в каком году россия вступила в нато
Как менялись отношения России и НАТО
В годы холодной войны СССР и НАТО открыто враждовали. Москва в противовес Североатлантическому альянсу создала Организацию Варшавского договора. Постоянно действующий канал дипотношений появляется лишь в 1990 году. Николай Афанасьевский становится первым постпредом СССР (а потом и России) при НАТО. Эту должность Афанасьевский (как и его последователи вплоть до 2003 года) совмещает с работой посла страны в Бельгии.
Декабрь 1991 года. Россия вступает в Совет североатлантического сотрудничества — программу для улучшения отношений альянса со странами, не входящими в блок. В 1997 году на смену этому форуму пришел Совет евроатлантического партнерства, который объединил все государства-члены и государства — партнеры НАТО в Евроатлантическом регионе.
Июнь 1994 года. Россия присоединяется к программе «Партнерство ради мира». Москва направляет миротворческий контингент под эгидой НАТО на Западные Балканы.
Май 1997 года. В Париже подписан Основополагающий акт Россия — НАТО, ставший официальной основой двусторонних отношений. Документ предусматривал проведение встреч, учреждение постоянного представительства России при альянсе в Брюсселе, а также информационного бюро и военной миссии связи НАТО в Москве. В документе говорилось о том, что альянс обязуется не размещать войска у границ России на постоянной основе.
Март 1998 года. Учреждено дипломатическое представительство России при НАТО. Задачей миссии названо содействие расширению двустороннего диалога.
Сентябрь 2000 года. Открыто информбюро НАТО в Москве. Оно прикреплено к посольству Бельгии.
2001 год. Сближение России и НАТО продолжается после терактов 11 сентября в США, развивается сотрудничество в области борьбы с терроризмом.
2002 год. Пик двусторонних отношений. Подписание римской декларации «Отношения Россия — НАТО: новое качество», по которой в мае данного года создается Совет Россия — НАТО. Задачи совета — согласование и выработка совместных позиций по ключевым вопросам и в будущем перевод отношений России и альянса на более высокий уровень с потенциалом полноправного членства.
2003 год. Россия и НАТО сотрудничают в обеспечении стабильности в Афганистане, эта тема стала главной на регулярных встречах совета. На одной из них, состоявшейся в июне 2003 года, глава Минобороны России Сергей Иванов предложил альянсу осуществлять воздушный транзит воинского контингента через российскую территорию. В НАТО это предложение приняли.
2007 год. В отношениях России и НАТО началось охлаждение. Одним из его символов стала речь Путина на Мюнхенской конференции по безопасности. Сергей Рябков (в то время директор департамента общеевропейского сотрудничества МИД РФ) заявил, что Россию с НАТО объединяет только борьба с наркотрафиком.
2008 год. Осложнение отношений России и НАТО из-за обсуждения в альянсе возможности присоединения Украины и Грузии к Плану действий по подготовке к членству в блоке. На членстве в НАТО для этих стран настаивали США, их поддержали страны Балтии, Польша, Чехия и ряд других восточноевропейских стран. В НАТО заявили, что Грузия и Украина смогут стать членами альянса, когда будут соответствовать требованиям организации. Россия сочла данное заявление намерением расширить альянс на восток и заявила, что это является для нее угрозой.
Апрель 2008 года. Глава Генштаба Вооруженных сил РФ Юрий Балуевский заявляет, что в случае присоединения Украины и Грузии к НАТО Москва применит «военные и иные меры» для отстаивания интересов у границ.
Август 2008 года. Раскол между Россией и НАТО углубляется из-за пятидневной войны в Грузии. Альянс обвинил Москву в несоразмерном применении военной силы. Поводом для российского вторжения в Грузию стало нападение на российских граждан в Южной Осетии, в котором обвинили грузинские вооруженные силы. После этого до весны 2009 года были приостановлены встречи Совета Россия — НАТО и реализация ряда совместных программ.
Март—апрель 2014 года. Отношения России и НАТО окончательно портятся, фактически все сотрудничество приостанавливается после начала вооруженного конфликта на востоке Украины. Альянс обвинил Москву в военном вмешательстве в конфликт и агрессивных действиях, а также в незаконной «аннексии» Крыма. 8 апреля альянс запретил доступ в штаб-квартиру для всех сотрудников российской миссии, кроме постпреда, его заместителя и помощника, а численность постпредства предписал сократить с 70 до 50 человек.
Сентябрь 2014 года. Россию впервые за годы партнерства и после окончания холодной войны не пригласили на саммит НАТО. Участники форума, который прошел в Великобритании, обсудили ситуацию на Украине и заявили об угрозе со стороны России. На саммите было принято решение о создании оперативной группы повышенной готовности на случай нападения России на какую-либо из стран НАТО.
Декабрь 2014 года. Россия принимает новую военную доктрину, в которой зафиксировано в качестве одной из главных угроз наращивание военного потенциала НАТО и приближение альянса к границам России.
Июль 2016 года. На саммите НАТО в Варшаве Россия названа основной угрозой для членов альянса. По итогам встречи была принята программа по повышению обороноспособности в киберсреде для защиты от возможных действий России. Также члены альянса договорились продолжать усиливать контингент в странах Балтии.
2018 год. НАТО заявляет о «провокационной деятельности России» на западных границах, а также в Черном и Балтийском морях. В НАТО осуждают приписываемое России отравление в Солсбери экс-сотрудника спецслужб Сергея Скрипаля и его дочери Юлии. На место постпреда России при НАТО Александра Грушко, покинувшего Брюссель в январе 2018 года, так никто и не приезжает.
2019 год. Диалог в формате Россия — НАТО фактически прекращается. Глава российского МИДа Сергей Лавров объяснил это тем, что в НАТО считают «украинский вопрос» приоритетным, а в России в таком формате данную тему обсуждать не намерены.
Март 2021 года. Участники заседания Совета министров иностранных дел стран НАТО вновь обвинили Россию в дестабилизации ситуации в соседних странах и констатировали, что отношения с Москвой в ближайшее время не улучшатся.
Октябрь 2021 года. НАТО объявило о высылке восьми сотрудников российского постпредства и упразднении должностей еще двоих. Состав миссии сократился с 20 человек до десяти. Решение Брюссель объяснил «враждебной активностью» России и работой дипломатов на разведку. В ответ Россия решила с 1 ноября приостановить работу постпредства при НАТО и деятельность военной миссии связи и информбюро альянса в Москве. Россия «не видит необходимости продолжать делать вид», что в отношениях с альянсом возможны перемены, объяснили в МИДе.
Постпреды СССР и России при НАТО
Как менялись отношения России и НАТО. Хронология
В годы холодной войны СССР и НАТО открыто враждовали. Москва в противовес Североатлантическому альянсу создала Организацию Варшавского договора. Постоянно действующий канал дипотношений появляется лишь в 1990 году. Николай Афанасьевский становится первым постпредом СССР (а потом и России) при НАТО. Эту должность Афанасьевский (как и его последователи вплоть до 2003 года) совмещает с работой посла страны в Бельгии.
Декабрь 1991 года. Россия вступает в Совет североатлантического сотрудничества — программу для улучшения отношений альянса со странами, не входящими в блок. В 1997 году на смену этому форуму пришел Совет евроатлантического партнерства, который объединил все государства-члены и государства — партнеры НАТО в Евроатлантическом регионе.
Июнь 1994 года. Россия присоединяется к программе «Партнерство ради мира». Москва направляет миротворческий контингент под эгидой НАТО на Западные Балканы.
Май 1997 года. В Париже подписан Основополагающий акт Россия — НАТО, ставший официальной основой двусторонних отношений. Документ предусматривал проведение встреч, учреждение постоянного представительства России при альянсе в Брюсселе, а также информационного бюро и военной миссии связи НАТО в Москве. В документе говорилось о том, что альянс обязуется не размещать войска у границ России на постоянной основе.
Март 1998 года. Учреждено дипломатическое представительство России при НАТО. Задачей миссии названо содействие расширению двустороннего диалога.
Сентябрь 2000 года. Открыто информбюро НАТО в Москве. Оно прикреплено к посольству Бельгии.
2001 год. Сближение России и НАТО продолжается после терактов 11 сентября в США, развивается сотрудничество в области борьбы с терроризмом.
2002 год. Пик двусторонних отношений. Подписание римской декларации «Отношения Россия — НАТО: новое качество», по которой в мае данного года создается Совет Россия — НАТО. Задачи совета — согласование и выработка совместных позиций по ключевым вопросам и в будущем перевод отношений России и альянса на более высокий уровень с потенциалом полноправного членства.
2003 год. Россия и НАТО сотрудничают в обеспечении стабильности в Афганистане, эта тема стала главной на регулярных встречах совета. На одной из них, состоявшейся в июне 2003 года, глава Минобороны России Сергей Иванов предложил альянсу осуществлять воздушный транзит воинского контингента через российскую территорию. В НАТО это предложение приняли.
2007 год. В отношениях России и НАТО началось охлаждение. Одним из его символов стала речь Путина на Мюнхенской конференции по безопасности. Сергей Рябков (в то время директор департамента общеевропейского сотрудничества МИД РФ) заявил, что Россию с НАТО объединяет только борьба с наркотрафиком.
2008 год. Осложнение отношений России и НАТО из-за обсуждения в альянсе возможности присоединения Украины и Грузии к Плану действий по подготовке к членству в блоке. На членстве в НАТО для этих стран настаивали США, их поддержали страны Балтии, Польша, Чехия и ряд других восточноевропейских стран. В НАТО заявили, что Грузия и Украина смогут стать членами альянса, когда будут соответствовать требованиям организации. Россия сочла данное заявление намерением расширить альянс на восток и заявила, что это является для нее угрозой.
Апрель 2008 года. Глава Генштаба Вооруженных сил РФ Юрий Балуевский заявляет, что в случае присоединения Украины и Грузии к НАТО Москва применит «военные и иные меры» для отстаивания интересов у границ.
Август 2008 года. Раскол между Россией и НАТО углубляется из-за пятидневной войны в Грузии. Альянс обвинил Москву в несоразмерном применении военной силы. Поводом для российского вторжения в Грузию стало нападение на российских граждан в Южной Осетии, в котором обвинили грузинские вооруженные силы. После этого до весны 2009 года были приостановлены встречи Совета Россия — НАТО и реализация ряда совместных программ.
Март—апрель 2014 года. Отношения России и НАТО окончательно портятся, фактически все сотрудничество приостанавливается после начала вооруженного конфликта на востоке Украины. Альянс обвинил Москву в военном вмешательстве в конфликт и агрессивных действиях, а также в незаконной «аннексии» Крыма. 8 апреля альянс запретил доступ в штаб-квартиру для всех сотрудников российской миссии, кроме постпреда, его заместителя и помощника, а численность постпредства предписал сократить с 70 до 50 человек.
Сентябрь 2014 года. Россию впервые за годы партнерства и после окончания холодной войны не пригласили на саммит НАТО. Участники форума, который прошел в Великобритании, обсудили ситуацию на Украине и заявили об угрозе со стороны России. На саммите было принято решение о создании оперативной группы повышенной готовности на случай нападения России на какую-либо из стран НАТО.
Декабрь 2014 года. Россия принимает новую военную доктрину, в которой зафиксировано в качестве одной из главных угроз наращивание военного потенциала НАТО и приближение альянса к границам России.
Июль 2016 года. На саммите НАТО в Варшаве Россия названа основной угрозой для членов альянса. По итогам встречи была принята программа по повышению обороноспособности в киберсреде для защиты от возможных действий России. Также члены альянса договорились продолжать усиливать контингент в странах Балтии.
2018 год. НАТО заявляет о «провокационной деятельности России» на западных границах, а также в Черном и Балтийском морях. В НАТО осуждают приписываемое России отравление в Солсбери экс-сотрудника спецслужб Сергея Скрипаля и его дочери Юлии. На место постпреда России при НАТО Александра Грушко, покинувшего Брюссель в январе 2018 года, так никто и не приезжает.
2019 год. Диалог в формате Россия — НАТО фактически прекращается. Глава российского МИДа Сергей Лавров объяснил это тем, что в НАТО считают «украинский вопрос» приоритетным, а в России в таком формате данную тему обсуждать не намерены.
Март 2021 года. Участники заседания Совета министров иностранных дел стран НАТО вновь обвинили Россию в дестабилизации ситуации в соседних странах и констатировали, что отношения с Москвой в ближайшее время не улучшатся.
Октябрь 2021 года. НАТО объявило о высылке восьми сотрудников российского постпредства и упразднении должностей еще двоих. Состав миссии сократился с 20 человек до десяти. Решение Брюссель объяснил «враждебной активностью» России и работой дипломатов на разведку. В ответ Россия решила с 1 ноября приостановить работу постпредства при НАТО и деятельность военной миссии связи и информбюро альянса в Москве. Россия «не видит необходимости продолжать делать вид», что в отношениях с альянсом возможны перемены, объяснили в МИДе.
Постпреды СССР и России при НАТО
Россия и НАТО
Россия имеет постоянное представительство в штаб-квартире НАТО в Брюсселе, которое до 23 декабря 2011 года возглавлял известный российский политик, Чрезвычайный и Полномочный Посол Дмитрий Рогозин. [1] С 2012 года пост занимает Александр Грушко [2] [3]
В рамках контактов «Россия — НАТО» в настоящее время функционирует ряд рабочих групп по следующим направлениям сотрудничества:
Содержание
История
В 1994 году Россия начала участвовать в программе Партнерство ради мира. [4]
Дипломатическое представительство России при НАТО учреждено в 1998 году. [4]
8 февраля 2003 года Министром обороны России и Генеральным секретарём НАТО Дж. Робертсоном был подписан рамочный документ «Россия — НАТО» о сотрудничестве в области поиска и спасения экипажей подводных лодок. [7] [6] [8]
На 2004 год Россия не только участвует в совместных учениях, но и проводит совместные с НАТО миротворческие операции. С некоторыми членами НАТО у России есть договоры о военно-техническом сотрудничестве и совместной разработке различных продуктов военного назначения. Министерством обороны России решается задача повышения степени оперативной совместимости подразделений российских Вооружённых сил и войск НАТО для успешного осуществления совместных мероприятий.
«НАТО методически и настойчиво развивает свой военный аппарат — на Восток Европы и в континентальный охват России с Юга. Тут и открытая материальная и идеологическая поддержка цветных революций, и парадоксальное внедрение Северо-атлантических интересов в Центральную Азию. Всё это не оставляет сомнений, что готовится полное окружение России, а затем потеря ею суверенитета.» [10] [неавторитетный источник?]
22 августа 2008 года — российской стороной было прекращено сотрудничество с НАТО. По заявлению постоянного представителя России при НАТО Дмитрия Рогозина, это решение носит временный характер и будет оставаться в силе «до принятия политическим руководством России особого решения на этот счет». [13] [16] Решение о восстановлении сотрудничества было принято в марте 2009 года. [15]
26 августа 2008 года — Генштаб Вооруженных сил РФ выразил недоумение по поводу высокой активности военно-морских сил НАТО в акватории Чёрного моря и наращивании группировки до 18 кораблей. [17]
В начале февраля 2012 года в российских СМИ появилась информация о переговорах по созданию в Ульяновске перевалочного пункта (логистической базы) НАТО. [24] (Подробнее см. статью Ульяновск-Восточный)
Сценарии возможной войны между Россией и НАТО
План НАТО по защите стран Прибалтики от «российской агрессии»
В связи со ставшими известными планами НАТО по защите Прибалтийских стран от предполагаемого альянсом «российского нападения» возникли серьёзные вопросы у российского МИДа. Глава МИД РФ отметил, что подобные обстоятельства позволяют ставить вопрос о том, когда представители НАТО были искренними: когда договаривались о партнерстве или когда обсуждали планы защиты от России. «Мы задали эти вопросы и ожидаем на них ответа», — заключил С.Лавров. [26] [27]
Россия и НАТО подвели отношения к «печальному финалу»
Чем Россия ответила НАТО
Министр иностранных дел России Сергей Лавров в понедельник, 18 октября, объявил об ответных мерах Москвы на принятое 6 октября решение НАТО сократить численность российского представительства при штаб-квартире альянса в Брюсселе до десяти человек. Россия решила:
Как говорится в заявлении российского МИДа, поддерживать экстренные контакты со штаб-квартирой альянса будет посол России в Бельгии (с 2016 года эту должность занимает Александр Токовинин). На усмотрение альянса один из послов стран — членов НАТО в Москве может выполнять аналогичные функции, указали в российском ведомстве.
Бывший постоянный представитель России при НАТО, ныне глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин заявил РБК, что принятые решения означают «фактический разрыв отношений» и являются их «печальным финалом».
Отношения России с НАТО начались с окончанием холодной войны. В 1991 году Россия стала членом Совета североатлантического сотрудничества, в 1997 году на смену этому формату пришел Совет евроатлантического партнерства, напоминает альянс в своих материалах. Практическое взаимодействие началось в 1994 году, когда Россия вступила в программу «Партнерство ради мира», в конце 1990-х российские военнослужащие приняли участие в миротворческих миссиях альянса на Балканах.
Как было устроено взаимодействие с альянсом
До 2003 года контакты между Россией и НАТО осуществлял российский посол в Бельгии. Этот пост занимали многие известные российские дипломаты: так, бывший постоянный представитель России при ООН Виталий Чуркин был послом в Бельгии в 1994–1998 годах и тогда же представлял Москву при НАТО; его сменил нынешний сенатор Сергей Кисляк, который, отработав послом и представителем при НАТО, занял пост замминистра иностранных дел, а потом был отправлен послом в США.
Первым постпредом при НАТО, не совмещавшим эту должность с работой посла в Бельгии, стал в 2003 году директор Федеральной пограничной службы Константин Тоцкий. Его сменил в 2008 году нынешний глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин. После его отъезда в декабре 2011 года в Москву замену искали почти год. Последний постпред — нынешний замминистра иностранных дел Александр Грушко — работал в Брюсселе с октября 2012 года по январь 2018-го. Затем должность оставалась вакантной.
Численность российского постпредства при НАТО до последнего сокращения колебалась на уровне двух десятков человек.
НАТО в Москве имело два рабочих подразделения — военную миссию связи НАТО и информационное бюро. Миссия связи была создана в 2002 году и, как и информбюро, функционировала под эгидой посольства Бельгии. Целью миссии связи декларировалось содействие расширению диалога Россия — НАТО путем обеспечения связи Военным комитетом НАТО в Брюсселе и Министерством обороны России, оказания помощи информбюро НАТО в Москве в разъяснении политики альянса российской общественности.
«Куда важнее прекращение военной миссии НАТО, чем прекращение работы информбюро. Ведь это означает, что прекращаются все контакты между российским Минобороны и альянсом, что скверно. Отныне прямой связи не будет, а будет опосредованная связь между посольством в Брюсселе и российским Минобороны. Военная миссия обеспечивала учения, через нее шла информация о том, кто и когда планирует их провести. Информбюро же улучшало представление о НАТО среди российских граждан — по крайней мере, должно было, они проводили пресс-туры, выпускали информационные бюллетени», — поясняет военный обозреватель Александр Гольц.
Как деградировали отношения
Отношения России с НАТО почти во все годы сотрудничества не были простыми. Одним из первых серьезных испытаний стал российско-грузинский конфликт в 2008 году, итогом которого стало признание независимости Абхазии и Южной Осетии. Альянс тогда ответил приостановкой почти на год консультаций в Совете Россия — НАТО.
Постоянных раздражителей в отношениях было несколько. Один из главных — расширение альянса как фактическое — за счет балканских стран, так и предполагаемое — на Грузию и Украину, хотя план действий по предоставлению членства обеим странам до сих пор согласован не был.
Однако после 2014 года и присоединения Крыма к России, которое страны НАТО солидарно характеризуют как незаконную аннексию, отношения по гражданской и военной линиям были практически полностью заморожены, а альянс занялся обновлением военной инфраструктуры. В частности, были снова приостановлены заседания Совета Россия — НАТО. Они возобновились в 2016 году и были довольно регулярными до 2019 года.
Летом нынешнего года генсек НАТО Йенс Столтенберг заявил о возможности проведения очередного заседания совета, а в сентябре на открытой части встречи с Лавровым не предупреждал ни о каких новых осложнениях в отношениях. Однако 6 октября альянс заявил о сокращении российской миссии. При этом, по словам Столтенберга, это решение не было вызвано каким-то конкретным событием.
Решение Москвы приостановить работу постпредства при НАТО серьезно испортит отношения, продлит наступивший «ледниковый период», заявил министр иностранных дел Германии Хайко Маас в понедельник, находясь на саммите глав МИД ЕС в Люксембурге.
«То, что Россия прекращает работу военной миссии и информбюро НАТО в Москве, означает демонстративное проявление недоброжелательности», — уверен Гольц.
«Канал связи Россия — НАТО серьезного практического значения не имел. Важно отметить, что никуда не исчезает мощный канал для обсуждения военных вопросов. Это канал Герасимов — Милли (начальник Генштаба ВС РФ Валерий Герасимов и председатель Объединенного комитета начальника штабов США Майкл Милли. — РБК), который работает, позволил избежать нам катастрофы в период обострений в Сирии и вокруг Украины. Они регулярно встречаются, имеют телефонный канал связи, и, несмотря на враждебные российско-американские отношения, эти контакты вполне развиты», — считает заместитель директора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Василий Кашин.
В целом ситуация, по его мнению, по степени напряженности соответствует худшим периодам холодной войны. «Мы имеем высокий накал враждебной пропаганды и активную военную деятельность, но именно с точки зрения канала для диалога все не так плохо — у нас есть действующий канал связи с США и двусторонние каналы для диалога с отдельными европейскими странами», — резюмирует эксперт.
Принятое решение означает «возврат к прагматизму во внешней и военной политике, отказ от символических рудиментов, которые и раньше ничего не решали, а сейчас обременяют обе стороны», полагает главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский. «НАТО — это политико-бюрократическая организация. Вопросы военной безопасности Россия обсуждает со странами на двусторонней основе, в ООН, ОБСЕ. Прекращение деятельности каких-то представительских органов никак не повлияет на безопасность. Тем более что НАТО не осуществляет оперативное управление группировками войск», — сказал эксперт РБК.