в каком году родился петросян
Евгений Петросян
Биография
Евгений Петросян — российский артист разговорного жанра, имя которого давно стало нарицательным и ассоциируется у телезрителей с юмором. Невозможно определить, на какое время пришелся пик его славы. Монологи юмориста пользовались популярностью и в годы застоя, и во времена перестройки, и в нестабильные 90-е. Сейчас артист продолжает веселить публику новыми шутками, ничуть не уступая молодому поколению шоуменов.
Детство и юность
Петросян Евгений Ваганович родился 16 сентября 1945 года в Азербайджанской ССР, Баку. Его отцом стал Ваган Миронович Петросянц (впоследствии юморист сократил настоящую фамилию для большей благозвучности), армянин по национальности, а матерью — домохозяйка Белла Григорьевна еврейского происхождения. Детские годы будущий комик провел в Баку.
Как неоднократно отмечал сам Евгений Петросян, его родители не имели ни малейшего отношения к искусству. Отец был авторитетным преподавателем, трудившимся в Азербайджанском педагогическом институте и заслуженно носившим прозвище Ходячая Энциклопедия. Мать больше занималась по хозяйству, однако также была человеком науки: Белла Григорьевна получила высшее образование инженера-химика (в свое время она училась у Вагана Мироновича).
Когда Петросяну было около 7-8 лет, двоюродная старшая сестра отвела его на местный юмористический концерт. Мальчика, родившегося в послевоенные годы и привыкшего к атмосфере скорби и отчаяния, крайне впечатлили радостные, веселые лица зрителей. Он понял, что и сам хочет стать тем, кто будет вызывать на лицах людей улыбку.
К реализации этой мечты Евгений Ваганович и решил двигаться. В семье не слишком обрадовались, когда сын заявил, что собирается стать артистом, однако мешать его попыткам добиться успеха на этом поприще не стали.
С 12 лет Петросян делал все, чтобы проявить свой актерский талант — трудился в кукольном театре и в народном театре, вел сольные конферансы, читал фельетоны, разыгрывал сценки из оперетт. В 15-летнем возрасте артист даже отправился на свои первые гастроли от клуба моряков.
Личная жизнь
Петросян всегда пользовался интересом у противоположного пола, и даже невысокий рост (168 см при весе 75 кг) не мешал ему очаровывать девушек своим обаянием и чувством юмора.
В молодости Евгений женился на младшей сестре Викторины Кригер, прославленной балерины. В 1968 году она подарила юмористу единственного в его жизни ребенка — дочь Викторину. Семья не просуществовала долго: супруги расстались.
Второй женой комика стала дочь оперного певца Ивана Козловского Анна. Женщина была старше супруга на 7 лет и прожила с ним в браке полтора года.
В третий раз артист женился на ленинградском искусствоведе Людмиле. Она была интеллигентной дамой аристократического происхождения и несколько раз даже выступила вместе с мужем на одной сцене. Однако ее раздражала чрезмерная загруженность супруга, и вскоре пара рассталась.
Четвертой женой Евгения Петросяна стала Елена Степаненко. С ней комик познакомился вскоре после открытия собственного Театра эстрадных миниатюр: выпускница ГИТИСа пришла на пробы, желая принять участие в постановках театра.
К тому времени у юмориста наступил достаточно серьезный разлад в отношениях с дочерью. Вскоре она эмигрировала в США и на протяжении десяти лет не разговаривала с отцом. За это время у нее появилась семья, а у Евгения Вагановича – внуки: Андреас и Марк.
Евгений Петросян и Елена Степаненко
К счастью, через некоторое время Викторина все же помирилась с отцом и возобновила общение с ним. Теперь ребята периодически видятся с дедушкой.
Как сообщил адвокат Сергей Жорин, супруги не живут вместе уже 15 лет, у каждого была своя личная жизнь. Сначала его клиент Евгений Петросян хотел отдать супруге половину имущества во избежание скандалов и гласности, но Степаненко отказалась от мирового соглашения и обратилась в суд, рассчитывая получить как минимум 80% от их общего имущества.
В конце декабря 2018 года Татьяна впервые прокомментировала ситуацию. Брухунова подтвердила отношения с Петросяном в эфире передачи «Эксклюзив», куда пришла с кольцом на безымянном пальце. При этом девушка отметила, что роман начался в 2013 году, но она «не уводила юмориста из семьи», так как супруги на тот момент уже много лет не жили вместе.
Спустя пару месяцев стало известно, что Евгений Ваганович купил ассистентке квартиру, в которой была оборудована детская. Об этом телезрители узнали из выпуска передачи «Пусть говорят».
74-летний Евгений Петросян и его молодая жена, 31-летняя Татьяна Брухунова, стали родителями. Пара пока скрывает пол ребенка, который родился 13 марта.
В конце 2019 года в СМИ появилась новость о том, что Петросян женился на своей возлюбленной. Однако от артиста и его избранницы официальное подтверждение не поступило.
В начале 2020 года Евгений и Татьяна уехали на отдых в ОАЭ. В марте в СМИ появились сообщения о том, что у артиста родился ребенок в клиническом центре Дубая. В таблоидах сообщалось, что Петросян стал отцом во второй раз в 74 года. По мнению репортеров, комик и его молодая жена прибегли к услугам суррогатной матери, так как на снимках в «Инстаграме» Татьяна демонстрировала стройную фигуру без признаков беременности.
Слухи подтвердились в сентябре того же года: Евгений Ваганович опубликовал фото с ребенком на руках.
Сейчас статуэтка находится в квартире в Зачатьевском переулке, которую заняла Елена. Актриса не пускает в апартаменты экс-мужа, намекая на то, что артист может вынести из дома ценные вещи, которые еще по суду не поделены между экс-супругами. В свою очередь юморист предполагает, что Степаненко «разбазаривает» имущество, нажитое совместно.
Переезд в Москву
В 1961-ом году Евгений решился на еще более кардинальный шаг: в стремлении стать актером он переехал в Москву. В столице молодой Петросян успешно поступил во Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства, обучаясь актерскому ремеслу под руководством А. Алексеева и Рины Зеленой. Уже в 1962-ом году будущий известный на весь Союз комик начал проводить свои первые выступления на профессиональной сцене.
В последующий период творческой биографии артист состоял в должности конферансье, работая в Государственном оркестре РСФСР. Непосредственным руководителем молодого комика был прославленный Леонид Утесов. С 1969-го по 1989-ый годы Евгений Ваганович проработал в Москонцерте.
Постепенно артист приобрел определенный авторитет, и уже в 1970-ом году он получил достойное звание Лауреата четвертого Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Стремясь развивать свое мастерство, в 1985-ом году Петросян закончил ГИТИС, выбрав специальность эстрадного режиссера.
В 1985-ом году артист получил звание «Заслуженный артист РСФСР», в 1991-ом году его статус повысился до «Народного артиста РСФСР», а в 1995-ом году Евгению Вагановичу вручили орден Почета за заслуги перед страной и плодотворную деятельность в области культуры и искусства.
Карьера на эстраде
К своему личному успеху на эстраде и телевизионном экране комик максимально приблизился в 70-ых годах прошлого века. Так, в 1973-ем году вместе с Шимеловым и Писаренко Петросян создал свою собственную программу, которая получила название «Трое вышли на эстраду».
Спустя два года Евгений пошел дальше и начал ставить свои спектакли на базе Московского театра эстрады. Благодаря ему вышли постановки «Монологи», «Как поживаете?», «Доброе слово и кошке приятно», «Дураки мы все», «Когда финансы поют романсы», «Семейные радости» и многие другие.
В своих постановках Петросян нередко исполняет главные роли. Как спектакли в целом, так и выступления Евгения Вагановича в советское время пользовались большой популярностью (впрочем, комик до сих пор собирает полные залы).
Фельетоны, небольшие сценки, музыкальные пародии, интермедии, эстрадная клоунада и другие разновидности юмористических выступлений Петросяна приходились по вкусу широкому контингенту слушателей и получали положительные рецензии в прессе.
В 1979-ом году юморист принял решение создать Театр эстрадных миниатюр Петросяна. При нем был образован Центр эстрадной юмористики, в котором артист собрал уникальные и редкие материалы, касающиеся истории эстрады на протяжении 19-20 веков. Это сохранившиеся до наших дней афиши, фотографии, журналы и многое другое.
В период с 1987-го по 2000-ый года Евгений Петросян работал в программе «Аншлаг». А в 1988-ом году комик получил должность художественного руководителя и ведущего артиста Московского концертного ансамбля эстрадных миниатюр. С 1994-го по 2004-ый годы юморист вел авторскую программу «Смехопанорама», символом которой стал глиняный клоун, приобретенный Петросяном в Германии в 1995-ом году.
Среди популярных фельетонов этого времени в исполнении артиста числятся «Весело живем», «Поиск жены», «Страна Лимония, деревня Петросяния», «Когда финансы поют романсы». Позднее появились номера «Дурочку хочу», «Телефон для директора». Помимо речевых номеров, в репертуаре шоумена появляются и песни, такие как «Смешно», «Заглянув в мои глаза», «Мой путь», «Время вспять».
Также Евгений Ваганович известен благодаря юмористическому театру «Кривое зеркало», которым он руководил и в котором нередко исполнял главные роли. Выступления театра транслировались с 2003-го по 2014-ый годы. Участие в них принимали также Карен Аванесян, Игорь Христенко, Александр Морозов, Михаил Вашуков и многие другие популярные комики.
В 2012 году состоялся бенефис артиста в честь 50-летия его сценической карьеры. Концерт получил название «Золотой юбилей». Его запись позднее была размещена на официальном сайте юмориста.
В 2013 году появились первые выпуски проекта юмориста «100 выступлений», в которых были собраны лучшие номера Петросяна «Академик», «Аристократы», «Речь кандидата», «Будка гласности» и другие. Спустя год был запущен проект «Петросян-шоу», а еще через два — «Юмор! Юмор!! Юмор. ». Ежегодно юморист устраивает представление, приуроченное к празднованию Нового года. Есть у него и фельетоны, посвященные главному празднику в году.
В 2018-м он осваивал новые технологии и даже завел собственный аккаунт в «Инстаграме». Впрочем, в Интернете юморист больше известен как прародитель мема, означающего несмешные и устаревшие шутки.
Такое значение приобрели слова «петросянить», «петросянство» и тому подобные. Нередко Евгения Вагановича обвиняют в том, что большую часть шуток он заимствует из Сети. В ответ на это артист заявляет, что его шутки настолько популярны, что быстро попадают в Интернет, потому и возникает такое впечатление.
В 2009 году юморист пригласил за круглый стол нескольких популярных в то время блогеров, которые больше других высмеивали его манеру шутить. После встречи многие из них признались, что реальный Евгений Петросян произвел гораздо более приятное впечатление, чем Петросян телевизионный.
Тем не менее творчество юмориста, равно как и выступления «Аншлага» и «Кривого зеркала», часто высмеиваются в других юмористических передачах — КВН, Comedy Club, «Большая разница».
Некоторые журналисты полагают, что причина такой нелюбви к Евгению Вагановичу заключается в том, что на протяжении долгого времени он чаще всего появлялся на телевизионных экранах. Его монологи «Сантехник», «Самогон» и другие в то время представляли собой лучшее, что транслировалось по телевидению, так как ничего другого не было.
Поговаривают, что в 2011 году юмористу чуть не вручили шуточный приз «Серебряная калоша», присуждаемый за сомнительные достижения в шоу-бизнесе. Но за день до проведения церемонии Михаил Задорнов лично попросил не делать этого: по мнению прославленного сатирика, Петросян настолько серьезно относится к таким вещам, что мог бы слечь с инфарктом после получения шуточной награды.
Евгений Петросян сегодня
В настоящее время, несмотря на преклонный возраст, Евгений Петросян продолжает развивать творческую карьеру. В эфире канала «Россия-1» по-прежнему выходит рейтинговая программа «Юморина», в которой Петросян демонстрирует новые номера.
Человек дня: Евгений Петросян
16 сентября 1945 года родился Евгений Петросян, артист эстрады, юморист.
Личное дело
Евгений Ваганович Петросян (76 лет, настоящая фамилия — Петросянц) р одился в Баку в семье преподавателя математики Азербайджанского педагогического института Вагана Петросянца и домохозяйки (инженера-химика по образованию) Беллы Григорьевны.
С детства Евгений мечтал о карьере артиста. Еще в школьные годы начал участвовать в самодеятельности, выступал в бакинских клубах и домах культуры в качестве конферансье, часто пересекаясь на сцене с Муслимом Магомаевым. Читал басни, стихи, фельетоны, играл сценки, участвовал в агитбригаде, играл в народных театрах, вел концерты в сольном и парном конферансе.
В 1961 году, окончив школу, поехал в Москву и поступил в ВТМЭИ (Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства), где его учителями и наставниками были Рина Зеленая и Алексей Алексеев.
С 1962 года под псевдонимом Петров начал выступать на профессиональной сцене в качестве конферансье — вел составленную из выступлений выпускников Мастерской программу «В жизни раз бывает восемнадцать лет», открывавшую второй сезон в Московском театре эстрады. В газетах его сравнивали с молодым Аркадием Райкиным.
В 1964 году Петросян появился на телеэкране — вел в прямом эфире новогоднее шоу «Голубой огонек».
В 1960-х годах артист впервые женился, его супругой стала сестра знаменитой балерины Викторины Кригер. Вскоре у них родилась дочь, которую по настоянию Петросяна назвали Викториной в честь тетки. Однако через некоторое время артист покинул семью.
В жанре конферанса Петросян работал до 1969 года, в том числе в Государственном оркестре РСФСР под руководством Леонида Утесова, где вел концерты. Предложил Утесову построить спектакль на разнице их возрастов, так родилась программа «Перелистывая страницы», где пожилой артист рассказывал молодому коллеге, какие песни пел в разные годы и какие «шутки шутил».
В 1970 году Петросян стал лауреатом IV Всесоюзного конкурса артистов эстрады, обойдя Геннадия Хазанова и Зиновия Высоковского. Дипломантом этого конкурса стал Семен Фарада, лауреатами в разговорном жанре наряду с Петросяном — Роман Карцев и Виктор Ильченко.
С 1969 по 1989 годы Петросян служил в Москонцерте (до 1974 года — как один из ведущих конферансье, затем — как исполнитель монологов и сольных эстрадных спектаклей).
На начало 1970-х годов пришелся второй брак артиста. Его супругой стала Анна Козловская, дочь легендарного оперного певца Ивана Козловского, которая была старше Петросяна на семь лет. Они познакомились на одном из концертов, где Козловская объявляла номера, а Петросян выступал. Вместе они прожили полтора года; впоследствии Анна уехала жить за границу.
В 1973 году Петросян придумал трио с конферансье Львом Шимеловым и Альбертом Писаренковым, они вместе участвовали в телепрограмме «Артлото», которая шла на экране два года. Затем на основе их репертуара драматург Аркадий Хайт написал сценарий «Трое вышли на сцену», по которому режиссер Борис Левинсон поставил юмористическое представление.
Третьей женой Петросяна стала искусствовед и театральный критик по имени Людмила, которую окружение артиста называло «петербургской аристократкой», отмечая ее интеллигентность и утонченность. Тем не менее в эстрадной среде ходили слухи, что супруге Петросяна не по душе его загруженность работой.
В конце 1974 года Петросян завершил карьеру конферансье и уже в следующем году выступил с сольной программой «Монологи», авторами которой стали Григорий Минников, Аркадий Хайт и Лион Измайлов. Эта программа положила начало Театру эстрадных миниатюр Петросяна, который первые годы существовал в виде маленькой труппы артистов, состав которой периодически менялся.
В 1975 году Петросян впервые принял участие в телепередаче «Утренняя почта» и периодически снимался в ней последующие десять лет.
В 1979 году в Театр эстрадных миниатюр Петросяна пришла молодая артистка Елена Степаненко, и уже в 1980 году они вместе играли в спектакле «Доброе слово и кошке приятно», написанном Хайтом и Измайловым. В нем впервые используются специально изготовленные тематические декорации и костюмы. Для постановки была написана музыка и поставлены танцы. Кроме того, это была первая на советской эстраде программа с условным сквозным сюжетом.
Через несколько лет на гастролях в Семипалатинске между Петросяном и Степаненко завязался роман, в 1985 году они поженились. Тогда же Петросян окончил отделение режиссеров эстрады в ГИТИСе, после чего взял на себя руководство постановками собственных эстрадных программ. В этом же году он получил звание заслуженного артиста РСФСР.
В 1987 году на телеэкраны выходит первый выпуск юмористической программы «Аншлаг», ведущей которой стала Регина Дубовицкая. Передача целиком состояла из номеров в исполнении артистов театра Петросяна. Она шла на ТВ до 2000 года.
С 1988 года Петросян является ведущим артистом и художественным руководителем «Московского концертного ансамбля эстрадных миниатюр»
Плодотворным для артиста оказалось сотрудничество с ныне покойным юмористом Михаилом Задорновым. Вместе они подготовили спектакль «Как поживаете?» (1986) и программы «Инвентаризация» (1988), «Страна Лимония, деревня Петросяния» (1995), «Когда финансы поют романсы» (1997), «Семейные радости» (1999), «Страсти-мордасти» (2001).
В 1991 году Петросян был удостоен звания Народного артиста РСФСР.
С 1994 года на телевидении выходила программа Петросяна «Смехопанорама», в которой он представлял номера своих коллег и рассказывал об истории юмористического эстрадного искусства. Затем ее сменило «Кривое зеркало» — телеверсия концертов труппы Петросяна, о которой критики артиста говорили, что она заняла слишком много времени в эфире и идет всегда, как ни включи телевизор.
В 1995 году указом президента РФ Петросян был награжден Орденом Почета за заслуги перед государством и многолетнюю плодотворную деятельность в области искусства и культуры.
Также Петросян активно работал с Виктором Коклюшкиным, который принимал участие в создании спектаклей «Дураки мы все» (1991), «С большим приветом!» (1994) и «Страна на подъеме» (2007-2008).
В 2001 году написал для Елены Степаненко две концертные программы — «Бабы, вперед!» и «Включайте, посмеемся».
Петросян является автором нескольких книг (состоящих преимущественно из воспоминаний и шуток) — «Хочу в артисты!», «Евгений Петросян в стране анекдотов», «От смешного до великого», «Петросмешки», «Великая мозаика», «Над чем смеется Петросян», «Записные хиханьки-хаханьки» и «Доктор Смех, или Записные хиханьки-хаханьки-2».
В 2017 году Петросян был внесен в черный список украинского сайта «Миротворец» за выступления в Крыму.
В ходе предвыборной кампании 2018 года артист стал доверенным лицом президента РФ Владимира Путина.
Летом 2018 года стало известно, что Петросян и Степаненко уже около 15 лет не живут вместе. Супруга артиста подала на развод, брак расторгнут Хамовническим судом Москвы 16 ноября 2018 года.
Сейчас Евгений Петросян женат на Татьяне Брухуновов, его помощнице и концертном директоре.
Чем знаменит
Ю морист, на телепередачах и концертах которого выросло не одно поколение россиян.
Петросян и его телепроекты, много лет транслирующиеся в эфире, в XXI веке стали постоянной мишенью для насмешек т.н. «волны нового юмора» — КВНа, Comedy Club, «Большой разницы», ОСП-студии и других. Журналист «Комсомольской правды» Павел Садков как-то предположил, что в лице Петросяна новое поколение смеется над своими родителями, над их представлениями о мире и юморе.
О чем надо знать
В 2009 году Петросян, пытаясь изменить свой образ в глазах молодого поколения, пригласил на круглый стол известных блогеров-тысячников Живого Журнала. Один из них, Алекс Экслер, отказался от приглашения, мотивировав свое решение тем, что Петросян заявил темой круглого стола «Современный юмор», тогда как сам он «к юмору не имеет ни малейшего отношения». Тем не менее встреча состоялась. На ней Петросян, в частности, ответил на вопрос о том, почему заимствует так много шуток из интернета. Юморист заявил, что не делает этого, — наоборот, это его авторские шутки слишком быстро уходят в интернет.
Прямая речь
Газета «Московская правда» (6 октября 1962 года) о выступлении Петросяна под псевдонимом Петров в амплуа конферансье: «…Конферансье Е. Петров… обаятелен, естественен, остроумен. …играет он… — веселого, чуть хитроватого паренька, страшно довольного тем, что ему удалось выйти на сцену и вести концерт».
Петросян о профессии актера: «Без преданной любви к театру, без готовности пожертвовать спокойной личной жизнью, без жажды познать досконально эту профессию, не жалея себя, туда идти не следует. Тогда ведь ничего не получится. Просто потратите зря время в поисках своего места в жизни. Кроме фанатичного отношения к делу, разумеется, необходим талант, который тоже надо определить прежде, чем туда идти… Великий режиссер, актер и интерпретатор системы Станиславского Михаил Чехов говорил о том, что, если бы в каком-то одном месте, в одно время собрались бы великие художники всех эпох, они бы не смогли понять друг друга ни по каким вопросам. Их объединяло бы только одно: неистовое желание самовыражения. Вот это неистовое желание надо иметь изначально».
Петросян об «объективности смеха» : «Этот термин я придумал после того, как понял, что есть вещи, которые смешны только одному-двум или нескольким людям, а остальным может показаться не смешным. Это зависит еще от индивидуальных обстоятельств, в которые попали эти несколько человек. И только при этих обстоятельствах это может казаться забавным. А есть шутки, которые смешны большинству нашего общества, поэтому они вызывают, так называемый, объективный смех. Среди них есть еще и высшее сословие. Это те шутки, которые смешны обществу не только сегодня, но и во все времена».
Петросян о старости: «Я планирую к своему 100-летию творческий вечер «Я еще молодой. Парень я удалой!» Выходить на сцену буду вприпрыжку. Конструкторы разрабатывают подкидную доску, чтобы не было увечий. Набираем для этого вечера молодых девушек, пока они еще в детском саду, но с артистическими задатками, с надеждой, что они нас не подведут и поддержат меня во время прыжка, поймав в заключительной стадии моего сальто».
6 фактов о Евгении Петросяне
Материалы о Евгении Петросяне
Страница Петросяна на сайте Союза юмористов
Евгений Петросян в программе «Без антракта» (1999)
В каком году родился петросян
ПЕТРОСЯН Евгений Ваганович (род. 16.09.1945, г. Баку) — народный артист РФ (1991). После окончания средней школы (1961), приехал в Москву, мечтая стать артистом. Окончив ВТМЭИ (Всероссийскую Творческую Мастерскую Эстрадного Искусства, где учителями Петросяна были Рина Зеленая и Алексей Алексеев), в качестве конферансье в 1962 г. вел составленную из выступлений выпускников Мастерской программу «В жизни раз бывает восемнадцать лет», открывавшую второй сезон в Московском театре эстрады.Сразу же обратил на себя внимание и зрителей, и театральной общественности, и прессы. Газета «Правда» 26 сентября 1962 г. писала: «Конферансье Евгений Петров, (первые два года Петросян выступал под псевдонимом Евгений Петров – прим. редактора) очень искренно играющего школьника, впервые вышедшего на сцену, обрадованного и взволнованного этим»… Газета «Литература и жизнь», 5 октября 1962 г.: «Приятное впечатление оставляет конферансье Е. Петров. Контакт, который удается установить молодому артисту со зрительным залом, свидетельствует о его больших способностях».
«Московская правда», 6 октября 1962 г.: «…конферансье Е. Петров… обаятелен, естественен, остроумен. …играет он… — веселого, чуть хитроватого паренька, страшно довольного тем, что ему удалось выйти на сцену и вести концерт».
«Вечерний Ленинград», февраль 1963 г., автор Евгений Гершуни: «Совсем юный конферансье Петров… чем-то напоминает только что начинавшего выступать Аркадия Райкина»…
«Ленинградская правда», 9 марта 1963 г.: «Евгений Петров – самый молодой эстрадный конферансье. Шутки его свежи, насыщены юмором»…
В 1962 году Е. Петросян получил приглашение в Московскую эстраду (ВГКО). «Вечерняя Москва», 12 августа 1964 г.: (автор статьи И. Адов писал о концерте «Вы их не знаете» — прим. редактора) «Евгений Петров читал монолог, и его слушали хорошо, ибо он скромен, корректен, хоть и юношески угловат. Неделанная улыбка освещает совсем еще мальчишеское лицо… И в монологе, больше походившем на застольную беседу, звучал мягкий и добрый юмор».
Затем, с 1964 по 1969 — Петросян — конферансье в оркестре Л.О.Утесова. Он предложил великому мастеру построить спектакль на разнице их возрастов, и таким образом родилась знаменитая утесовская программа «Перелистывая страницы», где пожилой артист рассказывал своему молодому коллеге о том, какие песни он пел в разные годы и какие «шутки шутил». «Советская культура» 30 июня 1966 года отмечала: «Рядом со старейшим мастером эстрадного искусства Леонидом Утесовым стоит совсем юный конферансье… Евгений Петров. Он приковывает к себе неослабевающее внимание. Его творческий облик отмечен интересными качествами – необычайной мягкостью интонации, моментальной сменой выражений подвижного лица, умением перевоплощаться. Л. Утесов… зорко увидел в начинающем артисте черты яркой творческой одаренности. Отсутствие наигрыша и скучной назидательности, мягкий, теплый юмор, умение быть непосредственным – вот качества, которые помогли Е. Петрову сразу завоевать симпатии зрителей».
В те годы Петросян уже много гастролировал с оркестром и везде имел большой успех. Например, «Пензенская правда» тех лет писала: «Почти по-райкински на глазах у публики Е. Петросян может превратиться в благообразного старичка и шепелявым речитативом исполнить назидательные куплеты; на протяжении одной – двух минут создает образ, а точнее, маску пьяницы, хулигана, тунеядца… В своих репризах он как бы советуется со зрителями, доверительно рассказывает им о смешных историях, подмеченных в жизни».
Далее с 1969 по 1989 работал в Москонцерте (до 1974 года — как один из ведущих конферансье, затем – как исполнитель монологов и сольных эстрадных спектаклей).
В 1970 году удостоен звания Лауреата на IV Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. На этом конкурсе было трудно победить по той простой причине, что до 1970-го года всесоюзных конкурсов не было двенадцать лет, и эстрада накопила огромные силы, которые продемонстрировала в тот год. С I-ого тура выбыли Геннадий Хазанов (он стал лауреатом в 1974 году), Зиновий Высоковский и многие-многие другие. Семен Фарада получил звание дипломанта конкурса. Лауреатами в разговорном жанре стали Р. Карцев и В. Ильченко, Е. Петросян.
Петросян все время искал новые оригинальные художественные формы в жанре. В 1973 году он придумал оригинальное трио, в котором участвовали по его предложению конферансье Лев Шимелов и Альберт Писаренков. Этот необычный ансамбль, состоящий из ярких контрастных индивидуальностей, был сразу замечен зрителями в телепрограмме «Артлото» (1973 – 1975 гг.). Затем артисты на основе своего репертуара заказали сценарий одному из лучших драматургов – Аркадию Хайту. Так в 1975 году появилось представление «Трое вышли на сцену» (режиссер Борис Левинсон), которое определило целое направление сольных спектаклей нового поколения артистов.
В декабре 1974 года, будучи одним из самых популярных и признанных в стране конферансье, Е. Петросян по собственному желанию завершил карьеру в этом качестве и окончательно перешел в параллельный юмористический жанр. И уже в 1975 году это стремление осваивать новые формы приводит актера к созданию сольной программы«Монологи» (режиссер Александр Левенбук, авторы Григорий Минников, Аркадий Хайт, Лион Измайлов).
Эта программа была началом будущего Театра эстрадных миниатюр под руководством Е. Петросяна, имеющего стабильный, многолетний успех. Появилась маленькая труппа. Состав ее с годами менялся (среди постоянных участников — Елена Степаненко). Расширяя жанровую палитру театра миниатюр, Петросян исполнял в своих спектаклях не только сценки, монологи и всевозможные интермедии, но и куплеты, песенки, пародии, синхробуффонаду, эстрадную клоунаду, музыкальную мозаику и прочее, прочее. В эстрадном спектакле «Доброе слово и кошке приятно» (1980 год, авторы А.Хайт и Л. Измайлов, режиссер А. Левенбук, художник А.Маринский, балетмейстер Ф.Иванова) уже использовались сценические костюмы, декорации, специальная музыка (автор песни А. Пугачева) и даже условный сюжет. Кроме того, впервые были расширены возможности музыкальной мозаики, которая наполнилась социально-политическим содержанием и, при этом, не столько контрастно стыкуя куплеты из разных популярных песен, как это делали раньше, сколько переделывая текст внутри куплета, придавая ему новую юмористическую окраску; таким приемом сейчас уже активно пользуются все артисты и, в том числе, участники КВН. Еще одна новая жанровая особенность спектакля «Доброе слово и кошке приятно»: в интермедиях актеры действовали от собственного лица и нередко подшучивали над главным артистом — Е. Петросяном. Таким образом, высмеивались человеческие взаимоотношения на работе, в быту, на улице и так далее.
Умение привлекать авторов, терпеливо и требовательно работать с ними обогащало искусство Петросяна свежими идеями, современными характерами, которые в интерпретации актера приобретают гротесковую, комическую, драматическую, в иных случаях трагикомическую окраску. Так родился спектакль «Как поживаете?» (1986 год, авторы М. Задорнов, А. Хайт, А. Левин, режиссеры М. Задорнов, А.Бармак, художник А.Саагянц, музыка В.Львовского и А. Гарнизова)
В 1985 г. Петросян окончил ГИТИС, отделение режиссеров эстрады и в дальнейшем практически все свои программы ставил сам.
Программы рождались одна за другой, и каждая была событием в эстрадном искусстве, потому что имели настоящий большой зрительский успех, представляя все новые и новые ноу-хау жанра. Но, самое главное – зрители находили в сольных спектаклях Петросяна созвучие с происходящими событиями в стране, с мыслями и чаяниями нашего человека. Программа «Инвентаризация», (1988 год, авторы М. Задорнов, С.Кондратьев и многие другие) была не только юмористической, но и остро сатирической, где артист «открывал» многие запрещенные в те годы темы. Спектакли «Дураки мы все…» (1991 год, авторы А.Хайт, Г.Териков, В.Коклюшкин и другие, режиссеры Е.Петросян, А.Вишневецкий), «Страна Лимония, деревня Петросяния», (1995 год, авторы М.Задорнов, С.Кондратьев, Л.Французов, режиссер Е.Петросян, художник Г.Белов, музыка А. Гарнизова), «Когда финансы поют романсы» (1997 год, авторы М. Задорнов, Л. Французов, Л.Измайлов, Г. Териков, Н.Коростелева и другие, режиссер Е. Петросян, композитор А. Гарнизов, сценография Т. Магура); «Семейные радости», (1999 год, авторы М. Задорнов, Н. Коростелева, Л.Натапов, А.Цапик, Л. Французов, Г. Териков, Г. Бугаев и другие, режиссер Е. Петросян, композитор А. Гарнизов, сценограф Г.Белов), «Страсти-мордасти» (2001 год, авторы Н. Коростелева, Л. Французов, Г. Бугаев, А. Цапик, А. Костюшин, Л. Натапов, А. Щеглов, Ю. Хвостов, М. Задорнов, А.Новиченко, А. Рас, А. Андреев, композитор — А. Гарнизов), эстрадные программы «С большим приветом!» (2004 год, авторы – В. Коклюшкин, Л. Французов, А. Щеглов, Н. Коростелева, Ю. Хвостов, А. Цапик, Г.Бугаев, Л. Пеккер, А. Рас, А. Ковалев, А. Мурай, Э. Лопата) и «Страна на подъеме» (2007 – 2008 гг., авторы — В. Коклюшкин, Л. Натапов, Л. Измайлов, Г. Териков, А. Щеглов, Н. Коростелева, Ю. Хвостов А. Цапик, Т. Ветрова) являются теперь уже классикой жанра. Многие номера из этих спектаклей отражают исторический период нашей страны, но, и в то же время, актуально звучат и сегодня.
Параллельно со спектаклями игрались многочисленные творческие вечера, бенефисы.
Гражданская позиция актера, его индивидуальность скрепляют разные по стилю и формам произведения, придают целостность (своего рода сюжетность) спектаклям, составленным из разных миниатюр.
Сотни номеров созданы артистом и его авторами за многие годы. Книга «Над чем смеется Петросян» — антология юмора артиста ярко свидетельствует о том, что юмористический жанр – это вовсе не низменное искусство, как это пытается внушить кем-то или чем-то заинтересованная пресса. Евгений Петросян – это целый мир, где царит не только безудержный радостный смех, но и сострадание, слезы, любовь, уважение к старшим и прочие нравственные человеческие ценности. Юморист, выступающий перед всей страной, а не там где-то в кулуарах какого-то отдельного учреждения или сообщества, выражает интересы народа, его идеи, его чаяния, говорит о его нуждах, его проблемах.
Чарльз Спенсер Чаплин стал великим артистом после того, как начал заступаться за «маленького» человека. Он стал его рупором, глашатаем его идей и интересов. Он вызывал к нему сострадание, при этом смеясь над всеми, и над собой в том числе. Е. Петросян всю жизнь стремится руководствоваться этими соображениями. В советские времена это был, в основном, юмор иносказания, намеков и недоговорок, в перестроечные времена, как уже раньше было сказано, артист опережал на два-три года газеты, как бы открывая для общественного звучания запретные темы: о генеральных секретарях, о компартии, о вождях и прочем – прочем… В 1992-93 годах, когда у народа возник шок от реформ, перемен, неуверенности в завтрашнем дне, артист создавал чисто юмористические номера, как бы говоря своему зрителю: «Не унывай, все будет хорошо! Жизнь все равно улыбнется тебе». В середине девяностых опять политика вышла на авансцену. Сатирическое слово было едким, конкретным. В конце девяностых артисту показалось, что политика уже всем поднадоела, все уже разобрались, что к чему, что людям не хватает душевного тепла, пришла пора разбираться в человеческих взаимоотношениях, в том числе, и семейных. Именно поэтому вышел спектакль «Семейные радости».
За многие годы работы на эстраде Е. Петросян завоевал настоящую любовь публики. Активный, умный, ироничный артист никогда не изменял своего сценического имиджа,напротив, с каждым годом все увереннее утверждал его. Незаурядная творческая энергия, талант, феноменальная трудоспособность поставили Петросяна в ряд ведущих артистов отечественной эстрады, сделав его одним из ее лидеров.
За его плечами тысячи выступлений на лучших концертных площадках страны. Работа на эстраде, на телевидении, на радио всегда производила яркое, незабываемое впечатление. Е. Петросян всегда был активным участником во всех праздничных событиях страны 70-х, 80-х и 90-х годов: многочисленных правительственных концертах, торжественно проводимых профессиональных праздниках, на открытиях концертных залов (например, Петросян – первый, кто вступил на сцену концертного зала “Россия” в Москве), в больших эстрадных концертных программах, в конкурсах артистов эстрады, где был членом жюри или председателем и прочее.
Евгений Ваганович имеет много учеников, как артистов, так и писателей. Его метод работы и многочисленные нововведения в жанр составили целую систему творческих координат, которым они следуют. В частности, в числе учеников – Елена Степаненко, для которой Петросян является не только мужем, но и режиссером, и творческим идеологом.
В конце 80-х гг., определив свою систему в жанре, его законы, особенности и правила, нюансы взаимоотношений актера и публики, Петросян понял, что должен поделиться своими знаниями с коллегами и зрителями, которые неравнодушны к этому искусству и, как пишет в своей книге артист, «хотят стать профессиональными зрителями». В итоге родилась книга «Хочу в артисты» (М., Издательство «Искусство», 1994).
Е.В. Петросян является автором следующих книг:
Многие годы Петросян бережно собирает реликвии юмористического искусства. При своем театре он создал Центр эстрадной юмористики, где собраны уникальные материалы по истории эстрады XIX — XX вв.: многочисленные юмористические журналы, афиши, рукописи знаменитых юмористических драматургов, аудио и видео записи артистов прошлых лет, фотоматериалы и прочее, прочее… Именно на этой базе родилась его знаменитая телепередача «Смехопанорама», где Петросян – уже эстрадовед и режиссер – рассказывает нам о своем удивительном жанре.
Телевидение. Впервые Е. Петросян появился на телевидении в 1962 году в качестве конферансье молодежной программы «В жизни раз бывает 18 лет». Его представляла популярнейшая телеведущая Валентина Леонтьева, которая позже не раз вспоминала этот факт, называя себя крестной мамой артиста. В 1964 году в прямом эфире Е. Петросян вел телепередачу «Голубой огонек». В начале 70-х гг. вместе с известной тележурналисткой Татьяной Коршиловой Петросян придумал и вел «Вечера юмора» в концертном зале Останкино, которые явились предтечей телепередачи «Вокруг смеха». Несколько лет (с 1973 по 1976 гг.) был ведущим популярной телепередачи «Артлото», участвовал в первых выпусках «Утренней почты» (1975 – 1985 гг.), в «Аншлаге» (1987 – 2000 гг.) и многих других.
У Е. Петросяна много сольных передач на телевидении, таких как: «С различных точек зрения» (1985), «Приглашение на вечер Петросяна» (1988), «Ангажемент Петросяна», «Операция Петросян» (1991), «Антология Петросяна» (1991 – 1993 гг.), «Евгений Петросян приглашает» (1999 – 2000 гг.), «Кто же этот Петросян?» (2000), «Кубок юмора» (2002 г.), еженедельная передача «Шутка за шуткой» (2000-2003), Как автор сценария и режиссер-постановщик Е. Петросян выпустил программы Елены Степаненко «Бабы, вперед!» (2001-2007 гг.), «Включайте, посмеемся!» (2001 г.), «Кривое зеркало» (2003 г.). Программа Е. Степаненко «Бабы, вперед! – 2» (2005 г) заняла вторую строчку по месту и рейтингу среди самых популярных телепередач у российской аудитории за пятилетний период (2000 — 2005 гг.)
Немного подробнее об особых телепроектах. С 1994 года на ТВ еженедельно выходит в эфир авторская телепередача Е. Петросяна «Смехопанорама», в которой широко представлены мастера разговорного жанра разных поколений, запечатлена история сатиры и юмора на отечественной эстраде. Особое внимание следует обратить на такое удивительное, не имеющее аналогов, явление, как телетеатр Петросяна «Кривое зеркало» — это музыкальный, пародийный, буффонный, то есть, эксцентрический — клоунский театр персонажей. Спектакли театра «Кривое зеркало» пользуются огромным зрительским успехом и уже который год имеют самый высокий рейтинг не только среди юмористических передач, но и передач всего российского телевидения. Здесь необходимо отметить, что режиссер Е. Петросян дает дорогу многим молодым талантливым артистам, сникавшим теперь большую популярность.
Благодаря его авторитету, в Москве проведены два конкурса артистов эстрады (Е. Петросян — председатель жюри в 1999 и 2002 гг.), которые выдвинули новые имена. Всероссийский конкурс «Кубок юмора» 1999 года можно выделить среди всех ранее проходивших конкурсов, как выдающийся, потому как результаты его были небывалыми — рекордное количество лауреатов, ярчайших артистов. Средства массовой информации в силу своего безграмотного отношения к этому жанру, в силу своего, пренебрежения к этому жанру, не заметили этого события. Более того, они, бездумно повторяли фразу: «Жанр умер!» И это в то время, когда на эстраде появилось новое поколение юмористов. Лауреатами конкурса стали: Максим Галкин, Андрей Данилко, братья Пономаренко, Юрий Гальцев, Сергей Чванов и Игорь Касилов (сейчас это «Новые русские бабки»), Геннадий Ветров, Святослав Ещенко, Сергей Дроботенко, Максим Аксенов, Дмитрий и Антонина Ивановы с очень оригинальным номером, замечательные клоунские ансамбли «Братья по разуму», «Лицедей-Лицей», театр «Унисон» и многие другие.
Сам артист никогда не акцентировал внимания на своих достижениях, званиях, наградах. Между тем, Е. Петросян – не только выдающийся артист эстрады, талантливый режиссер, писатель, но и вице-президент Международного союза эстрадных деятелей, академик и почетный профессор Международной Академии наук информации, информационных процессов и технологий (МАН ИНТ), председатель Всероссийских конкурсов артистов юмористической эстрады.
Евгений Петросян занимает яркую страницу в истории искусства отечественной эстрады.
Сведения взяты из энциклопедии «Эстрада России. XX век. Москва,
«ОЛМА-ПРЕСС», 2004., «Эстрада России. Двадцатый век. Лексикон». Москва,
РОССПЭН, 2000.
В 2018 году вручена Почетная грамота от Президента Российской Федерации В.В.Путина за активное участие в общественно-политической жизни российского общества.
24 ноября 2020 года состоялось вручение дипломов «Книги рекордов России». Были зафиксированы 2 рекорда: