в каком году ввели акцизные марки на алкоголь в россии
Акцизная марка на алкоголь
Акцизная марка – фискальная марка для оплаты акцизного сбора на некоторые категории товаров. Распространяется на табачную и алкогольную продукцию. Акцизная марка на алкоголь используется с 1850-х годов в государственном порядке. Когда ввели акцизные марки на алкоголь, стало возможным определять товар с просроченным сбором. Акцизные марка на вино отличается от акцизной марки на водку или коньяк указанной информацией на этикетке. От обязательной акцизной марки освобождается пиво, в нем концентрация спирта ниже 8,6%. Продажа алкоголя без них продажа запрещена. Выпуском наклеек занимается ФГУП Госзнак.
Что такое акцизная марка?
Акцизная марка на алкоголь имеет вид полоски с вклеенной голограммой и защитными знаками. Фиксируется на каждой единице выпущенной продукции, с целью защитить ее от подделки. Производитель сам ведет обязательный учет акциза, в установленном на предприятии порядке. Вести торговлю без этой специальной наклейки категорически запрещено. АМ на вино размещается вместе с штрих-кодом, по которому легко получить полную информацию о продукте.
Алкоголь считается подакцизным товаром, за который предприятие отчисляет налог в бюджет. Это отражается на цене товара, так как он включается в конечную стоимость. Изменение размера акциза потребитель наблюдает в подорожании вина или водки. Размещается специальная наклейка, подтверждающая оплату обязательной пошлины также на ликере, коньяке, бренди. Алкоголь без акцизной марки запрещен к распространению. Пиво при этом исключение, так как состав этилового спирта в нем меньше 8,6%.
Когда ввели акцизные марки на алкоголь?
Правительство постановило обязательное применение только в 1994 году на основании Федерального закона «О введении на территории РФ марок акцизного сбора». Маркировка с того времени распространяется на табак, водку, пищевой спирт и другие продукты. Задачей стикера было урегулировать контроль качества, ввести оплату налога за сбыт такого товара, а также отслеживать продажу, импорт и экспорт на территории государства. Когда ввели акцизные марки на алкоголь, число отравлений алкогольной продукцией существенно сократилось. Сегодня наличие акциза помогает потребителю избежать покупки подпольного товара, произведенного с нарушением технологии. В противном случае распитие такого спиртного заканчивается серьезным отравлением.
Как выглядит акцизная марка на алкоголь?
Акцизная марка на водку обязательная часть продукции, при ее продаже, без которой сбыт, считается нелегальным. Но часто злоумышленники пытаются подделать наклейку, чтобы выдать подделку за оригинал. В этом случае стоит знать, как выглядит оригинальная марка и как проводится в случае необходимости проверки. Стикер содержит следующие данные:
АМ позволяет проверить легальность представленного на полке напитка. Кроме этого подтверждает соответствие установленным стандартам. Размещается наклейка сзади или сбоку, не мешая свободному чтению состава, названия, даты выпуска. Перед покупкой бутылки акцентируют внимание на качестве выполнения акциза, так как это гарантия безопасности. Во время визуального осмотра проверяется голограмма, она должна переливаться яркими красками и размещаться в нижней части полоски. Если провести пальцем по штрих-коду, он не стирается, на пальцах нет следов краски, как от принтера. Еще одним моментом выделяют качество приклеивания. Полоса крепки зафиксирована на бутылке, нет не доклеенных концов.
Не все АМ одного цвета и типа. Главное отличие — крепость алкогольного напитка. Оттенок меняется поправками в законодательстве, для поддержания организованной защиты от подделок. Отличаются наклейки в зависимости от крепости напитка:
Убедиться в легальности акциза можно онлайн, если есть сомнения относительно подлинности. Для этого надо иметь под рукой смартфон с выходом в интернет. Специальный сервис «Проверка марок» на сайте «Росалкогольрегулирования» поможет определить подлинность товара. Как проверить акцизную марку через приложение — подскажет специальная инструкция, размещенная там же.
Штрафы за отсутствие акцизной марки
Алкоголь без АМ в России запрещен. Распространителя контрафакта ожидает административная ответственность в виде штрафа размером до 5000 руб., юридическое лицо при этом обязано будет оплатить до 300 тыс. руб. Нелегальный товар при этом конфискуется, и в установленном порядке уничтожается.
Алкоголь и государство: история отношений
Государство производило алкоголь на своих винокурнях и реализовывало через выборных бурмистров («торговля на вере»). Для получения дополнительного дохода, иногда продажу и производство алкоголя отдавали в откуп частным лицам, на определенный срок.
Освобождались от платежа акцизов:
При введении акцизной системы, неограниченный законом рост числа питейных заведений привел к еще большему развитию пьянства в народе. Потребовались срочные меры по упорядочению торговли алкоголем. Было решено заменить акцизную систему казенной винной монополией, однако законодательно это закрепили только в 1894 году. Государство стало монополистом именно по продаже, производство же было предоставлено частникам, у которых казна приобретала спирт по ценам, установленным Министерством финансов. В советское время с 1922 года пользовались старыми акцизными марками (бандеролями), затем был разработан собственный дизайн, но с окончанием НЭПа их выпуск был полностью прекращен за ненадобностью.
В Российской Федерации акцизные марки были введены в обращение постановлением Правительства РФ от 14 апреля 1994 года «О введении на территории Российской Федерации марок акцизного сбора». Обязательной маркировке подлежали пищевой спирт, винно-водочные изделия, табак и табачные изделия, ввозимые на территорию России.
В декабре 1997 года вышло постановление правительства РФ «О специальной маркировке крепких алкогольных напитков, производимых на территории Российской Федерации», которым с запрещалось производство, реализация и продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 28% объема единицы алкогольной продукции без специальной марки с указанием пределов емкости тары, используемой для розлива.
Акцизные марки Российской Федерации
Акци́зные ма́рки в Росси́йской Федера́ции были введены в обращение постановлением Правительства РФ от 14 апреля 1994 года «О введении на территории Российской Федерации марок акцизного сбора». Обязательной маркировке подлежали пищевой спирт, винно-водочные изделия, табак и табачные изделия, ввозимые на территорию России. Реализация подлежащих маркировке товаров без наличия на них марок акцизного сбора на территории России запрещена с 1 января 1995 года.
Содержание
Для маркировки алкогольной продукции
Выпуски 1990-х годов
Существует несколько выпусков акцизных марок Российской Федерации. Первый был осуществлён в 1994 году и подразделяется на «акцизные» и «специальные» марки. В феврале 1996 года, письмом Государственного таможенного комитета (ГТК РФ), были введены правила маркировки. Марками акцизного сбора маркировался товар: производимый в странах СНГ и ввозимый из них; производимый в странах, не входящих в СНГ, и ввозимый с территории стран-участниц СНГ; производимый в странах, не входящих в СНГ, и ввозимый с территории государств-участниц Таможенного союза; производимый на Украине. Специальными марками маркировалися товар производимый и ввозимый из стран, входящих в СНГ (кроме Украины), и производимый в странах, входящих в СНГ, и ввозимый из других стран. Марки печатались офсетным способом, на бумаге с водяным знаком «переплетённые волнистые линии». На марках был микротекст («Акцизная марка» или «Специальная марка») и девятизначный номер.
Постановлением Правительства от 17 июля 1996 года вводилась маркировка конфискованной или обращённой в федеральную собственность иным способом алкогольной продукции иностранного производства, подтверждающей право реализации этой продукции на территории Российской Федерации. 16 мая 1997 года приказом ГТК РФ были утверждены марки для маркировки конфискованной алкогольной продукции. Приказом Федеральной таможенной службы от 23 марта 2005 года приказ ГТК РФ от 16 мая 1997 года признан утратившим силу.
3 августа 1996 года Правительство РФ приняло постановление «О введении специальной маркировки алкогольной продукции, произведённой на территории РФ». Обязательной маркировке подлежали: спирт питьевой, водка, ликёроводочные изделия, коньяки (бренди), кальвадос, вино виноградное, вино плодово-ягодное и иная пищевая продукция с содержанием спирта этилового, произвёденного из пищевого сырья, более 1,5 % объёма единицы алкогольной продукции. В связи с введением акциза на внутреннюю продукцию, последовал второй выпуск специальных марок. Марки второго выпуска были отпечатаны офсетным способом на бумаге с трёхтоновым водяным знаком «соты», наклонённым вправо или влево, либо с меловой сеткой, воспроизводящей знак «соты» на оборотной стороне марке. На марках был микротекст «Специальная марка»; двузначный код, обозначающий регион, где производится продукция; защитная вертикальная полоса. Этим же постановлением запрещалось с 1 января 1997 года производство, а с 1 марта того же года реализация и продажа алкогольной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, без наличия специальной марки.
В связи с постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 года «О специальных марках для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации» последовал третий выпуск специальных марок, отличающихся от второго способом печати (марки третьего выпуска отпечатаны металлографией в сочетании с офсетом) и принципом нумерации. Продажа алкогольной продукции, маркированной специальными марками второго выпуска, отпечатанными методом офсетной печати, с двузначным кодом региона, без номеров разряда и порядковой нумерации, запрещалась с 1 сентября 1997 года. Государственной налоговой службе Российской Федерации предписывалось в двухнедельный срок провести обмен организациям — производителям алкогольной продукции неиспользованных специальных марок второго выпуска на специальные марки третьего выпуска.
В декабре 1997 года вышло постановление Правительства РФ «О специальной маркировке крепких алкогольных напитков, производимых на территории Российской Федерации», которым с 1 апреля 1998 года устанавливалась обязательная маркировка алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 28 % объёма единицы алкогольной продукции специальной маркой нового образца с указанием пределов ёмкости тары, используемой для розлива. Соответственно в 1998 году последовал четвёртый выпуск специальных марок для маркировки крепких алкогольных напитков. Марки были выпущены в трёх форматах: 160 × 20 мм, 90 × 20 мм и 65 × 16 мм. Они печатались на белой бумаге с многотоновым водяным знаком, представляющим собой слово «Акциз». Бумага имела защитные волокна двух видов: красные, не светящиеся в ультрафиолетовом излучении, и зелёные, светящиеся в ультрафиолетовом излучении зеленым цветом. Правая часть марки запечатана сеткой, цвет которой плавно переходил из зелёного в жёлтый (так называемый эффект «ирисной печати»). Вдоль верхней и нижней сторон орнаментальной полосы марки располагался микротекст из повторяющихся слов «Российская Федерация». В нижней части марок, под орнаментальной полосой, красной краской был напечатан двузначный цифровой код региона (кроме литража «1,0 и выше»), четырёхзначный цифровой разряд и семизначный номер. Марки четвёртого выпуска отпечатаны металлографией в сочетании с офсетом. Марки четвёртого выпуска использовались до 1 июля 2001 года.
Выпуски 2000-х годов
В январе 2000 года, приказом ГТК РФ, были утверждены новые марки акцизного сбора. Согласно этому приказу, были изготовлены марки двух видов: для маркировки алкогольной продукции, происходящей и ввозимой с территории государств — участников СНГ и соглашений о Таможенном союзе (I тип) и для маркировки алкогольной продукции, происходящей и ввозимой с территории иностранных государств, не являющихся участниками СНГ и соглашений о Таможенном союзе (II тип). Марки печатались в двух форматах (160 × 20 мм и 90 × 20 мм) на бумаге белого цвета с многотоновым водяным знаком, представляющим собой слово «Акциз». Левая сторона марки была запечатана гильоширной сеткой из тонких цветных линий. Цвет сетки плавно переходил из зелёного в жёлтый, затем в зелёный (для разновидности «Крепкие спиртные напитки»); из серого в голубой, затем в серый (для разновидности «Спиртные напитки»); из розового в хаки, затем в розовый (для разновидности «Вина»). Гильоширная фоновая сетка по вертикальной полосе переходила в мультиматную сетку, состоящую из слов «Акцизная марка». Вдоль верхней стороны бордюра металлографией был отпечатан микротекст из повторяющихся слов «Россия Импорт», а в центральной части марки в розетке Герб Российской Федерации отпечатанный тёмно-коричневой (для марок I типа) или тёмно-синей краской (для марок II типа). В левом нижнем углу была напечатана серия марки, состоящая из букв и цифр.
В январе 2001 года, постановлением Правительства РФ, специальные марки для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации, заменили федеральными специальными марками. В том же году последовал первый выпуск федеральных специальных марок, которые отличались от специальных марок четвёртого выпуска лишь наличием слова «федеральная» в названии.
В апреле 2003 года, постановлением Правительства РФ, были утверждены федеральные специальные марки нового образца. Федеральные специальные марки второго выпуска печатались в трёх форматах с надписями «Алкогольная продукция» в сиренево-фиолетовых тонах, «Крепкие алкогольные напитки» в зелёно-коричневых тонах и «Крепкие алкогольные напитки. Водка» в красно-оранжевых тонах. Марки имели графическую защиту, голограмму, код субъекта Российской Федерации, серию и номер.
В декабре 2005 года Правительство РФ подписало два постановления, в которых предъявлялись новые требования к образцам акцизных и специальных марок. Согласно постановлениям, акцизными марками маркируется алкогольная продукция, ввозимая на территорию Российской Федерации, а федеральными специальными марками — алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9 % объёма готовой продукции, производимой на территории Российской Федерации, за исключением алкогольной продукции поставляемой на экспорт.
В соответствии с настоящими требованиями с 2005 года выпускаются новые акцизные и федеральные специальные марки (третий выпуск). Они изготавливаются с использованием не менее четырёх способов печати на самоклеящейся бумаге с защитной нитью, обладающей специфическими свойствами, и нанесёнными под клеевым слоем сеткой и рисунком, имеющей в своем составе не менее двух видов защитных волокон и химическую защиту для оперативного определения подлинности. Марки с надписью «Алкогольная продукция свыше 9 до 25 %» оформляются в серо-красных тонах, с надписью «Алкогольная продукция свыше 25 %» — в розово-оранжевых тонах, с надписью «Вина» — в сиренево-зелёных тонах, с надписью «Вина шампанские и игристые» — в жёлто-синих тонах, с надписью «Вина натуральные» — в зелёно-жёлтых тонах. Также на акцизные и федеральные специальные марки наносятся: гильоширные фоновые сетки и элементы с ирисными переходами цвета красок в сетках; голографическое изображение способом горячего тиснения с элементами деметаллизации. Марки имеют свободное от графического и текстового оформления поле для нанесения сведений о маркируемой ими алкогольной продукции. Марки находятся в обращении с 1 июля 2006 года.
Акцизные марки образца 2005 года, в отличие от всех предыдущих выпусков, наносятся при маркировке алкогольной продукции не на горловину бутылки, а на ее боковую часть, то есть при открытии сосуда марка остаётся неповреждённой. Это привело к тому, что пустая тара стала использоваться вторично на нелегальном рынке. В сентябре 2007 года в Государственную Думу на рассмотрение внесён законопроект «О внесении поправок в Федеральный закон „О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“», в котором предлагается вернуть федеральные специальные и акцизные марки на горловину бутылки. Ожидалось, что поправки вступят в силу 1 января 2009 года.
Для маркировки табачных изделий
В целях обеспечения полноты сбора акцизов и предотвращения нелегального ввоза и реализации на территории Российской Федерации подакцизных товаров постановлением Правительства РФ от 14 апреля 1994 года была введена обязательная маркировка на табак и табачные изделия с 1 июля 1994 года. Маркировке подлежали табак и табачные изделия ввозимые на территорию Российской Федерации и изделия отечественного производства.
Постановлением Правительства от 17 июля 1996 года вводилась маркировка конфискованной или обращённой в федеральную собственность иным способом табачной продукции иностранного производства, подтверждающей право реализации этой продукции на территории Российской Федерации. 16 мая 1997 года Приказом ГТК РФ были утверждены марки для маркировки конфискованной табачной продукции. Приказом Федеральной таможенной службы от 23 марта 2005 года приказ ГТК РФ от 16 мая 1997 года признан утратившим силу.
С 1 августа 1999 года Постановлением Правительства РФ для маркировки табака и табачных изделий, производимых на территории Российской Федерации, вместо акцизной, была введена специальная марка. Реализация табака и табачных изделий без маркировки запрещена с 1 мая 2000 года (папирос — с 1 апреля 2001 года).
В ноябре 1999 года приказом ГТК РФ были введены в обращение марки акцизного сбора для маркировки табачных изделий двух видов: для табачных изделий ввозимых с территорий государств — участников СНГ и Таможенного союза и не входящих в данные организации. Марки были в обращении до мая 2003 года.
В ноябре 2002 года совместным приказом ГТК РФ и Минфина РФ были утверждены новые образцы акцизных марок для маркировки табака и табачных изделий иностранного производства, ввозимых на территорию Российской Федерации. Были выпущены марки четырёх разновидностей:
Марки напечатаны форматом 20 × 44 мм на бумаге белого цвета с трёхтоновым водяным знаком в виде трёхлучевой звезды. Бумага содержит защитные волокна красного цвета и зелёные волокна, светящиеся под воздействием ультрафиолетового излучения жёлто-зелёным цветом. С лицевой стороны по всей площади (кроме боковых полос и центральной части с изображением Государственного герба Российской Федерации) марки заштрихованы тонкими пунктирными линиями, предназначенными для защиты от ксерокопирования. В центральной части марок отпечатан Герб Российской Федерации, вокруг которого отпечатан микротекст с повторяющимися словами «РОССИЯ ИМПОРТ». Микротекст и Герб Российской Федерации отпечатаны чёрной краской. Надписи на марках сделаны чёрной краской. В верхней части марок над рамкой по центру нанесена надпись «АКЦИЗНАЯ МАРКА». Справа от рамки вертикально нанесена серия марки, состоящая из букв и цифр. Серия марок, используемых для товаров, происходящих и ввозимых с территорий иностранных государств, входящих в Содружество Независимых Государств и Таможенный союз, начинается с буквы «С». Слева от рамки вертикально нанесена надпись «СНГ». Серия марок, используемых для товаров, происходящих и ввозимых с территорий иностранных государств, не входящих в Содружество Независимых Государств и Таможенный союз, начинается с буквы «И». Слева от рамки вертикально нанесена надпись «ИМПОРТ». На марках, используемых для маркировки товаров, происходящих и ввозимых с территорий иностранных государств на территории особых экономических зон отдельных субъектов Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны, в левом верхнем углу над рамкой нанесена надпись «ОЭЗ». В левом нижнем углу марки внутри рамки имеется надпись «МТГ», являющаяся аббревиатурой предприятия-изготовителя марок Московской типографии «Гознака». В зависимости от вида табачной продукции, для маркировки которой используются марки, внизу марки по центру нанесена следующая информация о номенклатуре марки:
Данные марки находятся в обращении с февраля 2003 года.
Маркировка алкогольной продукции. Справка
Ниже приводится справочная информация о маркировке алкогольной продукции.
Согласно действующей редакции закона Российской Федерации от 22 ноября 1995 года «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9% объема готовой продукции подлежит обязательной маркировке в следующем порядке:
алкогольная продукция, производимая на территории Российской Федерации, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, маркируется федеральными специальными марками. Указанные марки приобретаются организациями, осуществляющими производство такой алкогольной продукции, в государственных органах, уполномоченных правительством Российской Федерации;
алкогольная продукция, ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации, маркируется акцизными марками. Указанные марки приобретаются в таможенных органах организациями, осуществляющими импорт алкогольной продукции.
Маркировка иной алкогольной продукции, а также маркировка иными не предусмотренными настоящим Федеральным законом марками не допускается.
Федеральная специальная марка и акцизная марка являются документами государственной отчетности, удостоверяющими законность производства и оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, осуществления контроля за уплатой налогов, а также являются носителями информации единой государственной автоматизированной информационной системы и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе.
С 1767 года откупная система продажи алкоголя начинает преобладать над системой продажи на вере, а с 1795 года последняя полностью исчезает. При этом расширялись и обращали на себя внимание правительства злоупотребления откупщиков, приводившие к развитию пьянства и неуплате доходов от алкоголя.
С 1863 года во всех губерниях был установлен акциз со спирта, вина и других крепких напитков и патентный сбор со всех заводов и питейных заведений. Акциз вводился: на спирт и вино, произведенные из зерна, картофеля и других продуктов; на водки, изготавливаемые из российских виноградных вин, винограда, фруктов, сахарных и свекловичных остатков; на портер, пиво, полпиво всех сортов; на мед, брагу и сусло, изготавливаемые в заводских условиях.
Освобождались от платежа акцизов спиртные напитки, вывозимые за границу; спирт, используемый на фабриках по производству осветительной жидкости; все напитки и изделия, изготовленные из спирта и вина, оплаченных акцизом; уксус и медовый квас.
При введении акцизной системы, число питейных заведений не было ограничено, и торговля алкоголем вскоре приняла нежелательное направление, способствуя развитию в народе пьянства. Кроме того, в России потреблялась почти исключительно неочищенная водка, содержащая значительное количество высших спиртов (так называемых сивушных масел), как известно, крайне вредных для здоровья. Поэтому встал на очередь вопрос об упорядочении торговли алкоголем.
Мысль о замене акцизной системы казенной винной монополией возникла в Министерстве финансов еще в 1860-х годах. Однако осуществление этого проекта выпало на долю министра финансов Сергея Витте.
В 1894 году было утверждено общее положение о казенной продаже алкоголя. Монополия касалась собственно продажи «питей». Винокурение и другое производство напитков были предоставлены частникам, а сама казна приобретала спирт от них по ценам, определяемым Министром финансов в зависимости от местных условий винокуренного производства.
Казенная продажа алкоголя, введенная в 1895 году в виде эксперимента в нескольких губерниях, была постепенно распространена к началу 20 века на всю европейскую часть России и Западную Сибирь, а в 1904 году была введена и в Восточной Сибири, при этом акцизы на спирт и хлебное вино (водку) были фактически отменены.
В марте 1921 году был осуществлен переход к новой экономической политике (НЭП) (замена продразверстки продовольственным налогом, развитие товарообменных отношений, частной торговли, денационализация мелких предприятий). В стране возник частный капитал, и налоги на него должны были явиться дополнительным источником доходов бюджета.
С 1922 году было восстановлено взимание акцизов на спирт и алкогольную продукцию.
Ставки акцизов устанавливались с градуса абсолютного алкоголя дифференцированными в зависимости от вида, крепости и дальнейшего использования алкогольной продукции.
Одновременно с восстановлением акцизной системы было введено обязательное «обандероливание» (маркировка) подакцизных товаров, которые могли отпускаться из мест производства и обращаться в торговле только в маркированном виде.
Бандероли представляли собой узкие бумажные полоски различных цветов с соответствующими надписями, с изображением на концах знаков государственного герба и изготавливались фабрикой государственных знаков (Гознак).
Во времена НЭПа при введении бандерольной системы планировали постепенно восстановить дореволюционный порядок уплаты акциза по подакцизным товарам, подлежащим маркированию, по которому марка служила не только знаком легального происхождения товара, но и свидетельством уплаты акциза.
В годы НЭПа акцизы на алкогольные напитки обеспечивали до 14% всех доходов государства.
В Российской Федерации акцизные марки были введены в обращение постановлением Правительства РФ от 14 апреля 1994 года «О введении на территории Российской Федерации марок акцизного сбора». Обязательной маркировке подлежали пищевой спирт, винно-водочные изделия, табак и табачные изделия, ввозимые на территорию России. Реализация подлежащих маркировке товаров без наличия на них марок акцизного сбора на территории России запрещена с 1 января 1995 года.
3 августа 1996 года правительство РФ приняло постановление «О введении специальной маркировки алкогольной продукции, произведенной на территории РФ».
Обязательной маркировке специальной маркой с 1 января 1997 года подлежали: спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки (бренди), кальвадос, вино виноградное, вино плодово-ягодное и иная пищевая продукция с содержанием спирта этилового, произведенного из пищевого сырья, более 1,5% объема единицы алкогольной продукции.
В декабре 1997 года вышло постановление правительства РФ «О специальной маркировке крепких алкогольных напитков, производимых на территории Российской Федерации», которым с 1 апреля 1998 года запрещалось производство, а с 1 июня 1998 года реализация и продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 28% объема единицы алкогольной продукции без специальной марки с указанием пределов емкости тары, используемой для розлива.
Постановлением правительства РФ от 18 июня 1999 года «О маркировке специальными марками табака и табачных изделий, производимых на территории Российской Федерации» с 1 августа 1999 года вводилась обязательная маркировка табака и табачных изделий, производимых на территории Российской Федерации, специальной маркой, подтверждающей легальность их производства.
Реализация табака и табачных изделий без маркировки запрещена с 1 мая 2000 года.
В соответствии с постановлением правительства от 24 декабря 2009 года с 1 марта 2010 года государство в лице Росалкогольрегулирования начнет выдачу федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории РФ.
В первом квартале 2010 года планируется подготовить доклад о последствиях введения госмонополии на производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции. В этом документе будет дана оценка наличия необходимых условий для принятия такого решения и возможные сроки его реализации.