в каком году в нашей стране был создан департамент таможенных сборов
Департамент таможенных сборов (установление нового штата 1914 г.)
Департамент таможенных сборов (установление нового штата 1914 г.)
28 июня 1914 г. был утвержден новый штат Департамента таможенных сборов, согласно которому определялись новые размеры вознаграждения канцелярским чиновникам, вольнонаемным писцам, счетчикам и счетчицам, но так чтобы размер вознаграждения каждого из обозначенных лиц не превышал оклада содержания, который присваивался каждому в порядке штатного расписания.
Стали допускаться лица женского пола на службу в Департамент таможенных сборов как по вольному, так и с определением на государственную службу на должности до 8 класса включительно.
Лица женского пола, определяемые на государственную службу в Департамент таможенных сборов, должны были иметь свидетельства об окончании курса не ниже женских гимназий, институтов, епархиальных женских училищ и других соответствующих им учебных заведений или о получении звания домашней учительницы.
Лица женского пола пользовались одинаковыми с занимающими соответствующие должности лицами мужского пола служебными правами и преимуществами, за исключением прав на производство в чины и на награждение орденами, причем на них возлагались одинаковые с лицами мужского пола по службе обязанности и ответственность.
Данный закон был введен в действие с 1 июля 1914 г.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Статья 357. 1. Виды таможенных сборов
Статья 357. 1. Виды таможенных сборов К таможенным сборам относятся:1) таможенные сборы за таможенное оформление;2) таможенные сборы за таможенное сопровождение;3) таможенные сборы за
Статья 357. 4. Применение ставок таможенных сборов
Статья 357. 4. Применение ставок таможенных сборов 1. Для целей исчисления сумм таможенных сборов за таможенное оформление применяются ставки, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом.2. Для целей исчисления сумм таможенных сборов за
Статья 357. 5. Плательщики таможенных сборов
Статья 357. 5. Плательщики таможенных сборов 1. Плательщиками таможенных сборов являются декларанты и иные лица, на которых настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать таможенные сборы.2. Любое лицо вправе уплатить таможенные
Статья 357. 6. Сроки уплаты таможенных сборов
Статья 357. 6. Сроки уплаты таможенных сборов 1. Таможенные сборы за таможенное оформление должны быть уплачены до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации.2. Таможенные сборы за таможенное сопровождение должны быть уплачены до начала
Статья 357. 8. Взыскание и возврат таможенных сборов
Статья 357. 8. Взыскание и возврат таможенных сборов 1. Взыскание и возврат таможенных сборов осуществляются в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом для взыскания (глава 32) и возврата (глава 33) таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев,
Статья 357. 9. Освобождение от уплаты таможенных сборов
Статья 357. 9. Освобождение от уплаты таможенных сборов 1. Таможенные сборы за таможенное оформление не взимаются в отношении:1) товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации и вывозимых с этой территории и относящихся в соответствии с законодательством
Статья 357. 10. Ставки таможенных сборов
Статья 357. 10. Ставки таможенных сборов 1. Ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством Российской Федерации.Размер таможенного сбора за таможенное оформление должен быть ограничен приблизительной стоимостью оказанных услуг и не
Департамент таможенных сборов
Департамент таможенных сборов 26 октября 1864 г. Департамент внешней торговли был переименован в Департамент таможенных сборов.Первым директором Департамента таможенных сборов был назначен тайный советник, статс-секретарь князь Д. А. Оболенский.Департаменту таможенных
СТАТЬЯ 357.1. Виды таможенных сборов
СТАТЬЯ 357.1. Виды таможенных сборов К таможенным сборам относятся:1) таможенные сборы за таможенное оформление;2) таможенные сборы за таможенное сопровождение;3) таможенные сборы за
СТАТЬЯ 357.3. Порядок исчисления таможенных сборов
СТАТЬЯ 357.3. Порядок исчисления таможенных сборов 1. Таможенные сборы исчисляются лицами, ответственными за уплату таможенных сборов, самостоятельно, а также таможенными органами при выставлении требований об уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 350
СТАТЬЯ 357.4. Применение ставок таможенных сборов
СТАТЬЯ 357.4. Применение ставок таможенных сборов 1. Для целей исчисления сумм таможенных сборов за таможенное оформление применяются ставки, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом.2. Для целей исчисления сумм таможенных сборов за
СТАТЬЯ 357.5. Плательщики таможенных сборов
СТАТЬЯ 357.5. Плательщики таможенных сборов Плательщиками таможенных сборов являются декларанты и иные лица, на которых настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать таможенные
СТАТЬЯ 357.6. Сроки уплаты таможенных сборов
СТАТЬЯ 357.6. Сроки уплаты таможенных сборов 1. Таможенные сборы за таможенное оформление должны быть уплачены до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации.2. Таможенные сборы за таможенное сопровождение должны быть уплачены до начала
СТАТЬЯ 357.8. Взыскание и возврат таможенных сборов
СТАТЬЯ 357.8. Взыскание и возврат таможенных сборов 1. Взыскание и возврат таможенных сборов осуществляются в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом для взыскания (глава 32) и возврата (глава 33) таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев,
СТАТЬЯ 357.9. Освобождение от уплаты таможенных сборов
СТАТЬЯ 357.9. Освобождение от уплаты таможенных сборов 1. Таможенные сборы за таможенное оформление не взимаются в отношении:1) товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации и вывозимых с этой территории и относящихся в соответствии с законодательством
СТАТЬЯ 357.10. Ставки таможенных сборов
СТАТЬЯ 357.10. Ставки таможенных сборов 1. Ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством Российской Федерации.Размер таможенного сбора за таможенное оформление должен быть ограничен приблизительной стоимостью оказанных услуг и не
День таможенника в России: история праздника
25 октября отмечается День таможенника Российской Федерации. Он был установлен указом президента РФ от 4 августа 1995 года «Об установлении Дня таможенника Российской Федерации».
Именно в этот день в 1653 году царь Алексей Михайлович подписал Указ «О взимании таможенной пошлины с товаров в Москве и в городах, с показанием поскольку взято и с каких товаров». Появление этого документа стало чрезвычайно важным событием для дальнейшего развития таможенного дела на Руси.
Впервые были закреплены законом права и обязанности таможенников (мытчиков) по осуществлению контроля над перемещением товаров.
С начала 1865 года функции по правлению таможенными учреждениями были переданы вновь созданному Департаменту таможенных сборов.
В 1868 году для усиления охраны морской границы в Балтийском море создано Морское крейсерство, а в 1872 году там основана таможенная флотилия.
В октябре 1893 года пограничная стража была выведена из подчинения начальников Департамента таможенных сборов и таможенных округов, ей присвоили название Отдельного корпуса пограничной стражи, который переводился в непосредственное подчинение министра финансов.
В мае 1912 года была проведена последняя реорганизация таможенной службы в царской России.
Мировая война, первые годы революции и гражданской войны окончательно свели к нулю как внешний товарооборот, так и функции российской таможни. В условиях хозяйственной разрухи и натурального товарообмена вопрос о таможенной политике не возникал.
К реформированию внешней торговли приступило уже Временное правительство. Последующие перемены произошли после Октябрьской революции 1917 года. Из теории общенародной собственности, естественно, следовал вывод о национализации внешней торговли. Положением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) и Совета Народных Комиссаров (СНК) о рабочем контроле от 14 ноября 1917 года вводилась государственная торговая монополия на все товары первой необходимости.
22 апреля 1918 года был принят декрет СНК о национализации внешней торговли. Через месяц учреждена пограничная охрана. В июне принят декрет «О переходе Департамента таможенных сборов, Главного управления пограничной охраны и корчемной стражи в ведение Народного комиссариата торговли и промышленности». Департамент таможенных сборов был переименован в Главное управление таможенного контроля с непосредственным подчинением Народному комиссару торговли и промышленности.
На рубеже 1920-1930-х годов усилился командно-бюрократический стиль управления экономикой, укрепился принцип государственной монополии, резко сократилось число участников внешнеторговых связей, таможенный контроль стал вспомогательным инструментом регулирования внешнеэкономической деятельности.
Таможенным кодексом 1964 года таможня была подчинена министерству внешней торговли (МВТ) СССР.
Решением Совета Министров в 1986 году на базе Главного таможенного управления при МВТ СССР было образовано Главное управление государственного таможенного контроля (ГУГТК) при Совете Министров СССР.
25 октября 1991 года был подписан указ президента РФ о создании Государственного таможенного комитета (ГТК) РФ, который с 1 июля 2004 года был преобразован в Федеральную таможенную службу (ФТС).
Федеральная таможенная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.
ФТС России имеет своих представителей в 17 странах ближнего и дальнего зарубежья.
За девять месяцев 2012 года (в январе-сентябре) ФТС увеличила перечисления в федеральный бюджет на 13,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 4,726 триллиона рублей.
Таможенные органы Российской Федерации находятся в стадии активного институционального развития, которое происходит с учетом вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО), изменения объемов пассажиро- и товаропотоков, повышения интенсивности внешнеэкономической деятельности регионов страны, роста потребностей транспортных организаций, экспортеров и импортеров.
Значительную роль ФТС России играет в развитии экономической интеграции России, Белоруссии и Казахстана. 1 июля 2011 года окончательно снят таможенный контроль на внутренних границах стран Таможенного союза.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
День таможенника в России
25 октября отмечается День таможенника Российской Федерации. Он был установлен указом президента РФ от 4 августа 1995 года «Об установлении Дня таможенника Российской Федерации».
Именно в этот день в 1653 году царь Алексей Михайлович подписал Указ «О взимании таможенной пошлины с товаров в Москве и в городах, с показанием поскольку взято и с каких товаров». Появление этого документа стало чрезвычайно важным событием для дальнейшего развития таможенного дела на Руси. Впервые были закреплены законом права и обязанности таможенников (мытчиков) по осуществлению контроля над перемещением товаров.
С начала 1865 года функции по правлению таможенными учреждениями были переданы вновь созданному Департаменту таможенных сборов.
В 1868 году для усиления охраны морской границы в Балтийском море создано Морское крейсерство, а в 1872 году там основана таможенная флотилия.
В октябре 1893 года пограничная стража была выведена из подчинения начальников Департамента таможенных сборов и таможенных округов, ей присвоили название Отдельного корпуса пограничной стражи, который переводился в непосредственное подчинение министра финансов.
В мае 1912 года была проведена последняя реорганизация таможенной службы в царской России.
Мировая война, первые годы революции и гражданской войны окончательно свели к нулю как внешний товарооборот, так и функции российской таможни. В условиях хозяйственной разрухи и натурального товарообмена вопрос о таможенной политике не возникал.
К реформированию внешней торговли приступило уже Временное правительство. Последующие перемены произошли после Октябрьской революции 1917 года. Из теории общенародной собственности, естественно, следовал вывод о национализации внешней торговли. Положением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) и Совета Народных Комиссаров (СНК) о рабочем контроле от 14 ноября 1917 года вводилась государственная торговая монополия на все товары первой необходимости.
22 апреля 1918 года был принят декрет СНК о национализации внешней торговли. Через месяц учреждена пограничная охрана. В июне принят декрет «О переходе Департамента таможенных сборов, Главного управления пограничной охраны и корчемной стражи в ведение Народного комиссариата торговли и промышленности». Департамент таможенных сборов был переименован в Главное управление таможенного контроля с непосредственным подчинением Народному комиссару торговли и промышленности.
Таможенный устав СССР 1924 года — первый кодифицированный акт по таможенному делу, окончательно закрепивший сформировавшуюся систему таможенного управления. Главной задачей таможенных органов стал контроль за экспортно-импортными операциями в рамках государственной монополии внешней торговли.
На рубеже 1920-1930-х годов усилился командно-бюрократический стиль управления экономикой, укрепился принцип государственной монополии, резко сократилось число участников внешнеторговых связей, таможенный контроль стал вспомогательным инструментом регулирования внешнеэкономической деятельности.
Таможенным кодексом 1964 года таможня была подчинена министерству внешней торговли (МВТ) СССР.
Решением Совета Министров в 1986 году на базе Главного таможенного управления при МВТ СССР было образовано Главное управление государственного таможенного контроля (ГУГТК) при Совете Министров СССР.
25 октября 1991 года был подписан указ президента РФ о создании Государственного таможенного комитета (ГТК) РФ, который с 1 июля 2004 года был преобразован в Федеральную таможенную службу (ФТС).
Федеральная таможенная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.
Российская таможенная служба — одна из крупнейших в мире. В структуру ФТС России входят 8 региональных таможенных управлений и 4 специализированных таможенных управления, 85 таможен, 540 таможенных постов.
ФТС России имеет своих представителей в 17 странах ближнего и дальнего зарубежья.
В 2012 году таможенные органы перечислили в бюджет РФ свыше 6,5 триллиона рублей, на 10,6% больше, чем в 2011 году.
В 2012 году продолжилось динамичное развитие интеграционных процессов на Евразийском пространстве. С января 2012 года начал осуществляться новый интеграционный проект государств — членов Таможенного союза — Единое экономическое пространство Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан.
Основными торговыми партнерами России в 2012 году были: Китай — 10,5% товарооборота РФ, Нидерланды — 9,9%, Германия — 8,8%, Италия — 5,5%, Украина — 5,4%, Беларусь — 4,3%, Турция — 4,1%, Япония — 3,7%, США — 3,4%, Польша — 3,3%.
Согласно плану стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года, основной целью таможенной службы РФ является повышение уровня экономической безопасности страны, создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в российскую экономику, полного поступления доходов в федеральный бюджет, защиты отечественных производителей, охраны объектов интеллектуальной собственности и максимального содействия внешнеторговой деятельности на основе повышения качества и результативности таможенного администрирования.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Центральное таможенное управление
Об управлении
История
ЦЕНТРАЛЬНОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Становление и развитие таможенного дела Российского государства началось более 300 лет назад и к концу ХIХ века уже имело крепкую сложившуюся структуру, которой ведал Департамент таможенных сборов. В Москве функционировала Московская складочная таможня, помещавшаяся на Пятницкой улице, которая и стала предшественницей нынешнего Центрального таможенного управления. Через Московскую таможню в XIX веке распределялось по России большое количество товаров, ввозимых из восточных стран, прежде всего из Китая: чай, шелк, кожа, мех, скот. По сумме уплачиваемых пошлин Московская складочная таможня на рубеже XIX-XX веков занимала первое место среди аналогичных российских учреждений. Она не входила ни в один из таможенных округов и состояла в отдельном управлении Департамента таможенных сборов.
В начале XX века ее деятельность продолжала расширяться. После событий 1917 года советское правительство издает ряд постановлений, регулирующих таможенную службу. До 1917 года Московская таможня имела название Николаевской (размещалась возле Николаевского вокзала). А с 1918–23 годов она подчиняется Управлению московскими таможнями при Главном управлении таможенного контроля Народного комиссариата торговли и промышленности (НКВТ). С января 1923 года Николаевская таможня переименовывается в Московскую таможню.
С полной уверенностью можно утверждать, что новейшая история российской таможни и история Центрального таможенного управления берут свое начало с двух принципиально важных событий: это выделение в 1986 году таможенных органов из Министерства внешней торговли в самостоятельное ведомство и введение в 1989 году всеобщего декларирования экспортно-импортных товаров. Повышение статуса таможенных органов и введение грузовых таможенных деклараций изменили содержание деятельности таможенной службы, подняли ее роль и значение в системе органов государственного управления до невиданного ранее уровня. Это было время перестройки. Ломались устоявшиеся представления об экономическом укладе советского государства, пробивалось стремление к экономической свободе. Монополия государства на внешнюю торговлю стала медленно отступать. Уже в первые месяцы сотрудники таможенных органов ощутили одно из следствий прогрессивного нововведения — либерализации внешнеэкономической деятельности: число участников ВЭД и уровень товарооборота через таможенную границу резко выросли. Законодательство в сфере таможенного регулирования не успевало за стремительными новациями в реальной жизни. В то же время в таможенную систему вводится новое звено — институт таможенных уполномоченных, которые должны были обеспечить таможенное оформление и контроль на территориях, расположенных внутри страны, в местах нахождения участников ВЭД. Становление этого института поручалось действующим таможням. В зону ответственности Московской таможни вошли 17 областей центрального региона страны. Присутствие таможенной службы в областях постепенно приобретало очертание таможенных постов, которые в последующем были преобразованы в самостоятельные таможни.
Расширение количества подчиненных постов потребовало реорганизации Московской центральной таможни, 17 января 1990 года она была преобразована в Московскую региональную таможню. Процессы развития внешнеэкономических связей продолжали набирать обороты. До конца 1991 года была проведена регистрация участников ВЭД, число которых в Московской региональной таможне достигло 12 тысяч, или свыше 40 % от числа зарегистрированных в СССР.
Распад СССР в 1991 году привел к установлению новых границ между государствами. В России осталось 20 % таможен, действовавших в СССР, в то время как доля товарооборота страны во внешнем обороте превышала 50 %. Под давлением этих обстоятельств оформление товара переносится от границы внутрь страны — создается большое количество таможенных постов как в центральных областях России, так и в самой Москве.
«До сих пор жива картина: входишь в темный подъезд, ступеньки лестницы стоптаны до основания, коридоры узкие, битком набиты участниками ВЭД, желающими оформить свои товары. Чтобы добраться до рабочего места, приходилось буквально «продираться» через людей. Так мы начинали. Сейчас уже трудно себе представить, чтобы на рабочем месте таможенника не было компьютера, а были времена, когда даже стульев не хватало на всех».
В.Г. Поляков, занимал посты заместителя Управления федеральных доходов ГТК России, Московской автогрузовой таможни и Московского таможенного управления, возглавлял Западное таможенное управление, Центральную акцизную таможню, управление федеральных таможенных доходов ГТК России.
В 1992 году начинается процесс оптимизации управления таможнями в рамках Государственного таможенного комитета — создаются Дальневосточное, Северо-Западное, Южное и другие региональные таможенные управления. Следующий на очереди — Московский регион.
16 сентября 1993 года в соответствии с приказом № 355 ГТК России создается Московское таможенное управление. Основным направлением деятельности нового управления является продолжение и завершение организации таможенных органов, всей системы таможенного контроля на территории Москвы и Московской области. Работа в этом направлении велась на основе концепции создания в Москве трех таможен по специализации транспорта и шести таможен в Московской области по территориальному признаку. Приказом ГТК в марте 1994 года на базе Железнодорожного и Пассажирского таможенных постов созданы Московская железнодорожная и Московская почтово-багажная таможни. Создается Московская автогрузовая таможня с постами Бутово, Западный, Северный, Северо-Восточный, Южный, Юго-Восточный, Юго-Западный и Центральный. Этим же приказом Ногинский, Щелковский посты преобразованы в таможни с переподчинением им ряда постов Московской области. В итоге к этому времени МТУ насчитывало в своем составе 10 таможен и 30 таможенных постов.
К 1997 году Москва становятся крупнейшим торговым центром, особенно по импортным операциям. Столица играла своеобразную роль оптового склада и перевалочной базы Центрального региона России. В 1996 году число предприятий и фирм, которые осуществляли внешнеэкономическую деятельность в стране, превышало 35 тысяч, из них более 23 тысяч работало в зоне ответственности МТУ. Их обслуживало 5 таможен в Москве и 7 таможен в Московской области, которые включали в себя 47 таможенных постов с широкой сетью отделов и пунктов таможенного оформления и контроля товаров. На долю МТУ приходился наибольший объем таможенных платежей, что составляло почти четверть от сборов, поступающих в федеральный бюджет от всех таможенных органов. При этом год от года сохранялась тенденция к динамичному росту внешнеторгового оборота. На базе МТУ обкатывались наиболее принципиальные новации таможенной деятельности.
1997 год для Московского таможенного управления стал годом кардинального изменения таможенной инфраструктуры. Существующая система разделения таможен по видам транспорта, перемещающего товары, и видам деятельности привела к неравномерному распределению нагрузки между таможнями, снижению эффективности таможенного контроля. Приказом ГТК России в сентябре 1997 года количество таможен в Москве сокращено до четырех: Восточной, Западной Северной и Южной. Реформа также предусматривала новые подходы к таможенному оформлению товаров. Перед таможенникам поставлена новая цель — развитие удаленного таможенного оформления, которое должно исключить личное общение таможенника и клиента, упростить таможенный контроль. При каждой таможне создаются Центры таможенного оформления. Следующим этапом стало введение электронной системы учета на складах хранения товаров и корректировка правил досмотра грузов. Задачу реформирования облегчало соответствие документов территориальных и грузовых таможен. Перевод служб и таможен с производственного на территориальный принцип работы шел по декабрь 1997 года.
В 1998 году в стране начинается экономический кризис, в связи с чем падают объемы внешней торговли. При этом идет рост таможенных преступлений: хищение, недоставка товаров в таможенные органы, неполное и недостоверное декларирование, оформление по поддельным документам. В ответ на это в центрах таможенного оформления создаются отделы фактического таможенного контроля, сотрудники которых проводят проверки на складах, не имея предварительной информации о характере досматриваемого груза. В 1999 году продолжается падение объемов внешней торговли — импортные поставки снижаются на 40 % по сравнению с 1998 годом, количество участников снижается до 18 тысяч.
В это же время реализуется программа размещения крупных складских терминалов за пределами столицы, на главных транспортных магистралях. На 1 марта 1999 года в Москве работало 324 таможенных склада и складов временного хранения общей площадью 650 тысяч кв. м. Ежесуточно на них обрабатывалось до 2000 автопоездов и 400 железнодорожных вагонов. Вывод около 30 таможенных складов из центра столицы значительно сократил количество въезжающих большегрузных автомобилей в черту города.
В конце 1999 года в МТУ начинается процесс внедрения института таможенных брокеров в Московском регионе, призванного необходимостью формирования цивилизованного рынка таможенных услуг, повышения достоверности и качества декларирования. Был определен порядок выдачи брокерских лицензий, разработаны и внедрены технологические схемы согласования документов и взаимодействия таможенных органов с брокерами, автоматизированы процессы таможенного оформления и контроля, унифицирована система учета и предоставления отчетности брокерам. В реализации идеи таможенных брокеров были заинтересованы и участники ВЭД, так как она предусматривала в отношении их приоритет при таможенном оформлении товаров и транспортных средств. В МТУ также стремились упросить порядок оформления для добросовестных, крупных, градообразующих участников ВЭД, в том числе с использованием услуг таможенного брокера.
13 мая 2000 года вышел Указ Президента РФ№ 849 «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе», в соответствии с которым образуется Центральный федеральный округ. В целях реализации Указа Президента ГТК России приказом № 535 от 22 июня 2000 года переименовывает Московское таможенное управление в Центральное таможенное управление. Этим же приказом реорганизуется Западное таможенное управление в форме его присоединения к Центральному таможенному управлению. К этому времени ЗТУ включало в себя 16 таможен (Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская и Ивановская), в составе которых функционировало 85 таможенных постов и 27 пунктов пропуска. Регионом деятельности вновь созданного Центрального таможенного управления определяется территория Центрального федерального округа. Итого объединения двух управлений стало создание масштабной таможенной структуры, состоящей из 197 таможенных постов и 27 таможен, в том числе пяти пограничных и 22 внутренних, а также специализированных таможен — Центральной оперативной, Центральной акцизной и Центральной тыловой.
Перед новым крупнейшим региональным управлением встали задачи по упрощению процедур таможенного оформления и контроля, созданию центров таможенного оформления, развитию и внедрению современных информационных технологий и автоматизированных систем управления, борьба с недостоверным декларированием грузов, развитие партнерских отношений между таможенными органами и деловыми кругами, усиление борьбы с коррупцией, подготовка кадров к работе в новых условиях.
«Будучи по характеру реформатором, я с головой ушел в процесс подготовки к изменению структуру Московского таможенного управления. Я полностью разделял общее мнение, что это необходимо. В тот момент структура была построена не по территориальному, а по производственно-функциональному признаку. Например, все грузы, поступающие в Москву и Московскую область железнодорожным или автомобильным транспортом, оформлялись только на железнодорожной и автомобильной таможнях соответственно. Аналогичная ситуация была и с почтово-багажной таможней, где проходило оформление почты и багажа физических лиц. В связи с этим контроль за деятельностью участников ВЭД был значительно затруднен, так сегодня он мог использовать для перевозок автомобильный транспорт, а завтра — железнодорожный. Отследить в полном объеме масштабы внешнеэкономической деятельности той или иной компании в такой ситуации нелегко. Необходимо было привести деятельность таможенной системы в соответствие с уже сложившимся территориальным принципом работы налоговых органов, в том числе в вопросах регистрации участников ВЭД».
Н.А. Лютов, с 1993 по 1997 годы начальник Западного таможенного управления, с 1997 по 1998 годы — Московского таможенного управления.
«Создание Центрального федерального округа, кроме укрепления вертикали исполнительной власти, дало главный эффект — более согласованные, гармоничные действия государственных структур. Когда бывшие Московское и Западное управления начали действовать в рамках единой структуры ЦТУ, стало больше порядка во взаимоотношениях таможен Московского региона и таможен, так сказать, транзитных, а также таможен внутренних и пограничных».
А.Т. Бычков, начальник Центрального таможенного управления в 2000 году.
«Помню, как в конце 2000 года я три или четыре раза собирал начальников таможен и говорил, что мы намерены пересмотреть систему из 389 складов временного хранения, на каждом из которых шел процесс оформления и таможенного контроля. Мы понимали, что это количество явно превышало внешнеторговый оборот. Проблема заключалась в том, что сотрудники таможен просто физически не могли осуществлять оформление и досмотр на каждом СВХ. Надо было добиться того, чтобы товары с границы поступали только на установленные таможенным органом базовые таможенные терминалы, а потом уже после прохождения таможенных процедур могли быть перевезены на любой внешний склад, выбранный получателем. Тогда многим это казалось невозможным. Некоторые считали, что в этом случае будет разрушена вся околотаможенная инфраструктура, упадут таможенные платежи, наступит хаос. Тем не менее с начала 2001 года мы твердо и последовательно стали проводить свой план в жизнь, так как понимали, что в случае его успешной реализации эффект будет огромный. На нас посыпались жалобы в ГТК и Администрацию Президента. Но при поддержке руководства ГТК, аппарата полномочного представителя Президента РФ в ЦФО удалось отстоять свою позицию. Количество СВХ в Московском регион было сокращено на треть, и в последующие годы продолжало сокращаться».
А.Е. Жерихов, начальник Центрального таможенного управления в 2000–2003 годах
Помимо этого при реорганизации Московского и Западного таможенных управлений была ликвидирована некоторая часть таможенных органов, в результате был значительно сокращен управленческий аппарат. В дальнейшем продолжились мероприятия по оптимизации количества и численности таможенных органов региона. В 2007 году была ликвидирована Одинцовская таможня. С 2008 года этот процесс влился в единую Концепцию таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации. Её целью было совершенствование таможенного администрирования за счет внедрения в практику таможенного оформления новых технологий таможенного оформления, предусматривающих внедрение института предварительного информирования таможенных органов о ввозимых товарах, использования полнофункциональной модели системы управления рисками с актуализированной ценовой информацией о ввозимых товарах в соответствием с особенностями конъюнктуры мирового рынка на момент осуществления соответствующей процедуры контроля, возможности осуществления декларирования товаров и представления документов в электронной форме. А так же инфраструктурное развитие приграничных субъектов Российской Федерации. Снижение транспортной нагрузки на крупные города Российской Федерации, вызванной возрастающим внешнеторговым оборотом. Обеспечение взимания в полном объёме обязательных к уплате таможенных платежей
Оптимизации структуры и местонахождения таможенных органов, подчиненных ЦТУ, расположенных в Московском регионе, предусматривала реорганизацию таможен, расположенных в городе Москве, в форме их присоединения к таможням Московской области. Таким образом, Московская восточная таможня была присоединена к Щелковской таможне, Московская южная таможня – к Ногинской таможне, а Московская западная – к Подольской таможне. Московская северная таможня была ликвидирована 31 декабря 2008 года.
В столице начала функционировать, созданная 1 декабря 2008 года, Московская таможня, в подчинении которой находилось пять специализированных таможенных постов. Это Московский железнодорожный пост (оформление товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом), Выставочный (оформление товаров, предназначенных для демонстрации на выставках, ярмарках, международных встречах), Рябиновый (оформление дипломатической почты и консульской вализы иностранных государств), а также – Международный почтамт и Завод «Автофрамос».
В марте 2009 года в Москве и Московской области функционировало 5 таможен, подчиненных ЦТУ, в состав которых входило 62 таможенных поста и 20 отделов таможенного оформления и таможенного контроля (с кодом).
Реализация начального этапа Концепции позволила осуществить вывод из Москвы таможенного оформления товаров, поступающих автомобильным транспортом, соответственно частично разгрузить транспортные магистрали города. Оптимизировать места размещения таможенных постов в Москве и Московской области. Создать предпосылки для поэтапного перевода таможенного оформления товаров из московского региона в приграничные субъекты Российской Федерации.
Следующим этапом стала оптимизация таможенных органов, расположенных в Московской области.
5 октября 2010 была создана Московская областная таможня. С 20 января 2011 г. Зеленоградская, Ногинская и Щелковская таможни реорганизованы, в форме присоединения к Московской областной таможне. Регионом деятельности таможни были определены г. Москва и Московская область. В ее структуре функционировали на тот момент 19 таможенных постов: Вашутинский, Волоколамский, Давыдовский, Дмитровский, Заводской, Каширский, Коломенский, Краснозаводский, Ленинградский, Лобненский, Лыткаринский, Львовский, Мамонтовский, Можайский, Сергиево-Посадский, Ступинский, Сходненский, Черноголовский таможенные посты и таможенный пост «Кубинка».
В дальнейшем происходит поэтапный перевод таможенного оформления из Московского региона в приграничные субъекты Российской Федерации и создание межрегиональных таможен.
В ноябре 2012 году были реорганизованы восьми таможен. Ярославская таможня реорганизована в форме присоединения к ней Костромской, к Воронежской таможне присоединена Тамбовская, к Курской таможне присоединена Орловская, Рязанская таможня к Владимирской. Были ликвидированы некоторые таможенные посты этих таможен. Реорганизация таможен происходила с учетом показателей эффективности их работы. При этом проводились мероприятия по совершенствованию таможенного администрирования за счет внедрения новых технологий, в том числе электронного декларирования и предварительного информирования, а также системы управления рисками. В результате удалось обеспечить единообразный подход к таможенному администрированию и применению таможенных процедур в каждом регионе, упрощение и ускорение таможенного оформления товаров.
В 2015 году Ивановская таможня была реорганизована в форме присоединения к Владимирской.
При проведении столь масштабных реформ Управлению удалось максимально сохранить наиболее подготовленный кадровый потенциал для безусловного решения задач, стоящих перед таможенными органами ЦТУ.
С 1 июля 2017 года Московская областная таможня перешла в непосредственное подчинение ФТС России.
С 20 февраля 2020 года в составе ЦТУ начала функционировать Центральная электронная таможня, регионом деятельности которой определена Российская Федерация. Создание Центральной электронной таможни происходило в рамках проводимой Федеральной таможенной службой масштабной реформы, направленной на концентрацию таможенного декларирования в 16 центрах электронного декларирования. Главной задачей создания электронных таможен было формирование качественно новой таможни, насыщенной «искусственным интеллектом», быстроперенастраиваемой, информационно связанной с внутренними и внешними партнёрами, умной и незаметной для законопослушного бизнеса и результативной для государства.
С 1 октября 2020 г. были реорганизованны в форме присоединения Тверская и Смоленская, Липецкая и Воронежская, Ярославская и Владимирская таможни. В результате этого в регион деятельности Смоленской таможни вошли Смоленская и Тверская области, Воронежской таможни – Воронежская и Липецкая области, Владимирской таможни – Владимирская, Ивановская, Ярославская и Костромская области. Восемнадцать таможенных постов Тверской, Липецкой и Ярославской таможен, переподчинены Смоленской, Воронежской и Владимирской таможням без изменения местонахождения и регионов деятельности. Им были присвоены новые ведомственные коды.
В укрупненных таможнях впервые были созданы отдельные службы с дислокацией в соответствующих субъектах России, которые осуществляют отдельные административные и правоохранительные функции, возложенные на таможенные органы, требующие постоянного присутствия части личного состава отдельных функциональных подразделений таможен.
В настоящее время система таможенных органов продолжает совершенствоваться. Так с 1 октября 2021 года Московская таможня будет переподчинена непосредственно ФТС России и переименована в Центральную почтовую таможню. В период 2021 – 2022 годов планируется осуществить поэтапное переподчинение и создание почтовых таможенных постов, расположенных в местах международного почтового обмена, являющихся объектами почтовой связи, на территории Российской Федерации Центральной почтовой таможне.
Таможенная система, вместе с другими государственными институтами, претерпевает серьезную трансформацию, конечным и целевым итогом которой станет внедрение цифровых технологий. Это обеспечит высокое качество таможенного администрирования и позволит создать все условия для удобства работы бизнеса, создания конкурентных преимуществ для добросовестных и законопослушных участников ВЭД.