в каком году разбился самолет с ансамблем александрова
Трагический ансамбль Разбился лайнер, вылетевший из Сочи в Сирию: что известно
Утром 25 декабря 2016 года в Черном море потерпел катастрофу самолет Ту-154Б-2 223-го летного отряда Минобороны России. Самолет направлялся в сирийскую провинцию Латакия, на борту находились 93 человека — музыканты ансамбля имени Александрова, девять представителей прессы, шесть сопровождающих и восемь членов экипажа.
С чего все началось?
Около 5 часов 27 минут мск самолет Минобороны Ту-154 пропал с радара после вылета из Сочи. Первым об этом сообщили источники ТАСС в экстренных службах региона около 8 часов утра. Позднее в оборонном ведомстве официально подтвердили эту информацию и уточнили, что на борту, по первоначальным данным, находились 93 человека.
Одновременно стало известно, что большая часть пассажиров — музыканты Академического ансамбля песни и пляски Росcийской армии имени Александрова. Чуть позже уточнили, что на борту находились 9 членов экипажа и 84 пассажира, в том числе представители российской прессы.
О том, что самолет исчез, доложили президенту. Началась поисково-спасательная операция. Поиски велись, по данным РИА Новости, в вероятных местах падения самолета — в горной части Краснодарского края и в акватории Черного моря. К поискам подключились семь морских судов.
Около 9 часов источник подтвердил печальные прогнозы.
«По предварительным данным, самолет упал в Черное море», — сообщили в силовых структурах.
Фото: Нина Зотина / РИА Новости
«В 5,5 километрах от береговой линии найдено маслянистое пятно. В 1,5 километрах от берега — фрагмент лайнера — стойка шасси. В акватории Черного моря обнаружены личные вещи пассажиров», — позднее уточнили в пресс-службе Южного регионального центра МЧС России.
Официальный представитель Минобороны России Игорь Конашенков сообщил, что в Адлер вылетела комиссия во главе с замминистра обороны Павлом Поповым. В то же время в Следственном комитете России сообщили, что будет изъята предполетная документация. Будут допрошены должностные лица, занимавшиеся подготовкой самолета к вылету на авиабазу Хмеймим в Сирии.
«Расследование уголовного дела о крушении самолета будут вести следователи центрального аппарата Следственного комитета России», — сообщила «Ленте.ру» официальный представитель ведомства Светлана Петренко.
Кто пропал?
Минобороны обнародовало список лиц, находившихся на борту Ту-154. Согласно данным ведомства, в самолете находились восемь членов экипажа, директор департамента культуры Минобороны Антон Губанков и его пресс-секретарь Оксана Батрутдинова, восемь военнослужащих (в их числе главный военный дирижер Российской армии Валерий Халилов), директор международной общественной организации «Справедливая помощь» Елизавета Глинка. Также в Сирию летели этим рейсом девять журналистов и музыканты военного ансамбля.
На официальном сайте телеканала «Звезда» сообщается, что в авиакатастрофе погибла их съемочная группа — корреспондент Павел Обухов, оператор Александр Суранов и помощник оператора Валерий Ржевский. Первый канал также назвал имена журналистов, находившихся на борту Ту-154: корреспондент Дмитрий Рунков, оператор Вадим Денисов и звукооператор Александр Сойдов. По информации официального сайта телекомпании НТВ, от них в командировку в Сирию направлялись корреспондент Михаил Лужецкий, оператор Олег Пестов и звукооператор Евгений Толстов.
Что с самолетом?
Катастрофу потерпел самолет Ту-154Б2 бортовой номер RA-85572, произведенный в 1983 году на Куйбышевском авиазаводе (ныне завод «Авиакор»).
По имеющимся учетным данным, самолет выработал относительно небольшую часть летного ресурса (менее 10 тысяч часов), налетывая в среднем около 300 часов в год, что относительно немного для пассажирских лайнеров, которые в гражданской авиации эксплуатируются с интенсивностью 1000 и более часов в год. Назначенный ресурс самолета составлял 37 500 часов, или 16 тысяч посадок, при этом он мог быть продлен до 60 тысяч часов и 22 тысяч посадок.
