в каком году состоялся первый субботник
Сто лет спустя: какими были первые субботники и какими они стали теперь
Эй, товарищи, железнодорожник и водник!
Помните,
каждый честный работник
должен идти на субботник!
Владимир Маяковский
Этой весной исполнилось сто лет традиции проведения субботников. Хотя совместная работа для общего блага появилась в России намного раньше. В деревнях для какого-то важного и срочного дела собирали толоку. Все жители села выходили вместе делать некое общее дело — убирать урожай, вырубать лес, строить дом или церковь.
С чего все начиналось
В 1919 году традиция совместного труда получила идеологическую окраску — старинная народная толока превратилась в коммунистические субботники. В то время в стране шла Гражданская война, экономика переживала упадок, Красная армия нуждалась в помощи. Первый субботник прошел спонтанно. Важно, что инициатива исходила «снизу».
В субботу, 12 апреля, 1919-го в 20:00 15 рабочих железнодорожного депо «Москва-Сортировочная» на Казанской железной дороге после очередной смены не пошли домой отдыхать, а вернулись в цех и продолжили ремонтировать паровозы. Инициатором акции стал бригадир слесарей коммунист Иван Бураков, а решение принималось на заседании партийной ячейки.
В ту ночь железнодорожники отработали сверх нормы 10 часов и починили три паровоза. Вот что записал в протоколе бригадир Иван Бураков:
«Коммунистическая ячейка при депо “Москва-Сортировочная” Московско-Казанской железной дороги постановила: отработать в субботу под воскресенье с 12 на 13 апреля в ночь, что и было приведено в жизнь. К работе было приступлено в восемь часов вечера, и производилась до шести часов утра. Работали на холодных паровозах, которые подлежали промывке. Было начато три паровоза Когда ремонт был исполнен в полном смысле, то все работавшие добровольно перешли в вагон, где пили чай, обсуждали текущий момент на Восточном фронте, спели “Интернационал” и стали расходиться по квартирам…».
После Бураков начал рассказывать об идее субботников товарищам по партии. Ею заинтересовались.
«Субботники возникли по инициативе ячейки депо “Сортировочная” Казанской дороги Товарищем Бураковым был сделан доклад об этом на делегатском собрании района. Доклад был принят к сведению, но эта идея была подхвачена товарищем Жуком. Товарищ Жук разработал ее и ввел субботники на Казанской железной дороге, затем напечатал статью в газетах под названием “Работа по-революционному!”. После введения субботников на Казанской железной дороге этот вопрос обсуждался в районном комитете, и было решено организовать субботники по всем дорогам», — говорилось в одном из отчетов.
Статья «Великий почин»
В мае идея бесплатного совместного труда на благо Родины начала распространяться по всей стране. Уже 10 мая на Казанской железной дороге состоялся второй субботник — в нем поучаствовали 205 человек. После этого в мае — июне их провели на разных железнодорожных станциях страны.
Первые субботники в апреле и мае 1919 года были добровольными. Это был искренний порыв рабочих помочь стране. Но уже через пять дней после второго субботника Железнодорожный райком Российской коммунистической партии (большевиков) принимает постановление, согласно которому коммунисты были обязаны работать по субботам не менее шести часов.
Повлияло это постановление или нет, но уже в июне в субботниках поучаствовали 653 члена партии. В июле бесплатно на благо Родины потрудились 1510 коммунистов и 608 беспартийных москвичей — такие данные давал учетно-статистический отдел Московского комитета Российской коммунистической партии (большевиков).
Для беспартийных коллективный труд был действительно добровольным, однако и их пытались привлекать к работе. Например, перед очередным субботником на предприятиях проводили собрания, и те из рабочих, кто соглашался на участие, давали расписку. Но часто бывало так, что расписавшиеся впоследствии от субботников отлынивали. А те, кто не изъявлял желания, наоборот, в последний момент решали поучаствовать. Словом, царила неразбериха и комитеты заранее никогда не знали точного числа «субботничающих».
Некоторые коммунисты предлагали более радикальные меры привлечения к добровольному труду, например лишать отлынивающих продовольственных пайков и премий. Но такие идеи осуждались партийным руководством и оставались только на бумаге.
«Собрание организаторов субботников, обсудив эти предложения, постановило: приветствуя все способы агитационного характера к привлечению на субботники широких масс беспартийных, считать недопустимым какое бы то ни было принуждение субботничающих. Также признать недопустимым производить вычеты из продовольственных выдач за неучастие в субботниках».
Понемногу феномен субботников выходил на высший государственный уровень. В конце июня 1919-го Владимир Ленин пишет статью: «Великий почин (О героизме рабочих в тылу. По поводу “коммунистических субботников”)». В ней он размышляет о значении этого нового явления в жизни страны и всего мира.
Беспартийные выходят на субботники
После этой статьи субботники стали проводить чаще, а их участников становилось все больше. В августе в Москве был 4151 «субботничающий», а в сентябре — 6772. Небольшой спад пришелся на октябрь, но зато уже в ноябре на бесплатную работу в столице вышли 15 928 человек.
В Москве было сформировано бюро субботников, а в каждом районе появились специальные отделы, которые сообщали предприятиям, сколько людей они должны предоставить на очередной «праздник труда».
В это время обязательным становится участие коммунистов в субботниках не реже двух раз в месяц. Беспартийные продолжают «субботничать» добровольно. Работы начинаются с распределения по отрядам — в каждом не более ста человек. Отряды делятся на группы численностью до 25 человек. Назначаются старшие, которые руководят работами и отмечают тех, кто явился и кто не пришел. Они же руководят выдачей продуктов для работников.
Субботники продолжались не менее четырех часов, но часто длились дольше — пока все работы не будут закончены.
13 сентября на субботник впервые вышли участники московских организаций Российского коммунистического союза молодежи (РКСМ). Работа велась на станции Москва-Товарная.
«Был расчищен участок двора, закиданный железными полосами, и затем при участии нескольких взрослых товарищей был разгружен состав поезда, заполненный машинами (токарными станками и т.п.)».
В Москве, как и по всей стране, стали проходить тематические недели. Например, с 11 сентября стартовала Неделя охраны труда и ремонта. В субботник, который приходился на эти дни, предписывалось ремонтировать и приводить в порядок помещения депо и мастерских, а также проводить «работы по очистке железнодорожных территорий от нечистот».
Тематические недели
Количество участников субботников резко выросло в 1920 году. В январе их стало свыше 35 тысяч человек. Причем большинство — почти 25 тысяч — были беспартийными. Все дело в том, что в первый месяц года по всей стране прошла Неделя фронта. Ленин и партия призывали советских граждан усиленно трудиться и тем самым помогать Красной армии.
В Москве Неделя фронта началась с массового субботника. Рабочий день был увеличен, а сверхурочная оплата шла в помощь армии.
«Москва. Неделя фронта проходит с неизменным успехом. Все советские учреждения, все фабрики, заводы, типографии, железные дороги в пользу Недели фронта делают отчисления: отдают свои пайки, отказываются от купонов и продовольственных карточек. Митинги проходят с большим подъемом», — писала в те дни газета «Известия».
В феврале на субботники вышли более 40 тысяч человек. И снова большинство участников были беспартийными.
В конце марта — начале апреля состоялся IX съезд Российской коммунистической партии (большевиков). Одно из его постановлений звучало так: «Превратить международный пролетарский праздник, 1 Мая, выпадающий в этом году на субботу, в грандиозный Всероссийский субботник».
Кроме того, было принято решение работать над тем, чтобы субботники вошли в повседневную жизнь граждан, а членов партии, которые от них уклоняются, следовало сурово наказывать — заносить в черные списки, чтобы в дальнейшем они не могли занимать никаких постов, «требующих общественного доверия».
Первый Всероссийский субботник и Ленин с бревном
Первый Всероссийский субботник прошел 1 мая 1920 года. В Москве в нем приняли участие около 450 тысяч человек. Владимир Ленин решил лично подать пример и заниматься уборкой на территории Кремля. Сохранилась фотография, на которой он запечатлен несущим с товарищами бревно. Правда, снимок остался всего один, но зато потом художники нарисовали множество картин, на которых Ленин несет бревно.
Позже этот сюжет стал очень популярным в советской пропаганде. Его не только изображали на картинах и плакатах, но и описывали в стихах, художественных произведениях и даже исторических книгах.
