в каком году рухнул речной вокзал в твери
Ровно три года назад в Твери рухнул Речной вокзал. История смерти, история рождения
Первое сообщение о том, что со зданием Речного вокзала происходит что-то непонятное, 7 августа в Интернете появилось около 9 вечера, но подозрения на обвал казались фейком. Это же невероятно!
Однако дальше — больше. Самые шустрые горожане не поленились добежать до Речного и оповестить о происходящем соотечественников: обваливаются кирпичи, рушатся колонны,осыпается штукатурка. Все происходит так стремительно, что не остается сомнений — символа города у нас больше нет. Это уже непоправимо. В кромешной тьме около 12 ночи рухнула центральная ротонда, верхние перекрытия здания.
История смерти
Народный вопль ужаса в Интернете был таким громким, что его услышали в других регионах: после полуночи на место происшествия примчались журналисты федеральных СМИ. Само собой, здесь же сотрудники МЧС, служба пожаротушения, полиция, были подняты по тревоге также областные и городские чиновники.
Из глубины здания раздается треск и другие звуки, подтверждающие, что это еще не конец. МЧС устанавливает световые башни, чтобы контролировать происходящее, натягивает сигнальные ленты, газовая служба отключила газ, здание полностью обесточили.
Утром у тверских СМИ рабочий день начался возле Речного. Здесь уже собралась толпа жителей окрестных домов. Переговариваются тихо, как на похоронах.
Сотрудники МЧС организовали оцепление: конечно, соблазн проникнуть за сигнальную ленту и сделать исторические кадры у нас велик. Ведь буквально через какие-то пару часов этих колонн может и не быть.
Речной продолжает осыпаться прямо на глазах. Откуда-то сверху на землю валятся кирпичи, большой кусок стены с грохотом падает вниз, подняв клубы пыли.
Картина была удручающей. Общая площадь обрушения составила примерно 400 квадратных метров.
У причала останавливается теплоход. Туристы, судя по обстановке, понимают: что-то произошло, и пытаются сквозь ветки деревьев увидеть ответ на вопрос. Но экскурсовод просит не задерживаться и пройти дальше.
Наверняка потом, узнав из федеральных СМИ, что оказались в этом месте в такой исторический день, многие из них кусали локти и ругали себя за то, что повелись на зов экскурсовода.
Тем временем заместитель председателя правительства области Андрей Белоцерковский, начальник главного управления по госохране объектов культурного наследия в регионе Михаил Смирнов, заместитель начальника Управления МЧС России по Тверской области Дмитрий Корнеев в окружении прессы официально комментируют происходящее.
— Остатки здания сносить не будут.
— Здание пришло в аварийное состояние еще в 90-е годы и много лет не использовалось по назначению.
— По итогам экспертизы будет решаться судьба того, что осталось.
— Привести здание в нормативное и современное состояние сложно. Есть проект реконструкции. Последняя озвученная сумма (7-10 лет назад) – примерно 500 миллионов рублей. И это без учета обрушения.
– Речной вокзал – объект регионального значения, но понятно, что региону практически невозможно найти средства на его реконструкцию.
— В разные годы долго шли поиски инвестора, но результатов они не принесли. С экономической точки зрения и с учетом законодательных ограничений (как объекта культурного наследия) никому это не выгодно.
Вечером того же дня по Интернету начинает «гулять» прощальный видеоролик, сделанный с квадрокоптера. Наверное, никто не смог остаться равнодушным.
История рождения
Уютно и приветливо в комнате отдыха. Мягкая мебель, большой круглый красивый стол для чтения, над которым висит бронзовая люстра.
Для лучшего обслуживания пассажиров будут открыты мастерские: сапожная и портновская, почтово-телеграфное отделение, сберкасса, различные киоски: газетно-журнальный, аптечно-парфюмерный, цветочный. Особый интерес представляет комната матери и ребенка. Красивая и изящная детская мебель с рисунчатыми спинками, ковры, картины украшают ее.
Вокзал открывается сегодня. Первый катер отплывает до Краснова в 5 часов утра».
Вот так тихо, в рабочем режиме, без пафоса и красных ленточек открылось уникальное по тем временам здание. Уникальным во многих смыслах этого слова оно остается и по сей день.
В разные годы в здании Речного располагались непосредственно вокзал, рассчитанный на 550 пассажиров (он функционировал до начала 90-х), музей воинских традиций, музей ужасов, ночные клубы, ресторан, редакции газет, ветеринарная лечебница, и это еще не все.
Последней яркой искрой в жизни Речного в 2011 году стала арт-выставка и возможность превратиться в Центр современного искусства с легкой руки российского арт-менеджера Марата Гельмана. Но идея, к сожалению, так и осталась лишь идеей.
«Он рухнул». Судьба Речного вокзала в Твери в фактах и мнениях
Памятник архитектуры оказалось легче потерять, чем реставрировать
Навсегда потерять памятник архитектуры очень просто — достаточно его не использовать и не содержать. Через определенное время он разрушится сам под удивленные комментарии официальных лиц. В Твери такая история произошла с Речным вокзалом. «7×7» рассказывает, что случилось и что будет дальше.
Что случилось
В Твери обрушилось здание Речного вокзала — памятник культурного наследия, главный шедевр советской архитектуры, один из символов города. Здание было построено в 1935–1938 годы к открытию Иваньковского водохранилища. Первое обрушение Речного вокзала произошло примерно в 23:00 7 августа — не выдержали часть перекрытий и южная стена второго этажа ротонды. На следующее утро отвалился висевший над пустотой кусок стены, а днем произошло третье и последнее на данный момент обрушение — оно затронуло стены второго этажа.
«Виноваты стройматериалы»
Первую версию оперативно выдвинул зампредседателя правительства Тверской области Андрей Белоцерковский. В интервью сразу после разрушения он «обвинил» «технические решения и строительные материалы».
— Силикатный кирпич и деревянные колонны, выбранные в момент строительства в 1935 году, привели к тому, что под воздействием атмосферных осадков здание разрушается. Без принятия каких-то экстраординарных мер, в том числе дорогостоящих, как показывает практика, его сохранить не удастся, — рассказал Белоцерковский.
Эта версия стала основной. Утром 9 августа ее повторила пресс-служба правительства с комментарием, что материалы, использованные для строительства, а также статус объекта культурного наследия регионального значения, осложнили поиски инвестора — серьезно повышается стоимость восстановительных работ.
Активисты организации «Тверские своды», которые занимаются общественным мониторингом архитектурных, исторических и природных памятников Верхневолжья, в версию правительства не поверили.
«Андрей Белоцерковский, вероятно, в запале заметил, что здание построено было плохо, из непрочных материалов, потому и рухнуло. Говорил он, словно не видя, что все здание построено отнюдь не из дерева и „растворимого“ кирпича, а из армированного (хотя и тонкого) бетона», — написал Павел Иванов.
Общественники считают, что причиной мог стать ремонт крыши ресторана (который одно время располагался на втором этаже Речного):
«Рухнуло здание — это важно подчеркнуть — сверху. И очень хорошо видно, что именно в нем рухнуло. Это терраса летнего ресторана, та часть, которая, к сожалению, не закрывалась от атмосферных осадков, но при этом на которой стояли колонны, державшие (частично) крышу второй ротонды со шпилем-маяком. Не выдержал именно пол этой террасы».
«Тверские своды» пишут, что с 70-х годов прошлого века крыша никак не использовалась, а над ней была сделана защитная кровля. По их мнению, это давало возможность зданию существовать сравнительно безопасно. Но в один момент крышу убрали, а террасу залили бетоном «вместе со всей старой системой водостоков».
«Теперь вся вода начала стекать по трубам, частью разорванным уже в первую зиму, а частью не доходившим до земли. Потолок нижней галереи, так называемого стилобата, начал разрушаться с ошеломляющей скоростью. Бетонная „подушка“ на полу террасы ресторана треснула. Заливка и так сильно утяжелила пол террасы и, кроме того, видимо, неправильно перераспределила сток воды. Часть воды начиная с 2010-х годов постоянно оставалась прямо в полу террасы, в щелях. Вода замерзала, оттаивала, попадала туда при дождях. Перекрытия были сделаны на совесть, из бетона с металлом. Но такого адского режима и они, наконец, не выдержали».
Абстрактные версии разрушения тоже прозвучали. Член Общественной палаты, замсекретаря регионального отделения «Единой России» Павел Парамонов заявил, что в определенной мере виноваты сами жители:
«Нашим городом долгое время очень плохо занимались абсолютно все — власть, горожане, бизнес. На протяжении последних нескольких лет мы пожинаем плоды разрушения. По каким-то причинам большинству из нас было плевать на то, что происходит с этим городом», — рассказал он изданию «Афанасий-бизнес». По его мнению, люди должны заниматься городом любыми способами, брать на себя ответственность, начиная от участия в выборах и заканчивая петициями. В противном случае «город будет просто исчезать».
Прокуратура области считает, что виноваты не все жители вместе, а конкретные должностные лица. Сотрудники надзорного органа выявили «ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей» по охране объектов культурного наследия. Как сообщила пресс-служба прокуратуры 11 августа, на имя зампреда правительства Тверской области Александра Меньщикова выписали предписания. Следственное управление СК РФ по Тверской области уже 8 августа начало доследственную проверку, но пока на сайте ведомства нет информации о результатах.
Сломать или восстановить
Параллельно с поиском виноватых обсуждался и ответ на второй вечный вопрос. Чиновники долгое время говорили о том, что необходимо обследовать здание Речного вокзала, чтобы решить его дальнейшую судьбу. Одновременно в тверских СМИ и социальных сетях начали появляться опросы, в которых в качестве одного из возможных вариантов был снос здания и восстановление на его месте тверского Отроч монастыря.
Вариант о восстановлении Отроч монастыря не был популярным у интернет-пользователей, но его вероятность была высокой, если учитывать набожность губернатора Тверской области Игоря Рудени. Житель Твери Максим Калинов 11 августа заметил, что на сайте областной митрополии через день после первого обрушения появилось сразу четыре больших материала об Отроч монастыре. В дальнейшем выяснилось, что для восстановления монастыря в его историческом виде нужно не только снести Речной вокзал, но и еще ряд используемых зданий, и вариант ушел в историю.
Игорь Руденя 15 августа заявил, что Речной вокзал будет восстановлен в его историческом виде.
Игорь Руденя. Фото пресс-службы правительства Тверской области
Сколько стоит
Принципиальный вопрос о деньгах имеет давнюю историю. Последние цифры назвал после обрушения начальник Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области Михаил Смирнов. По его словам, стоимость всех работ — примерно 500–600 млн руб.
В 2016 году работы оценивались дешевле в два раза. Комитет по делам культуры, ссылаясь на комплексное обследование здания ООО «ПИ Геореконструкция» в 2012 году, оценивал работы в 300 млн руб. Сумма фигурировала в ответе на обращение автора петиции Владимира Тюрина о восстановлении Речного вокзала.
Еще одно обследование было в марте 2017 года — уже по поручению Игоря Рудени. Проводили его представители Тверской областной картинной галереи (здание находилось во владении это организации), Министерства строительства Тверской области, государственного казенного учреждения «Тверьоблстройзаказчик» и частной компании «Тверьпроектреставрация». Эксперты оценили стоимость ремонтно-реставрационных работ в 176 млн руб. Из них 7,5 млн должны были пойти на разработку и проведение первоочередных противоаварийных работ. Штатный заместитель председателя совета регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александра Смирнова в Facebook заметила, что 7,5 млн руб. было достаточно, чтобы в августе здание не рухнуло.
А что инвесторы?
Поиски инвестора для Речного вокзала идут с момента передачи его из федеральной в региональную собственность, то есть с 2010 года. Правда, тогда речь шла о том, что инвестором станет региональный бюджет. В итоге нашли деньги на противоаварийные работы, которые, по одной из версий, и стали основной причиной разрушения.
В 2012 году над вопросом задумались только что избранные депутаты Тверской городской думы. Председатель профильного комитета Виталий Котов назвал Речной вокзал одним из объектов для поиска инвестора.
В 2014 году с предложением реконструкции здания за счет частника вышла Тверская торгово-промышленная палата. Президент ТТПП Леонид Мусин тогда утверждал, что одна из компаний, входящая в палату, готова вложить средства в Речной вокзал — при условии, что его сдадут в аренду на 49 лет за символическую плату. На тот момент механизм не был прописан в региональном законе. Необходимые изменения в областное законодательство были внесены в сентябре 2015 года, но инвестора так и не удалось найти.
Архитектор Никита Маликов в дискуссионном клубе WTF? рассказал о двух известных ему инвесторах, выходивших с конкретными предложениями. Вадим Дешевкин, выступая на этой же встрече, заявил, что не видит в Тверской области ни одного потенциального инвестора, готового вложить 500 млн руб.
Сейчас, судя по заявлению Игоря Рудени, власти вернулись к тому, с чего начали: источником инвестиций может стать бюджет.
Как использовать Речной вокзал
Если принять за факт, что вопрос с восстановлением и источником финансирования работ решится, то остается понять, что делать со зданием в дальнейшем. Речной вокзал не используется по назначению с 2002 года. В здании работали магазин, ресторан и музей современного искусства под руководством Марата Гельмана. Игорь Руденя однозначно заявил, что в восстановленном Речном вокзале «не будет никаких ночных клубов и торговых центров».
Павел Парамонов неоднократно предлагал сделать в здании музей Речного флота России, аналогов которому пока не существует. Архитектор Никита Маликов убежден, что здания должны жить и зарабатывать. По его словам, городу не нужен очередной памятник, требующий постоянных денежных вливаний.
— Если памятник требует дотаций, значит, рано или поздно потребуются деньги на ремонт. Если же здание само зарабатывает, то сможет найти деньги и на ремонт.
Официальные лица региона утверждают, что решение о будущем назначении восстановленного Речного вокзала будет приниматься после обсуждения с жителями. В настоящий момент здание огорожено забором, проезд к нему запрещен.
Фото http://www.dsktver.ru
ЧП произошло около полуночи, первые признаки обрушения появились вечером 7 августа, опасную зону огородили лентой. Обвалилась треть фасада здания Речного вокзала, но конструкция продолжает рушиться.
Читатели ТИА пишут, что здание продолжает сыпаться, стоит характерный шум и треск. В соцсетях пользователи активно выкладывают фото и видео. Обрушение продолжается: начал крениться верхний этаж, пишет rostber
.
В конце июня ТИА делало материал о судьбе Речного вокзала. Мы проводили опрос среди читателей, что делать с вокзалом. 74 % опрошенных ответили: «Реставрировать! Это символ Твери, который не должен умереть»
Здание Речного вокзала построено в 1938 году на левом берегу Волги. Прежде на этом месте находился Отроч монастырь, от которого чудом сохранился только один Успенский собор. В 1969-1975 годах были построены причалы длиной в 400 метров.
Речной вокзал был построен по проекту архитекторов Е.Н.Гавриловой и П.П.Райского в стиле сталинского неоклассицизма.
29 апреля 2011 года в здании Речного вокзала открыли Центр современного искусства «Тверца». На открытии присутствовали Дмитрий Зеленин, в то время губернатор Тверской области, руководитель центра Марат Гельман, художник Андрей Бильжо. В поддержку этого события в Твери прошёл первый фестиваль современного искусства «Верь в Тверь». Однако Центр приказал долго жить.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ МОНИТОРИНГ АРХИТЕКТУРНЫХ, ИСТОРИЧЕСКИХ И ПРИРОДНЫХ ПАМЯТНИКОВ ВЕРХНЕВОЛЖЬЯ
Катастрофа регионального масштаба: обрушение Речного вокзала в Твери
Гибель империи
Вот так примерно мне и хотелось назвать этот очерк. Как раз накануне выпустив пост, посвященный последствиям такого символического акта, как ликвидация тверского трамвая, я никак не ожидал, что продолжение последует с ужасающей быстротой. Рухнуло здание, которое не просто символизировало имперскую мощь, а которое было чем-то большим. Вдумайтесь. Полтора десятка сел, город Корчева, десятки деревень, лучшие пахотные и луговые земли губернии, тысячи людей, изгнанных со своих родных мест, погубленное на корню Тверское Поволжье – когда-то богатейший регион Тверского уезда в районе Городни. Это не считая тысяч заключенных, умерших в ДмитЛАГе, ВолгоЛАГе и прочих «лагах», снесенный древнейший храм Твери в Отроче монастыре – вот не все перечисление состава ужасающей гекатомбы, принесенной молоху «Большой Волги».
Платой за это все стал, по большому счету, только имперский размах канала имени Москвы. Наукоград Дубна возник уже позже – и он слабо связан с каналом. А тогда, в 1938-1939-м, единственным осмысленным результатом этого советского имперского проекта стала роскошная водная дорога, соединившая Москву с Волгой. По-настоящему красивая. Нет, не говорите, что «сталинский вампир», «уродский стиль», «тоталитарное г…» и прочие безумные глаголы. Во-первых, это не так, и неоклассицизм в СССР создавался людьми, умевшими строить и понимавшими, что они делают. Во-вторых, Колизей не становится объектом, назначенным к сносу из-за гибели сотен и тысяч христианских мучеников на его арене. Есть своя правда в утверждении великой красоты на таких местах. Оправданием страдания должна обязательно стать лучшая жизнь. Чтобы такая… закрыть глаза и открыть и задохнуться от радости.
Речной вокзал в Твери, как и Северный Речной вокзал в Москве – это грандиозные манифестации империи. Ничего подобного до войны более не успело быть создано. Потом, конечно, создавали. Но специфика плотин и заводов-гигантов в том, что их не видит массовый обыватель. Они для него – абстрактная картинка с газеты или экрана. Здесь – конкретный образ идеального дворца для трудящихся. Пусть у него, трудящегося, редко есть деньги на путешествие, да и времени немного. Но право, право на это у него имеется.
Это дарование права, создание иллюзии входа в будущий рай – и было главной целью строительства речных вокзалов. Отправляясь от их колонн, человек ожидал увидеть преображенную природу новой, покоренной реки, иную реальность, которой в принципе не могло быть до революции. И верилось, что когда-то весь мир изменится, все человечество будет иным, устроенным на лучших началах. Великая сказка, оптимизм юного поколения, кровью своей на полях сражений отплатившего за эту веру. Но памятник их чистой веры в светлое будущее – вот он, вокзал. Я бы сказал, это вообще памятник тому поколению – бесконечно простому и сложному одновременно. Мы не сможем это здание воспроизвести – никогда. Потому что мы не верим в то, во что они верили…
Как это было
Вокзал рухнул красиво. Именно как положено умиравшему зданию, он поскрипел, несколько раз судорожно вздохнул с хрипом, чтобы люди успели принять меры и убраться подальше от опасности. На это все у людей было несколько часов. В 23.30 7 августа произошло первое обрушение. А уже через час в сеть начали выкладывать первые ночные фотографии, на которых, правда, все равно ничего было не разглядеть.
Результат удался в полной мере. Сообщили новость все. Надо отдать должное Речному – он и время выбрал замечательное. Было тепло, но не жарко, не скучно стоять и смотреть. И – начало недели, но не понедельник. Так что все информагентства успели отреагировать вовремя. И как раз в дни, когда в Твери совершается символическое убийство еще одного манифеста империи – трамвая на Советской. Для полноты картины еще надо было, чтобы кувырнулся в Волгу проржавевший и испорченный халтурной безграмотной покраской от ДСК Старый Волжский мост. Вот тогда было бы вообще феерично. Убиение исторического города как оно есть. Впрочем, до финала Старого моста мы рискуем дожить в ближайшее время. Неизвестны последствия безжалостной покраски, которую головотяпы от вышеупомянутой строительной конторы с ним проделали.
Примерно около 9.30 от висевшей уже над пустотой второй ротонды (бывшего ресторана) отвалился огромный кусок стены и, разбивая в порошок стену и хрупкий декор бывшего зала ожидания, полетел вниз. Речной окутало клубами пыли, напоминая хронику про американские башни-близнецы.
Шоу было представлено как многочисленным еще толпившимся журналистам, так и китайским туристам, которые как раз катались на небольшом прогулочном катере.
Когда все стихло, к месту прибыли официальные лица.
Губернатор Игорь Руденя на место трагедии не прибыл. Его представлял заместитель Андрей Белоцерковский. Видно, что Андрей Владленович (на фото выше он справа) был потрясен и озадачен. Такого, конечно, никто не ожидал. В оправдание нынешней областной власти можно сказать, что в данном случае им что-то делать было поздно. Счетчик до катастрофы был запущен при предыдущем губернаторе Андрее Шевелеве – и несомненно в личном неприятии им центра Марата Гельмана крылись многие причины того, что здание просто оказалось брошенным. Правда, и к Гельману вопросы тоже имеются – ниже мы скажем, в чем они состоят. Но теперь едва ли возможно знать, провели бы полноценную консервацию-реставрацию Речного, если бы центр современного искусства в Речном остался. Гадать на кофейной гуще бесполезно.
Белоцерковного сопровождали начальник главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области Михаил Смирнов и замначальника Главного управления МЧС России по Тверской области, полковник Дмитрий Корнеев. Собственно, и сказать им оставалось немного: что здание нужно будет восстановить (наверное), а пока безопасность вокруг него обеспечена, слава Богу, никто не пострадал.
Андрей Белоцерковский, вероятно, в запале, заметил, что здание построено было плохо, из непрочных материалов, потому и рухнуло. Говорил он, словно не видя, что все здание построено отнюдь не из дерева и «растворимого» кирпича, а из армированного (хотя и тонкого) бетона. Обломки этой арматуры торчали отовсюду, а обруч колонн незыблемо стоял над картиной разрушения, словно издеваясь над его словами.
Гости потоптались и уехали, а журналисты начали ждать продолжения. Оно последовало.
На 11.15 вид у здания был уже как после попадания крупного снаряда.
Но и это был еще не конец. В 11.30 рухнул второй кусок стены – тоже бывшего ресторана. Вниз полетели колонны, рамы, фрагменты пола, арматуры, и – уже кровельных стропил.
Грохот стоял – его было слышно на пол-Затверечья.
Когда рассеялась пыль.
Маяк с шпилем накренился, но пока устоял. Впрочем, теперь это уже значения не имеет: днем раньше – днем позже он обречен упасть. А не упадет – его придется обрушить.
Журналисты и зрители приготовились ждать следующего акта спектакля. Но на этот раз шоу закончилось. На 8 августа закончилось. Продолжение, конечно, последует.
И что же произошло?
Рухнуло здание – это важно подчеркнуть – сверху. И очень хорошо видно, что именно в нем рухнуло. Это терраса летнего рестарана, та часть, которая, к сожалению, не закрывалась от атмосферных осадков, но при этом на которой стояли колонны, державшие (частично) крышу второй ротонды со шпилем-маяком. Не выдержал именно пол этой террасы. А что же с ним случилось?
Посмотрим на фотографии. Вот эта терраса как она была задумана.
На ней был устроен парапет, а далее изначально находился широченный деревянный карниз, придававший Речному благородные классические пропорции, но отмеченный еще Р. Хигером в его статье о калининском речном вокзале (Архитектура СССР, №8, 1939, с. 41-44) как непозволительная блажь архитектора. Это карниз, как и нижние аркады, не имели никакой функциональной нагрузки.
Карниз убрали в 1970-х. В тот период плоская крыша ресторана уже не использовалась. Над ней была сделана еще одна защитная кровля. Все это вместе давало возможность зданию существовать – не очень казисто, но сравнительно безопасно.
При Гельмане (или раньше, или позже? – вот еще один вопрос) произвели поразительную вещь. Эту крышу убрали, а террасу забетонировали (фото Станислава Филиппова, июль 2017 года)
То есть взяли и залили бетоном, вместе со всей старой системой водостоков. Теперь вся вода начала стекать по трубам, частью разорванным уже в первую зиму, а частью не доходившим до земли. (Фото Павла Иванова, февраль 2017 года):
Потолок нижней галереи, так называемого стилобата, начал разрушаться с ошеломляющей скоростью (фото Галины Федоровой, июль 2017 года),
Вот что, похоже, произошло. Бетонная «подушка» на полу террасы ресторана треснула. Заливка и так сильно утяжелила пол террасы и, кроме того, видимо, неправильно перераспределила сток воды. Часть воды (особенно после зимы, посмотрим вот на этот снимок Ильи Матвеева)
начиная с 2010-х годов постоянно оставалась прямо в полу террасы, в щелях. Вода замерзала, оттаивала, попадала туда при дождях. Перекрытия были сделаны на совесть, из бетона с металлом. Но такого адского режима и они, наконец, не выдержали.
Наружная стена основной ротонды из-за постоянно стекавших на нее осадков и так имела высокую степень разрушения. К тому же она состояла в значительной части из огромных витражных рам. То есть несущих стен было совсем немного. Часть их рассыпались от попадания осадков сверху (фото Галины Федоровой).
Они не устояли, когда их потянули перекрытия.
Отлом перекрытий произошел так, что стена ресторана повисла над пустотой.
Ее падение стало делом нескольких часов.
Еще раз: Речной вокзал был очень прочным сооружением, построенным никак не из мусора. Но у него оказалась вот такая «ахиллесова пята».
Кто виноват персонально? Надеемся, что это будет решать прокуратура. Что с этим делать? А ничего. Ждать, пока не развалится, потом аварийные части дообрушить. К сожалению, исход выглядит очевидным. Тут не Кижи, чтобы верх вывешивать, пока будут низ укреплять и перебирать.
Павел Иванов. Фото Павла Иванова, Александра Дылевского, Галины Федоровой, Станислава Филиппова, Ильи Матвеева
Лучший памятник советского периода в Твери и один из архитектурных символов города. Построен в 1935-1938 гг. к открытию Иваньковского водохранилища. Долгое время в здании размещались не только собственно речной вокзал, но и многочисленные службы тверского речного порта.
Источник