в каком году снимали особенности национальной охоты
Корова в бомболюке, пьяный медведь и ледяная баня: как снимали «Особенности национальной охоты»
«Особенности национальной охоты» – народный хит смутных 90-х годов, который и в наши дни смотрится актуально и весело. Для режиссера Александра Рогожкина это было совершенно нетипичное кино, – он был известен камерными, фестивальными работами. Его фильм «Чекист» был показан в Каннах, а «Жизнь идиота» получил приз в Роттердаме.
Охота в кино и в жизни
Снять кино про русскую охоту режиссеру предложил его коллега по «Ленфильму», директор ряда работ мастера Михаил Кирилюк. Он был заядлым охотником и однажды позвал Рогожкина с собой. Для интеллигента с тремя высшими образованиями увиденное стало настоящим открытием и шоком. Позднее он признавался, что, если показал, как на самом деле охотятся русские люди, ему бы никто не поверил. Еще и обвинили бы, что он порочит нацию.
Итак, компания из четырех человек во главе с армейским генералом отправляется культурно отдохнуть на природу. С собой они берут ружья, большую партию спирта и иностранного гражданина, финна Райво, который, начитавшись русской классики, мечтает увидеть настоящую охоту в России. Группа приезжает на дальний лесной кордон, где гостей уже ждет егерь Кузьмич.
Фильм снимали в Карелии. Группа поселилась в бывшем пионерском лагере с обширной территорией, где разбили сад камней и заново отстроили беседку. Остальные строения сохранились еще со времен Союза. Никто из актеров не знал, что они снимаются в комедии, – до последнего все были уверены, что участвуют в низкобюджетном авторском кино под стать другим работам режиссера. И Рогожкин этот миф активно поддерживал. Он считал, что если все будут веселиться, ничего смешного точно не получится.
Кузьмич, генерал и настоящий финн
Не все получалось у артистов сразу. Так, Стругачев из-за театральной привычки постоянно переигрывал, Хаапасало говорил свои реплики слишком четко и с большим усилием. Некоторое время они притирались друг к другу и своим персонажам, – додумывали детали, просматривали отснятый материал, выпивали. В итоге удалось нащупать нужный тон, настроение и ритм.
Алкоголь – только после смены
В отличие от того, что творится в кадре, на съемках алкоголь употребляли только в нерабочее время. Давно известно, что играть пьяных людей могут только абсолютно трезвые люди. Но спиртное было и его было много. Пили вечерами, после смены, и еще чтобы согреться. Артисты вспоминают, что временами было дико холодно, – на дворе стоял глубокий октябрь.
Одной из самых экстремальных сцен было посещение бани. Это только кажется, что охотники парятся, – на самом деле в помещении температура приближалась к нулю. Обнаженные актеры обмазались жиром, как будто у них выступил пот, и стали мокрыми волосы, а потом сидели, терпели, говорили нужный текст. Но хуже всего было то, что, намерзшись в ледяной бане, предстояло выбегать на улицу, спасаться от медведя, прыгать в озеро.
Актеры тонули и неудачно падали
Но в кадре актеры только единожды появились нетрезвыми, – это был момент, когда Кузьмич и Райво ехали на свидание к дояркам. Так получилось, что милицейскую машину группе одолжили только на один вечер, когда артисты уже были подшофе. Но делать нечего, – поехали как есть. А потом еще удивлялись, как вообще не разбили уазик в хлам.
Медведь под стать компании
Рогожкин понимал, что фильм про охоту будет выглядеть странно без хоть какого-то зверя. Сначала он собирался использоваться кабана, но знающие люди отговорили, – заставить дикую свинью делать, что требуется, нет никаких шансов. Тогда режиссер потребовал медведя. Он ожидал, что ему найдут крупного, смышленого и опытного в кино актера. Но когда нашли и привезли, а потом посадили напротив Кузьмича, группа ахнула, – он был в два раза больше артиста и внушал дикий ужас. Стали искать медведя поменьше, – кто-то арендовал зверя-подростка у уличных фотографов и притащил в Карелию. Его звали Боря, – он хоть и привык к людям, но мог проявить характер. И еще он спокойно пил спиртное. Однажды после такой попойки зверь накинулся на Семена Стругачева, – в кровь расцарапал ему ногу. Поэтому для съемок сцен, когда охотники фотографировались с «трофеем» мишке дали выпить больше, чем обычно. Как ни странно, но особая любовь случилась у Бори с Виктором Бычковым, – они действительно могли сидеть за одним столом совершенно по-приятельски. Поэтому в сцене, когда Кузьмич читает Мишке брошюру о вреде пьянства, не было ни дублеров, ни комбинированных съемок, – все по-настоящему.
Как корова оказалась в бомболюке
Корову в бомболюке тоже снимали живьем. Единственное, что нарисовали на компьютере, – ее раскоряченные ноги. Списанный военный самолет нашли на аэродроме под Псковом, – там же отсняли сцены с буренкой. Художники рыдали от затеи режиссера затолкать животное в бомбардировщик. Несколько дней они пытались его отговорить, но тщетно. Рогожкин всегда четко придерживался сценария.
Понадобилось полдня, чтобы корова все-таки зашла в самолет. Потом ее тело приподняли на маскировочных тросах. Оператор фильма Андрей Жегалов лег прямо на бетон взлетной полосы под самолет и взял животное крупным ракурсом.
Триумфа никто не ожидал
Группа увидела фильм целиком только на премьере, которая состоялась на кинофестивале «Кинотавр» в 1995 году. Картину показали в конце конкурсной программы. Никто не ждал от произведения Рогожкина какого-то открытия, – зал был полупустым. Участники кинофестиваля уже распределили награды между собой и разбрелись кто на пляж, кто в клуб. Каково же было удивление именитых актеров и режиссеров, когда на следующий день «Особенности национальной охоты» получили Гран-при?! Потом был приз в Карловых Варах, потом награда от кинопрессы. На следующий год на «Нике» фильм был признан лучшим, как и режиссер, а Алексей Булдаков отмечен за мужскую роль.
Но больше, чем критики, картину оценили простые зрители. Фильм быстро появился на видеокассетах, хоть и не в лучшем качестве, и разошелся по стране. Картину рекомендовали друзьям и знакомым, – «Особенности» быстро стали народной комедией, каких давно не видели люди. Когда не стало Рогожкина, выяснилось, что это была его самая известная и любимая многими работа, – за этот фильм его будут не только помнить, но и долго еще благодарить.
Особенности национальной охоты (фильм)
Особенности национальной охоты (фильм)
Особенности национальной охоты | |
Жанр | |
---|---|
Особенности национальной охоты (полное название — Особенности национальной охоты в осенний период) — художественный комедийный фильм Александра Рогожкина.
Содержание
Сюжет
Молодой финский парень Райво (Вилле Хаапасало), изучающий охоту, уговаривает своего русского друга Женю (Сергей Куприянов) помочь ему поучаствовать в настоящей русской охоте, дабы познакомиться с нравами и привычками русских охотников. Сугубо мужская компания во главе с армейским генералом (Алексей Булдаков) отправляется на дальний лесной кордон на охоту, прихватив с собой несколько ящиков водки…
На дальнем кордоне их поджидает чудаковатый егерь Кузьмич (Виктор Бычков), который имеет сад камней для медитации.
Вместо охоты идут попойки и приключения. А финна Райво все чаще посещают грёзы о традиционной русской охоте…
Фильм наполнен аллюзиями и экранизациями народных устных историй (байками) о забавных случаях, которые могли произойти в реальности на настоящей охоте. Поведение героев фильма и те забавные ситуации, в которые они попадают легко узнаваемы в реальной жизни.
Фрагментарно фильм можно поделить на эти байки – случай в бане, фейерверк, отношение к сельскому милиционеру, который, несмотря на то, что является представителем власти, тем не менее «свой парень», которого знают с детства, случай на ферме, перевозка коровы в бомболюке современного бомбардировщика за бутылку водки и т.д.
Все взаимоотношения героев в гротескной форме повторяют отношения в определенной социальной группе. Даже подбор персонажей более представляется неким срезом в обществе – генерал, сержант милиции, студент, егерь, бизнесмен, следователь, военные с аэродрома и т.д.
А вместе с персонажами авторы, по доброму, заставляют улыбнуться зрителя от их легко узнаваемых взаимоотношений. «Сходить на охоту на дальний кордон, потому что там потерялась корова», весело посмеяться, над тем, что дробь «кучно пошла» и никого не задела.
Следует отметить, что авторы без малейшей тени нравоучения ставят зрителя в положение наблюдателя нисколько не морализируя поведение героев.
Отдельно можно отметить, что фильм необычно для своего жанра изобилует парадоксальными, анекдотическими, моментами которые, хотя и не возможны в реальности тем не менее в контексте фильма воспринимаются как достоверные – у лесного егеря Кузьмича на огороде сад камней; у него же на огороде растет ананас (действие фильма происходит предположительно в Карелии). Финн Райво и Кузьмич общаются каждый на своем языке, но отлично понимают друг друга. Вечером на небосводе вместо Луны видна Земля и т.д.
Неоднозначное отношение к фильму
Следует отметить, что несмотря на то, что фильм получил множество самых положительных откликов, как в среде кинокритики, так и на различных кинофестивалях, и что неофициально его называли лучшей комедией российского кинематографа 1995 года, а затем и всех 90-х годов прошлого века, в начале проката у широкой публики фильм вызвал крайне неоднозначные отзывы.
Вероятно, из-за большого количества выпиваемой водки и, часто неадекватного, гротескного, поведения героев, женская аудитория фильма была настроена к нему резко отрицательно. Такое же отношение во многом вызвал фильм и у мужской части аудитории, которая никакаким образом не могла ассоциировать себя с главными героями, в основном, в среде т.н. трудовой интеллигенции, для которой сюжет фильма далек и непонятен.
В то же время в российской глубинке фильм прошел с невероятным успехом, и в течение пары лет непонимание было преодолено, и фильм повсеместно был принят в обществе.
Умер Александр Рогожкин. Он снял «Особенности национальной охоты» и был самым народным режиссером 1990-х
В Санкт-Петербурге в возрасте 72 лет скончался Александр Рогожкин — наверное, самый народный режиссер 1990-х, в эпоху тотального упадка российского кино снявший фильм, по популярности не уступавший советским комедийным шедеврам («Особенности национальной охоты»), а затем более-менее в одиночку реанимировавший отечественные сериалы и создавший образец, по которому на телевидении до сих пор существует жанр ментовского детектива («Улицы разбитых фонарей», «Убойная сила»). Рогожкину хватало смелости уже в 90-х осмыслять происходящее на чеченской войне («Блокпост»), а его обращение к теме Великой Отечественной войны («Кукушка») сейчас наверняка смотрелось бы натуральной фрондой — любой идеологии режиссер предпочитал политику чувств. «Лента.ру» рассказывает о его карьере.
Путь Александра Рогожкина в кино не был простым. Он успел отучиться на искусствоведа в родном Ленинграде, год отслужил в специальных моторизованных частях милиции, еще два отработал декоратором на «Ленфильме». Затем провалил поступление на Высшие курсы сценаристов и режиссеров, но попал во ВГИК — в мастерскую к живому классику советского кинематографа, режиссеру «Молодой гвардии» и «Тихого Дона» Сергею Герасимову. Когда Рогожкин закончил учебу, ему было уже за тридцать — и ни любимым студентом мастера, ни образцовым выпускником он не стал: его диплом «Рыжая. Рыжая» Герасимов и вовсе раскритиковал, не оставив от картины камня на камне. И Рогожкин вернулся в Ленинград.
Фото: Александр Яковлев / ТАСС
Известность пришла к режиссеру только в 1990-м, с выходом на экраны «Караула». Причем сразу как скандальная (а какой еще эффект могла произвести в Советском Союзе эпохи распада картина, снятая по взбудоражившей страну трагедии Артура Сакалаускиса, призывника, который из-за дедовщины пошел на массовое убийство), так и респектабельная — «Караул» наградили призом им. Альфреда Бауэра за открытие новых путей в киноискусстве. Этими путями в исполнении Рогожкина были тотальный, нервирующий зрителя психологический перегруз — и камера, движения которой в сотрясаемом солдатскими разборками вагоне для зэков создавали удушающий клаустрофобный эффект.
Так Рогожкин на время стал одним из самых интересных имен в отечественном авторском кино, и если его радиоактивную притчу, исследовавшую тропы Чернобыля в советском подсознании («Третья планета»), не заметили из-за того, что ее выход пришелся на турбулентную осень 1991-го, то уже следующий фильм режиссера «Чекист» удостоился премьеры в Каннах. На самом престижном фестивале планеты этот сеанс бади-хоррора в застенках террора был освистан. Сейчас, впрочем, очевидно, что Рогожкин во многом опередил свое время, предугадав фестивальные тренды следующего десятилетия: рядом с фильмами Ларса фон Триера, Михаэля Ханеке, Ульриха Зайдля «Чекист», провокационно избегавший психологизма и предпочитавший ему эротику смерти, смотрелся бы уместнее, чем в контексте перестроечного кино начала 90-х, когда он был заклеймен «чернухой».
О том, что он в состоянии снимать не только мрачное экзистенциальное кино о своем странном времени, Рогожкин заявил миру в 1995-м. И как! «Особенности национальной охоты» доказали, что полноценный народный хит может появиться даже в эпоху тотального раздрая национального кино. История выезда на охоту группы сильно пьющих представителей русского народа (плюс один невинный в плане беспробудного пьянства финн) стремительно стала VHS-блокбастером, взорвала рейтинги в телеэфире и впечатляющими гайдаевскими темпами разошлась на цитаты. «Водку?! Водку — буду». «Михалыч? А мы думали — медведь». «Корову на мясо, экипаж под арест». И так далее. Важнее, что «Особенности национальной охоты» как будто напомнили стране: учитывая все, что происходит вокруг, бухать — не просто не зазорно, но и вполне оправданно.
Кадр: фильм «Особенности национальной охоты»
Сверхъестественный успех «Охоты» не мог не привести к идее взяться за сиквелы — и Рогожкин не подвел, в «Особенностях национальной рыбалки» и «Особенностях охоты в зимний период» отказавшись от лирических интенций оригинала и развернув с участием полюбившихся народу Михалыча, Кузьмича и компании натуральную алкобуффонаду, почти мультяшную по уровню пьянства и гэгов карикатуру на саму себя. Лично Рогожкин эти сиквелы не очень-то ценил: «Я нормально воспринимаю только первый фильм. А когда началось тиражирование, мне стало неинтересно», — делился он в интервью «Комсомольской правде». Не очень-то удалось и заработать: гонорар за «Особенности национальной охоты» был смешным. «Кончаловский сказал тогда, что если бы я снял такой фильм где-нибудь в Голливуде, мог бы всю оставшуюся жизнь спокойно жить на своей вилле, ни одной ноги не опуская с шезлонга», — сокрушался в то время Рогожкин.
Кадр: фильм «Особенности национальной рыбалки»
Такая ситуация в индустрии заставила режиссера браться за несерьезные как будто для призера Берлинале и участника Канн заработки — например, работу в сериалах. Приход Рогожкина на телевидение, впрочем, оказался судьбоносным — причем не столько для самого режиссера, сколько для телевидения. Сняв первые несколько серий «Улиц разбитых фонарей», постановщик тем самым заложил фундамент для жанра ментовского сериала, который стоит на его находках и интонации по сей день. А когда «Улицы» — уже без его участия — стерлись до чистых клише, Рогожкин же показал, куда жанру идти дальше, в «Убойной силе», попутно превратив в общероссийскую звезду Константина Хабенского.
Кадр: телесериал «Убойная сила»
До того как закончились 90-е, режиссер успел напомнить о себе и в авторском кино: его «Блокпост» фиксировал нарывы чеченской войны в формате камерной драмы, от первого до последнего кадра выдерживающей сокрушительную интонацию без особых манипуляций со зрительскими чувствами. В 2002-м антивоенная линия в рогожкинской фильмографии продолжится и пытающейся разглядеть человека за идеологическим туманом Великой Отечественной «Кукушкой», а еще через несколько лет — эпическим в своих авиационных и мелодраматических перехлестах «Перегоном». Если первая вглядывалась в советского человека с той стороны фронта, то второй смотрит на чувственный русский мир уже глазами союзников-американцев.
Кадр: фильм «Кукушка»
В сущности, нет ничего удивительного в том, что Рогожкин, всю карьеру и в каждой работе искавший нестандартный, неочевидный ракурс авторского взгляда — на войну и на страну, на комедию и на детектив, на кадр и на человека, — в 2010-х предпочел перестать снимать, чем подвергать свое видение стандартизации. «Здоровья на борьбу с непрофессионализмом уже не хватает», — признавался он. Что ж, тот факт, что современная Россия осталась не запечатлена режиссером, возможно, лучше других сумевшим показать как будто более сложное и смутное время, уже многое говорит о качестве эпохи, в которую мы живем.
Особенности национальной охоты
Содержание
Сюжет
Молодой финн Райво (Вилле Хаапасало), изучающий русские обычаи и традиции, уговаривает своего друга Женю (Сергей Куприянов) помочь ему поучаствовать в настоящей охоте, чтобы ближе познакомиться с её особенностями. Они присоединяются к компании, во главе с армейским генералом (Алексей Булдаков), и отправляются на дальний лесной кордон, прихватив с собой несколько ящиков водки.
На кордоне их поджидает чудаковатый егерь Кузьмич (Виктор Бычков), увлекающийся медитацией и японской культурой.
В суете выпивки и смешных казусов сама охота отходит на второй и даже третий план.
Вторая сюжетная линия — это грёзы финна Райво о настоящей русской охоте. Короткие эпизоды из дореволюционного периода периодически появляются в фильме в виде вставок в основную сюжетную канву. Охота «историческая» разительно отличается от современной. Её участники в отличие от горе-охотников основного сюжета за приятными разговорами, флиртом с дамами и «угощением» все-таки о главном не забывают и добывают зверя — крупного волка.
Контрастные линии современной глупой суеты и продуманного старинного развлечения пересекаются в финале.
История создания и места съёмок
В ходе съёмок были задействованы три коровы и один медведь. Одну из коров действительно пришлось подвешивать в бомболюке самолёта на гамаке, на съёмках фильма в 444 ЦБП г. Остров-5 (Псковская обл.) корова упала из грузоотсека и была забита на мясо. (полностью эпизод был смонтирован при помощи компьютерной графики).
Премьера картины состоялась на фестивале Кинотавр (Сочи) в 1995 году.
Художественные особенности
В России все знают, что «охота» и «рыбалка» — лишь эвфемизмы вполне целомудренного мальчишника на свежем воздухе, алиби для мужчин, в каждом из которых есть что-то от генерала Булдакова и что-то — от русского буддиста Кузьмича.
Критика и культурное значение
На самом деле я не считаю свой фильм комедией. То есть я хотел снять комедию по некомедийным законам. Я имею в виду стилистику изображения. Комедия предполагает активную актёрскую игру на первом плане. Зрителю нужно видеть мимику актёра, его пластику. А я стремился снять обычное, спокойное кино. Этакое научно-популярное по стилистике. И если говорить о жанре фильма — это краткий курс ненаучного коммунизма.
«Особенности национальной охоты» — Как Александр Рогожкин снял научно-популярную комедию
1995-й стал переломным в карьере Рогожкина: из камерного фестивального автора он превратился в поистине народного режиссера. О том, как его охотничьи рассказы стали блокбастером (не выходя при этом в кинопрокат!), рассказывает Алена Солнцева.
За сценарий комедии об охотниках молодой питерский режиссер Александр Рогожкин взялся по инициативе своего приятеля Михаила Кирилюка, который работал у него на фильмах директором. Кирилюк, страстно увлекавшийся охотой и рыбалкой, предложил тему и уговорил Рогожкина съездить с ним на настоящую охоту. Там Александр и насмотрелся на нравы и быт отдыхающих мужчин.
В середине 1990-х Рогожкин считался, как говорят киноманы, auteur. Искусствовед по образованию, интеллектуал, он снимал замысловатое авторское кино и был желанным гостем международных фестивалей («Чекиста» снимали для канала Arte, «Караул» получил приз в Берлине, «Жизнь с идиотом» — в Роттердаме). Поэтому актеры, в фильме занятые, поначалу были уверены, что снимаются не в комедийном, а в авторском кино высокой степени художественности. Сам Рогожкин поддерживал эту легенду: «Когда мы снимали „Охоту“, я всех предупреждал, что мы снимаем не комедию. Леша Булдаков после просмотра подошел и сказал мне: „Ничего не понимаю, чего они все смеются? Мы же снимали серьезный фильм“».
Веселая этнография
Но Рогожкин просто экспериментировал с формой. Позже он объяснял: «Я хотел снять комедию по некомедийным законам. Я имею в виду стилистику изображения. Комедия предполагает активную актерскую игру на первом плане. Зрителю нужно видеть мимику актера, его пластику. А я стремился снять обычное спокойное кино. Этакое научно-популярное по стилистике» (из интервью журналу «Искусство кино» в 1995 году).
Откуда взялось это определение — «научно-популярное по стилистике»? Многие молодые кинематографисты тогда подрабатывали на «Леннаучфильме» — довольно богатой советской киностудии, созданной ради популяризации науки на телевидении. Именно оттуда на «Ленфильм» пришли тогдашний директор студии Александр Голутва, ставший продюсером «Охоты», и главный редактор Михаил Коновальчук. Под научно-популярной стилистикой, скорее всего, имелась в виду объективно-документальная манера съемки. Несмотря на разнообразные абсурдные кунштюки вроде появления на небе вместо луны земного шара или пробежки снежного человека на заднем плане, камера подчеркнуто отстраненно наблюдает за действием, не акцентируя внимания на отдельных персонажах или событиях. Формальные изыски изображения уступают место чистой драматургии. Впрочем, если внимательно смотреть фильм, то видно, что его телевизионная простота обманчива.
Начинается фильм со сцен русской псовой охоты, снятых романтически, без всякого стеба или пародийности. Рогожкин говорил, что позаимствовал для них атмосферу из «Войны и мира». Для Льва Толстого охота была не просто любимым развлечением, но и символом свободы, естественного сближения с природой и людьми, невозможного в чинном тогдашнем мире, где господствовал ритуал. Такой барской охотой — с большими сворами, с загонщиками, с верховыми, с глубоким снегом, настоящими опасностями и зимней красотой — соблазняется финский филолог, глазами которого мы, зрители, смотрим на современную вариацию национальной охоты.
Коллективный делириум, в который погружены охотники, имеет все признаки белой горячки: тут не только фантазии и сны, но и видения наяву. И неважно, на каком языке говорят друг с другом финн и Кузьмич — главное, они отлично понимают друг друга. Дирижерами абсурдного действия становятся генерал Михалыч, который в этом фильме еще носит звучную фамилию играющего его актера Булдакова (в нем зритель 1990-х безошибочно определял генерала Лебедя, на которого Булдаков был удивительно похож), и егерь Кузьмич. Остальные участники охотно и по доброй воле влипают в самые дурацкие ситуации, что волшебным образом убирает тревожность, напряжение или агрессию. Дуракаваляние — древний способ освобождения человека. И вот тут понимаешь, для чего понадобилась та самая стилистика научно-популярного кино: именно она придает достоверность действию, постоянно выходящему за пределы правдоподобия.
Разгадка народной души
На худсовете «Ленфильма» фильм раскритиковали: несмешно, неправдоподобно и название неудачное. Но худсовет уже ничего не решал, сам «Ленфильм» в это время распался на десяток отдельных кинокомпаний, объединенных общей технической базой, денег на студии не было, так что кино снимали из энтузиазма, любви к искусству и на очень скромные бюджеты. Михаил Кирилюк, естественно, ставший директором и этой картины, рассказывал, что национальность иностранного историка охоты определилась исключительно меркантильными соображениями: «В тот год Финляндия, имея в Европе денежный фонд, могла принять решение об участии в съемках совместного фильма. Финны пока думали, мы кино закончили, а когда мы закончили, они согласились. Так съемочная группа оказалась без инвестиций, зато с финном, который подчеркнул особенности русской охоты своим талантом и темпераментом».
Премьера прошла на «Кинотавре», который тогда сам напоминал происходящее в фильме: его президент Марк Рудинштейн ездил на слоне на презентацию в летний цирк, актеры играли в футбол с местным начальством, водка лилась рекой, а фуршеты становились главным событием дня. Позже актер Семен Стругачев, исполнитель роли Льва Соловейчика, вспоминал: «Когда приехали на фестиваль „Кинотавр“, на нас никто ставок не делал. Да мы и сами на себя не ставили — ходили чужими, никому не нужными. Московская тусовка уже праздновала свои победы, распределяла, кому Гран-при, кому — все остальное. Они даже не пришли смотреть нашу картину — все, кроме жюри, поехали на какую-то крутую рыбалку». Тем не менее жюри, которое возглавлял писатель Владимир Войнович и куда входил молодой и малоизвестный тогда режиссер Алексей Балабанов, оценило художественный смысл этой комедии. И в конкурсе, где был представлен практически весь спектр снятого тогда в России кино (от «Мусульманина» Хотиненко до «Мании Жизели» Учителя), фильм Рогожкина получил главный приз и приз критики.
После «Кинотавра» фильм отправился на Международный фестиваль в Карловы Вары, где снова был награжден спецпризом жюри, а после вышел в прокат, причем с большим успехом. Сергей Сельянов утверждает, что «в Чехии он побил рекорд „Звездных войн“», не уточняя, правда, каких именно. В России фильм продолжали чествовать на череде фестивалей и конкурсов, а национальная киноакадемия «Ника» наградила его в категории «Лучший фильм», «Лучшая режиссура» и «Лучшая мужская роль» (Булдаков). Но, главное, «Особенности» стали чемпионом видеопроката. По воспоминаниям Виктора Бычкова, сыгравшего егеря Кузьмича, из Сочи в Питер он вернулся звездой: благодаря оперативности пиратов его уже узнавали на улицах.
Критики пытались сформулировать, чего такого особенного в истории про то, как мужики на охоте пьянствовали. Сергей Добротворский писал: «Полуторачасовой анекдот о пяти мужиках, прихвативших с собой ружья, много водки и финского историка-охотоведа, есть, по существу, попытка портрета национальной души, аккомпанирующей звоном стаканов меланхолическому абсурду». Попыткой такого портрета тогда озаботился не только Рогожкин. Прожив около пяти лет в новой реальности, бывшие советские люди, ныне «дорогие россияне», задумались над своей новой идентичностью. Кто мы? Куда идем и откуда?
На том же «Кинотавре-95», где победил Рогожкин, хватало фильмов о загадках национальной души. В трех из них Россия смотрела на себя глазами иностранца. В «Американской дочери» Карена Шахназарова крутой и обаятельный русский папаша (Владимир Машков) демонстрировал национальное превосходство над механизированной, страдающей от отсутствия эмоциональной широты и бесшабашного бескорыстия Америкой. В более своеобразном фильме Дмитрия Астрахана «Все будет хорошо» японский миллионер умилялся отваге и силе российского военного ветерана (и бесплатно лечил его от алкоголизма).
В «Особенностях» на русскую охоту приезжает финский студент-историк, начитавшийся Толстого и получивший стихийные каникулы в компании с безобидным генералом, который ни с кем не воюет, хотя знает по-фински несколько фраз про ракетную установку, которой у Финляндии нет. Но и в России стреляют даже не по дичи, а в воздух: бомбардировщики перевозят коров, военные кордоны стали охотничьими угодьями. Эта Россия у Рогожкина становится сказочным, почти фольклорным пространством вне времени, где коробки с безымянной (еще не началась эра продакт-плейсмента — он развернется в сиквеле про рыбалку) сорокоградусной водкой прокладывают путь в дзен. И где охота пуще неволи.
Выход в эфир
Сразу после очевидного успеха у народа Рогожкина рекрутировало единственное народное медиа — телевидение. Первым сориентировался Сергей Сельянов, сразу организовав съемки новогоднего представления в двух сериях «Операция „С Новым годом“», где ставший враз знаменитым генерал уже, под фамилией Иволгин (так сказать, пасхалка для интеллигенции: генерал Иволгин — один из персонажей «Идиота» Достоевского), попадает в больницу и организует там беспредел тотального праздника.
В 1998 году Рогожкин снимает продолжение — «Особенности национальной рыбалки», где действуют те же герои, что в первом фильме. После успеха «Охоты» всем уже понятно, что снимать надо чистую комедию, поэтому во втором фильме гораздо больше классических комедийных приемов: нелепых положений, путаницы и случайных совпадений, а отстраненной атмосферы и самодельной рукотворности первого фильма почти не ощущается.
В 1999-м Константин Эрнст предлагает Рогожкину снять «Особенности национальной охоты в зимний период» специально для Первого канала. Это последний фильм франшизы, снятый Рогожкиным (хотя позже он и напишет сценарий для «Особенностей национальной политики»). «Я вообще жалею, что не остановился на первом фильме, а снял трилогию. Я не люблю тиражировать. Это не мой стиль работы. „Особенности национальной рыбалки“ и „Охота в зимний период“ — это случайные для меня фильмы. После успеха первой картины канал ОРТ попросил написать меня несколько сценарных заявок о приключениях этих же героев. Я написал, каналу понравилось, и мне предложили снимать продолжение. На это я ответил: „Не хочу снимать! Пусть снимает кто угодно — только не я“. И чтобы совсем отвязаться, заявил, что готов работать, только если будет пленка 35 мм и звук Dolby. Я был уверен, что телевизионная структура не пойдет на такие колоссальные по тем временам затраты, а канал взял и согласился. Пришлось снимать», — жаловался потом Рогожкин.
Оба продолжения были столь же, если не более, популярны, что и оригинальная картина. Но в них почти ничего не осталось от первоначальной абсурдистской поэзии, все намеки на суть национального характера уже были проговорены прямым текстом, разъяснены и подчеркнуты в многочисленных монологах персонажей (резюмирует все это притча о китайском охотнике Ху Чжоу, которую сочиняет Кузьмич в третьем фильме). Если первая «Охота» снималась довольно безответственно, фактически для себя, то следующие уже должны были учитывать конъюнктуру рынка. Выход на широкую телевизионную публику потребовал усиления классических комедийных приемов, место тонкой иронии занял грубый анекдот.
Телевидение сделало Рогожкина автором и еще одного народного хита — «Улицы разбитых фонарей». В том же 1995 году, когда с триумфом шли «Особенности», он делал для канала РТР сериал по детективам Андрея Кивинова, фактически был шоураннером. Именно Рогожкин придумал мрачную стилистику «Улиц» и снял эталонную первую серию. Правда, руководство канала забраковало материал по причине плохого качества съемки (вот откуда, скорее всего, взялось и требование про пленку 35 мм!). Сериал лежал на полке, и только в 1997 году Владимир Гусинский показал его на канале НТВ.
Ну а самый главный вклад Рогожкина в российскую культуру лучше всего объяснил Виктор Бычков: «Мне знакомый рассказал: „Раньше мы ездили на охоту, естественно, выпивали, у нас постоянно были какие-то недоразумения и драки. А как посмотрели «Особенности», пьем не меньше, но драк уже нет“».