«Курсанты таскают тяжелые бревна. Комиссар становится в пару с Лениным. Первые минуты между ними идет безмолвная борьба. Комиссар, щадя возраст и силы Владимира Ильича, берет бревно за толстый конец. Ленин, не желая отставать, пытается предупредить его. Наконец Ленин не выдерживает:
— Вы, товарищ, подводите меня с работой. Я работаю меньше вас.
— Это только справедливо, Владимир Ильич: вам — пятьдесят, мне — двадцать восемь». (Из книги «Москва. Очерки по истории великого города»)
Добровольно-принудительно
В 1922 году Гражданская война в России закончилась, а первоначальный смысл субботников — помогать армии и фронту — вроде бы исчез. Однако бесплатная работа по субботам продолжалась. Субботники рассматривались как новый формат организации рабочих, как предтеча будущего общества, к которому стремится советский человек.
В 1920-е годы в коммунистических субботниках ежемесячно участвовали сотни тысяч москвичей. Но все чаще их стали критиковать. В основном это были коммунисты, недовольные обязаловкой для членов партии. Участие для беспартийных все еще оставалось добровольным.
Ближе к 1930-м коммунистические субботники постепенно становились обязательными для всех. Сначала уклоняющихся от «праздников труда» прилюдно стыдили. Позже участие окончательно стало добровольно-принудительным — отказаться было нельзя.
«Вот лентяи и лодыри, которым чуждо строительство метро. Белоручка Александрова говорит: “Вот еще я буду возиться с грязью на вашем субботнике метро. Я к этому не привыкла. Меня мама и папа воспитывали не к этому”. Позор белоручке и лентяю. За ней плетутся люди такой же марки», — надпись на плакате с критикой тех, кто уклоняется от субботников (первая половина 1930-х).
Субботники проходили в СССР вплоть до 1990-х. Обязательными для всех предприятий были «праздники труда», приуроченные ко дню рождения Ленина — 22 апреля. Во все остальные дни субботники проводились нерегулярно. Основными работами стали уборка, наведение порядка и облагораживание территории. В субботниках участвовали школьники и студенты. Трудились советские граждане в основном по месту работы и учебы.
Спустя сто лет
После распада СССР казалось, что субботники ушли в прошлое. Коммунизм уже никто не строил — ни на деле, ни на словах. А значит, и коммунистические «праздники труда» стали не нужны — ни добровольные, ни принудительные.
В Москве субботники получили вторую жизнь в середине 1990-х. Они снова стали добровольными, но уже без коммунистического подтекста. Организаторы вспоминали лишь про историческую преемственность, но не про идеологическую. Субботники — прекрасная возможность лично поучаствовать в уборке города после зимы. На них приходят все, кто хочет видеть столицу красивой и ухоженной.
12 апреля 1919 года в нашей стране состоялся первый субботник
12 апреля 1919 года в нашей стране прошел первый коммунистический субботник. На заре советской власти это общественное явление, в общем-то, возникло стихийно – на фоне революционного энтузиазма трудящихся. В ночь на субботу 12 апреля 1919 года после трудового дня группа рабочих депо «Москва – Сортировочная» вернулась в цех для того, чтобы отремонтировать паровозы: шла Гражданская война, и более половины составов Московского узла стояли неисправными.
Важно, что инициатива проведения такого субботника исходила, что называется, «снизу». Инициатором акции стал бригадир слесарей коммунист Иван Бураков, а решение принималось на заседании партийной ячейки. В том субботнике участвовали всего 15 человек, но за ночь им удалось отремонтировать три паровоза.
«Коммунистическая ячейка при депо “Москва – Сортировочная” Московско-Казанской железной дороги постановила: отработать в субботу под воскресенье с 12 на 13 апреля в ночь, что и было приведено в жизнь. К работе было приступлено в восемь часов вечера, и производилась до шести часов утра. Работали на холодных паровозах, которые подлежали промывке. Было начато три паровоза Когда ремонт был исполнен в полном смысле, то все работавшие добровольно перешли в вагон, где пили чай, обсуждали текущий момент на Восточном фронте, спели “Интернационал” и стали расходиться по квартирам…»,
– писал в протоколе Иван Бураков.
Уже вскоре примеру его бригады последовали другие железнодорожники – первый массовый субботник на Московско-Казанской железной дороге состоялся буквально через месяц и собрал уже более двухсот рабочих. Именно этому событию В.И. Ленин посвятил свою знаменитую статью «Великий почин» – в хаосе Гражданской войны субботники были восприняты как выражение нового, коммунистического отношения к труду.
На IX Съезде РКП(б), который состоялся спустя год после проведения первых субботников, было принято решение: «Превратить международный пролетарский праздник 1 Мая в грандиозный Всероссийский субботник». И действительно, субботник прошёл по всей стране: в общей сложности в нём приняло участие около 15 миллионов человек. Демонстрируя личный пример, на Всероссийском субботнике работали первые лица Советского государства: в том числе Владимир Ленин и «всесоюзный староста» Михаил Калинин. Сюжет «Ленин и бревно» прочно вошел в культуру самых разных слоев: от восторженных картин пропагандистского толка до анекдотов и карикатур.
Брежнев только взялся за бревно, как вдруг с того света нагрянул Ленин.
— Здравствуйте, товарищи! Что у вас тут происходит?!
— Здравствуйте, Владимир Ильич! – говорит Брежнев. – Это у нас коммунистический субботник.
— Как? До сих пор страна в разрухе?!
Субботники приобрели широкий размах: они играли важную роль в борьбе с топливным голодом, в восстановлении транспорта, оказании помощи семьям красноармейцев в годы Гражданской войны. Производительность труда достигала 300 процентов. Истоки такого энтузиазма скрывались не только в провозглашённой идеологии свободного труда, но и в первую очередь в желании преодолеть разруху. Вероятно, этим стимулом руководствовались и в 1930-е, когда в условиях форсированной модернизации и при весьма скудных экономических возможностях субботники рассматривались как механизм мобилизации трудовых ресурсов. Коммунистические субботники постепенно становились обязательными для всех. Сначала уклоняющихся от них просто стыдили. Ну а впоследствии участие окончательно стало добровольно-принудительным.
«Вот лентяи и лодыри, которым чуждо строительство метро. Белоручка Александрова говорит: “Вот еще я буду возиться с грязью на вашем субботнике метро. Я к этому не привыкла. Меня мама и папа воспитывали не к этому”. Позор белоручке и лентяю. За ней плетутся люди такой же марки»,
– писали на плакатах первой половины 1930-х.
Участие в субботниках в советское время было важным общественным делом: студенты, школьники и служащие приводили в порядок дворы, улицы, детские площадки. Люди работали на важнейших стройках, сажали деревья, разбивали целые парки, лично создавая облик своих городов. А на вырученные средства возводились дворцы культуры, детские сады, школы, больницы. Традиция субботников продолжается и в наши дни. «Великий почин» уже не в первый раз трансформировался вместе с государством – сейчас его традиции продолжает движение волонтёров. И это лучшее свидетельство того, что всё новое – это хорошо забытое старое, а принцип «начать с себя» – зачастую самый надёжный и простой способ сделать мир лучше.
История проведения субботников в России
17 апреля 2010 года в Москве проходит общегородской субботник.
Субботник – добровольное и бесплатное коллективное выполнение в сверхурочное время общественно-полезного трудового задания, происходившее первоначально по субботам (откуда и происходит название).
Официально считается, что субботники возникли весной 1919 года, в период Гражданской войны и военной интервенции, в ответ на призыв Владимира Ильича Ленина улучшить работу железных дорог. Инициатором первого субботника выступила партийная ячейка депо Москва-Сортировочная Московско-Казанской железной дороги. В ночь на субботу 12 апреля 1919 года 15 коммунистов депо, проработав безвозмездно 10 часов, отремонтировали 3 паровоза.
10 мая 1919 года состоялся первый массовый (205 человек) коммунистический субботник на Московско-Казанской железной дороге. В этот день рабочие выпустили из ремонта 4 паровоза и 16 вагонов, произвели большую работу по погрузке и разгрузке вагонов. Производительность труда была выше обычной на 270%. В мае субботники прошли на Александровской, Николаевской, Рязано-Уральской, Московско-Виндавской, Курской железных дорогах. Вслед за железнодорожниками субботники провели рабочие фабрик и заводов Москвы и других городов.
1 мая 1920 года был проведен всероссийский субботник-маевка, в котором только в Москве приняли участие 425 тысяч человек. В Кремле в субботнике принял участие Ленин. С тех пор субботник стал традицией.
Коммунистические субботники и воскресники проводились в годы восстановления народного хозяйства, индустриализации СССР, в период Великой Отечественной войны 1941‑1945 годов. После войны субботники проводились до 1990‑х годов. Субботник проводили либо по месту работы, и тогда во время субботника люди выполняли свою обычную, повседневную работу, либо для ускорения строительства хозяйственных объектов, клубов, школ, озеленения городов и т.п. Субботники также проводились по месту жительства, по инициативе местных органов самоуправления, и тогда люди трудились над облагораживанием родной местности, выполняя различные строительные работы: строительство и покраска заборов, высаживание газонов, создание и обустройство клумб, парков, детских площадок.
Частота проведения субботников была непостоянной. Иногда субботники могли проводиться каждую неделю, иногда – только несколько раз в год. Всесоюзные Ленинские коммунистические субботники, приуроченные к дню рождения В.И. Ленина (22 апреля), проводились ежегодно. Они как бы знаменовали собой окончательный приход весны и использовались для подготовки к празднованию Первомая.
Вначале субботники были добровольными, и участвовали в них в основном коммунисты, комсомольцы и так называемые «сочувствующие».
Субботники рассматривались как одно из средств коммунистического воспитания масс. В комсомольских и партийных организациях участием в субботниках измеряли общественную активность человека, а к немногочисленным уклонившимся могли применяться меры общественного порицания или даже административного воздействия. Впоследствии субботники превратились из добровольных в добровольно-принудительные.
Само понятие «субботник» было распространено только в Советском Союзе и ныне известно только в странах, возникших после его распада.
В современной России и других странах СНГ субботником называют любую работу по благоустройству территории, если она проводится не специализированными организациями. Так, многие частные и государственные предприятия проводят уборку силами своих сотрудников, а руководство учебных заведений к субботникам привлекает учащихся и студентов. Эти мероприятия уже далеко не всегда приурочены к субботе или тем более к неделе около дня рождения Ленина.
Уровнем предприятий, организаций и вузов дело не ограничивается, в некоторых городах объявляются общегородские, а в некоторых странах общегосударственные субботники.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
95 лет назад прошел первый коммунистический субботник
95 лет назад прошел первый коммунистический субботник
Слово «субботник» вошло в русский язык 95 лет назад после того, как коммунисты одного из московских депо добровольно и бесплатно вышли на работу в субботу.
Субботники не могли изменить тяжелую экономическую ситуацию в России 1919 года, но стали частью активной пропагандистской кампании. Впрочем, уже в 1930-е годы они перестали быть добровольными, превратившись в позднем социализме в объект раздражения и насмешек.
Апрель 1919 года для советской России был не лучшим временем. В разгаре была Гражданская война: на севере на красный Петроград наступала армия генерала Юденича, на юге были крепки позиции Добровольческой армии Деникина. Главным в эти дни, впрочем, был Восточный фронт — в марте 1919 года войска адмирала Колчака перешли в наступление и прорвались к Волге.
Годы войны (сначала Первой мировой, а затем и Гражданской) разрушили экономику страны. Производственные связи были нарушены, рабочие покидали заводы — кто-то отправлялся в армии, кто-то бежал от голода и городской разрухи в деревню, кто-то делал карьеру в партии (если речь шла о советской России). В этих условиях выживать новому государству было чрезвычайно сложно.
В апреле 1919 года в Москве член рабочей семьи получал в день в среднем 214 граммов хлеба, то есть всего на 80 граммов больше ленинградской блокадной пайки.
В условиях хозяйственного коллапса начинаются забастовки и рабочие выступления. Стачка в Туле, например, случилась в начале апреля, и вопрос о ней задали Ленину на пленуме Всероссийского центрального союза профсоюзов (ВЦСПС), который проходил 11 апреля.
Но, несмотря на то что быт эпохи революции вполне может быть описан как «жизнь в катастрофе» (это название монографии историка И.В. Нарского, посвященной повседневной жизни Урала в 1917–1921 годы),
многие рабочие искренне верили в торжество нового мира и нового порядка.
Поэтому группа железнодорожников, работавших в московском депо Москва-Сортировочная (Казанская железная дорога), вечером субботнего дня 12 апреля вышла ремонтировать паровозы. Согласно протоколу ячейки,
«работу начали в 8 вечера и закончили в 6 утра.
После депо Сортировочная субботники стали проходить во многих других городах России.
Первый массовый субботник прошел на той же Московско-Казанской железной дороге 10 мая, на него вышли 205 человек.
Таким образом, движение стало массовым и распространилось по всей стране. Однако почти сразу его пытались зарегулировать — 15 мая Железнодорожный райком Российской коммунистической партии (большевиков) (РКП(б)) обязал коммунистов отрабатывать по субботам не менее 6 часов — под угрозой исключения из партии.
Однако вряд ли только этими мерами можно объяснить то, что в мае-июне 1919 года только в Москве прошло 30 субботников, в которых приняли участие более 1500 коммунистов.
«Если принуждение и встречалось, то оно было на совести отдельных начальников. Подъема масс в депрессивные 1919–1921 годы не было, речь шла об инициативе коммунистов снизу, которая была подхвачена в целях политической мобилизации и пропаганды в общероссийских масштабах», — рассказывает научный сотрудник Центра сравнительных историко-политологических исследований (ЦСИПИ) Пермского государственного национально-исследовательского университета (ПГНИУ) Александр Резник.
Власть отреагировала на эту инициативу с большим воодушевлением. В июле 1919 года Владимир Ленин пишет статью «Великий почин», которая затем издается отдельной брошюрой.
В ней лидер Советского государства писал, что коммунистические субботники — это «победа над собственной косностью, распущенностью, мелкобуржуазным эгоизмом, над всеми привычками, которые проклятый капитализм оставил в наследство рабочему и крестьянину».
В этой статье вождь мирового пролетариата высказывал мысль, что дополнительный неоплачиваемый труд стал частью новой трудовой дисциплины, отличной от «дисциплины палки» или «дисциплины голода» при капитализме.
В 1920 году в субботнике, приуроченном к 1 мая, принял участие и сам Ленин. Тогда он вышел на уборку Кремля и якобы участвовал в переноске бревна. Этот эпизод активно использовался в пропаганде. Если верить воспоминаниям, то поднятое Ильичом бревно должно было быть длиной едва ли не километр — столько народу утверждало, что именно они несли его вместе с лидером партии и правительства. Этот эпизод обыгрывался и в неофициальной культуре, в том числе и в анекдотах.
О субботниках восторженно писал и главный пролетарский поэт В.В. Маяковский. Описанию субботника посвящена часть 8 поэмы «Хорошо!»:
Работа трудна,
Работа
томит,
За нее
Никаких копеек,
Но мы
Работаем,
Будто мы
Делаем
Величайшую эпопею.
Впрочем, преувеличивать непропагандистское значение субботников для экономики и общественной жизни не стоит.
«Субботники не могли изменить ситуацию радикально уже лишь потому, что изначально считались проявлением «героизма» рабочих, а героизм в тылу не мог быть массовым», — отмечает Резник.
По его словам, коммунистов-рабочих, которые все инициировали, было мало, а многие из тех, кто возвращался с фронта, либо уходили наверх по карьерной лестнице, либо деморализовывались и пополняли массу беспартийных.
К тому же уже в 1921 году в Советском Союзе начался переход к новой экономической политике (НЭП), в рамках которой в определенных секторах народного хозяйства вновь разрешалось частное предпринимательство.
«В это время противоречия между общественно-политическими кампаниями коммунистов и реальной практикой трудовых отношений еще более обострились», — замечает Резник.
Уже в 1930-е годы участие в субботниках стало обязательным не только для коммунистов.
В позднесоветское время субботники, как правило, сводились к весенним работам по благоустройству дворов и подъездов, которые зачастую становились прелюдией к выпивке на свежем воздухе. Эффективность таких акций была невелика, а раздражение у людей они вызывали.
Пришло слово «субботник» и в жаргон — так стали называть облавы на проституток, производимые милицией, и в дальнейшем бесплатное пользование их услугами.
Однако идея о бесплатном труде граждан на общее благо осталась жить и после второго пришествия капитализма в Россию. Так, в апреле традиционно проходит общегородской субботник в Москве. В конце 2000-х годов звучали даже идеи о возвращении обязательного участия в этом мероприятии, но они так и остались разговорами.
При подготовке материала использовались следующие публикации:
Коммунистические субботники в Москве и Московской губернии в 1919–1920 годы. М.: Московский рабочий, 1950.
Кукушкин Ю., Шелестов Д. Первые коммунистические субботники. М.: Московский рабочий, 1959.
Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 38, 39. М.: ИМЭЛ, 1974.