в каком году разбился самолет с хоккеистами василия сталина
Часть сведений о самой загадочной авиакатастрофе первых послевоенных лет до сих пор закрыта от общественности, а эксперты по-прежнему спорят о причинах, из-за которых погибло 13 хоккеистов.
Коллаж LIFE. Фото © Shutterstock, © agesmystery.ru
Сразу после войны руководитель СССР Иосиф Сталин задумался не только о том, чтобы восстановить промышленность, но и о возрождении спортивных соревнований. С профессиональным спортом в послевоенном Союзе было непросто — большинство мужчин призывного возраста, которые играли в хоккей в мирное время, только-только вернулись с фронта, их здоровье и физическая форма были далеки от идеала. Однако поставленную вождём народов задачу выполнили с блеском.
Особым приказом Сталина уже к началу лета 1946 года началось формирование спортивного объединения ВВС Московского военного округа (ВВС МВО). Для уникального формирования набирали всех физически крепких спортсменов со всей страны. Помимо футбола, баскетбола и волейбола в ВВС МВО была записана и хоккейная команда, поскольку хоккей с шайбой был вторым по популярности видом спорта в СССР задолго до войны. 21 декабря 1946 года «московские лётчики» были оформлены официально.
Созданием ВВС МВО ознаменовалась эра ускоренного перехода к мирной жизни — в стране, разрушенной войной, активно проводились чемпионаты и всесоюзные соревнования, позволявшие людям ненадолго отвлечься от бытовых проблем. Покровителем «сталинских соколов» стал Василий Сталин — сын вождя и большой фанат спорта. Под его присмотром команда получала не только тренировочные базы (и это в разрушенной войной стране), но и возможность свободно перемещаться по Союзу.
70 лет назад разбилась команда ВВС. Погибли звезды советского хоккея, а о трагедии умалчивали почти 20 лет
Погибли 19 человек.
В январе 1969-го в еженедельнике «Футбол-Хоккей» вышла маленькая заметка – читатель спрашивал о мемориале памяти команды ВВС, а автор рассказал о том, что в январе 1950-го в авиакатастрофе погибла большая часть лучшей команды советского хоккея того времени. Это был первый в советской прессе рассказ о трагедии, о которой до этого молчали двадцать лет – возможно, молчали бы и дальше, если бы в СССР не появилось первое СМИ, которое подробно писало о хоккее.
7 января на посадке в сложных метеоусловиях разбился самолет Ли-2, в аварии погибли 6 членов экипажа, 11 игроков, врач и массажист команды. Разные факторы привели к тому, что о той катастрофе мы знаем довольно мало. Многие из свидетелей катастрофы умерли еще до наступления гласности, и их просто не успели спросить. То, что аварию в свердловском аэропорту Кольцово замалчивали два десятилетия, тоже сыграло роль. Так вокруг одной из главных трагедий в истории советского хоккея наросли мифы.
Команда ВВС Василия Сталина, 1948
Первый из них: что о катастрофе самолета предупреждал Вольф Мессинг – из-за него на матч не полетел хозяин ВВС Василий Сталин (и никто не задается вопросом, а с чего бы сын вождя, командующий ВВС МВО и довольно занятой человек вдруг сорвался на абсолютно рядовой матч). Он же якобы предупредил Всеволода Боброва о том, что надо ехать на поезде.
То, как Бобров избежал трагедии – вообще один из самых популярных мифов советского хоккея. В девяностые рассказывали, что Боброва спас загул с московской богемой – но потом оказалось, что с Бобровым в ту ночь выпивала почти половина московских писателей, поэтому версия развалилась.
За основную приняли версию Виктора Шувалова – единственного из той команды, кто дожил до 2010-х. Вот что он рассказывал в 2012-м Юрию Голышаку и Александру Кружкову: «Сказки. История такая. Как раз тогда из ЦДКА в ВВС переходил Бобров. Кольчугин (администратор команды) должен был на следующий день заявлять его в спорткомитете. Кольчугин оформил заявку Боброва – и купил ему билет на поезд. Не было никакого непрозвонившего будильника».
Почему-то большинство не доверяет версии самого Боброва, которую он описал в наброске мемуаров, найденном в конце 80-х – и там описывалась версия про будильник, который перестал работать, после чего администратор ВВС Кольчугин уже и купил билет на поезд. А ведь ту версию подтверждает, например, брат хоккеиста Борис Бобров: «Будильник старый, проверенный и надежный, никогда раньше не отказывал. Всеволод его завел и передал мне, а я, хорошо помню, когда ставил его на прикроватную тумбу, еще раз на него взглянул и приложил к уху – на всякий случай, по привычке. Почему он остановился ночью и не зазвонил – одному Богу известно!». Какой был смысл ему врать?
Пожалуй, здесь прав коллега Балабанов, который писал в своих «Мифах советского хоккея»: «Все же для фигуры масштаба Боброва история про вышедший из строя будильник – это как-то мелковато. Нет ни драматического конфликта, ни роковой женщины, ни экшна, как в рассказе про забег вдогонку улетавшему самолету. Но из истории известно, что иногда на ее ход могут оказывать влияние даже самые обычные мелочи».
Виктору Шувалову, по его рассказу, спасло жизнь то, что он только недавно перешел в ВВС из Челябинска, а играть надо было в Челябинске (а Свердловск, где и произошла трагедия, считался на тот момент самым надежным аэропортом в регионе). «Василий Иосифович не позволил лететь. До этого мы крупно победили ленинградское «Динамо». Сталин заглянул в раздевалку: «Красавцы! Поздравляю!» Тренер Борис Бочарников говорит: «Следующий матч в Челябинске. Передают, холод собачий, под тридцать. Надо бы пораньше полететь, акклиматизироваться». – «Заказывайте самолет». Тут взгляд на меня упал: «Шувалова не берите. Мало ли что». Я же в ВВС только-только из Челябинска перешел, меня там изменником считали».
Виктор Шувалов (в центре) беседует с юными хоккеистами на тренировке, 1977
Как случилась катастрофа
Итак, если брать обстоятельства самой авиакатастрофы, то все произошло так: на Сочельник 1950-го в Свердловске стояли морозы, аномальные даже для тех лет: температура ночью опускалась до −39 градусов. Похожая погода стояла на всем Среднем Урале, причем ее осложняли плохие метеоусловия – все самолеты отправляли на посадку в аэропорт Кольцово, который на тот момент был перегружен.
Диспетчеры Кольцово из-за такой очереди пропускали на посадку в первую очередь забитые пассажирские самолеты, а маленький военный Ли-2 вынужден был болтаться в так называемой «зоне ожидания» и ждать посадки. Терпеть это было сложно, пассажиры сгрудились в хвосте самолета, и пилотировать его было еще труднее.
Самолет Ли-2, идентичный разбившемуся
По официальной версии, роковым в судьбе самолета стало то, что экипаж настроился на частоту военного аэродрома Арамиль, который находится всего лишь в 6 километрах от Кольцово, поэтому когда самолет пошел на посадку, пилоты не увидели посадочную полосу и ушли на второй круг. КВС Иван Зотов выполнял посадку по тем данным, которые получал от Арамиля, и это оказалось роковым для самолета – он разбился при неудачном заходе на посадку с работавшими моторами.
При этом у ВВС был шанс избежать катастрофы: в ходе полета из Москвы самолет совершал пересадку в Казани (обычная практика для авиации тех лет), и ожидание затянулось – Урал не принимал самолеты из-за морозов. Тогда играющий тренер ВВС Борис Бочарников после долгих уговоров выпросил разрешение на продолжение полета у Василия Сталина – хотя до Челябинска можно было добраться уже на поезде. Однако Бочарников явно хотел иметь время на «акклиматизацию», о которой говорил сыну вождя еще после своего последнего матча.
Погибли лучший вратарь страны и супертройка нападающих
В авикатастрофе погиб, возможно, лучший вратарь страны на тот момент Харийс Меллупс. Все советские хоккеисты на тот момент занимались каким-то другим видом спорта («канадскому» хоккею было на момент катастрофы ВВС всего три года). Меллупс начинал карьеру как футболист, но еще был отличным боксером – выиграл первое послевоенное первенство Латвии. Именно он играл в сборной Москвы (а фактически сборной СССР) в матчах 1948 года против пражского ЛТЦ.
Вот что писал о Меллупсе в своей книге Анатолий Тарасов: «Его смелости, стойкости в любой ситуации не грех поучиться и нынешним стражам ворот, как и умению вселять спокойствие, уверенность в партнеров. Вратарская техника была доведена у Меллупса до автоматизма. Правда, со стороны следя за тренировками рижан, мы отмечали, что Харий не слишком быстр. Но это – со стороны. В игре же четкость, экономичность в исполнении технических приемов позволяли Меллупсу выигрывать у куда более быстрых нападающих.
О его умении работать даже в официальных встречах следует сказать особо. Пропустив шайбу, он не хватался за голову, не набрасывался с претензиями на защитников, как это делают сейчас иные вратари. Он просто тут же на льду, не стесняясь тысяч зрителей, повторял неудавшийся прием, выясняя для себя, в чем же он ошибся».
В ВВС играла и одна из лучших троек раннего советского хоккея: Зденек Зикмунд – Иван Новиков – Юрий Тарасов, которая тоже в 1948-м играла против ЛТЦ. Зикмунд (чех по происхождению, но выросший в России) и Новиков отлично играли в теннис: Зденек в 1948-м был вторым теннисистом страны, выиграл шесть чемпионатов СССР в паре (а его партнером был Николай Озеров). А Новиков играл с Зикмундом в профсоюзных соревнованиях.
Снова слово Тарасову: «В хоккее Зденек был душой тройки, организатором атак. Рядом с ним на льду действовали Иван Новиков, быстрый, с броском, которому тогда могли позавидовать многие, и бесстрашный, всегда с увлечением сражавшийся до последней секунды игры младший брат мой – Юрий. Но, увы, недолгой была их жизнь».
Младшего брата Тарасова современники считали отличным игроком. «Юрий выглядел мощнее Анатолия, играл прямолинейнее. Быстрый, техничный, он, как и брат, был азартным, считался к тому же резким», – писал Владимир Пахомов, который и был первым журналистом, написавшим о трагедии ВВС.
Юрий Тарасов с братом Анатолием
Он же приводит цитату Анатолия Кострюкова, который тогда играл в «Крыльях Советов»: «Когда Тарасовы, играя в разных командах, становились соперниками и сходились в поединках, это было захватывающее зрелище. Они буквально сражались друг против друга, не щадя сил». Однажды Юрий опоздал на собрание команды, которую тренировал его брат – и Анатолий устроил выволочку младшему.
Смерть Юрия Жибуртовича пытались скрыть: в то время дикторы называли игроков только по фамилиям, поэтому в ВВС был экстренно вызван его брат, Павел, который служил в войсках ПВО и до этого играл в хоккей лишь один раз. Первый матч младший брат сыграл тогда, когда старший еще не был похоронен – но при этом его карьера продлилась 14 лет, и он вошел в состав первой сборной СССР.
Юрий тоже мог не полететь. Биограф Всеволода Боброва описывает это так: «Жил Жибуртович в одном из домов за стадионом «Динамо», неподалеку от Центрального аэродрома, располагавшегося на Ленинградском шоссе, откуда должен был взлететь самолет с командой ВВС. И тем не менее Юрий явно опаздывал к вылету – такое, впрочем, с ним случалось весьма часто, это знали все, его даже звали «копушником». Чтобы поспеть на самолет, Жибуртович изо всех сил припустил бегом через Петровский парк и на сей раз хотя и взмыленный, но прибыл вовремя».
До 1979-го и гибели «Пахтакора» эта катастрофа оставалась самой страшной, связанной со спортсменами. К сожалению, если гибель узбекской команды замолчать было уже невозможно и их проводили достойно, то игроков, которых знал весь Советский Союз, даже не смогли почтить сразу после их гибели. Как в том же интервью сказал Виктор Шувалов: «Странное было время. К примеру, наших инвалидов приглашают на соревнования, а из Советского Союза ответ: «У нас нет инвалидов». Ну не бред?».
Увы, для потомков погибшие тоже долго оставались малоизвестными – сборная СССР к моменту катастрофы еще не существовала, а внешние успехи все-таки значили для истории намного больше внутренних. Меллупс, Жибуртович, Зикмунд, Тарасов-младший и многие другие как будто испарились на долгое время, и их имена вернулись только в 70-80-х – и лишь для того, чтобы их снова забыли еще через десяток лет.
А ведь Мессинг предупреждал…
65 лет назад в авиакатастрофе погибла хоккейная команда ВВС
Одной из сильнейших в первенстве Советского Союза по хоккею конца сороковых годов была команда Военно-воздушных сил (ВВС), которую после Великой Отечественной войны создал Василий Сталин. Всемогущий генерал собрал под свои знамена, точнее — рекрутировал из других клубов, лучших игроков, включая великолепного Всеволода Боброва. В сезоне 1949−50 годов «летчики» отчаянно сражались за золотые медали с конкурентами — столичными армейцами, динамовцами, хоккеистами «Крыльев Советов». В начале января они занимали в турнирной таблице чемпионата СССР 2-е место…
На очередную календарную игру в Свердловск команда ВВС отправилась после того, как сокрушила ленинградское «Динамо» со счетом 14:2. Но долететь до столицы Урала «летчикам» было не суждено: 7 января 1950 года при заходе на посадку в крайне неблагоприятных метеоусловиях — сильная метель с резкими порывами ветра — самолет Ли-2 с хоккеистами на борту потерпел катастрофу. В траурном списке оказался экипаж: командир корабля И. Зотов, второй летчик В. Тараненко, штурман А. Пономарев, бортмеханик М. Фомичев, радист М. Демченко, механик Д. Лукьянов и хоккеисты: вратари Харрий Меллупс и Николай Исаев, защитники Роберт Шульманис, Борис Бочарников (играющий тренер) и Евгений Воронин, нападающие Иван Новиков, Зденек Зикмунд, Юрий Тарасов, Юрий Жибуртович, Александр Моисеев и Василий Володин, врач Михаил Альперин и массажист Алексей Галкин.
Разумеется, о несчастье промолчали все советские газеты, ибо тогда не принято было сообщать народу о катастрофах. Тем более, что массовая гибель людей была связана с авиацией, которую в СССР считали не просто хорошей и надежной, а лучшей в мире. К тому же никто не осмелился портить настроение Иосифу Сталину, две недели назад отметившему 70-летний юбилей…
Однако гибель такого количества известных и уважаемых людей утаить было невозможно. Чтобы «пригасить слухи», в спортивных отчетах стали часто называть фамилии нескольких игроков, по разным причинам избежавших злополучного рейса. Но об этом чуть позже…
Журналисты придумали еще один «финт»: как и раньше, в отчетах упоминался Жибуртович, но без указания имени. На самом же деле это был брат погибшего — Павел. Снова появился в команде Моисеев, но им оказался однофамилец разбившегося Александра, приглашенный из другого клуба…
Судьба сохранила жизнь Александра Виноградова, который был дисквалифицирован за драку в предыдущей игре и не имел права выходить на лед в Свердловске. Василий Сталин приказал не ставить на матч и Виктора Шувалова, недавно перешедшего в ВВС из Челябинска. Причина выглядела логичной — Василий Иосифович считал, что болельщики «Дзержинца», с которым ВВС должен был проводить следующий матч, вряд ли спокойно отнесутся к появлению земляка в составе «летчиков».
Тайна, которая не будет раскрыта
На лед в Челябинске вышла совсем другая команда. Но зрители уже знали о трагедии. На матче царила гнетущая атмосфера. Среди уцелевших «летчиков» оказался лидер нападения ВВС и любимец Сталина-младшего — Бобров. Почему он не полетел злополучным рейсом — тайна, которая уже никогда не будет раскрыта. Ходили разные слухи и, согласно самому распространенному, Всеволод Михайлович накануне отъезда вечером банально загулял, а наутро столь же банально проспал.
Сам же Бобров в своих воспоминаниях во всем винил будильник, не зазвонивший в нужное время. Той же «версии» придерживался и брат хоккеиста — Борис Михайлович, который недоумевал — почему всегда исправные часы вдруг забарахлили? Может, их остановила рука судьбы, «решившая» спасти от гибели знаменитого форварда?
Вернемся к 91-летнему Шувалову. Виктор Григорьевич — единственный здравствующий из того состава «летчиков». В своих беседах с журналистами он часто вспоминал трагедию команды ВВС и не раз опровергал версию с «промолчавшим» будильником: «Журналисты писали, будто Бобров загулял, найти его не смогли… Надо было бы — разыскали бы. Жил он на „Соколе“, в генеральской „высотке“. И все его злачные места были известны. Севка уже до Куйбышева доехал, когда по поезду объявили: „Капитан Бобров, зайдите в военную комендатуру!“ Там и услышал о трагедии».
Но Шувалов не сказал главного — почему Бобров не полетел вместе с командой, а отправился в Свердловск на поезде?
Триумф после трагедии
На этот счет есть другая версия — к ней можно относиться, как угодно. Мол, Сталин-младший тоже не полетел в Свердловск на злосчастном самолете по приказу отца. А Иосифа Виссарионовича предупредил сам Вольф Мессинг. Этот эпизод воспроизведен в телесериале о знаменитом телепате и экстрасенсе «Вольф Мессинг: видевший сквозь время».
Он якобы предвидел трагедию и сообщил об этом Сталину. Василий Иосифович подчинился запрету, хотя и не верил в предсказание Мессинга. Но на всякий случай велел поберечься и Боброву…
Команда ВВС в том чемпионате заняла лишь 4-е место. Зато в следующем первенстве Союза «летчики» выступили великолепно. Клуб, усиленный умелыми новичками, к огромной радости своего шефа, завоевал золотые медали. Потом еще дважды команда ВВС повторяла свой триумф.
Падение «сталинских соколов»
Как только умер Сталин-старший, месть завистников и конкурентов тут же обрушилась на сына. Опальный генерал был не только снят со всех постов, но в одночасье, в 1953 году уничтожили и его детище — команду ВВС. А команда с такой эмблемой играла не только в хоккейном чемпионате… Команда «летчиков» выступала — и очень неплохо! — в футбольном первенстве СССР. Среди игроков клуба были такие известные личности, как Анатолий Исаев, Константин Коршунов, Алексей Парамонов, Валентин Бубукин, Константин Крижевский. Высшим достижением футболистов ВВС стало 4-е место во всесоюзном турнире 1950 года.
Была и мужская волейбольная команда ВВС, в которой играли такие корифеи, как Константин Рева, Гиви Ахвледиани, Владимир Гайлит, Сергей Нефедов, входившие в состав сборной СССР. Эти «сталинские соколы» выиграли чемпионат страны 1952 года.
Более удачно сложилась судьба баскетболистов. Тот клуб ВВС по неизвестными причинам не был расформирован в 1953 году, а просуществовал еще шесть лет. За свою недолгую жизнь «летчики» однажды, в 1952-м, становились чемпионами страны, трижды завоевывали серебряные медали первенства и дважды — бронзовые. Но в 1959 году и команду баскетболистов постигла печальная судьба одноклубников…
Ватага Василия Сталина. Как создавался первый советский суперклуб
Первым ярким функционером в истории отечественного хоккея был Василий Сталин – сын вождя всех народов, создатель знаменитой команды ВВС.
Главный исторический факт, который сейчас ассоциируется с командой ВВС – авиакатастрофа 1950 года, в которой погибла большая часть ее состава. До крушения самолета с игроками ярославского «Локомотива» это была крупнейшая подобная трагедия в нашем хоккее.
Такие истории всегда привлекают внимание, в том числе и из-за окружающих их разнообразных мифов и загадок. Тем более если они связаны с легендарными личностями вроде Всеволода Боброва (почему не был в самолете – проспал, загулял или был недооформлен переход?), Вольфа Мессинга (предсказал трагедию или не предсказал?) и сразу двух Сталиных – самого вождя (узнал о гибели команды или не узнал?) и его сына (виноват в аварии или не виноват?). Все это придает делу таинственности и уводит от спорта куда-то в дебри конспирологии.
В итоге же о других событиях, составлявших историю «летчиков», говорится гораздо меньше. А ведь в трех следующих сезонах после катастрофы обновленная команда неизменно становилась чемпионом СССР! Три победы подряд – самая настоящая династия. На тот момент это был второй подобный случай в истории чемпионатов страны – после ЦДКА. А третий и последний (не считая армейской гегемонии) будет зафиксирован уже после распада Союза – в исполнении московского «Динамо».
Своим эпохальным достижением команда ВВС была обязана прежде всего уникальному тандему, состоявшему из Боброва (лидер команды и играющий тренер) и Василия Сталина, который фактически выступал в роли владельца и генерального менеджера.
Но если Бобров был признан живой легендой еще по ходу своей блистательной карьеры, то спортивная деятельность Сталина-младшего всегда воспринималась неоднозначно. Как, впрочем, и его личность в целом. Уж очень неординарной он был фигурой, в силу самого своего происхождения. Впервые за долгое время у лидера нашего государства был деятельный сын – и надо сказать, что в плане умения брать от жизни все «красный кронпринц» давал фору всем цесаревичам из дома Романовых.
Авиатор, мотоциклист, офицер, гуляка, бабник – чем не гусар середины ХХ века? Он как будто служил живым воплощением знаменитой отцовской фразы про «жить стало лучше, жить стало веселее». В роли спортивного функционера такой человек был просто обречен на оригинальность. Неслучайно позже для его характеристики очень часто использовалось совершенно несоветское слово «меценат».
Среди высокопоставленных болельщиков сын Сталина и в самом деле выделялся. Спортом он интересовался искренне, не отдавая дань новой моде, в отличие от членов брежневского Политбюро, которые вдруг разом увлеклись хоккеем вслед за генсеком. Василий еще в школьные годы с гордостью докладывал отцу о своих достижениях на футбольном поле, которых обычно бывало больше, чем в учебном классе. Да и позже, влюбляясь в небо, самолеты и девушек, о спортивных привязанностях не забывал. После войны два больших увлечения причудливо соединились, и когда сын Сталина занял пост командующего авиацией МВО, спортивный клуб ВВС обрел могущественного покровителя.
Факты свидетельствуют, что особенной близости с отцом у Василия не было. Но реализации его спортивных амбиций это не мешало. Да что там, один неизменный телефонный пароль «с вами будет говорить товарищ Сталин» (и поди разбери, который именно) помогал решать почти все вопросы. Да и сами авиационные ресурсы были немалыми – на «сталинских соколах» тогда не экономили.
Тратить их было куда. Почти одновременно в ведении молодого генерала оказались футбольная, хоккейная, баскетбольная, мотогоночная и даже конноспортивная (гусар же!) команды. Были и велосипедисты, и легкоатлеты. Первая в истории СССР победительница Олимпиады – метательница диска Нина Пономарева – и та представляла ВВС.
«В моих командах должны быть лучшие», – кратко формулировал свое менеджерское кредо Сталин-младший.
Естественно, эти лучшие брались не откуда-то, а из других команд. Но именно с селекции и берет начало предельно упрощенное восприятие деятельности «авиационного мецената». Это проявилось буквально сразу, в те самые годы. Оптовые закупки ВВС привели к тому, что болельщики стали переиначивать название команды – «Взяли Всех Спортсменов», «Взяли Весь Спартак», «Ватага Васи Сталина» и даже «Вася Взял Севу (Боброва)». Сейчас, наверное, звучало бы как «Вася Всех Скупил».
Разумеется, генерал активно пользовался своими возможностями для привлечения сильных спортсменов, которые надевали погоны с голубым кантом и получали повышенное довольствие. Но здесь он играл на конкурентном поле – аналогичные «силовые» ресурсы комплектования были и у ЦДКА с «Динамо». К примеру, большинство футбольных звезд этих двух тогдашних топ-клубов (неизменно выигрывали чемпионаты СССР с 1945 по 1951 год) в авиацию переманить не удалось. Да и из попавшего в пословицу «Спартака» игроки переходить, бывало, отказывались – как видный тогда бомбардир Никита Симонян. Вот и не поднялись «авиаторы» в футболе выше четвертого места.
В хоккее дела шли куда лучше – и с составом, и с результатами. Достаточно сказать, что за «летчиков» успели поиграть семь будущих чемпионов мира-1954.
Но при этом ВВС все равно не выигрывал свои чемпионаты в стиле тихоновского ЦСКА 80-х годов. В 1952 году для определения чемпиона потребовался дополнительный матч («летчики» обыграли ЦДКА – 3:2), а год спустя отрыв «сталинцев» от главных конкурентов был минимален (от ЦДКА – 1 очко, от «Динамо» – 2).
«Такой команды больше никогда ни у кого не существовало. И вряд ли будет. Люди все были совершенно разные. Объединяло их одно – то, чего так не хватает многим сейчас. Это порядочность. Не припомню случая, чтобы кто-то поступил нечестно по отношению друг к другу.
В спорте, и в частности в хоккее, я прошел большой путь. Со многими людьми пересекался, и в любой команде как из старшего, так и из младшего поколения хотя бы кто-то в чисто моральном плане выпадал из коллектива, совершал те или иные некрасивые поступки. В ВВС такого не было! Почему? Потому что команда подбиралась не столько по мастерству, сколько по человеческим качествам». (Николай Пучков, «Советский спорт», 2003 год).
Кроме того, в отличие от позднейших времен, создание авиационного суперклуба не обосновывалось высшей государственной необходимостью. Для соблюдения «интересов сборной» еще не пришло время – с выходом советского хоккея на международную арену не спешили. Но и о «базовом клубе» не рассуждали даже на перспективу. Победа в чемпионате СССР была самоценной величиной – удивительное время для нашего хоккея.
На первом месте для Василия Сталина всегда стоял личный интерес, иногда маниакальный. Он знал своих игроков поименно, с некоторыми и вовсе поддерживал приятельские отношения (особенно с Бобровым, перед которым по-своему преклонялся – позже об этом даже снимут довольно неплохой фильм) и всегда был готов помочь.
Потому и суть «сталинской селекции» была прежде всего не в предложениях, от которых невозможно отказаться (отказывались, кто очень этого хотел), а в создании условий для игроков. Для советского спорта это не было такой уж новинкой, но благодаря ВВС главное его противоречие – любительство на бумаге и профессионализм на деле – стало особенно заметным. «Нельзя ставить рекорды и выигрывать матчи после 6–8 часов работы на заводе», – убеждал сын вождя. Его методы мотивации позже будут осуждены, но в итоге все молчаливо согласятся с тем, что для больших побед советские спортсмены должны быть профессионалами, получая неплохую зарплату и прочие блага.
Разумеется, у ситуации, при которой сын вождя уделял спорту повышенное внимание, имелась – при его взрывном характере – и другая сторона. Отправить провинившегося чем-нибудь игрока на гауптвахту или отослать в дальний гарнизон? Было такое (правда, гнев обычно быстро сменялся на милость). Уволить тренера за то, что он позволил себе слегка похвалить соперника? Обязательно. Давать команде установку на игру? Почему бы и нет, что тут мудреного-то – обвел и забил. Устроить разнос после поражения? А не надо проигрывать, ВВС должен выигрывать!
«Каким человеком был Василий Сталин? Судить не берусь. Я тогда был, в сущности, мальчишкой и ни во что особенно не вникал. Безусловно лишь одно. Он был крайне нетерпим к возражениям. Даже Всеволод Бобров, которого Василий Сталин буквально боготворил, не осмеливался ему возражать. Да это было и бессмысленно.
Сейчас, задним числом, думаю, что у Василия Сталина не было того, что принято называть чувством меры. Вероятно, бесконтрольность, к которой он привыкал годами, развратила его. Мог подарить, сняв с руки, золотые часы, а мог и неожиданно несправедливо и даже грубо обрушить упреки…» (Виктор Тихонов, «Кумиры. Тайны гибели»).
И все-таки у большинства бывших «летчиков» даже спустя годы остались в основном положительные воспоминания о своем прежнем «ведущем эскадрильи».
«В художественных фильмах его показывают дураком, деспотом, самодуром. Не буду говорить про его взаимоотношения с кадровыми военными. Но своих спортсменов он искренне любил, хорошо знал о нуждах каждого, старался обеспечить всем необходимым — по мере возможности. А возможности и вправду имел немалые». (Виктор Шувалов, «Труд», 2013 год).
«Спортивным руководителем он был прекрасным. Вел себя с нами просто как старший товарищ. Никогда не делал грубых замечаний. Пытался давать советы, но не навязывал своего мнения, понимая, что нам, хоккеистам, виднее, как играть.
Бобров обычно спрашивал его мнение, и Сталин высказывал его. И когда чувствовал, что говорит не то, спрашивал: «Что, Всеволод, неправильно я говорю?». Тот так пожимал плечами и слышал в ответ: «Ну ладно, тогда ты дальше продолжай, я помолчу». Василия Иосифовича никто не боялся, и в то же время его все безмерно уважали» (Николай Пучков, «Советский спорт», 2003 год).
«Стремясь к популяризации своего имени, Сталин В.И. добился создания при ВВС МВО 8 штатных спортивных команд численностью до 300 человек, на содержание которых ежегодно расходовалось свыше 5 миллионов рублей. Эти спортивные команды комплектовались из числа спортсменов-профессионалов, которые переманивались из других спортивных обществ.
Для спортсменов ВВС МВО создавалось привилегированное положение, им в первую очередь предоставлялись квартиры, присваивались офицерские звания, выдавалось летно-техническое обмундирование и отпускались значительные средства на премирование и удовлетворение других их прихотей, чем ущемлялись интересы личного состава ВВС МВО». (из следственного дела Сталина В.И., «Василий, сын вождя», Сухомлинов А.В.)
Следствие, предсказуемо окончившееся обвинительным приговором, длилось два с половиной года (характерный штрих – бывшие спортсмены-«летчики» охотно скидывались на передачи угодившему в опалу шефу). За это время сборная СССР – с немалым количеством бывших игроков ВВС в составе – успела победно дебютировать на международной арене. В советском хоккее начиналась новая эпоха, где уже не было места ни «авиационному меценату» (который в итоге отсидел свою восьмерочку, а потом быстро умер), ни его главному детищу.
«Осиротевшие» игроки во главе с Бобровым влились в состав ЦДКА. Поглотивший мощного конкурента армейский клуб, сменив несколько названий, оставался главной силой в чемпионате СССР вплоть до конца 80-х годов. За это время ни одной другой команде не удавалось выиграть золотые медали даже два раза подряд.
Конец же гегемонии армейцев, как и в случае с «летчиками», случился из-за крупных политических перемен в стране. Падение «железного занавеса» привело к массовой потере лучших игроков, устремившихся за границу, и закономерной утрате лидерства в советском хоккее, который и сам уже доживал последние дни.
В этом и заключается главная опасность для создаваемых в России суперклубов – неважно, при каком режиме. В условиях сохранения тесной связи хоккея с государственной машиной, малейшие ее колебания могут заключать в себе угрозу для существования любой династии.