в каком году термин технология впервые появился в образовании

Исторические аспекты педагогической технологии

Термин «педагогическая технология» появился в образовании сравнительно недавно. Относительно учебного процесса его были предприняты в 1886 г. англичанином Джеймсом Салли (1842-1923). Однако дискуссия по поводу того, существует ли в природе педагогическая технология как определенный инструмент обучения и воспитания, которым может овладеть каждый педагог, продолжается до сих пор. В ней наметился две принципиальные позиции. Сторонники одной убеждены, что воспитание и обучение являются творческими процессами, интуитивным постижением мира другого человека и соответствующим влиянием на этот мир, их оппоненты доказывают, что педагогический процесс носит инструментальный характер. Его цель заключается в воспитании личности с заранее заданными свойствами.

Выдающийся французский философ и педагог эпохи Просвещения Жан-Жак Руссо (1712-1778) основой развития личности считал свободное воспитание, за которого «ребенок живет в радости, самостоятельно чувствуя, слушая, наблюдая мир, духовно обогащаясь, удовлетворяя жажду познания». Учитывая природу ребенка, необходимо отказаться от установленных волей воспитателя ограничений, отучать ребенка от слепого подчинения этой свободы, соблюдать незыблемых природных законов. Внутренней мотивацией этого процесса является стремление ребенка к самосовершенствованию, самопознания, творческого саморазвития.

Швейцарский педагог Иоганн-Генрих Песталоцци (1746-1827) актуальной задачей педагогики считал создание «механизма образования», что даст возможность каждому подготовленном педагогу, который приложит много собственных усилий, воспитать любую ребенка.

Концепция развития личности американского гуманиста Карла Роджерса (1902-1987) основана на противопоставлении когнитивного (усвоение знаний, развитие личности ученика под четким контролем педагога) и опытного (ориентированного на личностное развитие и эмоциональную сферу ученика) типов обучения. По утверждению Роджерса, личный опыт самоценный для ученика и поэтому является единственным критерием оценки жизненных событий. Учения, в процессе которого личность самостоятельно развивается, приносит огромное удовольствие, решающе влияя на личность человека.

Австро-немецкий философ и педагог, основатель антропософії Рудольф Штейнер (1861-1925) основал индивидуальный подход к воспитанию детей, который ликвидировал уединенное обучение девочек и мальчиков, разделение по социальными слоями, степенью одаренности и принадлежности к разным вероисповеданиям. Важнейшей проблемой человеческого мышления Штейнер считал необходимость «понять человека как основанную на себе самой свободную личность». На основе антропософії, которая изучает человека в телесном, душевном и духовном аспектах, он создал педагогику, что охватывает развитие и саморазвитие целостной личности, ее способностей к познанию, искусства, развития собственных чувств, моральных задатков и религиозных переживаний. Задача педагога Штейнер усматривал в использовании технологий, развивающих в личности способность к ориентированных на разнообразие мира суждений и умовисновків. Именно этот принцип был положен в основу обучения и воспитания в первой Свободной вальдорфской школе.

Представители «педагогики творчества» (Ф. Гансберг, Е. Линде, Г. Шаррельман) осуждали попытки влиять на неповторимую личность ребенка с помощью технологии. Будучи убежденными, что к каждой личности ребенка необходимо подбирать индивидуальные средства воспитания, они не признавали идеи и возможности создания педагогической технологии, которая могла бы стать ключом к душе ребенка.

На отказе от педагогической технологии как инструмента влияния на ребенка основываются традиции «свободного воспитания», которые начали и развивали в России Лев Толстой (1828-1910), Константин Вентцель (1857-1947), Луиза Шлегер (1863-1942) и др. Они отрицали возможность «технологізувати» педагогический процесс, пропагандировали идею создания особого детского мира, «пробуждение души ребенка», стремление сохранить в человеке оригинальность и яркость детства, а успешность или неуспешность работы учебного заведения оценивали не на основании используемых технологий, а ввиду творческую направленность личности педагога, на созданный им климат в процессе обучения и воспитания.

