в каком году разворачивались события описанные в слове о полку игореве
«Слово о полку Игореве» (предположительно — 1185-1187)
Цитата: «Тяжко голове без плеч, беда телу без головы» (пер. Д. С. Лихачёва).
Сведения об авторе: Имя автора «Слова. » неизвестно и вряд ли когда-нибудь станет известно.
Литературный жанр: жанр «Слова о полку Игореве» определить сложно. Даже автор называет своё произведение по-разному: иногда «слово», иногда «песнь».
Однако вполне определённо можно сказать, что «Слово о полку Игореве» включает черты целого ряда традиционных жанров. Из числа эпических жанров, представленных в «Слове. », можно назвать и героическую песнь, и воинскую повесть, и прозаическое рассуждение (авторские отступления). Лирическое начало представлено в «Слове.» плачем Ярославны и прославлением князей.
Жанровые особенности: «Слово о полку Игореве» не имеет жанровых аналогов.
Время и место действия: поход Новгород-Северского князя Игоря на половцев (1185 год), его поражение, плен и побег на Родину.
История создания
В 1187 г. было написано «Слово о полку Игореве» — шедевр древнерусской литературы. Писалось оно как актуальная история современности: автор обращался к тем читателям, для которых история Игорева похода была известным событием.
Значение произведения
«Слово о полку Игореве» — это одновременно и рассказ о событиях и последствиях похода князя Игоря, и эмоциональная оценка этих событий. Для нас особую ценность представляет патриотический мотив «Слова». Автор говорит о необходимости централизации власти для скрепления единства русской земли.
Действующие лица
Образ Русской земли. Патриотизм автора позволил сделать неперсонифицированный образ Руси главным персонажем «Слова о полку Игореве». Картины природы не просто служат фоном для разворачивающихся событий: ветер, солнце, тучи принимают в этих событиях непосредственное участие. Так, солнечное затмение словно желает остановить князя Игоря и не пустить его в опасный поход. А когда пленённый князь решается на бегство, река Донец укутывает его тёплым туманом, обеспечивает князю зелёную постель на своих берегах.
Князь Игорь. Храбрый воин, возглавивший поход на половцев, не был всё же достаточно предусмотрительным. Заботясь о благе русской земли, князь недооценил возможности врага и потерпел поражение.
Всеволод, брат князя Игоря. Отважный и мужественный воин, патриот.
Ярославна, жена князя Игоря. Настоящая русская женщина — жена и мать, горячо любящая свою Родину. Переживает поражение в походе как личное горе. Тоскуя по мужу, обращается в своём плаче к природе — той самой природе, которая поможет её мужу бежать из плена.
Святослав, киевский князь, отец Игоря. Мудрый и справедливый персонаж. Произносит своё «золотое слово», чтобы уберечь князей от бездумных действий и излишней гордыни, чтобы объединить их силы и укрепить авторитет и мощь земли русской.
Краткое содержание
Князь Игорь отправился в поход на половцев. Солнечное затмение — плохой знак, но князь всё же не отступает от своего намерения. Тем более что первый бой завершился удачно. Однако на следующий день подошли основные силы половцев под предводительством ханов Гзака и Кончака. Храбро бились русские воины, два дня держались, но на третий день князь Игорь был пленён, а русские войска — разбиты.
А князю Святославу снится тревожный сон: накрывают его чёрным покрывалом, черпают синее вино, смешанное со слезами, сыплют жемчуг на грудь. На следующий день князь узнаёт о поражении Игоря.
И тогда князь Святослав произносит «Золотое слово»: упрекает Игоря и Всеволода в том, что они о Руси не думали, а себе славы желали; призывает всех князей русских помочь, отомстить за раны Игоревы, забыть о вражде и вспомнить, что они все — потомки Ярослава Мудрого и Всеслава Полоцкого.
В Путивле Ярославна, жена князя Игоря, плачет и призывает природу вернуть ей мужа.
Пленённый князь Игорь размышляет о бегстве. Ему помогает половчанин Овлур (подаёт сигнал), да и вся природа на его стороне.
За князем Игорем гонятся Гзак и Кончак. Но природа на стороне князя, и он успешно достигает земли Русской.
«Слово о полку Игореве» завершается величанием князей.
Главная мысль. Призыв русских князей к единству в тот момент, когда Русь была разделена.
Важное и интересное
Спустя более, чем 600 лет после создания «Слова о полку Игореве» граф Алексей Мусин-Пушкин, известный коллекционер древностей, совершил удачную покупку — приобрёл у бывшего архимандрита Спасо-Ярославского монастыря рукописную (как мы помним, книгопечатание ещё не было изобретено) книгу под названием «Хронограф». В этой книге граф и обнаружил текст «Слова о полку Игореве».
В 1797 г. в немецком журнале появилась статья неизвестного автора (по всей видимости, Н. М. Карамзина), в которой древнерусская литературная находка упоминалась и сравнивалась с поэмами Оссиана, легендарного кельтского поэта. Эта статья стала предисловием к первому изданию «Слова о полку Игореве» (1800).
Оригинал списка (рукописной копии) «Слова о полку Игореве» сгорел во время московского пожара 1812 г.
«Слово о полку Игореве» повлияло на многие произведения последующей русской культуры. Отголоски «Слова. » мы находим в «Руслане и Людмиле» А. С. Пушкина, «Тарасе Бульбе» Н. В. Гоголя. Нельзя не упомянуть также об опере А. П. Бородина «Князь Игорь» и картинах В. М. Васнецова на сюжет «Слова о полку Игореве»
Экранизации
«Сказание про Игорев поход» (СССР, 1972); «Слово о полку Игореве» (Россия, 2010).
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Кто помог князю Игорю бежать из плена?
Ответ. Половчанин Овлур. Именно он подал сигнал князю о возможности побега.
Как была найдена рукопись «Слова о полку Игореве»?
Ответ. Рукопись обнаружил граф Алексей Мусин-Пушкин, известный коллекционер древностей. Она хранилась в Спасо-Преображенском монастыре в Ярославле. К сожалению, оригинал рукописи утрачен во время московского пожара в 1812 году.
Назовите персонажа «Слова о полку Игореве», который произносит «Золотое слово».
Историческая основа «Слова о полку Игореве»: каким событиям посвящено произведение?
Историческая основа «Слова о полку Игореве»
«Слово о полку Игореве» было написано на рубеже XII-XIII веков, когда феодальная раздробленность Руси достигла своего пика. Множество мелких княжеств враждовали между собой, доходя до братоубийственных войн.
Непростая ситуация внутри государства осложнялась угрозой со стороны половцев, народа тюркского происхождения, занимавшего степи между Волгой и Днепром. Этот кочевой народ представлял собой мощную военную силу.
Раздоры между князьями создавали благодатную почву для набегов половцев. Некоторые русские князья нанимали половцев в помощники в борьбе между собой. Раздробленная Русь была уязвима для атак половцев, и от этого страдали простые русские люди.
Известно, что походу Игоря предшествовал другой поход южнорусских князей против половцев. Этот поход состоялся в 1184 году под начальством киевского князя Святослава, который разбил врагов. Казалось бы, так князьям удалось надолго обезопасили Русь от набегов половцев.
Но в этом удачном походе не участвовал князь Игорь Святославич: гололедица помешала его войску прибыть к сражению. Судя по всему, Игорь тяжело переживал эту неудачу.
Вскоре князь Игорь решил отправиться в свой собственный поход, чтобы доказать свою храбрость. В 1185 году он собрал войско и отправился к берегам Черного моря, где обитали половцы. Вместе с Игорем в поход пошли: его сын Владимир Путивльский, брат Всеволод Курский и племянник Святослав Рыльский.
На пути войско Игоря встретило отряды половцев. В первой битве с ними русские остались победителями, но в следующей битве они потерпели сокрушительное поражение. Князья были взяты в плен. Вскоре Игорь бежал из плена на родину. Его сын Владимир женился на дочери половецкого хана Кончака и через два года вернулся на родину вместе с Всеволодом.
После возвращения из плена Игорь вместе с другими русскими князьями продолжили борьбу с половцами.
Исторические события в “Слове о полку Игореве”
В древнерусской литературе не было вымышленных сюжетов и героев. История — главный предмет ее интереса. Поэтому летопись — «Повесть временных лет» — и ее разнообразные продолжения были главным жанром, становым хребтом литературы той эпохи. Вокруг летописи располагались другие сочинения с невыдуманными персонажами: похвальные слова князьям, жития святых, слова-наставления к религиозным праздникам, поучения религиозных деятелей или князя Владимира Мономаха.
«Слово о полку Игореве» тоже вырастает на реальной основе. История Игорева похода с некоторыми разночтениями изложена в Ипатьевской и Лаврентьевской летописях.
Конец XII века — осень Древнерусского государства. Золотые времена Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха остались позади. Киевская Русь вступила в эпоху междоусобиц и потрясений. Князья разделились на два лагеря: потомков Владимира Мономаха и его противника Олега Святославича (в «Слове» он упоминается под знаменательным прозвищем Олег Гориславич). Мономаховичи и Ольговичи ожесточенно враждовали и друг с другом, и между собой. Игорь Святославович, князь Новгород-Северский, внук Олега Святославича, правнук Ярослава Мудрого, принадлежал к ветви Ольговичей.
В это время на южных границах Древнерусского государства, между Волгой и Доном, укрепились кыпчаки, тюркоязычные кочевники, на Руси называемые половцами. В «Слове» они постоянно именуются погаными, что означает не оценку, а определение: нехристиане, язычники. В эпоху княжеских раздоров половцы, напротив, объединились под предводительством хана Кончака и регулярно совершали набеги на русские земли, разоряли города и селения.
Для русских князей половцы бывали то врагами, то союзниками. Мощные половецкие отряды использовались в княжеских распрях. Еще в 1180 году половцы фактически спасли Игоря. Разбитый в сражении с другим русским князем, он успел вскочить в одну ладью с будущим противником, ханом Кончаком, и уплыл от погони.
Может быть, пытаясь искупить прежний союз с ханом Кончаком и доказать преданность общему русскому делу, он начинает свой поход против поганых — вопреки предзнаменованиям (солнечное затмение — не вымысел, а историческая реальность), не согласовав свои действия с другими князьями, взяв в союзники лишь родственников: брата, князя Курско-Трубчевского Всеволода, племянника, князя Рыльского Святослава Ольговича, и сына, князя Путивльского Владимира.
Начало похода обычно датируют вторником, 23 апреля 1185 года (дата определяется по солнечному затмению, произошедшему накануне выступления). В первом сражении Игорю сопутствовала удача: враги обратились в бегство, были захвачены пленные и их полевые кибитки-домики (вежи). Но уже на следующий день половцы окружили Игорево войско. Летописный Игорь говорит: «Кажется, мы на себя собрали всю их землю». Русские в пешем строю начали пробиваться к реке Донец. «Если побежим, спасемся сами, а черных людей оставим, то от Бога нам будет грех, — произносит Игорь. — Или умрем, или живы будем все вместе».
Битва длилась целый день, в результате почти осуществилось первое предсказание князя. Почти все рядовые воины погибли или утонули. Раненый в руку, Игорь был схвачен половцами, чуть позднее к нему присоединили других князей-пленников. Свое поражение Игорь рассматривал как Божье наказание за свои грехи: убийства, кровопролитие, разорение «безвинных хрестьян».
Однако плен оказался для него достаточно легким и даже относительно свободным. Видимо, Кончак видел в Игоре не только врага, но и прежнего союзника. Двадцать сторожей при князе были скорее слугами: они не мешали его поездкам по степи и выполняли его поручения. Игорь развлекался ястребиной охотой и даже вызвал из Руси священника: «поганые» не мешали ему молиться по-своему.
Побег был, конечно, опасным, но нетрудным. На другую сторону реки был послан слуга с конем. Вечером, на закате, когда стражники играли и веселились, думая, что князь спит, Игорь помолился, тихо переплыл реку и тайно проехал сквозь половецкие вежи.
Через одиннадцать дней, спасаясь от погони, он добрался до пограничной со степью реки Донец, потом появился в своем Новгороде-Северском и лишь затем — в Киеве.
История Игорева похода и побега имеет любопытный эпилог. Сын Игоря Владимир еще до похода был помолвлен с дочерью Кончака. В плену, уже после побега отца, состоялась их свадьба. Через два года Владимир вернулся на родину «с дитятею» и был повенчан с Кончаковной. Так что слово «сваты» употреблено в «Слове» совсем не случайно: русский князь Игорь и половецкий хан Кончак действительно стали сватами.
Игорь умер в самом начале следующего, XIII века, в 1202 году. Если бы не «Слово», он так и остался бы малозаметной исторической фигурой, одним из удельных князей эпохи феодальной раздробленности Руси.
Но из исторической реальности, опираясь на нее, безвестный автор «Слова» сотворил реальность художественную. Автор обессмертил князя Игоря, превратив его в образ.
Историческая эпоха, отраженная в Слове о полку Игореве (Литература XI-XII веков)
Историческая эпоха, отраженная в “Слове”
Начиная с XI и до конца XII века, когда было написано “Слово”, Русь страдала от двух основных бедствий. Одним из них были княжеские междоусобицы, другим – набеги половцев. Поэтому лучшие люди страны, болевшие за Русскую землю, неустанно призывали к единодушному отпору половцам, к защите своей родной земли. “Если,- говорил, например, Владимир Мономах князьям,- мы не прекратим междоусобий… то погибнет земля Русская, и враги наши, половцы, возьмут землю Русскую”.
В 1183 году киевский князь Святослав Всеволодович, став во главе нескольких русских князей, провел удачный поход против половцев, разбил их и даже взял в плен хана Кобяка. Для закрепления этого успеха Святослав повторил поход в следующем году.
Готовясь к походу, он призывал князей стать под его знамена, чтобы выступить объединенными силами.
Одним из князей, обещавших помощь Святославу, был Игорь, князь Новгород-Северский. Этот князь был известен своей храбростью и успешной борьбой с половцами. Но он не смог принять
Однако он был жестоко разбит и вместе со всеми князьями, участвовавшими в походе, попал в плен. Такого ужасного поражения русские никогда не знали. Воодушевленные победой над Игорем, половецкие ханы Гза и Кончак вторглись в пределы Русской земли и подвергли ее большому опустошению.
Таким образом, неудача похода Игоря была вдвойне тяжела для Руси. Во-первых, потому, что войско самого Игоря было совершенно разгромлено, во-вторых, потому, что победа над русскими воодушевила половцев, притихших было после похода Святослава, и вызвала их набег на Русь.
Неудачный поход Игоря привлек к себе внимание писателей того времени и послужил темой для трех произведений: двух повестей, помещенных в летописях, и “Слова о полку Игореве”.
Related posts:
Историческая основа
Большинство учёных уверены, что события в «Слове о полку Игореве» имеют четкую историческую основу, а произведение основано на реальных событиях. Относится оно к рубежу XII—XIII вв. еков, когда на Руси феодальная раздробленность достигла своего пика. В этом произведении повествуется о походе на половцев князя Игоря Святославовича, который был разбит неприятелем в степи, после чего многие дружинники попали в плен, а часть войска была вовсе уничтожена.
Об этой неудачной военной кампании имеются сведения в хрониках того времени, в том числе в Лаврентьевской и Ипатьевской летописи. В это время на Руси было множество отдельных княжеств, которые не только не помогали друг другу с неприятелем, но и вели братоубийственные войны, о которых также упоминается в книге.
Историческая основа произведения:
Историкам доподлинно известно, что еще до события, описанного в «Слове», на половцев ходил князь Святослав, полностью разбивший врага. Однако буквально через несколько лет этот кочевой народ вновь собрал большую силу, нападая на купцов и южные поселения.
Многочисленные раздоры между князьями создали благодатную среду для постоянных набегов половцев, которые пользовались такой ослабленностью Руси. Только Игорь Святославович смог собрать большую дружину, которая была способна противостоять мобильным отрядам кочевников. Он вместе со своими воеводами отправился на бой, ему предстояло выдержать длительный поход по Днепру, а в последующем — по выжженной солнцем степи.
Лето в тот год выдалось особенно жарким, поэтому ратники страдали от жажды. Часть из них заболела, а пользуясь ослабленностью дружины, половцы напали на них, практически полностью разбив армию. Князь и его приближённые попали в плен, спастись из которого смогли лишь через несколько лет. Это поражение стало одним из самых болезненных для Киевской Руси, после чего на почти десяток лет пришлось позабыть о торговле с восточными городами и странами.
Побег князя из плена
В рукописи говорится, что бог не отвернулся от русского князя, и через несколько лет ему удалось всё же бежать из плена. Несколько месяцев Игорь скитался по степи, а в последующем шёл от селения к селению, пробираясь в родной Киев. Впрочем, историки часто отмечают, что о побеге князя от половцев нет никаких документально подтвержденных сведений. С большой долей вероятности киевского князя просто выкупили или же его отпустили в качестве жеста доброй воли. А в этом произведении просто приукрасили это событие, рассказывая о полном опасностей побеге из плена.
Известно, что сын Игоря Владимир, который взошел на царство в Киеве, сначала пытался освободить отца, а потом согласился на династический брак, взяв в жёны дочь половецкого хана Кончака. Это и позволило Игорю, вместе с его родным братом Всеволодом, вернуться на родину. В последующем князья продолжили борьбу против кочевников, а в конечном счете киевляне полностью победили степной народ, который более уже не беспокоил своими набегами многочисленные южные селения.
География произведения
В этом произведении красота земли русской противопоставляется половецкой степи, которая располагается в нижнем течении Днепра. Литераторы не только изучили, какое историческое событие легло в основу «Слова о полку Игореве», но и проанализировали географию этого произведения. В нем упомянуты земли ятвягов и Литвы. Говорится о таких городах, как Чернигов, Сураж, Полоцк, Переславль, Корсунь, Киев и Тмутаракань.
В этом произведении упоминаются такие страны и земли как:
При этом отсутствует конкретное описание места, где состоялось главное сражение. Это дает повод современным историкам усомниться в оригинальности этого произведения. Так как во всех других летописях того времени имеются максимально подробные описания мест, где прошла основная битва.
Источники текста
Известно, что рукопись произведения сохранилась лишь в одном переписанном варианте, входившем в древнерусские летописи и принадлежавшем графу Мусину-Пушкину. При этом неизвестна история появления этой копии. Ученые спорят: приобрёл ли собственник текст у настоятеля Спасо-Преображенского монастыря или этот вариант был получен из Кирилло-Белозерской библиотеки. В последующем такая единственная оригинальная средневековая копия, которая хранилась в графском дворце, сгорела в пожаре в Москве в 1812 года. Последнее и дало повод усомниться в подлинности произведения.
В Гамбурге в местном журнале в 1797 году напечатан переписанный с мусинской версии вариант, на основании которого в последующем были сделаны все копии, в том числе и переведенные на русский язык.
Многие историки литературы спорят: является ли такое произведение подлинным и действительно ли оно написано на стыке XII или XIII века или же полностью выдумано иноками Спасо-Преображенского монастыря, которые в его основу положили известную историю княжеского похода.
Особенности утраченной рукописи
Учёные отмечают, что каких-либо средневековых копий и рукописных вариантов не осталось, что удивительно для такого эпоса, который описывает целый пласт русской истории. Сразу после потери единственной рукописи стали появляться сообщения от очевидцев, которые уверяли об особенностях этого произведения. При этом удивление вызвал тот факт, что не было сделано подробных копий с этого варианта. Сегодня историки сходятся во мнении, что мусинская рукопись относится к XVI веку, так как в её орфографии было заметно второе южнославянское влияние.
По всей видимости, многочисленные мелкие исправления и литературные обороты, которые не характерны для эпохи феодальной раздробленности Руси, были внесены уже при многочисленных копиях с оригинала или ранних источников. Именно по причине отсутствия оригинального варианта многие литераторы дают комментарии и утверждают, что рассматривать текущую версию как эпос XII—XIII вв. еков не приходится. По факту, большая часть этого произведения была переписана, а язык реального автора был практически полностью утерян.
Сегодня эта поэма, рассказывающая о событиях в 1185 года, кратко включается в школьную программу. Ученикам придётся подготовить сочинения и доклады, различные конспекты и рефераты, в которых рассматривается как сюжет, так и историческая основа повести. В старших классах делают читательские дневники, а также пишут краткие работы по темам этого эпоса, посвящённые созданию произведения и затрагиваемым в нём вопросам.