в каком году разработан индивидуальный образовательный маршрут в специальной педагогике
Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья в контексте требований Федерального Государственного Образовательного Стандарта
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 104 «Зорька» комбинированного вида г. Улан-Удэ
Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья в контексте требований Федерального Государственного Образовательного Стандарта
Создание условий для развития детей с особыми образовательными возможностями является поиск оптимальных путей обучения и воспитания. Одной из основных задач педагогической науки и выступают объектом междисциплинарных исследований и практических поисков в воспитании детей с ОВЗ. Процесс гуманизации отношений между личностью и обществом, направленный на сохранение духовной наследственности человеческих взаимоотношений, требует особого внимания к нуждам детей с особыми образовательными возможностями. Процесс воспитания и обучения детей основан на необходимости понимания их специфических черт и проблем, учесть которые позволяет проектирование индивидуального образовательного маршрута. Развитие ребенка с ОВЗ может осуществляться по нескольким образовательным маршрутам, которые реализуются одновременно или последовательно. Отсюда вытекает основная задача педагога — предложить ребенку спектр возможностей и помочь ему сделать выбор. Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:
особенностями, интересами и потребностями самого ученика и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
профессионализмом педагогического коллектива;
возможностями школы удовлетворить образовательные потребности учащихся;
возможностями материально-технической базы.
Актуальность выбранной темы заключена в том, что дети с особенностями развития должны иметь равные возможности с другими детьми. Уже сегодня существует потребность во внедрении такой формы обучения, которая создаст детям с ограниченными возможностями оптимальные условия.
Рис. 1. Большая часть традиционных программ строится по аналогии с прямой линией, идущей вверх (Рис.1).
Это позволяет реализовать систематичность и последовательность: от простого к сложному. Построить программу, ориентированную на развитие одаренности, таким образом, очень сложно, потому что одаренные дети, зачастую, имеют склонность к задачам дивергентного типа (творческие задания). Особенность этих заданий в том, что они допускают множество правильных ответов. Решение этих задач в рамках программы, основные требования которых систематичность и последовательность, довольно затруднительно. Другой способ решения — структурирование учебного материала по типу нескольких концентрических кругов. В структуру такой программы обычно входят несколько более мелких подпрограмм, (они могут быть относительно автономны). Пройдя первый круг, ребенок осваивает второй, затем третий. Это принцип при разработке индивидуального образовательного маршрута возможен, но наиболее продуктивен — третий — логарифмическая спираль. Благодаря такой структуре один и тот же вид деятельности отрабатывается на занятиях периодически, многократно, причем содержание постепенно усложняется и расширяется за счет обогащения компонентами углубленной проработки каждого действия. При этом способе структурирования материала открываются большие возможности для исследовательской деятельности воспитанников, которая, как раз, направлена на развитие их одаренности. Определив тип структуры образовательной программы можно приступить к разработке индивидуального образовательного маршрута. Известный специалист в области одаренных детей Джон Рензулли считает, что учитель, разрабатывающий индивидуальный образовательный маршрут должен действовать примерно по такой схеме: Определить уровень развития ребенка (в т. ч. его качества и способности); Очертить долгосрочные и краткосрочные цели и пути к их достижению. Определить время, которое должен затратить ребенок на освоение стандартной и специальной программы; Предусмотреть участие родителей; Определить способы оценки успехов воспитанника; Итак, на основе базовой программы и данной схемы педагог может разрабатывать индивидуальный маршрут. Рассмотрим подробнее этап диагностики уровня развития способностей воспитанника и его индивидуальных особенностей. Очень важен и примечателен тот факт, что педагогические работники в своей практической деятельности, чтобы не проглядеть, не потерять одаренность проявляют большое внимание к установлению уровня способностей и их разнообразия у детей. И, наоборот, теряя дарование, талант и просто заметные способности, педагоги образовательных учреждений теряют и всех остальных. Исходя из результатов диагностики, педагог совместно с воспитанником и его родителями определяет цели и задачи маршрута. Третий этап — «Определение времени» не должен вызвать у педагога затруднение. В индивидуальном порядке по согласованию с родителями и самим воспитанником срок действия маршрута определяется в соответствии с поставленными целями и задачами. Четвертый этап нашей схемы — «Определение роли родителей воспитанника в реализации маршрута». Он предусматривает участие родителей в разработке маршрута, определении целей в совместной творческой деятельности со своим ребенком (Например, изготовление костюма для выступления на концерте и др.) На пятом этапе — «Разработка учебно-тематического плана» педагогу необходимо совместно с воспитанником и родителями подобрать темы занятий дополнительно к темам из базовой программы, опираясь на интересы