в каком году великобритания франция италия норвегия австрия греция швеция официально признали ссср
Полоса признания: что это такое, когда было это явление, его особенности
Содержание:
В начале двадцатых годов российский народ столкнулся с кризисом, причиной которого была международная изоляция СССР. Советский Союз практически не контактировал с другими странами. Республика только появилась, недавно прошла Гражданская война, политическая, экономическая блокировка привели фактически в упадок огромное государство. Каждый съезд партии обсуждал необходимость восстановления внешней политики, которая могла помочь стране вырваться из тяжелой ситуации.
В это время в Германии усилились протесты среди населения. Советское государство решило использовать данное обстоятельство в собственных целях. Коминтерн постарался экспортировать революцию в Германию, однако несколько инициированных Союзом выступлений подавили достаточно быстро.
В 1924 году начались восстания рабочего класса на Болгарских и Польских землях, но они также были подавлены, что окончательно разрушило надежды Коминтерна на розжиг революционного движения в мировых масштабах. Дипломатический, государственный уклад большинства стран склонял правителей к выбору прагматичного сценария.
Полоса дипломатического признания СССР – что это
Полоса дипломатического признания – это поэтапное восстановление внешней политики. РСФСР и Советский Союз планомерно возобновляет дипломатические связи с соседними и отдаленными государствами. Полоса признаний СССР стартовала в начале двадцатых годов и длилась до 1925 года.
Страна смогла установить контакт с крупными участниками международной политики. Отношение игроков мировой арены к Союзу изменилось. Многие видели выгоду в сотрудничестве и дружбе с державой. Полоса дипломатического признания СССР проходила в течение нескольких лет. За это время были заключены торговые соглашения, подписаны договоры о поставках различных товаров. Единственной державой, которая отказывалась признавать Советский Союз, были Соединенные Штаты Америки.
Международная изоляция была завершена в двадцатых годах, что дало государству возможность выйти из экономического, геополитического кризиса. Экономика страны начала развиваться, увеличивались темпы производства, стартовала масштабная индустриализация. В кратчайшие сроки СССР вступил в глобальную политику, став одним из главных ее участников.
Период дипломатического признания СССР – этапы
Полоса признания СССР имеет определенную хронологическую последовательность:
Полоса признания СССР кратко о сопутствующих событиях
Главной проблемой в процессе развития внешней политики являлось вмешательство СССР в жизнь других государств. Это послужило поводом для изменения положения державы:
К началу тридцатых годов начался мировой кризис, повлиявший на жизнь капиталистов. В Англии и Франции он привел к развитию демократии, в Италии и Германии вызвал развитие фашистского движения. В мире появилось несколько напряженных точек.
«Полоса признаний» СССР (1924–1925 гг.)
«Полоса признаний» СССР – серия дипломатических признаний СССР в 1924-1925 гг., начало которой положило новое лейбористское правительство Великобритании, за ним последовали правительства ещё 12-ти государств Европы и Азии.
Предпосылки
Выход Советской России из внешнеполитической изоляции начался ещё в ходе Гражданской войны. В феврале 1920 г. с тремя республиками Балтии и Финляндией советским правительством были подписаны мирные договоры. Тогда же нарком иностранных дел Г. Чичерин сформулировал концепцию о «мирном сосуществовании» государств с разным социальным строем.
В 1921 г. СССР подписал мирные договоры с Афганистаном, Ираном, а также с Монголией и Турцией. Тогда же было подписано первое советско-британское торговое соглашение. Советские суда получили доступ к проливам, британские – к основным советским портам. Но развитию двухсторонних отношений мешала жёсткая позиция консерваторов по проблеме долгов предшественников советского правительства.
На Генуэзской конференции 1922 г. «долговую проблему» так и не решили, зато советская делегация заключила Раппальский договор с Германией, восстанавливающий дипломатические, экономические и торговые отношения.
Деятельность Коминтерна в 1923 г.
Усиление протестных настроений в Германии было использовано советским руководством и подконтрольным ему Коминтерном для попытки «экспорта революции». Но выступления, инспирированные и поддержанные Москвой, были подавлены.
В январе 1924 г. были подавлены выступления рабочих в Польше и в Болгарии. Надежда на распространение «пожара мировой революции» растаяла. Возобладала прагматичная линия Г. Чичерина.
Фактор НЭПа
Провозглашённая в 1921 г. новая экономическая политика (НЭП) за три года кардинально изменила экономическую ситуацию в стране. Золотой советский червонец хорошо зарекомендовал себя на валютных биржах, а предложение режима концессии привлекало иностранных инвесторов.
Бизнесмены крупнейших европейских держав принуждали свои правительства возобновить торгово-экономические отношения с Россией. Европа нуждалась в сырье и товарах из России, а начавшаяся индустриализация остро ставила вопрос о необходимости привлечь в страну капиталы, специалистов, оборудование и технологии наиболее развитых стран.
Победа лейбористов в Великобритании и признание СССР
В январе 1924 г. консерваторы проиграли выборы в парламент, и премьер-министром Великобритании стал лейборист Д. Макдональд. Уже через месяц новое правительство страны признало СССР.
Тогда же Д. Макдональд предложил создать двустороннюю комиссию, которая должна была найти решения экономических и политических разногласий между двумя странами.
Италия и Франция
В обеих странах сменились правительства: в Италии к власти пришёл Б. Муссолини, во Франции – Э. Эррио. Как и в Великобритании это склонило чашу весов в пользу СССР.
Но в отношениях с Францией и после признания сохранялось напряжение из-за нерешённой «долговой проблемы». Более 1,5 млн. французов в своё время стали кредиторами царского правительства. Это вынуждало руководство страны продолжать «жёсткую линию».
Возобновление дипотношений с Китаем
Препятствием служило отсутствие полноценной центральной власти, способной контролировать все провинции. Но в мае 1924 г. Л. Карахан всё-таки сумел подписать в Пекине договор об установлении дипотношений и о признании Китаем прав СССР на КВЖД, часть которой осталась на китайской территории.
Признание СССР другими странами
После восстановления дипотношений с основными европейскими державами, СССР был официально признан Данией, Норвегией и Швецией, а также Австрией, Грецией и Японией (в 1925 г.).
Всего за 1924-1925 гг. 13 государств признали СССР.
Позиция США
Республиканское правительство в те годы оставалось в парадигме «крестового похода против большевизма». Но это не помешало крупному американскому бизнесу активно сотрудничать с советской властью в разных сферах и внести большой вклад в индустриализацию СССР.
Дипломатические отношения были установлены только после прихода в Белый Дом демократа Ф. Д. Рузвельта в 1933 году.
То, что Г. Чичерин называл «экономической действительностью», оказалось сильнее идеологических противоречий и старых обид. Советское правительство пошло на либерализацию экономики, иностранные государства – сняли ультимативные требования (по долгам, реституции и пр.) и признали СССР полноценным субъектом международного права.
Историческое значение
Официальное признание СССР ведущими странами Запада и Востока способствовало успеху плана индустриализации и бурному росту экономической мощи страны. Это позволило СССР стать одним из ведущих игроков глобальной политики, и в последствии одним из центров силы двухполярного мира.
Полоса международного принятия СССР
ПРОРЫВ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ БЛОКАДЫ
«Скучной и бесполезной» оказалась, по словам Красина, Гаагская конференция, проходившая летом 1922 г. (завершила свою работу 20 июля), она не урегулировала экономических отношений между Советской Россией и Западом.
Однако единственным правительством в мире, которое открыто объявило о невозможности развивать отношения с СССР, пока у власти будут находиться большевики, было правительство США. В этот период только оно выдвинуло требование бойкота советской экономической системы.
Наступивший 1923 г. вызвал в определенных партийных кругах СССР надежду на мировую революцию. Обстановка в Германии, связанная с оккупацией Францией Рурской области (в ответ на задержку Германией выплаты очередной суммы репараций), побудила руководителей большевиков сделать ставку на немецкую революцию. Пользуясь наибольшим авторитетом в Коминтерне, Зиновьев и Троцкий стремились «подтолкнуть» вооруженное восстание рабочего класса Германии, видя в нем много сходных черт с российским Октябрем. Выступление в Германии было, между тем, подавлено. Были разгромлены рабочие движения в Болгарии и Польше.
Международные события начали резко меняться в начале 1924 г. В январе английские консерваторы потерпели поражение на парламентских выборах. Лидер лейбористской партии Д. Р. Макдональд стал премьер-министром.
1 февраля 1924 гг его правительство признало СССР де-юре и предложило организовать англо-советскую комиссию для изучения нерешенных экономических и политических проблем в отношениях между двумя странами.
Инициатива Англии вызвала волну признаний советского правительства и другими странами Запада в 1924-1925 гг. 7 февраля 1924 г. итальянское правительство Б. Муссолини формально признало СССР. В Советском Союзе считалось, что Италия может существенно помочь в развитии южных окраин страны, как это делала Германия в отношении центральных районов СССР.
Придерживаясь на протяжении ряда лет жесткой антисоветской позиции, Франция в лице председателя нового правительства Э. Эррио официально признала СССР 28 октября 1924 г. Между тем экономические проблемы франко-советских отношений были почти неразрешимы, так как ни одна из сторон не хотела идти на уступки в вопросе о государственном долге дореволюционной России. Наркомат иностранных дел СССР в тот период рассматривал отношения с Францией как средство оказывать давление на Германию и удерживать последнюю от переориентации в западном направлении. Франция же со своей стороны ни под какими предлогами не желала инвестировать средства в советскую экономику.
Важным результатом советской внешней политики на Дальнем Востоке стало восстановление связей с Китаем. Этот процесс носил сложный и длительный характер, поскольку эта страна была расчленена на несколько частей, в каждой из которых имелся свой правитель. Только в мае 1924 г. видному советскому дипломату Л. М. Карахану удалось подписать в Пекине соглашение с Китаем о возобновлении дипломатических отношений и о сохранении контроля СССР над Китайско-Восточной железной дорогой (КВЖД), проходившей по территории Маньчжурии.
В 1924 г. Советский Союз установил дипломатические отношения с Австрией, Норвегией, Швецией, Данией, Грецией. В январе 1925 г. – с Японией. Всего за этот период СССР признали 13 государств.
Широкому дипломатическому признанию СССР в значительной мере способствовал переход к нэпу. В 1923-1925 гг. на биржах капиталистических стран в качестве твердой валюты стали котироваться советские червонцы. В марте 1924 г. червонец на Нью-Йоркской бирже котировался в 5 долларов 20 центов (правда, необходимо помнить, что 1 червонец равнялся 10 рублям и, следовательно, советский рубль котировался в 52 цента). Котировка червонцев за границей прекратилась в 1926 г. после запрещения вывозить их из страны.
И.С. Ратьковский, М.В. Ходяков. История Советской России
ПРИЗНАНИЕ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ВЕЛИКОБРИТАНИЕЙ
Особенно остро к концу 1923 г. стал вопрос о признании СССР перед английским правительством. Неустойчивость международного положения, экономический кризис, сужение европейского рынка, прогрессирующий рост безработицы в Англии явно не могла быть преодолены без экономического и политического сближения с СССР.
Позже, в 1924 г., упрекая английскую дипломатию в затягивании этого насущного для Англии вопроса, Ллойд Джордж говорил, что «Россию нужно было признать немедленно после того, как Франция заняла Рур».
Даже консервативная английская печать — правда, со многими оговорками — высказывалась осенью 1923 г. за восстановление нормальных отношений с СССР. Немедленного признания СССР требовали рабочие массы Англии и общественная организация «Руки прочь от России».
Недовольство антисоветской политикой Керзона было глубоким и всеобщим. Это сказалось во время декабрьских выборов в Палату общин. Все промышленные центры, за исключением Бирмингама, голосовали против консерваторов.
Пришедшее к власти лейбористское правительство во главе с Макдональдом было обязано своим успехом в значительной мере популярности лозунга признания СССР, провозглашённого в качестве одного из первых пунктов предвыборной программы лейбористов.
Доказывая необходимость расширения русско-английской торговли, Макдональд писал в
своей книге «Внешняя политика рабочей партии»: «Когда отказ в дипломатическом признании какого-либо народа связан с отказом от торговли с этим нарядом, то это безумие обходится весьма дорого».
На митинге в Альберт-холле 8 января 1924 г. Макдональд обещал радикально изменить политику Англии в русском вопросе. Это намерение отнюдь не объяснялось симпатиями самого Макдональда к СССР. Отрицательное отношение лидера лейбористов к «русскому эксперименту» было достаточно известно. Но признания СССР требовали широкие массы и особенно рабочий класс Англии. С другой стороны, деловые, торговые круги Англии всё чаще вспоминали об обширных русских рынках.
Сокращение рынков в связи с растущей экономической самостоятельностью английских доминионов и сближением некоторых из них, например Канады и Австралии, с США вызывало в Англии серьёзную тревогу. Эта тревога усилилась, когда Германия установила дипломатические и торговые отношения с Советской Россией. Наконец, опасение англичан вызывало развитие национально-освободительного движения в странах Востока.
В своей речи на митинге в Альберт-холле, касаясь вопроса о взаимоотношениях Афганистана и СССР, Макдональд подчеркнул, что, не установив дипломатических отношений с СССР, он не имеет официальных путей для протеста против «большевистской пропаганды» в странах Востока.
«Я хочу торговли, я хочу переговоров, — заявил Макдональд. — Я хочу спокойствия повсюду — от берегов Японии до берегов Ирландии».
Речь Макдональда в Альберт-холле была сочувственно встречена английской буржуазией. Это было вполне понятно: премьер заверял, что в своей иностранной политике он будет держаться исконных британских традиций.
«Я взываю не только к вашему здравому смыслу, — убеждал Макдональд английскую буржуазию. — Я взываю к нашей истории. Я взываю к обычаям и практике нашего Министерства иностранных дел. В этом смысле мы не будем новым правительством. Мы будем рабочим правительством, применяющим те самые принципы, которые стали историческими в деятельности нашего Министерства иностранных дел».
«Это немного, — заявляла газета «Times» в ответ Макдональду, — но во всяком случае это является удовлетворительным признаком того, что рабочее правительство, базируясь на чисто внутренней программе, не будет упускать из виду и мировых интересов Британской империи».
Ожидания «Times» оправдались. Макдональд не только не изменил направления британской политики в отношении Индии, Египта, Китая и других внеевропейских стран, но и не пошёл сразу на разрыв с прежним антисоветским курсом официальной английской дипломатии. Лейбористское правительство даже не решилось послать СССР ноту о его немедленном признании.
Говоря о причинах, в силу которых признание СССР не произошло так быстро, как ожидали, газета «Daily Telegraph» 28 января 1924 г. сообщила, что «чиновники и эксперты Министерства иностранных дел указали новому правительству на технические затруднения, возникающие при признании советского правительства без предварительных переговоров»),
«Эти работники, — добавляла газета, — разъяснили Макдональду, что вопрос заключается не в том, чтобы Европа признала Советскую Россию, а, наоборот, чтобы Россия признала Европу».
Большое влияние на Министерство иностранных дел оказывала и позиция британских кредиторов России. Правда, считаясь с общественным мнением, они соглашались отложить практическое удовлетворение своих претензий на более поздний срок; тем не менее они требовали немедленного согласия СССР на возмещение якобы нанесённых им убытков.
Всё же 2 февраля 1924 г. британский официальный агент в Москве Ходжсон в ноте на имя народного комиссара иностранных дел известил, что правительство Великобритании «признаёт Союз Советских Социалистичес-ких Республик как правительство де юре тех территорий бывшей Российской империи, которые признают его власть».
Английское правительство предлагало советскому правительству прислать в Лондон представителей, снабжённых необходимыми полномочиями, «для выработки предварительной основы окончательного договора, решающего все имеющиеся между обеими странами вопросы».
2 февраля 1924 г. заседавший в это время II съезд Советов СССР заслушал внеочередное сообщение Наркоминдела о признании СССР Англией и принял резолюцию, в которой приветствовал этот акт английского правительства.
Съезд выразил удовлетворение тем, что «результатом соединённых усилий миролюбивой политики советского правительства под руководством В. И. Ленина и громко выраженной упорной воли английского народа явилось, наконец, установление нормальных отношений между двумя странами в форме, достойной великих народов обеих стран и закладывающей фундамент для их дружественного сотрудничества».
Съезд заявил, что «сотрудничество народов Великобритании и СССР неизменно останется одной из первых забот союзного советского правительства».
История дипломатии / под ред. В.П. Потемкина.
ИНОСТРАННЫЙ КАПИТАЛ В СССР В ПЕРИОД НЭПА
Потребность в привлечении иностранных капиталов выявилась практически сразу после Октября 1917 г. Она диктовалась стремлением быстрее преодолеть экономическую и техническую отсталость, усугубленную хозяйственной разрухой. Предпосылки для подобных надежд имелись: США и Германия рассматривали Советскую Россию как емкий рынок для своей экономической экспансии. Еще во время заключения Брест-Литовского договора с Германией было подписано финансовое соглашение о выплате возмещения за национализированное имущество. Одним из условий обеспечения этих обязательств являлось предоставление Германии нефтяных и других концессий.
Более широко вопрос о сотрудничестве с финансово-промышленными группами западных стран встал весной 1918 г. Концессии предлагалось рассматривать как своего рода уступку за сепаратный выход из войны, национализацию иностранной собственности и аннулирование долгов. На I съезде совнархозов 26 мая 1918 г. были распространены «Тезисы об условиях привлечения иностранного капитала в товарной форме», в которых была предпринята попытка сформулировать основные принципы концессионной политики. Были факты и более конкретного характера.
Следует иметь в виду, что полного единства в советском руководстве по вопросу о концессиях не было. Среди партийных и государственных лидеров выявились две точки зрения. Л.Б. Красин, Г.Я. Сокольников, Г.В. Чичерин защищали необходимость экономического компромисса с мировым капиталом, другие же считали, что концессии не только противоречат сущности советского пролетарского государства, но и ослабляют мировое рабочее движение. В 1921-1924 гг. тон в критике концессионной политики задавали Л.Д. Троцкий, Г.Л. Пятаков, Е.А. Преображенский, обвинявшие сторонников привлечения иностранного капитала Л.Б. Красина и Г.В. Чичерина в «пессимизме по отношению к нашим внутренним силам».
Бесспорным лидером в указанный период по числу концессий была Германия, которая имела 24 концессионных договора (22,6 % от общего числа) во всех сферах экономики, кроме связи. Этому способствовало военное сотрудничество СССР с Германией после заключения Рапалльского договора. В рамках данного сотрудничества были выданы концессии фирме «Юнкерс» для развития производства на двух авиационных заводах, осуществлялось строительство заводов по производству ядовитых газов, артиллерийских снарядов и подводных лодок. За Германией следовали США (16 соглашений, в т.ч. одно совместно с Канадой) и Англия, имевшая 12 концессий.
Признание СССР: начало и хронология событий
Дипломатическое признание государства на международной арене – необходимое условие для того, чтобы данное государство могло в полной мере успешно функционировать, решать свои задачи и выстраивать внешнеполитический курс с учетом интересов других государств. Пожалуй, именно в XX веке международное право и межгосударственные взаимоотношения получили небывалое доселе значение. Несмотря на многочисленные кризисы и глобальные противоречия в отношениях между государствами, которых было слишком много в двадцатом столетии, необходимость функционирования системы, в которой был бы возможен диалог между странами, была ясна всем.
Новая Россия в мировой политике
Союз Советских Социалистических Республик – молодое государство, оформившееся в 1922 году на месте бывшей Российской империи, которое неизбежно должно было стать субъектом международных правоотношений. Вполне естественно, что это была все та же Россия, пусть и кардинально реорганизованная, а с Россией на международной арене всегда приходилось считаться. Но советский режим, крепко установившийся после двух революций и Гражданской войны, в 20-е годы 20-го века не воспринимался другими государствами устоявшимся. По приходу к власти большевиков многие верили, что этот режим не протянет и нескольких месяцев. Эти прогнозы не оправдались.
Внешнеполитический курс СССР
Большевистский режим выстоял. Но внешнеполитический курс СССР был противоречивым в силу двух тезисов В. И. Ленина, которые должны были определять внешнюю политику Советского Союза. Первый тезис, так называемый принцип пролетарского интернационализма, базировался на вере большевиков в мировую социалистическую революцию, которая казалась им пусть и далекой целью, но вполне реальной и осуществимой. Средства для достижения этой цели были самые разные, порой не исключалось даже вмешательство во внутренние дела суверенных государств. Суть же принципа пролетарского интернационализма состояла в поддержке рабочего класса и антикапиталистических движений в других странах мира.
В свою очередь, второй тезис, принцип мирного сосуществования с капиталистической системой, вступал в явный диссонанс с первым. Этот принцип был похож на своего рода уступку, его суть заключалась в признании необходимости взаимодействия с капиталистическим миром и прекращения изоляции Советского Союза на международной арене. Было необходимо наладить политические и экономические связи новообразованного государства.
Серьезные потери
Генуэзская конференция
Первые соглашения
Дальше дело было за малым, и вскоре соглашения стали подписываться одно за другим. Соглашения с СССР заключили такие страны, как Норвегия, Дания, Чехословакия, Австрия, Италия, Польша, Латвия, Литва, Эстония, Финляндия.
1921 год также ознаменовал собой расширение сфер влияния СССР на Востоке, были заключены соглашения с такими странами, как Иран, Турция и Афганистан. Но до дипломатического признания СССР дело пока не дошло.
Дипломатическое признание СССР
Активное признание Советского Союза на политической карте мира началось в 1923 году. Первой страной, признавшей СССР, был Афганистан. Затем, все в том же 1923 году, Советскую Россию признали такие страны, как Германия, Монголия, Иран, Финляндия, Польша, Турция.
Также в 1924 году СССР был признан Норвегией, Грецией, Швецией, Австрией, Францией, Мексикой, Албанией, Хиджазом и Китаем.
На 1925 год приходится признание СССР со стороны Японии.
СССР и США
Соединенные Штаты Америки не признавали Советский Союз очень долго. Ведь Америка и по сей день считается оплотом капитализма, и признавать произошедшую социалистическую революцию, угрожающую своим примером благосостоянию американской элиты, никому не хотелось.
Политическая ситуация в мире складывалась довольно непросто. Необходимость обретения политического союзника в лице СССР объяснялась в силу нескольких факторов, в числе которых были агрессивная политика милитаризации в Японии и растущая угроза из Германии, где к тому моменту уже пришли к власти нацисты. А Советский Союз в 30-е годы XX века уже имел достаточно высокий авторитет на международной арене и являлся в принципе одной из наиболее значительных политических сил в мире.