в каком году русская церковь стала автокефальной

Автокефалия Русской Православной Церкви. А томос?

Томос (греч. — «кусок»; «том» от «резать», «делить») — указ предстоятеля поместной православной церкви по некоторому важному вопросу церковного устройства. В частности, путём издания томоса некоторой части «материнской» церкви предоставляется автономия в управлении или автокефалия. В томосах используется более торжественная и полная подпись, чем в других патриарших указах, Есть томосы относительно вероучения и томосы относительно церковного устройства. (Википедия)

На основании вложенной грамоты за подписью Патриарха Константинопольского и с согласия всех Патриархов была официально установлена автокефалия Поместной Церкви на Руси в 1589 году и был учрежден Московской Патриархией Патриарший престол. Хотя начало автокефалии и самостоятельного управления Русской Православной Церковью положено в 1448 году, когда были разорваны отношения с Константинопольским Патриархатом из-за его вхождения в унию с Римско-католической Церковью, то есть в связи с отпадением Константинопольского Патриархата от Православия (1439г.).

1. Статья (с сокращениями) в Инете телеканала Царьград. 15 Сентября 2018 05:57 / Религия
Вселенскому Патриархату напомнили об уникальности автокефалии Русской Православной Церкви

Касаемо автокефалии Русской Православной Церкви, то эксперт отметил, что ее автокефалия возникла в связи с отпадением Константинополя на флорентийской унии. Русской Церкви, в ту пору входившей в состав Константинопольского Патриархата, невозможно было оставаться в ведении Патриарха, отпавшего от Православия. Поэтому Русская Церковь стала управляться самостоятельно, то есть фактически обрела автокефалию, уточнил профессор Московской духовной академии.
Естественно, к отпавшему от Православия Патриарху православные Церкви ни за томосом, ни по другим вопросам, не обращались.

Фактическое же начало нашей автокефалии было на сто с лишним лет раньше, как известно, в 1448 году. Однако в Константинополе именно акт от 1589 года обыкновенно и считают датой дарования автокефалии. Никогда и никем не ставилась под сомнение законность автокефалии Русской Церкви.

2. Отрывок с сокращениями из статьи с сайта «Колокола России»: «Второе предательство Константинополя» (Иван Таляронок)

Падением Константинополя (Второго Рима) явилось подписание в 1439 году Ферраро-Флорентийской унии, то есть отказ Константинопольской патриархии от правоты православия и признание верховенства римского папы. Последовавшее вскоре покорение Константинополя турками воспринималось народом уже как следствие унии, как Божий бич для отступников.

В отличие Константинополя, Москва категорически отказалась склониться перед католиками и с позором выгнала митрополита Исидора, подписавшего унию. Вот благодаря этому, как утверждали верующие, Русь заслужила небесную благосклонность и освободилась от монголо-татарского ига.

Само существование современного Православия, включая существование Константинопольского патриархата — результат той самой русской стойкости. Не прояви Русь верность на роковом перекрёстке истории, и всё,- были бы мы давно уже католиками, если были бы вообще. Не существовало бы никакого православного мира, и никаких православных патриархатов, включая константинопольский. Спасибо, что русские пятнадцатого века не посмотрели на авторитет Вселенского патриарха, хоть он и увещевал их из самого Царьграда, и не капитулировали вслед за ним. А глядя на русских, поднялись все остальные православные народы, избавив свои церкви от изменников и выдвинув новых духовных лидеров.

Современная ситуация очень напоминает ту, шестивековой давности. В столкновении цивилизаций константинопольский первосвященник снова перебежал на сторону противника. Действия Константинополя снова направлены на разрушение Православного мира и на подчинение православных народов Западу. Вместо поддержки, которую любой искренний православный христианин должен оказывать Русской церкви, как мировому оплоту правой веры, константинопольские иерархи откровенно выступили на стороне западных агрессоров — даже не католиков уже, а откровенных безбожников.

Как же наследники великого Царьграда опустились до такой незавидной роли?
Многое объясняется положением Константинопольского патриархата. Эта церковь со столь великим прошлым и столь же убогим настоящим — крошечный островок посреди мусульманского Стамбула. Всё, что сохранилось от прежнего Царьграда — православный квартал Фанар. Его современное состояние довольно точно описывается саркастической формулой: «сто архиепископов на десять прихожан». Все стамбульские священники носят пышные титулы, унаследованные от древних святителей и великих отцов Вселенской церкви — но доходов от их епархий не хватает даже на самое жалкое содержание.

Из уважения к славному византийскому прошлому остальные православные церкви почитают Константинополь первым среди равных. Но само существование Константинопольской церкви критически зависит от финансовых потоков из Австралии и США. А если учесть, что именно эти две страны, наряду с Великобританией, являются глобальными эпицентрами русофобии, становится ясно — кто и зачем может использовать такую зависимость. Злые языки утверждают, что константинопольский первосвященник — всего лишь марионетка ЦРУ, и без отмашки этой спецслужбы на Фанаре не принимают ни одного знакового решения. (Это подтверждается и наградами, которые «Вселенский», ныне стамбульский патриарх раздаёт сотрудникам ЦРУ (С.Л.)) Отныне Вселенский патриарх открыто борется против православного Востока на стороне безбожного Запада.

Глубина этого падения Константинопольской церкви так же велика, как и при подписании Ферраро-Флорентийской унии. Думается, расплата за это падение будет столь же горькой, как в 1453 году.

А Москве, как в пятнадцатом веке, следует не обращать внимания на высокие «титулы» предателей, не принимать во внимание заслуги их давным-давно почивших предшественников, а высоко нести знамя Третьего Рима, единственной живой столицы мирового Православия, собирающей всех, кому дорога наша древняя вера и наш образ жизни.

Два Рима пали навеки, Третий (Москва) стоит непоколебимо, а четвёртому не быть никогда…

Источник

Автокефалия Русской Православной Церкви

Однако в Москве не приняли унии. В условиях формирования национального самосознания она ассоциировалась с утратой самобытности и истинной веры, как отступничество от благодати. Исидор был арестован и позднее сбежал в Литву.

С низложением Исидора место митрополита оказалось вакантным. На традиционное назначение нового митрополита из Константинополя не приходилось рассчитывать – греки сами «отступились от веры», приняв Флорентийскую унию. Новый митрополит был выбран в 1448 году собором высших русских иерархов без формального согласия Константинопольского патриарха. Им и стал Иона. Со временем были восстановлены прежние отношения между Константинопольской патриархией и русской церковью. Однако это уже была скорее формальная зависимость: по сути. Русская церковь стала самостоятельной. Это событие неразрывно связано с именем митрополита Ионы, который возвысил духовный авторитет Москвы. Позднее он был канонизирован, став третьим, наряду с Петром и Алексием, святителем-митрополитом, особенно почитаемым московскими правителями.

Икона «Митрополит Фотий»

Место изготовления: Россия

Материал: дерево, паволока, левкас

Техника: темпера яичная

Размеры: Высота: 36 см

Фотий – митрополит Киевский и всея Руси в 1408-1431 гг.

Под церковной властью Фотия находилась единая митрополия, но разорванная политическими границами между Московсим великим княжеством и Литвой. Литовский князь Витовт стремился к созданию собственной митрополии. Только в 1430 г. Фотию удалось восстановить единство митрополии.

В 1425-1431 гг. Фотий поддерживал малолетнего великого князя Василия II в борьбе с князем Юрием Звенигородским за московский престол и способствовал перемирию между князьями.

Икона «Митрополит Фотий»

Место изготовления: Россия

Материал: дерево, паволока, левкас

Техника: темпера яичная

Размеры: Высота: 36 см

Фотий – митрополит Киевский и всея Руси в 1408-1431 гг.

Под церковной властью Фотия находилась единая митрополия, но разорванная политическими границами между Московсим великим княжеством и Литвой. Литовский князь Витовт стремился к созданию собственной митрополии. Только в 1430 г. Фотию удалось восстановить единство митрополии.

В 1425-1431 гг. Фотий поддерживал малолетнего великого князя Василия II в борьбе с князем Юрием Звенигородским за московский престол и способствовал перемирию между князьями.

Саккос митрополита Фотия («Большой») (1408-1431гг.)

Материал: серебро, атлас, бархат, тафта, нить волоченая золотная, нить волоченая серебряная, нити шелковые, жемчуг

Техника: ткачество, шитье, золочение

Размеры: Длина: 135,0 см

ширина в плечах: 112,0 см (с рукавами)

Саккос митрополита Фотия (1408-1431гг.). «Большой» из голубого атласа, почти сплошь зашитого изображениями святых, сцен религиозных праздников, текста «Символа веры» и др., исполненными волоченым золотом и серебром и обнизанными мелким жемчугом.

Саккос митрополита Фотия («Большой») (1408-1431гг.)

Материал: серебро, атлас, бархат, тафта, нить волоченая золотная, нить волоченая серебряная, нити шелковые, жемчуг

Техника: ткачество, шитье, золочение

Размеры: Длина: 135,0 см

ширина в плечах: 112,0 см (с рукавами)

Саккос митрополита Фотия (1408-1431гг.). «Большой» из голубого атласа, почти сплошь зашитого изображениями святых, сцен религиозных праздников, текста «Символа веры» и др., исполненными волоченым золотом и серебром и обнизанными мелким жемчугом.

Саккос митрополита Фотия («Малый») (1408-1431гг.)

Материал: серебро, атлас, тафта, нить золотная волоченая, нить волоченая серебряная, жемчуг, нити шелковые

Техника: ткачество, шитье, золочение

Размеры: Длина: 142,0 см

ширина в плечах: 150,0 см (с рукавами)

Саккос митрополита Фотия (1408-1431гг.). «Малый», из светло-синего атласа, почти сплошь зашитого изображениями святых, сценами религиозных праздников и текста «Символа веры», исполненных нитями волоченого золота и серебра и украшен декоративным шитьем.

Саккос митрополита Фотия («Малый») (1408-1431гг.)

Материал: серебро, атлас, тафта, нить золотная волоченая, нить волоченая серебряная, жемчуг, нити шелковые

Техника: ткачество, шитье, золочение

Размеры: Длина: 142,0 см

ширина в плечах: 150,0 см (с рукавами)

Саккос митрополита Фотия (1408-1431гг.). «Малый», из светло-синего атласа, почти сплошь зашитого изображениями святых, сценами религиозных праздников и текста «Символа веры», исполненных нитями волоченого золота и серебра и украшен декоративным шитьем.

Епитрахиль митрополита Фотия

Материал: камка, нити шелковые, нить золотная волоченая, нить золотная пряденая, золото, серебро, жемчуг

Техника: ткачество, шитье, золочение

Размеры: Размеры: 158,0х34,5 см (с кистями)

Основная часть епитрахиля и иордань представляют одно композиционное целое. На иордани помещено изображение Деисуса. Погрудное изображение Христа, изображения в рост Богоматери и Иоанна Предтечи шиты волоченым золотом и по контуру обнизаны мелким жемчугом.

Под изображениями Богоматери и Иоанна Предтечи на обеих частях епитрахили в два ряда вышиты небольшие круглые клейма с оплечными изображениями святых.

Епитрахиль митрополита Фотия

Материал: камка, нити шелковые, нить золотная волоченая, нить золотная пряденая, золото, серебро, жемчуг

Техника: ткачество, шитье, золочение

Размеры: Размеры: 158,0х34,5 см (с кистями)

Основная часть епитрахиля и иордань представляют одно композиционное целое. На иордани помещено изображение Деисуса. Погрудное изображение Христа, изображения в рост Богоматери и Иоанна Предтечи шиты волоченым золотом и по контуру обнизаны мелким жемчугом.

Под изображениями Богоматери и Иоанна Предтечи на обеих частях епитрахили в два ряда вышиты небольшие круглые клейма с оплечными изображениями святых.

Картина Портрет князя Василия II Васильевича

Автор: Неизвестный художник

Автор текста: Феофан Прокопович

Место изготовления: Россия

Размеры: Высота: 142,0 см

При Василии II в 1448 г. Русская православная церковь стала автокефальной, митрополитом Московским и всея Руси был избран Иона

Картина Портрет князя Василия II Васильевича

Автор: Неизвестный художник

Автор текста: Феофан Прокопович

Место изготовления: Россия

Размеры: Высота: 142,0 см

При Василии II в 1448 г. Русская православная церковь стала автокефальной, митрополитом Московским и всея Руси был избран Иона

Покров на гроб митрополита Ионы

Мастерские Московского Кремля,
Царицына мастерская палата

Техника: ткачество, шитье, эмаль

Размеры: Размеры: 212,0 х 93,0 см

Вклад царя Алексея Михайловича в Успенский собор Московского Кремля.

Покров на гроб митрополита Ионы, с изображением митрополита Ионы, шитый золотными, шелковыми нитями и жемчугом, с пятью запонами с драгоценными камнями и эмалью.

На среднике сплошь зашитом золотом, серебряным узором из переплетающихся побегов с цветами и листьями помещено изображение в рост митрополита Ионы

Лицо, борода, руки, шиты светлыми шелками и детализированы темными нитями.

По золотному фону нимба крупным жемчугом исполнены вьющиеся побеги, украшенные пятью запонами с черно-белой эмалью и драгоценными камнями.

Шапка шита шелками и золотом, с изображением херувима, обнизанного мелким и средним жемчугом.

Покров на гроб митрополита Ионы

Мастерские Московского Кремля,
Царицына мастерская палата

Техника: ткачество, шитье, эмаль

Размеры: Размеры: 212,0 х 93,0 см

Вклад царя Алексея Михайловича в Успенский собор Московского Кремля.

Покров на гроб митрополита Ионы, с изображением митрополита Ионы, шитый золотными, шелковыми нитями и жемчугом, с пятью запонами с драгоценными камнями и эмалью.

На среднике сплошь зашитом золотом, серебряным узором из переплетающихся побегов с цветами и листьями помещено изображение в рост митрополита Ионы

Лицо, борода, руки, шиты светлыми шелками и детализированы темными нитями.

По золотному фону нимба крупным жемчугом исполнены вьющиеся побеги, украшенные пятью запонами с черно-белой эмалью и драгоценными камнями.

Шапка шита шелками и золотом, с изображением херувима, обнизанного мелким и средним жемчугом.

Икона «Митрополит Иона» (в рост)

Место изготовления: Россия, Москва

Материал: левкас, дерево

Техника: темпера яичная

Размеры: Размеры: 30,5х26,5х3,0 см

Икона «Митрополит Иона» (в рост)

Место изготовления: Россия, Москва

Материал: левкас, дерево

Техника: темпера яичная

Размеры: Размеры: 30,5х26,5х3,0 см

Скульптура (горельеф) » Митрополит Иона «

Вторая половина XVIIв.

Место изготовления: Россия, Москва

Материал: дерево, левкас

Техника: резьба, тиснение по левкасy, темпера яичная

Размеры: Высота: 178 см

Иона митрополит Киевский и всея Руси продолжил дело митрополита Алексия, содействуя князю Василию II Темному в феодальной войне за главенство Москвы в Северо-Восточной Руси. Возвысил духовный авторитет Москвы. При нем к лику святых был причислен митрополит Алексий.

Скульптура (горельеф) » Митрополит Иона «

Вторая половина XVIIв.

Место изготовления: Россия, Москва

Материал: дерево, левкас

Техника: резьба, тиснение по левкасy, темпера яичная

Размеры: Высота: 178 см

Иона митрополит Киевский и всея Руси продолжил дело митрополита Алексия, содействуя князю Василию II Темному в феодальной войне за главенство Москвы в Северо-Восточной Руси. Возвысил духовный авторитет Москвы. При нем к лику святых был причислен митрополит Алексий.

Покров надгробный митрополита Ионы

Царицына мастерская палата

Материал: атлас, тафта, нити золотные,
нити шелковые, серебро, камни, жемчуг

Техника: ткачество, шитье, золочение, низание

Размеры: Размеры: 208,0 х 106,0

Покров надгробный митрополита Ионы, из голубого атласа с лицевым шитьем (изображением митрополита Ионы), жемчугом, камнями.

Легенда: Вклад царицы Анастасии Романовны в Успенский собор Московского Кремля.

Покров надгробный митрополита Ионы

Царицына мастерская палата

Материал: атлас, тафта, нити золотные,
нити шелковые, серебро, камни, жемчуг

Техника: ткачество, шитье, золочение, низание

Размеры: Размеры: 208,0 х 106,0

Покров надгробный митрополита Ионы, из голубого атласа с лицевым шитьем (изображением митрополита Ионы), жемчугом, камнями.

Легенда: Вклад царицы Анастасии Романовны в Успенский собор Московского Кремля.

Источник

Была ли русская автокефалия XV века незаконной?

Со стороны анафематствованного «патриарха всея Украины-Руси» Филарета Денисенко и его присных нередко слышится такой аргумент в пользу провозглашения «Киевского патриархата»: Москва, мол, тоже в свое время самочинно провозгласила свою автокефалию и целых полтора века ждала ее признания со стороны Константинополя. Можно, де, и нам подождать… Кроме того, аргументом в пользу создания самосвятской УПЦ КП выдвигается факт обретения Украиной государственной независимости в 1991 году. Подобные обоснования, конечно, подтверждают лишь невысокий уровень канонической самооценки украинских самосвятов. Но, кроме этого, вызывает большие сомнения и историческая аргументация филаретовцев.

в каком году русская церковь стала автокефальной. 100226.p. в каком году русская церковь стала автокефальной фото. в каком году русская церковь стала автокефальной-100226.p. картинка в каком году русская церковь стала автокефальной. картинка 100226.p. Томос (греч. — «кусок»; «том» от «резать», «делить») — указ предстоятеля поместной православной церкви по некоторому важному вопросу церковного устройства. В частности, путём издания томоса некоторой части «материнской» церкви предоставляется автономия в управлении или автокефалия. В томосах используется более торжественная и полная подпись, чем в других патриарших указах, Есть томосы относительно вероучения и томосы относительно церковного устройства. (Википедия)
Грамота Константинопольского собора о даровании автокефалии Русской Церкви

Русь никогда не была политически зависима от Византии, однако почти пять веков была митрополией Константинопольского Патриархата, митрополит обычно присылался из Нового Рима и был этническим греком. Лишь дважды – в 1051 и 1147 годах – митрополит всея Руси избирался собором местных епископов. Вопрос о русской автокефалии возник лишь тогда, когда в 1439 году на «Вселенском» соборе во Флоренции между Римом и Константинополем была заключена церковная уния. И в Московском княжестве, и в Литве в это время в самом разгаре был острейший политический кризис. В 1437 году московское войско Великого князя Василия Темного было разгромлено татарами под Белёвым. Русские земли подвергались частым набегам только что основанного Казанского ханства. Москве было совсем не до борьбы за церковную независимость…

В 1441 году в Москву прибыл подписавший унию митрополит всея Руси Исидор. По инициативе Великого князя он был арестован, хотя потом ему дали бежать (впоследствии Исидор умер в Риме, будучи кардиналом). В 1442 году в Литву также был прислан из Константинополя митрополит-униат Григорий, но и там он принят не был. Только в 1448 году после длительного ожидания собор епископов в Москве избрал митрополитом Рязанского епископа Иону. Подробности происходивших в Византии событий на Москве известны не были. В Царьград к императору было отправлено послание, в котором говорилось: «И церковь наша Русская святейшия митропльи Русскиа, святыя Божия вселенския сборныя апостольския церкве Премудрости Божия святыя София Цареградския благословения требует и ищет, и во всем по древнему благочестию повинуется; и тот наш отец Иона, Митрополит всеа Руси, по томуж, всячески требует оттоле благословения и соединения, развее нынешних новоявльшихся разгласий. И молим святое ти царство, да будеш о всем к тому нашему отцю Ионе Митрополиту добрыи воли, и то нам от святаго ти царства велми любо. Хотехом же убо о сих всех делех о церковных писать и к святейшему Вселенскому Патриарху православному свои грамоты но не вемы, аще уже есть святейший Патриарх, или несть…» Ответа не последовало. Через четыре года в византийскую столицу было направлено еще одно послание. В Москве могли только гадать, сохраняет ли Константинополь верность унии или нет. Ответа из Царьграда опять не было, однако польско-литовский король Казимир признал Иону митрополитом всея Руси, что означало восстановление единства Русской митрополии.

Несмотря на неприятие народа и монашества, уния так или иначе продержалась в Константинополе вплоть до его взятия турками в 1453 году. За полгода до падения Города она была официально подтверждена последним императором Константином XI Драгашем. После установления османской власти султан Мехмед Фатих разрешил избрать нового патриарха, которым стал Геннадий Схоларий, во Флоренции отстаивавший унию, но позднее ставший ее противником. Однако Геннадий был патриархом всего два года. Позднее возникла легенда о созыве при нем церковного собора, осудившего унию, но на самом деле никакой возможности сделать это не было. Вплоть до начала XVI века положение Константинопольского патриаршего престола было крайне тяжелым: те или иные лица сменялись слишком часто, будучи заложниками османской власти и враждующих греческих кланов. Кроме того, в течение всей второй половины XV века на Балканах и в Причерноморье происходили бурные события, в ходе турецкого погрома все суверенные православные государства прекратили свое существование. Последний оплот византийцев – крымское княжество Феодоро (Мангуп) – пало под турецким напором в 1475 году. Связей у Москвы с Константинополем не было никаких. В Москве, не имея никаких сведений, Константинопольского патриарха считали не только возможным сторонником унии, но и лишенным всякой самостоятельности пленником султана-мусульманина (последнее соответствовало действительности).

В 1458 году бежавший в Рим бывший Константинопольский патриарх-униат Григорий Мамма поставил на Киевскую кафедру митрополита Григория Болгарина, который вскоре прибыл в Вильну. Одновременно в Риме были подтверждены полномочия митрополита Исидора в отношении Москвы. Однако в 1464 году Григорий Болгарин вошел в общение с Константинополем и прекратил общение с Римом. В 1467 году Константинопольский патриарх Дионисий I потребовал признания Григория от всех русских епархий. Но собор епископов в Москве в 1470 году его не признал, по-прежнему считая патриарха униатом. В 1475 году в Константинополе митрополитом всея Руси был поставлен Спиридон (по прозванию Сатана), однако он не был признан ни в Москве, ни в Литве. В 1477 году в Вильне стараниями Великого князя Литовского, католика, наконец утверждается самостоятельная митрополия, которой подчиняются все епархии Западной Руси, однако теперь митрополит уже не присылался из Константинополя, а избирался местными епископами и лишь получал утверждение патриарха через присылаемых представителей.

В 1484 году в Константинополе состоялся церковный собор с участием представителей всех восточных патриархов, на котором уния была осуждена. Собрать подобный собор было непросто, учитывая тот факт, что Сирия, Палестина и Египет входили в состав Государства мамлюков, отношения с которым у Османов к тому времени были весьма обостренными (лишь в 1517 году турки захватили Египет – и все восточные патриархи оказались под контролем османских султанов). Только с этого времени можно было говорить об окончательном, официальном и однозначном расторжении унии со стороны Константинополя.

В 1494 году по русско-литовскому мирному договору Москва признала самостоятельность Виленских митрополитов, хотя и подозревала их в тайном униатстве (имея сведения, что в 1500 году Виленский православный митрополит Иосиф пытался уговорить Великую княгиню Литовскую Елену – дочь московского государя Ивана III – перейти в католичество). В 1503–1507 годах Виленскую кафедру по инициативе Елены Иоанновны занимал прибывший с ней из Москвы ее духовник Иона. В 1535 году выходец из Москвы Виленский митрополит Макарий перенес свою резиденцию из Вильны в Киев (к тому времени Киев уже более двух веков за редким исключением был митрополичьей кафедрой лишь формально). Однако после его смерти в 1555 году Киевскую кафедру вплоть до ее падения в результате Брестской унии 1596 года обычно занимали выходцы из магнатских кланов – люди, по своим качествам мало этого достойные.

В 1497/1498 году было восстановлено церковное общение Москвы с Афоном, Москва возобновила финансовую помощь Святой горе. Наконец, в 1514 году произошло установление дипломатических отношений Москвы с Османами. Была возобновлена переписка Москвы с патриархией, в Константинополь отправлены подарки и список предков Великого князя Московского для церковного поминания. В 1518 году в Москву прибыло большое патриаршее посольство во главе с митрополитом Григорием. Таким образом, церковное общение было окончательно восстановлено. Греки попытались склонить Москву к ликвидации автокефалии, на что Москва не отреагировала, и вопрос был снят. В последующее время Москва была для Константинополя самым значительным источником дохода. В 1589 году по соглашению с греками состоялось провозглашение Московского патриаршества. Константинопольские соборы 1590 и 1593 годов признали Московскую патриархию.

Итак, оформление московской автокефалии обуславливалось не обретением Московской Русью политической независимости. Оно было напрямую связано с уклонением Константинопольского патриархата в унию с Римом. Церковь-мать потеряла основания для сохранения своей власти на Руси. Вопрос унии в Константинополе был окончательно решен только в 1484 году. Москва прервала общение с Литовской митрополией в 1458 году также из-за ее уклонения в унию и восстановила общение с ней в 1494 году. Отношения с Константинополем были восстановлены между 1497 и 1518 годами (изначально – косвенно, через посредство Афона).

Иными словами, при всей сложности ситуации московскую автокефалию или патриаршество «самосвятскими» считать никак нельзя. Этого совершенно нельзя сказать о «Киевском патриархате», не только самочинно провозглашенном, но и в силу своих прежних связей с украинскими автокефалистами утерявшем благодать апостольского преемства.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *