в каком году впервые было использовано понятие ключевые компетенции 1999 г 1992 г 1995 г

Ключевые компетенции

КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ — узловое понятие в современной мировой образовательной практике, обозначающее совокупность базовых (ключевых, универсальных) знаний, умений, навыков, которыми должен овладеть молодой человек в школьные годы для более полной последующей самореализации в основных своих статусно-ролевых проявлениях: семьянина, собственника, работника, потребителя, гражданина, творца. В структуру ключевых компетенций входят: компетенция в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных; компетенция в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя); компетенция в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, навыки самоорганизации); компетенция в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия); компетенция в сфере культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, духовно обогащающих личность). Компетенции формируются в процессе обучения, воспитания и не только в школе, но и под воздействием семьи, друзей, работы, политики, искусства, религии, всей культуры.

Наиболее острой проблемой в связи с приоритетом школы в этом процессе является проблема формирования многокомпетентного педагогического работника, который будет в состоянии формировать в свою очередь у детей и подростков «способности осуществлять сложные культуросообразные виды действий». Реально существующий и консервируемый низкий социальный статус российского педагога не позволяет пока осуществлять компетентностный подход к школьному образованию в полной мере.

Словарь терминов и понятий по обществознанию. Автор-составитель А.М. Лопухов. 7-е изд. переб. и доп. М., 2013, с. 158-159.

Источник

Ключевая компетенция

Содержание

Возникновение термина «ключевая компетенция»

Термин «ключевые компетенции» стал широко известен после публикации работ Г. Хэмела и К. Прахалада. Они дают ему два определения.

Первое – это «навыки и умения, которые позволяют компании предоставлять потребителям фундаментальные выгоды».

Второе – набор умений и технологий, накопленные организацией знания и опыт, которые становятся основой успешной конкуренции.

Компетенция компании появляется в результате длительной работы, тщательного отбора персонала, накопления необходимых знаний и навыков, организации коллективного труда для достижения высокой производительности.

Когда все эти показатели достигают достаточно высокой степени, можно говорить о том, что компания перешла на более высокий уровень качества, т.к. при прежних издержках знания и опыт трансформировались в подлинную компетенцию, превратились в конкурентную возможность, которую заметили потребители.

Особенности ключевых компетенций

Конкретная ключевая компетенция всегда индивидуальна, т.к. присутствует только в рамках одной бизнес-системы с присущим только ей индивидуальным набором ресурсов и способностей.

Ключевыми компетенциями для компании могут стать:

— знание потребностей рынка и умение регулярно получать это знание;

— способность реализовать на практике предложения, необходимые рынку;

— способность постоянно наращивать и развивать свою ключевую компетенцию.

Ключевые компетенции создаются за счет качественного управления трудовыми ресурсами, базами знаний и интеллектуальным капиталом, а также за счет координации и объединения усилий рабочих групп, подразделений и внешних партнеров. При этом компетенции компании должны быть гибкими, чтобы обеспечить соответствие любым требованиям рынка.

Конкурентное преимущество

На сегодняшний день стандартные компетенции имеют большинство компаний, поэтому они не могут стать залогом успешной деятельности.

Для успешной конкуренции необходимо сформулировать ключевую уникальную компетенцию, которая позволит компании, во-первых, решать задачи, недоступные для большинства других игроков рынка, во-вторых, установить новый стандарт деятельности в отрасли и тем самым обеспечить конкурентное преимущество.

Под конкурентным преимуществом понимается совокупность характеристик компании, которая позволяют при меньших, чем у конкурентов, издержках выпускать товары, которые имеют для потребителя большую ценность. Существует множество способов достижения конкурентного преимущества, среди которых предложение качественных товаров или услуг по низким ценам, высококачественных товаров по высоким ценам, товаров с оптимальным сочетанием цены, качества, потребительских свойств, уровня обслуживания и т.д.

Факторы, формирующие конкурентное преимущество

Факторы, способные обеспечит конкурентное преимущество, подразделяются на внутренние и внешние.

К внутренним относятся:

— эффект масштаба;
— эффект опыта;
— эффект концентрации;
— эффект ресурсосберегающих технологий;
— эффект синергии;
— эффект вертикальной интеграции.

К внешним относятся:

— совершенствование составляющих цепочки ценности по Портеру;
— совершенствование сегментирования рынка;
— совершенствование составляющих расширенной концепции товара.

Преимущества ключевых компетенций

Ключевая компетенция имеет следующие преимущества:

— значима для потребителей, которые готовы платить за компетенцию как за большую часть приобретаемой ценности;
— способна изменяться и подстраиваться под новые требования рынка;
— уникальна, мало вероятно, что ее смогут повторить конкуренты;
— основана на знаниях, а не на стечении обстоятельств;
— связана с несколькими видами деятельности или продуктами;
— актуальна, т.к. соответствует стратегическим устремлениям рынка и компании;
— дает возможность партнерства для создания новой ключевой компетенции;
— ясность и доступность формулировки компетенции дает возможность для однозначного толкования.

Ссылки

Это заготовка эницклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти здесь

Источник

Доклад «Понятие ключевых компетенций»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

«Понятие ключевых компетенций»

В «Федеральной концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» впервые на государственном уровне предложено использовать для оценки качества содержания образования современные ключевые компетенции, которые определены как система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности [1].

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. В основу обновлённого содержания образования положено формирование и развитие ключевых компетенций обучающихся.

Компетенция в переводе с латинского « competentia» означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. В науке термин «компетенции» на сегодняшний день не имеет строгого определения.

Так, И.А. Зимняя утверждает, что «компетенции – это некоторые внутренние, потенциальные новообразования: знания, программы действий, систем ценностей и отношений, которые затем выявляются в компетентностях человека» [10, 79].

А.В. Хуторской под компетенцией имеет ввиду «некоторое отчуждённое, наперёд заданное требование к образовательной подготовке ученика» [22].

Большинство современных ученых под компетенциями понимают комплекс обобщенных способов действий, обеспечивающий продуктивное выполнение деятельности, способность человека на практике реализовать свою компетентность. Компетенции широкого спектра использования, обладающие определенной универсальностью, получили название ключевых[21].

О.Г. Глухарева обобщает понятие ключевых компетенций, говоря о том, что это «наиболее общие (универсальные) способности и умения, позволяющие человеку понимать ситуацию и достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях возрастающего динамизма современного общества»[7,18].

Изучая литературу, мы пришли к выводу, что ключевые компетенции представляют собой универсальные ментальные средства, способы, методы, приёмы достижения значимых для человека целей. Они составляют основу жизнедеятельности человека. Становится очевидным, что овладеть ключевыми компетенциями должен каждый член общества. Их усвоение обеспечивает функциональную грамотность, а она в свою очередь – социализацию, потенциальную эффективность деятельности.

Умения, навыки, способы деятельности, на которых основаны ключевые компетенции, находят свое воплощение и конкретизацию в Требованиях к уровню подготовки выпускников[2].
Для удобства представления и реализации образовательных стандартов, общеучебные умения, навыки и способы деятельности группируются в блоки соответствующих личностных качеств, подлежащих развитию:

4) коммуникативные качества, обусловленные необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками; умение отыскивать, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии;

5) мировоззренческие качества, определяющие эмоционально-ценностные установки ученика, его способность к самопознанию и самодвижению, умения определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, в природе, государстве, национальные и общечеловеческие устремления, патриотические и толерантные качества личности.

Перечень данных групп качеств опирается на целостное представление ученика как человека, имеющего физическую, эмоциональную и интеллектуальную составляющую, а также ценностную, духовно-нравственную основу жизнедеятельности. Поэтому данные качества личности являются сквозными по отношению к перечисленным группам качеств.

Кроме этого, появляется новый термин – образовательные компетенции. Образовательные компетенции обусловлены личностно-деятельностным подходом к образованию, поскольку относятся исключительно к личности ученика и проявляются, а также проверяются только в процессе выполнения им определенным образом составленного комплекса действий. Образовательная компетенция предполагает усвоение учеником не отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления присутствует соответствующая совокупность образовательных компонентов, имеющих личностно-деятельностный характер[22].

Так, по мнению А.Н. Габышева, образовательная компетенция – это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности[6]. Перечень ключевых образовательных компетенций определяется нами на основе главных целей среднего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.

С данных позиций рассмотрим ключевые образовательные компетенции.

Во-первых, ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом[10].

Общекультурные компетенции определяют круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Предполагается, что общекультурные компетенции – это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиции. Общекультурные компетенции определяют роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

Учебно-познавательные компетенции представляют собой совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания[24].

Информационные компетенции формируют умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

Коммуникативные компетенции в ключают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения[21]. Данная компетенция отражает умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения [10]. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности[24].

Проанализировав литературу, мы пришли к выводу, что ключевые компетенции представляют собой универсальные ментальные средства, способы, методы, которые находят свое воплощение и конкретизацию в Требованиях к уровню подготовки выпускников разных ступеней. В основе данных требований заложены личностные качества учащихся, подлежащие развитию. К ним мы отнесем: когнитивные, коммуникативные, креативные, оргдеятельностные, мировоззренческие, позволяющие человеку понимать ситуацию и достигать результатов в личной и профессиональной жизни. Наличие, развитие и совершенствование этих качеств является основой ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой компетенций.

Ключевыми компетенциями является совокупность вышеперечисленных компетенций, позволяющих человеку понимать ситуацию и достигать результатов в личной и профессиональной жизни.

Список использованных источников

Федеральная концепция модернизации российского образования на период до 2010 года //Российская газета. – 2002. –№ 23.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413)// Законодательное собрание. – 2012. –№ 18.

Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г., Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / Под ред.А.Г. Асмолова. – М., 2008. – 127 с.

Битюцкая И. А. Организация проектной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы как составляющая подготовки к самореализации специалистов нового типа // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 32. – С. 49–52. – URL: http://e-koncept.ru/2017/771015.htm.

Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. – Т. 4. – М.: Педагогика. – 1982–1984.

Габышев А. Н. Формирование ключевых компетенций учащихся методами интерактивного обучения и воспитания // Образование и воспитание. — 2016. — №1. — С. 30-32.

Глухарева О. Г. Влияние проектного обучения на формирование ключевых компетенций у учащихся старшей школы // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2014. – № 1. – С. 17-24.

Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики: Учебное пособие. – М., 1998. – 352 с.

Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Эйдос :. – 2006. – с. 78 – 83.

Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А.Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой. – М: Издательский центр «Академия», 2005. — 288 с.

Охрименко М.П. Учебный проект // Литература в школе. – 2013. – № 4. – С. 38-39

Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2005. — 112 с.

Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2008. – 192 с.

Поташник М. М. Проекты и исследования на основе ФГОС // Народное образование. – 2015. – № 9. – С. 100–110

Радионов В. Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование: учеб. пособие. СПб.: СПбГУ. – 1996. – 294 с.

Сергеева В.П. Проектно-организаторская деятельность учителя: учебно-методическое пособие. – М., – 2008. с. – 76-80

Сергеев Г.А. Компетентность и компетенции в образовании / Г.А. Сергеев. – Владимир :Изд-во Владимирского гос. Ун-та, 2010. – 329 с.

С. Соловейчик. Час ученичества: [Для сред. и ст. возраста] – М.: Дет. лит., – 1986. – 381 с.

Темняткина О.В. Формирование ключевых компетенций у школьников в образовательном процессе // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. – Екатеринбург. – 2006. – № 4. – с 46 – 51.

Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб: Питер. – 2001. – 544 с.

Хуторской А.В. Общепредметное содержание образовательных стандартов. – М. : Ин-т новых образовательных технологий. – 2002. – 128 с.

Хуторской А. В. Доклад «Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов» http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm

Чопова С. В. Формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся профильных классов : диссертация кандидата пед. наук / С. В. Чопова. – М., 2013. – 168 с.

Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении Электронный ресурс: учеб. пособие. – 2-е изд., стер. – М. : ФЛИНТА. –2014. – 144с.

Источник

Ключевые компетенции

Ключевые квалификации являются важным условием развития ключевых компетенций специа­листов. Понятие «ключевые компетенции» было введено в начале 1990-х гг. Международной орга­низацией труда в квалификационные требования к специалистам в системе последипломного образо­вания, повышения квалификации и переподготов­ки управленческих кадров. В середине 1990-х гг. это понятие уже начинает определять требования к подготовке специалистов в профессиональной школе.

Социально-экономический анализ развития со­временных профессиональных технологий позволяет выделить основные факторы, обусловливающие не­обходимость внедрения понятия ключевых компетен­ций в практику подготовки и оценки специалистов:

экономическая неопределенность, имплицит­но содержащая угрозу безработицы и обусловливаю­щая необходимость непрерывного повышения уров­ня образования и квалификации;

изменение организационной структуры произ­водства: вместо иерархической вертикальной струк­туры — командная (сетевая) организация; широкое распространение антропоцентрической системы производства;

децентрализация процесса принятия решений, вследствие чего все большее значение приобретают способности работать самостоятельно, анализиро­вать сложные ситуации и принимать ответственные решения;

широкое внедрение в производство, сервис и быт компьютерных технологий, замена конвейер-но-монтажного производства гибким, управляемым компьютером;

наличие многих языков и культур, что предпо­лагает основательную гуманитарную подготовку и владение 2-3 иностранными языками.

Приведем пять ключевых компетенций, которым придается особое значение в профессиональном об­разовании Европейского сообщества:

социальная компетенция — способность взять на себя ответственность, совместно вырабатывать ре­шение и участвовать в его реализации, толерантность к разным этнокультурам и религиям, проявление со­пряженности личных интересов с потребностями предприятия и общества;

коммуникативная компетенция, определяющая владение технологиями устного и письменного обще­ния на разных языках, в том числе и компьютерного программирования, включая общение через Internet;

социально-информационная компетенция, харак­теризующая владение информационными техноло­гиями и критическое отношение к социальной ин­формации, распространяемой СМИ;

когнитивная компетенция — готовность к посто­янному повышению образовательного уровня, по­требность в актуализации и реализации своего лич­ностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию;

специальная компетенция — подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных действий, оценке результатов своего труда.

Конкретизируем наше понимание ключевых ком­петенций на примере профессии ремесленни­ка-предпринимателя. Основываясь на работе А. Шелтена, можно выделить три группы ключевых компетенций 9 :

учебно-методическую компетенцию — способ­ность самостоятельно осваивать новые знания, уме­ния и способы действий, а также постоянно обога­щать свою профессиональную компетентность;

специальную компетенцию — свободное владе­ние способами выполнения обобщенных действий, необходимых в конкретной специальности.

Как соотносятся квалификация, ключевые квали­фикации и ключевые компетенции? Чтобы ответить на этот вопрос, приведем их определения.

Квалификация — это степень и вид профессиональ­ной подготовленности работника, наличие у него знаний, умений и навыков, необходимых для выпол­нения им определенной работы.

Ключевые квалификации — общепрофессиональные знания, умения и навыки, а также способности и ка­чества личности, необходимые для выполнения ра­боты по определенной группе профессий.

Ключевые компетенции — это межкультурные и межот­раслевые знания, умения и способности, необходимые для адаптации и продуктивной деятельности в различных про­фессиональных сообществах. Ключевые компетенции имеют экстрафункциональный характер.

Наглядно соотношение этих трех видов социаль­но-профессиональной подготовленности представ­лено на рис. 5.

Профессиональная квалификация определяет успешную деятельность по специальности и присуща специалистам. Ключевые квалификации обусловли­вают продуктивное осуществление интегративных видов деятельности и характерны для профессиона­лов. Ключевые профессиональные компетенции определяют социально-профессиональную мобиль­ность специалистов и профессионалов и позволяют

в каком году впервые было использовано понятие ключевые компетенции 1999 г 1992 г 1995 г. img FgIF. в каком году впервые было использовано понятие ключевые компетенции 1999 г 1992 г 1995 г фото. в каком году впервые было использовано понятие ключевые компетенции 1999 г 1992 г 1995 г-img FgIF. картинка в каком году впервые было использовано понятие ключевые компетенции 1999 г 1992 г 1995 г. картинка img FgIF. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ — узловое понятие в современной мировой образовательной практике, обозначающее совокупность базовых (ключевых, универсальных) знаний, умений, навыков, которыми должен овладеть молодой человек в школьные годы для более полной последующей самореализации в основных своих статусно-ролевых проявлениях: семьянина, собственника, работника, потребителя, гражданина, творца. В структуру ключевых компетенций входят: компетенция в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных; компетенция в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя); компетенция в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, навыки самоорганизации); компетенция в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия); компетенция в сфере культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, духовно обогащающих личность). Компетенции формируются в процессе обучения, воспитания и не только в школе, но и под воздействием семьи, друзей, работы, политики, искусства, религии, всей культуры.ций и компетенций — прерогатива личностно ориен­тированного образования.

В заключение отметим, что введение в теорию и практику профессионального обучения новых кон­цептуальных понятий — «ключевые квалификации» и «ключевые компетенции» — существенно обогатит его, станет основой образовательных инноваций и будет способствовать преодолению обозначившегося в середине 1990-х гг. кризиса начального и среднего профессионального образования. В наибольшей мере проблема развития ключевых квалификаций может быть решена в процессе реализации личност­но ориентированного профессионального образо­вания.

Формирование профессиональной квалифика­ции в учебных заведениях осуществляется в основ­ном путем использования традиционных форм и ме­тодов обучения, отражающих когнитивно ориенти­рованный подход в профессиональном образовании. Главной задачей считается освоение системы про­фессиональных знаний, умений и навыков.

Развитие ключевых квалификаций и компетен­ций в рамках когнитивно ориентированного образо­вания затруднено. Из определения ключевых квали­фикаций и компетенций, а также из их структурных характеристик следует, что помимо знаний, умений и навыков в их состав входят когнитивные способно­сти, качества личности и формы профессионального поведения. Развитие этих составляющих квалифика-

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *