в каком году сделали игрушки
Как появилась первая игрушка. История девочки и ее первой игрушки
Посмотрев на полочки магазинчиков на Ярмарке Мастеров, нашла много чудесных игрушек. Захотелось узнать историю игрушки и рассказать невыдуманную историю маленькой девочки и ее первой игрушки. А пока — когда появилась первая игрушка и что она собой представляла…
Сначала, что пишет нам Википедия:
Игру́шка — предмет, предназначенный для игры.
Воссоздавая реальные и воображаемые предметы, образы, игрушка служит целям умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.
Игрушки известны людям с глубокой древности, они были обнаружены при раскопках остатков древних цивилизаций. Так, при раскопках Индской цивилизации, это 3000-1500 до.н.э., обнаружены маленькие повозки на колесиках, свистки в виде птиц и обезьянок, которые могут сползать по веревочке. Кстати, в России тоже свистки пользовались популярностью, особенно у бедных людей. Их вырезали из дерева, украшали резьбой.
Описана история игрушек была впервые в мифологии Древней Греции. Древние греки любили играть в «камушки». В те времена уже появились первые матрешки, которые забавляли детей своим необычным видом. Любимой игрушкой у греческих детишек был троянский конь, внутри которого находились фигурки солдат. Куклы в Греции и Древнем Риме изготавливались также из воска, а затем ярко раскрашивались. Уже тогда зародилась специальная отрасль производства — изготовление кукол. Самыми дорогими были праздничные и сувенирные куклы — из слоновой кости.
В основном, детские игрушки находили в погребениях. Чаще всего сделаны они из обожженной глины. Были найдены погремушки VI века до нашей эры, которые напоминали современные, и I-II веков в виде раковины, в виде колыбели, на которой изображен летающий ребенок со скрещенными ножками, придерживающий рукой игрушечного оленя.
За 6000 лет до нашей эры появилась игра, внешне очень похожая на современные шахматы. Тогда уже люди начинали соревноваться друг с другом, играя. Первые шашки за 2000 лет до н.э появились в Египте. В них играли как взрослые, так и дети. Египтяне же играли с луком и стрелами, и эта игра у многих и сейчас популярна. Дети «охотились» на придуманных зверей, в то время как их родители уходили на охоту за настоящей добычей.
Игрушка в Росии до 18 века называлась потеха, потешка. Это были деревянные фигурки лошадок, барашек, козликов, птичек, медведей, домашних животных. Игрушечные домики, колодцы, избы, городки, беседки и т. д.
Одной из первых игрушек был также мячик (мечик) — из тканей, с бубенцами внутри.
Но самой древней детской игрушкой, пожалуй, является кукла. Первой была игрушка, сделанная из соломы и ветхих тряпок. Она была похожа на настоящую маленькую девочку, поэтому дети с удовольствием играли с такой куклой.
Куклы-обереги приобрели более презентабельный вид и популярны до сих пор.
Первые куклы появились в Египте. Волосы у них были настоящими, а руки и ноги — подвижными.
Особой популярностью пользовались куклы, вылепленные из глины. Для них изготавливался специальный глиняный раствор, поэтому они отличались повышенной прочностью.
Игрушки советской эпохи отличались прочностью и долговечностью. Заменить резинку, которая держала руки и ноги, не составляло труда.
История игрушек будет продолжаться до бесконечности, потому что каждый ребенок играет с самого рождения. Игрушки существовали всегда, они просто необходимы каждому ребенку для правильного развития и восприятия мира. Игрушки изменяются, совершенствуются, но их актуальность не утратится никогда.
Я вам хочу рассказать маленькую историю из жизни для того, чтобы показать важность игрушки для ребенка.
Моей внучке на рождение подарили игрушку — ушами похожую на чебурашку, со сплющенным носом, чудную какую-то. Так и стояла она всегда в кроватке у малышки. Она к ней очень привыкла. Но однажды, пока ходили в магазин, игрушку украли из коляски. Заметили пропажу, когда стали ложиться спать. Если сказать, что ночь была без сна — ничего не сказать. Ребенок постоянно плакал. Утром родители, объехав весь город (оказывается, не так просто было найти такую же), привезли игрушку. Но не тут-то было, внучка отворачивалась и плакала,Причину обнаружили, когда посмотрели фото. Предыдущий Кеша, так назвали подаренное чудо, был коричневый, а купили серый, других просто не было. Еще ночь без сна, всем на работу. Я просто завернула в пеленку, которая лежала на подушке малышки, игрушку — это оказалось спасением.
Внучка подросла, ходила в садик, но стали замечать, что когда ложилась спать в обнимку с Кешей, стала сосать пальчик. Ничего не помогало, пальчик становился меньше собрата.
Как-то раз, уехав к бабушке в город, забыла своего любимца, с которым не расставалась, даже в саду лежал в шкафчике. Я решила спрятать, а там — что будет. С волнением ждала встречи.
Приехав, услышала от меня грустную историю, что Кеша очень расстроился, что она его забыла, и пошел ее искать. Так как город далеко, и куда пошел, я не видела, то, наверное, он не скоро вернется.
Так мы спасли пальчик, но, постоянно приходя из сада, спрашивала, не вернулся ли Кеша.
На Новый год решили написать Деду Морозу письмо. Писала я, поэтому знала, что просила внучка «Пусть Кеша вернется» больше ничего ей было не нужно.
Так Кеша сидел под елкой в новом вязаном комбинезоне. Сколько было радости в глазах, просто не передать. У меня от воспоминания даже слезы на глазах.
Сейчас внучке 14 лет, совсем взрослая, но Кеша всегда рядом, он потрепан временем, но он самый родной. И только потом я поняла почему в пеленке она приняла игрушку — запах. Она не давала стирать Кешу, когда маленькой была, потому что от него не так пахнет. Вот так, оказывается, важен запах детства ребенку.
Мы в своей суете порой не замечаем самых обыденных вещей, которые, кажется не так важны, а для ребенка это целый мир — мир его первой игрушки. Это его талисман на всю жизнь.
Спасибо, что прочитали, можете поделиться своими историями.
Когда появились мягкие игрушки
Большинство детей собирают свои игрушечные коллекции. Но знает ли кто-то об истории появления?
По данным ученых, в ІІІ веке до нашей эры в Древнем Египте появились первые игрушки. Ими были фигурки животных из дерева. Затем стали появляться игрушки с двигающимися частями. Само слово «игрушка» возникло в эпоху Ренессанса. Мамы шили детям игрушки, набитые соломой. Стали появляться первые куклы, которые были «помощниками» портных для примерки готовой одежды. В XIX веке уже начало появляться производство мягких игрушек большими партиями. Тогда женские журналы стали выпускать подробные инструкции, как делать игрушки собственными руками.
История первых мягких игрушек
В 1879 году немецкая девушка Маргарет Штайфф, у которой были физические ограничения, сшила небольшого мягкого слона по выкройке из модного журнала. Дело происходило в маленьком немецком городке, где все знали о том, какая талантливая рукодельница их соседка Маргарита, которая передвигается на инвалидном кресле. Слон получился настолько красивым, что жители Гингена-на-Бренце начали массово заказывать себе пошив мягкий игрушек.
Предприимчивый отец Маргарет организовал мастерскую, где девушка трудилась со своими сестрами. Когда брат Маргарет успешно продал на ярмарке в окрестном городке целую партию игрушечных слоников, успех этой затеи стал очевидным. Так была основано знаменитое игрушечное производство «Steiff», которое не прекратило существование и по сей день.
В начале ХХ века племянник Маргарет – Рихард Штайфф предложил «скрестить» мягкую игрушку с куклой. Так появился медвежонок, у которого лапки двигались с помощью шарниров. Эта модель называлась “Медвежонок 55PB”, которая расшифровывалась как плюшевый подвижный медведь 55 дюймов.
После невероятной популярности игрушки “Медведь 55PB” на выставке игрушек в Лейпциге, мишки Тедди начали массово продаваться в США, а затем и во всем мире. Всему миру известна фотография Никиты Хрущева с большим подаренным ему игрушечным медведем.
Как создаются игрушки
Мягкая игрушка делается из различных тканей, экомеха, а для набивки используется холлофайбер, синтепон, иногда вата, как в старину и приятные на ощупь маленькие шарики.
В изготовлении мягких игрушек традиционно выделяют следующие этапы: создание или поиск готовой выкройки, подбор материалов для пошива, набивки, фурнитуры для деталей и декоративных элементов (одежды, обуви, аксессуаров, украшений для будущей игрушки), подбор инструментов, которые понадобятся для создания игрушки (иголки, нитки, ножницы, портновский мел, дополнительно плоскогубцы или что-то еще), разглаживание утюгом тканей, если такая необходимость, нанесение лекала на ткань, вырезание деталей, наметывание частей игрушки нитками, сшивание деталей, наполнение их, оформление мордочки игрушки (возможно, вышивание нитками ее элементов или пришивание бусин и пуговиц), пошив одежды и аксессуаров.
