в каком году снимали зависть богов
Зависть богов
Режиссер: Владимир Меньшов.
В главной роли: Вера Алентова.
В ролях: Анатолий Лобоцкий, Александр Феклистов, Жерар Депардье, Владлен Давыдов, Марина Дюжева, Людмила Иванова, Юрий Колокольников, Виктор Павлов, Ирина Скобцева.
Маршрут | Бережковская набережная – Набережная Тараса Шевченко – Лубянка – Старосадский переулок – Малый Ивановский переулок – Якиманская набережная
Фонтан «Похищение Европы» и Киевский вокзал
Сюжет фильма | В начале XXI века, когда появились первые волны модной ностальгии по ушедшим временам, Меньшов снимает кино, которое позволяет видеть не очень далекое прошлое адекватно и без всякой ностальгии. Прошлое, где за просмотр фильма великого Бертолуччи можно было запросто угодить в тюрьму, а выйти из собственного духовного подполья считалось настоящим подвигом. Причем подвигом, опасным не только для самого героя, но и для всех, кто его окружает.
Но вместе с тем «Зависть богов» – это классическая история любви. И немалую роль в этой истории сыграл город, с любовью и аккуратно запечатленный на пленку.
В древнегреческих легендах есть фраза, которая звучит примерно так: «Боги не любят счастливых людей». Древние люди считали, что нельзя демонстрировать свое счастье и удачу. Боги могут отомстить за подобную дерзость в назидание другим. Герои «Зависти богов», познавшие настоящее счастье, не сдержались. И это счастье было жестоко разрушено.
Москва, 1983 год. Соня (Вера Алентова) работает редактором на телевидении. Ее жизнь вполне благополучна. Она верная жена и хорошая мать. У нее крепкая семья и любящие родители. Правда, уверенность в такой счастливой жизни длится у зрителей недолго.
Режиссер постепенно открывает завесу над маленькой тайной семьи. Благодаря отдельным репликам, взгляду героини и прочим еле уловимым деталям, мы начинаем понимать, что это благополучие несколько надуманно. Муж – писатель. Но вряд ли он талантлив. Взрослый сын занят исключительно собой. А работа (ТВ – предел мечтаний!) оказывается обыкновенной повседневной рутиной.
Но Соня заставляет себя не думать об этом. Она просто живет так день за днем, год за годом.
Все становится иначе, когда к ней в дом приходят в гости французский журналист Андрэ (Анатолий Лобоцкий) вместе с Бернаром (Жерар Депардье), ветераном эскадрильи «Нормандия—Неман».
Между Соней и Андрэ вспыхивает любовь с первого взгляда. У Андрэ, кстати, в Париже есть семья. Но то, что между ними промелькнуло, неотвратимо переворачивает жизнь обоих. Конечно, сначала Соня прогоняет Андрэ с его откровенными признаниями. Потом прогоняет мысли о любви от себя самой. Но настоящее чувство, которое обязательно случается хотя бы один раз в жизни любого человека, берет верх.
Соня полностью отдается любви и уходит в какой-то момент из дома к Андрэ, который снял квартиру и собирается провести в Москве несколько месяцев вместе с любимой. Но во взаимоотношения влюбленных вмешивается политика. Случилась трагедия. В СССР военными был сбит пассажирский южнокорейский лайнер (это реальный факт из жизни страны). Андрэ высказывается с осуждением действий советских властей. Его тут же высылают из страны.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
«Зависть богов«, Россия, 2000 год
Режиссёр Владимир Меньшов
В главных ролях: Вера Алентова, Анатолий Лобоцкий, Александр Феклистов, Жерар Депардье, Лариса Удовиченко, Владлен Давыдов, Марина Дюжева, Людмила Иванова, Юрий Колокольников и др.
Зависть богов – Вера Алентовап и Жерар Депардье
Про фильмы Владимира Меньшова
Должен упомянуть о громадном количестве недовольных и даже гневных комментариев, что обрушились на меня по поводу моей статьи о том, что «Оскар» за фильм «Москва слезам не верит» был единственным «Оскаром» за фильм о советской действительности.
Советский быт в фильме «Зависть богов»
Как я уже отмечал, ни сценарий, ни игра актёров, ни сюжет не будут рассматриваться вообще. Раз уж речь зашла о советском быте и реалиях советской действительности, то об этом я и собираюсь говорить.
Советская действительность отображена идеально. Хотя, если честно, то, судя по размашисто-сталинскому дому, в котором живут главные герои, они не то, чтобы мажоры, но жизнь у них вполне сложилась. 🙂
Про кино и УК
О том, что в СССР вполне можно было угодить за решётку, я писал в статье «Назад в Советский Союз». И уже нашлись те, которые этому не совсем верят. И даже те, что сочли это хулой на Советский Союз.
Конечно, в конце 90-х, когда снималась «Зависть богов», никому и в голову не пришло бы заявлять о том, что это ложь. А теперь, как видим, вполне находятся желающие.
В этом смысле нас интересует два момента:
Коллега Алентовой по фильму «Зависть богов»: «В откровенных сценах переступали барьер стыдливости»
21 февраля – день рождения Веры Алентовой, народной артистки РФ, прославившейся после выхода на экраны фильма «Москва слезам не верит». Поздравляем!
Актриса Вера Алентова. Фото: ЭГ/КУДРЯВОВ БОРИС
Кроме «Москвы…», на счету Веры Алентовой еще немало интересных работ. Пожалуй, особое место в этом списке занимает фильм Владимира Меньшова «Зависть богов», в котором актрисе пришлось участвовать в откровенных сценах.
История любви советской замужней женщины Сони, закомплексованной и застенчивой, и французского переводчика Андре произвела в 2000 году эффект разорвавшейся бомбы — ведь очень многие женщины узнали в Соне себя.
Порядочная, целомудренная, привыкшая жить в строгих рамках и не давать себе воли, Соня даже не представляла, какие страсти таятся в ее душе.
«Сегодня эта романтическая история смотрится уже по-другому»
Кадр из фильма «Зависть богов», 2000 г.
Наш корреспондент поговорила о съемках в этом фильме с партнером Веры Алентовой — актером Анатолием Лобоцким, исполнившим роль Андре.
— Какие у вас остались впечатления от совместной работы с Верой Алентовой?
— Впечатления от работы с такой замечательной актрисой и с таким режиссером — самые прекрасные. А с годами эти впечатления… нельзя сказать, что улучшились, но обрели другую ипостась. Прошло 20 лет после съемок, и впечатления уже такие, полумифические, воспоминания об этом фильме, о Вере Валентиновне…
Потому что вся эта романтическая история по прошествии 20 лет, с моей точки зрения, смотрится уже немножко по-другому. Но еще раз повторю — самые замечательные, самые приятные воспоминания об этой работе.
О трудностях съемки откровенных сцен
Кадр из фильма «Зависть богов», 2000 г.
— Сложно ли было снимать откровенные сцены?
— Да, конечно, сложно. Мы с Верой Валентиновной не проходили прежде никакой «спецподготовки», не снимались в фильмах «для взрослых», ни я, ни она. Поэтому, конечно, были сложности…
Но, во-первых, мы с ней послушные артисты. Я считаю это большим плюсом. Во-вторых, мы доверяли режиссеру. И в итоге, я надеюсь, все это получилось хорошо — не пошло и романтично.
Было сложно, безусловно, очень сложно! Но надо переступить какой-то барьер стыдливости, преодолеть внутренний рубеж. Вокруг, на съемочной площадке, — люди. И ты знаешь, что потом это будут смотреть много людей…
Кадр из фильма «Зависть богов», 2000 г.
— А сейчас, спустя 20 лет после работы в этом фильме, вы продолжаете общаться с Верой Алентовой?
— Общаемся, да, поздравляем друг друга с какими-то датами, с праздниками. Но видимся редко очень. В последний раз я видел Веру на юбилее Владимира Валентиновича (Меньшова. – Прим. ред.), куда я забежал буквально на полчаса после спектакля. Редко видимся, редко… К сожалению.
— Сейчас у вас как раз прекрасный случай поздравить коллегу с днем рождения. Что вы хотите пожелать Вере Алентовой в этот праздник?
Кадр из фильма «Зависть богов», 2000 г.
— Чего можно пожелать женщине-актрисе? Интересной работы, конечно же, и побольше. Здоровья и любви. Здоровья близким.
Для поклонников Веры Алентовой наверняка приятным сюрпризом станет новый фильм с ее участием – «Ампир V» режиссера Виктора Гинзбурга, выход которого запланирован на 2022 год. Ожидается увлекательная вампирская лав-стори, приправленная рассказом о тайном обществе вампиров, которые управляют человечеством, используя деньги, красоту и кровь.
Мы поздравляем Веру Валентиновну Алентову с днем рождения и присоединяемся к пожеланиям Анатолия Лобоцкого!
Учредитель, редакция, издатель журнала «Телепрограмма» и сайта teleprogramma.pro
АО ИД «Комсомольская правда». Зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-66912 от 22.08.2016
Заместитель Генерального директора, Издатель
(лауреат рейтинга «ТОП 1000 российских менеджеров» в 2015-2018г.г. в разделе СМИ. Лауреат Рейтинга молодых медиаменеджеров в 2012-2014г.г. Лауреат Премии «Медиа-Менеджер России» в 2015 и 2019 г.г.): Владислав Гемст
Главный редактор журнала «Телепрограмма»: Павел Садков
Директор проекта teleprogramma.pro: Станислав Леонидов
Шеф-редактор сайта teleprogramma.pro: Екатерина Болгова / ekaterina.bolgova@phkp.ru
Директор по продвижению: Анастасия Шибаева / +7(495) 777-27-72 (доб. 34-34) anastasiya.shibaeva@phkp.ru
Директор по рекламе: Ольга Швец / +7(495) 777-02-78
Размещение рекламы в интернет: Сабина Багирова / тел.: 8(495)777-02-78 (доб. 1258), моб.: 8(964)559-73-55, e-mail: Sabina.bagirova@phkp.ru)
Исключительные права на материалы, размещенные в сетевом издании TELEPROGRAMMA (www.teleprogramma.pro), в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда» ©, и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. Приобретение прав: (495) 970-19-51 (kp@kp.ru)
Сообщения и комментарии читателей сетевого издания размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона. Возрастная категория 16+
Анализ фильма «Зависть богов» с точки зрения программ бессознательного.
Комментарии 18
Мне нравится 6
Фильм «Зависть богов» режиссера Владимира Меньшова остается актуальным и после 20 лет от его выпуска в 2000 году, и после 37 лет от показанных в фильме событий августа 1983 года.
Сюжет фильма построен на разворачивании архетипических паттернов, записанных в коллективном бессознательном, про которые можно рассказать на языке Арканов Таро.
Подробнее про Арканы можно прочитать в книге Хайо Банцхаф «Таро и путешествие героя».
Перед встречей с Андре, Соне снятся: Рейган и самолет рейсом из Америки под номером 007.
В конце фильма самолет с 269 пассажирами, нарушивший границы СССР, собьют наши пограничники уже не во сне Сони, а в реальной жизни, и это событие сильно отразится на судьбе героев.
Причем, это был реальный исторический факт.
В ночь с 31 августа на 1 сентября 1983 года над Сахалином был сбит южнокорейский самолет Боинг рейса 007 Нью-Йорк — Анкоридж — Сеул.
То есть ситуации еще нет, а Рок, Судьба уже стучится своей неизбежностью в дом.
Это Аркан «Колесо Фортуны».
Данная энергия приходит в жизнь человека, когда его душе необходимо пройти некий урок.
Другими словами, когда человек не развивает свое психическое содержимое (душу) осознанно, это сделают за него неосознанно и болезненно жизненные обстоятельства.
Затем наступает очередь Аркана «Выбор».
У Сони очень трудный выбор – с одной стороны быть преданной женой Сергея,
за которого она вышла замуж скорее всего из паттерна, который был в 60- 80-е годы 20 века:
«Институт закончила, а все еще не замужем, а все сокурсницы вышли замуж».
А с другой стороны – отдаться сильной любви к Андре.
Можно посмотреть на этот выбор согласно теории транзактного анализа Эрика Берна.
В первом случае (проявление позиции морализующего «внутреннего родителя» Сони), будет продолжаться понятная, но такая безрадостная жизнь, полная исполнения супружеских обязанностей, которые не приносят ни удовольствия, ни оргазма.
Во втором случае (позиция бунтующего «внутреннего ребенка»), будет изведан плод страсти, лишающий гарантированного будущего. Оба выбора чреваты многими потерями, поэтому Соня долго не принимает никакого решения. Появляется такое неустойчивое положение между двумя субличностями Сони. Разрешить внутренний конфликт Соне трудно, посоветоваться она может только с подругой Ириной, у которой нет ни знаний, ни опыта в таких вопросах.
И опять в жизнь вмешиваются обстоятельства.
Как бы это не было парадоксально, выбор помогают Соне сделать два фактора: влияние социалистической авторитарной системы и его величество случай (шутка богов).
Влияние жесткой системы, матрицы (Аркан «Дьявол»)
на выбор Сони описывается очень сильным разговором с ее родителями.
Этот разговор –маркер реальности того времени: так практически всегда рисовалось в разговорах НЕГАТИВНОЕ будущее.
Папа Сони: «Если ты разведешься, то сын в институт не поступит, и его в Афганистан заберут».
Соня: «Вы меня уже с мужем развели, и сына воевать отправили».
Папа явно давит на Соню.
Соня защищается «Папа, ты всегда заходил в мою комнату со стуком. Что же ты сейчас вламываешься в мою личную жизнь?».
У Сони под влиянием этого разговора активизируется субличность бунтующего Внутреннего Ребенка, который действует из позиции «хочу».
И Андре тоже подначивает Внутреннего Ребенка Сони: «Вы, русские, боитесь быть счастливыми».
И, в конечном итоге, на предложение Андре прийти на свидание около театра Советской Армии (еще один намек на тоталитарную систему), Соня соглашается.
Его величество случай (Аркан «Шут-Дурак») так же помогает этот выбор сделать в пользу Андре.
Сначала это встреча с сыном на втором свидании, из-за которого Соня и Андре оказываются в кинотеатре, куда с облавой приходят дружинники.
От облавы их прячет сотрудница кинотеатра в кабинете, именно там влюбленные впервые оказываются в приватной обстановке.
Случайности, которые не случайны, подталкивают любящих людей друг к другу.
Счастье (Аркан «Солнце») влюбленных очень короткое.
Это поездка на 62 километр; прогулка в поле, две встречи на съемной квартиры – и неожиданная депортация Андре из страны (опять Аркан «Колесо Фортуны»).
Почему же русские боятся быть счастливыми?
Давайте вместе с героями фильма подумаем над этим вопросом с привлечением книги Дэвида Хокинса «Отпускание» с его шкалой сознания (шкалой состояний).
В каких состояниях живет, в основном, Соня?
1. Стыд.
В СССР нельзя было даже смеяться в общественных местах. Реплика Сони из эпизода с танго в электричке: «Что ты делаешь? Стыдно. Нас милиция заберет».
Стыд – (по шкале Дэвида Хокинса)- это очень низкая вибрация сознания, значение 20.
Цитата из книги Дэвида Хокинса:
«Стыд отличается унижением, как во фразе « опустить голову от стыда». Обычно сопровождается изоляцией. Является разрушительным для здоровья и ведет к жестокости к себе и другим».
2. Вина.
Вина по отношению к Сергею, которого она не любит.
Вот что пишет про состояние вины (значение 30) Дэвид Хокинс: «В этом энергетическом поле человек желает наказывать и быть наказанным, что приводит к самоотречению, мазохизму, угрызениям совести, ощущению себя плохим и самосаботажу. Преобладает чувство «Я виноват во всем». Склонность к несчастным случаям, суицидальному поведению. Свойственно проецирование ненависти к себе на «плохих» других. Все это приводит ко многим психосоматическим заболеваниям».
3. А как же любовь и счастье, которые Соня испытывает несколько дней рядом с Андре?
Чтобы любить и излучать радость нужны состояния с высокими вибрациями, другой уровень сознания.
Состояние «Любовь» имеет значение 500, а радость – 540 по Хокинсу.
Поэтому русские боялись быть счастливыми, потому что система, воспитание в те времена культивировали состояния с низкими энергиями, а для высоких вибраций нужно умение осознанно в эти ресурсные состояния входить.
Несчастные сценарии жизни существуют и сейчас, и эти «хвосты» из прошлого, к сожалению, продолжают хозяйничать в бессознательном некоторых людей.
В заключение, напишу еще пару фраз про необходимость психологической помощи.
Заключительный момент фильма: «неудавшуюся Каренину» поднимают с рельсов смотрительницы станции. У женщины – горе огромное, семья разрушена, а ей предлагают такие копинг-стратегии (способы справиться с горем):
«Пойдем в подсобку к нам, там тепло, чайку попьем, а завтра – в храм сходим».
В этом эпизоде на станции мы видим действие Аркана «Башня».
Эта энергия разрушения старого уклада жизни, разрушение старой колеи; трансформация. Через разрушение старого строится новое.
Человечество переживает сейчас глобальный кризис во времена пандемии, когда многие люди живут в постоянной тревоге за свое здоровье и здоровье близких;
за работу и бизнес.
Поле короновируса действует на психику людей, очищая подсознание от «накипи и грязи».
Поколение 60-х и 70-х годов не привыкли обращаться к профессионалам- психологам для облегчения своей души от негативных переживаний, взваливая всю тяжесть состояний на близких друзей.
Друзья, конечно, как могут, утешают. Однако, вооружены ли они действенными инструментами помощи, и умеют ли они утилизировать чужие переживания? Вчера мне звонила подруга и рассказывала о том, что буквально собирает себя по частям после общения с подругами, у одной из которых умер муж, а у второй – дочь в тяжелой депрессии.
Как правильно поступать в таких ситуациях?
Посмотрите! А что выделите из контекста этого фильма Вы?
Как Вы считаете есть ли шанс построить новую жизнь (Аркан Мир) для Сони?
Какая будет эта новая жизнь?
Аркан «Мир».
В статье приведены иллюстрации картин Николая Юдина (1939-2008 год).
Cinema Lumieres Club
Меню навигации
Пользовательские ссылки
Информация о пользователе
Зависть богов [драма] 2000
Сообщений 1 страница 30 из 136
Поделиться1Чт, 23 Апр 2020 21:14:17
Зависть богов
О фильме
режиссёр Владимир Меньшов
рейтинг IMDb 6,4 из 10
продолжительность: 132 минуты
В ролях Вера Алентова, Жерар Депардье, Анатолий Лобоцкий
Поделиться2Вт, 9 Июн 2020 14:49:39
Зависть богов [драма] 2000
Заранее прошу прощения за сумбурное выражение мыслей.
