в каком году в россии создана военная авиация
История военной авиации России
Более ста лет насчитывает российская военная авиация.Еще в далеком 1910 году был организован Императорский военно-воздушный флот, ставший прототипом современной российской авиации. Этот флот был в действии в плоть до 1917 года.
Российская промышленность в те времена переживала не лучшие времена и сильно отставала от европейской, поэтому большинство самолетов того времени были изготовлены на иностранных заводах. Однако это не помешало нашим летчикам принимать активное участие в первой мировой войне.
В 1915году был разработан первый отечественный бомбардировщик «Илья Муромец», а так же первый в мире истребитель сопровождения.
Авиация 1917 самолет Илья Муромец
Нестеров перед вылетом
В это время в ВВС поступило много новых и современных самолетов: Ил-2, МиГ-3, ЛаГГ-3, Як-1, ТБ-3.
И хотя к началу войны советы успели выпустить более 20 000 военных самолетов и летом 1941 года заводы изготавливали порядка 50 самолетов в сутки, война для нашей страны началась с сокрушительных поражений и в первые годы немецкие войска господствовали в воздухе над нашими неопытными летчиками. Перелом начался только в 1943 году, когда советская промышленность начала выпускать новые усовершенствованные самолеты, которые могли соперничать на равных с немецкими образцами.
100 лет русской славы. Российский императорский воздушный флот
Принято считать, что из основных стран-участниц Первой мировой войны Россия обладала самой многочисленной, но в то же время самой отсталой армией. Пехота и конница — наше все, остальное если и было, то в мизерных количествах, а чего-то, как танков, не появилось совсем.
Говоря об российском императорском военно-воздушном флоте, с большим удовольствием развенчаю часть этого мифа.
Действительно, Россия очень сильно отставала от ведущих европейских авиационных держав в самом главном: в производстве авиадвигателей. Точнее, его фактически не было. К началу Первой мировой в России существовал лишь один заводик, где по лицензии собирали французские двигатели фирмы «Гном» в количестве 5-6 штук в месяц. Остальные потребности погашались поставками из-за границы.
Но учитывая, что шефом русских ВВС был Великий князь Александр Михайлович Романов, двоюродный дядя императора Николая Второго, то проблем с финансированием не было.
Именно стараниями Александра Михайловича в 1910 году группа российских офицеров была послана во Францию для обучения полетам. Вернувшись в Россию, эти офицеры приступили к обучению других летчиков.
Так в России появилась первая школа по подготовке военных лётчиков в Гатчине, для которой во Франции были закуплены аэропланы французского производства. А в конце того же 1910 года была открыта вторая лётная школа в Севастополе. Так началась история Качинского высшего военного авиационного ордена Ленина Краснознамённого училища лётчиков имени А. Ф. Мясникова. Коротко — «Качи».
В 1911 году в России был проведён первый опыт по созданию вооружённого аэроплана — на один из аэропланов установили пулемёт. Кроме того, в 1911 году был впервые проведён опыт аэрофотосъёмки местности.
«Воздушный флот России должен быть сильнее воздушных флотов наших соседей. Это следует помнить каждому, кому дорога военная мощь нашей Родины». (Великий князь Александр Михайлович Романов, «К русскому народу», журнал «Тяжелее воздуха», 1912 год, №6).
Русский императорский военно-воздушный флот делился на аэропланные/авиационные отряды, которые объединялись в авиационные группы (авиагруппы).
К началу Первой Мировой войны у России было 39 авиационных отрядов, по четыре — шесть самолётов в каждом.
По количеству военно-воздушный флот России перед войной был самым большим в мире и насчитывал 263 аэроплана (из них 224 — в составе 39 авиационных отрядов, остальные в резерве) и 14 дирижаблей.
Состав военно-воздушного флота России был весьма неоднородным. Несмотря на наличие некоторого количества отечественных конструкций, большую часть русских воздушных сил составляли иностранные самолеты. Они как закупались во Франции, Англии и Италии, так и строились по лицензии на наших заводах («Дукс», РБВЗ («Руссо-Балт»), Щетининский ПРТВ, Лебедевский, Анатра). Преобладали французские марки, лидером среди которых был «Ньюпор».
О типах самолетов мы поговорим чуть позже, поскольку это довольно обширная тема.
Насколько была отсталой Россия того времени? Давайте порассуждаем. Да, разработка и постройка авиамоторов была увы, в зачаточном состоянии. Однако, давайте посмотрим на самолеты, которые стояли на вооружении императорского воздушного флота.
Начнем с импортных.
Одноместные:
Ньюпор Xbis, XI, XVI, XVII, XVIII, XXI, XXIII, XXIV, XXIVbis, XXV, XXVII;
СПАД VII, XXIII;
Моран Ж, N, I;
Виккерс FB;
Сопвич Триплан.
Двухместные:
Ньюпор IX, X, XII;
Моран Парасоль L, P;
Сопвич 1 1/5;
Вуазен L, LA, LAS, LBS;
Фарман F.15, F.16, F.20, F.22, F.27, F.30, F.30бис, F.40, F.42;
Кодрон G.3, G.4; SPAD A.2, A.4; B.E.2; F.E.2.
Вполне спокойно использовались трофейные аэропланы.
Немецкие: Альбатрос B, C; Румплер; Роланд; ЭльФауГе; Брандербург C; Авиатик;
австрийские: Берг, Шнейдер;
поплавковые: Фридрихсгафен-49c, Брандербург-Ханза, GW, W-12, W-25, W-32, Саблатниг-5;
Было даже несколько авиаотрядов, полностью укомплектованных трофейными самолетами.
Было построено более 200 улучшенных копий Альбатрос C («Лебедь XII») на заводе Лебедева.
Виллиш ВМ-5, ВМ-6; Моска МБбис, Сикорский С-16, С-18, С-20; Григорович М-5, М-20, М-9, М-11, М-12, М-15, М-17, М-16, «Анатра» тип Д и ДС.
И, конечно, венец российского авиастроения, «Илья Муромец». Россия вообще была единственной страной, вступившей в войну, имея свою дальнюю бомбардировочную авиацию.
В целом же картина вполне понятна: русские летчики летали на всем, что имело крылья и мотор.
Да, аэропланы того времени не были чем-то таким сложным, не поддающимся освоению. Но, если мы говорим о технической отсталости, то здесь возникает вопрос не к пилотам, а к техникам.
Собрать аэроплан того времени было не так уж и проблемно. В буквальном смысле слова запилить и склеить. Однако моторы того времени требовали обслуживания и ремонта. То же самое относилось и к немногочисленным приборам и появившимся чуть позже синхронизаторам пулеметов.
Насколько простым делом была синхронизация работы четырех двигателей «Ильи Муромца», судить не берусь. Но из приведенного списка моделей явственно видно, что изучение и применение такого количества иностранных двигателей не явилось проблемой для русских инженеров.
Русские летчики не просто летали на разведку или бомбардировку войск противника, но и одерживали победы. Самым результативным летчиком императорского флота стал подполковник РИВФ Александр Казаков, за три года сбивший лично 17 и в групповых боях ещё 15 самолётов противника. Кроме того, Казаков стал вторым летчиком в мире, совершившим воздушный таран и первым оставшимся в живых после него.
Начав войну с тремя сотнями аэропланов, к своему концу в октябре 1917 года РИВФ имел около 1500 машин. 300 различных частей и подразделений, в том числе 14 авиационных дивизионов, 91 авиационный отряд, 4 отряда самолётов «Илья Муромец», 87 воздухоплавательных отрядов, 32 отряда морской авиации, 11 авиационных и воздухоплавательных школ, дивизион корабельной авиации, восемь авиапарков, поезда-мастерские, авиабазы, воздухоплавательные парки.
В авиационных частях служило до 35000 солдат и офицеров.
Говоря об отсталой промышленности, хочется привести такие цифры:
Перед Первой Мировой войной производительность российских авиазаводов составляла около 480 самолетов в год, то в 1916 году было выпущено 1384 аэроплана (в Советском Союзе этот количественный показатель будет достигнут лишь через 15 лет) и собрано 1398 авиамоторов.
В октябре 1917 года в России существовали уже 34 авиапредприятия, на которых трудились до 12 тысяч рабочих.
Четырнадцать заводов выпускали самолеты, семь (!) — моторы, три — воздушные винты и лыжи, два — магнето, один — авиаприборы, остальные семь находились в той или иной стадии достройки.
Правительство усиленно финансировало авиастроение, выделяя крупные средства подрядчикам. В отрасли «работал», главным образом, частный либо акционерный капитал, не стесненный бюрократическими ограничениями.
Были созданы отечественные авиационные бомбы и торпеды, бомбосбрасыватели, пулеметные установки, синхронизаторы, самолетные радиостанции, аэрофотоаппараты, навигационные приборы, ранцевый парашют Котельникова.
Наибольший прирост мощностей наблюдался в моторостроении, в основном за счет капиталовложений французских фирм. В Москве, помимо завода «Гном и Рон», возник завод «Сальмсон», в Рыбинске развернулось строительство цехов компании «Рено». В 1916 году в Александровске организовали завод «Дюфлон и Константинович» (ДеКа). Производством авиадвигателей собственной конструкции занимались также РБВЗ («Руссо-Балт»), акционерное товарищество «Мотор», автомобильная фабрика П. Ильина.
В 1917 году планировалось изготовить на всех заводах 2250 самолетов, еще через год — довести производительность авиапромышленности до 3000-4500 машин.
Русские самолеты уступали новейшим немецким или французским машинам, но тем не менее, военно-воздушный флот России на протяжении той войны был силой, с которой приходилось считаться. Но уже в феврале 1917 года начался закат императорского воздушного флота, а октябрьские события поставили жирный крест на развитии авиастроения в России.
После февральской революции иностранные предприниматели начали постепенно сворачивать производство и вывозить капиталы за границу. Эмигрировали Игорь Сикорский, братья Александр и Владимир Лебедевы, вернулся на родину Франческо Моска. Покинули Россию множество летчиков и инженеров.
Императорский военно-воздушный флот, ставший достойным соперником ВВС Германии и Австро-Венгрии, прекратил свое существование.
День Военно-воздушных сил: Как зарождалась авиация в России?
12 августа 1912 года в Российской империи создали военную авиацию.
Фото: ИТАР-ТАСС / Митя Алешковский
108 лет назад была создана военная авиация России — в империи появился первый в 1912-м Штаб воздухоплавательной части.
Воздухоплавание — «игрушки» и диковинка начала XX века
О том, что по воздуху можно «передвигаться», русские хорошо знали еще в XIX веке. Аэростаты, как развлечение, показывали знати, но вскоре военные поняли, что с помощью новинки можно вести шпионаж за противником, передавать информацию войскам и корректировать огонь артиллерии. К началу XX века в России был собственный воздухоплавательный парк. А вот к «железным птицам» — аэропланам — относились с недоверием. Хотя еще 80-х годах XIX века в России был сконструировал один из первых самолетов в мире, который мог поднять в воздух человека. Его сконструировал Александр Можайский. Точно неизвестно, действительно ли работал самолет Можайского, но факт его существования зафиксирован.
Аэростат в Ярославской области, 1919-й. ИТАР-ТАСС / Архив
Эксперименты нового века с полетами на самолете воспринимались как экстремальное развлечение. Немногие тогда могли предположить, что это будущие «козыри» в предстоящих войнах. Одним из таких фантазеров был дядя императора России, великий князь Александр Михайлович Романов. Летом 1909-го он прочитал в газете об удачном полете над Ла-Маншем. Изобретатель и пилот Луи Блерио сумел перелететь пролив на самолете.
У Александра Михайловича было два миллиона рублей, которые он собрал на постройку минных крейсеров. Деньги не пригодились, потому что флот, по-сути, был уничтожен в русско-японскую войну. Великий князь заручился поддержкой тех, кто пожертвовал деньги, отправился во Францию и договорился, что французы предоставят России аэропланы и инструкторов, а Александр Михайлович найдет учеников и, конечно, будет платить и помогать в организации авиации в России.
Великий князь Александр Михайлович Романов. Фото: Wikipedia.org /The Library of Congress
В то время военным министром недавно назначили генерала Владимира Сухомлинова. Он только засмеялся на предложение великого князя. Как «игрушки» могли помочь в войне? И генерала можно понять. Ведь еще в 1908-м в русской армии не было ни одного автомобиля, не то что самолета! И сам Сухомлинов еще до того как стал военным министром, писал в Главный штаб, просил приобрести машины.
«Этот „сложный и хрупкий инструмент“ для нашей армии неприемлем: армия нуждается в простых повозках на крепких осях», — вспоминал в мемуарах Владимир Сухомлин.
Неудивительно, что Сухомлинов не проявил энтузиазм на предложение Александра Михайловича создать в России авиацию.
«Хорошо смеется тот, кто смеется последний», — ответил генералу Александр Михайлович и был прав.
Не поддержал затею родственника и великий князь Николай Николаевич, который в то время был председателем Совета государственной обороны. Император Николай II тоже без особого энтузиазма выслушал Александра Михайловича, но мешать не стал, даже одобрил использовать собранные для флота деньги на создание авиации.
Аэро-сани на Первой Международной воздухоплавательной вставке в Санкт-Петербурге в 1911-м. Фото: Открытые источники
Великому князю «выделили» нескольких офицеров, чтобы те отправились на обучение в Париж. Через год в России появились первые дипломированные пилоты, а уже в 1910-м первые авиашколы в Петербурге и Севастополе.
Развитие авиации в империи было стремительным. В 1911-м, в Санкт-Петербурге прошла Первая международная выставка воздухоплавания. Посмотреть на достижения авиации в Михайловском манеже пришло более 200 тысяч человек! Выставка была такой успешной, что ее посетил сам даже Николай II. Через год ее повторили.
Из развлечения — в военное дело
Планы Александра Романова использовать авиацию в предстоящей войне были очень кстати. В 1914-м началась Первая мировая война. К ее началу в России было больше всего самолетов в мире, но при этом это были устаревшие модели. Тот самый случай, когда количество — не есть качество. Орудия на самолеты было проблематично закрепить — техника просто не предназначалась для этого. Пилоты «выкручивались» — обстреливали противника из пистолетов, закидывали ручными гранатами. Но это продолжалось недолго. Война стала мощнейшим стимулом для инженеров и конструкторов, чтобы усовершенствовать самолеты.
Авиаконструктор Игорь Сикорский сажает свой четырехмоторный самолет «Илья Муромец» на Корпусном аэродроме в Санкт-Петербурге в 1914-м. ИТАР-ТАСС / Архив
Такими были первые «шаги» авиации в России. Благодаря мечтателям и смельчакам страна не отстала от мира и в последующие годы смогла нарастить воздушные силы.
Как празднуют День Военно-воздушных сил России?
В 1930-е было предложено учредить профессиональный праздник летчиков и тех, кто имеет отношение к авиации: в те годы День Военно-воздушных сил решили праздновать 18 августа.
Во времена СССР существовала традиция проведения парада военно-воздушной техники для того, чтобы популяризовать авиацию среди населения. Советская традиция проведения парадов в честь праздника осталась до сих пор, но проводятся они в День Воздушного Флота России, который отмечают в третье воскресенье августа. В 2020-м праздник выпал на 16 августа.
Фото: ТАСС / Сергей Бобылев
Сами летчики ВВС проводят праздник в привычном для них месте — аэродроме. Настоящие асы проводят мастер-классы и тренинги для новичков. В учебных заведения проходят торжественных построения и вручения награда за особые заслуги. Также университеты и училища в сфере авиации проводят дни открытых дверей.
ВВС России: история развития и актуальный состав
История
Своё существование русская авиация начала ещё с 1910 года, но официально точкой отсчёта стало 12 августа 1912 года, когда генерал-майор М.И. Шишкевич взял под своё управление все подразделения в организованной к тому времени Воздухоплавательной части Генерального штаба.
Просуществовав весьма незначительный срок, военная авиация Российской империи стала одной из лучших военно-воздушных сил того времени, хотя авиастроение в российском государстве находилась в зачаточном состоянии и русским пилотам приходилось воевать на самолётах иностранного производства.
Несмотря на то что русское государство закупало самолёты у других стран, российская земля никогда не была скудна на талантливых людей. В 1904 году профессор Жуковский основал институт по изучению аэродинамики, а в 1913 году молодой Сикорский сконструировал и построил свой знаменитый бомбардировщик «Илья Муромец» и биплан с четырьмя двигателями «Русский витязь», конструктор Григорович разрабатывал различные схемы гидропланов.
Большой популярностью среди пилотов того времени пользовался авиаторы Уточкин, Арцеулов, а военный лётчик Пётр Нестеров поразил всех, выполнив свою легендарную «мёртвую петлю» и прославился в 1914 году, таранив в воздухе самолёт противника. В этом же году русские лётчики впервые покорили Арктику во время полётов по поиску пропавших первопроходцев Севера из экспедиции Седова.
1917 год
К осени 1917 года русская авиация насчитывала около 700 машин, но тут грянула Октябрьская революция и она был расформирована, многие российские лётчики погибли в войну, а большинство уцелевших после революционного переворота эмигрировали. Молодая советская республика в 1918 году основала свои военно-воздушные силы под названием Рабоче-Крестьянский Красный Воздушный Флот. Но братоубийственная война закончилась и о военной авиации забыли, лишь только в конце 30-х годов, со взятием курса на индустриализацию, началось её возрождение.
Советская власть интенсивно взялась за строительство новых предприятий авиационной промышленности и создания КБ. В те годы начинали свою карьеру блистательные советские авиаконструкторы – Поликарпов, Туполев, Лавочкин, Ильюшин, Петляков, Микоян и Гуревич.
Для подготовки и обучения лётных кадров были основаны аэроклубы, как школы первоначального обучения пилотов. После получения в таких заведениях навыков пилотирования курсанты направлялись в лётные училища, а затем распределялись в строевые части. Более 20 тысяч курсантов проходили обучение в 18 лётных училищах, технические кадры готовили в 6 заведениях.
Руководители СССР понимали, что первое социалистическое государство остро нуждается в военно-воздушных силах и принимали все меры для быстрого увеличения самолётного парка. На рубеже 40-х годов появились замечательные истребители, построенные в КБ Яковлева и Лавочкина – это Як-1 и ЛаГ-3, КБ Ильюшина ввело в строй первый штурмовик Ил-2, конструкторы под руководством Туполева создали дальний бомбардировщик ТБ-3, а конструкторское бюро Микояна и Гуревича закончило лётные испытания истребителя МиГ-3.
1941 год
Авиационная промышленность на пороге войны выпускала в начале лета 1941 года по 50 машин в сутки и через три месяца удвоила выпуск самолётов.
Но для советской авиации начало войны было трагическим, большинство авиационной техники, расположенной на аэродромах в приграничной зоне было разбито прямо на стоянках так и не успев взлететь. Наши лётчики в первых боях, не имея опыта, использовали устаревшую тактику и в результате несли большие потери.
Всего в военный период прошли обучение и выпущено более 44 тысяч пилотов, но и потери были огромные – в боях на всех фронтах погибли 27600 лётчиков. К концу войны наши лётчики получили полное превосходство в воздухе.
1997 год
Но последующий развал Советского Союза похоронил все начинания, вышедшие из его состава республики поделили всю авиацию между собой. В 1997 году президент РФ своим указом заявил о создании военно-воздушных сил России, которые объединили войска ПВО и ВВС.
Российской авиации пришлось участвовать в двух Чеченских войнах и грузинском военном конфликте, в конце 2015 года ограниченный контингент военно-воздушных сил передислоцировался в сирийскую республику, где успешно ведёт боевые действия против мирового терроризма.
Девяностые годы были периодом деградации авиации России, остановлен этот процесс лишь в начале 2000-х, Главком ВВС генерал-майор А.Н. Зелин в 2008 году охарактеризовал положение в российской авиации, как крайне тяжёлое. Значительно снизилась подготовка военнослужащих, брошены и развалены многие аэродромы, авиатехника обслуживалась неудовлетворительно, тренировочные полёты из-за недостатка финансов практически прекратились.
2009 год
С 2009 года начался подъём уровня подготовленности личного состава, авиационная техника прошла модернизацию и капитальный ремонт, начались закупки новых машин и обновление парка самолётов. Подходит к завершению разработка самолёта пятого поколения ПАК ФА Т-50. Лётный состав начал регулярные полёты и совершенствует своё мастерство, увеличилось материальное благосостояние лётчиков и техников.
Российские ВВС стабильно проводят учения, совершенствуя боевые навыки и мастерство.
Структурная организация военно-воздушных сил
С 1 августа 2015 года военно-воздушные силы организационно влились в состав военно-космических сил, главкомом которых назначен генерал-полковник Бондарев. Главнокомандующим ВВС и заместителем главкома ВКС в настоящее время является генерал-лейтенант Юдин.
Подготовка к параду Победы
Российские военно-воздушные силы предназначены для выполнения задач:
Ещё в 2008 году произошла реформа авиации России, которая структурно поделила военно-воздушные силы на командования, бригады и авиабазы. В основу командования лёг территориальный принцип, который отменил армии ВВС и ПВО.
На сегодняшний день командования размещены в четырёх городах – это Санкт-Петербург, Хабаровск, Новосибирск и Ростов-на-Дону. Отдельное командование существует для дальней и военно-транспортной авиации с расположением в Москве. Бывших авиационных полков, а ныне – это авиабазы, к 2010 году имелось около 70, всего в военно-воздушных силах насчитывалось 148 тысяч человек и российские ВВС уступают в численности только авиации США.
Боевая техника российской авиации
Самолёты дальней и стратегической авиации
Самолёт Ту-95 КБ Туполева впервые поднялся в воздух ещё при жизни Сталина и с тех пор находится в строю. Четыре турбовинтовых двигателя позволяют выполнять дальние перелёты вдоль всей границы нашей страны. Прозвище «Медведь» заслужил из-за басовитого звука этих моторов, способен нести крылатые ракеты и ядерные бомбы. В ВВС России осталось в строю 30 этих машин.
Стратегический ракетоносец Ту-22М дальнего действия с экономичными двигателями способен совершать полёты на сверхзвуке, оснащён крылом изменяемой стреловидности, выпуск этих самолётов был налажен ещё в прошлом столетии в 60-х годах. Находятся в строю 50 машин, сотня самолётов Ту-22М законсервированы.
Самолёты истребители
Фронтовой истребитель Су-27 выпущен в советское время, относится к первым машинам четвёртого поколения, в строю находятся поздние модификации этого самолёта числом около 360 единиц.
На базе Су-27 выпущена машина Су-30, имеющая РЭО, способное выделять цели на земле и в воздухе на большом удалении и передавать целеуказания другим экипажам. Всего в наличии 80 таких самолётов.
Ещё более глубокой модернизацией Су-27 стал истребитель Су-35, этот самолёт относится к поколению 4++, он обладает высокой маневренностью и оснащена новейшей электроникой.
Эти самолёты поступили в строевые части в 2014 году, в составе военно-воздушных сил находится 48 самолётов.
Четвёртое поколение российских самолётов началось с МиГ-27, модифицированных моделей этой машины выпущено более двух десятков, всего в строю 225 боевых единиц.
Ещё один истребитель-бомбардировщик, о котором нельзя не упомянуть – это Су-34 новейшая машина, находящаяся на вооружении ВВС в количестве 75 единиц.
Штурмовики и перехватчики
Су-24 – это точная копия F-111 самолёта ВВС США, который давно уже не летает, его советский аналог пока ещё в строю, но к 2020 году все машины будут списаны, сейчас на вооружении около сотни подобных машин.
Легендарный штурмовик Су-25 «Грач», обладающий высокой живучестью, был разработан в 70-е годы настолько удачно, что после стольких лет эксплуатации его собираются модернизировать, так как не видят пока достойной замены. На сегодня боеспособных машин 200 единиц и 100 самолётов находится на консервации.
Перехватчик МиГ-31 развивает высокую скорость в считаные секунды и рассчитан на большой радиус действия. Модернизация этой машины к двадцатому году будет выполнена, всего насчитывается в частях 140 таких самолётов.
Военно-транспортная авиация
Учебные самолёты
Спроектированный после развала Союза, пошёл в серию единственный учебный самолёт Як-130 сразу завоевавший репутацию прекрасной машины для обучения с программой имитации самолёта, на который переучивается будущий пилот. Кроме него, имеются чешский учебный самолёт L-39 и самолёт для подготовки лётчиков транспортной авиации Ту-134УБЛ.
Этот вид авиации представлен в основном вертолётами Миля и Камова да ещё машиной Казанского вертолётного завода «Ансат». После снятия с производства Ка-50, армейская авиация России пополнилась сотней Ка-52 и таким же количеством Ми-28. Большинство вертолётов, находящихся в строевых частях – это проверенные Ми-8 и Ми-24. Восьмёрок, находящихся в строю – 570 единиц, а Ми-24 – 620 единиц. Надёжность этих советских машин не вызывает сомнений.
Беспилотные ЛА
Этому виду вооружения в СССР придавали мало значения, но технический прогресс не стоит на месте и в нынешние времена беспилотники нашли достойное применение. Эти летательные аппараты ведут разведку и съёмку позиций неприятеля, осуществляют уничтожение командных пунктов без риска для жизни людей, осуществляющих управление этими беспилотникамми. В штате ВВС несколько видов БПЛА – это «Пчела-1Т» и «Рейс-Д», ещё остался до сих пор в строю устаревший израильский беспилотник «Форпост».
Перспективы российских ВВС
В России находятся в разработке несколько проектов лётных аппаратов и некоторые близки к завершению. Несомненно, новый самолёт пятого поколения вызовет большой интерес у широкой общественности, тем более его уже демонстрировали. ПАК ФА Т-50 проходит завершающую стадию лётных испытаний и в недалёком будущем поступит в строевые части.
Интересный проект представило КБ Ильюшина, самолёты Ил-112 и Ил-214, разработанные его конструкторами, идут на смену антоновским машинам и снимают нашу зависимость от поставок запчастей с Украины. Вводится в строй новейший истребитель МиГ-35, завершаются испытательные полёты новых винтокрылых машин Ка-60 и Ми-38. Приступили к разработке проекта нового стратегического самолёта ПАК-ДА, обещают, что его поднимут в воздух в 2020 году.