Любимые детские игрушки: история от Древней Руси до Советского Союза
Детская игрушка была и остается зеркалом социума, она отражает и время создания, и культуру, и уровень образованности общества. Меняясь на протяжении столетий, она не утрачивает своего важного, зачастую отнюдь не игрушечного, значения
Потешки, куклы, миниатюры
Исконно русская игрушка чаще всего была резной и напоминала маленькую деревянную скульптуру. Навыки по ее созданию передавались из поколения в поколение – так формировался народный промысел. Первые потешки появились на Руси еще в IX веке. Их изготавливали как для собственных детей, так и на продажу. Популярная потешка «Наковальня» тоже пришла из Древней Руси. Многие и сейчас знают, как она выглядит: на концах бревна сидят деревянные фигурки кузнеца и медведя, их можно заставить поочередно стучат молотками, перемещая основу игрушки.
Другой вид динамичной русской игрушки – «дергунчик». Выражаясь современным языком, это тряпичная или картонная кукла с веревочками вместо рук. Разные части тела тоже соединялись нитками, благодаря чему их можно было приводить в движение. Сегодня по принципу «дергунчиков» создаются куклы для детских театров – марионетки. Иногда куклы использовались и в качестве оберегов. Так, например, было с «крупеничками» – маленькими куколками, наполненными овсом или гречихой, и со «стригушками» – наряженными в сарафаны и платки куклами, туловище которых создавалось из обычной соломы.
При Петре Первом в Россию стали завозить миниатюрные предметы для забавы: посуду, предметы гардероба, украшения. Очень быстро они приобрели статус игрушек, поскольку в обыденном сознании все маленькое ассоциируется с детством. Казалось бы, такое отношение к миниатюрным предметам пришло в нашу страну через пресловутое «окно в Европу», однако история свидетельствует о другом. На Руси издревле было принято расплачиваться с покупателем маленькими предметами, если у торговца на базаре не находилось сдачи. Чаще всего заменой деньгам выступала детская посуда: игрушечные горшочки, миски, ложки.
Во второй половине XVIII – начале XIX веков русская культура высшего света находилась под французским влиянием. Помимо традиционных игрушек появляются фарфоровые куклы, одетые в пышные наряды эпохи Старого порядка или сдержанные платья в стиле ампир, копирующие античные облачения. Затем на смену всему французскому пришло все немецкое: крупные города наводнили фабричные игрушки из Германии. Качество некоторых из них оставляло желать лучшего – это была уже не ручная работа, а производство, поставленное на поток. К счастью, создание отечественных детских игрушек, в число которых входили и куклы, не прекратилось. В 1890 году в Петербурге состоялась первая русская выставка игрушек.
Солдаты и лошади
Пожалуй, наиболее распространенной игрушкой с древних времен являлся конь. Это неудивительно: лошади всегда были в числе самых любимых домашних животных в России. Их воспринимали и как помощников в тяжелой работе, и как боевых товарищей. Помимо простых деревянных лошадок создавались и настоящие произведения искусства: кони, расписанные краской, украшенные гривой, атласом и кожей, в боевом и парадном снаряжении, были и целые тройки с ямщиком на облучке. Многочисленные игрушки отличались и по материалу: их делали из глины, гипса, папье-маше. К самим фигуркам добавляли новые элементы (например, колесики).
В 1630 году первый правитель из династии Романовых Михаил Федорович подарил своему наследнику, будущему царю Алексею Михайловичу, игрушечного коня в человеческий рост. Интересно, что подобная традиция существовала и у Рюриковичей, считалась продолжением древнерусского княжеского обычая. На Руси мальчика по достижении двух лет сажали на настоящего коня. Традиция прижилась настолько, что стала распространенной не только у правителей и их потомков, но и в среде казачества и крестьянства.
Спустя полтора века Екатерина Вторая преподнесла сыну Павлу коня-качалку. Игрушка Павла Петровича передавалась из поколения в поколение каждому наследнику российского престола. Последним ее владельцем стал царевич Алексей – сын последнего императора Николая II.
Отечественная война 1812 года обратила внимание всей России на ее армию. Патриотический подъем охватил все сферы общественной жизни, а герои войны сделались кумирами представителей каждого сословия: от дворян до крестьян. После победы над Наполеоном образ русского солдата и офицера приобрел особое значение, и под общее увлечение военным делом попала детская игрушка. Именно в XIX веке небывалую популярность приобрели деревянные солдатики: конные и пешие, большие и маленькие, они продавались поодиночке или целыми взводами. Мастера игрушек создавали миниатюрных барабанщиков с инструментами, часовых, стоящих возле полосатых будок, а также орудия – пушки, стреляющие деревянной пулькой на ниточке. Интерес к военной тематике детских игрушек не угас и после 1917 года: советские мальчики с удовольствием играли в солдатиков уже другой, Красной Армии.
Барышня и гусар
Настольные игры
Безусловно, предназначение хорошей игрушки заключается не только в том, чтобы развлечь ребенка, но и дать ему возможность познавать мир, размышлять и развиваться. Этим требованиям отвечают некоторые настольные игры – как прошлых лет, так и современные.
Известно, что у детей Николая II была целая коллекция настольных игр разной тематики. Это «Историческое лото» – портретная галерея правителей России с кратким описанием их деятельности, «Пифагорово лото» – игра для запоминания таблицы умножения. Играли наследники и в бумажный театр «Жизнь за царя» по мотивам одноименной оперы М. И. Глинки, набор состоял из 30 деталей (сцена, кулисы, декорации и герои). Знакомиться со своей страной дети начинали с помощью красочной настольной игры «Путешествие по России», появившейся в 1885 году. На ней изображены главные достопримечательности крупных городов, проиллюстрированы важные исторические события. Кстати, в наши дни подобную игру в разных вариациях можно приобрести почти в любом детском магазине.
Игра «Путешествие по России»
Елочные игрушки
Пришедшая из Германии традиция наряжать рождественскую елку укрепилась в России во второй четверти XIX века, в годы правления Николая I. По елочным игрушкам можно изучать историю страны – настолько они соответствуют духу того периода, в который были созданы и использовались. Дореволюционные игрушки нетрудно разделить на два типа. Первый – все, что связано с религиозной тематикой: свечи, ангелы, верхушки в виде Вифлеемской звезды. Второй – съедобные игрушки: яблоки, конфеты, пряники, которые детям разрешалось снимать с елки. Очевидно, играть елочными украшениями в привычном смысле этого слова было невозможно. Оттого они еще больше ценились и оберегались детьми как предметы, доступные лишь по особому случаю.
В СССР рождественская елка стала новогодней, а игрушки – не только украшением, но и отражением некоторых событий, происходивших в стране. Особенно нравились детям фигурки солдат Красной Армии, спортсменов, полярников, летчиков. В 1950-х годах в период сельскохозяйственных реформ Н.С. Хрущева на советских елках сверкали игрушки в виде овощей и фруктов. Редкая елка обходилась без стеклянной «царицы полей» – кукурузы. После запуска искусственного спутника и космического полета Юрия Гагарина дары полей на советских елках были вытеснены миниатюрными ракетами и фигурками космонавтов. В большинстве своем игрушки выглядели весьма реалистично и нескучно. Это касается, к примеру, фигурок автомобилей, автобусов, самолетов, а также зверей и птиц.
Герои мультфильмов и телепередач
1 сентября 1964 года в эфир советского телевидения впервые вышла десятиминутная детская программа «Спокойной ночи, малыши!». Ее героями стали плюшевые куклы-игрушки: пес Филя, заяц Степашка, ворона Каркуша и поросенок Хрюша. От их лица ведущие разыгрывали поучительные сценки, а после демонстрировались мультфильмы. В начале 1980-х годов телепередача находилась под угрозой закрытия, но благодаря письмам маленьких зрителей продолжила свое существование и даже вышла за пределы студии: некоторые выпуски с участием любимых героев были сняты в кукольном театре С. В. Образцова, цирке на Цветном бульваре и даже в Московском зоопарке. В годы перестройки состоялся телемост между героем передачи Хрюшей и персонажами детского Маппет-шоу из США.
Однако классической плюшевой игрушкой советского ребенка, без сомнения, был бурый мишка. Его образ сложился еще в 1930-40-х годах. Косолапых шили из фланели, байки, меха и, естественно, из плюша. У некоторых игрушек вращались лапы, другие при перевороте издавали рев (как, например, медвежонок одной из героинь комедии 1965 года «Операция ‘’Ы’’ и другие приключения Шурика»). Образом такой игрушки вдохновлялся писатель Эдуард Успенский, придумавший Чебурашку, отдаленно напоминающего бракованного плюшевого мишку. Среди прочей «живности» любовь детей заслужили зайцы и волки, за что стоит поблагодарить создателей остроумного мультсериала «Ну, погоди!». Любопытно, что по опросам общественного мнения, именно этот шедевр советской мультипликации до сих пор является самым любимым у большинства жителей нашей страны.
История появления игрушки
В наше время нано-технологий, электроники и всевозможных гаджетов магазины переполнены разнообразными игрушками. А кто-нибудь задумывался о том, когда и где появились первые игрушки?
Известно, что первые игрушки начали делать ещё первобытные люди. Тогда игрушки были каменные, глиняные или металлические. Первой страной, в которой появились погремушки-трещотки, был Египет. Погремушки давались малышам: считалось, что своим звуком эта игрушка отпугивает от младенца злых духов.
В глубокой древности возник и такой известный нам вид игрушки, как кукла. Самым древним египетским куклам около 4-х тысяч лет. Что происходило с игрушками в Средневековье, неизвестно. Да и само слово «игрушка» появилось только в эпоху Ренессанса во Франции. В XVI веке игрушки стали производить на заказ. Куклы служили манекенами для модной одежды тех дней, они были очень дорогими и принадлежали преимущественно аристократам.
А вот в России до XVIII века игрушка называлась «потеха», «потешка». В Москве игрушки продавались в Овощном, Пряничном и Потешном рядах или изготовлялись дома. Это были деревянные фигурки: лошадки, барашки, козлики, птички, медведи, петушки, собаки, львы, мужички, немки (куклы); деревянные и глиняные сосуды, игрушечные ковшики, стаканы, чашки и так далее; игрушечные домики, избы, городки, беседки.
Одной из первых игрушек был мячик (мечик) — из ткани с бубенцами внутри. В царской семье мальчикам к концу первого года жизни дарили деревянную лошадку с седлом, уздечкой и стременами, а позже покупались барабаны, знамёна, латы, луки, мечи. Царевны играли в куклы. Куклам приобретали кроватки, постельное бельё, одежду: летники, шубки.
А для чего же нужны игрушки?
Игрушки, как игры, выполняют различные образовательные и воспитательные функции. При этом они ещё способствуют развитию творческих способностей; помогают развитию физических и умственных навыков, необходимых ребёнку в дальнейшей жизни.
Игрушки для младенцев используют характерные звуки, яркие цвета, уникальную текстуру. При игре с ними малыши начинают распознавать звуки и цвета, что влияет на развитие памяти, восприятия, умения сопоставлять.
Обыкновенные кубики формируют зрительно-моторную координацию, математические и познавательные навыки, позволяя детям одновременно проявлять творческие способности. Такие игрушки, как шарики и мячики, помогают ребёнку развить координацию движений и ловкость.
Лепка из пластилина, глины, игры с песком влияют на физическое, когнитивное, эмоциональное и социальное развитие ребёнка. Кроме того, благодаря этим материалам, дети могут создавать игрушки самостоятельно, то есть данный вид деятельности развивает креативность мышления.
Игрушки для детей школьного возраста включают в себя головоломки, конструкторы, игрушки, помогающие развивать навыки решения технических проблем и математические способности.
В наше время игрушки могут говорить, петь и танцевать, некоторые игрушки полностью имитируют домашних любимцев. Прогресс не стоит на месте и, возможно, через десяток лет игрушки современности будут казаться детям простыми, неинтересными. Тем не менее, хочется, чтобы игрушки и в будущем не утратили своей главной функции – воспитывать и обучать самым простым и лёгким образом: радовать и детей, и взрослых!
Наталья Андронычева, педагог-психолог, г. Москва
История возникновения игрушки
Игрушка во все исторически эпохи была связана с игрой – ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества. Однако конкретно – исторические условия каждой эпохи накладывают отпечаток на содержание игрушек и направленность игр. Е. А. Аркин заключает свое сравнение: устойчивость детской игрушки, ее
универсальность, неизменность ее основных форм и выполняемых ею функций – очевидный факт, и, может быть, именно очевидность этого факта была причиной того, что исследователи не считали нужным останавливаться на нем или подчеркивать его. Странным должно казаться, что ребенок, рожденный и растущий в условиях культуры ХХ в., пользуется сплошь и рядом как источником радостей и орудием для своего развития и самовоспитания той же игрушкой, которая является достоянием ребенка, рожденного от людей, которые по своему умственному развитию близки к обитателям пещер, растущего в условиях самого первобытного существования. И эти дети столь отдаленных друг от друга эпох человечества проявляют свою глубокую внутреннюю близость тем, что они не только получают или сами создают спорные игрушки, но что еще более поразительно, тем, что делают из них одинаковое применение.
Древние рабовладельческие общества Египта, Греции и Рима оставили последующим поколениям бесценные сокровища материальной и духовной культуры. Немало интересного встретим мы, изучая игрушку – неотъемлемую часть древнего мира, выступающей своеобразной иллюстрацией эпохи. Как и сегодня, первой игрушкой ребенка в древности была погремушка. В Древней Греции и Риме погремушки дарили новорожденному. Постукивая этими погремушками, матери и кормилицы напевали колыбельные песни. Еще эти предметы имели и иное назначение. От первобытных времен сохранилось поверье, что трещотки своим шумом отклоняют злых духов и тем самым оберегают ребенка. Много погремушек найдено при раскопках древнеримского города Помпеи. Это были погремушки различных видов: трещотки, кретала, систра. Трещотка, найденная в Помпеях, состоит из небольшого диска на рукоятке, снабженного бубенчиками. Кретала делались из деревянных или металлических пластинок, соединенных на одном конце. Устройство систра также просто. На каждом из двух поперечных стержней находится по три металлических пластинки, которые воспроизводят звук при движении стержней.
Самые ранние, известные нам игрушки Древнего Египта датируются серединой III тыс. до нашей эры. Это деревянные долгурки коров. В Древнем Египте мы впервые встречаем игрушки с несложным механизмом движения. Это «Крокодил» и «Тигр». Древние мастера изображали из с большим знанием повадок и характера. Эти миниатюрные деревянные игрушки с помощью несложного проволочного механизма, приводимого в движение рукой ребенка, открывали пасть. Интересна игрушка, изображающая раба, месящего тесто. Если фигурку потянуть за нитку, она начинает двигаться вверх-вниз по наклонной дощечке. «Месильщик теста» – это прототип всякой народной игрушки. Этот древнейший принцип конструкции неоднократно использовали и русские мастера народной игрушки. Вспомним болеродскую игрушку «Кузнецы». И тут и там главное передано движением, все остальное условно и скупо.
Сравнительно позднее в игрушке возник образ коня. О существовании колесницы и лошади египтяне узнали от кочевых племен, завоевавших Египет в нач. I тыс. до н. э. Известны кони-каталки, сделанные в V в. до н. э. Изготовление коня было одной из самых любимых игрушек детей Древней Греции.
Большинство миниатюр коней и всадников сделаны из глины. Образ коня давался обобщенно, но имел ряд реалистических элементов.
Крупнейшее событие гомеровской Греции – Троянская война – нашло отображение не только в литературе. Известна игрушка «Троянский конь», которая, возможно, копировала в миниатюре громадного коня, с помощью которого хитроумный Одиссей взял Трою.
Конечно, многие деревянные игрушки не дошли до нас, сохранились лишь из глины, кости и металла. На миниатюрном античном сосуде, хранящемся в Эрмитаже, находим изображение детской двухколесной каталки с длинной ручкой и маленьким четырехугольным кузовом на оси, куда мог сесть ребенок.В глубокой древности возник и такой известный нам вид игрушки, как кукла. Самым древним египетским куклам около 4 тыс. лет. Вырезались они из тонких дощечек и раскрашивались геометрическим узором, символизирующим одежду. Головы кукол украшались париками из деревянных и нитяных бус. Но служили эти куклы не детям, и взрослым и были связаны с различными формами религии той эпохи. Древнейшие египетские куклы были погребальными дарами и призваны скрасить одиночество умершего. Считалось, что человеческие изображения могут оживать и влиять на судьбы людей. Поэтому куклы часто делались резцом, так как боялись, как бы кукла не убежала из гробницы. Античные Греция и Рим оставили нам довольно большое количество кукол. Многие из них продолжали носить культовый характер. Девушки бережно хранили эти куклы до замужества и в канун свадьбы приносили их в дар богиням Артемиде, Венере. Но были и игровые куклы. Делались ои из глины, дерева и часто были подвижны. Руки и ноги прикреплялись к телу с помощью ниток и палок.
Более тщательно, из дорогих материалов, выполнялись куклы для детей знати. Особую роль как в жизни детей, так и взрослых играли куклы-марионетки. Платон в «Законах» сравнивал человека с игрушкой, а наши страсти с нитями, которые приводят ее в движение.
Детская современного дошкольника заполнена игрушками, которые не могли существовать в первобытном обществе и игровое употребление которых недоступно для ребенка древнего общества. Можно ли представить себе среди игрушек ребенка этого общества автомобили, поезда, самолеты, луноходы, спутники, строительные материалы, пистолеты, наборы деталей для конструирования. Характер игрушек ребенка на протяжении человеческой истории игрушки в ее причинной обусловленности историей развития общества, историей развития ребенка в обществе.
К изначальным игрушкам педагог-исследователь Аркин относит:
а) звуковые игрушки – трещотки, жужжалки, бубенцы, погремушки и т. д.;
Волчок (игрушка) — юла, детская игрушка, которая вращается и не падает.
1. Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы / под ред. Запорожца А. В. и Давыдова В. В. М., Просвещение, 1967. – 221-235 с.
2. Аркин Е. А. Из истории игрушки // Дошкольное воспитание, 1995, № 3. – 815 с.
Самые разнообразные задатки ребенка ищут своего проявления и упражнения и находят их в играх, если в распоряжение ребенка дан материал, который может служить в одно время и стимулом, возбуждающим ту или иную деятельность, и орудием, при помощи которого эта деятельность осуществляется и совершенствуется.
Несомненно все игрушки должны удовлетворять требованиям гигиены. Особое внимание должно быть обращено на качество окраски игрушек. Потому что ребенок в ранние годы склонен все брать в рот. Краски не должны никоим образом линять и пачкать рук. Следует во всяком случае избегать зеленых красок, в состав которых часто входят ядовитые вещества.
Игрушки требуют, как на этом настаивал Локк, известной дозировки, как в качественном, так и в количественном отношении. До года следует одновременно давать ребенку не более одной игрушки, от года до 2 лет ребенок может располагать одновременно 2 игрушками, затем, по мере того как увеличивается объем его внимания, способность к сосредоточению и определяются индивидуальные влечения, число игрушек может быть увеличено. Однако и в 4 года не следует помещать в поле зрения ребенка более 4-5 игрушек.
Характер игрушек должен меняться не только в зависимости от возраста, он должен меняться и в течение дня в зависимости от состояния ребенка и предшествовавшего времяпрепровождения.
В процессе изучения педагогической литературы по данному вопросу было установлено, что ни педагог ни родители не должны педантически регламентировать занятия детей с игрушками, не должны навязывать ему своих интересов и постоянно указывать, как следует обращаться с каждым предметом и какого его назначение. Л. Г. Оршанский, отдавший так много любви и энергии изучению игрушки, вполне справедливо протестует против деспотичного стремления взрослых внести в фабрикацию игрушки, как и в игры, свои интересы, искусственную поучительность, оправдывающую их узко утилитарный взгляд на роль игрушки и игры. Можно сделать вывод, что и по отношению к игрушкам, как и по отношению к играм, ребенку должен быть предоставлен максимум свободы при постоянном, по возможности для него неощущаемости контроля.
Игрушки, как и игры, служат не только средствами воспитания и самовоспитания, усвоения новых форм поведения, но и своего рода проявителями детской индивидуальности.
Таким образом, совершенно очевидным представляется, что никакое, даже самое подробное исследование ребенка при помощи «точных» методов и самых удачных тестов на может дать нам верного представления о ребенке, о его личности в целом и об отдельных чертах, если исследователь не наблюдал ребенка в его естественной стихии – в игре и среди игрушек.
Игрушка является регулятором психического и физиологического развития ребенка. В нашей работе мы установили, что игрушка пережила много веков. Ведь еще в древности человек заметил, что игрушка способствует успешному развитию ребенка.Я считаю, что ребенок всегда будет играть с игрушками. Благодаря им ребенок усваивает социальные нормы поведения, развивает себя как личность. Ведь в будущем он должен войти в наше общество психически и физиологически здоровым человеком.