В бывшем Советском Союзе педагогические технологии рассматривали как средство реализации большевистской идеологии, что придавало им соответствующей политической заангажированности, требовало учета классовых характеристик индивида в процессе целенаправленной деятельности и т.п. Содержание информации сознательно подбирали с ориентацией на воспитание коммунистической сознания и морали. То есть педагогические технологии использовались как средство формирования коммунистического мировоззрения и поведения. Политически заангажированные ученые, педагоги-практики активно начали процесс конструирования адекватных этим заданием технологий.

В 30-е годы XX в. началась технологическая революция в образовательной системе США. В течение следующих десятилетий понесло эволюции толкование термина «педагогическая технология», что породило дискуссию о его сущность, структуру и источники развития. Трансформация его содержания от «технологии в образовании» к «технологии образования» охватывает четыре периода.

1. 1940-1950 гг. В настоящее время появились и внедрялись в учебный процесс технические средства записи, воспроизведения звука и проекции изображения, термин «технология в образовании», который в течение следующих лет под влиянием работ по методике применения разнообразных технических средств обучения видоизменялось в срок «педагогические технологии».

Предложена периодизация выстраивается на таких конкретных фактах:

В процессе становления и функционирования педагогических технологий прослеживаются определенные тенденции и закономерности. Прежде всего необходимы объективные и субъективные предпосылки. Например, педагогические технологии, основанные на идеях «Школы диалога культур», «вероятностная педагогика» могли утвердиться только в результате кризиса педагогической технологии, разработанной на идеях «развивающего обучения».

В целом, технология как феномен является важной составляющей истории человечества, формой выражения интеллекта, сфокусированного на решении важных проблем бытия, синтезом ума и способностей человека.

Источник

История развития педагогических технологий

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

История развития педагогических технологий

Впервые в двадцатые годы термин «педагогическая технология» упомянут в работах по педологии, основанных на трудах по рефлексологии (И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, А.А. Ухтомский). В это же время распространилось и другое понятие – «педагогическая техника», которая в Педагогической энциклопедии тридцатых годов была определена как совокупность приемов и средств, направленных на четкую и эффективную организацию учебных занятий. К педагогической технологии было отнесено также умение оперировать учебным и лабораторным оборудованием, использовать наглядные пособия.

В сороковые-пятидесятые годы, когда началось внедрение в учебный процесс обучения технических средств, появился термин «технология образования», который в после-дующие годы под влиянием работ по методике применения различных ТСО модифицировался в «педагогические технологии». Именно к середине пятидесятых годов XX века исследователи относят массовую разработку и внедрение педагогических технологий и связывают это с возникновением технологического подхода к обучению в американской, а затем и в европейской школе.

Следует отметить, что в 60-70-е гг. ХХ в. технологический подход разрабатывался фактически лишь в учебном процессе. Немногочисленные отечественные журнальные публикации того времени В.П. Беспалько, В.И. Богомоловой, Т.А. Ильиной, М.В. Кларина исследовали, прежде всего, зарубежный опыт ученых США, Англии, Японии по данной проблеме. Вопрос о педагогической технологии в процессе воспитания не затрагивался в отечественной литературе.

В середине шестидесятых годов возникло два направления: «технические средства в обучении» и «технология учебного процесса». Первоначально под педагогической технологией понималась технизация учебного процесса. Первым детищем этого направления и одновременно фундаментом, на котором выстраивались последующие этажи педагогической технологии, было программированное обучение.

К концу семидесятых – началу восьмидесятых годов вследствие развития техники и начавшейся затем за рубежом компьютеризации обучения понятия «технология обучения» и «педагогическая технология» все чаще стали осознаваться как система средств, методов организации и управления учебно-воспитательным процессом. При этом были выделены две стороны педагогической технологии: применение системного знания для решения практических задач и использование в учебном процессе технических устройств.

Под давлением технологического опыта других отраслей педагогические технологии обретают новые возможности воздействовать на традиционный процесс обуче-ния и влиять на его эффективность. В связи с этим педагогическая технология рассматривалась как область знания, включающая методы, средства обучения и теорию их ис-пользования для достижения целей обучения.

На рубеже 70-80-х гг. ХХ в. проблема педагогической технологии стала отчетливо осознаваться и разрабатываться в сфере профессионального мастерства и «педагогической техники». Вызванная к жизни кризисными явлениями, происходящими в школьной системе, эта проблема вела к реформированию системы профессионального образования учите-ля. Особый интерес проявляли к вопросам педагогической техники и мастерства М.А. Верб, И.А. Зязюн, В.Г. Куценко, Ю.И. Турчанинова.

Усиливалось внимание педагогов к проблеме педагогического общения (А.Б. Добрович, Е.Н. Ильин, А.В. Мудрик). Применительно к работе учителя и воспитателя стали разрабатываться вопросы театральной педагогики, идей К.С. Станиславского (В.А. Кан-Калик, Г. Кристи, В.И. Малинин). Активизировалась тема профессионально-педагогического самовоспитания (С.Г. Вершловский).

В 90-е гг. ХХ века в отечественной педагогике начало развиваться самостоятельное направление – технология воспитания. Оно основывалось, прежде всего, на опыте отечественных педагогов 20-30-х гг.

Дальнейшее развитие исследователей в области педагогической технологии расширило ее понимание, что отразилось в многочисленных различных определениях этого понятия.

Так, по мнению многих отечественных педагогов (Беспалько В.П., Журавлева В.И., Кларина М.В.), технология обучения – это составная часть системы обучения, связанная с дидактическими процессами, средствами и организационными формами обучения. В психолого-педагогической литературе можно встретить три основных подхода к определению технологии обучения.

При первом подходе под технологией часто подразумевают частную методику по достижению отдельно поставленной цели. Приравнивая технологию к частной методике, авторы данного подхода опираются на одну из важнейших характеристик технологии – они подчеркивают, что это способ достижения любой конкретной цели.

Сторонники второго подхода под технологией подразумевают педагогическую систему в целом. В русле третьего подхода технологию рассматривают не просто как методику или педагогическую систему, а как оптимальную для достижения заданной цели методику или систему, как некий алгоритм.

Технология обучения – это определенный способ обучения, в котором основную нагрузку по реализации функций обучения выполняет средство обучения под управлением человека.

Создание высокоэффективных технологий обучения позволяет, с одной стороны, повысить эффективность освоения учебного материала и, с другой стороны, педагогам уделять больше внимания вопросам индивидуального и личностного роста учащихся, направлять их творческое развитие.

Таким образом, технология обучения:

–– повышает производительность труда учителя; –– способствует тому, что контроль результативности обучения каждого учащегося и система обратной связи позволяют обучать учащихся в соответствии с их индивидуальными возможностями и складом характера;

–– освобождает время учителя посредством перекладывания основных функций обучения на средства обучения, в результате чего он больше внимания может уделить вопросам индивидуального и личностного развития учащихся;

–– так как для любой технологии цель определяется очень точно, то использование

объективных методов контроля дает возможность снизить роль субъективного фактора при проведении контроля;

–– создание технологий обучения позволяет снизить зависимость результата обучения от уровня квалификации учителя, что открывает возможности для выравнивания уровней освоения учебной дисциплины учащимися во всех образовательных учреждениях;

–– технологизация создает предпосылки для решения проблемы преемственности образовательных программ школьного и профессионального образования.

С термином «педагогическая технология» связано и понятие «технологический подход к обучению», которое, как подчеркивает М.В. Кларин, ставит целью сконструировать учебный процесс, отправляясь от заданных исходных установок (социальный заказ, образовательные ориентиры, цели и содержание обучения).

В технологическом подходе к обучению выделяют следующие этапы:

–– постановка целей и их максимальное уточнение с ориентацией на достижение результатов;

–– подготовка учебных материалов и организация всего хода обучения в соответствии с учебными целями;

–– оценка текущих результатов; –– коррекция обучения, направленная на достижение

Источниками развития педагогической технологии, как утверждает О. Епишева, являются:

1. Психология, психологические концепции усвоения и научения – бихевиоризм, теория поэтапного формирования умственных действий, теория учебной деятельности.

2. Производственные процессы и конструкторские дисциплины, связывающие тем или иным способом технику и человека, составляющие систему «человек – техника – цель».

3. В этом смысле технология определяется как совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойства, формы сырья, материала в процессе производства продукции.

Понятие «педагогическая воспитательная технология» в последнее время получает все более широкое распространение в теории обучения и воспитания.

Источник

Педагогическая технология

в каком году термин технология впервые появился в образовании. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. в каком году термин технология впервые появился в образовании фото. в каком году термин технология впервые появился в образовании-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка в каком году термин технология впервые появился в образовании. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. Термин «педагогическая технология» появился в образовании сравнительно недавно. Относительно учебного процесса его были предприняты в 1886 г. англичанином Джеймсом Салли (1842-1923). Однако дискуссия по поводу того, существует ли в природе педагогическая технология как определенный инструмент обучения и воспитания, которым может овладеть каждый педагог, продолжается до сих пор. В ней наметился две принципиальные позиции. Сторонники одной убеждены, что воспитание и обучение являются творческими процессами, интуитивным постижением мира другого человека и соответствующим влиянием на этот мир, их оппоненты доказывают, что педагогический процесс носит инструментальный характер. Его цель заключается в воспитании личности с заранее заданными свойствами. в каком году термин технология впервые появился в образовании. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. в каком году термин технология впервые появился в образовании фото. в каком году термин технология впервые появился в образовании-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка в каком году термин технология впервые появился в образовании. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. Термин «педагогическая технология» появился в образовании сравнительно недавно. Относительно учебного процесса его были предприняты в 1886 г. англичанином Джеймсом Салли (1842-1923). Однако дискуссия по поводу того, существует ли в природе педагогическая технология как определенный инструмент обучения и воспитания, которым может овладеть каждый педагог, продолжается до сих пор. В ней наметился две принципиальные позиции. Сторонники одной убеждены, что воспитание и обучение являются творческими процессами, интуитивным постижением мира другого человека и соответствующим влиянием на этот мир, их оппоненты доказывают, что педагогический процесс носит инструментальный характер. Его цель заключается в воспитании личности с заранее заданными свойствами. в каком году термин технология впервые появился в образовании. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. в каком году термин технология впервые появился в образовании фото. в каком году термин технология впервые появился в образовании-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка в каком году термин технология впервые появился в образовании. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. Термин «педагогическая технология» появился в образовании сравнительно недавно. Относительно учебного процесса его были предприняты в 1886 г. англичанином Джеймсом Салли (1842-1923). Однако дискуссия по поводу того, существует ли в природе педагогическая технология как определенный инструмент обучения и воспитания, которым может овладеть каждый педагог, продолжается до сих пор. В ней наметился две принципиальные позиции. Сторонники одной убеждены, что воспитание и обучение являются творческими процессами, интуитивным постижением мира другого человека и соответствующим влиянием на этот мир, их оппоненты доказывают, что педагогический процесс носит инструментальный характер. Его цель заключается в воспитании личности с заранее заданными свойствами. в каком году термин технология впервые появился в образовании. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. в каком году термин технология впервые появился в образовании фото. в каком году термин технология впервые появился в образовании-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка в каком году термин технология впервые появился в образовании. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. Термин «педагогическая технология» появился в образовании сравнительно недавно. Относительно учебного процесса его были предприняты в 1886 г. англичанином Джеймсом Салли (1842-1923). Однако дискуссия по поводу того, существует ли в природе педагогическая технология как определенный инструмент обучения и воспитания, которым может овладеть каждый педагог, продолжается до сих пор. В ней наметился две принципиальные позиции. Сторонники одной убеждены, что воспитание и обучение являются творческими процессами, интуитивным постижением мира другого человека и соответствующим влиянием на этот мир, их оппоненты доказывают, что педагогический процесс носит инструментальный характер. Его цель заключается в воспитании личности с заранее заданными свойствами.

в каком году термин технология впервые появился в образовании. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. в каком году термин технология впервые появился в образовании фото. в каком году термин технология впервые появился в образовании-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка в каком году термин технология впервые появился в образовании. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. Термин «педагогическая технология» появился в образовании сравнительно недавно. Относительно учебного процесса его были предприняты в 1886 г. англичанином Джеймсом Салли (1842-1923). Однако дискуссия по поводу того, существует ли в природе педагогическая технология как определенный инструмент обучения и воспитания, которым может овладеть каждый педагог, продолжается до сих пор. В ней наметился две принципиальные позиции. Сторонники одной убеждены, что воспитание и обучение являются творческими процессами, интуитивным постижением мира другого человека и соответствующим влиянием на этот мир, их оппоненты доказывают, что педагогический процесс носит инструментальный характер. Его цель заключается в воспитании личности с заранее заданными свойствами.

в каком году термин технология впервые появился в образовании. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. в каком году термин технология впервые появился в образовании фото. в каком году термин технология впервые появился в образовании-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка в каком году термин технология впервые появился в образовании. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. Термин «педагогическая технология» появился в образовании сравнительно недавно. Относительно учебного процесса его были предприняты в 1886 г. англичанином Джеймсом Салли (1842-1923). Однако дискуссия по поводу того, существует ли в природе педагогическая технология как определенный инструмент обучения и воспитания, которым может овладеть каждый педагог, продолжается до сих пор. В ней наметился две принципиальные позиции. Сторонники одной убеждены, что воспитание и обучение являются творческими процессами, интуитивным постижением мира другого человека и соответствующим влиянием на этот мир, их оппоненты доказывают, что педагогический процесс носит инструментальный характер. Его цель заключается в воспитании личности с заранее заданными свойствами.

Термин «педагогические технологии» появился в США первоначально как термин «технологии образования».

В отечественной научно-педагогической литературе этот термин появился в начале 1970-х годов в связи с активным внедрением в учебный процесс технических средств обучения. Первые работы, посвященные анализу сущности данного поня­тия, принадлежали Т.А. Ильиной.

В 1990-е г. интерес ученых к проблеме педагогических технологий резко возрос. Однако анализ подходов различных авторов к пониманию сущности и со­держания педагогической технологии показывает, что среди них нет единства.

Такое разнообразие трактовок педагогической технологии не случайно, по­скольку каждый автор исходит из определенного концептуального подхода к пони­манию сущности технологии вообще.

Педагогическая технология разрабатывается для достижения определенной учебно-воспитательной цели. Она индивидуальна для каждого педагога и предпола­гает отбор методик, направленных на изучение личности, последовательную дея­тельность педагога и анализ достижения цели на каждом этапе воспитательного процесса.

Слово «технология» образовано о греч.: techne – искусство, мастерство, умение; logos – слово, понятие, учение, наука. Технология – знание об искуссном, мастерском выполнении какой-либо деятельности; наука об искусстве, мастерстве. В массовом сознании технология ассоциируется не с мастерством, а с рутиной.

Понятие педагогической технологии связано с понятиями методы, средства, методика, педагогическая техника.

«Нужно желать, чтобы метод человеческого образования стал механическим, то есть предписывающим все столь определенно, чтобы все, чему будут обучать не могло не иметь успеха, как это бывает в хорошо сделанных часах, в телеге, корабле, мельнице и во всякой другой сделанной для движения машине» Я.А. Коменский, «Великая дидактика»

Не все ученые-педагоги однозначно отнеслись к введению данного термина, считая, что по отношению к личности его применить невозможно. Затем, наоборот, данный термин стал использоваться очень широко, иногда неправомерно – все, что делает педагог стали называть технологией. Слово «технология» вытеснило привычные «методики преподавания предметов». Используется в различных сочетаниях и значениях: технологии обучения, педагогические технологии, технологии воздействия, взаимодействия. Их определения нередко расплывчаты.

Технологический подход прошел три стадии развития:

1) эмпирическая ­– обобщение опыта успешных учителей;

2) алгоритмическая – проектирование алгоритмов деятельности учителя и учеников;

3) стохастическая – проектирование вероятностных алгоритмов управлению деятельностью учеников.

Технологический подход может быть применен к любой составляющей системы образования.

Наиболее привычным является отнесение понятия «технология» к производству. Здесь технология предполагает гарантированное получение продукта с заранее заданными качествами, с учетом свойств исходного сырья и определения четких этапов обработки. Здесь под технологией понимается совокупность знаний о способах и средствах осуществления производственного процесса, гарантирующих получение определенного результата.

В результате процесс производства можно многократно воспроизвести в любом другом месте. В силу определенных причин возможно появление брака, т.е. получение продукта, не обладающего требуемыми свойствами.

Составляющие технологического процесса:

— конечный продукт (цель производства);

— исходный объект, с определенными начальными характеристиками (сырьё);

­- технологическая карта, содержащая описание последовательности операций и их содержание;

— средства диагностики начального, промежуточного и конечного состояния объекта производства;

— средства осуществления основных корректирующих действий;

— механизмы обратной связи.

Само понятие технологии возникло, когда технические средства производства стали вытеснять действия человека.

Термин «педагогическая технология» в 20-е годы XX века. Это было вызвано внедрением в учебный процесс новых технических средств.

в каком году термин технология впервые появился в образовании. 640 1. в каком году термин технология впервые появился в образовании фото. в каком году термин технология впервые появился в образовании-640 1. картинка в каком году термин технология впервые появился в образовании. картинка 640 1. Термин «педагогическая технология» появился в образовании сравнительно недавно. Относительно учебного процесса его были предприняты в 1886 г. англичанином Джеймсом Салли (1842-1923). Однако дискуссия по поводу того, существует ли в природе педагогическая технология как определенный инструмент обучения и воспитания, которым может овладеть каждый педагог, продолжается до сих пор. В ней наметился две принципиальные позиции. Сторонники одной убеждены, что воспитание и обучение являются творческими процессами, интуитивным постижением мира другого человека и соответствующим влиянием на этот мир, их оппоненты доказывают, что педагогический процесс носит инструментальный характер. Его цель заключается в воспитании личности с заранее заданными свойствами.

Макаренко А.С. в «Педагогической поэме» писал: «Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди. Именно поэтому у нас просто отсутствуют все важные стороны производства: технологический процесс, учет операций, конструкторская работа, нормирование, контроль, допуски и браковка».

Понятие « педагогическая технология» стало активно использоваться в начале 1960-х гг. в Англии и США. В 70-е годы к нему относили все то, что касается совершенствования учебного процесса и средств обучения.

Монахов В.М. считает, что главное отличие технологии от фундаментальной науки в смещение акцента с вопроса «почему?» на вопрос «как?». При этом необходимо различать технологию как определенную область знания, от технологии как процесса.

Наиболее общее понимание технологии – это обоснованная система деятельности, применяемая человеком в целях преобразования окружающей среды, производства материальных или духовных ценностей.

Педагогическая технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе и приводящая к намеченным результатам. Это система, в которой последовательно реализуется заранее спроектированный учебно-воспитательный процесс, гарантирующий достижение педагогических целей.

В узком смысле слова педагогическая технология – это совокупность способов организации учебно-воспитательного процесса или последовательность определенных действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей.

Педагогическая технология представляет собой совокупность способов педагогического взаимодействия последовательная реализация которых создает условия для развития участников педагогического процесса и гарантирует решение педагогических задач.

Существуют разные определения педагогической технологии. Приведем примеры трактовки данного понятия разными авторами.

Ю.П. Азаров определяет педагогическую технологию как способность учителя создавать условия для саморазвития ребенка.

Н.Е. Щуркова понимает под педагогической технологией «операционное обеспечение» функций педагога по отношению к воспитаннику.

Ф.А. Фрадкин дает следующее определение: это системное, концептуальное, нормативное, объективированное, инвариантное описание деятельностей учителя и ученика, направленных на достижение образовательных целей.

И.П. Волков считает, что педагогическая технология – это описание процесса как достижения планируемых результатов обучения.

В.П. Беспалько определяет педагогическую технологию как проект, модель педагогической системы, реализуемой на практике.

В.В. Сериков определяет педагогическую технологию как процессуально-методическую характеристику педагогической деятельности.

В.М. Монахов определяет педагогическую технологию как упорядоченную систему процедур, неукоснительное выполнение которых приведет к достижению определенного планируемого результата.

Педагогическая технология – это направление в педагогике, которое ставит целью повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение учащимися запланированных результатов обучения. Педагогическая технология направлена на выявление принципов и разработку приемов оптимизации образовательного процесса, анализ факторов, повышающих образовательную эффективность. Специфика педагогической технологии состоит в том, что в ней конструируется и осуществляется такой учебный процесс, который должен гарантировать достижение поставленных целей.

Педагогическая технология – это:

1) содержательно-операционная деятельность по обеспечению педагогического процесса;

2) совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для организации целенаправленного воздействия на формирование личности с заданными качествами;

3) рационально организованная деятельность по обеспечению достижения целей педагогического процесса.

Функции педагогической технологии:

Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами:

а) научным (часть педагогической науки);

б) процессуально-описательным (описание, алгоритм процесса достижения целей обучения и воспитания);

в) процессуально-действенным (осуществление педагогического процесса).

Понятие «педагогическая технология» может быть представлено на трех уровнях: общепедагогический, частнометодический, локальный.

Педагогические технологии – это человековедческие, гуманитарные технологии, поэтому имеют свои особенности:

1) не всякое явление в области воспитания и образования технологично; успех воспитания и обучения может определяться талантом и мастерством педагога;

2) разработка каждой технологии требует анализа большого объема научной информации из всех областей человекознания;

3) педагогические технологии не всегда гарантируют высокий уровень достижения замысла, так как на ребенка действуют другие факторы; результат воспитания не всегда виден в ближайшее время.

В одних случаях технологии вырастают из теории, в других из практики. Любая деятельность через какое-то время должна быть понята и научно описана в операциях, которые помогают с большой вероятностью достигать научно выверенных целей.

Беспалько В.П. считает: «Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось сначала». Пока технология не создана, господствует индивидуальное мастерство. Затем – коллективное мастерство, выражением которого является технология.

Идеи, лежащие в основе современных технологий:

— демократизация (передача части функций учащимся);

— гуманизация (отношения сотрудничества);

— развитие социальной компетентности учащихся (взаимодействие с другими людьми и др.);

— развивающий и личностно-ориентированный характер;

— компетентностный подход и др.

Гузеев В.В. выделяет идеи, вокруг которых концентрируются образовательные технологии:

1) укрупнение дидактических единиц;

2) планирование результатов обучения и дифференциация образования;

Признаки педагогических технологий:

— содержательность (концепция, замысел и позиция автора);

— эффективность (гарантированность достижения результата);

— экономичность (оптимизация труда учителя и учащихся);

— воспроизводимость (в широких масштабах любым учителем, без потери результата);

— корректируемость (возможность использования обратной связи);

— предусматривают взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся);

— наличие диагностических процедур, показателей, критериев, инструментария измерения результатов деятельности.

Структура (иерархия) педагогических технологий включает четыре соподчиненных класса:

1. Метатехнологии – общепедагогические, охватывающие образовательный процесс в стране, регионе, учебном заведении (развивающего обучения, воспитательной работы);

2. Макротехнологии или отраслевые, охватывающие деятельность в рамках какой-либо образовательной отрасли, направления обучения или воспитания, учебной дисциплины (технология преподавания какого-либо предмета, компенсирующего обучения);

3. Мезотехнологии или модульно-локальные, охватывающие технологии осуществления отдельных частей (модулей) учебно-воспитательного процесса, направленные на решение частных, локальных дидактических, методических или воспитательных задач (технология урока, усвоения темы, контроля и др.);

4. Микротехнологии – направлены на решение узких оперативных задач, относящихся к индивидуальному взаимодействию или самовоздействию субъектов педагогического процесса (формирования навыков письма, тренинги коррекции качеств и др.).

Основные качества современных педагогических технологий:

— системность, структурированность, комплексность;

— логичность (проект, программа, технологическая карта);

— вариативность и гибкость;

Технологический подход открывает новые возможности для совершенствования педагогического процесса. Он позволяет с большей определенностью предсказывать результаты и управлять педагогическим процессом; обеспечивать благоприятные условия для развития личности; оптимально использовать имеющиеся ресурсы; выбирать наиболее эффективные и разрабатывать новые технологии.

Однако технологический подход нельзя считать универсальным. Он дополняет имеющиеся. Продолжает использоваться понятие «методики».

Методика в образовании – описание конкретных приемов, способов, техник педагогической деятельности в отдельных образовательных процессах.

Методика обучения (частная дидактика) – совокупность упорядоченных знаний о принципах, содержании, методах, средствах, формах учебно-воспитательного процесса по отдельным учебным дисциплинам, обеспечивающих решение поставленных задач.

Методика воспитательной работы – раздел теории воспитания, исследующий особенности организации воспитательного процесса в различных образовательно-воспитательных учреждениях, детских объединениях, организациях, разрабатывающий рекомендации по созданию системы воспитательной работы, использованию тех или иных методик или технологий в воспитательном процессе.

Под методикой обычно понимают учение о методах решения определенной задачи, а также совокупность методов, обеспечивающих решение задачи.

Понятие методика встречается в различных аспектах:

1) технические приемы реализации определенного метода, конкретное воплощение метода; методика в этом случае рассматривается как синоним метода;

2) выработанный способ деятельности, на основе которого реализуется достижение конкретной педагогической цели – методика реализации определенной педагогической технологии; в этом случае под методикой понимается методическая разработка, включающая последовательность и особенности реализации совокупности методов, средств, направленных на достижение определенной цели;

3) особенности педагогической деятельности в процессе преподавания учебной дисциплины.

Технология в отличие от методики всегда предполагает логику, последовательность педагогических методов и приемов, т.е. отличается алгоритмичностью. Технология отличается от методики: четкостью формулировок целей, их диагностичностью; опорой на теорию; концептуальностью, системностью, проработанностью методологического, инструментального и личностного аспектов; воспроизводимостью; более высокой степенью гарантированности и стабильности результатов.

В воспитании используют и другое понимание педагогической технологии. Это прикладная педагогическая дисциплина, обеспечивающая реальное взаимодействие педагога с детьми, посредством тонкого психологически оправданного «прикосновения к личности». В этом случае к ведущим понятиям относят: субъект, педагогическая стратегия, воздействие, взаимодействие.

Таблица классификаций педагогических технологий

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *