В 90-х годах у государства было полно более важных забот, чем кинематограф. Поэтому проекты, которые все-таки одобряли, получали смехотворное финансирование.
Для съемок фильма «Брат» Алексею Балабанову выделили всего-навсего сто тысяч долларов. Тем не менее кино получилось отменным, а Данила Багров, ищущий справедливости в мире, где правят бандиты, мгновенно стал героем времени. Продолжение решили снимать после того, как Сергей Бодров получил письмо, в котором женщина спрашивала у него, как справиться с бандюками.
Режиссер Балабанов приметил молодого Сергея Бодрова в 1996 году на кинофестивале «Кинотавр». Они сдружились и задумали снять кино о человеке, который не привык плыть по течению. О своем герое Бодров говорил: «У меня вообще странное к нему отношение. Он и похож на меня, и не похож. И проще чем-то, и взрослее вроде… В общем, действительно брат!»
При бюджете картины в сто тысяч долларов экономить приходилось буквально на всем. По сути, деньги тратили только на пленку и съемочную технику. Гонорары актеров были минимальными, снимали друг у друга в квартирах и на дачах, одежду подбирали по большей части из собственных гардеробов. Знаменитый растянутый свитер, в котором щеголяет главный герой, купили в секонд-хенде за 35 рублей.
«Я приходила в своих джинсах, Сережка Бодров — в своих ботинках, — вспоминает Светлана Письмиченко, сыгравшая водителя трамвая Свету. — А помните свитер, в котором моя героиня отправляется на концерт “Наутилуса”? Я его привезла из Финляндии. Когда Леша Балабанов его увидел, сказал: “Ужасный свитер! Надо в нем сниматься”».
Кстати, о концерте «Наутилуса». Это был настоящий концерт, но только не Бутусова, а группы «Чиж & Со» в московском ДК Горбунова. Зрителей использовали в качестве массовки, а Бодров с Письмиченко втиснулись толпу и снимались без дублей.
«Мы сиганули в первый ряд, нас тут же зажали, — вспоминала Светлана. — По сцене бегал оператор, а у меня было ощущение, что сейчас раздавят насмерть. Потом группа все сняла и ушла, и мы остались в толпе пьяных и обкуренных фанатов. Было реально страшно. Сережа решил прорваться и фактически вытащил меня на руках. Потом он час сидел и нервно курил, повторяя: “Свет, опасная у нас профессия”».
Балабанов вообще во всем стремился к максимальной реалистичности. Юрия Кузнецова, например, снимали в окружении настоящих бомжей. И те верили, что Кузнецов — один из них.
Через год после премьеры Бодров получил письмо от женщины из провинции. «Младший сын у нее служит в Чечне, — рассказывал актер. — Пишет, что скоро вернется, и все время спрашивает, как там его любимый мотоцикл. И вот женщина пишет, что мотоцикл украли — залезли жулики, еще и деньги стащили. “Что делать? — спрашивает она. — В милицию идти бесполезно… Ты так здорово в кино с этими бандюками расправлялся, мы с сыном кассету вместе смотрели, а сейчас он вернется, я даже не знаю, говорить ему или нет…” И тогда я понял, что наш фильм очень много значит для людей… В общем, мы решили снять “Брат-2″».
Изначально Балабанов хотел снять две новые части — о похождениях Данилы Багрова в Москве и Чикаго. Но быстро передумал и решил объединить их в один фильм. Бюджет вырос в разы и превысил миллион долларов.
После этого случая актерам, снимавшимся в батальных сценах, больше не нужно было изображать крайнюю озабоченность и настороженность — чувства были неподдельными. Ко всем сценам со стрельбой готовились с максимальной тщательностью, чтобы снять в один дубль.
Совсем не просто оказалось найти свободную камеру в тюрьме, где по сюжету оказывается герой Бодрова. Действующие были переполнены, обезьянники в милиции не годились. Администраторы сбились с ног, но ничего подходящего так и не нашли. Тогда продюсер Сергей Сельянов вспомнил о бывшей гауптвахте московской комендатуры, где когда-то сам сидел. А до него — Троцкий и Берия перед расстрелом. Там и сняли.
«В Америке мы высадились, как конкистадоры на берег, — вспоминал Бодров. — Главным местом был Чикаго — старая криминальная столица Америки. Там мы жили и работали почти полтора месяца. Надо сказать, в американских городах есть места, где даже полиция старается не появляться, не говоря уже о простых белых гражданах. Съемки начали как раз с такого места».
В прокате «Брат 2» себя не окупил. Кинотеатры собрали немногим больше шестисот тысяч долларов. Но по итогам 2000 года фильм занял первое место по количеству проданных копий на VHS-кассетах, обойдя несколько дорогих американских блокбастеров.
Россия | 1997 г. | 100 мин. | драма, криминал, музыка, боевик
Рейтинг:
Кинопоиск 8,23 IMDb 8
Страна:
Длительность:
Режиссер фильма «Брат»:
Актеры фильма «Брат»:
Содержание фильма «Брат»:
Сюжет фильма «Брат»
Середина девяностых, осень. Данила Багров ( актёр Сергей Бодров ), провинциал, который только что вернулся из армии. Он срывает съёмки клипа группы Наутилус. После даёт он оказывается в милиции. Ему необходимо подыскать работу, иначе его снова арестуют. Мать ( актриса Татьяна Захарова ) советует отправиться к брату Виктору ( актёр Виктор Сухоруков ) в Ленинград.
В Петербурге Данила гуляет, ночует на пустом чердаке. Он спасает уличного торговца Гофмана ( актёр Юрий Кузнецов ) от рэкетира. Они идут на Смоленское кладбище, выпить в беседке. Возле клуба Данила знакомится с Кэт, красавицей и тусовщицей ( актриса Мария Жукова ).
Он находит брата, киллера по кличке Татарин. Виктор заявляет, что он бизнесмен. Криминальный авторитет Круглый ( актёр Сергей Мурзин ) заказывает Виктору Чечена ( актёр Юрий Макусинский ), захватившего рынок. Его не устроила назначенная сумма гонорара, поэтому люди Круглого следят за братьями.
Виктор отдаёт брату обещанное вознаграждение и хочет организовать общее дело. Данила покупает подарок Светлане, магнитофон, а остатки тратит на развлечения с Кэт: вечеринку, алкоголь, наркотики.
Виктор просит Данилу об участии в ещё одной разборке. На окраине Васильевского острова он идёт в квартиру должника Макара с двумя бандитами. Они берут в заложники Степана ( актёр Андрей Федорцов ), который случайно заглянул в квартиру, став нежелательным свидетелем.
Как снимали фильм «Брат», на какие деньги и при чем тут пять литров борща
Редактор, Культура, 8:49, 17.05.2020
Легендарной картине режиссера Балабанова «Брат» исполняется 23 года, но фильм до сих пор держится в топах любимых российскими зрителями картин
Ставшая легендарной картина Алексея Балабанова «Брат» увидела свет 17 мая 1997 года. Ее презентовали в каннской программе «Особый взгляд» – зал аплодировал 15 минут. Фильм стал реальным символом поколения, а реплики героев разобрали на цитаты, которые сразу ушли в народ. В день премьеры ленты мы нашли интересные факты, с ней связанные: как и зачем снимали «Брата», на какие средства и как работе над фильмом помогли пять литров борща.
2. Как рассказала вдова Балабанова Надежда Васильева, она же была художникам по костюмам его фильмов, в интервью порталу culttrigger.media, сценарий к картине режиссер написал всего за несколько дней. После знакомства с Сергеем Бодровым на «Кинотавре» Алексей позвонил ей и сказал: «Суп вари к моему приезду, литров 5. И я уеду на дачу». Там он и написал сценарий за очень короткий срок, а через пару месяцев начал работать над фильмом. «Брата» сняли за 31 день.
3. Часть фильма «Брат» сняли на оставленные зарубежной съемочной командой пленки. Тогда в Санкт-Петербурге английский режиссер Бернард Роуз снимал фильм «Анна Каренина» с Софи Марсо в главной роли. В интервью «Экспресс газете» оператор картины Сергей Астахов признался: «Когда иностранцы уехали, мне говорит один знакомый: «Серега, тебе не нужна пленка?». Американцы оставили – коробки вскрыты, но замотаны. Пленка оказалась хорошая, свежая – «Кодак», никаких проблем с ней не было».
4. Артист Сергей Мурзин, желавший получить роль бандита Круглова, приехал на пробы в малиновом пиджаке и крупной цепью на шее. Балабанов утвердил его сразу и не прогадал. Как поясняет портал «Дом кино», после того, как «Брат» увидел свет, у Мурзина появились обеспеченные поклонники из криминального мира. И кто-то из них подарил ему новый автомобиль Buick LeSabre, чтобы актер больше не ездил на старой «пятерке».
5. Также, по сведениям «Дома кино», крупные телеканалы финансировать «Брата» отказались, на съемки у Балабанова было всего 20 тыс. долларов. Поэтому для сцен использовались квартиры, машины и одежда съемочной группы и друзей. Многие актеры снимались бесплатно. А знаменитый растянутый свитер Данилы Багрова жена режиссера отыскала в секонд-хенде за 35 рублей.
6. Музыку для саундтрека картины Вячеслав Бутусов предоставил Алексею Балабанову совершенно бесплатно. Но режиссер пообещал за это снять клип для новой песни «Наутилуса Помпилиуса», указывается на adme.ru.
Фильм о непростом времени: вспоминаем лучшие цитаты из картины «Брат»
Знаменитый фильм А. Балабанова «Брат» снимался в Санкт-Петербурге в октябре-декабре 1996 года. Причём в основном на узнаваемых и не очень местах города, прогулка по которым представлена ниже. Действие фильма происходит примерно тогда же.
Ниже представляю карту, на которую нанесены метки, обозначающие координаты мест съёмок (в списке ниже каждое место отмечено цифрой).
Места приводятся в порядке их появления в фильме. Большинство современных фотографий сделаны осенью 2010 года.
1. Виктор (бандитская кличка — Татарин) — старший брата главного героя Данилы — садится в машину, пока из окна за ним наблюдает криминальный авторитет Круглый, давая двоим бандитам задание покончить с ним, потому как Татарин стал требовать слишком много денег. В кадре — улица Рентгена и доходный дом Г. Эйлерса постройки 1906 года.
2. Начало основной сюжетной линии фильма — прибытие Данилы в Питер. Приезжает он на поезде, на Витебский вокзал.
3. Выйдя с вокзала, Данила отправляется гулять по городу. Переходит мост через Зимнюю канавку.
4. Стоит у Медного всадника.
5. Шагает вдоль Исаакиевского собора
6. Неторопливо идёт по Аничкову мосту
7. Пройдя по Аничкову мосту в сторону Площади Восстания, он почему-то в скором времени оказывается на Мойке, рядом с домом Пушкина.
8. Идёт по тротуару набережной канала Грибоедова, сначала проверяя на прочность решётку, а затем глядя на Казанский собор.
9. Курит, замерзая на каменной скамье у Троицкого моста.
10. Не найдя в день приезда своего брата, Данила отправляется ночевать на чердак одной из парадных, а на следующий день знакомится с пожилым обрусевшим немцем Гофманом — торговцем с рынка, которого Данила защищает от рэкетира. Дело происходит на Андреевском рынке, на углу 6-й линии В. О. и Бугского переулка. Недавно этот рынок был отреставрирован, в результате чего место сильно изменилось. да и сам он уже не рынок, а торговый центр.
11. Немец бездомный. Живёт на Смоленском лютеранском кладбище, где похоронены его предки. Для него это место — частица исторической родины. После знакомства Немец ведёт Данилу к себе «в гости».
12. Они идут по аллее кладбища в тот момент, когда Данила узнаёт, что этот человек — немец.
13. Непосредственное место жительства Немца — склеп с беседкой. На недоуменый вопрос Данилы «Ты куда меня привёл?» он так и отвечает: «Родина». В склепе сидят и другие бездомные. Возможно, тоже немцы.
Выпив с немцами водки, и угостив их пирогом, который вёз брату, решив было, что найти брата «видать, не судьба», он уходит.
15. Возле рок-магазина (в котором, кстати, он уже был во время прогулок по городу) главный герой знакомится с девчонкой-тусовщицей Кэт, которая в нужный момент помогла ему объяснить иностранцам дорогу. Магазин находится на Фурштатской улице (неподалёку от метро «Чернышевская») возле лютеранской церкви святой Анны. Магазин, кстати, сохранился.
После этого Данила наконец находит своего старшего брата, который снабжает его деньгами «на первое время». Данила закупается одеждой и отправляется на поиски жилья.
16. Торговая галерея на Новосмоленской набережной у метро «Приморская».
17. Звонит по таксофону, прочитав объявление о жилье. Дело происходит рядом с метро «Горьковская». На заднем плане виден памятник Максиму Горькому. На моей фотографии в кадр попал сотрудник ДПС при исполнении. 🙂
18. Блуждает по дворам и подворотням и любуется крышами. В кадре — двор «Дома торгово-промышленного товарищества», в котором сейчас находится детская библиотека. Адрес — улица Марата, д. 72.
19. После этого эпизода главный герой начинает входить в криминальный мир криминальной столицы. Виктор, почуяв, что неугоден своим же, поручает младшему брату вместо него самого совершить заказное убийство главаря чеченской мафии, заправляющего рынком. Предварительно он красноречиво убеждает Данилу в том, что тот совершит благое дело.
Происходит этот эпизод в машине. А едут они по улице Академика Павлова, что на Аптекарском острове.
21. Данила готовится к выполнению заказа. Осмотрев место, он смотрит, как будет уходить от погони (в случае, если бандиты, подстерегающие Виктора, погонятся за ним), находит довольно удобный для этого двор. Это — проходной двор между Тучковым и Волховским переулками в восточной части Васильевского острова. В этом дворе, как оказалось, долгое время стояла старая стиральная машина, которую Данила использовал, чтобы спрятать в ней маскарад.
Между прочим, по состоянию на осень 2010 года (когды были сделаны эти фотографии), в этом дворе по сравнению с фильмом почти ничего не изменилось. В этом году, однако, в смежном доме были размещены офисы, двор отреставрирован, выкрашен, поставлены стеклопакеты. С одной стороны правильно это — надо порядок наводить. А с другой стороны жаль тот колорит питерских дворов и парадных, который они утрачивают.
22. Данила успешно выполняет заказ. Действие происходит на Сенном рынке (именно по нему получила название Сенная площадь), расположенном между Садовой улицей и набережной Фонтанки. Даже сейчас он считается одним из самых злачных мест Петербурга.
Погоня за Данилой увязывается, и всё происходит, как он задумывал. Он уходит во двор, переодевается, затем бежит от бандитов в парадную, а оттуда выскакивает на улицу и запрыгивает в удачно проходивший в этот момент мимо грузовой трамвай. Сам пострадал, однако, ранение получил. В кадре — Большая Разночинная улица, близ метро «Чкаловская».
Любопытно. С Сенного рынка он попадает во дворик на Васильевском острове, а оттуда — на Петроградку. Интересные перемещения по городу. Впрочем, дворы и улицы в кадре достаточно заурядные, и они вполне воспринимаются как расположенные рядом.
24. Долго ехал грузовой трамвай и в итоге привёз Данилу снова к Смоленскому кладбищу. Раненый, он выпрыгнул из трамвая и побрёл на кладбище — к Немцу, а тот его выхаживал некоторое время.
25. А бандиты тем временем выслеживают трамвай, на котором главный герой спасся от преследования. Водительницу трамвая Свету они расспрашивают о её «попутчике», она в ответ называет неверный адрес высадки. Остановка трамвая происходит на 23 линии В. О.
26. Трамвай едет по Косой линии.
27. И снова по 23-й, где бандиты покидают Свету.
28. Данила выздоравливает и впервые выходит на улицу. На этом кадре — 8 линия В. О., где он заходит в парикмахерскую.
29. Он находит Свету в трамвайном парке. Света становится его девушкой, хотя она и замужем, но от мужа постоянно терпит побои. Трамвайный парк расположен на Среднем проспекте.
30. В этом эпизоде Данила отправляется к Свете в гости и сообщает ей по телефону, что купил ей сюрприз. Телефонная будка стоит на Каменноостровском проспекте. Когда Данила переходит улицу, в кадре виден дом Бенуа.
Всё то же самое, только тачки покруче проезжать стали.
31. Грузовой трамвайчик едет по набережной, а затем по мосту Лейтенанта Шмидта (сейчас он Благовещенский).
32. А Света идёт с работы по Тучкову мосту. На моей фотографии купол церкви святой Екатерины обтянут лесами.
33. В дверях комнаты Данила случайно натыкается на мужа Светы и прогоняет его, захлопывая дверь с угрозами. Из-за испорченного настроения он решает отправиться в ночной клуб вместе с Кэт (с которой познакомился незадолго после приезда). На следующее похмельное утро ему звонит старший брат и просит его выполнить ещё один заказ.
Встреча с бандитами у Данилы — «сразу за гостиницей «Прибалтийская», на Васильевском», а именно — на берегу Финского залива возле площади Европы.
Интересный момент — на современной фотографии в правой части виднеются вода и суша, а в кадре из фильма — только вода. Дело в том, что в последние годы Васильевский остров расширяется за счёт намыва новых территорий.
В конце данного действа Данила расправляется с обоими киллерами, защитив при этом невинного человека, который ошибся квартирой и из-за этого едва ли не стал их жертвой (во время сидения в засаде Данила, между прочим, успел подняться этажом выше и некоторое время посидеть на питерской рок-тусовке, где в живую увидел Бутусова, Настю, Чижа и некоторых других музыкантов).
34. Данила убрал уже нескольких бандитов, теперь убрать решают и его самого. На следующий день к нему подсылают киллера. Перестрелка происходит опять же у гостиницы «Прибалтийская», только на площадке у углового дома. Пуля попадает в плеер Данилы, что спасает его, а сам он опять таки одерживает победу.
35. Данила созванивается с братом, когда бандиты его держат на квартире в заложниках, ожидая прихода Данилы, чтобы расправиться с обоими. Телефонная будка стоит возле Наличного моста (то есть напротив метро «Приморская»). Нынешняя будка стоит практически на том же самом месте.
36. Данила спускается к Неве на пристани у Зимнего дворца.
37. Сидя с Немцем на скамейке смотрит на грузовой трамвайчик, проезжающий снова мимо Смоленского кладбища.
После чего ловит попутку на выезде из города и отправляется покорять Москву.
Что можно сказать? С тех съёмочных дней прошло пятнадцать лет. Изменилось на улицах города многое. Почти везде из показанных мест уже не ходят трамваи, много где убрали скамейки, урны и т. д. И вообще улицы изменились. Машин стало больше, тротуары вместо разбитого асфальта выложены плиткой, город стал чище, появилось больше рекламы, — много частных изменений можно перечислить. Кое где напоминания остались, например, на некоторых кадрах можно даже увидеть одни и те же стволы деревьев. В целом, я всегда, когда неспешно прохожу через эти места, вспоминаю о том, что вот тут происходили съёмки.
Да, и не могу не сказать об одном весьма важном факте. Мой отец работал в Брате художником-постановщиком и, соответственно, занимался выбором мест и присутствовал на съёмках. Возможно, об этом стоило написать и сверху.
При желании вы можете поддержать этот журнал: Карта Сбербанка: 4276 5500 8564 0756 Яндекс-кошелёк: 4100 1993 8952 030
20 лет «Брату»: что писали критики о фильме в 90-е
В этом году «Брату» Алексея Балабанова исполняется 20 лет. В честь юбилея 17 июня в Москве и Петербурге фильм покажут на большом экране. «Афиша Daily» вспоминает, что говорили авторы и критики о «Брате» вскоре после выхода картины.
Алена Солнцева, «Вольный стрелок» / «Огонек»: «По слухам, фильм «Брат» является лидером российского видеопроката. Говорят, что продано то ли пятьсот тысяч кассет, то ли четыреста. Точно не знает никто, даже Починок. Известно лишь, что этот малобюджетный фильм, на производство которого затрачено что-то около 200 тысяч долларов, себя окупил уже в первые недели продаж. Бодров сыграл роль, которая впервые за десятилетие заставила критиков говорить о точно угаданном типе современного героя. Даже слова все эти забыли уже, а вот пожалуйста. Сам-то фильм сделан очень просто. Но точно».
Алла Боссарт, «Сон на поражение» / «Сеанс»: «Брат» похож на кино, и замечательно похож. Это объективное явление, обязанное своим фактом не столько Балабанову, сколько освобожденной стихии российских комплексов».
Станислав Ф. Ростоцкий, «Брат» / Premiere: «Среди российских фильмов последнего времени «из современной жизни» он выгодно отличается стильностью и вполне современным (то есть порой некорректным и еще менее гуманным) юмором. А самое главное — сейчас, когда едва ли не каждая наша лента хоть немного да «про бандитов», Балабанову как никому другому удалось показать мир криминала, точно и со вкусом сочетая в образах своих незаконопослушных героев почти фольклорную стилизацию и суровую правду жизни. Возможно, это не лучший комплимент режиссеру «Счастливых дней» и «Замка» — фильмов вполне эстетских. Но, с другой стороны, как знать — не начни некогда постановщик с Беккета и Кафки, отечественные «пацаны» не получились бы у него столь выразительными и живыми?»
Евгений Марголит, «Плач по пионеру, или немецкое слово «Яблокитай» / «Искусство кино»: «Брат» Алексея Балабанова для меня не «новое» кино, не «старое» кино, а художественное. И потому — бесстрашное. Понятно, что это работа человека с подлинным кинематографическим чутьем (что в эпоху видео ба-а-льшая редкость). Но чутье-то откуда? И вот тут-то отвечу: это кино идеального зрителя. И уточню: идеального зрителя детского пионерского кинотеатра (а такие были во всех городах нашей тогда еще необъятной Родины), который — в отличие от многих — вырос».
Даниил Дондурей, «Не брат я тебе, гнида…» / «Искусство кино»: «Фильм, лишенный в своей основе больших амбиций, вдруг стал чуть ли не манифестом нашего новейшего кинематографа (ситуация нынешней идейной и эстетической пустыни не оправдывает явно завышенных оценок). Манифестом, который встречен многими изданиями с восторгом. Декабрьский «Кинопарк»: персонаж Сергея Бодрова-младшего «признали новым национальным героем… Произошло то, чего так ждали от кино: имя главного героя стало нарицательным. Появилось «лицо» у целой армии молодых людей, пытающихся найти себя в большом городе». И от этого, честно говоря, тошно. Какой приятный парень — герой. Чистым взором и с искусствоведческим прищуром он обозревает изумительные постройки Воронихина и Растрелли. Ну, а если убивает каких-то там людей (причем не «черножопых»), так ведь потому только, что они — плохие. К тому же русских, особенно родственников, притесняют, потому и мстит он почти как… чеченец».
Юрий Гладильщиков, «Сюжет для небольшого убийства» / «Итоги»: «Киллер — герой нашего времени. Убийство стало обыденностью. Если раньше убийца слыл человеком мерзким, знал про себя, что он грешник и злыдень, то теперь можно быть одновременно убийцей и обаятельным добряком.
Мораль, как легко догадаться, в том, что убийцы — инфантильны. Что в душе героя гармонично соседствуют «Наутилус» с его нравственным нонконформизмом и — способность безмятежно убивать. Выросло поколение, с одной стороны, вроде бы взрослое (но в реальности усвоившее лишь одну науку — защищаться и истреблять), а с другой — не способное ни к раскаянию, ни к рефлексии по поводу смерти и злодейства».
Елена Плахова, «Критики о фильме» / «Сеанс»: «Все вопли о жестокости «Брата», о вызывающей ненаказуемости зла звучат на документальном фоне отечественного криминального эпоса лицемерно. Идею воспитательной роли искусства приходится пока оставить Голливуду. Где, кстати говоря, фильмам торжествующего зла, за известными исключениями, места нет. Как и в американском прокате: с этим уже пришлось столкнуться тем, кто пытается продать картину Балабанова за рубеж».
Сергей Добротворский, «Мой старший брат» / «Коммерсантъ»: «В известном смысле автор делит судьбу пополам с героем. Оба переступили определенную границу. В том смысле, в каком великий Андре Базен говорил об «этике взгляда». Суть очень проста: не следует выискивать нравственные мотивы внутри или вне окружающих. Надо обладать этикой собственного видения, и она сама все расставит по местам. Алексей Балабанов увидел в нынешней жизни нечто не виденное прежде всего потому, что не встал ни на одну из точек зрения, так или иначе приличных теме. Традиционно осуждающую (убивать плохо!). Покорно оправдательную (убиваю, а что делать?). И даже модно-куражистскую (убивать, так грамотно). Герой уехал в столицу с тем, с чем и приехал — любя брата и фанатея от песни «Крылья». И что с того, что брат оказался Иудой, а Слава Бутусов так никогда и не узнает, что в квартире, этажом выше которой он выпивал, в тот момент резали людей. Такая нынче жизнь. Такой ее увидел Алексей Балабанов. Потом зрители».
Виктор Матизен, «Критики о фильме» / «Сеанс»: «Бодров — не актер, он существует на экране как органичный типаж. Он не перевоплощается, а лишь использует естественную психомоторику, одинаковую и в роли ведущего «Взгляда», и в «Кавказском пленнике», где его герой — сын учительницы, и в «Брате», где он — сын убитого в зоне вора-рецидивиста. При том, что сам он — мальчик, на лице которого написано хорошее воспитание».
Александр Трошин, «Критики о фильме» / «Сеанс»: «Мешает удивительная безэмоциональность фильма. Причем, расчетливая, как я погляжу. Иначе зачем тут вместо профессионального актера зажатый натурщик — с одним на все девяносто шесть минут выражением глаз и одной, любительски-деревянной, интонацией?»
Сергей Лаврентьев, «Чем не новый Збигнев Цибульский?» / «Культура»: «В наше кино пришел человек, которому суждено стать олицетворением Времени и Поколения. И очень хорошо, что Бодров-младший не артист. Игра ему противопоказана. Он должен просто быть. И если в «Кавказском пленнике» органичность этого кинобытия оказалась убедительнее блистательного таланта Олега Меньшикова, то в «Брате» с Бодровым сопоставить некого. Говорить о фильме — значит говорить о нем. Надо быть уж очень озабоченным проблемами современных межнациональных отношений, чтобы не разглядеть, на мой взгляд, главное в характере, открытом Балабановым и Бодровым. Данила Багров из «Брата» — это Мачек Хелмицкий из шедевра Анджея Вайды, фильма «Пепел и алмаз». Их роднит чувство неразделенной любви к Родине».