в каком году торндайк ввел в психологию термин социальный интеллект ответ
История понятия и методы исследования социального интеллекта. В каком году Торндайк ввел в психологию этот термин?
Социальным интеллектом (SQ) называется умение правильно воспринимать поведение других людей. Он способствует формированию эффективного межличностного взаимодействия и успешной социализации.
О том, в каком году был введен термин социальный интеллект, об истории, его целях и задачах для современного общества – читайте в этой статье.
В каком году Торндайк ввел термин и какова история понятия SQ?
Понятие интеллекта было введено еще Цицероном, как способность понимать. Затем его мысль продолжили Платон, Аристотель и другие. Определение социального интеллекта впервые было введено Э.Торндайком в 1920 году, так что такое понятие можно считать относительно молодым для психологии. Оно звучит как способность людей, поступать разумно в человеческих отношениях. Но такое определение было далеко не единственным.
Всего в истории можно выделить следующие временные периоды:
Временной период | Расшифровка |
1920-1924 | Американский журнал «Психология и образование» собрал круглый стол, чтобы выяснить, что из себя представляет понятие «социальный интеллект». |
1925-1938 | Проведение психометрических исследований социального интеллекта. Термин был переведен в стандартные измерения индивидуальных различий. |
С конца 1930-х до 1965 | Исследования SQ прекращены и признаны бесперспективными. |
1965-1969 | SQ рассматривают в структуре интеллекта. |
Другие определения этого понятия и подходы к его пониманию
Рассмотрим другие определения данного понятия.
Также этим вопросом задавались и российские психологи.
Актуальность исследования в наши дни
Социальный интеллект приводит к гармонии с собой и миром в целом. Исследования в данной области помогают выявить особенности поведения у различных групп людей (дошкольников, школьников, подростков, мужчин и женщин), и на основании полученных данных делать прогнозы о том, как поведут себя представители, относящиеся к определенной группе.
Методы изучения и измерения
Первое надежное измерение понятия социального измерения было предложено Гилфлодом. Она измеряет общий уровень социального интеллекта, а также то, насколько человек умеет предвидеть последствия своих поступков, отражать экспрессию поведения на вербальном и невербальном уровнях, и понимать логику развития событий в сложных ситуациях.
Кроме уровня IQ, есть также величина, которая называется коэффициентом интеллекта. Этот термин ввел немецкий ученый Штерн. Так называется количественный показатель уровня интеллектуального развития индивида. Так, Олигофрены имеют низкий интеллект, большинство населения планеты обладают средним уровнем. Средний уровень соотносит уровень интеллекта человека со среднестатистической личностью в одной возрастной категории.
Определить коэффициент помогает специальное тестирование. Каждый тест, призванный определить коэффициент интеллекта содержит комплекс задач, сложность которых постепенно возрастает. Задачи могут включать в себя вопросы, относительного логического, пространственного, абстрактного мышления и так далее.
Исследования SQ
Теории
В 1904 Спирмен предположил, что в основе социального интеллекта лежат два фактора:
Ведеком и Спирмен провели факторный анализ и выявили три главных фактора интеллекта:
Гилфорд стал автором многофактурной кубической модели. Согласно ей, мыслительное действие состоит из трех компонентов:
Каждый из этих пунктов, в свою очередь, подразделяется на категории. Так, содержание может быть:
Операции включают следующие пять категорий:
Продукт, третий компонент интеллекта в модели Гилфорда, содержит 6 категорий:
Гарнер стал автором теории множественного интеллекта, разделяя его на семь частей:
Пиаже считает что за распознавание социального и физического миров отвечает единственный механизм.
Дженсен говорит, что обобщение информации социальной и физической реальности происходит с помощью абстрактного интеллекта.
Теория Стенрнбернга и Штернберга говорит о том, что существует, так называемый интеллект успеха, включающий аналитическое, творческое и практическое мышление.
Теория межличностного восприятия Кенни разделяет его на:
Влияние личностных особенностей
Познание поведения по Гилфорду включает:
Функции социально интеллекта:
Взаимосвязь с чувством юмора
Согласно проводимым исследованиям, люди с хорошим чувством юмора обладают высоким уровнем IQ, в особенности – любители черного юмора. Чтобы придумать шутку человек задействует ум и эмоциональные способности. Согласно результатам анализа, шутники имеют более развитый вербальный и невербальный интеллект, они гораздо меньше подвержены переменчивости настроений и агрессии.
