в каком году родился м ауэзов
Опубликовано в русской Википедии
Мухтар Ауэзов родился 28 сентября 1897 года в Чингизской волости Семейского уезда (ныне Семипалатинская область). Умер 27 июня 1961 года в Москве. Семья Ауэзовых находилась в родстве с семьёй выдающегося казахского поэта Абая Кунанбаева, дед Мухтара Ауэз был другом и почитателем творчества Абая. Отец Абая Кунанбай был зятем Ауэза, женившись на его сестре Нурганым. Абай приезжал к Ауэзу на празднества по поводу рождения его внука Мухтара.
Мухтар Ауэзов рано лишился родителей: отец Омархан умер в 1900 году, мать Нуржамал – в 1912. Маленький Мухтар воспитывается у дяди Касымбека, который в 1907 году после года учебы в медресе устраивает мальчика в 5-классное городское русское училище в Семипалатинске на земскую стипендию Чингизской волости. В 1912-1913 учебном году Мухтар с отличием заканчивает первый класс учительской семинарии, а завершает обучение в Семипалатинской учительской семинарии в 1919 году. Молодой Ауэзов, по свидетельству педагогов, выделялся безупречным прилежанием, незаурядными дарованиями, благородной внешностью, изысканными манерами, стройной фигурой и какой-то аристократической величавостью. Незаурядный спортсмен играл за первую в городе футбольную команду «Ярыш».
В 1917 году в юрте жены Абая Айгерим в виде подарка по случаю выдачи замуж и проводов Акыш, внучки Абая, была поставлена первая написанная Мухтаром Ауэзовым пьеса «Енлик-Кебек». Первыми самодеятельными артистами-любителями были внуки Абая и близкие родственники автора пьесы.
Летом 1917 года по старинному обычаю и по воле близких родственников Мухтар женился на 15-летней красавице Райхан. В 1918 году у них родилась дочь Мугамиля, а через год сын Чокан, рано ушедший из жизни. В 1920 году их брак распался, при разводе Мухтар забрал себе дочь, о которой заботился всю жизнь.
Впоследствии Мухтар сдружился с сыном Абая Турагулом и женился на Камиле, внучке великого поэта, дочери его сына Магауи. Но и этот брак вскоре распался.
В 1918 году Мухтар Ауэзов и Жусупбек Аймауытов издают в Семипалатинске журнал «Абай», который после выхода двенадцатого номера был закрыт по идеологическим мотивам. С 1 декабря 1919 года в Семипалатинске окончательно установилась Советская власть. В 1919 году Мухтар Ауэзов вступает в партию большевиков и продвигается впоследствии по партийной линии до должности председателя Семипалатинского губисполкома и секретаря КазЦИКа в Оренбурге, одновременно пробуя силы в драматургии и журналистике.
Осенью 1922 года за «нарушение партдисциплины» и «проявления национализма» Ауэзов был исключен из партии большевиков, в которой состоял три с половиной года. Он оставляет свой крупный государственный пост в Оренбурге, тогда столице Киргизской Автономной ССР, и поступает вольнослушателем в Среднеазиатский Туркестанский университет в Ташкенте, сотрудничает в журнале «Шолпан».
Весной 1923 года Мухтар Ауэзов по предложению крупного этнографа, историка и фольклориста Абубакира Диваева, выпускника Оренбургского кадетского корпуса, принимает участие в научной комиссии в Чингизскую волость Каркаралинского уезда «для сбора и приемки сохранившихся рукописей переводов работ Дрейпера, Льюиса, Спенсера» и оригинальных трудов Абая – философских заметок и стихов. Спутниками Ауэзова были бывшие известные алашординцы Халел Досмухамедов и Магжан Жумабаев, впоследствие это сотрудничество послужило поводом для обвинения Ауэзова в причастности к «Алаш-Орде».
В октябре 1923 году поступает на филологическое отделение Ленинградского государственного университета. Там происходит знакомство Мухтара Ауэзова и Валентины Николаевны Кузьминой, его будущей третьей супруги. Но после первого курса он возвращается в Казахстан. Осенью 1925 года снова едет в Ленинград и заканчивает университет в 1928 году. По окончании Ленинградского университета в августе 1928 года молодая семья переезжает в Ташкент, здесь он поступает в аспирантуру Среднеазиатского университета, одновременно преподает. В 1929 году родилась их дочь Лейла, впоследствии доктор исторических наук, директор Дома-Музея Мухтара Ауэзова.
В 1930 году Ауэзова арестовывают по обвинению в связи с организацией молодых казахских писателей «Алка» и он проводит 2,5 года в заключении. Жена с дочерью возвращаются в Ленинград.
Выйдя на свободу, Ауэзов преподает в вузах Алма-Аты, продолжает писать пьесы. Его друг и поэт Ильяс Джансугуров советует Ауэзову бросить политику и заняться исследованием творчества знаменитого родственника. И в 1933 году Ауэзов выпускает первое полное собрание стихов Абая «Абай Кунанбай-улы толык жинак» на латинском шрифте в Кзыл-Орде, готовит первое научное собрание произведений Абая, параллельно в Казахском музыкальном театре идут его пьесы. Семья воссоединяется и в 1935 году рождается сын Эрнар, будущий известный биолог. К первому пленуму Союза писателей Казахстана, состоявшемуся в мае 1937 года Ауэзов является самой яркой фигурой на литературном небосклоне Казахстана. Но и самой преследуемой, по старой памяти его труды запрещают местные органы НКВД, изымают из библиотек, самого увольняют с работы.
Он уезжает в Москву и много сотрудничает с писателем Леонидом Соболевым («Капитальный ремонт», «Морская душа»,»Зеленый луч»). Они пишут трагедию «Абай», научное исследование «Эпос и фольклор казахского народа», выпускают сборник «Песни казахского народа». С началом войны Ауэзов возвращается в Казахстан, работает в Институте языка, литературы и истории КазФАН СССР. В 1942 году выпускает первую книгу романа «Абай». Тогда же живет гражданским браком с Фатимой Габдуллиной, вдовой его репрессированного в 1937 году друга Ильяса Джансугурова. В 1943 году у них рождается сын Мурат, впоследствии ученый-культуролог, учредитель Фонда Мухтара Ауэзова.
В 1945 году в год столетия Абая, Ауэзов написал либретто оперы «Абай», сценарий художественного кинофильма «Песни Абая», новый вариант биографии Абая и несколько статей о нем. В Москве выходит первая книга «Абай», его награждают орденом Трудового Красного Знамени. На следующий год он становится доктором филологических наук, профессором, академиком Академии наук Казахской ССР. В 1947 году опубликована вторая книга «Абай» на казахском языке, в 1948 году – обе книги на русском языке. В 1949 году роман удостаивается Сталинской премии первой степени, а автор ордена «Знак Почета».
Но враги не унимались. В 1947 году выходит Постановление ЦК Компартии Казахстана «О грубых политических ошибках в работе Института языка и литературы АН КазССР», писателя постоянно преследуют и не дают возможности спокойно работать. В 1952 году выходит в свет первая книга «Путь Абая» на казахском языке и в том же году на страницах «Правды» вновь выдвигается обвинение в недостатке гражданской бдительности у Ауэзова. Статью «Правды» от 30 января 1952 года на следующий день перепечатывает «Казахстанская правда». Профессора, академика М.О.Ауэзова увольняют за «буржуазно-националистические ошибки» из университета, выводят из коллектива авторов многотомной «Истории Казахской ССР». Он вновь вынужден, во избежание ареста, скрытно уехать в Москву и два года читает лекции по казахской литературе на кафедре литератур народов СССР МГУ.
В 1954 году в Москве он завершает тетралогию «Путь Абая», входит в состав редколлегий журналов «Иностранная литература» и «Дружба народов», выступает с докладом о творчестве Абая на торжественном собрании в Колонном зале Дома Союзов Москвы и триумфально возвращается в Алма-Ату, восстанавливаясь во всех должностях.
В 1955 году избирается депутатом Верховного Совета КазССР IV созыва и начинает совершать зарубежные поездки в составе литературных делегаций, одновременно работает над «Антологией казахской поэзии» и с переводчиками дилогии «Путь Абая».
28 сентября 1957 года – 60-летие М.О.Ауэзова. Награжден орденом Ленина, присуждено звание «Заслуженный деятель науки КазССР».
В Дни казахской декады в Москве 1958 года в центре внимания были двухтомный роман-эпопея М.Ауэзова «Путь Абая», изданный на русском языке, солидная «Антология казахской поэзии» и мемуары Бауржана Момыш-улы «За нами Москва».
В 1959 году за дилогию «Путь Абая» М.Ауэзову присуждена Ленинская премия, избирается депутатом Верховного Совета Казахской ССР V созыва.
С группой советских писателей в 1960 году посетил США. По возвращении работает над циклами очерков «Американские впечатления» и над новым романом «Племя младое».
Летом 1961 года едет в Москву на лечение. 27 июня 1961 года умирает во время операции.
В литературе Казахстана Мухтар Ауэзов как драматург занимает почётное место. Первым и самым ранним произведением Ауэзова была пьеса «Енлик-Кебек», основанная на народном предании о трагической судьбе двух молодых людей Сюжет аналогичен истории о вражде семей Монтекки и Капулетти в пьесе Шекспира «Ромео и Джульетта». Пьеса «Енлик-Кебек» впервые была поставлена в юрте жены Абая Айгерим и с тех пор не сходит с казахской сцены. Его драма «Кара-Коз», с изумительной чуткостью и исторической правдивостью восстановившая национальные и бытовые особенности народных певцов Казахстана, получила первую премию на конкурсе драматургов в 1926 в Кзыл-Орде. Особое место занимает также его драма «Байбач-токал» (Жены-соперницы). Ему принадлежит свыше 20 пьес, в том числе: «Айман-Шолпан» (1934), «Абай» (постановка 1940, совместно с Л.С.Соболевым), «Каракоз» (1926), «Кара-кипчак Кобланды» (1943-1944), «Зарница» (1934), «На границе» (1937), «В час испытаний» (1942) и другие.
РОМАН-ЭПОПЕЯ «ПУТЬ АБАЯ»
Выдающимся произведением советской литературы является роман-эпопея Ауэзова «Путь Абая» о жизни великого поэта-просветителя Абая Кунанбаева. В романе показана сложная картина жизни казахского общества второй половины XIX века, когда рушился многовековой кочевой образ жизни казахов.
При жизни автора роман был переведён на русский язык целой бригадой переводчиков во главе с Л.Соболевым. К 110-летию со дня рождения Ауэзова тетралогия переиздана в новом переводе Анатолия Кима.
Перу М. О. Ауэзова принадлежит первая после трудов Чокана Валиханова монография о киргизском эпосе «Манас», создание свободного варианта его текстов. Обоим казахским исследователям в Бишкеке были установлены памятники.
*Киргизский героический эпос «Манас». Алма-Ата, 1959.
В настоящее время идёт издание Полного собрания сочинений Ауэзова в 50 томах.
Сталинская премия (1949) за роман «Абай».
Ленинская премия (1959) за роман-дилогию «Путь Абая».
Ордена: Ленина (1957), Трудового Красного Знамени (1945, 1956), Знак Почета (1949).
В 1961 году именем писателя названа одна из главных улиц Алма-Аты, ведущая к ВДНХ, а позднее один из районов Алма-Аты.
В 1963 году в двухэтажном доме писателя на улице М.Тулебаева в Алма-Ате был открыт Дом-музей М.О.Ауэзова, многие годы его директором была дочь Ауэзова Лейла Мухтаровна.
На Кенсайском кладбище Алма-Аты на могиле Ауэзова в 1964 году установлен памятник-бюст по модели Е. В. Вучетича. На мраморе высечено: «Вечно жив тот, кто миру оставил бессмертное слово».
В 1965 году участники высокогорной экспедиции присвоили имя Ауэзова одному из пиков Тянь-Шаня высотой 5957 м.
В 1967 году в сквере у Театра оперы и балета им. Абая в Алма-Ате открыт памятник М.О.Ауэзову.
Имя Ауэзова присвоено Институту литературы и искусства, в котором он много лет проработал и Казахскому государственному академическому театру драмы в Алма-Ате. Каждый свой сезон он традиционно открывает пьесой Ауэзова «Айман-Шолпан».
В 1980 году перед новым зданием Каздрамтеатра на проспекте Абая установлен третий монументальный памятник Ауэзову в Алма-Ате.
Его именем назван город в Семипалатинской области, установлены памятники и названы улицы во многих городах Казахстана.
Нурпеисов Р. «Ауэзов и Алаш», Алматы, 1995.
Анастасьев Н. «Трагедия триумфатора» (серия ЖЗЛ), Москва, 2006.
Анастасьев Н. «Трагедия триумфатора», (изд.второе, дополненное), Алматы, 2007.
____________________
Мухтар Ауэзов: биография, творчество, произведения писателя
Писатель Мухтар Ауэзов: YouTube/МТРК МИР В Республике Казахстан
Мухтар Ауэзов (Мұхтар Әуезов), жизнь и творчество которого неразрывно связаны с формированием казахской национальной литературы, прожил сложную, полную борьбы, жизнь. Узнайте биографию талантливого казахстанца, прочтите о творческом наследии, которое он оставил потомкам.
Мухтар Ауэзов: биография писателя
Писатель родился во времена, когда казахстанские территории находились под властью Российской империи, — в 1897 году. Малая родина Ауэзова — урочище Шынгыстау (Восточно-Казахстанская область).
Его краткая биография такова:
Начало пути
Мальчик рано остался сиротой. Первым покинул этот мир отец (1900), а через 12 лет умерла мать Мухтара. Воспитанием и образованием подростка занялся дядя Касымбек:
В 1919 году Мухтар Ауэзов вступает в большевистскую партию. Казаха назначают на руководящие должности. Краткая биография этих лет связана с работой:
Писательская и научная карьеры
Мухтар Ауэзов (крайний справа) в кругу друзей: YouTube/МТРК МИР В Республике Казахстан
Параллельно Мухтар Омарханович пишет книги, пьесы для театра, работает в периодических изданиях. В 1922 году патриотически настроенного писателя исключают из партии большевиков за национализм. Осенью того же года Ауэзов становится студентом Среднеазиатского университета (Ташкент), сотрудничает с журналом «Шолпан».
На следующий год Мухтар переходит в Ленинградский (ныне — Санкт-Петербургский) государственный университет на кафедру литературы и языка факультета социальных наук. В 1928 году писатель получает диплом и возвращается в Ташкент, где поступает в аспирантуру Среднеазиатского университета.
Годы жизни Мухтара Ауэзова этого периода были омрачены очередным витком репрессий. Власть преследовала представителей национально сознательной интеллигенции. Каток репрессий снова прошелся по казахской элите. Мухтара Ауэзова обвинили в причастности к оппозиционной организации. Больше двух лет он находился под следствием. Приговор — условное лишение свободы сроком на три года.
Мухтар Ауэзов (справа) с его первым журналом «Абай»: YouTube/qulaq sal
После освобождения Мухтар Ауэзов преподавал, изучал наследие Абая. Результат трудов — сборник стихотворений. Готовил писатель и исследователь к выпуску научное издание трудов казахского философа и просветителя. Национальный театр с успехом ставил пьесы Ауэзова.
Преследование властями
Органы НКВД препятствовали изданию его произведений, изымали опубликованные выдающиеся труды писателя из магазинов и библиотечных фондов. Вскоре автора вынуждают уехать.
После переезда в Москву талантливый патриот-казах сотрудничает с писателем Леонидом Соболевым. Результаты творческого тандема:
В 1941 году Ауэзов Мухтар возвращается в Казахстан. Спустя пять лет становится профессором, доктором филологических наук, академиком АН КазССР.
Однако новая волна преследований уже в послевоенный период ставит под угрозу дальнейшую работу Ауэзова: его снова обвиняют в национализме. Ему запрещают работать в казахских вузах, он во второй раз покидает родные края и уезжает в Москву, где в 1954 году заканчивает четырехтомное произведение «Путь Абая».
Вскоре Ауэзов возвращается на Родину, где:
Семья и дети
Слова Мухтара Ауэзова: Nur.kz
Автор бессмертных произведений состоял в трех официальных и одном гражданском браке:
В 1961 году литератор тяжело заболел, лечился в Москве, но не смог перенести сложную операцию и умер, не дожив до 65 лет.
Мухтар Ауэзов: произведения
При жизни писателя его творческий труд расценивался исключительно с позиции коммунистических догматов. Его произведения относили к социалистическому реализму.
Однако рамки этого метода не раскрывали стилистическое и жанровое богатство его прозы и драматургии. Сейчас их оценивают по-новому: творческое наследие Ауэзова — заметное явление мирового литературного процесса.
Произведения Мухтара Ауэзова: YouTube/ww ww1
Он создал более 20 пьес, множество рассказов, повести, романы, стихи. Уже в ранних произведениях 1920-х годов раскрыта тема духовного пробуждения народа, осуждения родовых распрей, звучит идея сплочения. Итак:
Первые произведения
Талант и глубина восприятия писателем жизни проявились в первых рассказах:
«Путь Абая»
Цитата Мухтара Ауэзова: Nur.kz
Но самый большой труд Ауэзова — эпопея «Путь Абая», за которую в 1958 году писателя наградили Ленинской премией.
Эпопею «Путь Абая» критики и читатели расценивают как великий роман ХХ века, отмечают его многоплановость и разносторонность:
По мнению исследователей, такое исследование — шаг к международному признанию казахской литературы. В Казахстане и далеко за пределами Казахстана знают его мудрые высказывания: главный труд Мухтара Омархановича Ауэзова (тетралогия) переведен на 20 языков мира.
Писатель Мухтар Ауэзов: YouTube/qulaq sal
В 2006 году в знаменитой литературной серии «Жизнь замечательных людей» вышла книга Николая Анастасьева «Мухтар Ауэзов. Трагедия триумфатора». Автор — профессор, литературовед, известный эксперт по англоязычной литературе — утверждает, что творчество Ауэзова близко по уровню произведениям Уильяма Шекспира, Джека Лондона, Джона Голсуорси и других признанных западных классиков.
Память о Мухтаре Ауэзове
В современном Казахстане чтут память писателя. Именем Мухтара Ауэзова названы улицы, учебные (Южно-Казахстанский университет) и научные учреждения. Имя великого казахстанца носит алматинский академический театр драмы. В горах Тянь-Шаня одну из вершин покорители назвали в честь знаменитого основоположника современной казахстанской литературы. Бронзовые и гранитные памятники писателю возведены на Родине и в столицах других стран.
Так кто такой Мухтар Ауэзов для нынешних и грядущих поколений? Это один из самых достойных сыновей Казахстана, мыслитель, впитавший и переосмысливший мудрость, традиции и творчество своего народа.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
Мухтар Ауэзов
АУЭЗОВ Мухтар Омарханович (28.09.1897 г. — 27.06.1961 г.) — выдающийся писатель, общественный деятель, ученый, доктор филологических наук, профессор, академик Академии наук Казахстана (1946), заслуженный деятель науки (1957).
Обучался в аульной школе. Дед Ауэз, друг Абая Кунанбаева, оказал большое влияние на формирование мировоззрения будущего писателя. В 1908 г. Ауэзов учился в медресе Камалиддина, затем на подготовительных курсах русской школы. В 1909 г. лишился отца, и его на воспитание взял дядя Касымбек, который устроил его в Семипалатинское городское пятиклассное училище на земскую стипендию (1910 — 1915). В пятом классе училища Мухтар написал свое первое произведение «Дауыл» («В бурю»).
В 1915 г. поступил в учительскую семинарию в городе Семипалатинск. В 1917 г. написал пьесу-трагедию«Енлик-Кебек» по мотивам дастана «Жолсыз жаза» Шакарима Кудайберды.
В этом же году женился на Райхан Какенкызы.
Политические перевороты в России (1917), образование Алашского движения (1917) и установление советской власти (1917) изменили его жизнь. Ауэзов организовывает союз «Алашской молодежи», способствует открытию различных кружков, пишет статьи для газет «Алаш» и «Сарыарка».
5–13 мая 1918 году на Всеобщем курултае (съезд) казахской молодежи в Омске избран членом центрального исполнительного комитета. Активный участник образования Всеказахской молодежной организации «Жас азамат», выражающей интересы Алашординского движения.
В городе Семипалатинск совместно с Жусупбеком Аймауытовым выпускает научно-общественный журнал «Абай», в котором печатаются научно-познавательные материалы и статьи на социальные темы, пропагандирующие идею создания цивилизованного национал-демократического общества. После выхода 13 номеров журнал закрывается.
После упразднения Алашского правительства Ауэзов занимается подпольной деятельностью.
В 1918 г. родилась его старшая дочь Мугалима, в 1919 г. — сын Шокан, который умер от тифа.
В 1919 г. окончил Семипалатинскую учительскую семинарию. С 1919 г. Мухтар — сотрудник казахского отделения Семипалатинского губернского революционного комитета. С февраля 1920 г. — заведующий отделением Семипалатинского губернского революционного комитета.
Выпускает газету «Қазақ тілі» («Казахский язык»). В «Открытом письме» к казахскому читателю призывает народ активно участвовать в общественной жизни. В этом же году Ауэзов разводится с Райхан Какенкызы и женится на внучке Абая Камиле Магауиякызы.
С 1921 г. работает в Семипалатинском областном революционном комитете. С ноября по май 1921 г. политический секретарь — член президиума ЦИК Казахской АССР.
В журнале «Қызыл Қазақстан» (№ 3–4, 1921) публикуется рассказ Ауэзова «Қоргансыздың күні» («Судьба беззащитной»). Печатается второй вариант пьесы «Енлик-Кебек» («Теке — Орал»). В Казахском театре поставлены пьесы Ауэзова «Бәйбіше-тоқал», «Ел, ағасы».
В 1921—1922 гг. Ауэзов критикует политику репрессий казахской интеллигенции и экономического давления Москвы. 7 марта 1922 г. вместе с членом ЦИК Казахской АССР Смагулом Садуакасовым выражают протест большевистской политике и вручают представителю Центрального Комитета РКП (б) В. Г. Юдовскому письмо, в котором излагались политические, экономические и социальные требования. Главные из них — о национальной независимости, ликвидации голода, возвращении конфискованных земель казахам, вовлечении казахов в производство, об объявлении казахского языка государственным языком, о развитии национального просвещения, науки и печати — были рассмотрены на заседаниях президиума Казахского обкома РКП (б).
11–20 марта 1922 г. Ауэзов и Садуакасов объявлены «националистами-алашординцами».
В 1922 г. «Қорғансыздың күні» и «Енлик-Кебек» выходят отдельной книгой в г. Оренбург.
Осенью 1922 г. Ауэзов поступает вольнослушателем в Среднеазиатский государственный университет (САГУ) в городе Ташкенте, где сотрудничает с журналами «Шолпан» и «Сана». Публикует рассказы «Қыр әңгімелері» («Степные рассказы»), «Үйлену» («Свадьба») и др.
В 1923 г. исключен из рядов РКП(б). В этом же году поступил в Лeнинградский государственный университет на филологический факультет.
В 1924—1925 гг. учительствовал в Семипалатинском учительском техникуме по поручению Наркомпроса Казахской АССР. Выпустил журнал «Таң», в котором опубликованы рассказы «Кінәмшіл бойжеткен», «Қаралы сұлу»(«Красавица в трауре»), «Ескілік көлеңкесінде» («В тени прошлого»), «Жуандық» („Насилие“).
В 1925 г. возвращается в Ленинград и продолжает учебу. В 1926 г. организовывал научную экспедицию в Семипалатинск по изучению казахского фольклорного наследия, пишет пьесу „Карагөз“.
В 1927 г. выходит книга „Әдебиет тарихы монографиясы“.
В Ленинграде Ауэзов женится на Валентине Николаевне Кузьминой. В 1927 г. у них родился сын Елдес (умер в возрасте 2 лет), затем дочь Ляйля (1929).
В 1927—1929 гг. публикует 20-томный полный сборник рукописей Абая.
В январе 1928 г. пишет роман „Қилы заман“ („Лихие годы“), а в феврале пьесу „Хан Кене“.
В 1928 г. поступает в аспирантуру САГУ в Ташкенте. Во время учебы в аспирантуре, летом, путешествуя по кыргызским степям, изучает и записывает эпос „Манас“.
1929—1930 гг. посвящает себя научной работе и вопросам миграции.
16 сентября 1930 г. арестован органами ОГПУ. Ему предъявляется ряд обвинений, среди которых — организация подпольной борьбы против советской власти и участие в подготовке вооруженного восстания для ее свержения; выступление против конфискации имущества богатых; формирование национал-буржуазной организации „Алқа“; написание произведений, восхваляющих дореволюционную жизнь и быт казахского народа.
Находился под следствием 2 года. В апреле 1932 г. вынесено решение об условном лишении свободы сроком на три года.
10 мая 1932 г. Ауэзова заставили выступить в „Открытом письме“ через газету „Социалды Қазақстан“ и „Казахстанская правда“ с заявлением об отказе от своих произведений „Карагөз“, „Енлик-Кебек“, „Хан Кене“, „Қилы заман“ и научно-исследовательских трудов по истории казахской литературы.
Ауэзов устраивается на временную работу учителем казахского языка и литературы в Казахский сельско-хозяйственный институт, по совместительству — заведующим литературного отделения Казахского драматического театра.
С сентября 1932 г. Ауэзов — старший преподаватель, профессор Казахского педагогического института. Пишет пьесы, прозу (рассказы, повести) „Октябрь үшін“ (1932), „Айман — Шолпан“ (1933), „Тартыс“ (1933), „Плечом к плечу“ („Білікке білек“, 1934), „Три дня“ („Үш кун“, 1934),„Превращения Хасена“ („Қасеннің құбылыстары“, 1934), „Түнгі сарын“ (1934), „Тас тулек“ (1935), „Ақан — Зайра“ (1935), „Следы“ („Іздер“ 1935), „Крутизна“ („Шатқалаң“, 1935), „Песок и Аскар“ („Құм мен Асқар“ 1935), „Тастүлек“ (1935), „Ескілік көлеңкесінде“ („В тенях прошлого“ 1935). „Қараш-Қараш“ (1936).
В 1936 г. Ауэзов участник декады казахской литературы и искусства в Москве, делегат Союза писателей Казахской АССР.
Продолжает писать пьесы и прозу: „Алма бағында“ (1937) „Шекарада“ (1937), Бүркітші» («Беркутчи», 1937), «Ақ қайың» (1938), «Бекет» (1938), «Қалқаман — Мамыр» (1938), «Абай» (1940).
Переводит на казахский язык произведения Н. В. Гоголя, А. Афиногенова, Н. Погодина, К. Тренева, В. Шекспира, рассказы Л. Н. Толстого, Дж. Лондона.
В 1940 г. по сценарию Ауэзова снят фильм «Райхан». Совместно с Л.Соболевым издает сборник «Дала жыры» («Песня степей», 1940), пишет предисловие к сборнику.
В 1941 г. заканчивает роман «Абай». Выход этого романа стал значительным событием в культурной жизни Казахстана.
В годы Великой Отечественной войны пишет пьесы «Сын сағат» (1941), «Намыс гвардиясы» (1942), совместно с А. Абишевым).
В 1943 г. Ауэзов — научный сотрудник научно-исследовательского Института языка, литературы и истории, профессор кафедры казахской литературы Казахского Государственного Университета, где преподает до конца своих дней.
Пишет либретто к опере «Абай» (1944), «Қынаптан қылыш» (1945) и сценарий к фильму «Абай әндерi» («Песни Абая», 1945).
В 1946 году Ауэзов начинает работу над второй книгой об Абае, которая публикуется в 1947 г.
С 1946 г. академик Академии наук Казахстана, доктор филологических наук, профессор. Автор «Истории литературы Казахской ССР», руководитель авторского научного коллектива издания «Истории Казахской советской литературы» (1947).
В 1949 году за роман об Абае становится лауреатом Сталинской премии первой степени, Государственного правительства Казахской ССР.
В 1950 г. выходит 3-я книга романа «Абай».
В 1951 г. Ауэзов награжден орденом «Знак Почета».
В 1951—1954 гг. началась кампания критики творчества Ауэзова. Его называют «национал-алашординцем», обвиняют в публикации произведений казахского фольклора, содержащих элементы пропаганды против России; восхвалении феодализма в романе «Абай», искажении истории Казахстана и истории казахской литературы.
В 1953 г. под угрозой ареста вынужден уехать в Москву. В защиту Ауэзова выступили российские писатели — члены Союза писателей СССР — А.Фадеев, К.Симонов, В.Кожевников, Н.Тихонов.
В 1953 — 1954 гг. читал специальный курс «История литературы народов СССР» в Московском государственном университете.
В 1954 г. возвращается в Алматы и заканчивает роман-эпопею «Путь Абая».
В 1955 — 1957 гг. издается Полное собрание сочинений Ауэзова в 6-томах.
В 1955 г. избирается депутатом Верховного Совета Казахской ССР, становится почетным гостем съезда писателей ГДР в Берлине, совершает 40-дневную поездку в Индию.
В 1956 г. выходит в свет пьеса «Бес дос».
В 1956 г. награжден вторым орденом Трудового Красного Знамени, в 1957 г. орденом Ленина. В городах Алматы и Москва проводятся юбилейные торжества по случаю 60-летия писателя.
В 1957 — 1961 гг. заведующий отделением устной народной литературы Института языка и литературы Академии Наук Казахской ССР.
Публикуются произведения Ауэзова «Дос-Бедел дос» (1958), «Алуа» (1958).
В 1958 г. Ауэзов участвует в работе 1-й конференции писателей стран Азии и Африки в городе Ташкенте.
Выходит в свет произведения «Асыл нәсiлдер» (1959), «Мысли разных лет» (1959) и монография «Абай (Ибрагим) Кунанбаев» (1959).
В 1959 г. во второй раз избирается депутатом Верховного Совета Казахской ССР.
За роман-эпопею «Путь Абая» Ауэзову присуждается Ленинская премия.
Выпустил сборники произведений «Караш-Караш» (1960), роман «Өскен өркен» (1960 — 1961).
В 1960 г. — поездка в Америку, 1961 г. — в Индию.
Ауэзов скончался 27 июня 1961 г. в Москве во время операции.
Похоронен 1 июля на центральном кладбище в городе Алматы.
Творчество Ауэзова сыграло исключительную роль в развитии казахской драматургии. Пьесы «Еңлік-Кебек», «Бәйбіше-тоқал» («Жены — соперницы»), «Қарагөз», «Түнгі сарын» («Ночные раскаты»), «Абай», «Қарақыпшак Қобыланды» и другие вывели казахскую драматургию на мировой уровень.
Ауэзов автор научных трудов по казахскому фольклору, истории и теории казахской литературы, о жизни и творчестве Абая. Ауэзов основал новый раздел казахского литературоведения — абаеведение, дал научную оценку произведениям таких акынов, как Шортанбай, Мурат, Дулат и других, исследовал сказки и легенды о Коркыте, Асан Кайгы, написал объемный научный труд об эпосе кыргызского народа «Манас».
Именем Ауэзова названы Институт литературы и искусства, Казахский академический театр драмы, улицы и школы в городах Алматы, Астана, Семипалатинск и др. В Алматы создан дом-музей Ауэзову.
Изучению жизни и творческого наследия Ауэзова посвящены труды художников и скульпторов К. Телжанова, М. Кенбаева, С. Мамбеева, Е. Сидоркина, Е. Вучетича, Н. Нурмухамбетова и других. Писателю установлены памятники во всех регионах республики. На Казахском телевидении снят 12-серийный фильм о великом писателе (автор А.Тойбаева).
Сочинения Ауэзова неоднократно переиздавались и переводились на многие языки мира.
По решению ЮНЕСКО в 1997 г. во всем мире праздновалось 100-летие со дня рождения Ауэзова.
Литература
Казахстан. Национальная энциклопедия / Гл. ред. Б. Аяган. — Алматы: Главная редакция: «Қазақ энциклопедиясы», 2004 — 560 с. — С. 299 — 30.
Акмола: Энциклопедия — Алматы: Атамура, 1995, — 400 с. — С. 292.