Впервые смотрела эту картину и долго не могла определить то чувство, которое преследовало меня во время просмотра, да и после… Неловкость, наверное, будет точным его определением. Было такое ощущение, что я подглядываю за личной жизнью героини, особенно в пикантные моменты. Наверное, потому что сами так жили в 80-е, хотя кое-что уже, конечно же, подзабылось. Например, рейды по кинотеатрам в рабочее время. Но отсутствие продуктов и «колбасные» электрички в Москву отлично запомнила. И то, чего нельзя было купить в провинции из промтоваров, одежды, косметики и т. д. – все было в продаже в Москве или Питере. Только вот белье, которое удается мельком рассмотреть на героине, по-моему, появилось уже позже.
Герои мне показались странноватыми, кроме, пожалуй, мужа Сони (А. Феклистов). И подруга Ирина (Л. Удовиченко) – недоразумение, неумеющее хранить секреты, и маманька Сони – ваще атас, повернутая на русской классической литературе, на лучших ее примерах в худшем смысле…
А что Боги – они не завистливы, они – справедливы. Просто они расставили все по своим местам, и сбитый Боинг тут совершенно не причем. Это надо было Соню в храм привести, к Богу – вот таким извилистым путем она к нему и пришла…
Фильм снят динамично, смотрится на одном дыхании – это его явный плюс. Да еще прекрасный актерский состав. Правда, я бы не была против, если бы главную роль исполняла бы какая-нибудь другая актриса, помоложе. Но при этом, если сравнивать другие фильмы Меньшова – этот не шедевр.
Пересматривать специально – нет, но посоветовать могу.
И спасибо большое брату Люмьер за фильм!
Отредактировано Ledona (Вт, 9 Июн 2020 14:50:15)
Поделиться3Вт, 9 Июн 2020 17:32:57
Ledona
Лен, заставила себя не читать твой отзыв, сейчас на середине фильма, больше пока не осилила, уж очень он грустный.
Сама не знаю, зачем зашла сюда)
Вечером досмотрю и прочитаю отзыв. Очень интересно чей фильм)) (превращаюсь в Ксюшу)))
Поделиться4Вт, 9 Июн 2020 17:38:40
Только вот белье, которое удается мельком рассмотреть на героине, по-моему, появилось уже позже.
Герои мне показались странноватыми, кроме, пожалуй, мужа Сони (А. Феклистов). И подруга Ирина (Л. Удовиченко) – недоразумение, неумеющее хранить секреты, и маманька Сони – ваще атас, повернутая на русской классической литературе, на лучших ее примерах в худшем смысле…
Да еще прекрасный актерский состав. Правда, я бы не была против, если бы главную роль исполняла бы какая-нибудь другая актриса, помоложе.
Лен, да мне её возраст здесь особо не мешал, для советской 44-летней женщины тех времен, она хорошо выглядела.
Но блин, деревянная. И не в смысле, что её Соня была зажатая и закомплексованная, а вообще играла фальшиво.
Да и вообще, скорее всего, она просто не любила мужа, и вышла за него замуж только потому, что пришла пора устраивать личную жизнь.
по комсомольской путевке
А что Боги – они не завистливы, они – справедливы. Просто они расставили все по своим местам, и сбитый Боинг тут совершенно не причем.
Поделиться5Вт, 9 Июн 2020 17:46:02
уж очень он грустный.
Сама не знаю, зачем зашла сюда)
Безнадежный сюжет, но свет в конце тоннеля виден. Правда, своеобразный.
Очень интересно чей фильм)) (превращаюсь в Ксюшу)))
Как чей? Меньшова
Поделиться6Вт, 9 Июн 2020 17:59:45
о мне в таких случаях всякий раз удивительно, как такие валенки, как её муж точным образом попал в размер не то, что трусов, но и лифчика. Тут сама в магазине стоишь и пока как минимум три не перемеряешь, фиг купишь.
Поделиться7Вт, 9 Июн 2020 18:50:31
Зато удачный носишь, пока просвечивать не станет))))
я потом бегу и еще как минимум три покупаю, пока не исчезли
Поделиться8Вт, 9 Июн 2020 18:52:30
Зависть богов.
Поделиться9Вт, 9 Июн 2020 18:58:52
Поделиться10Вт, 9 Июн 2020 19:05:33
Я пошарила на кинопоиске среди отзывов и мне очень понравился один. Я так глубоко копать не умею, но когда читала, то всё время кивала как лошадь типа да-да, согласная я))) и не могла не притащить его сюда:
Справедливости ради отмечу, что в отличие от ряженых галлов (в число которых в «Зависти богов» входит, увы, и недавний россиянин Депардье, свадебным генералом засветившийся в паре кадров), советская часть кастинга аутентична до такой степени, что любо-дорого (и неудивительно — уж чем-чем, а этим материалом Меньшов владеет виртуозно). Особенно хорош антураж, герои второго-третьего-четвертого планов и далее вплоть до камео и останкинской массовки — все эти успешные, холеные, инфантильные бездельники (советские творческие работники), каждый со своим счетом того, чего ему лично Советская власть недодала (как выяснится десятью годами позже, она недодала всем одного — ремня), идейный, но одинокий итээр, здравые мысли которого тонут в интеллигентском словесном мусоре, подружки, по-разному смиряющие, услаждающие, сублимирующие сорокалетнее бешенство матки, свекровь, поклонница Ива Монтана, в очереди за бананами, изящная маменька «из бывших» (тут, допустим, зут, поскольку с «бывшими» у нас в современных кино и литературе ужасающий, безвкусный перебор, но за «стервь» Анну Каренину простим и это), муж-писатель, строчащий на потребу про партизан, а в стол что-то бунински-набоковское (лет через двадцать выяснится, что первое у него получалось всяко талантливее и самобытнее), пионеры, рабочие, селяне, дачники, звезда Театра Советской Армии, а по телевизору — мартены и домны, комбайнеры и ткачихи, академики и космонавты, юбилеи Плятта и Улановой, Роднина на олимпийском пьедестале — мир ушедший, но родной, любимый режиссером до дрожи сердечной.
Переключаться с этой волны на вымученную, из пальца высосанную histoire d`amour самому Меньшову заметно не хочется — в колхозной лекции о видах любви (ну, это если вспомнить бородатый анекдот) ему однозначно всего интереснее, как человек любит Родину. Зрителю же на порывы и объятья Алентовой с Лобоцким и вовсе неудобно смотреть — и дело здесь отнюдь не в возрасте примы, подвегнутой в фильме программным обнажениям. Проблема в том, что снимать самоценную телесную эротику отечественные синеасты не умели никогда (хотя томленья и влеченья получались у них как ни у кого больше), и уж конечно не примерному семьянину Меньшову было зачинать традицию. Некий симулякр традиции, правда, был и у нас, был и свой аналог «Последнего танго» — «Асса», но делал ее известный ходок и любитель нимфеток Соловьев — и там иные почва и судьба, Меньшовым, разумеется, и не паханные, потому как эта грань жизни ему вовремя так и не открылась — и это следует скорее расценивать как его, Меньшова, личное везение. Потому что Меньшову и Алентовой по всем признакам выпало в жизни то, что заслуживает настоящей зависти богов: брак крепкий и счастливый, ну, тот, который тайна велика есть и который, соответственно, заслуживает целомудренного оберега. Выставить почтенную уже супругу, обнаженную и беззащитную (с), на всеобщее поругание в поганеньком адюльтере, да еще возведенном в ранг земной любви пределов — пусть и в заблуждении, как бы спохватившись, что чего-то он с ней в свое время не познал и недополучил (стыда в данном случае и срама), пусть и под давлением непонятных, но кажущихся такими авторитетными поветрий, — было прямым нарушением брачных обетов. За что Меньшов и заплатил. Хорошо, что не семьей, а только творческим молчанием.