в каком году возник фашизм
Урок истории. Возникновение фашизма
Сейчас в наших СМИ в связи с событиями в Украине самым популярным и наиболее употребляемым словом (без особого разбора) стало слово ФАШИЗМ.
Если мы не хотим, чтобы наша голова была помойным ведром, в которое беспрерывным потоком сливаются гнилые идеологические продукты, и если мы хотим быть хоть немного самостоятельнее в своих суждениях, я проведу маленький исторический ликбез. Уверен, большинство из Вас немало удивится многим вещам, о которых я напишу ниже.
Итак, если Вы читаете эти слова, значит это уже хорошо — значит Вы заинтересовались. Я постараюсь Вас не разочаровать.
Слово «фашизм» мы почти всегда связываем с гитлеровской Германией, но не всё тут так просто и однозначно. В нашем сознании СМЕШАЛИСЬ понятия итальянского ФАШИЗМА и германского НАЦИЗМА. У них очень много схожей внешней атрибутики (включая римское приветствие), схожих ритуалов. Но также много и различий.
Итальянский фашизм стал первым опытом власти «партии нового типа» некоммунистической направленности, и в этом смысле действительно явился предшественником НАЦИЗМА (национал-социализма). В этой статье я его рассматривать не буду, а лишь коротко охарактеризую. Итак, НАЦИЗМ — это идеология, сочетающая в себе элементы ФАШИЗМА, СОЦИАЛИЗМА, НАЦИОНАЛИЗМА, РАСИЗМА, АНТИСЕМИТИЗМА и ТОТАЛИТАРИЗМА.
Кстати, одним из идеологов германского национал-социализма был выходец из Российской империи — Розенберг (Альфред Эрнст Вольдемарович, 1893 – 1946 гг. ). Он является автором «расовой теории» и «окончательного решения еврейского вопроса». Альфред некоторое время жил в Москве — во время Первой мировой войны Рижский политех, где он учился на архитектора, был эвакуирован и располагался в стенах современного МГТУ им. Баумана. После окончания учёбы Розенберг перебрался в Германию, где сблизился с Адольфом Гитлером и оказал на него огромное влияние своими «теоретическими разработками». Розенберг был единственным, кто отказался от «последнего слова» перед своей казнью по приговору Нюрнбергского трибунала.
А теперь давайте без суеты, без каких-либо ассоциаций и намёков разберёмся в сути вопроса — в происхождении первой составляющей нацизма — ФАШИЗМЕ, в этом слове (понятии), в его определении и в его основных признаках и чертах.
Слово ФАШИЗМ происходит от итальянского fascio (фашио) — СОЮЗ. Это слово, в свою очередь, восходит к латинскому fascis — «связка, пучок».
Этим словом (fascis), в частности, обозначались символы магистратской власти — ФАСЦИИ. Это перевязанный пучок прутьев (розги) с воткнутым в него топором. Фасции носили ЛИКТОРЫ — почётная стража высших МАГИСТРАТОВ (должностное лицо, избираемое населением на 1 год, для безвозмездного исполнения государственных функций) римского народа. Фасции символизировали право применять силу от имени народа — вплоть до смертной казни.
Вот здесь изображение римского ликтора с фасциями:
(здесь ссылки не «активные», поэтому скопируйте их и вставьте в адресную строку Вашего браузера)
А вот здесь эти фасции стали уже главным символом на флаге фашистской Италии.
Сейчас изображение фасции также можно увидеть на гербах Франции, Эквадора, Камеруна.
В России в современной геральдике фасции изображены на эмблеме «Федеральной службы судебных приставов Российской федерации», а также ФСИН (Федеральная служба исполнения наказаний):
Ну с этими организациями всё понятно — в основе их деятельности лежит само понятие — НАКАЗАНИЕ, а вот зачем фасции «прилепили» в эмблему «Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки» (Рособрнадзор) — остаётся только догадываться:
Итак, в узком историческом смысле под фашизмом понимается массовое политическое движение, существовавшее в Италии в 1920–40 годах под руководством Бенито Муссолини, который являлся бессменным лидером (дуче) Национальной фашистской партии (НФП). Здесь его фото:
Любая идеология возникает не на пустом месте. Ей НУЖНА ПОЧВА. Давайте разберёмся вместе — какова же была почва для возникновения итальянского фашизма.
После объединения Италия всеми силами стремилась войти в число великих держав, и вела для этого активнейшую внешнюю, в том числе колониальную политику. Эта активность не позволила Италии остаться нейтральной в европейских конфликтах, предшествовавших Первой мировой войне. Вынужденная определиться, Италия первоначально примкнула в 1882 году к Тройственному союзу (к военно-политическому блоку Германии и Австро-Венгрии), надеясь на колониальный передел мира. Однако, уже в самом начале Первой мировой войны итальянское правительство не поддержало своих союзников и, не рискнув ввязываться в европейскую войну, объявила нейтралитет.
Но уже в 1915 году, после того, как стал очевидным провал немецкого плана войны, прельстившись на обещания Антанты (англичане и французы сулили ей золотые горы в виде Триеста, Тироля, территорий в Далмации, Албании, то есть изрядного куска альпийских и балканских земель), Италия объявила войну Австро-Венгрии. Кончилась эта авантюра печально: переброшенные на юг две германские дивизии прорвали фронт у реки Капоретто, чем обратили итальянскую армию в паническое трёхсоткилометровое бегство, которое закончилось естественным путём — немцы прекратили наступление.
После этой катастрофы, которой закончились активные боевые действия на итальянском фронте, Антанта перестала воспринимать Италию как РЕАЛЬНУЮ силу. Поэтому на Парижской мирной конференции (18 января 1919 – 21 января 1920 г.), созванной державами–победительницами для выработки и подписания мирных договоров с государствами, побеждёнными в Первой мировой войне, Италию попросту «продинамили». Хотя итальянский премьер–министр Орландо и входил в «большую четверку» (вместе с Клемансо, Ллойд-Джорджем и Вильсоном), Антанта и не думала выполнять своих обещаний (кроме передачи Италии оставшихся бесхозными после распада Австро–Венгрии Южного Тироля — Трентино и Истрии с Триестом).
Такой итог мирной конференции был воспринят в Италии как «дипломатическое Капоретто». Национальные чувства, особенно острые в недавно объединившейся стране, вновь были ОСКОРБЛЕНЫ. Это «оскорбление» наложилось на тяжелейший послевоенный экономический и социальный кризис, особенно острый в слаборазвитой Италии.
После прекращения военных заказов и в силу невозможности далее поддерживать производство из-за пустоты в казне, начинаются лавинообразные серии банкротств предприятий. В 1919 году несостоятельными признаны 500 предприятий, в 1920г. — 700, в 1921г. — 1800, в 1922г. — 3600, а в 1923г. уже 5700 предприятий. В полтора–два раза падает добыча всех полезных ископаемых, сокращаются посевные площади, что приводит во всё ещё аграрной по преимуществу стране к массовому обнищанию крестьянства.
Такому экономическому кризису сопутствовал стремительный рост безработицы, усиленный массовой демобилизацией солдат. В 1920 году в Италии насчитывалось 150000 безработных, а через два года уже 407000.
Активизация массы неизбежно вела к перерастанию экономического кризиса в политический.
Спектр политических сил Италии выглядел в это время следующим образом. На левом фланге находилась социалистическая партия в которой осталось умеренное крыло (в 1921 году социалисты-радикалы окончательно вошли в Коминтерн, оформившись как коммунистическая партия). Правее находились: Народная партия, ориентированная в основном на крестьянство, либералы и, наконец, Националистическая партия, выступавшая с шовинистическими лозунгами. Лозунги националистов соперничали в популярности с коммунистическими. Большая часть крестьян, рабочих, интеллигенции в силу УЩЕМЛЁННОГО после войны НАЦИОНАЛЬНОГО САМОЛЮБИЯ, откликались на призывы «ВЕРНУТЬ» Италии «исконно итальянские» Далмацию, Албанию и Северную Африку. Наиболее радикальное крыло требовало отобрать у Франции (!) Ниццу, Савойю и Корсику. Более всего националистов волновала судьба адриатического порта Фиуме (Риека).
Известный итальянский писатель Габриэле д`Аннунцио даже оставил свои литературные подмостки ради того, чтобы с отрядом набранных им «легионеров», не мудрствуя захватить Фиуме и установить там республику во главе с самим собой в качестве диктатора по древнеримскому образцу (не хочу произносить вслух имена современных российских писателей, но подобное просматривается сейчас и у нас). Самое смешное, что ему это удалось, и республика д`Аннунцио просуществовала целых 16 месяцев (с сентября 1919 по январь 1921 года, когда итальянские войска под давлением Антанты, были вынуждены выгнать его оттуда). Этот эпизод, с одной стороны, хорошо показывает, в какой степени правительство контролировало положение дел в стране, а с другой указывает на очень показательный симптом: массовая ментальность оказывается весьма заразительной и охватывает своим влиянием не только малообразованную часть населения, но и рафинированную интеллигенцию; позже д`Аннунцио будет активнейшим сторонником фашизма.
Главным родом деятельности «фаши» стала пропаганда и вооруженная борьба с социалистами, которые были объявлены главными врагами Италии. «Фаши» издавали свою газету, которая была, разумеется, «коллективным пропагандистом, агитатором и организатором» — «Пополо д`Италия» — «Итальянский народ».
Идеология, которую пропагандировала газета не представляла из себя чего-либо стройного и продуманного и была рассчитана на человека массы. Она сводилась к следующему:
Во-первых, ВЕЛИЧИЕ Италии. Фашистская идеология — идеология прежде всего националистическая, шовинистическая и империалистическая. Она поддерживала и раздувала политическую истерию массы, направляя её к довольно бессмысленным, но броским целям, как, например, ВОССТАНОВЛЕНИЕ Римской империи и превращение Средиземного моря в «mare nostrum» — «НАШЕ МОРЕ». Совершенно откровенно фашисты заявляли, что достичь этого можно только войной с бывшими союзниками по Антанте, которые «испортили» Италии победу в Первой мировой войне. «Только кровь даёт бег звенящему колесу истории», — говорил Муссолини. Ближайшими врагами объявлялись Греция, Албания и Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев — ставленники Антанты, угрожающие Италии.
Во-вторых, ненависть к бывшим союзникам объяснялась ЗАГНИВАНИЕМ ДЕМОКРАТИИ в этих странах. Соответственно, «прогнившая» демократическая система была презираемая и должна была быть УНИЧТОЖЕНА и в Италии. Во всех итальянских бедах оказывались виноваты «неспособные и продажные парламентские болтуны и демагоги». При этом «фаши» быстро образовавшие вполне легальную фашистскую партию, не брезговали участием в «прогнивших» парламентских выборах (партия нового типа!). Формальными программными требованиями фашистов на этих выборах были: установление республики, выборы в Учредительное собрание, конфискация «непроизводительного капитала» (ненависть к богатым и стремление к «социальной справедливости» характерна для всех проявлений массовой психологии, независимо от их политического оформления). Программа чисто популистская.
В-третьих, особо подчеркивалась ненависть к «красным», в которых фашисты видели опасных политических конкурентов. Муссолини заявлял себя как национальную альтернативу коммунизму.
Говорить о социальной базе фашистов бессмысленно. Их поддерживали представители совершенно разных слоёв населения — предприниматели и рабочие, крестьяне и священнослужители, студенты и солдаты, безработные и домохозяйки.
Привлекательность фашистов для массового человека заключалась в том, что можно было почувствовать себя великим просто в силу того, что ты итальянец (в Германии позднее — ариец, в СССР — рабочий ). Такая откровенная лесть дополнялась простым и понятным указанием на врага, виноватого во всех бедах каждого, обещаниями сделать всех счастливыми на следующий день после прихода к власти, апелляцией к «великому прошлому» и «национальным традициям» а также своеобразной, точно просчитанной импонирующей массе эстетикой, эстетикой лакированного сапога. Привлекала красивая форма, чёрные рубашки, военная выправка, римское приветствие (о нём я упоминал ранее) — знаменитый жест, позаимствованный позднее Гитлером, театрализованность всех массовых действий и т.д.
Большую роль в укреплении авторитета фашистов сыграли созданные ими массовые организации, призванные играть роль «приводных ремней» партии, соединяющих её с населением в одно целое. Это детская организация «Баллила», подростковая — «Авангард», молодёжная — «Молодые фашисты». Это Добровольная Милиция Национальной Безопасности, которая, имея опыт «фаши», в ряде районов страны без особого сопротивления даже разоружала полицию и фактически захватывала власть. Наконец, это сама партия, которая стремительно становилась МАССОВОЙ, причём рядовые партийные организации были отделены от руководства (как бы «внутренняя» и «внешняя» партии).
Опасность «фашизации» была понята очень поздно. В 1921 году правительство попыталось урегулировать обстановку в стране, подписав с лидерами фашистов и коммунистов «пакт умиротворения». Но, разумеется, пакт не соблюдался. Чем отчаяннее становилось экономическое положение, тем быстрее теряли авторитет старые демократические партии, тем СИЛЬНЕЕ делались фашисты.
17 октября 1922 года начальник службы армейской безопасности писал: «Муссолини настолько уверен в победе и в том, что он является хозяином положения, что предвидит даже первые шаги своего правительства. Кажется, он намеревается совершить переворот от 4 до 11 ноября». Офицер ошибся, переворот произошел 28 октября.
Событие, именуемое «Марш на Рим», походом в военном смысле слова не являлось. За этими громкими словами скрывается не более, чем весьма пышная демонстрация, не встретившая практически никакого сопротивления. Пышные чёрные формы фашистов выгодно выделяли в центре скромный штатский костюм дуче (показная личная скромность — качество для харизматического лидера необходимое). Это хорошо отрежиссированное представление закончилось весьма эффектно — отставкой правительства Луиджи Факта и назначением премьер–министром Бенито Муссолини. Здесь фото «Марша на Рим»
Подобный характер захвата власти, в отличии от революционных событий в России, несколько ограничил на первых порах вожделенную политическую монополию фашистов. Первое правительство Муссолини не было однопартийным. Видимость легитимности и более сильные, чем в России, либеральные традиции, а главным образом неполная уверенность в собственных силах заставили терпеть в правительстве «нефашистское» большинство (фашисты получили в кабинете правительства лишь 4 портфеля), что определённо сводило на нет эффект «Марша на Рим».
Но до создания тоталитарного режима было ещё далеко. Фашисты не пользовались ещё необходимой для этого поддержкой масс, весьма сильна была ещё оппозиция, армия внушала некоторые сомнения, наконец, экономические проблемы Италии вопреки обещаниям дуче не были решены мистическим способом после прихода к власти, а напротив того, продолжали углубляться.
И хотя на парламентских выборах 1924 года фашисты победили, довольно много голосов получила оппозиция — социалисты, Народная партия и даже коммунисты. В этих условиях фашисты совершили ошибку, попытавшись одним ударом разрубить гордиев узел политических отношений, ошибку, повлекшую за собой серьёзнейший кризис партии.
«Партии нового типа» обычно не брезгуют откровенно бандитскими методами политической борьбы, обычно это действует весьма успешно, шокируя оппонентов, но на сей раз мафиозные методы фашистов обернулись против них самих.
Однако, довольно пассивная тактика Авентинского блока, непримиримая вражда внутри антифашистского лагеря (коммунисты так и не вошли в блок), а главное — продолжавшийся несмотря ни на что рост влияния сторонников дуче, позволили ему реанимировать и усилить свою власть.
В 1925 году, отбросив либеральные реверансы, Муссолини прямо заявил о своих намерениях — «Мы хотим фашизировать нацию. Должны быть итальянцы эпохи фашизма, как были, например, итальянцы эпохи Возрождения».
Более конкретная программа заключалась в намерении обуздать всяческую оппозицию и восстановить Римскую империю: «Для фашизма стремление к империи, то есть к НАЦИОНАЛЬНОМУ РАСПРОСТРАНЕНИЮ, является жизненным проявлением. Обратное, то есть сидение дома — есть признак упадка».
Именно в этом духе и строилась дальнейшая политика фашистов. В 1926 году, после неудачного покушения на Муссолини, вступили в силу «чрезвычайные законы». Прежде всего, специальным законом распускались все «антинациональные» партии, то есть создавался желанный фактически ОДНОПАРТИЙНЫЙ режим. Для рассмотрения политических дел, связанных с деятельностью запрещённой отныне оппозиции, создавался Особый трибунал.
Но таким образом, Муссолини получал не более, чем банальную военную или партийную диктатуру, а этого было мало. Стояла задача создания некоммунистического, но тоталитарного режима, суть которого дуче сформулировал чеканной формулировкой: «Всё в государстве, ничего вне государства». Власть должна быть «общенациональной», а для этого нужно было крепко привязать население (вполне готовое к этому в силу массовизации, и фашисты это знали и учитывали) к фашизированному государству. Система «приводных ремней» была в Италии построена своеобразно. Речь идёт о КОРПОРАТИВНОЙ системе. Закон, именуемый «Хартией труда», запрещал все нефашистские профессиональные союзы, бывшие явной угрозой всеобщему объединению под руководством партии, и создавал вместо них КОРПОРАЦИИ.
Профсоюзами эти новые организации не были. Они были главным «приводным ремнём» фашистского государства.
Во-первых, они должны были включать (а в 1930 году специальным указом включили) всё население Италии, что весьма существенно облегчало контроль над массой и консервацию её политической активности, направленной в нужное русло.
Во-вторых, корпорации стали незаменимым буфером для политической деятельности всё ещё живой оппозиции — дело в том, что кандидатов в итальянский парламент могли выдвигать только корпорации, причём Большой Фашистский Совет, фактически окончательно заменивший правительство, одобрял или не одобрял эти кандидатуры; выборы таким образом, хотя формально и сохранились, потеряли всякий смысл.
В-третьих, корпорации решали важнейшую для тоталитарного режима проблему контроля над экономикой, которая, в отличие от советской России, не была национализирована. В корпорации входили не только рабочие, но и предприниматели, вынужденные соблюдать некоторую дисциплину и лишённые таким образом хозяйственной свободы, да и вообще все трудящиеся отрасли.
К 1932 году в Италии насчитывалось 22 корпорации по отраслям экономики. Это позволяло государству не только контролировать, но и прямо управлять экономикой, формально остающейся негосударственной, это позволяло мобилизовывать население, например, на «битвы за хлеб», это позволяло волевыми методами решать хозяйственный проблемы, сводя на нет рыночные законы. Этим удалось несколько стабилизировать финансовое положение, ограничить инфляцию, поднять производство, сократить безработицу; впрочем, Великая депрессия 1929 года сильно помешала этому — Италия, в отличие от других тоталитарных режимов, оставалась включённой в мировую торговлю.
Помимо корпораций, действовали и другие «приводные ремни»: «внешняя» партия, школа, армия, молодёжные, женские, спортивные и другие организации.
Таким образом, в Италии имел место первый опыт создания тоталитарного общества некоммунистического типа. Однако опыт этот удался не вполне. Хотя Муссолини наиболее активно использовал термин «тоталитарное государство», если сравнивать фашизм с советским коммунизмом или германским национал–социализмом, то можно усомниться в подлинно тоталитарной сущности первого.
Итальянский тоталитаризм, вопреки сути этого явления, вполне мирно уживался с такими вполне традиционными институтами, как аристократия, монархия (Муссолини всегда оставался лишь премьер-министром), католическая Церковь — именно Муссолини заключил с папой Пием XI в 1929 году Латеранский конкордат (соглашение), по которому папе предоставлялась светская власть во вновь созданном государстве Ватикан. Фашизм накладывался на столетиями сложившиеся формы жизни маленьких итальянских городков и деревень весьма мало или вовсе не затронутых индустриализацией, не разрушая их, как это делал большевизм в СССР, а пытаясь приспособить к новой идеологии (апеллирующей к традициям) и способам социальной организации.
Всё это делало фашистов ущербными даже в глазах их союзников — немецких национал–социалистов. Геббельс писал, что дуче — «не революционер, как Гитлер и Сталин. ему не хватает широты мирового революционера и мятежника». Сам Гитлер много раз давал понять, что Сталин по духу гораздо ближе к нему, чем Муссолини. И только безудержный империализм дуче делал Гитлера его союзником в войне против старых демократий Запада.
Что же до сути тоталитарного режима некоммунистического типа, то существенно более «чистая модель» его была создана в Германии, но в совершенно других условиях.
Вот теперь Вы себе уже представляете ПОЧВУ (условия) на которой и произрастал итальянский фашизм.
Итак, возвращаясь к его истокам, я хочу упомянуть и официальные документы, связанные с возникновением фашизма.
Впервые «Манифест фашизма» был опубликован в Италии 6 июня 1919 года. Он состоял из четырёх разделов:
В ПОЛИТИЧЕСКОМ разделе были обозначены такие цели и задачи как:
Всеобщее избирательное право;
Пропорциональное представительство на региональном уровне;
Избирательное право для женщин;
Создание национальных советов по делам экономики;
Роспуск Сената Италии;
Формирование Национальных советов (министерств) труда, промышленности, транспорта, связи, здравоохранения.
В разделе СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ:
Введение 8-часового рабочего дня;
Установление размеров минимальной заработной платы;
Участие рабочих в управлении производством;
Усиление влияния профсоюзов;
Ремонт и реконструкция железных дорог, а также постройка новых;
Пересмотр законопроекта о страховании по инвалидности;
Сокращение пенсионного возраста с 65 до 55 лет.
Национализация военных заводов;
Мирная, но конкурентоспособная внешняя политика;
В разделе ФИНАНСОВ:
Сильный прогрессивный налог на капитал;
Захват всего церковного имущества и отмена всех епархий, на которых лежит огромная ответственность за нацию и привилегии бедных слоев населения;
Пересмотр всех контрактов на военные положения;
Пересмотр всех военных контрактов и захват в них 85 % прибыли.
Таким образом, манифест сочетал в себе идеи классового сотрудничества, корпоративизма и демократии.
Мне кажется, что при чтении всего этого у дорогого читателя уже начал «плыть» мозг. Да–да, именно такими ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫМИ (по крайней мере на бумаге) были цели и задачи итальянского фашизма. И совсем не случайно, что эти идеи очень быстро распространились (с переменным успехом) по всему миру в разных вариантах (Германия, Испания, Португалия, Греция, Бразилия, Россия. ).
Если абстрагироваться от конкретного итальянского фашизма и перейти рассматривать это явление в более широком историческом смысле, то определение фашизма можно дать следующее:
ФАШИЗМ — это религия, идеология, политика и практика, основанные на концепции о превосходстве определённого множества людей, элиты, объединённых, сплочённых великой идеей, над всеми остальными людьми, и оправдывающие или реализующие подавление или уничтожение этих «остальных».
1. СИЛЬНЫЙ И ПЕРМАНЕНТНЫЙ НАЦИОНАЛИЗМ. Фашистские режимы имеют тенденцию к активному использованию фраз, слоганов, символов, песен и другого патриотического арт–набора. Постоянно встречается образ национального флага, как фон, декоративный элемент на одежде и сами флаги, навешанные везде, где только можно себе представить.
2. НЕЛЮБОВЬ К ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА. Фашистское государство постоянно окружено врагами и вражескими происками, поэтому в таких государствах население постоянно убеждают в том, что права человека могут быть упразднены или игнорироваться, иногда «вынужденно». Народ начинает терпимо относиться к правовому произволу, пыткам, жестким и высшим мерам наказания, длительным срокам тюремного заключения и проч.
4. МИЛИТАРИЗМ И МИЛИТАРИСТСКИЙ ДИСКУРС. Хотя в стране существует огромное количество проблем, на военные нужды выделяются непропорциональные средства, военные прославляются, образ вооруженного солдата представляется как привлекательный.
5. БЕЗУДЕРЖНЫЙ СЕКСИЗМ. Правительства фашистских государств практически полностью находятся в руках мужчин. Огромное значение приобретают гендерные стереотипы, гендерные роли становятся очень жёсткими. Для внутренней политики характерны сильная оппозиция праву на аборт и гомофобия (в том числе, в принимаемых законах).
6. КОНТРОЛЬ ЗА СМИ. СМИ контролируются правительством напрямую или через систему законодательных ограничений, через «прикармливание» журналистов и через цензуру и надсмотр над редакторами и продюсерами.
7. ОДЕРЖИМОСТЬ ИДЕЕЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. Страх перед внешним врагом используется правительством как мотивационное орудие управления народом.
8. СМЕШЕНИЕ РЕЛИГИИ И ПРАВИТЕЛЬСТВА. Правительства фашистских наций используют преобладающую в стране форму вероисповедания как орудие манипуляции общественным мнением. Религиозная риторика используется правительством даже тогда, когда религиозные лидеры занимают оппозиционную официальному политическому курсу позицию.
9. ЗАЩИТА ВЛАСТИ КОРПОРАЦИЙ. Индустриальная и финансовая олигархия фашистских наций обычно приводят к власти своих ставленников. Устанавливается режим взаимовыгодных отношений между правительством / властями и экономической олигархией.
10. ПОДАВЛЕНИЕ РАБОЧИХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Поскольку солидарность трудящихся представляет собой единственную реальную угрозу фашистскому государству, профсоюзы и рабочие объединения устраняются.
11. ПРЕЗРЕНИЕ К ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ И ИСКУССТВУ. Фашистские государства открыто проявляют презрение и подпитывают враждебность населения к институту высшего образования и к академическим кругам. Деятели культуры часто подвергаются цензуре и преследованиям. Свободное искусство атакуется напрямую, государственное финансирование сферы культуры сводится на нет.
12. ОДЕРЖИМОСТЬ ИДЕЕЙ ВОЗМЕЗДИЯ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ. Фашистские режимы наделяют органы внутренних дел, репрессивную полицейскую систему практически безграничной властью. Население заставляют «смотреть в другую сторону» ввиду полицейского произвола и отсутствия гражданских свобод.
13. БЕЗУДЕРЖНАЯ КОРРУПЦИЯ И КРУГОВАЯ ПОРУКА. С точки зрения состава правительства, фашистские режимы представляют собой «группы друзей», которые выдвигают друг друга на ключевые должности и используют служебное положение для обеспечения собственной безнаказанности и безнаказанности своих «друзей». Обычным делом является разграбление национального достояния такими правительственными группировками.
14. МОШЕННИЧЕСТВО НА ВЫБОРАХ. В фашистских государствах выборы могут быть открыто мошенническими или процессом выборов могут манипулировать, дискредитируя представителей оппозиции или запугивая их (дело доходит и до физического устранения). С помощью законодательных мер контролируется количество и порядок подачи голосов, счётные комиссии, суды. Используются манипуляции общественным мнением через СМИ и манипуляции процессом голосования на местах через местное правительство.
Заканчивая эту статью, хочу сказать, что в конечном итоге (в долгосрочном историческом периоде) ДОБРО ВСЕГДА ПОБЕЖДАЕТ ЗЛО.
И очень не хочется оказаться (жить) в краткосросном периоде, когда зло бывает сильнее.