«Самолет перед вылетом прошел все плановые проверки и был исправен. Никаких претензий к техническому состоянию воздушного судна перед вылетом не было», — сообщил источник «Интерфакс» в экстренных службах.
Эксплуатант самолета — 223-й летный отряд Минобороны, российское государственное авиационное предприятие, обеспечивает авиационные перевозки в интересах государственных структур и выполняет нерегулярные грузовые и пассажирские перевозки — как правило, перевозя личный состав Вооруженных сил. Предприятие было организовано на базе 8-й авиационной дивизии особого назначения (8 адОСНАЗ, 8 адон) ВВС России в Чкаловском в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 15 января 1993 года № 37-рп «Об обеспечении деятельности 223 и 224 летных отрядов Минобороны России» для воздушных перевозок в интересах госструктур. 223-й летный отряд эксплуатирует пассажирские машины, в то время как перевозками на военно-транспортных самолетах занимается 224-й летный отряд.
Ту-154Б-2 в настоящее время уже выведены из коммерческой эксплуатации в связи с несоответствием принятым нормам шумности и высоким расходом топлива, однако военные машины пока остаются в строю.
Самолет вылетел с подмосковного аэродрома Чкаловский и должен был приземлиться на дозаправку в Моздоке, однако по погодным условиям аэродром дозаправки был изменен на Сочи.
Фото: Нина Зотина / РИА Новости
Опасные воздушные ворота Сочи
Адлерский аэропорт печально известен в среде летчиков. В 2006 году трагедия произошла с Airbus A320-211 авиакомпании Armavia, выполнявшем рейс по маршруту Ереван — Сочи. При заходе на посадку в аэропорту Сочи самолет рухнул в Черное море и полностью разрушился. Все находившиеся на его борту 105 пассажиров и 8 членов экипажа погибли.
В октябре 1972 года под Адлером потерпел катастрофу Ил-18В компании «Аэрофлот», в результате чего погибли 109 человек. Истинную причину катастрофы установить оказалось невозможно, так как обломки лайнера затонули на глубине около 1000 метров.
Аэродром в Сочи среди пилотов считается сложным. Взлет и посадка там происходят в сторону и со стороны моря, одним курсом. Для этих маневров особенно важна подготовка экипажа.
Из-за близости моря и гор создать аэропорт в другом месте было невозможно. Одно время на посадку заходили с двух сторон — и с моря, и (если ветер не позволял) с гор, между скал.
«Это был профессиональный цирк, туда только экипажи со спецподготовкой допускали. После того как при заходе с гор произошло несколько инцидентов, посадку с этой стороны запретили», — рассказал «Ленте.ру» заслуженный пилот СССР Олег Смирнов.
У взлета на море есть своя специфика: это непростое дело, особенно ночью (а катастрофа ТУ-154 произошла около 6 утра, когда еще было темно). Дело в том, что в темноте море визуально сливается с небом, а звезды светят не только вверху, но и внизу. За всю историю сочинского аэропорта этот эффект неоднократно подводил пилотов. В такой ситуации нужно пилотировать только по приборам и верить только приборам, считает эксперт.
Судя по информации из открытых источников, самолет исчез с радаров через 20 минут после взлета, с момента отрыва от земли, когда он уже был над поверхностью моря. Сейчас обнаружили нефтяное пятно — это уверенно можно считать местом «ныряния» только что заправленного самолета в воду, считает Смирнов.
«Аэродром считается сложным еще и из-за особых погодных условий. Иногда приходится садиться с попутным морским ветром, а тут нужен строгий расчет, чтобы самолету хватило посадочной полосы. При попутном ветре больше пяти метров в секунду аэропорт даже при отличной видимости закрывается — иначе самолеты просто не успеют затормозить из-за ветра», — рассказал Смирнов «Ленте.ру».
