в каком году впервые стал употребляться непосредственно термин безопасность
Тест с ответами на тему Социально-экономическая безопасность
Согласно пирамиде Маслоу, какая потребность человека лежит в ее вершине?
В каком году впервые стал употребляться непосредственно термин «безопасность»?
Когда впервые стали употреблять термин «экономическая безопасность»?
А) во времена «великой депрессии» +
В) в эпоху Возрождения
Г) после Второй мировой войны
… — это система обеспечения устойчивости экономической системы, которая сохраняет свою целостность и способность к саморазвитию, несмотря на неблагоприятные внешние и внутренние угрозы
А) экономическая эффективность
Б) социальная эффективность
В) экономическая безопасность +
Г) экономические интересы
Возможность осуществления государственного контроля над национальными ресурсами, способность использовать национальные конкурентные преимущества для обеспечения равноправного участия государства в международной торговле и кооперационных связях – это…
А) экономическая эффективность
Б) социальная эффективность
В) экономическая безопасность
Г) экономическая независимость +
Способность к саморазвитию и прогрессу – это…
А) способность самостоятельно реализовывать и защищать национальные экономические интересы, осуществлять постоянную модернизацию производства, эффективную инвестиционную и инновационную политику, развивать интеллектуальный и трудовой потенциал страны. +
Б) прочность и надежность всех элементов экономической системы, защита всех форм собственности, создание гарантий для эффективной предпринимательс кой деятельности, сдерживания дестабилизующих факторов.
В) возможность осуществления государственного контроля над национальными ресурсами, способность использовать национальные конкурентные преимущества для обеспечения равноправного участия державы в международной торговле и кооперационных связях.
Г) объективная возможность негативного влияния на определенное явление, систему, механизм, социальный организм, в результате чего ему может быть причинен вред, что приведет к упадку, кризисного состояния и т.д.
Конкретная и непосредственная форма опасности или совокупность негативных факторов или условий – это…
По степени важности национальные экономические интересы бывают:
СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ ВОЕННЫХ НАУК
кандидат военных наук, профессор,
СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «БЕЗОПАСНОСТЬ»
Общее определение понятия «безопасность» дано в Законе Российской Федерации «О безопас-ности», принятом 5 марта 1992 года: «Под безопас-ностью понимается качественное состояние обще-ства и государства, при котором обеспечивается защита каждого человека, проживающего на терри-тории РФ, его прав и гражданских свобод, а также надежность существования и устойчивость развития Республики, защита ее основных ценностей, мате-риальных и духовных источников жизнедеятель-ности, конституционного строя и государственного суверенитета, независимости и территориальной целостности от внутренних и внешних врагов».
Понятие опасности, безопасности и риска принято считать основными (фундаментальными) системными понятиями теории безопасности.
По некоторым источникам (словарь Роберта) понятие «безопасность» начало употребляться ориентировочно с 1190 года и означало или имело смысловое значение как спокойное состояние духа человека, который считал себя защищенным от любой опасности. Позже это понятие получает новую трактовку, связанную с тем, что государство должно иметь своей главной целью обеспечение благосостояния и безопасности народа. Его сущность состояла в том, что это состояние, спокойствие, которое появляется в результате отсутствия реальной опасности, обеспечивающейся материальными, экономическими и политическими условиями, реализуемые соответствующими органами власти.
В России понятие «безопасность» также употреблялось редко. Так, например, в «Положении о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» от 14 августа 1881 года было употреблено понятие «государственная безопасность», но оно использовалось и как «общественная безопасность». Позже в Российском законодательстве появилось понятие «охранение общественной безопасности», которое характеризовало деятельность государства, направленную на борьбу с государственными преступлениями. В период революционных преобразований и становления советской власти существовала терминология, обеспечивающая «революционный порядок». Начиная с 1934 года, в России законодательно было закреплено понятие «государственная безопасность».
В современных условиях понятие «безопасность» имеет достаточное множество определений (таблица 1).
Таким образом, наиболее общее понятие «безопасность» будет отражать как внутренние, так и внешние проблемы безопасности личности, общества, государства.
Сложившееся понятие «безопасность» позволяет выделить объекты деятельности по обеспечению безопасности как вертикальные, так и горизонтальные уровни управления, представляющие собой сложные системы. К вертикальным объектам деятельности по обеспечению безопасности относятся:
Вертикальные уровни должны обеспечить деятельность по обеспечению безопасности личности, общества и государства, и как система предотвращать ущерб жизненно важным объектам, обеспечив им безопасность. Реализация данных требований в большой степени зависит от реалий исторического периода существования государства, возможностей его властных, особенно исполнительных и судебных структур.
Горизонтальные уровни безопасности должны обеспечить личность, общество и государство в конкретной области деятельности, чтобы создать условия стабильного функционирования системы безопасности в целом. В реальных условиях функционирования государства горизонтальные уровни как элементы системы безопасности представляют собой подсистемы деятельности по обеспечению безопасности процессов относительно самостоятельного решения собственных проблем и задач при организующей роли государственных структур. Однако в современных условиях Россия находится в состоянии неустойчивой стабильности безопасности личности, общества, государства.
Стабильность безопасности возможна при условии выполнения следующих основных требований:
— наличия развитой системы общественных отношений;
— развитости целостной системы мер обеспечения безопасности;
— постоянного функционирования системы управления, способной не только реагировать на возможные угрозы безопасности, но и устойчиво управлять высококачественно подготовленными силами и средствами.
Таким образом, после этапа создания необходимых структур и потребных для обеспечения безопасности сил и средств, в России реально сложилась проблема управления созданными структурами не только и не столько на федеральном, сколько на региональном уровне, так как в условиях командно-административной системы управления и при высокой степени централизации управления по всем, наиболее сложным вопросам безопасности в регионах решения принимались на федеральном уровне.
С передачей ряда функций и полномочий регионам по обеспечению безопасности личности, населения и территории естественно возникла необходимость разработки как теоретических, так и методологических проблем, связанных с обеспечением безопасности в регионе. Прежде чем перейти к рассмотрению понятия «региональная безопасность», необходимо определиться с классификацией понятия «безопасность». В некоторых работах (Е.А. Олейник, В.И. Друженков и др.)3 дана классификация по следующим признакам:
— в зависимости от источника угрозы.
Предоставляется возможность расширить признаки и ввести дополнительно следующие:
— по продолжительности действий;
— по числу участвующих сторон в обеспечении безопасности;
— по количеству одновременно прогнозируемых или реализуемых типов угроз.
Представленная в таблице 2 классификация понятия «безопасность» значительно расширяет как ее классификационные признаки, так и их содержание.
Структуру понятия «безопасность» можно отразить следующим образом (схема 1):
В связи с тем, что понятие региональной безопасности присутствует в структурном составе международной безопасности, то рассмотрим вначале данное понятие, а затем место и роль национальной безопасности в международной глобальной безопасности.
Международная глобальная региональная безопас-ность.
Глобальная безопасность представляет собой объединение частных видов безопасности и меры интегрированного противодействия в случае сов-местного появления угроз. В качестве примера можно привести широко применяемое понятие глобальной экологической безопасности, которое характеризует состояние защиты населения определенного региона от экологической угрозы.
Место и роль национальной безопасности в меж-дународной глобальной безопасности.
В конце XX и начале XXI века ни у кого не вызывают сомнения необходимость и жизненность понятия «национальная безопасность».
Оно прочно вошло в жизнь современного общества и государств во многих странах мира, стало необходимой частью их внутренней и внешней политики. Более того, многие страны, в т. ч. США разрабатывают и утверждают стратегии своей национальной безопасности.
Национальная безопасность характеризует степень защиты государства, интегрирует в себе ряд частных безопасностей, что позволяет на их основе более полно оценивать состояние защиты интересов государства от отдельных угроз, но и при их совместном воздействии.
Анализ содержания понятия «национальная безопасность» (таблица 3) показывает, что в разных странах в него вкладывается различная сущность.
Отметим в этой связи, что такой важный документ, как стратегия национальной безопасности США, направлен на достижение в первую очередь следующих приоритетных целей: укрепление безопасности, обеспечение процветания страны, развитие демократии.
Привлекает к себе внимание разработка японских ученых, которые разработали индекс (показатель) «комплексной силы государства», в том числе в сфере национальной безопасности, состоящей из трех составных частей, включающих, в свою очередь, разнообразные компоненты.
Все международные сравнения привели к итоговой оценке, где СССР занял второе место с 77 баллами после США (100 баллов), третье место за Японией (47 баллов), четвертое место за Францией (45 баллов), пятое место за Англией (43 балла), шестое места за ФРГ (42 балла)4.
В проведенном японскими учеными исследовании количественных параметров национальной безопасности, при всех его недостатках, связанных с условностями и субъективизмом, в целом был показан методологический подход к исследованию национальной безопасности группы стран. Это исследование также позволило выявить способность стран вносить вклад в международную безопасность, т. е. в какой-то мере определить возможность той или иной страны, опираясь на потенциал национальной безопасности, повлиять на состояние международной глобальной безопасности.
Анализ современного состояния и прогнозирования соотношения национальных безопасностей государств весьма актуален. Практически отсутствуют обобщенные исследования закономерностей развития международных отношений и их взаимосвязи с национальной безопасностью государств. Это относится и к комплексной оценке тенденций международного регионального развития с учетом состояния национальной безопасности государств, входящих в определенный международный регион.
Таким образом, поставленный нами вопрос о месте и роли национальной безопасности в международной глобальной безопасности, не имеет однозначного понимания в мировом сообществе и содержит ряд проблем, связанных, в первую очередь, с существующими национальными стратегиями (концепциями) национальной безопасности.
Анализ содержания существующих стратегий (концепций) национальной безопасности различных стран показывает, что ни одна из ведущих стран мира формально не берет на себя ответственность и главную роль в обеспечении международной глобальной безопасности, так же, как и международной региональной безопасности. Вместе с тем в документах и соглашениях стран, входящих в военные союзы, например, блока НАТО, четко прописывается его роль в поддержании мира и обеспечении безопасности входящих в него стран и в регионах в целом.
Естественное и неизбежное пересечение интересов государств в различных областях международных отношений является источником кризисов и конфликтов. В связи с этим международная безопасность представляет собой состояние международных и военно-политических отношений, при котором гарантируется внешняя составляющая национальной безопасности каждой страны, практически исключается угроза войны и военных конфликтов в процессе разрешения международных и региональных противоречий. В основе взаимосвязи международной и национальной безопасности лежат объективно существующие национальные интересы страны и необходимость противодействия угрозам этих интересов. В данном случае под национальной безопасностью понимается состояние страны в условиях потенциальных и реальных угроз.
Место национальной безопасности в международной глобальной безопасности зависит от существующей системы поддержания международной безопасности, геополитического положения, уровня развития страны, а также от ориентации в политической, экономической, военной и других областях, наличия механизмов контроля над соблюдением выработанных международных правил.
Роль международных региональных систем безопасности и их влияние на решение международных проблем могут быть самыми разнообразными и зависят от состава участвующих стран, а также наличия механизмов контроля сил и средств для их реализации.
Роль национальной безопасности стран-участниц в международной глобальной и региональной безопасности также может быть самой разнообразной и будет определяться от потенциала национальной безопасности страны, от уровня эффективности функционирования на международной арене, от дипломатических, экономических, военных и др. возможностей страны.
Анализ всех остальных систем международной безопасности показывает, что их можно отнести к региональным системам. Как правило, это блоки (союзы) государств, объединенные общностью интересов и угроз и предусматривающие координацию политической, экономической и военной деятельности (таблица 4).
Практика системы коллективной международной безопасности показывает, что каждый блок (союз) имеет своего лидера (лидеров), который обеспечивает свое первенство в определении коллективной политики органа безопасности, при этом его понимание роли национальной безопасности может отличаться от представлений сущности безопасности «рядовых» членов блока (союза).
Страна (страны) обеспечивает свое лидерство, прежде всего, за счет своей военно-политической или экономической мощи.
Участие и роль других стран заключается в том, что они стремятся через участие в блоке (союзе) обеспечить, прежде всего, собственную национальную безопасность, играя второстепенную роль, поддерживая политику международного союза в интересах, прежде всего, лидера (лидеров).
Таким образом, сформировавшееся понятие «безопасность» требует дальнейшего изучения как на вертикальном, так и на горизонтальном уровнях с позиции системного подхода. На этой основе необходимо разработать и закрепить в законодательном порядке понятия «безопасность личности», «безопасность общества», «безопасность государства» как основных объектов деятельности по обеспечению безопасности.
1. Серебряков В.В., Дерюгин Ю.И., Ефимов Н.И., Ковалев В.И. Безопасность России и армии. М., 1995, с. 7.
2. Региональные проблемы безопасности с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф. М.: МГФ «Знание», 1999, с. 16.
3. Экономическая и национальная безопасности. Учебник. М.: «Экзамены», 2004, с. 111. (Под ред. Е.А. Олейник).
4. Источник: Comprehensive National Strength; Basic Study (Summary), Tokyo, p. 19-22.
Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте
Охрана труда
Понятие «безопасность»
Центральным понятием науки безопасность жизнедеятельности является понятие «безопасность». Согласно словарю Робера термин «безопасность» начал употребляться с 1190 г. и означал спокойное состояние духа человека, считавшего себя защищенным от любой опасности. Однако в этом значении он не вошел прочно в лексику народов Западной Европы и использовался до XVII в. мало.
Весьма длительный промежуток времени в России термин «безопасность» употреблялся редко. В «Положении о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» от 14 августа 1881 г. употреблен термин «государственная безопасность» как однопорядковый с «общественной безопасностью». Уже через несколько лет в законодательстве прочно укрепилось понятие «охранения общественной безопасности» как деятельности, направленной на борьбу с государственными преступлениями и являющейся прерогативой политического сыска.
В Большой советской энциклопедии раскрывалось лишь понятие «Безопасность международная», которое фактически сводилось к противодействию внешним военным опасностям и угрозам.
В современных толковых словарях безопасность трактуется как отсутствие опасности, точнее «состояние, при котором не угрожает опасность кому-либо или чему-либо». Однако опыт показывает, что обеспечить полное отсутствие опасности невозможно, В связи с этим часто применяют определение, указывающее на безопасность как на надёжную защищённость от опасностей и угроз.
Поскольку полное отсутствие угроз невозможно, целесообразно обозначить безопасность как такой уровень опасности, с которым на данном уровне научного и экономического развития можно смириться. Такое определение подчёркивает приемлемость (и неизбежность) опасностей и угроз определённого уровня, при этом как бы само собой подразумевает необходимость защиты объекта. Но в условиях приемлемости уже исходных опасностей защита может и не потребоваться.
Наиболее часто безопасность рассматривается как понятие, характеризующее определенное состояние какой-либо системы (биологической, природной, социальной и др.). В этом случае безопасность становится явлением, тождественным гомеостазу системы. Под гомеостазом при этом понимается тип динамичного равновесия, состоящий в поддержании важных для сохранения системы параметров в допустимых пределах.
В таблице представлены определения термина «безопасность» в различных словарях, а также текстах действующих Законов и государственных стандартов РФ.
Анализ различных определений термина «безопасность» позволяет выделить несколько элементов данного понятия. Во-первых, безопасность как состояние потенциальной жертвы, объекта опасности. Причем не любое состояние, а состояние защищенности от опасностей и угроз. Во-вторых, безопасность как способность объекта (человека, общества) сохранить свою сущность и основные характеристики в условиях целенаправленного, разрушающего воздействия извне или возникающих в самом объекте. В-третьих, это свойство системы, построенной на принципах устойчивости, саморегуляции, целостности. Безопасность призвана защитить каждое из этих свойств системы, так как разрушительное воздействие на любое из этих свойств приведет к гибели системы в целом.
Понятие «безопасность» в словарях и текстах законов РФ
Определение понятия «безопасность»
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка
Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка
БЕЗОПАСНЫЙ. Не грозящий опасностью, не причиняющий вреда; безвредный. 2. Находящийся вне опасности, не подвергающийся ей.
ФЗ РФ «О безопасности» (1992)
ФЗ РФ «О пожарной безопасности» (1994)
ФЗ РФ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (1997)
ФЗ РФ «О безопасности гидротехнических сооружений» (1997)
ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» (2002)
ФЗ РФ «О техническом регулировании» (2002)
ГОСТ Р 22.0.02-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий
ГОСТ Р 22.0.05-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения
ГОСТ Р 12.3.047-98 ССБТ. Пожарная безопасность технологических процессов. Общие требования. Методы контроля
Государственная безопасность
Современная нормативная база и разнообразная правовая, политологическая, философская и т.п. литература представляют нам многочисленное количество дефиниций, связанных с общей теорией безопасности. Среди них, несомненно, такие понятия, как «национальная безопасность», «государственная безопасность», «общественная безопасность». Необычайная частота их употребления может создать видимость значимости и достаточной разработанности указанной проблемы, что не всегда является верным. Во-первых, наблюдается дефицит внимания со стороны законодателя к разработке и представлению к использованию как понятийного нормативного материала, так и соотношения самих базовых понятий между собой. Во-вторых, массовое использование терминов, связанных с теорией безопасности, не основывается на их глубоком научном понимании. Более того, рассматриваемые понятия очень часто просто отождествляются. Но видовое исследование проблем национальной безопасности требует четкости в проработке категориально-понятийного аппарата, так как это направлено и на развитие теоретической стороны вопроса, и на совершенствование правоприменительной деятельности. Недостаток скоррелированных понятий и единых научных категорий в данной сфере может сделать процесс ее практической реализации противоречивым и сомнительным.
Поэтому следует, в первую очередь, разобраться с соотношением таких дефиниций как «национальная безопасность», «государственная безопасность», «общественная безопасность».
Одной из явных дискуссионных тем является исследование вопроса о взаимозамещении определений «национальная безопасность» и «государственная безопасность». Если не углубляться в историографию проблемы, и признать как данность наличие различных (порой диаметрально противоположных) позиций по указанному вопросу, то такое положение дел можно объяснить историческими особенностями развития российской государственности, где указанное соотношение устанавливала наличествующая в нашей стране на данный момент времени ведущая политико-правовая сила.
В частности, в советскую эпоху, существовало официально признанное, но отличное от современного, объяснение термина «нация». Исходя из него употребление такого словосочетания, как «национальная безопасность» в контексте безопасности какого-то отдельно рассматриваемого этноса было невозможно. Подобный подход воспринимался бы как стремление в нашей многонациональной стране возвысить одну нацию над другими. Это не «вписывалось» в национальную политику Коммунистической партии, так как могло разрушить основу СССР – признание равноправия всех наций и народностей, проживающих в Советском Союзе. Поэтому общепринятым являлся термин «государственная безопасность», соответственно, понятие «национальная безопасность» популярностью не пользовалось.
Определенную ясность, как мы уже указывали, внесла Стратегия национальной безопасности 2015 года, в которой спор о возможности взаимозамены терминов «государственная» и «национальная» безопасность решен в пользу невозможности указанного действия.
Научная мысль последнего двадцатилетия предлагала нам следующие варианты решения данной проблемы:
Мы разделяем данную точку зрения, тем более, что и ФЗ «О безопасности» 2010 года достаточно ясно констатирует, что система национальной безопасности (безопасности) включает государственную, общественную, экологическую и другие виды безопасности. Оформляются виды национальной безопасности конкретно и в Стратегии национальной безопасности 2015 года.
Обратимся к вопросусоотношения государственной и общественной безопасности.
Во-первых, в Стратегиях национальной безопасности 2009 и 2015 годов общественная безопасность и государственная безопасность рассматриваются крайне неоднозначно. В разделе IV «Обеспечение национальной безопасности» сформулированы ее цели в сфере государственной и общественной безопасности, но объединение данных видов безопасности союзом «и» никак не объясняется. Общими целями названы: защита основ конституционного строя Российской Федерации, основных прав и свобод человека и гражданина, охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и территориальной целостности, а также сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе…
Переходя непосредственно к анализу понятия «государственная безопасность», его правовому оформлению и обеспечению, следует обратить внимание на специфику исторического формирования данной дефиниции в российском политико-правовом поле.
При этом обязательно следует помнить, что в России в связи со своеобразием процесса развития общества и власти, термин «безопасность» связывался с деятельностью государства, а понятие «государственная безопасность» воспринималось шире – как безопасность общества. Для выяснения того, как сформировалось современное понимание государственной безопасности необходимо рассмотреть историю становления двух его составляющих, где первая – политико-правовая (представления власти в разные периоды истории России о сущности и содержании государственной безопасности и ее правовое оформление), вторая – научная.
Общеупотребляемым является утверждение, что вРоссии до XIX века термин «безопасность» в источниках права не встречался. Но это не означает, что вопрос охраны безопасности не входил в сферу интересов государства. Другое дело, что в триаде государство – общество – личность, как основных объектов защиты, именно государству в нашей стране отводилась особенная роль.
Во-первых, не только само понятие «безопасность» неразрывно связывалось с государством, но и на первое место выходили именно интересы государства и соответствующие способы их защиты.
И собственно борьба с внешним врагом, будь то отражение его нападения, или охрана ведущих торговых путей, более всего, по мнению короны, способствовали укреплению русской державы, ее внутренней и внешней безопасности. Важнейшей причиной образования Московского царства и возвышения князей московской династии вообще являлось единение ради общей борьбы с внешней опасностью – татаро-монгольским давлением.
К середине XIX века государственная безопасность стала рассматриваться в духе обеспечения созданной короной национальной идеи – «православие, самодержавие, народность». Данная триада являлась символом эпохи правления императора Николая I. Формировалась охранительное понимание государственной безопасности через функционирование административно-полицейской системы в рамках всей Российской империи.
После убийства императора Александра II термин «государственная безопасность» стал употребляться как равнозначный термину «общественная безопасность». Государственная (общественная) безопасность понималась как защищенность государства, государственного порядка и общественного спокойствия. Но уже через несколько лет в законодательстве прочно укрепилось понятие «охранение общественной безопасности» как деятельности, направленной на борьбу с государственными преступлениями.
Относительно официального нормативно-правового закрепления самого понятия «государственная безопасность» необходимо сказать следующее. В многочисленных статьях, книгах и диссертациях приводятся сведения о том, что в России термин «государственная безопасность» впервые был употреблен 14 (26) августа 1881 года в «Положении о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия». В разделе II (п. 15) было записано: «. издавать обязательные постановления по предметам, относящимся к предупреждению нарушения общественного порядка и государственной безопасности…».
Что касается научного оформления категории «государственная безопасность», то и здесь особое внимание следует обратить на XIX столетие. Традиционалистическая теория Н.М. Карамзина и М.М. Сперанского позволили сформировать первое в российской науке представление о безопасности государства, где государственная безопасность рассматривалась как национальная и включала в себя национальный интерес, национальный дух и идею.
В общем виде к началу XX века безопасность рассматривалась и как внешняя, то есть защита государственной независимости и границ империи и как внутренняя, то есть подавление смуты, оппозиции, заговоров, преступности. Но ни один нормативный акт не делал попыток дать юридическое токование дефиниции «государственная безопасность». Данная традиция сохранилась и в последующий, советский период. После октябрьской революции более всего обращали внимание именно на государственную безопасность.
В советской стране «безопасность» (и общественная, и национальная) фактически отождествлялась с государственной безопасностью, что не являлось случайностью. В первую очередь это было связано с представлением власти, базирующейся на постулатах марксистско-ленинской теории, о сущности и содержании государственной безопасности.
Во-первых, однозначно превалировала точка зрения о превосходстве интересов государства, которое длительное время было государством диктатуры пролетариата, по отношению к интересам общества и отдельной личности. Основным принципом идеологических построений партии большевиков являлось признание приоритета государственных ценностей над групповыми, личными, частными. Права человека и гражданина в понятие безопасности государства не включались. Мотивация была абсолютно логичной: советское государство – это государство рабочих и крестьян, соответственно, защита интересов государства одновременно гарантирует и охрану прав и интересов трудящихся, которые являются основой населения страны и подавляющей ее частью. Как же в данной ситуации можно отделять интересы личности, общества от интересов государства? И в советской стране, поэтому, могла существовать только одна безопасность – государственная.
Во-вторых, как уже упоминалось, по мнению ряда авторов, использование такого понятия, как «национальная безопасность», т.е. безопасность отдельно взятой нации, определенного этноса, было совершено недопустимо в СССР – это сразу выстраивало бы приоритет одной нации по отношению к другой, что могло привести к нарушению концепции равенства народов.
Таким образом, в понимании руководства страны государственной безопасности доминировали классовый подход, политическая целесообразность, идеологическая направленность, в конечном итоге нацеленные на сохранение коммунистического мировоззрения, социалистических идей, политического режима в целом.
Но нельзя не отметить, что государственная безопасность была связана с объективно необходимой для выживания нашей страны защитой государственного и общественного строя, нерушимости территориальной целостности, независимости в формировании и проведении курса внешней и внутренней политики. Желающих уничтожить СССР на протяжении всей его истории было более чем достаточно.
В 1936 году термин был включен в текст союзной Конституции. Во второй главе (ст. 14, п. «и») к ведению высших органов государственной власти и государственного управления СССР была отнесена «охрана государственной безопасности».
Законодательная власть СССР в области охраны государственной безопасности принадлежала исключительно Верховному Совету СССР, где его Президиуму предоставлялось право объявления в отдельных местностях или по всей территории страны военного положения в интересах обороны СССР или обеспечения общественного порядка и государственной безопасности (ст. 49, п. «т»).
Аналогично закреплялся сам термин «государственная безопасность» и в Конституции СССР 1977 года (ст. 73, п. 9) – ведению высших органов государственной власти и управления СССР подлежит обеспечение государственной безопасности.
Общепризнанным считается факт, что законодательное оформление в июле 1934 года понятия «государственная безопасность» является одним из наиболее ярких признаков огосударствления общества, то есть установления государственного контроля за всеми сферами его жизни: экономической, политической, идеологической (духовной), военной и другими. Особенно давлеющим был идеологический контроль над общественной жизнью и выполнением советскими гражданами своих обязанностей.
Таким образом, в советскую эпоху государственная безопасность стала единственным видом безопасности, о котором говорилось в действующих конституциях и правовых актах. Широко использовался термин и в научной литературе.
Научное исследование понятия «государственная безопасность» отличалось рядом особенностей:
— приоритетной идеологической направленностью;
— хронологической неравномерностью. Попытки основательного анализа рассматриваемой категории в специальной юридической литературе стали возможны и проявились только в 50-х годах ХХ века;
— недоступностью для всех желающих заниматься исследованием тематики, связанной с государственной безопасностью. Данный процесс реализовывался, как правило, отдельными лицами в закрытых научно-исследовательских и учебных заведениях КГБ СССР, ГРУ Генерального штаба Вооруженных Сил СССР и других ведомственных учреждениях;
— отсутствием общих теоретических работ, когда в фундаментальных научных трудах разрабатывались лишь вопросы сугубо прикладных видов безопасности, типа пожарной или химической;
— бессистемностью, выразившейся в так и не сформированной целостной научной концепции государственной безопасности.
Обзор литературы дает возможность выделить следующие подходы в понимании сущности и содержания термина «государственная безопасность».
Первый подход. Представление государственной безопасности как состояния прочности и незыблемости государственного и общественного строя, нерушимости его территориальной целостности и независимости в определении внешней и внутренней политики. В рамках данного подхода часть авторов утверждала, что государственная безопасность СССР – это защищенность основ общественного и государственного строя Советского государства от посягательств со стороны враждебных социалистическому устройству сил, осуществляющих подрывную деятельность.
Второй подход. Раскрытие понятия «государственная безопасность» через систему общественных отношений, обеспечивающих независимость государственного и общественного строя. Здесь можно представить несколько трактовок. Государственная безопасность – это определенная система противоборства государства и противника, для которой характерна сравнительно высокая степень локализации действий противника и иных источников опасности. Или, государственная безопасность – это система общественных отношений, которая регулируется социальными нормами и обеспечивает незыблемость государственного и общественного строя, военного потенциала и суверенитета страны.
Таким образом, понятие «государственная безопасность» основывалось на нескольких базовых определениях: «состояние» (защищенности); «система отношений» (общественных); «способность» (противостоять).
В представленном случае категория «государственная безопасность» рассматривается через понятийный термин «совокупность мер».
Мы видим, что с 1934 по 1991 годы объективно использовалось только политизированное понятие «государственная безопасность», в которое входило обеспечение и защита абсолютно всех интересов государства, и априори – граждан и всего советского общества.
И не случайно, что после распада в декабре 1991 года Советского Союза и краха господствующей идеологии отношение к государственной безопасности стало исключительно негативным. Данное положение было подготовлено годами перестройки, когда проходила резкая, зачастую несправедливая критика органов обеспечения государственной безопасности, которые ассоциировались с самим понятием «государственная безопасность». Появилась новая крайность – предложение вообще отказаться от категории «государственная безопасность», как это сделано на западе, заменив ее национальной безопасностью.