воспитанника, его возможности и поставленные цели. Перейдем к 6-му этапу — «Определение содержания учебно-тематического плана, формы занятий, приемов и методов, формы определения итогов». Рассмотрим его подробнее. Каждый ребенок неповторим, но существует много черт характерных для большинства детей. Учитывая эти особенности, можно очертить круг методов и технологий образовательной деятельности, которая проходит в рамках индивидуального образовательного маршрута. На седьмом этапе «Интеграция с другими специалистами» разработчик маршрута, проанализировав результаты диагностики и исходя из содержания учебно-тематического плана, решает нужно ли для достижения поставленной цели привлечь к работе с данным воспитанником других специалистов. Заключительный восьмой этап «Определение способов оценки и самооценки успехов воспитанника». Способ оценки и самооценки успехов выбирает педагог совместно с воспитанником. Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод. Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов: особенностями, интересами и потребностями самого ребенка и его родителей в достижении необходимого образовательного результата; профессионализмом педагогического коллектива; возможностями учреждения удовлетворить образовательные потребности учащихся; возможностями материально-технической базы школы. Логическая структура проектирования индивидуального образовательного маршрута включает в себя следующие этапы: постановка образовательной цели, самоанализ, рефлексия; выбор пути (вариантов) реализации поставленной цели, оформление маршрутного листа. И конечно же основная идея обновления современного образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным. Развитие школьника с особыми образовательными возможностями может осуществляться по нескольким образовательным маршрутам, которые реализуются одновременно или последовательно. Отсюда вытекает основная задача педагога — предложить учащемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор. Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:
особенностями, интересами и потребностями самого ребенка и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
профессионализмом педагогического коллектива;
возможностями учреждения удовлетворить образовательные потребности учащихся;
возможностями материально-технической базы.
Логическая структура проектирования индивидуального образовательного маршрута включает в себя следующие этапы:
постановка образовательной цели (индивидуальный выбор цели предпрофильной подготовки),
— самоанализ, рефлексия (осознание и соотнесение индивидуальных потребностей с внешними требованиями (например, требованиям профиля);
выбор пути (вариантов) реализации поставленной цели,
конкретизация цели (выбор курсов),
оформление маршрутного листа.
Эффективность разработки индивидуального образовательного маршрута ребенка с особыми образовательными возможностями обуславливается рядом условий:
осознание всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самоопределения, самореализации и проверки правильности выбора профилирующего направления дальнейшего обучения;
осуществление психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки индивидуального образовательного маршрута учащимися;
активное включение учащихся в деятельность по созданию индивидуального образовательного маршрута;
организация рефлексии как основы коррекции индивидуального образовательного маршрута. Средствами реализации названных условий могут быть специально организованные занятия по самопознанию, обучению учащихся методам выбора и способам разработки маршрута.
В ходе этих занятий необходимо довести до учащихся следующую информацию:
предельно допустимые нормы учебной нагрузки;
учебный план школы: набор учебных предметов, составляющих инвариантную часть, предметы регионального (историческое краеведение, перечень курсов по выбору) и школьного компонента;
особенности изучения тех или иных предметов (курсов по выбору); необходимость соблюдения баланса между предметно-ориентированными и ориентационными курсами;
варианты расчета учебной нагрузки;
правила заполнения бланка;
возможности и правила внесения изменений в индивидуальный образовательный маршрут.
Список использованной литературы:
3. Педагогика-Пресс, 1999. — 536 с.
5. Дети с временными задержками развития / Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер, М.: Педагогика, 1971. — 207 с.
7. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 432 с.
8. Долгорук Л. Р., Матягина Л. И., Шайдуллина Е. В. Педагогика Марии Монтессори для детей с ограниченными возможностями // Проблемы реабилитации в детской неврологии. Казань: Медицина, 2000. — С.71–74.
10. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей: Учеб.пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. — 168 с.
11. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М. А. Галагузовой. М.:
12. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 416 с.
13. Специальная педагогика: Уч. пос. для студ. высш. пед. учеб.заведений /Л. И. Аксенова, Б. А. Архипов, Л. И. Белякова и др.; под ред. Н. М. Назаровой. — М.:Академия, 2000. 400 с.
Доклад на тему: «Индивидуальные образовательные маршруты»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Ясенецкая средняя школа
учителей начальных классов
Тема: «Индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально- ориентированные образовательные программы
с учетом личностных и возрастных особенностей
учитель начальных классов
Шкарина Анна Михайловна
Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным.
Учебный труд должен приносить радость, желание вновь и вновь познавать новое. Современная школа осуществляет работу с уч-ся на основе:
уважения личного достоинства каждого воспитанника, его индивидуальных жизненных целей, запросов и интересов;
ориентируется не только на подготовку к будущей жизни, но и на обеспечение полноценного проживания каждого возрастного этапа в соответствии с его психофизиологическими особенностями.
Индивидуальный подход рассматривается как организация педагогического воздействия с учетом индивидуальных особенностей личности ребенка.
Одним из вариантов, способствующим реализации индивидуальных образовательных потребностей и прав уч-ся на выбор своего пути развития, является индивидуально-образовательная программа или маршрут.
Индивидуальный маршрут это учет психологических и индивидуальных особенностей ребёнка, его интересов, жизненной позиции, уровня обучаемости. Индивидуальный маршрут выстраивается во взаимодействии педагога и психолога.
Для кого, прежде всего, нужен индивидуальный маршрут? Для слабоуспевающих детей, которые не успевают за темпом работы класса. Для одаренных детей, которым работа класса может наскучить, и им будет не хватать темпа и открытия нового. Конечный результат должен показать, что ребенок чувствует себя в учебном процессе комфортно и учится с радостью.
Термин «индивидуальный образовательный маршрут» (ИОМ) одновременно и определенное, и чрезвычайно широкое понятие. Возникнув как результат практической деятельности образовательных учреждений, ориентированных на принципы обеспечения индивидуальных запросов обучающихся в образовательном процессе, он приобрел и зону неопределенности, связанную с наличием различных смежных понятий: «индивидуальный учебный план», «индивидуальная образовательная траектория», «индивидуальная образовательная программа».
Варианты интерпретации понятия индивидуального образовательного маршрута графически представлены на схеме.
Ряд авторов (Е. С. Заир-Бек, Е. И. Казакова, А. П. Тряпицына) связывают понятие индивидуального образовательного маршрута с понятием «образовательная программа», позволяющим овладеть определенным уровнем образованности. Если траектория «след», то маршрут — план этого «следа», заданные координаты начального и конечного значения характеристик. Индивидуальная образовательная траектория предполагает обязательное наличие индивидуальной образовательной программы. В общем случае маршрут предполагает рассмотрение образовательного процесса как средства достижения личностных целей саморазвития и самосовершенствования, самооткрытие школьником новых возможностей в формах, приемах деятельности.
В зависимости от выбранного подхода реализации индивидуального образовательного маршрута могут быть достигнуты различные цели : компенсация учебных трудностей; расширение сферы знаний применительно к определенной учебной дисциплине.
Наряду с понятием «индивидуальный образовательный маршрут» существует понятие «индивидуальная образовательная траектория» (Г.А. Бордовский, С.А. Вдовина, Е.А. Климов, B.C. Мерлин, Н.Н. Суртаева, И.С. Якиманская и др.), обладающее более широким значением и предполагающее несколько направлений реализации: содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут); деятельностный (специальные педагогические технологии); процессуальный (организационный аспект).
Индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута, а также разработанный способ его реализации.
Индивидуальный учебный план выполняет функцию прогнозирования для старшеклассника – «Я выбираю предметы для изучения»; индивидуальная образовательная программа выполняет функцию проектирования для старшеклассника – «Я составляю программу образовательной деятельности» и, наконец, индивидуальный образовательный маршрут конструирует образовательную деятельность – «Я определяю, в какой последовательности, в какие сроки, какими средствами будет реализована образовательная программа».
Принципы проектирования ИОМ (Т.Н. Князева):
Принцип систематической диагностики
дифференцированного (индивидуального) подбора педагогических технологий
контроля и корректировки
Принцип пошаговой фиксации
Обязанности учителя, обеспечивающего индивидуальный образовательный маршрут:
Оценка готовности ребёнка к переходу на обучение по индивидуальному образовательному маршруту.
Выбор совместно с учеником индивидуального образовательного маршрута.
Корректировка образовательного маршрута.
Контакты с родителями ученика.
Алгоритм создания индивидуального образовательного маршрута
Исследования обучающихся, анализ состояния:
диагностика базового (стартового) уровня и выявление индивидуальных особенностей обучающегося;
Постановка, совместно с обучающимся, цели и определение образовательных задач. Определение срока действия маршрута.
Отбор содержания образовательного маршрута
Определение модели образовательного процесса
Планирование и созданием индивидуальной образовательной программы и определение результатов ее реализации.
Образовательная деятельность в рамках индивидуального образовательного маршрута.
Диагностика текущих результатов и возможная коррекция индивидуального образовательного маршрута.
Подведение итогов работы
Таким образом, технология создания индивидуального образовательного маршрута – это более или менее алгоритмизированный процесс взаимодействия педагога и обучающихся, гарантирующий достижение поставленной цели.
для слабого ученика,
для сильного ученика. Сильный ученик может в виду болезни или других причин пропускать много учебных дней, его знания нужно привести в норму и ликвидировать пробелы. У слабого ребенка нужно постоянно поддерживать интерес, мотивацию, ситуацию успеха. Индивидуальный образовательный маршрут может быть
У слабого ученика маршрут может быть рассчитан на весь учебный год, а сильному ученику бывает достаточно нескольких недель или месяцев.
Индивидуальный образовательный маршрут реализуется через различные формы организации деятельности учащихся:
-групповые занятия. У детей обучающихся по индивидуальному маршруту одна проблема. Учитель объединяет их в одну группу и проводит для них групповое занятие.
4 вариативных образовательных маршрута:
1 для учащихся с опережающими темпами развития;
2 для учащихся с ослабленным здоровьем;
3 для учащихся с низким уровнем учебной мотивации и трудностями в обучении;
4 для одаренных учащихся с различными специальными способностями.
Алгоритм составления плана работы по индивидуальному образовательному маршруту:
1) Диагностика общеучебных умений и навыков.
2) Выяснение причин низкой успеваемости.
Причинами могут быть:
переход на другой УМК
отсутствие устойчивых мотивов учения
проблемы в знаниях, умениях, навыках ученика, вследствие нерегулярности работы на уроке.
нарушение фонематического слуха
бедность словарного запаса
общее недоразвитие речи
несформированность познавательной деятельности
3) Исходя из выявленных причин, определяем направления коррекционной работы. Например:
ликвидация общего отставания по программе
обогащение словаря и развития речи
формирование мотивов учебной деятельности. Обратить внимание на создание ситуации успеха, перед ребенком ставить доступные по трудности задачи и небольшие по объему.
4) Определив направление коррекционной работы, планируем маршрут и проводим работу по реализации плана.
Примерная схема составления тематического планирования индивидуального маршрута:
Определяем день, когда будут проходить занятия (не реже 1 раза в неделю). За консультацией ребёнок может обратиться к учителю в любой день.
5) Подведение итогов. Это диагностические работы.
В результате такой работы по индивидуальному образовательному маршруту у детей сформировались основы учебно-познавательной компетенции:
они научились самостоятельно самоорганизовываться на занятие.
умеют планировать свою работу
могут оценить и проанализировать свою работу.
Из 4 человек работающих по индивидуальному образовательному маршруту
В настоящее время по индивидуальному маршруту занимается 2 человека.
У одного ребенка уже есть продвижение вперед. Другому не все еще удается, но динамика положительная. Есть надежда, что дети будут успешными в учении.
Перспективы, открывающиеся перед учащимися:
-уменьшается ежедневная нагрузка в разрезе домашних заданий;
-даётся возможность каждому ребёнку попробовать свои силы в ситуации, где нет давящего авторитета учителя и внимания всего класса;
-формируется умение применять знания в нестандартных ситуациях, самостоятельно делать правильный выбор;
-формируется правильная самооценка.
Перспективы, открывающиеся перед родителем:
-принимает активное участие в образовательном процессе;
-даёт возможность определить границу между знаниями и незнаниями своего ребёнка (карта движения по предмету);
-повышается уровень контроля над учебными достижениями своего ребёнка.
Перспективы, открывающиеся перед педагогом:
-освобождается время для других форм уроков;
-осваиваются новые формы уроков: презентации, мастерские, консультации;
— появляется возможность оказать индивидуальную помощь учащимся.
Реализация технологии дает положительные результаты, о чем свидетельствует личностный рост каждого учащегося, индивидуальное продвижение в сфере обучения и воспитания, увеличение числа учащихся, принимающих участие в исследовательской и творческой деятельности. По результатам анкетирования, комплексной диагностики, неформальные показатели – сочинения, творческие работы, участие в конкурсах, турнирах, олимпиадах учащихся показывают существенное продвижение в уровне развития.
Я считаю, что внедрение в практику технологии индивидуальных образовательных маршрутов эффективно сказывается на учебном процессе и развитии личности учащегося. Поэтому образовательные программы направлены на формирование личности образованной, нравственной, активно-творческой, инициативной, ответственной, ориентированной на понимание и уважение самой себя и другого человека, способной самостоятельно добывать и применять знания, умеющей жить и правильно действовать в изменяющихся жизненных ситуациях, готовой к дальнейшему образованию [5].
2. Журавлева, К. Обучение по индивидуальным учебным планам: повышение мотивации и возможность учащегося выбирать желаемую нагрузку/ К. Журавлева, Е.Зубарева, И. Нистратова, Е. Секачева // Директор школы. – 2008
Автор: Мотаева Ольга Георгиевна
Индивидуальный образовательный
маршрут ребенка с ОВЗ
в группе комбинированной направленности для
детей с ТНР для детей 5-6 лет Срок реализации 1 год
Автор: Мотаева Ольга Георгиевна
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида
второй категории №6 «Колосок» п. Гигант
маршрут ребенка с ОВЗ
для детей 5-6 лет с ТНР
Срок реализации 1 год
Программа составлена учителем-логопедом:
2018 – 2019 учебный год
1.1. Пояснительная записка.
Индивидуальный образовательный маршрут – это проект системы комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ОВЗ/инвалидностью с учетом его индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей, включающий описание регламента, содержания и форм организации обучения, психолого-педагогической и специальной поддержки.
Индивидуальный образовательный маршрут (далее – ИОМ) разработан в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Индивидуальный образовательный маршрут спроектирован на основании:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155);
Министерство образования и науки Российской Федерации (
России) Департамент общего образования 28 февраля 2014 год № 08-249 Комментарии к ФГОС дошкольного образования;
России от 19.12.2014 N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35847)
Постановление Правительства РФ №1297 от 1 декабря 2015г. «Об утверждении государственной программы РФ «Доступная среда» на 2011 – 2020 годы.
1.1.1.Цели и задачи реализации ИОМ.
Целью ИОМ является построение системы работы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 5 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию ИОМ.
В основе реализации ИОМ лежат следующие принципы:
принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей ребенка;
принцип признания ребенка полноценным участником образовательного процесса;
принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов ребенка;
принцип интеграции усилий специалистов;
принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
принцип постепенности подачи учебного материала.
1.1.3. Значимые для разработки и реализации ИОМ характеристики.
Ходжибаев Евгений Александрович
мама – Римма Александровна 35 л.
Мотаева О.Г., Ковалькова А.Г.
Ф.И.О. специалистов сопровождения:
Заключение и рекомендации ПМПК
Смешанная парциальная недостаточность ВПФ с нарушениями речевых и языковых функций средней степени и недостаточностью регуляторного компонента деятельности.
Общее недоразвитие речи (II I ). Дизартрия.
Сопровождение специалистов и организация коррекционной работы в условиях ПМПк ДОУ.
Образовательная программа: адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с ТНР.
Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка
Максимальная индивидуализация и конкретизация направлений и задач деятельности педагогического коллектива по созданию специальных образовательных условий с учетом индивидуальных возможностей и барьеров, особых образовательных потребностей обучающегося с ОВЗ.
Общие задачи на период реализации ИОМ
Создание коррекционно-компенсаторных условий в процессе обучения и воспитания с целью преодоления, ослабления, устранения недостатков познавательной и физической деятельности.
Освоение ребенком примерной общеобразовательной программы дошкольного образования
Освоение ребенком Примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Лопатиной Л.В.
Интеллект ребенка соответствует условно-возрастной норме.
У Евгения сформированы элементарные представления о предметах и явлениях окружающего мира, но причинно-следственные связи в этих явлениях он выявить не может. У ребенка преобладает наглядно-образное мышление.
Внимание недостаточно устойчивое, мальчик быстро отвлекаем, утомляем, реагирует на окружающие события. Преобладает зрительная и слуховая память.
У ребенка имеются нарушения в звукопроизношении сонорных звуков «Л», «Р» (горловой). Наблюдается процесс смягчения свистящих звуков «С», «З». При увеличении речевой нагрузки речь ребенка становится смазанной, нечеткой.
Слуховая дифференциация фонетически близких звуков нарушена, допускает ошибки при повторении серии слогов с фонетически близкими звуками.
Слоговую структуру слов выдерживает, трудности возникают при произнесении слов со стечением согласных.
Навыки звукового анализа и синтеза не формированы. Трудности вызывает определения места звука в слове. Путает понятия звук, слог. Не может определить последовательность звуков в слове.
Словарь беден, неточен, ограничен обиходно-бытовой тематикой и интересами ребенка. Испытывает трудности при подборе обобщающих понятий, синонимов и антонимов, однокоренных слов.
Допускает ошибки при образовании множественного числа существительного и изменении их по падежам. Испытывает трудности в образовании прилагательных от существительных, существительных от прилагательных, существительных с уменьшительно-ласкательным значением, согласовании прилагательных с существительными в роде числе и падеже, согласовании числительных с существительными, в образовании относительных прилагательных. Имеются неточности в употреблении сложных предлогов.
Навык самоконтроля за своей речью сформирован не достаточно.
Женя больше играет в одиночестве, контакт избирателен как со взрослыми, так и с детьми.
Мальчик не всегда опрятен, не следит за своим внешним видом. Навыки самообслуживания сформированы в достаточной мере. Мама активно сотрудничает с педагогами и специалистами, но всегда использует помощь, полученную в ДОУ специалистами.
1.2. Планируемые результаты реализации ИОМ.
1. Развитие эмоциональной сферы, неречевых психических функций.
Ребенок сразу вступает в контакт. Эмоциональные реакции адекватны и устойчивы. Ребенок эмоционально стабилен.
Ребенок без ошибок дифференцирует звучание нескольких игрушек, определяет направление звука, воспроизводит предложенные педагогом ритмы.
Ребенок различает и соотносит 10 основных и оттеночных цветов, различает предложенные геометрические формы.
Ребенок хорошо ориентируется в пространстве и в схеме собственного тела, показывает по просьбе взрослого предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа); показывает правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо.
Ребенок без труда складывает картинку из 4-6 частей со всеми видами разреза; складывает из палочек предложенные изображения.
2. Развитие моторной сферы
Общая и ручная моторика и ребенка развиты в соответствии с возрастной нормой, все движения выполняются в полном объеме, нормальном темпе.
Координация движений не нарушена. Ребенок правильно держит карандаш, рисует прямые, ломаные, замкнутые линии, человека; умеет застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки.
В мимической мускулатуре движения выполняются в полном объеме и точно, синкинезии отсутствуют.
Артикуляционная моторика в норме, движения выполняются в полном объеме и точно; переключаемость в норме; синкинезии и тремор отсутствуют; саливация в норме.
3. Развитие импрессивной речи, состояние фонематического восприятия
Пассивный словарь ребенка соответствует возрастной норме.
Ребенок может показать по просьбе логопеда несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию;
показать на предложенных картинках названные логопедом действия;
показать по картинкам предметы определенной геометрической формы, обладающие определенными свойствами.
Ребенок понимает различные формы словоизменения и не допускает ошибок при выполнении тестовых заданий;
понимает предложно-падежные конструкции с простыми предлогами,
уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных,
дифференцирует формы единственного и множественного числа глаголов, глаголы с приставками.
Ребенок понимает смысл отельных предложений, хорошо понимает связную речь.
Ребенок без ошибок дифференцирует как оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении, так и смешиваемые в произношении.
4. Развитие экспрессивной речи, состояние активного словаря
Уровень развития экспрессивного словаря соответствует возрасту.
Ребенок безошибочно называет по картинкам предложенные предметы, части тела и предметов;
обобщает предметы и объекты, изображенные на картинке.
Ребенок не допускает ошибок при назывании действий, изображенных на картинках.
Ребенок называет основные и оттеночные цвета, называет форму указанных предметов.
5. Развитие экспрессивной речи, состояние грамматического строя речи
Уровень развития грамматического строя речи соответствует возрастной норме.
Ребенок правильно употребляет имена существительные в именительном падеже единственного и множественного числа, имена существительные в косвенных падежах;
имена существительные множественного числа в родительном падеже;
согласовывает прилагательные с существительными единственного числа;
без ошибок употребляет предложно-падежные конструкции; согласовывает числительные 2 и 5 с существительными.
Ребенок образовывает существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами
Ребенок образовывает существительные названия детенышей животных.
6. Развитие экспрессивной речи, состояние грамматического строя речи
Уровень развития связной речи соответствует возрастной норме.
Ребенок без помощи взрослого пересказывает небольшой текст с опорой на картинки.
7. Развитие экспрессивной речи, состояние фонетической стороны речи.
Ребенок не нарушает звуконаполняемость и слоговую структуру слов.
Состояние звукопроизношения соответствует возрастной норме.
Объем дыхания достаточный, продолжительность выдоха нормальная, сила голоса и модуляция в норме.
Темп и ритм речи, паузация нормальные. Ребенок употребляет основные виды интонации.
Ребенок без ошибок повторяет слоги с оппозиционными звуками, выделяет начальный ударный гласный из слов.
Переворачиваться из положения лежа на спине в положение лежа на животе
с помощью педагога
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Содержание индивидуального образовательного маршрута
Цель – организация целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для ребенка, построение для него индивидуального маршрута развития в соответствии с его индивидуальными, психофизическими и возрастными особенностями.
— Организация комплексного психолого-педагогического изучения ребёнка в целом
— Мониторинг эффективности реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы
— Обследования ребенка всеми специалистами на психолого-педагогическом консилиуме ОУ
— Коллегиальное определение трудностей ребенка в каждом конкретном виде деятельности
— Разработка рекомендаций для составления индивидуального маршрута ребёнка
— Динамическое наблюдение за динамикой развития ребенка в ходе коррекционно-воспитательного процесса
-Специалисты, участвующие в сопровождении ребенка (учитель-логопед) в течение всего учебного периода
— Решение вопросов социализации, повышения самостоятельности ребёнка
— Становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении
— Воспитание положительных личностных качеств
— Совместная работа специалистов в этом направлении
— Оказание консультативной помощи семьям для решения возникающих проблем
— Помощь воспитателям в разработке и организации мероприятий
направленных на решение задач социально-коммуникативного развития
Специалисты, участвующие в сопровождении ребенка
— Развитие и коррекция нарушения речи
— Преодоление и предупреждение у него вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров
— Тесное сотрудничество всех специалистов учреждения, участвующих в сопровождении ребенка, в решении коррекционно-развивающих задач
— Обучение родителей и воспитателей отдельным психолого-педагогическим приёмам, повышающим эффективность взаимодействия с ребёнком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности.
Специалисты, участвующие в сопровождении ребенка
— Развитие познавательной активности ребенка
— Формирование у него всех видов детской деятельности, характерных для данного возрастного периода.
— Подготовка ребенка к школьному обучению, с учётом индивидуальных особенностей и его психофизических возможностей.
— Продуманная система коррекции всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности ребенка в ОУ
— Создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями
— Разработка интегрированного коррекционно-развивающего календарно-тематического плана работы, построенного на основе комплексной диагностики
— Организация коррекционно-образовательной среды, стимулирующей развитие ребенка.
Эти задачи решаются коллективом специализированного дошкольного учреждения в тесной взаимосвязи всех сотрудников.
— Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции общего недоразвития речи составлена на основе Примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) Нищевой Н.В. (ОО Речевое развитие, ОО Познавательное развитие, ОО Социально – коммуникативное развитие).
Направления коррекционно-развивающей работы
Конкретные задачи для ребенка на период
Формы оценки результатов работы
1 в стадии формирования
2. Формирование и совершенствование грамматического строя речи.
3. Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа:
— развитие просодической стороны речи;
— коррекция произносительной стороны речи;
— работа над слоговой структурой слова и звуконаполняемостью слов;
— совершенствование фонематического восприятия;
— развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза.
4. Развитие связной речи.
5. Формирование коммуникативных навыков.
6. Обучение элементам грамоты.
2. Развитие фонематического слуха, восприятия;
3. Аанализ и синтез букв, звуков;
4. Обогащение словарного запаса;
5. Формирование и совершенствование грамматического строя речи.
6. Развитие связной речи
1. Коррекция звукопроизношения
2. Развитие общей моторики, дыхания
3. Постановка и автоматизация звуков
4. Формирование и совершенствование грамматического строя речи.
5. Развитие связной речи и речевого общения.
Ребенок с легкостью идет на контакт, выполняет предложенные задания без помощи взрослого, практически не допуская при этом ошибок, а
варь практически соответствует возрастной норме. В речи простые распространенные предложения.
1. Сенсорное развитие.
2. Развитие психических функций.
3. Ознакомление с окружающей действительностью.
Индивидуально через дидактические игры и упражнения.
Увеличение объема внимания: увеличивается количество предметов, которые ребенок фиксирует в «поле восприятия» и запоминает их.
Улучшение избирательности внимания: ребенок легче фиксирует познавательную активность на заранее определенных свойствах предметов и явлений.
Улучшение способности распределения внимания, ребенок лучше сосредоточивается на нескольких предметах или действиях одновременно.
Увеличение объема памяти.
Моторные функции (общая моторика, мелкая моторика)
— подвижные игры и пальчиковая гимнастика;
Развитие конструктивного праксиса и мелкой моторики в работе с дидактическими игрушками, играми, в пальчиковой гимнастике.
Содержание индивидуального психолого-педагогического сопровождения, в соответствии с ИОП
Особые образовательные потребности ребенка по отношению к группе, в которой он находится
Коррекционные разделы АОП, трансформируемые под ООП ребенка
Методические приемы и используемые технологии
Нарушение всех компонентов речи
ОО «Речевое развитие»
ОО «Познавательное развитие»,
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
1.Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).
2. Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова)
3. Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса.
4. Формирование грамматического строя речи.
5. Развитие связной речи.
Технологии логопедического обследования Соната-ДО
Игровые технологии Игровые технологии в коррекционной работе с детьми с ОНР.
Технологии развития фонематического слуха.
Технологии коррекции звукопроизношения ( методики Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.)
Технологии формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи.
Технологии развития лексико-грамматической стороны речи. Технологии развития связной речи.
Технология по подготовке детей к обучению грамоте. ( Нищева Н.В., Кузнецова Е.В., Ткаченко Т.А.)
Информационно-коммуникативные технологии (мультимедийные презентации, программа Power Point )
Технология «Метод проектов в логопедии».
Все образовательные области
Учет состояния работоспособности ребенка во время выполнения групповых и индивидуальных заданий
Охранительный режим, введение дополнительной физкультурной минутки
Нарушения мелкой моторики
ОО «Физическое развитие»
ОО «Речевое развитие»
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
— Формирование дифференцированных движений пальцев рук и кисти, координации движений обеих рук
— Развитие тонких и точных движений пальцев рук
— Включение заданий по развитию мелкой моторики в индивидуальные занятия с логопедом
— Упражнения по развитию ручной моторной ловкости в процессе рисования различными материалами
Нарушения речевой памяти
ОО «Речевое развитие»
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
Формирование взаимосвязи между процессами запоминания и воспроизведения речевого материала на основе движений и приемов мнемотехники, расширение объема памяти на слова и фразы
Разучивание стихотворений с использованием движений обеих рук с воспитателем, игры по типу « Меморин » с психологом
Включение заданий с использованием мнемотехники в индивидуальные занятия с логопедом
Нарушение пространственного восприятия
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
Ориентировка в пространстве на листе бумаги
Рисование в различных жанрах (пейзаж, портрет, натюрморт) с учетом размещения предметов в пространстве и отображении их на листе бумаги
ОО «Познавательное развитие»
ОО «Физическое развитие»
Формирование установки на сосредоточение и переключение, распределение внимания
Упражнения на развитие произвольного внимания
— Форма обучения очная, групповая.
— Работа в общем режиме.
— Индивидуальный подход во время образовательного процесса.
— Использование двигательных, зрительных и речевых физкультминуток во время занятий.
— Совместные игры на развитие эмоционально-волевой сферы.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно- следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Предполагает овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.
Условия реализации индивидуального образовательного маршрута
Общие и специальные условия организации коррекционно-педагогического процесса для детей с ОНР в условиях детского сада; в соответствии с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья.
Режим пребывания ребенка в ОУ
Служба ранней помощи, 5 раз в неделю
Рекомендации специалистов медицинского профиля
Запрещены кувырки через голову и упражнения на пресс с подъемом рук за голову
Недопустима работа в помещении с низкой освещенностью
Взаимодействие специалистов ОУ
— Создание личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения на интегративной основе.
— Вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов создать единое коррекционно-образовательное пространство и определенную предметно-развивающую среду.
Создание « безбарьерной » среды
Построение комфортной среды
Ресурсы для решения
— Групповое помещение и учебная зона должны быть достаточно освещены (допускается сочетание естественного и искусственного света), используется дополнительное освещение над доской, на столах.
Создание коррекционно-развивающей среды.
— Помещения создающие условия для игровой деятельности (игровые уголки).
— Помещение или учебная зона, создающие условия для коррекции речи (фронтальный кабинет, методические пособия ( з еркало с лампой дополнительного освещения, стол и стулья для занятий у зеркала).
Специально структурированная информация
— Н аборы игрушек и комплекты предметных картинок для уточнения произношения в звукоподражаниях, уточнения произношения гласных и наиболее легких согласных звуков
— Наборы игрушек для проведения артикуляционной и мимической гимнастики
— Планы, схемы для составления рассказов
— Алгоритмы-иллюстрации по предметному восприятию
— Таблицы по лексическим темам
Специальные условия организации педагогического процесса
Построение образовательного процесса
— Занятие строить так, чтобы работа анализаторов чередовалась.
— Соблюдение режима познавательных, зрительных и двигательных нагрузок
— Выполнение мероприятий для снятия общего утомления ( физминутка и динамические паузы для проведения гимнастики для глаз, пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика…)
Специальная организацияция рабочего поля и рабочего места ребенка
— Рабочая поверхность горизонтальная
— Размер мебели в соответствии с ростом
Специальная организация рабочей позы ребенка
— Рабочая поза свободная, удобная, без постоянных наклонов туловища
— Постоянный контроль за осанкой
Индивидуальные ритм и темп деятельности
В соответствии с речевыми, эмоционально-волевыми и познавательными возможностями
Формы работы с ребенком
Формы работы с родителями
комплексного психолого-педагогического сопровождения