Умение смешить говорит о развитости эмоционального интеллекта. Считается, что люди с хорошим чувством юмора более привлекательны.
Взаимосвязь с компетентностью в отношении социума
Таким образом, человек с развитым социальным интеллектом более спокоен, рассудителен, и умеет быстрее адаптироваться в условиях перемен и обладает высоким уровнем IQ. Такие качества помогают быстро продвигаться по карьерной лестнице и вести успешную жизнь, а также – пользоваться авторитетом у окружения. Люди с высоким социальным интеллектом имеют хорошее ментальное здоровье и подвижный ум.
Если вы хотите проконсультироваться со специалистами сайта или задать свой вопрос, то вы можете сделать это совершенно бесплатно в комментариях.
А если у вас вопрос, выходящий за рамки данной темы, воспользуйтесь кнопкой Задать вопрос выше.
ЖизньСоциальный интеллект: Какие навыки помогают нам налаживать связи
И можно ли его развить
При слове «интеллект» мы привыкли думать в первую очередь о количестве знаний и навыков. Например, об умении быстро анализировать поток информации или склонности к логическому мышлению — всём том, что ассоциируют с тестами на IQ. Между тем сегодня считают, что такой подход не универсален, а понятие интеллекта складывается из разных когнитивных навыков — не только тех, что связаны с логикой и способностью быстро запоминать большие объёмы данных. Например, говорят об эмоциональном интеллекте — мастерстве разбираться в собственных и чужих эмоциях, чтобы поступать корректно. Разбираемся с ещё одним важным явлением — социальным интеллектом.
Кто придумал это понятие
Сам термин ввёл в обиход американский психолог Эдвард Ли Торндайк. «Социальный интеллект ярко проявляется в детской, на игровой площадке, в бараках, на фабриках и в торговых залах, но избегает стандартизированной, формальной обстановки лабораторий», — писал он в журнале Harper’s Monthly Magazine в 1920 году. Он противопоставлял социальный интеллект другим видам интеллекта: абстрактному, благодаря которому мы понимаем и анализируем идеи, и техническому, благодаря которому мы разбираемся с конкретными объектами. Психолог считал социальный интеллект «способностью понимать мужчин и женщин, мальчиков и девочек и правильно обращаться с ними — вести себя мудро в отношениях с людьми». Именно Торндайк отметил, что для карьерного успеха недостаточно одних знаний — нужны и другие навыки, которые помогут взаимодействовать с людьми: «Лучший механик завода может потерпеть неудачу как бригадир из-за недостатка социального интеллекта».
Вслед за Торндайком понятие начали развивать и другие учёные. Например, в те же двадцатые годы исследователи Мосс и Хант определили социальный интеллект как «способность ладить с другими». Канадский психолог британского происхождения Филипп Вернон дал явлению более обширное определение — «способность ладить с людьми в целом, социальные техники и возможность ощущать себя комфортно в обществе, определённые знания о социальной сфере, восприимчивость к стимулам со стороны других членов группы, а также умение понимать кратковременные настроения или глубинные черты личности незнакомых людей».
Американский психолог Дэвид Векслер, разработавший собственные шкалы интеллекта для взрослых и детей, уделял в них внимание и социальному интеллекту. Он считал, что в его системе способность человека анализировать социальные ситуации измеряют задания на расположение картинок. Правда, социальный интеллект он считал лишь «общим интеллектом, примененным к социальным ситуациям». Это не единственная неоднозначная трактовка явления — в конце шестидесятых отдельные исследователи, например, предлагали расценивать его как способность манипулировать другими.
В России первой социальным интеллектом заинтересовалась социолог и психолог Маргарита Бобнева. Она подчёркивала, что общий уровень интеллекта не связан с социальным интеллектом напрямую — первый может способствовать развитию второго, но не гарантирует высокого социального интеллекта и не заменяет его.
Что такое социальный интеллект
Сегодня под социальным интеллектом подразумевают «набор способностей и навыков, с помощью которых мы разбираемся в социальных ситуациях». Дэниел Гоулман, американский психолог, научный журналист, один из самых известных современных исследователей явления и автор книги «Social Intelligence», описывает его как умение «соображать, что к чему в отношениях. Это подразумевает эмпатию, умение почувствовать, что испытывает другой человек, понимать его или её точку зрения и уметь легко и непринуждённо вести эффективную коммуникацию. Это подразумевает, что вы знаете, что испытывает человек, и действуете в соответствии с этим».
Гоулман выделяет две важные составляющие социального интеллекта: социальное восприятие (то есть то, как мы считываем информацию об окружающих) и социальные способности (то, как мы поступаем с этим новым знанием). В социальное восприятие, по словам Гоулмана, входит целый спектр навыков — от простейшей эмпатии, когда мы быстро считываем состояние другого человека, до эмпатической точности, когда мы разбираемся в его или её чувствах и мыслях, и социального познания — умения разбираться в сложных социальных ситуациях. Социальные способности вытекают из социального восприятия — это то, как мы действуем в обществе других людей, чтобы в результате общение было комфортным и эффективным. Это тоже целый спектр: как мы ведём себя в чужом обществе, как мы влияем на других людей, как взаимодействуем с ними на невербальном уровне.
Психотерапевт Эми Морин приводит более простые примеры. По её словам, социальный интеллект подразумевает, например, умение слушать собеседника и понимать, что он на самом деле пытается сказать, или умение поддерживать разговор с самыми разными людьми. Кроме того, Морин упоминает управление собственной репутацией — человек думает, какое впечатление производит на других, и работает над ним, при этом оставаясь верным себе. Она также отмечает, что люди с более высоким социальным интеллектом лучше спорят — слушают чужую точку зрения и изучают её, а не пытаются возвыситься за счёт собеседника.
Чем социальный интеллект отличается
от эмоционального
Сегодня самые разные специалисты — от исследователей и учёных до эйчаров — говорят, как важно развивать навыки коммуникации. Но на этапе определения самих навыков возникают трудности: им сложно дать общее название, а граница между понятиями размыта, особенно если учесть, что многие из них появились совсем недавно.
С социальным интеллектом происходит похожий процесс. Его нередко связывают, например, с понятием эмоционального интеллекта. Американские психологи Питер Салоуэй и Джон Майер, которые ввели это понятие в 1990 году, определили последний как «способность отслеживать собственные и чужие эмоции, разграничивать их и использовать эту информацию для дальнейших размышлений и действий». Логично, что эмоциональный интеллект связывают с социальным: чтобы коммуникация была успешной, нам действительно нужно понимать, что чувствует собеседник и какие эмоции испытываем при этом мы сами. Сами Салоуэй и Майер признавали эту связь, но разграничивали понятия; при этом они отмечали, что эмоциональный интеллект — часть социального интеллекта.
Дэниел Гоулман в своей книге «Emotional Intelligence» 1995 года включил в понятие эмоционального интеллекта и социальные навыки. Однако уже в начале нулевых он признал, что это был поспешный шаг: «Как я позднее увидел, если свалить социальный интеллект в одну кучу с эмоциональным, это мешает по-новому и нестандартно смотреть на способность людей выстраивать отношения. Этот подход игнорирует то, что проявляется во время нашей коммуникации с другими людьми. Из нашего поля зрения выпадает „социальная“ часть интеллекта».
Ещё одно важное понятие, с которым нередко связывают социальный интеллект, — культурный интеллект, который обозначают аббревиатурой CQ. Понятие культурного интеллекта появилось благодаря Сун Ан — профессору менеджмента Наньянского технологического университета. В конце девяностых Сун Ан работала с международной командой программистов — довольно быстро обнаружилось, что несмотря на все знания и компетенции, программисты из разных стран сотрудничают неэффективно из-за культурных различий. Вместе с психологом, специалистом по индустриальной психологии Кристофером Ирли, Ан разработала теорию культурного интеллекта — «способности эффективно действовать в разнообразных культурных контекстах».
Культурный интеллект кажется близким к социальному: оба подразумевают, что нужно учиться более эффективной коммуникации. Тем не менее культурный интеллект подразумевает не общение в целом, а только его культурный аспект: желание узнавать больше о новых культурах, понимать, чем то, к чему вы привыкли, может отличаться от того, к чему привыкли другие люди, видеть различия и действовать, учитывая их и адаптируясь к ним.
Как развивать социальный интеллект
Логично, что многие пытаются работать над социальным интеллектом — он считается полезным и в обычной жизни, и, например, в работе. «Основная сложность этой темы в том, что мы привыкли относиться к наличию высокого эмоционального интеллекта как к некой норме, к которой все должны стремиться, а это далеко не так, — считает психотерапевтка и автор телеграм-канала its okay Наталья Сафонова. — Социальные когнитивные функции включают в себя получение информации, её интерпретацию и формирование ответа на намерения, мнения, поведение других людей. Эти способности часто зависят от индивидуального устройства мозга. Например, мозг аутичного человека обрабатывает информацию иначе, нежели мозг нейротипичного человека — это становится причиной для различий в мышлении, восприятии, способах обработки информации и эмоциональной регуляции». Сафонова считает, что здесь можно провести сравнение со способностью к музыке: есть люди, от природы обладающие абсолютным слухом, а есть те, кому для точного воспроизведения мелодии нужно годами тренироваться. «В отличие от способностей к музыке, способность эффективно создавать социальные контакты принято считать абсолютной нормой. А сложности в социальной коммуникации часто считают отклонением — хотя с ними сталкиваются все в тот или иной момент жизни. Это становится причиной эйблизма, — считает психотерапевтка. — Вопрос не в том, чтобы все стремились развить социальный интеллект, а в том, чтобы люди с разными коммуникативными стратегиями могли находить своё место в мире и обществе».
Тем, кто всё же хочет заняться развитием социального интеллекта, Наталья Сафонова советует решать задачи на социальный интеллект: «Например, можно обсуждать подобные вопросы на консультации у психолога или психотерапевта, потренироваться в терапевтической группе, в группе поддержки или роста самосознания». Психотерапевтка советует стараться больше наблюдать за людьми и фантазировать, о чём они думают, чем живут. Она считает, что с этой задачей также могут помочь кино и сериалы, если при просмотре обращать особое внимание на коммуникацию между персонажами, пробовать угадать их эмоции, соотнести их поведение со статусом, социальным контекстом, обстоятельствами. «Любой популярный ситком подойдёт для этой задачи — здесь можно и учиться различать эмоции людей, и замечать паттерны их поведения, и учиться распознавать противоречия, которые становятся основой для шуток», — считает она.
Наблюдать за другими — один из самых частых советов о развитии социального интеллекта. Это касается и наблюдения за теми, у кого, на ваш взгляд, хорошо развит социальный интеллект (всегда можно попробовать повторить то, что, на ваш взгляд, у них хорошо получается), и просто внимательного отношения к собеседникам — так будет легче понять, что вам пытаются сообщить другие. Эксперты отмечают, что в этом случае может пригодиться активное слушание — привычка внимательно следить за нитью разговора, пытаться понять, что вам хочет сказать собеседник, и переспрашивать, если мысль не ясна.
Кроме того, эксперты советуют работать и над эмоциональным интеллектом. Например, можно наблюдать за собственными эмоциями и за тем, как меняется ваше общение с другими в зависимости от того, что вы испытываете. Если вы хорошо понимаете, что чувствуете, вам будет проще контролировать, как проявляются эти чувства — очень полезный навык для самой разной обстановки.
Боги и магия
«Почему он так поступил?»
«Еще неделю назад у нас было все серьезно, а он исчез и на звонки не отвечает!»
«Я думала, она моя подруга, а она…!»
Продолжать можно до бесконечности. К нам, психологам и эзотерикам, постоянно обращаются люди с подобными вопросами. Разные, казалось бы, люди, но с одной общей проблемой: неумением понимать своих партнеров по общению, прогнозировать и предвидеть их дальнейшееповедение.
И наоборот:«С. вообще никакая! Некрасивая, три класса в церковно-приходской, а замуж за красавца-профессора выскочила! Вот как!?»
Или: «Я не знаю, почему в него влюбилась. Денег ему даю, во всем потакаю… Сама понимаю, что альфонс, но поделать ничего не могу… Он как посмотрит, как за руку возьмет и все…Таю…»
Такое тоже, думаю многим знакомо. И действительно, как? Почему? А все потому, что подобные люди обладают высокоразвитым социальным интеллектом, о котором мне и хотелось бы сегодня поговорить.
У людей с высоким SQ не только лучше получается наладить свою личную жизнь, но и гораздо выше шансы быстро сделать карьеру в любой области. Многие исследователи и специалисты HR (рекрутеры) считают, что умение общаться для продвижении по служебной лестнице – главное качество, важнее даже, чем профессионализм в своей предметной области.
До сих пор психологи ведут дискуссии о том, что такое «Интеллект» и «Социальный интеллект». Некоторые рассматривают последний как неотъемлемую часть первого, другие выделяют его, как отдельную способность и функцию психики человека.
Все мы знаем, что такое Интеллект, характеризуемый соответствующим коэффициентом — IQ. Это понятие весьма разнородно, но в первую очередь, оно относится к мышлению, рациональной, мыслительной способности человека. К познанию, структурированию информации, способности мыслить, запоминать, извлекать опыт, делать выводы и т.д. и т.п. Для этого слова очень много определений, но в первую очередь, все они касаются именно мыслительных, когнитивных способностей индивида.
Однако академик может постоянно наступать на одни и те же грабли, регулярно вступая в брак с молоденькими барышнями с периферии, и каждый раз искренне удивляться, когда те бросают его, оторвав солидный финансовый куш. «Как же так, я думал Клава меня любит»… А умнейшая красавица-предприниматель не менее регулярно «вляпываться» в нечестных мужчин и искренне не понимать, отчего ей так не везет. Может быть, карма плохая? Может быть, но в любом случае очевидно, что эти люди, обладают высоким уровнем IQ, но уровень их социального интеллекта (SQ) намного ниже.
Этот термин впервые ввел в психологию Э. Торндайк в 1920 году для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях».
Социальный интеллект — это умение понимать других людей, что им требуетсяна самом деле, их конечные цели и задачи, распознавать их истинные эмоции, предвидеть их дальнейшие шаги. Социальный интеллект (ИМХО) – это своего рода микс между когнитивными способностями (мыслительными способностями анализировать и делать выводы) и интуицией, когда, что называется «нутром чуят». Ведь очень часто бывает, что человек с невысоким уровнем IQ обладает высокой проницательностью, сверхчувствительностью именно в сфере межличностных отношений.
И когда ко мне, как к эзотерику, обращаются дамы с просьбой сделать приворот на «Васю», я всегда предлагаю другой, альтернативный путь. Разобраться, что за фрукт этот Вася, какая женщина ему нужна, и попробовать стать ею. Разумеется, речь не идет о пластических операциях, походах в парикмахерскую и стилисту, хотя иногда сменить имидж бывает уместно и полезно. Я говорю об истинной, глубинной, вполне вероятно, скрытой даже от самого Васи его потребности в тех или иных отношениях. Потому что Вася может позиционировать любовь к длинноногим блондинкам, а жениться на невзрачной толстушке, потому что она удовлетворит его невысказанную потребность в уюте, домашнем тепле, умением «не выносить мозг» и легкостью нрава. Или наоборот, будучи тихим, домашним «ботаником» страшно скучать в объятьях образцовой жены и мечтать об испанских страстях. А может быть, ваш «Вася» хочет пострадать?
Большая ошибка: думать, что все хотят счастья и покоя. Все говорят, что они этого хотят, но на самом деле они могут хотеть совершенно другого. Уж по каким причинам — сейчас углубляться не буду, но для многих страдание – один из этапов к счастью и покою, которые необходимо пройти.
Или вашему Васе необходимо добавить «спайс», разогрев в нем ревность, или отвернуться от него? А может быть, в вашем внешне брутальном Васе скрывается недоласканный ребенок, нуждающийся в материнской опеке? И т.д. и т.п.
Разумеется, разобраться, что нужно вашему мужчине не так просто. Стать такой – еще сложнее. А уж оставаться такой, особенно, если это совершенно не ваш тип и не ваш образ, все время носить маску – сложнее еще в тысячу раз. Но я считаю, что этот опыт намного полезнее и нужнее, чем необдуманный приворот, из разряда (люблю-хочу – получу любой ценой) хотя бы для того, чтобы разобраться, насколько истинно нужен вам самой вожделенный Вася, и на что вы готовы пойти ради него. Но это уже офф-топ, возвращаюсь к теме социального интеллекта.
Многие психологи считают, что уровень социального интеллекта, как и просто интеллекта является врожденной данностью, развить которую крайне сложно, максимум, что можно сделать – дойти до верхнего края отмеренного природой диапазона. И отчасти я с ними согласна.
В то же время считаю, что развивать свою способность понять точку зрения другого, «поставить себя на его/ее место», критически мыслить, оценивать, обобщать (т.е. когнитивную способность), а также способность ориентироваться на невербальные и паравербальные признаки (такие как мимика, жесты, язык тела, движения глаз и т.д. и т.п. — так называемую «социальную интуицию»), чтобы лучше понимать своих партнеров по общению, можно и нужно.
А если вы запутаетесь и зайдете в тупик, то вы всегда можете обратиться к помощи психолога, потому что настоящий психолог (даже если у него нет «корочки», так называемый «домашний» психолог), даже не обладая нужными знаниями и методиками, обязательно обладает высоким уровнем социального интеллекта.