в каком году установили памятник кузьме минину и дмитрию пожарскому в нижнем новгороде
Мининский призыв: как в Нижнем Новгороде появился знаменитый монумент герою ополчения
Представить площадь Минина и Пожарского без памятника предводителю народного ополчения сегодня просто невозможно. Это одно из самых узнаваемых мест Нижнего Новгорода. Но памятник здесь стоял не всегда. Да и площадь называлась по-другому. Появление памятника – отдельная история. Подняв народ на спасение Отечества в 1612 году, Кузьма Минин вновь пришёл на помощь стране через 300 лет.
Главные слова
Биография героя весьма показательна: простой торговец, не дворянин стал настоящим народным лидером и спасителем Отечества. В Нижнем Новгороде Минин торговал мясом. По поводу того, где он жил, есть разные версии, но скорее всего – на нынешнем Гребешковском откосе. В 1611 году его избрали земским старостой.
По историческим источникам, события развивались так. В августе 1611‑го в город пришла грамота от патриарха Гермогена. Он просил нижегородцев крепко стоять в вере и чтобы «на царство проклятого сына Маринкина не сажали и о том же писали бы в Казань и другие города». Кузьме Минину явился преподобный Сергий и повелел ему собирать казну, воинство и идти «на очищение Московского государства». Минин обратился к народу с горячим призывом. Решили собирать средства на ополчение, и земский староста первым сделал взнос. Присоединялось всё больше людей.
В октябре пришла ещё одна грамота с просьбой о помощи государству – из Троице-Сергиева монастыря. На следующий же день соборный колокол собрал жителей, Минин снова обратился к народу. Он нашёл такие слова, что единым порывом были охвачены все – спасти страну! Именно Минин предложил позвать «искусна во бранях» князя Дмитрия Пожарского возглавить ополчение.
Сила подвига
Иноземным захватчикам дали бой, не оставив им шансов. Минин стал важным человеком в государстве, но после победы отмерено ему было немного – умер в 1616 году. Похоронили героя в Нижегородском кремле – в Спасо-Преображенском соборе.
Подвиг народа остался в веках. В 1916‑м по всей стране прошли памятные торжества в честь 300‑летия кончины Минина. Устраивали чтения, раздавали литературу о герое. В Нижнем дату отметили особенно широко – с многотысячным крестным ходом, воинским парадом. Недалеко от того места, где сейчас на главной площади Нижнего находится фонтан, планировали установить памятник спасителю Отечества. Но война помешала.
А уже через полтора года после тех памятных торжеств не стало страны, и изменилось всё. Спасо-Преображенский собор в 1929‑м взорвали, могилу Минина вскрыли (только в 1962‑м останки, сохранившиеся в музее-заповеднике, перезахоронили в Архангельском соборе). Газеты печатали стихи Якова Алтаузена: «Я предлагаю Минина расплавить, Пожарского – зачем им пьедестал? Довольно нам двух лавочников славить…»
Но грянула Великая Отечественная война. Для поднятия боевого духа власти «призвали» героев из прошлого, в том числе Минина и Пожарского. В марте 1942 года «Горьковская коммуна» рассказала о вечере в честь 330‑летия выхода ополчения из Нижнего Новгорода на спасение Москвы. Историк Николай Добротвор на торжестве «отметил, что теперь, в грозные дни отечественной войны русского народа против немецких захватчиков, великие патриоты-нижегородцы Минин и Пожарский неизмеримо выросли в наших глазах».
Объявили конкурс на лучший проект памятника Минину. Выиграл скульптор Александр Колобов. 20 октября 1943 года «Горьковская коммуна» писала, что в его мастерской «высится уже законченная лепкой монументальная фигура Минина. Народный герой стоит на высоком утёсе. Волжский ветер развевает полы его кафтана и длинные пряди бороды. Правая рука Минина поднята кверху в ярко выраженном жесте призыва к народу – отдать всё достояние своё на спасение родины». Сообщалось, что высота памятника с постаментом – 10 метров.
Из экономии скульптуру решили сделать из железобетона и покрыть бронзой.
Второе рождение
Памятник торжественно открыли 7 ноября 1943 года. Утёс сделать не успели. Постамент просто сложили из кирпичей и оштукатурили. «Горьковская коммуна» рассказала, как в полдень было стянуто красное полотнище, и «предстала величественная фигура Кузьмы Минина»…
Из-за недолговечных материалов через 35 лет памятнику потребовалась реконструкция. Было предложено два проекта. Один такой: в центре на постаменте Минин, призывающий нижегородцев к борьбе, рядом ополченец со щитом и девушка, подносящая Минину ларец. Второй – Минин и два вооружённых воина. Однако ни один тогда не воплотили.
Новый памятник работы скульптора Олега Комова открыли 1 июня 1989 года – его мы и видим теперь. А прежнего Минина перевезли на его родину. Произошло второе рождение монумента: по остаткам памятника выковали фигуру из меди и в 1990‑м торжественно открыли. Памятник стоит в Балахне недалеко от Дома Москвы. Возле него проводят торжества в День народного единства.
Площадь Минина и Пожарского
Приблизительное время чтения: 3 мин.
4 ноября мы отмечаем День народного единства. Пожалуй, всем известно, что именно в этот день более 400 лет назад (а точнее 22 октября 1612 года по юлианскому календарю) бойцы народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город. Уже спустя несколько дней польские интервенты сдались — русский народ отстоял свою независимость. В честь этих событий в 1818 году в Москве был установлен памятник Минину и Пожарскому, созданный Иваном Мартосом. Но в Москве — только счастливый финал этой истории, начало же ее — в Нижнем Новгороде.
Осень 1611 года. Деревянный храм Рождества Иоанна Предтечи. Море людей. В центре — Кузьма Минин. Он призывает народ встать на защиту Родины: «Захотим помочь Московскому государству, так не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего, дворы продавать, жен и детей закладывать и бить челом — кто бы вступился за истинную православную веру и был у нас начальником» (С. М. Соловьев «История России с древнейших времен», глава 8, Окончание междуцарствия).
Сейчас перед этим храмом, теперь уже каменным, а не деревянным, стоит брат-близнец московского памятника Минину и Пожарскому. Создан он был Зурабом Церетели, а установлен 4 ноября 2005 года, тогда же, когда День народного единства был признан государственным праздником.
Если же от памятника перед храмом Рождества Иоанна Предтечи пройтись по улице Минина, то минут через 10-15 окажешься уже на площади Минина и Пожарского. Она занимает целых 33 тысячи квадратных метра и тянется от Георгиевской до Кладовой башни Нижегородского Кремля. Однако символом площади считается именно Дмитровская башня, поскольку раньше она служила главным оборонным пунктом Нижнего Новгорода.
В центре площади установлен еще один памятник. На пьедестале — руководитель второго народного ополчения Кузьма Минин. Взгляд его устремлен вдаль. Сам он поднял одну руку, словно призывает людей остановиться, прислушаться, задуматься. Как и 400 лет назад.
А перед «Первым домом» (ул. Минина, 1) можно увидеть бюст Кузьме Минину работы нижегородского скульптора А. В. Кикина. Он был установлен в 1955 году.
Но это не все достопримечательности, которые можно найти на площади. В 1940 году здесь был установлен памятник Валерию Чкалову работы скульптора И. А. Менделевича. Даже застывшая фигура летчика выглядит очень гордо. Взгляд его устремлен, конечно, в небо. А за его спиной — бесконечная лестница.
Это Чкаловская лестница, ведущая к набережной Волги. Она имеет форму восьмерки или форму знака бесконечности. Сюда всегда приезжают люди, переходящие на новую ступень жизни: выпускники прощаются со школой, молодожены празднуют создание семьи.
Также на площади расположен Дворец труда, Выставочный комплекс, музей А. С. Пушкина, музей «Кладовая башня», музей в Дмитровской башне, Художественный музей в кремле, первый и второй корпуса Педагогического университета (в стенах которого в 19 веке находилась Губернская мужская гимназия), а еще множество ресторанов и кафе.
Не менее богата и история площади. Первоначально она называлась Верхнепосадской и Верхнебазарной, поскольку именно сюда вели сухопутные торговые пути, здесь велась торговля, здесь был центр Верхнего посада (верхней части города). В 1697 году был возведен Благовещенский собор, и площадь переименовали в Благовещенскую. Часть территории от спуска к Волге до Духовной семинарии с 1743 года стали называть Семинарской. Благовещенская площадь имела форму полукруга, а Семинарская — трапеции. В 1917 году их объединили, а новую площадь назвали Советская. Именно после объединения площадь и приобрела нынешнюю форму ковша. Свое современное название она получила только в 1943 году, когда был установлен первый памятник Кузьме Минину работы скульптора А. Колобова (в 1989 его перевезли в Балахну, в родной город Кузьмы Минина).
Сегодня площадь Минина и Пожарского является не только историческим и туристическим центром, но и главной площадью современного Нижнего Новгорода. Здесь проходят главные городские мероприятия, праздники и концерты.
На заставке фрагмент фото «Памятник Валерию Чкалову» flickr. com, sheska
Памятник Минину и Пожарскому в Нижнем Новгороде
Если спросить любого россиянина о том, где находится памятник Миниму и Пожарскому, он уверенно ответит — на Красной площади в Москве. Но не всё так просто — брат-близнец московского монумента стоит на площади Народного Единства в Нижнем Новгороде. При этом всего в 400 м от него находится обелиск Минину и Пожарскому.
Все три достопримечательности очень тесно связаны между собой. Несмотря на то, что московский вариант появился на главной площади столицы в 1818 г., обелиск всего десятилетием позже, а нижегородская копия известной всем с детства композиции заняла своё место лишь в 2005.
История памятников
Наличие сразу двух монументов, посвященных героям, в Нижнем Новгороде объясняется просто. Здесь земский староста Кузьма Минин начал созывать народное ополчение, чтобы освободить Москву от поляков, а князь Дмитрий Пожарский возглавил собранные отряды. Случилось это в 1611 г.
Ополченцы выступили в путь с места перед Кремлем, которое сейчас называется площадь Народного единства. Именно здесь стоит нижегородский собрат московского памятника героям.
Подвиг Минина и Пожарского решили увековечить два столетия спустя. Сбор средств на него начался в 1803 г., а работа была поручена скульптору Ивану Мартосу. Предполагалось, что местом установки станет Нижний Новгород.
Однако уже в процессе отливки решили, что событие и герои имеют слишком большое значение для всей страны. Поэтому монумент был установлен в столице. Решение об этом было принято лично императором Александром I. Открытие произошло в 1818 г.
На родине Минина и Пожарского через десять лет установили памятный обелиск. Он должен был заменить собой монумент.
Таким положение дел оставалось до нашего времени, однако в начале 2000-х губернатор Москвы Юрий Лужков решил восстановить историческую справедливость. Он поручил скульптору Зурабу Церетели отлить копию памятника. Он был установлен в Нижнем Новгороде в 2005 г. также у стен Кремля всего в 400 м от исторического обелиска.
Описание
Монумент Минину и Пожарскому в Нижнем Новгороде повторяет московский. Это две фигуры на высоком постаменте. Князь Дмитрий Пожарский сидит с щитом в одной руке и рукоятью меча в другой. На щите изображен лик Христа на плащанице. Взгляд будущего героя-полководца обращен к небесам.
Рядом стоит Кузьма Минин. Его рука также лежит на мече, он как будто вручает его Пожарскому. Вторая вытянутая рука героя обращена в сторону врага.
Стоит внимательно осмотреть и барельефы на постаменте. Они посвящены вкладу других людей в изгнание польских интервентов. Женщины передают свои украшения, внося свой вклад в формирование войска, простой человек привёл в отряд ополчения двух своих сыновей. В этой сцене оригинального московского памятника скульптор Иван Мартос изобразил себя и своих сыновей. Шла война с Наполеоном и России вновь требовались защитники. В батальной сцене на другом барельефе изображен князь Пожарский, под командованием которого ополчение гонит поляков от Москвы.
Повторили и позолоченную надпись на постаменте. Однако, не полностью. Несмотря на внешнюю полную схожесть, во внешнем виде памятников есть различия.
Отличия
Памятник в Нижнем Новгороде — не точная копия московского. Но найти отличия непросто. Во-первых, это размер. Копия на пять сантиметров меньше оригинала, что совершенно незаметно «невооруженным взглядом».
Второе различие — текст надписи на постаменте. В оригинале он читается так «Гражданину Минину и Князю Пожарскому благодарная РОССИЯ. Лета 1818». У копии памятника указание года отсутствует, соответственно, текст заканчивается словом «Россия».
Все остальные детали воспроизведены скульптором Церетели в точном соответствии с творческим замыслом Ивана Мартоса.
Как добраться до памятника Минину и Пожарскому в Нижнем Новгороде
Памятник находится в центре площади Народного Единства на пересечении улиц Рождественской и Зеленского съезда рядом с храмом Рождества Иоанна Предтечи. Ближайшей станцией метро будет «Горьковская», однако от неё до монумента потребуется пройти около двух километров.
Панорама памятника Минину и Пожарскому на Google-картах
Площадь, на которой стоит памятник, окружена трамвайными путями. Маршрут № 11 приезжает сюда по однопутным рельсам, поэтому ходит нечасто. В летний период он является экскурсионным, то есть можно совершить это путешествие под увлекательный рассказ экскурсовода.
Ближайшая автобусная остановка находится на Нижне-Волжской набережной и называется «Рождественская». Сюда можно доехать на автобусах № А-3, А-5, А-19, А-52, А-61, А-90, А-95, А-71, а также маршрутных такси № Т-24, Т-40, Т-45, Т-70, Т-87, Т-91, Т-92, 304.
Можно доехать и на такси. В Нижнем Новгороде работают приложения Uber, Gett, Яндекс. Такси и многие другие.
Памятник Минину и Пожарскому в Нижнем Новгороде на видео
Памятник Минину и Пожарскому
Сегодня, 4 ноября, в России отмечается прекрасный и на долгое время незаслуженно забытый праздник — День народного единства.
В новой России этот праздник отмечается лишь с 2005 года, но стоит вспомнить, что до революции 1 ноября (22 октября по-старому) с 1649 года и до самого 1917 г. отмечаемый в этот день Праздник в честь Казанской иконы Божией Матери (в память об избавлении Москвы и России от поляков в 1612 г.) отмечался на государственном уровне.
Главными героями торжества были гражданин Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, которым и поныне на Красной площади стоит памятник, самый первый памятник в Москве.
Первым монументом, положившим начало украшению Москвы памятниками не государю, а великим людям, своими делами или подвигами прославившими Россию, стал в начале XIX столетия величественный монумент героям второго народного ополчения – новгородскому старосте Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому, освободившим Москву от польских, литовских и шведских захватчиков в 1612 году. Изначально установить памятник планировали в 1812 г. к двухсотлетнему юбилею изгнания поляков Вторым ополчением под предводительством князя Пожарского и гражданина Минина.
Памятник должен был украсить площадь перед Кремлем в Нижнем Новгороде, где и собиралось ополчение.
Сама идея подобного монумента восходит к началу XIX века, а автором ее предположительно был Николай Михайлович Карамзин, во всяком случае, именно в его работе впервые была сформулирована мысль о том, что в разных городах страны хорошо бы увековечить память о самых известных исторических героях, связанных с этими местами. В череде нижеприведенных примеров говорилось, что в Нижнем Новгороде просто напрашивается памятник Минину и Пожарскому.Дело в том, что в начале правления Александра I стала очень актуальна русская патриотическая традиция, в противовес прусским порядкам, которые пытался установить его отец, убиенный Павел. Тогда-то главный историограф двора Карамзин и придумал, что для возбуждения патриотических чувств установка памятников великим русским героям придется весьма кстати.
Известен даже конкретный день, когда идея знаменитого историка стала обретать материальный облик — 4 августа 1803 года. В этот день император Александр разрешил открыть подписку (сбор) пожертвований на сооружение монумента. А с соответствующей инициативой выступило Вольное общество любителей словесности, наук и художеств, образованное выпускниками гимназии при Академии наук. Считается, что первым сей вопрос поднял чиновник Комитета по составлению законов, а заодно писатель, поэт и переводчик Василий Попугаев. Правда, нет сведений, где первоначально должен был стоять памятник, во всяком случае, документов, указывающих на конкретное место или хотя бы город, не сохранилось.
Картина «МИнин и Пожарский», художник М.И. Скотти, 1850
Инициатива столичных патриотов была красивой, но неэффективной — денег так и не собрали. Зато появились первые проекты монумента, которые на свой страх и риск, не дожидаясь исхода дела, стали создавать известные мастера. В частности, именно тогда, в 1804 году, появился первый эскиз профессора Академии художеств Ивана Петровича Мартоса, тоже большого патриота и замечательного скульптора.
Сюжет памятника: нижегородский гражданин Минин указывает князю Пожарскому на Кремль и призывает его подняться на борьбу с поляками. Князь в тот момент под Нижним Новгородом отдыхал и лечился от ран, полученных в московских боях в ходе Первого ополчения. Кузьма Минин передает ему меч, как будущему военному начальнику, а сам же обязуется найти собрать средства и людей.
Что интересно, сначала по замыслу скульптора Ивана Мартоса оба великих мужа стояли, но запротестовала тогдашняя: «Как же можно, чтоб знатный князь на равных стоял рядом с простолюдином!?»
Род Мартосов происходил из небогатых польских, а потом украинских дворян Херсонской губернии, сам же будущий скульптор вырос на Полтавщине. Он рано ощутил тягу к искусству и был отправлен в Санкт-Петербург, где с золотой медалью окончил Академию художеств, после чего как «пенсионер» (стипендиат) был на несколько лет отправлен в Италию. По возвращении Мартос преподавал в родной Академии и творил.
Скульптор сразу выбрал для памятника античный стиль. Это вписывалось в каноны классицизма, а заодно подчеркивало связь с гражданскими подвигами римских героев. Уже на первом эскизе Минин и Пожарский облачены в стилизованные римские одежды, правда, сначала они оба стояли в динамичных позах, сжимая в руках один меч. Впоследствии автор еще не раз дорабатывал скульптурную группу, и в итоге она приобрела окончательный вид: стоящий Минин призывает сидящего Пожарского идти на Москву.Здесь собраны и учтены разнообразные детали. В позах намек на инициативу Минина и физическую слабость Пожарского, который только поправлялся после полученного в бою тяжкого ранения в ногу. Кроме того, в том, что Минин стоит, а князь сидит, подчеркивалась почтительная разница в их сословном статусе. В одеяние посадского старосты включены русские порты, как намек на простонародное происхождение, ведь римские аристократы такой компонент костюма не признавали. У князя древнеримская одежда и меч, но лежащий рядом шлем типично русский, а на умбоне щита изображен Спаситель. Такая нарочитая смесь артефактов разных эпох должна подчеркивать символизм памятника, отсутствие прямой связи с конкретным временем и непреходящую ценность гражданского подвига.
В 1808 году инициативу сбора средств взяли на себя нижегородцы. Они объявили дополнительную подписку и собрали значительную часть необходимой суммы, к 1811 году в казне оказалось 18 тыс. рублей. Естественно, нижегородцы настаивали, чтобы памятник был установлен в их городе, и Александр вроде бы одобрил это. Объявили конкурс проектов, в котором участвовали лучшие зодчие страны. Победил вариант Ивана Мартоса, он даже успел сделать малую модель. Однако в 1812-м началась война, и всем опять стало не до памятников. Нижний Новгород снова, как и за 200 лет до этого, стал собирать ополчение для спасения Москвы.
«Дух Минина»
Аналогии здесь вполне уместны, собственно, они сами собой возникли в то время. Вот, например, что писал в своих «Записках» свидетель событий 1812 года Сергей Николаевич Глинка: «Жалостью сердечной закипели души русского купечества. Казалось, что в каждом гражданине воскрес дух Минина. Гремел общий голос: «Государь! Возьми всё — и имущество, и жизнь нашу!» Вслед за удалявшимся государем летели те же клики и души ревностных граждан».
Речь идет о реакции москвичей на публичное прочтение воззвания императора Александра к горожанам, которое состоялось в Слободском дворце и закончилось открытым сбором средств на формирование народного ополчения. Возможно, описание излишне пафосное, но обращение к «духу Минина» весьма показательно.Конечно, после великой победы над Наполеоном идея памятника Минину и Пожарскому приобрела совершенно иное значение. Особенно с учетом важнейшей роли, которую в этой войне сыграло народное ополчение, и того значения, которое приобрела Москва как символ победы. Конечно, теперь памятник мог быть установлен только в первопрестольной, и он становился символом сразу двух войн и народного подвига не только XVII, но и XIX века. «Бедствие 1812 года оживило в памяти бедствия 1612 года, и монумент сей будет служить потомству памятником обеих достославных эпох», — писал нижегородец, ветеран Отечественной войны, штабс-капитан Иван Григорьевич Гурьянов в своей книге «Москва, или Исторический путеводитель по знаменитой столице государства Российского».
Сбор денег возобновили, император лично пожертвовал 20 тыс. Вскоре необходимая сумма была собрана. А чтобы нижегородцы не обиделись, из общей суммы собранных средств их деньги были выделены, и на них решили поставить в городе обелиск.К 1815 году Мартос создал большую глиняную модель, с которой потом должен был быть отлит памятник. Это была окончательная версия, с учетом доработок и изменившейся ситуации. Работа была безоговорочно принята императорским двором и Академией. Сам Мартос, ставший к этому времени ректором Академии, в отчете для министерства внутренних дел особо отмечал, что в изготовлении модели ему очень помог молодой скульптор, недавний выпускник Академии Иван Тимофеев: «Особенно вспомоществовал своими трудами и прилежанием при делании большой модели из глины и при делании форм с малой модели эбошировал большую». И далее, он «должен был поднимать тяжести, передвигать подмостки, груды глины и прочих материалов и для содержания во всегдашней влажности глины смачивать большую группу от самого начала до окончания оной в течение более двух лет ежедневно».
Всё же мэтр к этому времени разменял седьмой десяток, и без помощи учеников ему было не справиться.Иван Мартос. Портрет работы П.О.Росси
Для отливки монумента в металле Мартос заключил договор с известным в то время литейным мастером Академии художеств Василием Екимовым, причем последний решил отливать немалую по размеру скульптурную группу не по частям, а целиком. Такого еще никто в России не делал. Сначала Екимов соорудил в литейной мастерской Академии особый фундамент с 16 печами, чертеж которого дошел до наших дней. Сверху на железной решетке были помещены отлитые из воска фигуры Минина и Пожарского, укрепленные толстыми железными полосами. Над ними был сделан восковой бассейн, из которого во все стороны были проведены восковые каналы, имеющие около дюйма в диаметре. От фигур отходили особые воздушные каналы. Вся поверхность восковых моделей снаружи была покрыта особой мастикой, состоящей из толченого кирпича, разведенного на пиве. Мастику наносили слоями 45 раз, каждый нанесенный слой просушивали с помощью опахал из больших перьев. Внутренность восковых фигур была наполнена калидром — составом из алебастра и толченого кирпича.
«Когда все сие приготовлено, то восковые фигуры, наполненные внутри калидром, а снаружи покрытые мастикою, окладены кусками из сырой глины, что сделано и с плинтом; каналами, путцами и воздушниками. — Всё сие потом обведено кирпичною стеною, оковано снаружи полосным железом, а внутри залито калидром из алебастра и толченого кирпича.Слева можно видеть самого Ивана Мартоса, автора памятника, отдающего Отечеству самое дорогое — двух своих сыновей.
И, действительно, сыновья Ивана Мартоса прошли через Отечественную войну 1812 г. Один из сыновей был послан на учебу в Италию, где был убит наполеоновскими солдатами в 1813 г.
Всего у Мартоса было 6 дочерей и 4 сына от двух браков.Спереди постамента горельеф изображает граждан-патриотов жертвующих свое имущество на благо Родины. Это гражданский подвиг.
В 1910 г. в журнале «Сатирикон» И.Л.Оршер следующим своеобразным путем описывал историю образования ополчения:
Однажды на площади появился человек в форме мясника и закричал:
— Заложим жен и детей и выкупим отечество!
— Заложим! — загудела толпа. Кузьма Минин заложил (впоследствии оказалось, что это был он), пересчитал деньги и сказал:
— Маловато!
И, воодушевившись, снова воскликнул:
— Продадим дворы и спасем отечество!
— Продадим! — снова загудела толпа. — Без жен и детей дворы ни к чему.
Тут же наскоро стали продавать дворы и вырученные деньги отдавали Минину.
Кто покупал дворы — никому из историков не известно. А может быть, известно, но из стыдливости они это скрывают. Полагают, что была основана тайная патриотическая компания по скупке домов и имущества.
«Странно, — замечает один иностранный историк, имя которого мы дали слово держать в секрете. — Всех принуждали продавать дома; кто не хотел добровольно продавать дом, того принуждали. Как же в такое время могли появляться люди, которые осмеливались покупать дома?»После сего приступлено к пожиганию, т. е. к выжжению воска. Для сего целый месяц топились находящиеся на фундаменте под решеткою 16 печей или прогаров день и ночь; до тех пор, пока сверху над оболочками фигур показался огонь. Таким образом весь воск выгорел; и то место, которое занято было воском между мастикою, его покрывавшею; и калидром, внутри фигур находящимся, стало пусто. Таким образом сделана форма. Кирпичные стены, около формы сей прежде сделанные, разобраны; форма вновь окована железом, и по всем сторонам около ее сделано 16 кирпичных столбов или быков. За сими быками сделаны стены в три ряда кирпичей; пустота между ими и формою засыпана землею, которая потом утоптана и убита. По приготовлении всего сего расплавлен был металл. Вообще металла, т.е.штыковой меди, олова и шпиаутеру, положено было в печь для отливки группы и плинта 1,350 пуд.
На щите у Пожарского — лик Спаса Нерукотворного.
Страшно было смотреть, когда металл сей потек горящею и клокочущею рекою по сделанному для него каналу к бассейну, который, как выше сказано, сделан был над фигурами, и из которого разливаясь по каналам, он должен был наполнять с низу все то пространство, какое прежде занято было воском, и после выжжения воску осталось пустым. Множество зрителей, в том числе и я, были при сей отливке.
Все, помнившие прежние отливки больших фигур, а особливо отливку монумента Петра Великого, которая даже и славному Фалконету долго неудавалась, не могли не изъявить сомнения в удаче той отливки, коей был я свидетелем. Прежде г-на Екимова отливки фигур производимы были обыкновенно по частям; он, можно сказать, почти первый начал колоссальные фигуры отливать вдруг и притом не по одной фигуре, но по нескольку фигур с принадлежностями», — писал неизвестный автор (псевдоним N. Ч.) статьи«Исторические известия об отливке из бронзы памятника Гражданину Минину и Князю Пожарскому», опубликованной 31 октября 1817 года в журнале «Вестник Европы».Горельеф с задней части постамента изображает уже князя Пожарского, гонящего поляков из Москвы. Это военный подвиг.
Проработка деталей просто изумляет
Отливка происходила 5 августа 1816 года и заняла всего девять минут. На памятник ушло 1100 пудов меди, 10 пудов олова и 60 пудов цинка. Отдельно изготавливали щит, меч и шлем князя.
Пьедестал проектировал друг Никиты и зять Мартоса, архитектор Авраам Мельников. Он делал рисунки и шаблоны, следил за отделкой постамента. Гранитные блоки для него были изготовлены петербургским камнетесом Самсоном Сухановым. Их производство шло в Выборгской губернии недалеко от деревни Киркопеле.
Путешествие из Петербурга в Москву
Транспортировать памятник в первопрестольную, учитывая его размеры и вес, было решено по воде. Сначала через Мариинский канал до Рыбинска, далее по Волге до Нижнего Новгорода (в Нижний Новгород водными путями из Петербурга в Москву памятник все же заехал), затем вверх по Оке до Коломны и по реке Москве. 21 мая 1817 года памятник был отправлен из Санкт-Петербурга и 2 сентября того же года доставлен в Москву. Первоначально стоять он должен был возле Тверской заставы, примерно там, где сейчас располагается Белорусский вокзал. Позже на этом месте была установлена триумфальная арка в честь победы над Наполеоном.
Решение о месте установки памятника было изменено, поскольку стремительно менялась сама Москва. К 1818 году стараниями архитектора Осипа Бове уже успели почти закончить создание новой Красной площади: засыпали Алевизов ров и возвели здание Торговых рядов. Именно там и решили поставить монумент — посреди площади, спиной к новому, в классическом стиле возведенному зданию Торговых рядов, лицом к Кремлю. Теперь Минин указывал князю прямо на сердце Москвы, что было вполне логично. К тому же совсем рядом, буквально в 50 шагах, находилась церковь Казанской божьей матери, построенная на средства князя Пожарского в ознаменовании их победы. Все получилось очень логично.Торжественное открытие памятника в 1818 г. Обратите внимание на старые Верхние торговые ряды.
До строительства нынешнего ГУМа в 1890-х (новые Верхние торговые ряды) площадь выглядела так:
На торжество приехала вся правящая семья во главе с императором. Был дан концерт с премьерой оратории композитораСтепана Дегтярева «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы», а завершилось действо парадом гвардейских полков. Позже монумент был окружен красивой ажурной решеткой с четырьмя фонарями, и рядом стояла будка с охранявшим его гренадером.
В советское время памятник едва не снесли в порыве революционного задора. За это ратовали многие советские деятели и пролекультовцы, требовавшие «убрать исторический мусор с площадей». Однако власть услышала мольбы художественной общественности, и здравый смысл восторжествовал. Помогло и вполне пролетарское происхождение Кузьмы Минина — центральной фигуры монумента. В итоге памятник передвинули с центра площади к Храму Василия Блаженного, чтобы он не мешал демонстрациям и парадам, но сохранили. Правда, теперь Минин указывает не на Кремль, а на Исторический музей, что, впрочем, тоже вполне логично.
Его переместили в 1931 г. с центра площади к Собору Василия Блаженного — мешал парадам.
Одной из версий причины переноса монумента в 1931 году считается событие, произошедшее после смерти вождя революции В. Ленина, когда его соратники начали жестокую борьбу за власть. Тогда, по преданию, на постаменте памятника появилась надпись: «Смотри-ка, князь, какая мразь в Кремле сегодня завелась» (по другой версии: «Гляди-ка, Князь, какая мразь у стен кремлевских разлеглась»). Надпись сразу стерли, но памятник перенесли.
Если памятник стоял бы сейчас на прежнем месте, то вид был бы примерно таким:Или таким:
А нижегородцы памятник все-таки получили. Копию работы небезызвестного Церетели. В ноябре 2005 года для восстановления исторической справедливости под руководством скульптора Зураба Церетели в Нижнем Новгороде возле церкви Рождества Иоанна Предтечи была установлена немного уменьшенная копия московского памятника Минину и Пожарскому. Как гласят исторические факты, именно с порога этого храма в 1611 году Минин призывал народ встать против поляков и защитить Москву.
В коллекции Художественного музея в Таганроге хранится уменьшенная копия знаменитой скульптуры.
В 1820 году французский мастер Пьер-Филипп Томир изготовил каминные часы в корпусе из позолоченной бронзы, воспроизводящем в миниатюре памятник Минину и Пожарскому. Скульптурная модель была изготовлена по гравюре, отражающей один из первых проектных вариантов. Заказ парижской мастерской сделал Н. Н. Демидов. Имеется несколько реплик, различающихся в деталях. Один экземпляр преподнесли императору Александру I, он хранится в петербургском Эрмитаже. Другая реплика находится в музее Петергофа.
Ивану Петровичу Мартосу при создании скульптур Минина и Пожарского позировали его собственные сыновья.
С наступающим праздником!
Будете на Красной площади подойдите к памятнику, чтобы почтить память героев.