Тем временем источник «Ленты.ру» в правоохранительных структурах сообщил, что спецслужбы отрабатывают версию о теракте на борту лайнера Минобороны. Следователи проверяют людей, которые могли иметь доступ к самолету в аэропорту вылета и в Сочи.
Названа причина крушения Ту-154 с ансамблем Александрова
Вместо допустимых 98 тонн взлетный вес превышал 110 тонн. Пилоты не были об этом осведомлены и принимали решения, исходя из допустимого взлетного веса, пишет «Газета.Ру» со ссылкой на участников расследования катастрофы, произошедшей 25 декабря 2016 года.
При отправке с аэродрома Чкаловский под Москвой взлетный вес лайнера вместе с заправленными в него 24 тоннами топлива составил 99,6 т. Это превышало нормативы, но незначительно. В Адлере лайнер был дозаправлен по максимуму – в его баках оказалось 35,6 т топлива.
Данные о времени и скорости подъема самолета также говорят, что машина с трудом поднялась в воздух.
Кроме того, экипаж предпринял ряд неверных действий (убрал закрылки на недостаточно высокой скорости, совершил ряд необъяснимых маневров), которые привели к падению высоты. В итоге на 74-й секунде полета с креном в 50 градусов и на скорости 540 км/ч самолет коснулся левым крылом воды, что привело к разрушению.
Ранее выдвигалась версия, согласно которой пилот управлял машиной, якобы ориентируясь не на приборы, а на собственные ощущения, и к катастрофе привела потеря ориентиров на земле после взлета. Такое странное поведение могло объясняться спецификой ночного вылета из Адлера.
Напомним, самолет Ту-154 Минобороны, который упал в Черное море 25 декабря 2016 года, направлялся в Сирию. На борту находились участники ансамбля имени Александрова, журналисты и филантроп Елизавета Глинка (Доктор Лиза).
2 года после трагедии: Как же погиб ансамбль имени Александрова?
Два года назад, 25 декабря 2016 года, самолет Министерства обороны, направлявшийся в сирийскую провинцию Латакия с предпраздничной миссией, потерпел крушение в море над Сочи.
Погибли все: артисты ансамбля Александрова, журналисты, Елизавета Глинка (доктор Лиза), члены экипажа – всего 92 человека.
Расследование этой трагедии до сих пор не закончено, назначены новые экспертизы, следствие продлено до марта 2019 года.
Ту-154 Министерства обороны выполнял рейс Москва – Латакия в ночь с 24 на 25 декабря. Вылетали, как обычно, из аэропорта Чкаловский, откуда в Сирию отправляются все военные самолеты. В 2.30 самолет благополучно сел в аэропорту Адлера на дозаправку.
По плану она должна была быть в Моздоке, но из-за погодных условий в ту ночь аэродром был закрыт. Из Сочи вылетели в 5.25 в сторону Черного моря. Но уже через две минуты, в 5.27, самолет пропал с радаров и рухнул в море в шести километрах от берега.
Секретная операция
Это был обычный день – 24 декабря 2016 года. Артисты ансамбля Александрова готовились к командировке и Новому году. Солист хора Сергей Котляр провел этот день с семьей – женой Еленой и детьми, Марией и Арсением.
– Мы поехали с Серёжей, как у нас было запланировано, за подарками детям, на Новый год, купили их, – вспоминает Елена Котляр. – Серёжа зашел домой, видно было, что он очень переживает, волнуется. Подошел к Арсению и говорит: «Сеня, ты остаешься за старшего, ты меня понял?» Сеня посмотрел на Серёжу и говорит: «Да, папа, понял».
А потом они всей семьей поехали в храм Вознесения Господня. Он был для них самым важным и любимым местом. Здесь Елена познакомилась с будущим мужем – он пришел певчим в церковный хор.
– Большинство ребят, из ансамбля, были певчими в православных храмах. Они сочетали и свою основную работу, и пение в храме, была у них такая потребность, – говорит Елена.
Радик Закиров, Дмитрий Белоножка, Андрей Савельев и Сергей Котляр были друзьями – не разлей вода. Перед вылетом в Сирию все они пришли в этот храм на вечернюю службу. Каждый день они начинали и заканчивали молитвой.
У Сергея Котляра была дома икона Сергия Преподобного.
– Это Серёжин святой, к которому он всегда обращался, молился, – поясняет его вдова. – Так же и в последний день – приложился к иконе, попросил благословения на этот путь. На поездку в Сирию.
Мама артиста хора Кирилла Давиденко привыкла, что ее сын постоянно на гастролях, и уже перестала волноваться. Но перед этой поездкой, по ее словам, на душе было неспокойно.
– Я узнала, что будет такая командировка, что она готовится секретно, что они летят всего на один концерт на два часа. Я почему-то мужу сказала: «Давай поедем к Кирюше. А вдруг мы его больше не увидим?» – говорит Елена Давиденко.
Повод для беспокойства был. Кирилл рассказал ей, что перед полетом артисты проходили специальный инструктаж.
– Они должны были одеть всю черную одежду, потому что могли работать снайперы, – рассказывает она. – Мой сын взял красную шапку. Он, видимо, не расслышал или не понял, что это серьезно.
От Кирилла только та красная шапка вязаная и осталась.
Главный хормейстер ансамбля имени Александрова Константин Майоров был назначен старшим, он готовил список тех, кто должен был полететь в эту командировку. Всего на том борту было 64 «александровца» – в основном молодые и очень талантливые.
– Он когда писал этот список на кухне, я его спросила: «А зачем ты всех молодых-то пишешь?» – вспоминает его вдова Анна. – А он: «А старые не выдержат такой поездки». То есть поездка была очень серьезная и очень сложная.
«Разве это справедливо?»
Вместе с ансамблем в Сирию летел начальник и художественный руководитель ансамбля генерал-лейтенант Валерий Халилов. На этот пост он заступил в апреле 2016 года. А до этого 14 лет был главным военным дирижером страны.
Только он был способен мастерски управлять в День Победы на Красной площади огромным оркестром в полторы тысячи музыкантов, говорят о нем коллеги. Под его руководством ансамбль Александрова в первый раз вышел на сцену Большого театра.
26 декабря 2018 года в Российской академии музыки имени Гнесиных появится мемориальная доска с его именем. Родственники погибших восприняли эту новость очень болезненно, говорит Елена Давиденко.
– Понимаете, в Гнесинке, кроме Халилова, который там преподавал, учились еще 10 человек. И погибли они все вместе. Так почему же после смерти идет такое разделение, разве это справедливо? – спрашивает она.
После трагедии всем родственникам погибших александровцев в Минобороны вручили медали «Участника военной операции в Сирии», однако их не признали погибшими на войне, выдав родным на руки акт о несчастном случае на производстве.
– Мы не попали под гарантии закона «О статусе военнослужащих», потому что наши дети были вольнонаемными, и оказалось, что нам ничего не положено, – говорит Давиденко. – Вдовам и детям страховки выплатили сразу, а нам, матерям, приходится судиться с ФСС за пенсии.
Суды нам отказывают, потому что на момент гибели наших детей мы все работали. А чтобы тебе что-то дали нужно было быть безработным, а лучше бомжом. Совести ни у кого нет, говорят при этом, что все по закону.
Мама 29-летнего Жени Булочникова, который знал семь языков и прекрасно пел на пяти языках, – я не сомневаюсь, что он был бы очень большой звездой, – его мама получает пенсию восемь тысяч рублей. И больше ей ничего не положено. Мама другого погибшего звонит мне и говорит, что присматривает себе дом престарелых, потому что осталась одна и надеяться ей теперь не на кого. Но если все по закону, то как так получилось, что гражданских отправили на войну? Разве можно посылать гражданских на войну без контракта.
Эта трагедия рукотворная. Кто-то очень сильно хотел выслужиться, поэтому наших детей послали в Сирию. Но ведь даже в Великую Отечественную весь ансамбль на войну не отправляли, артистов всегда берегли, посылали бригадами. Так зачем же они сделали это сейчас.
Оказалось, что повезли их туда как ширму, как занавеску – некоторые ребята перед вылетом рассказали, что они и петь там не должны были, была приготовлена фонограмма, а они бы только открывали рот.
Могли артисты отказаться от этой секретной поездки?
– В ансамбле была железная дисциплина, никто никого не подводил, надо значит надо, считай, как в армии, – объясняют родители погибших александровцев.
К тому же у артистов ансамбля были очень маленькие зарплаты, и без командировочных им просто было не выжить. По этому поводу александровцы в 2016 году даже писали письмо министру обороны Сергею Шойгу (есть в распоряжении РС).
«Наше положение стало нестерпимым, вот уже три месяца мы живем на 11–13 тысяч рублей, и это продлится до июля, – написали артисты главе Минобороны. – Мы и раньше едва сводили концы с концами, получая вместе с грантом президента РФ 28–30 тысяч рублей, но в последние месяцы мы лишились и этой очень скромной по московским меркам надбавки».
Но это письмо ничего не изменило. После того как практически весь ансамбль погиб в авиакатастрофе, зарплаты для новых артистов резко подняли.
– Никто не хотел идти на такие копейки, так народ набирали на 90 тысяч рублей, многие родственники погибших плакали, когда узнали об этом, вспоминая, как вечно перебивались с хлеба на воду наши дети, – говорит Елена Давиденко.
После трагедии в Сочи сиротами остались 48 детей. Были бы они детьми военнослужащих, то кроме пенсии по потере кормильца им бы полагалась еще одна пенсия, а их родным – санаторно-курортное лечение.
– Мы писали Путину: наш случай показал, что нужен закон о погибших на службе Отечеству, но ответа не получили, – горько вздыхает Давиденко. – Получается, что Родина может тебя отправить куда угодно, хоть в самое пекло, но в случае твоей гибели твои близкие будут просто брошены.
Родственники погибших пытались судиться за компенсации в Великобритании. Их адвокат Игорь Трунов обратился в Высокий суд Лондона – по месту юридической регистрации компании MS Amlin, перестраховавшей пассажиров Ту-154 по договору с российской компанией СОГАЗ.
Однако в Высоком суде Лондона истцам, по данным «Коммерсанта», дали понять, что после отравления Сергея Скрипаля рассчитывать на поддержку английского правосудия им не стоит, документы вернули.
– Была надежда на справедливость в Лондоне, но нам «прилетело» за Скрипалей, – говорит Давиденко. – В то, что нам могут что-то присудить в российском суде, лично я вообще не верю, поэтому и не стала обращаться в суд.
Что не так с версией Минобороны?
31 мая 2017 года Министерство обороны России сообщило об официальных результатах расследования. По их версии, причиной авиакатастрофы стала ошибка командира воздушного судна майора Романа Волкова.
Эксперты создали модель последнего полёта Ту-154, в которую заложены траектория полёта лайнера и полученные с бортового самописца параметры работы всех его систем.
Оказалось, что уже на 50-й секунде Волков отклонил штурвал от себя, замедлив тем самым набор высоты. А потом резко перевел самолет, шедший в разворот с небольшим правым креном, в крутой левый крен, после чего снижение пошло втрое быстрее. На 73-й секунде полета на скорости 540 км/ч Ту-154 задел левым крылом поверхность моря, развалился на части и затонул.
Причиной катастрофы, по мнению специалистов Минобороны, скорее всего, стала дезориентация пилота в пространстве: якобы в темноте, над морем, он не контролировал визуально положение лайнера, поскольку не видел впереди ни ориентиров, ни горизонта. Вестибулярный аппарат «подсказал» пилоту, что машина слишком интенсивно набирает высоту, и летчик начал опускать нос самолета. Также, по всей видимости, у командира было иллюзорное ощущение ухода самолета вправо, которое он решил компенсировать поворотом штурвала влево.
– Переход с суши на море, особенно в сумерках, ночью – это очень сложно для человека. Если ясная хорошая погода, спокойное море, вы не отличите, море это или небо, – говорит заслуженный летчик-испытатель Магомед Толбоев. – Потому что звезды одинаково отражаются. У тебя начинается сбой, мозг не понимает поступающую информацию. Или отказывается обрабатывать информацию, или в соответствии с полученными сигналами дает ложный ответ.
Командир экипажа погибшего Ту-154 майор Роман Волков был летчиком первого класса. Общий налет − более трех тысяч часов. Военные летчики должны быть готовы к полетам в любых условиях. Мог ли он потерять пространственную ориентацию и направить самолет в море?
– Нам пытаются эту мысль внушить. Но какой летчик смотрит в окошко, да еще на взлете? Мы контролируем весь полет по приборам. А нам хотят рассказать, что летчики взлетели и смотрят в окошко. И теряют ориентацию. Вот кто так говорит – у него у самого потеря ориентации, ориентировки и всего остального. И совести еще к тому же, – убежден пилот первого класса Андрей Литвинов.
Не верят в вину Романа Волкова и родственники погибших.
– Год назад мы все были на мемориале, на открытии памятника ребятам, на котором написано: «Погибшим на службе Отечеству». Именно в этот день на могилу Романа Волкова, командира экипажа, был возложен венок от родственников-александровцев, на котором написано: «Мы не верим в вашу вину», – говорит Елена Давиденко.
Венок от родных погибших александровцев на могиле погибшего КВС Романа Волкова
Независимые эксперты сходятся в главном:
Роман Волков мог допустить роковую ошибку в пилотировании лишь в одном случае – если не знал, что самолет перегружен.
Отрыв самолета от взлетно-посадочной полосы Адлера произошел на 37-й секунде после начала разбега, на скорости 320 км/ч. В разговоре с диспетчером командир корабля сообщил, что самолет «тяжелый».
Выяснились и другие подробности: после дозаправки в Адлере взлетный вес Ту-154 составил около 110 тонн вместо штатных 98. Перегруз – 12 тонн. Что это за груз, неизвестно до сих пор.
Во время полета самолет держится в воздухе за счет подъемной силы, образующейся из-за разности давления под и над крылом. Неправильная загрузка может нарушить центровку самолета и привести к потере управляемости. Случайный свидетель катастрофы видел, что лайнер летел с неестественно задранным носом, как мотоцикл, поставленный на заднее колесо. А через мгновенье задел поверхность моря хвостом.
Найденные после авиакатастрофы обломки самолета посторонним не показывали. Однако фотографии некоторых фрагментов попали в интернет и прессу. Они лишний раз доказывают, что хвост самолета был перегружен.
– Согнутые части обшивки, которая находится в районе грузового отсека, согнуты практически по прямой. Это могло быть вызвано за счет каких-то механических воздействий внутри. Например, груза, который тоже отогнул оболочку наружу, – полагает кандидат военных наук конструктор Игорь Табачук.
Независимые эксперты считают версию о неправильном распределении груза самой правдоподобной. Погибший экипаж за два месяца до катастрофы на том же самом самолете и с той же самой полосы благополучно взлетел и совершил посадку.
Но на этот раз все пошло иначе – и это стоило жизни 92 людям. Не исключено, что командир не справился с управлением, потому что не знал, что груз в самолете был распределен неравномерно.
Однако представители Минобороны факт перегруза на борту Ту-154 отрицают. И засекретили записи «черных ящиков», которые могли бы пролить свет на ситуацию с грузом на борту. Следствие вновь продлено до марта 2019 года.
Артисты ансамбля им. Александрова были молоды и очень талантливы
– Нас знакомят с документами по уголовному делу, но ничего не разрешают копировать или фотографировать, а неспециалисту очень сложно понять, что там вообще написано. К тому же с нас со всех взяли подписку о неразглашении, – говорит Елена Давиденко. После гибели сына она похоронила мужа: он не выдержал свалившегося на их семью горя и всего, что было потом.
– Ни я, ни многие другие родственники погибших не поверим в официальную версию катастрофы. Потому что произошло нечто экстраординарное, о чем нам не хотят говорить. Понимаете, у нас ни одного целого тела нет, мы хоронили миллиметры. Частичку черепа, кусочек предстательной железы, легкого.
Да, были какие-то более-менее целые тела, вип-персон, которые сидели рядом с кабиной летчиков. Но это всего несколько человек – кто без рук, кто без головы. А останки 12 человек просто нет, вообще ничего не нашли. А нам говорят, что самолет просто упал.
Но где тогда сиденья, где привязанные тела, они что – как стекла вдребезги разбились? Корейский «Боинг» упал с 10 тысяч метров в воду, и там были целые тела (речь идет о сбитом в 1983 году неподалеку от Сахалина корейском «Боинге». – РС). У нас же просто «мясная лавка» и почти нет обломков.
Кроме того, родственники не понимают, почему нет ни одного видео взлета и падения самолета.
– Все побережье утыкано гостиницами, всюду камеры, так неужели ничего не снято? Или снято, но оперативно изъято и нам это не хотят показывать? Многие родные были после трагедии в Сочи, разговаривали с очевидцами. Они говорили, что «очень сильно бахало». Что «бахало» и почему, скажут ли нам когда-нибудь, при условии что Минобороны заявило, что самолет развалился от удара о воду? – пересказывает опасения близких погибших Елена Давиденко.
Недавно родственников разбившихся в авиакатастрофе, признанных пострадавшими по уголовному делу, приглашали в СК, чтобы сообщить, что назначена очередная экспертиза.
– Для меня как для пилота это страшная загадка: какие они там проводят экспертизы? – говорит Андрей Литвинов. – Это Министерство обороны, они там будут еще проводить знаете сколько экспертиз, только чтобы не рассказать ту правду, которая не понравится руководству.
Вот поэтому правды мы не узнаем. Она на поверхности лежит, белыми нитками сшитая эта правда. Но они ее никогда не озвучат и не скажут об этом. Потому что это армия. Им надо друг друга прикрыть, а если сказать правду, то будут виноватые. И виноватых надо судить, надо, чтобы они ответили за свое разгильдяйство. А Министерство обороны этого делать не будет.
Судите сами: столько времени уже прошло, самолет подняли, обломки есть, черные ящики нашли – так в чем проблема? Озвучьте нам. А когда не озвучивают, когда вот все уже нашли и не озвучивают, значит, что-то там озвучивать они не хотят. Другой причины нет. Очередной «Курск»
Литвинов летал на Ту-154 восемь лет.
– Самолет достаточно надежный, но как мы, летчики, называли его всегда – самолет строгий. Т. е. он не прощает каких-то грубых ошибок, нарушений. Что, наверное, и получилось с этим самолетом.
Это либо перегруз и нарушение центровки, притом серьезной, либо на взлете вместо того, чтобы убрать шасси, убрали закрылки, – считает он.
– Если вместо шасси убрать закрылки, то у груженого самолета уменьшается подъемная сила и площадь крыла. У него еще недостаточно скорости, он еще не разогнался, и происходит срыв потока с крыла, самолет заваливается на какой-то бок, теряет подъемную силу и падает.
Впрочем, есть и другая версия.
– После прилета в Адлер самолет очень долго был на дозаправке, около 3,5 часов, притом что штатный топливозаправщик с нуля залил бы авиатопливо за 20 минут, – рассуждает Антипов. – Известно, что никого из пассажиров из самолета не выпускали. В этот момент загружали некий военный груз, который не подлежит огласке. И тем, кто был на борту, видеть его было нежелательно. Анализ поднятых обломков, которые попали в интернет, показал, что в первом грузовом отсеке внутри было очень большое давление, из-за чего борт в районе грузового отсека был просто разорван. С правой стороны оставшийся металл был откинут вверх.
На левом борту грузового отсека обшивка стала черно-коричневой, что возможно только при воздействии очень высокой температуры.
Родственники погибших александровцев говорят, что подавали множество ходатайств, чтобы следствие рассмотрело и эту версию, но все они были отклонены.