в каком году снимали вий
Как снимали «Вий» — первый и последний советский фильм ужасов (20 фото)
И как в 60-х начинающим режиссёрам удалось создать хоррор, который пугает до сих пор.
Фильмы ужасов советские кинематографисты не считали за искусство, поэтому и «Вий» планировали как обычную экранизацию классики. Но жутковатый гоголевский сюжет не оставил фильму ни единого шанса стать комедией, которую задумывали режиссёры, и в середине 1960-х советский зритель впервые увидел хоррор. Публика была в восторге, но больше таких фильмов в Союзе не снимали. Интересно, что спустя десятилетия и сотни вышедших российских ужастиков в международные топы лучших попадает только «Вий». Почему производство советских фильмов ужасов закончилось, едва начавшись? Кто должен был сыграть Панночку и кому достались роли нечисти? Правда ли, что фильм преследовали мистические события, или это обычный киномиф? Рассказываем, как авторам удалось снять хоррор, который до сих пор пугает публику.
С чего всё началось
Советское кино должно пробуждать в зрителях высокие чувства — любовь к родине, родителям, детям, а не играть на низших инстинктах, как кино из капиталистического мира. Хоррор же эксплуатирует низменное чувство страха, поэтому жанр был чужд советскому кинематографу.
Киноведы рассказывали, что в буржуазном мире было полно жизненных трудностей — расовых проблем, преступности, маньяков-убийц, — поэтому публику целенаправленно отвлекали от реальности выдуманными ужастиками. После них насущные проблемы уже не казались зрителям такими уж страшными.
В СССР же, как тогда считалось, трудностей не было — бесплатная медицина и образование, низкий уровень преступности, отсутствие безработицы. Зачем людям, которые строят светлое будущее, смотреть на экраны и бояться?
«Вий» 1967 года стал первым и, по сути, последним советским фильмом ужасов. Лента была одной из самых кассовых в год премьеры и собрала перед экранами почти 33 миллиона зрителей, но, несмотря на интерес публики, больше никто из советских режиссёров браться за жанр не захотел.
Официальная версия гласит, что и сами создатели «Вия» не планировали снимать фильм ужасов: они просто хотели экранизировать повесть Николая Гоголя, но внезапно получили классический хоррор. Есть две версии того, кто же подал идею съёмок.
Согласно первой, это была инициатива режиссёра Ивана Пырьева, который хотел снять фильм по Гоголю. Но у Пырьева из-за занятости на съёмках «Братьев Карамазовых» не нашлось времени, поэтому он обратился во ВГИК с просьбой прислать двух талантливых молодых режиссёров. Так на площадке появились Константин Ершов и Георгий Кропачёв.
По другой версии, студенты-дипломники Высших режиссерских курсов Ершов и Кропачёв захотели попробовать новый для советского кино жанр — ужасы. Но чтобы им сразу не отказали, они сделали вид, что просто хотят экранизировать Гоголя. Молодые кинематографисты сами обратились к руководству студии «Мосфильм» с просьбой разрешить съёмки:
Советский кинематограф просто не вправе отдавать на откуп зарубежным ремесленникам право пользования, к тому же хищнического, сокровищницей русских классических литературных сюжетов, и в частности таких, в которых развиваются народно-сказочные мотивы: так, в недавнее время итальянский режиссер Марио Бава осуществил постановку фильма по повести «Вий» как сугубо коммерческий «фильм ужасов», получивший название «Маска смерти», говорящее само за себя.
Наш фильм задуман в прямой полемике с поделками подобного рода: будучи произведением фантастико-феерическим по своей образной сути (в соответствии с первоисточником), по жанру своему он должен быть народной комедией, полной земного здорового юмора, прежде всего реальной картиной народной жизни, в которую так органично входит сказочность и буйство фантазии…
В 1960 году действительно вышел итальянский фильм ужасов «Маска Сатаны» («Маска смерти»). Частично он был основан на повести «Вий», а частично — на истории Дракулы. Картина не стала особо успешной и, возможно, прошла бы мимо советских кинематографистов, если бы в титрах не было имени Николая Гоголя.
Так или иначе, советскую экранизацию «Вия» одобрили, и началась подготовка к съёмкам. Иван Пырьев на правах директора киностудии «Мосфильм» оставил за собой возможность контролировать весь процесс на каждом его этапе.
Как подбирали актёров
На главную роль молодые режиссёры предлагали взять Вячеслава Невинного, но Пырьев настоял на кандидатуре Леонида Куравлева, и его быстро утвердили.
Актёр очень любил Гоголя и не был подвержен суевериям, поэтому он очень обрадовался, когда ему досталась роль Хомы Брута.
Я получил большое наслаждение. Это счастье — сняться в фильме по Гоголю. Я авторский текст много раз перечитывал и перечитываю. Аура мистики существует там. Она мне очень помогала как актёру.
Леонид Куравлёв
исполнитель роли Хомы Брута в фильме «Вий»
А вот с исполнительницей роли Панночки сразу не заладилось. Многие отказывались от съёмок, когда узнавали, что им придётся ложиться в гроб. Но молодая актриса Александра Завьялова оказалась не из трусливых и с успехом прошла пробы на главную роль.
Начались съёмки её сцен, но через некоторое время актрису приказали поменять. Причины называют разные.
Поклонники мистики говорят, что Завьялова после начала съёмок тяжело заболела и даже попала в больницу. После выписки, вернувшись на площадку, девушка опять занемогла, после чего окончательно отказалась от роли.
Последователи романтической версии уверены, что сниматься Завьяловой запретил её возлюбленный — режиссёр Резо Эсадзе, у которого актриса тогда играла в фильме «Четыре страницы одной молодой жизни» на «Ленфильме». Эсадзе не захотел «делить» Завьялову и воспротивился тому, чтобы она разрывалась между Москвой и Ленинградом.
Но существует и заговорщическая версия, согласно которой актрису с главной роли снял сам Пырьев. На одном из посольских приёмов Завьялова якобы познакомилась с американским бизнесменом, и у них начался роман. Вскоре советское правительство обвинило его в шпионаже и в 24 часа выслало из страны. Пырьев не хотел иметь отношения к скандалу и попросил заменить актрису.
Все плёнки с отснятым материалом уничтожили, но в этом как раз никакой загадки нет: в то время плёнка была дефицитом, поэтому всё ненужное моментально стирали, чтобы записать новое. Однако один недолгий кадр с Завьяловой по недосмотру (или специально) всё же вставили в окончательный вариант картины. Если приглядеться, то в эпизоде с Панночкой в гробу можно заметить Завьялову.
Очередной кастинг на роль Панночки проходил ещё сложнее, чем первый. В столице уже вовсю ходили слухи о «проклятой» роли, поэтому актрисы вообще отказывались от прослушивания. Тогда Пырьев обратился к студентке Щукинского училища Наталье Варлей.
На экранах только что отгремела «Кавказская пленница», которая позволила режиссёру оценить спортивную подготовку актрисы. Именно такую исполнительницу он и искал, тем более у Натальи за плечами был цирковой гимнастический опыт.
Варлей, как и Куравлёв, не верила в приметы и согласилась сниматься скорее из любопытства, попросив создателей об одолжении — установить в гробу, в котором ей предстояло лежать, свет. В перерывах между дублями она в гриме и костюме читала в нём конспекты, готовясь к экзаменам.
Но если на роль Панночки актрису нашли, то играть старую ведьму желающих почти не было. А те, кто пробовался, вообще не подходил. Тогда постановщики вспомнили, что старух или ведьм раньше иногда играл Георгий Милляр, и пригласили на кастинг мужчину — Николая Кутузова.
Актёр, более известный по театральным ролям, согласился на интересный эксперимент, и его утвердили. Без странностей в его случае тоже не обошлось: на съёмках «Вия» непьющий Кутузов неожиданно для всех стал злоупотреблять алкоголем.
Сам актёр признавался, что таким образом снимал стресс на площадке, прежде чем войти в ведьминскую роль. Из-за пагубной привычки он однажды сорвал съёмочный процесс. Тем не менее роль ведьмы стала самой успешной в кинокарьере Кутузова.
Как фильм снимали
Несмотря на старания молодых постановщиков, Пырьев забраковал весь отснятый ими материал. На подмогу студентам он отправил режиссёра-сказочника Александра Птушко — мастера комбинированных съёмок, который к тому времени снял «Садко» и «Сказку о царе Салтане».
Новый постановщик всё решил делать по-своему. В поисках натуры пришлось объездить всю Украину: к тому времени многие церкви в СССР уже снесли, и найти старое сооружение гоголевского времени было весьма проблематично. Отыскали нужное строение в селе Горохолин Лес Богородчанского района Ивано-Франковской области. Именно там стояла чудом сохранившаяся как музей религии деревянная церковь Пресвятой Богородицы.
А вот съёмки самых страшных эпизодов, когда Хома отпевает Панночку, решили проводить в павильонах. Церковь возвели на «Мосфильме». По задумке режиссёра, выглядеть она должна была жутковато.
Мы постоянно с Птушко спорили. Он хотел, чтобы церковь была кривая. Но где вы видели покосившуюся церковь? Их всегда строили очень добротно, на века. Он топал ногами, требовал, чтобы нашли гнилые брёвна, трухлявые доски. Мы без конца рубили, резали, подкрашивали… Бывало, что Александр Лукич, которому тогда было уже под 70, сам брал в руки топор. Он любил все делать своими руками. Строгал, лепил, делал седла в шорной мастерской. Ему, единственному из режиссёров, присвоили звание «Мастер — золотые руки»…
Николай Маркин
Все старались помогать съёмочному процессу. Для картины требовалось несколько сотен килограммов свечей, с которыми в стране тогда была напряжёнка. Поэтому свечи специально для фильма изготовили церковные мастерские Загорска.
Для фильма Птушко запросил смастерить три гроба. Первый, маленький и закрытый, кружился в воздухе пустым и пытаться пробить круг, нарисованный Хомой. Ещё в одном Панночка лежала, а в другом — летала. Если с первыми двумя никаких проблем не было, то третий, в котором должна была в полный рост парить Варлей, чуть не стал причиной трагедии.
Актриса закончила цирковое училище, и проблем с высотой у неё, по мнению постановщиков, не должно было быть. Но Варлей, даже будучи воздушной гимнасткой, высоты всё равно побаивалась.
Гроб для полёта крепился тросами к потолку павильона, и его тщательно проверили, прежде чем поставить туда актрису. Режиссёр лично попросил нескольких членов съёмочной группы постоять в нём, попрыгать и полетать, и только после этого в него пустили Варлей. Под белое платье актрисы надели страховочный пояс, который прикрепили к специальному штырю в гробу.
Однако что-то пошло не так: полёт проходил на большой скорости, и в момент съёмок пояс неожиданно ослаб, а актриса кубарем полетела вниз.
Однажды закрутился гроб с Наташей, и вдруг она стала падать. С высоты метра 2,5–3. Но я находился в той точке, где мне пришлось всего лишь, не отступая ни на шаг, подставить руки — и она в них упала. Чудо. Это тоже Гоголь!
Леонид Куравлёв
исполнитель роли Хомы Брута в фильме «Вий»
Варлей повезло: она отделалась небольшим ушибом. Потом писали, что именно он годами позже стал причиной сильнейших болей в спине актрисы, но сама Варлей фильм никогда в этом не винила.
А вот эпизод, в котором Панночка трясётся, сняли без происшествий. Актрису поставили на специальную вибрирующую платформу, бледно загримировали и подсветили глаза, чтобы казалось, что они горят. Сцена до сих пор выглядит устрашающе.
Спецэффекты
О продвинутых спецэффектах в середине 1960-х в СССР говорить не приходится, поэтому съёмочная группа как могла придумывала всё сама. Например, на огромную люстру, которая по сюжету должна была падать, декораторы навесили мешочки с пылью. В эпизоде, где нечисть врывается в церковь, и в помещении всё начинает рушиться, люстра очень эффектно упала. Она так зрелищно ударилась об пол, что даже члены съёмочной группы удивились масштабу взрыва.
Первоначально режиссёр хотел вставить в фильм кадры с жуками, пауками и прочими насекомыми. Но он быстро убедился, что снять их очень тяжело, а на экране они выглядят не так уж и зловеще. Поэтому авторы остановились на кошках и воронах. За актёрами-животными Птушко обратился к знаменитому дрессировщику Тариэлу Габидзашвили. Его чёрные кошки позже сделали неплохую кинокарьеру — они снимались в фильмах «Бриллиантовая рука» и «Иван Васильевич меняет профессию».
Режиссёр доработал их образ, надев им на голову маленькие рожки. Оператор же снимал не самих кошек, а отбрасываемые ими тени — так казалось, что по церкви бегают маленькие чёртики.
Чтобы четвероногие актёры действительно быстро бегали, а не вальяжно передвигались, дрессировщик на другом конце комнаты подманивал их миской с едой. К нему кошки и кидались, когда их отпускали помощники режиссёра.
А вот прирученных ворон у дрессировщика не оказалось — пришлось ловить вольных. В соседнем сарае на ночь оставляли еду и ждали, пока птицы попадутся в сети. Позже их приносили в павильон.
На съёмочной площадке давали команду, и чёрные птицы с шумом выпархивали из раскрывающихся с треском окон церкви. Бывало, кричу: «Лукич, вороны кончились». Он объявлял перерыв, мы тушили свет и лезли с фонариками на колосники снимать птиц, а павильоны-то огромные — до 16 метров в высоту…
Тариэл Габидзшвили
На роли вурдалаков, упырей, вампиров и прочей нечисти Птушко пригласил артистов цирка. Позже режиссёр отмечал, что обычным актёрам не удалось бы выполнить трюки так, как приглашённым акробатам, гимнастам и силачам. Чтобы сделать толпу нечисти более жуткой, режиссёр позвал лилипутов, на фоне которых Вий выглядел ещё более зловещим.
Актёров гримировали синей и серой краской, раздевали их и подчёркивали гримом худобу, приклеивали уши и носы, а для некоторых изготавливали пластиковые маски.
В одном из эпизодов нечисть ползёт по вертикальной стене. Для трюка сделали специальный макет из досок и поставили его под определённым углом, чтобы по нему могли карабкаться циркачи. Для съёмок сцены пригласили двенадцать гимнастов и четырёх батутчиков. Сверху на кране сидели режиссёр и оператор, который и снимал происходящее.
Помимо живых актёров Птушко задействовал и манекены, которыми управляли с помощью пультов. Но самая ответственная задача была у спортсмена-тяжелоатлета Николая Степанова, которому досталась роль Вия. Главное чудовище неспроста играл именно штангист: ни один актёр не смог бы надеть костюм Вия, а потом ещё и двигаться в нём.
Костюм изготавливали из пропитанной смолой мешковины, а это уже делало его невероятно тяжёлым и создавало внутри духоту. Вместо рук у Вия гипсовые ветки деревьев — может, благодаря дополнительной тяжести у Степанова получилась такая странная и медленная походка, прекрасно дополнившая образ чудища. После съёмок опытный спортсмен чувствовал себя обессиленным.
Над эскизами, гримом и прочей атрибутикой режиссёр работал особенно тщательно: почти половину фильма в кадре находится нечисть, внешний вид которой должен был пугать. Даже сейчас, в век компьютерных технологий, «Вий» считается одним из самых страшных фильмов ужасов.
Мистические совпадения или обычные случайности
Слухи о проклятии на съёмочной площадке «Вия» поползли сразу. Даже самое обычное событие (например, замена актрисы) приводилось в качестве аргумента того, что такое кино снимать нельзя.
Одной из первых под «проклятье» попала Наталья Варлей. Когда стало известно, что актриса во время съёмок выпала из гроба, разнеслись слухи о её смерти. К счастью, это оказалось неправдой, но позже многие события в жизни артистки публика связывала именно с ролью Панночки.
Пресса писала, что после «Вия» актриса не получала главных ролей, однако фильмография Варлей говорит об обратном. Повторить успех «Кавказской пленницы» или «Вия» ей и правда не удалось, но мало каким актёрам достаётся много звёздных ролей.
Личная жизнь актрисы тоже якобы не задалась, но развод и рождение недоношенного ребёнка трудно назвать чем-то сверхъестественным. Добавила разговоров про мистику и сама Варлей: она рассказала историю о том, как «Вий» однажды пытались показать отдыхающим на теплоходе. Каждый раз, когда фильм пытались запустить на экране, в море начинался шторм. Тогда Варлей попросила прекратить показ «Вия».
Тем не менее сама актриса никогда не преувеличивала значение фильма в своей жизни.
Я потом много раз читала и слышала, что Панночка сыграла роковую роль в моей жизни. На самом деле это всё вымыслы журналистов и зрителей! Конечно, изображать нечистую силу, тем более в храме, грех. Но, во-первых, храмом был павильон «Мосфильма», во-вторых, грех случился по неведению, я в нем исповедовалась и, надеюсь, Бог мне его простил. Вскоре после «Вия» я окрестилась. С тех пор стараюсь жить по заповедям. Конечно, в моей судьбе было много светлого и хорошего и не менее болезненного и печального. Но я не думаю, что фильм может разрушить жизнь.
Наталья Варлей
исполнительница роли Панночки в фильме «Вий»
Писали, что после премьеры фильма тяжело заболел и вскоре умер режиссёр Александр Птушко. В реальности режиссёр скончался через шесть лет после выхода «Вия» на экраны, частично — по причине неправильного диагноза. Как говорила в интервью его дочь, врачи думали, что у него проблемы с сердцем, а оказалось — с почками, но время было упущено, и операцию сделать просто не успели. Режиссёру было 72 года.
Многие писали, что «проклятье» настигло одного из начинающих режиссёров — Константина Ершова, который скончался в 49 лет. Только вот умер он через 17 лет после премьеры фильма. А его партнёр по съёмкам Георгий Кропачёв, напротив, прожил долгую жизнь и умер в возрасте 85 лет.
Последователи теории о проклятии говорят, что церковь Пресвятой Богородицы, которая появилась в «Вие», сгорела до тла. Так и есть, но случилось это в 2006-м, аж через 39 лет после премьеры.
Местные жители любят рассказывать пугающую легенду. Когда к ним приехала съёмочная группа «Вия», из ниоткуда появилась женщина, которая вызвалась консультировать киношников. Сразу после окончания съёмок женщина тяжело заболела, и её увезли в неизвестном направлении. Больше о ней никто никогда не слышал. Правда, никаких подтверждений этой истории журналистам найти не удалось.
В качестве доказательства смертельного возмездия Вия приводят в пример судьбу актёров массовки, многие из которых скончались после премьеры. Вот только многие были в преклонном возрасте и умерли через годы после съёмок.
А вот на Леониде Куравлёве, судя по его насыщенной карьере и крепкой семье, «Вий» отразился только в лучшую сторону. Он играл главного героя Хому Брута и параллельно снимался в «Золотом телёнке», где у него тоже была центральная роль — Шуры Балаганова.
После «Вия» он сыграл ещё множество знаковых ролей — в лентах «Иван Васильевич меняет профессию», «Афоня», «Место встречи изменить нельзя» и многих других. В личной жизни Куравлёва всё тоже сложилось удачно: он женился лишь однажды на своей первой любви, с которой прожил 52 года вплоть до её смерти. В последние годы актёр по собственной инициативе мало снимается и много общается с детьми и внуками. В октябре 2021 года Куравлёв отпраздновал 85-летие.
Международное признание
Ещё во время съёмок фильмом заинтересовались несколько несуеверных стран — США, Франция, Аргентина и Финляндия. Американская пресса опубликовала сенсационную статью о том, что в Советском Союзе наконец-то сняли ужастик. «Вий» ждал международный успех: после премьеры права на показ приобрели 15 стран мира.
«Вий» до сих пор входит в топы лучших хорроров. Например, журнал IndieWire поставил его на 89-е место в списке 135 лучших фильмов ужасов со всего мира.
Но, несмотря на очевидный успех ленты, советские киночиновники и кинематографисты предпочли к страшному жанру не возвращаться. Интересно, что и сами авторы «Вия» до последнего не считали, что сняли ужастик. В своей пояснительной записке к фильму они указывали:
Попытка решить картину в традициях озорного народного искусства во многом способствовала тому, что самые страшные сцены построены на основе образов украинского фольклора, лишенного какой-либо мистики, и пронизаны здоровым народным юмором…
ТЕСТ: Насколько хорошо вы помните фильмы с Сергеем Гармашом?
ТЕСТ: Насколько хорошо вы знаете роли Ирины Розановой?
ТЕСТ: Хорошо ли вы помните роли Леонида Ярмольника?
Актёрские байки: Анатолий Папанов
Журнал
Факты и рассказы о съёмках фильма «Вий»
Работа над фильмом по мотивам знаменитой мистической повести Николая Гоголя началась ещё в 2005 году, но по разным причинам процесс затянулся на девять лет и премьера состоялась только в 2014 году.
Олег Степченко, режиссёр:
«Вий», к/к RFG, к/к MGE, к/с ANKOR-film, 2014, реж. О. Степченко
«Первый год мы снимали все те сцены, которые связаны с церковью. Это был очень сложный, технологический процесс — с Панночкой, с монстрами, с полетами гроба. На все это мы потратили целый год… Следующим этапом, согласно плану, стали съёмки актеров и хутора. И третий блок — это собственно сцены с путешественником Джонатаном Грином. Скажем так, первый блок был „самым страшным“, второй — „самым приключенческим“, а третий станет „самым мистическим“…»
[источник]
Алексей Петрухин, продюсер, исполнитель одной из ролей:
«Вий», к/к RFG, к/к MGE, к/с ANKOR-film, 2014, реж. О. Степченко
«Действие картины происходит на Западной Украине, в Прикарпатье. Вся история рассказывается через английского путешественника Джонатана Грина — его играет Джейсон Флеминг, известный нам по фильмам „Карты, деньги, два ствола“, „Большой Куш“, „Загадочная история Бенджамина Баттона“. Так вот, картограф Джонатан Грин приезжает на хутор через год после происшествий с Хомой Брутом, и местные жители рассказывают ему о той чертовщине, которая у них творится. Все ночи Хомы Брута мы видим по рассказам местных жителей…»
[источник]
«Вий», к/к RFG, к/к MGE, к/с ANKOR-film, 2014, реж. О. Степченко
У английского путешественника Джонатана Грина был прототип — французский путешественник, картограф и военный инженер Гийом ле Вассер де Боплан. С начала 1630-х и до 1648 года он работал на территории нынешней Украины — составлял географические карты и собирал этнографический материал.
На роль Грина приглашали Венсана Касселя, Киану Ривза, Шона Пенна, Тима Ротта, но ни с кем из этих актёров не удалось договориться и роль сыграл британец Джейсон Флеминг — его порекомендовал Джейсон Стэтхем, которому тоже предлагали поучаствовать в фильме.
Джейсон Флеминг, актёр:
«Я снялся уже в более чем девяноста картинах и теперь соглашаюсь играть, только если мне предлагают что-то бросающее вызов моему опыту. Найти фильм, в котором я разговариваю на русском языке и в котором мне предоставляется возможность поработать с командой со всех частей света, — это редкость. Кроме того, критерием для принятия решения об участии в съёмках является страна, где будет сниматься проект. В душе я цыган, и для меня путешествовать по миру так же важно, как и делать хорошее кино. Как только я узнал, что буду работать с русскими, я мгновенно согласился…»
«Вий», к/к RFG, к/к MGE, к/с ANKOR-film, 2014, реж. О. Степченко
«Молодые актеры, Чадов и Агнесс [Агния Дитковските], разговаривали со мной по-английски! Агнесс я люблю и восхищаюсь ею. Чадов — молодая звезда, с ним весело. Был на площадке и мой любимый актер Валерий Золотухин, который, к сожалению, ушел из жизни, когда мы закончили делать фильм. Я сразу понял, что он настоящий русский академический актёр. И не только он. Было много людей, чьи имена я не знал, но чьей игрой наслаждался. В России невероятно интересная история кино и театра…»
[источник]
В «Вие» две главных героини — Панночка и её подруга, блаженная Настуся. На роль Настуси режиссёр искал актрису несовременной внешности, чтобы она была «как из немого кино». Пробы удачно прошла Наталья Водянова, но оказалось, что по контракту ей нельзя менять внешность. Тогда роль отдали молодой литовской актрисе Агнии Дитковските. У исполнителей главных ролей Чадова и Дитковските на съёмках был роман, который закончился свадьбой, рождением сына и… разводом.
«Вий», к/к RFG, к/к MGE, к/с ANKOR-film, 2014, реж. О. Степченко
На роль Панночки была утверждена Ольга Зайцева, которой, как и Наталье Варлей в старом фильме, довелось полетать в гробу:
«Я думаю, слава богу, Наталья Варлей жива и здорова… Если бы с ней действительно произошло что-то неприятное, то можно было бы говорить о каких-то суевериях, но так как все в порядке, повышенный интерес к этой теме кажется мне слишком раздутым. Но были люди, которые присылали мне после выхода фильма на почту предложения сходить в церковь, помолиться за меня…»
«Вий», к/к RFG, к/к MGE, к/с ANKOR-film, 2014, реж. О. Степченко
«Я хорошо помню старый фильм еще с детства. Тогда „Вий“ и „Кошмар на улице Вязов“ казались просто самыми страшными фильмами! Особенно эти руки из стен — просто катастрофа! Но мне кажется, что наш „Вий“ получился интереснее, чем тот, который был. История осталась та же, но кино гораздо зрелищнее и в нем есть вещи, которых нет у Гоголя, и в оригинале они не объяснены. А в нашем фильме все объясняется…»
[источник]
В новом «Вие» масса компьютерных спецэффектов, но это не отменяло сложный грим и костюмы «нечисти». Наиболее колоритно выглядел актёр Игорь Жижикин, сыгравшего одного из свиты Вия:
«Вий», к/к RFG, к/к MGE, к/с ANKOR-film, 2014, реж. О. Степченко
«Работать было и трудно, и интересно. У меня был самый сложный грим. Мы поначалу его делали по пять-шесть часов, а то и больше — по восемь. Это сложный пластический грим и не только на лице, но и на всем теле. Изначально, когда его готовили — меня заливали полностью с ног до головы силиконом, и я в этом состоянии стоял на четвереньках и ждал, пока все эти силиконовые детали на мне засохнут. Потом их долго снимали.
Это не просто костюм. Ты его надеваешь на себя, а остальное потом доделываешь пластическими добавками. И по мере того как делают грим, уже начинаешь вживаться в образ и живешь им…»
Фильм снимался в павильонах знаменитой чешской студии Barrandov и на «Мосфильме». Натурные съёмки проходили в лесах под Прагой и на Украине, где в первый же день съёмок сгорела старая церковь в которой снимался фильм «Вий» 1967 года…
Алексей Чадов, актёр:
«Вий», к/к RFG, к/к MGE, к/с ANKOR-film, 2014, реж. О. Степченко
«Мне кажется, что в том фильме сделан уклон в мистику и чертовщину, а в самой повести всё намного сложнее. Гоголь глубже всё это писал, интересовался подробней, а в том фильме побеждает фантасмагория, причем она не очень поддержана техническими эффектами. В целом, фигура Гоголя очень противоречивая и неоднозначная, его надо понять, что крайне сложно. Я бы не стал столь категорично относиться к Гоголю. Он был нездоровым человеком, страдал психическими отклонениями. Но, возможно, именно эти отклонения вдохнули сумасшедшую энергию в его произведения. „Вий“ — при всей его чертовщине — очень христианское произведение, где есть вечная борьба добра со злом, борьба с соблазнами и страстями…»
[источник]
В этом фильме последнюю роль сыграл актёр Валерий Золотухин. У него была роль казака Явтуха, которого отец панночки поставил караулить Хому Брута, чтобы тот не сбежал с хутора. Сначала на роль Явтуха утвердили Льва Дурова, но он отказался сниматься из-за частых перелётов. Золотухина же это не остановило…
«Вий», к/к RFG, к/к MGE, к/с ANKOR-film, 2014, реж. О. Степченко
Нина Русланова, актриса:
«На роль моего мужа был утвержден Лев Дуров. Приехала — ахнула: вместо него встречает Валера Золотухин! Роль поначалу шла тяжело, никак не могла понять, чего добивается от меня режиссёр Олег Степченко. Выручил партнёр — подыграл, подставил плечо. Сниматься с Золотухиным одно удовольствие — он всё время шутил, веселился. И в мыслях не было, что болеет. Не верю, что Золотухина сглазил Вий…»
[источник]
«Вий», к/к RFG, к/к MGE, к/с ANKOR-film, 2014, реж. О. Степченко
Виктор Бычков, актёр:
«В то время в жизни Золотухина происходило множество событий — после ухода из Театра на Таганке Юрия Любимова руководство труппой он взял на себя. К тому же Валерий Сергеевич уже был тяжело болен. Иногда приезжал на съёмки совершенно разбитым, и мы старались окружить его комфортом и заботой. А как-то, помню, когда снимали в Праге, он, видимо, хорошо себя чувствовал, и показался мне совершенным мальчишкой. Золотухин веселил всю группу, принимал участие в посиделках, с удовольствием предавался воспоминаниям и даже пел песни. Все были от него в восторге…»
[источник]
«Вий», к/к RFG, к/к MGE, к/с ANKOR-film, 2014, реж. О. Степченко
Игорь Жижикин, актёр:
«Мы снимались вместе в тех сценах, где на хуторе собираются казаки. Подход у него к роли просто „сумасшедший“. С утра мы с ним разговаривали — это был один человек, но, когда он надевал костюм и начинал работать над ролью, его уже было не узнать. Совершенно другой — реальный гоголевский персонаж. Он, конечно, задавал всем сильнейший тон. Когда все казаки за столом сидят, пируют, едят или пытаются что-то выведать у путешественника, вдруг Валерий Сергеевич вспоминал какие-то совершенно неожиданные вещи. Старые казачьи песни, байки, что-то ещё, что создавало неимоверную атмосферу».
[источник]
«Вий», к/к RFG, к/к MGE, к/с ANKOR-film, 2014, реж. О. Степченко