники общеобразовательных школ проходят Единое Национальное тестирование (ЕНТ). С 2017 года выпускники будут сдавать:
1. Экзамены в школах (для получения аттестата о среднем образовании и получения “Алтын белгі”).
2. ЕНТ, который будет выполнять функции экзамена для поступления в ВУЗы и системы распределения государственных грантов.
ЕНТ проводится для выпускников школ, освоивших общеобразовательные учебные программы общего среднего образования в текущем году, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, желающих в текущем учебном году поступить в вузы РК.
Если выпускник школы решил не поступать в казахстанский институт или университет или хочет учиться за границей и поступать в какой-то университет за рубежом, то на ЕНТ он может не ходить.
Итоговая аттестация в школах проводится по предметам:
Порядок проведения итоговой аттестации
Предмет
Форма экзамена
Родной язык и литература (язык обучения)
Казахский язык в школах с русским, узбекским, уйгурским и таджикским языками обучения, Русский язык в школах с казахским языком обучения
История Казахстана (на языке обучения)
Алгебра и начала анализа
Предмет по выбору (физика, информатика, Геометрия, химия, Биология, география, всемирная история, литература, иностранный язык (английский, немецкий, французский))
Тестирование с учетом их профиля обучения (общественно-гуманитарное и естественно- математическое направление)
Порядок проведения ЕНТ
К сдаче ЕНТ допускаются все выпускники общеобразовательных школ.
Формат ЕНТ состоит из 2-х блоков, включающий в себя 3 обязательных предмета по 20 заданий:
и 2 профильных предмета по 30 заданий:
Оценка за правильное выполнение заданий: с выбором одного правильного ответа из пяти предложенных – 1 балл, с выбором одного или нескольких правильных ответов из множества предложенных – 2 балла.
Задание по грамотности чтения направлено на проверку следующих умений: умений обобщать, сопоставлять, сравнивать и.т.д. Задания на проверку грамотности чтения вводятся на ЕНТ, т.к. во время обучения в вузе абитуриенту необходимо работать с различными источниками, анализировать эти источники, сопоставлять информацию из этих источников и делать выводы. Эти навыки выпускнику пригодятся в последующем обучении в вузе.
Профильные предметы будут состоять из 20 вопросов с выбором одного правильного ответа из пяти предложенных и 10 заданий с выбором нескольких правильных ответов из множества предложенных.
Несколько вариантов ответов в тестировании профильных предметов дают проверить насколько хорошо абитуриенты знают конкретную тему. Также тестирование с несколькими вариантами ответов препятствует «заучиванию» и угадыванию ответов.
Если по уважительной причине абитуриент отсутствовал на сдаче ЕНТ и не смог в своем пункте сдать тестирование, он с разрешения комиссии может на следующий день прийти в другой пункт и сдать его там.
Обладатели «Алтын белгi», победители и призеры республиканских, международных олимпиад по общеобразовательным предметам и научных проектов сдают ЕНТ на общих основаниях, при этом если их результаты будут равными с теми кто не обладает вышеперечисленными наградами, будут преобладать в получении грантов. Победителям и призерам 5 международных олимпиад по общеобразовательным предметам будут выделены специальные гранты.
Заполнение бланка заявления производится непосредственно самим выпускником в школе, в которой он обучается. Заполнение Ф.И.О. выпускника в сертификате о результатах ЕНТ производится по удостоверению личности, паспорту или свидетельству о рождении. Выпускникам, которые не достигли 16 лет и не имеют документа, удостоверяющего личность, директор школы выдает справку с фотографией выпускника, заверенную печатью школы.
Во время сдачи ЕНТ детям с особыми образовательными потребностями предоставят индивидуального помощника, а также специалиста по жестовому языку.
Дисциплина во время проведения ЕНТ
Исход тестирования во многом зависит от дисциплины, которую необходимо соблюдать. Иначе это грозит выпускнику удалением либо аннулированием результатов. Отметим особо важные моменты, о которых необходимо знать и соблюдать выпускнику во время сдачи тестирования.
Выпускнику не допускается:
В случае выявленного факта нарушения выпускником проверяющий составляет Акт выявления запрещенных предметов и удаления из аудитории выпускника. Далее проверяющий информирует председателя государственной комиссии о факте нарушения выпускником правил.
В случае отказа выпускником сдать экзаменационные материалы по истечении отведенного на тестирование времени, его работа не обрабатывается, а также составляется Акт выявления факта несвоевременной сдачи экзаменационных материалов выпускником.
Апелляционная комиссия ЕНТ
Неоднократно во время проведения тестирования выявляются факты несоответствия тестовых заданий либо технических сбоев при считывании результатов тестирования. Поскольку выпускнику важен каждый балл, в целях обеспечения соблюдения единых требований и разрешения спорных вопросов при оценке тестовых заданий, защиты прав участников ЕНТ на период проведения тестирования создаются апелляционные комиссии.
Председатель и состав апелляционной комиссии утверждаются приказом уполномоченного органа в области образования. Апелляционная комиссия рассматривает обоснованность предложений о добавлении баллов выпускнику и принимает окончательное решение.
В целях выполнения своих функций апелляционная комиссия запрашивает и получает копии листов ответов выпускников, сведения о соблюдении правил ЕНТ.
Решение апелляционной комиссии принимается большинством голосов от общего числа членов комиссии. При равенстве голосов, голос председателя является решающим. Решения апелляционной комиссии оформляются протоколами, которые подписываются председателем и всеми членами комиссии. Протоколы заседаний апелляционной комиссии хранятся в Национальном центре тестирования в течение года.
Апелляционная комиссия принимает и рассматривает заявления от участников тестирования по содержанию тестовых заданий и по техническим причинам, вносит предложение о добавлении баллов выпускнику и информирует его об итогах апелляции.
Заявление на апелляцию подается на имя председателя апелляционной комиссии лично участником тестирования. Заявления по содержанию тестовых заданий и по техническим причинам принимаются до 13.00 часов дня, следующего за днем объявления результатов тестирования, и рассматриваются апелляционной комиссией в течение 1 дня. Заявитель должен иметь при себе документ, удостоверяющий его личность, и пропуск на ЕНТ.
Мифы о ЕНТ
Рассказываем об основных заблуждениях, касающихся единого тестирования, и о том, какая информация является на самом деле достоверной.
ЕНТ – вступительный экзамен для поступления в высшее учебное заведение. Тема ЕНТ всегда актуальна, так как ежегодно данное тестирование проходит более ста тысяч выпускников. А с 2019 года тестирование стали проводить четыре раза в год.
О ЕНТ всегда есть что написать. Формат, регистрация на тестирование, удаление из аудиторий, аннулирование результатов, использование запрещённых предметов и многие другие темы создают большую интригу в разгар проведения ЕНТ. Но есть и случаи, когда распространяют информацию, которая абсолютно не соответствует действительности. Люди создают фейковые страницы в социальных сетях и вводят читателей в заблуждение, создавая тем самым ажиотаж среди и без того обеспокоенных родителей и выпускников.
Поэтому Центр тестирования МОН РК решил составить топ мифов о ЕНТ.
Миф №1: если выпускник выбрал естественно-математическое направление обучения в школе, он не сможет изменить комбинацию профильных предметов и выбрать общественно-гуманитарное направление или наоборот.
На самом деле тестируемый в момент прохождения ЕНТ может выбрать любую из существующих комбинаций профильных предметов.
Миф №2: если тестируемый не набрал пороговый балл, нужно ждать следующего года, чтобы попробовать поступить в вуз.
На самом деле можно зачислиться в вуз по очной форме обучения на платной основе и сдать следующее очередное тестирование в предусмотренные даты.
Миф №3: если ученик учится в школе с казахским языком обучения, он может сдать ЕНТ только на казахском языке (или наоборот).
В действительности обучающийся может сдать ЕНТ на языке, который выбрал при подаче заявления на ЕНТ, это может быть и казахский, и русский, и английский язык.
Миф №4: если тестируемый при подаче заявления неправильно указал язык сдачи тестирования и не проверил в пропуске, то тестируемый автоматически удаляется из аудитории.
В действительности необходимо до начала тестирования обратиться к председателю государственной комиссии, чтобы при возможности ему предоставили место в другой аудитории, где язык сдачи тестирования совпадает с его выбором.
Миф №5: если поступающий выбирает группу образовательных программ, требующих творческой подготовки, то уже не сможет претендовать на другие группы образовательных программ.
На самом деле если поступающий выбирает группу образовательных программ, требующих творческой подготовки, он сдаёт на ЕНТ основные два предмета – историю Казахстана и грамотность чтения. Также он может сдать все пять предметов ЕНТ, тогда у него увеличивается возможность выбора группы образовательных программ, требующих творческой подготовки (сдав творческий экзамен) или другие группы.
Миф №6: при обработке результатов тестирования учитывается очерёдность профильных предметов.
В действительности очерёдность профильных предметов значения не имеет. Например, физика/математика или математика/физика. Значение имеет общая совокупность баллов.
Миф №7: при выборе группы образовательных программ «Подготовка учителей казахского (русского) языка и литературы» язык сдачи нельзя изменить.
На самом деле если ученик учится в школе с русским языком обучения и выбирает группу образовательных программ «Подготовка учителей казахского языка и литературы», он может выбрать языком сдачи русский и сдаёт три обязательных предмета на русском языке, а два профильных предмета на казахском языке. То же самое, если учится в школе с казахским языком обучения и выбирает группу образовательных программ «Подготовка учителей русского языка и литературы», он может выбрать языком сдачи казахский и сдаёт три обязательных предмета на казахском языке, а два профильных предмета на русском языке.
Миф №8: если выпускник сдал международный экзамен IELTS, но не успел получить сертификат, он не может его использовать во время ЕНТ и конкурса по присуждению государственного образовательного гранта, а так же при поступлении в вуз.
Однако даже если сертификат IELTS был получен после проведения ЕНТ, его можно использовать во время конкурса на получение государственного образовательного гранта, а так же при поступлении в вуз. Проходной балл IELTS – 6 баллов. Обладателям международных сертификатов с проходным баллом присуждается максимальный балл по иностранному языку – 40 баллов. При наличии сертификата IELTS на момент сдачи ЕНТ сдавать или не сдавать иностранный язык – право самого тестируемого.
Миф №9: в процессе обучения в вузе нельзя изменить группу образовательных программ, требующих творческой подготовки и нужно продолжать обучение, даже если данная образовательная программа уже не нравится.
В действительности обучающийся на платной основе по группе образовательных программ, требующей творческой подготовки, может сдать ЕНТ в январе и поменять группу образовательных программ. Если обучающийся учится на государственном образовательном гранте, ему необходимо написать заявление об отказе от образовательного гранта и также, сдав ЕНТ в январе, изменить группу образовательных программ и продолжить обучение на платной основе.
Миф №10. При подаче заявления на образовательный грант обязательно нужно находиться в вузе, в котором планируете обучение.
На самом деле при регистрации не обязательно находиться в приёмной комиссии того вуза, где планируете обучение. Можно подать заявление из любого другого вуза, причём не отмечая тот вуз, в котором подаёте заявление, в своём заявлении.
Миф №11: при подаче заявления на образовательный грант необходимо выбрать первым вуз, в котором производится регистрация.
На самом деле очерёдность вузов при регистрации выбирает сам поступающий.
Миф №12: лицам, награждённым знаком «Алтын белгі», прибавляют баллы при сдаче ЕНТ либо при проведении конкурса на получение образовательного гранта.
Нет, баллы не добавляются. Лица, награждённые знаком «Алтын белгі», имеют преимущественное право только в случае равенства баллов при проведении конкурса на получение образовательных грантов, а также при зачислении в состав обучающихся по государственному образовательному заказу на подготовку кадров с высшим образованием.
Миф №13: сельская квота прибавляет баллы во время сдачи ЕНТ или при проведении конкурса на получение образовательного гранта.
В действительности баллы не добавляются. Конкурс на группы образовательных программ, по которым установлена квота для граждан из числа сельской молодёжи, проводится следующим образом: 70% грантов от общего их количества по этим группам образовательных программ присуждаются в порядке общего конкурса, а на остальные 30% грантов проводится конкурс только для граждан из числа сельской молодёжи.
Это малая часть существующих мифов. В поисках информации люди используют всевозможные сайты представленные в пространстве интернета, невзирая на то, что есть официальные источники организаций государственного и республиканского назначения.
Следует отметить, что на сегодняшний день руководители многих организаций используют свои личные страницы в социальных сетях для максимального распространения официальной информации, что даёт немаловажный результат и помогает наладить контакт с каждым читателем.