в каком году распался комсомол и пионерия
Как в СССР закончился комсомол (6 фото)
Рожденный революцией
Ноябрьский переворот 1917 года продемонстрировал, что подавляющее большинство населения России совсем не поддерживает большевиков. Начавшиеся бунты и стихийные восстания потребовали укрепить советскую власть на местах. И здесь на помощь новой власти предстояло прийти поголовно неграмотной молодежи, в голову которой можно было вложить абсолютно разные идеи.
29 октября 1918 года состоялся I съезд Российского коммунистического союза молодежи, делегатами которого стали наиболее активные участники Гражданской войны. Очень важными фигурами в деле создания комсомола были Лев Троцкий и Лазарь Шацкин. Первый впоследствии сбежал за границу, кочевал из страны в страну и получил в конце концов по голове ледорубом. Второго расстреляли в 37-м. Оба были вычеркнуты из истории не только комсомола, но и вообще.
Придаток партии
Личное выше общественного
А тут еще выяснилось, что молодых людей волнуют не только общественные идеалы, но и личная жизнь. Молодые семьи почти не имели возможности получить квартиру.
В 1970-х годах возникла идея строительства МЖК (молодежные жилые комплексы), которые должны были стать ударными комсомольскими стройками местного масштаба. Цель была благая – дать молодым своими руками построить себе не только жилье, но и сформировать в этих комплексах особую, молодежную субкультуру, способы досуга и даже принципы самоуправления. Но во все вмешивалась несокрушимая административно-командная система, а квартиры часто доставались обычным «блатным».
Приговор приведен в исполнение
И нечему удивляться, что, как только в августе 1991 года было подавлено ГКЧП и запрещена деятельность КПСС, «осиротевший» комсомол просто не понял, что ему делать дальше. Первый секретарь ЦК ВЛКСМ Владимир Зюкин объявил Чрезвычайный съезд.
Как теперь рассказывают очевидцы, все прекрасно понимали, зачем собрались, поэтому обстановка была полупохоронной. Оставить ВЛКСМ в живых предложили только белорусы. Хотя в соответствии с регламентом на обсуждение этой «идеи» взяли паузу, приговор был уже давно подписан. Любопытно, что делегаты, приведя его в исполнение, душевно спели «Не расстанусь с комсомолом, буду вечно молодым!».
Очень волнительным был вопрос, куда же денется огромное имущество комсомола, который имел свою премию, свои газеты, издательские комплексы, гостиницы, турбазы, дома отдыха и прочее привлекательное наследство.
Было решено передать республиканским союзам молодежи всю находящуюся на их территории собственность и даже доли в хозяйственных предприятиях. Немного сложнее оказалось разделить общий фонд страховых взносов ВЛКСМ, составлявший баснословные по тем временам 390 миллионов.
Пока определялись, как сделать это «по-честному», СССР также распался, а практически съеденная инфляцией сумма куда-то запропастилась. Правда, еще до распада страны то тут, то там возникали некие «центры технического творчества молодежи», по сути, кооперативы, а уже потом в рядах российских олигархов обнаружились люди со славным административно-комсомольским прошлым.
В каком году перестали принимать в пионеры?
Всесоюзная пионерская организация была сформирована 19 мая 1922 г. Именно тогда, на Всероссийской конференции комсомола, было принято решение о создании в СССР массовой детской организации, руководство которой осуществлял ЦК ВЛКСМ. В дальнейшем, 19 мая стало считаться Днем пионерии. Ежегодно проводилось организованное и торжественное празднование этого события. Вначале пионерская организация носила имя «Спартак», а затем, после смерти лидера страны, официальное название было изменено на Всесоюзную пионерскую организацию имени Ленина. С тех пор прошло много лет. В каком году перестали принимать в пионеры, уже мало кто помнит.
Коротко об истории пионерского движения в России
Первоначально примером для пионерского движения служил скаутинг. В 1917 году в стране существовали детские скаутские объединения, охватывающие до 50 тысяч человек. Скаутами проводилась большая общественная работа по оказанию помощи беспризорным детям. Вскоре это движение разделилось на несколько направлений, основные принципы которых существенно различались. Скаутские отряды возглавляли известные деятели, такие как издатель и путешественник, редактор журнала «Вокруг света» В.А. Попов, знаменитый скульптор-самоучка и педагог И.Н. Жуков и другие. С идеей создания юк-скаутов (юные коммунисты — скауты) выступила Вера Бонч-Бруевич, активный партиец и литератор. Но в 1919 году на съезде РКСМ все скаутские отряды были распущены.
Н.К. Крупская в конце 1921 года несколько раз читала доклад «О бойскаутизме», где обращалась с призывом к комсомолу создать детское объединение «скаутское по форме и коммунистическое по содержанию». Позже была выдвинута идея о создании детского коммунистического движения. И.Н. Жуков выдвинул предложение назвать будущую организацию пионерской. Символика была выбрана следующая — красный галстук, белая блуза, девиз «Будь готов!» и ответ «Всегда готов!». Это было аналогично традициям скаутского движения, но было частично изменено. Также целью детского пионерского движения стала борьба за свободу угнетенных народов во всем мире. В дальнейшем, пионеры должны были помогать взрослым в борьбе с антисоветскими элементами, согласно гражданскому долгу каждого передового человека, строителя коммунистического общества.
К началу сороковых годов структура Всесоюзной пионерской организации была полностью сформирована в соответствии с уже оправдавшим себя школьным принципом. Каждый класс был отрядом, а школа являлась пионерской дружиной. В детских коллективах проводилась военно-патриотическая работа, образовывались кружки связистов, санитаров, юных стрелков.
Перед началом Великой Отечественной войны распространилось «тимуровское движение», названное в честь героя детской книги А. Гайдара «Тимур и его команда». Тимуровцы активно собирали металлолом, сушили лекарственные травы, оказывали посильную помощь старикам и больным людям, следили за малышами. Трудно переоценить все, что сделали пионеры в это время не только для отдельных граждан, но и для всей страны.
С началом Великой Отечественной войны многие дети и подростки мгновенно повзрослели. Горе и непосильные испытания тяжким грузом легли на их плечи. Пионеры состояли в партизанских отрядах, внезапные налеты которых на позиции фашистов наносили им существенные потери. Некоторые из них были удостоены звания «Героя Советского союза», высшей награды государства, а именно:
Пионеры служили в Красной Армии, им присваивали неофициальное звание «Сын полка». Они были разведчиками, связистами, подпольщиками. Большинство из них заменили ушедших на фронт отцов и старших братьев, работали за станками и на полях, ухаживали в госпиталях за ранеными, выступали перед ними с концертами. Не всем из них удалось дожить до Дня Великой Победы, дети наряду со взрослыми испытали все тяготы и ужасы военного времени.
В пятидесятые годы в пионерской организации происходили определенные процессы, которые повлекли за собой изменение активной позиции и потерю самостоятельности в принятии решений, ее работа становилась все более формальной. В 1960-е годы ленинградские педагоги во главе с И.П. Ивановым на базе нового всесоюзного лагеря «Орленок», который был открыт на черноморском побережье, пытались развить у детей творческое начало вкупе с былыми идеалами. Но коммунарское движение, дать начало которому пытались эти активисты, не смогло выйти за границы небольшой области и осталось на вооружении отдельных отрядов и пионерских дружин.
До какого года были пионеры в СССР?
С началом перестройки в стране резко активизировалась общественная и политическая жизнь. Во второй половине восьмидесятых годов прошлого века руководители детской организации пытались изменить ее цели и методы работы со школьниками. В связи с тем, что проводилась пропаганда о необходимости исключения пионерии из идеологической работы, появились детские организации различной направленности.
На десятом слете пионеров, который проходил в Артеке, 1 октября 1990 г. делегаты постановили преобразовать Всесоюзную пионерскую организацию в объединение «Союз пионерских организаций — Федерация детских организаций», сокращенное наименование СПО — ФДО. Но ЦК ВЛКСМ не утвердил это решение.
На основании этих исторических данных можно с уверенностью сказать, до какого года были пионеры. Именно в сентябре пионерская организация в СССР прекратила свою работу. Теперь уже можно точно ответить, в каком году перестали принимать в пионеры. А немного позднее, 26 декабря 1991 г. Совет Республик Верховного Совета СССР объявил о принятии декларации, в которой говорилось о прекращении существования СССР.
Не расстанусь с комсомолом, буду вечно молодым! 27 сентября 1991 года был распущен комсомол
27 сентября 1991 года был созван чрезвычайный съезд ВЛКСМ, на котором было принято решение объявить о самороспуске одной из самых массовых организаций Советского Союза.
Верить в светлое будущее натощак были способны разве что облапошенные большевиками комсомольцы 20-годов
Но в 90-е годы в России наступали совсем иные времена.
27 сентября Первый секретарь ЦК ВЛКСМ Владимир Зюкин объявил об открытие Чрезвычайного съезда.
Обстановка была близка к полупохоронной. Оставить ВЛКСМ в живых предложила только белорусская делегация.
Впрочем в Белоруссии в немного видоизменном виде комсомол сохранился на государственном уровне до настоящего времени.
Однако приговор был уже давно подписан, делегаты, приведя его в исполнение, душевно спели «Не расстанусь с комсомолом, буду вечно молодым!».
Главным был вопрос, кому достанется имущество комсомола, который имел свои многотиражные газеты и журналы, издательские комплексы, гостиницы, турбазы, дома отдыха и прочее огромное наследство.
Республиканским союзам молодежи передали всю находящуюся на их территории собственность. Намного сложнее оказалось разделить общий фонд страховых взносов ВЛКСМ, составлявший огромные по тем временам деньги около 390 миллионов рублей.
СССР к тому времени распался, и сумма куда-то быстренько запропастилась.
Правда, еще до распада страны то тут, то там возникали некие «центры технического творчества молодежи», по сути, кооперативы, а уже потом в рядах российских олигархов обнаружились люди со славным административно-комсомольским прошлым.
Именно комсомол стал авангардом капитализма и олигархической системы в России. Глупая совковая молодежь в перестройку из комсомола побежала, а умные товарищи, наоборот, в него пошли.
Потому что в годы перестройки под эгидой комсомола были организованы Центры научно-технического творчества молодежи — одни из первых советских коммерческих структур. Они получили право заниматься коммерческой деятельностью и не платить при этом налогов. Формально эти деньги они должны были вкладывать в производство и всякие научные изыскания, но на деле они служили целям первоначального накопления капитала узкой группы лиц.
Эти центры занимались продажей компьютеров, алкоголя, табака, обналичкой денег. Гораздо больше об этом может рассказать Михаил Ходорковский, его комсомольский НТТМ под названием «Менатеп» стал одной из первых ласточек. Собственно, даже его название и расшифровывалось как «Межотраслевые научно-технические программы»
Если вспомнить историю, то комсомольское движение начало складываться почти сразу после революции.
29 октября — 4 ноября 1918 года прошёл I Всероссийский съезд союзов рабочей и крестьянской молодёжи, на котором было провозглашено создание РКСМ.
На III съезде комсомола в 1920 году выступил В. И. Ленин с речью «Задачи союзов молодёжи», ставшей основным документом идеологической работы с молодёжью в Советском Союзе
Большевики хорошо понимали — чтобы обеспечить себе сохранение власти, необходимо ориентироваться не на поживших на свете и имеющих свое мнение людей, а на молодежь, взяв ее в оборот.
Само название комсомол — это аббревиатура от «коммунистический союз молодежи». Фактически комсомол был молодежным движением коммунистической партии. Первоначально планировалось, что комсомольцами будут становиться лучшие из лучших, это было своеобразной наградойю
Но достаточно быстро принципы добровольности и элитарности были отброшены и де-факто пионерское и комсомольские движения стали добровольно-принудительными.
Если в партию еще можно было не вступать и при этом жить более-менее нормально (хотя для хорошей карьеры вступление в партию требовалось в 99% случаев), то не вступить в пионерию и комсомол было практически невозможно, на такого человека глядели как на умалишенного отщепенца и подвергали насмешкам.
Поначалу комсомольцы рассматривались только как кадровый резерв партии, но достаточно быстро их стали использовать, так сказать, в «подсобном хозяйстве». Молодежь могли «добровольно-принудительно» мобилизовать то в Красную Армию, то в продотряды, то в ЧК, то на мероприятия ликбеза, то на стройки где-нибудь в глуши. Комсомол стал организацией, которой в авральном порядке затыкали бреши в системе. Кроме того, комсомол курировал пионерское движение в стране.
Все без исключения руководители комсомольского движения в промежуток между 1918 годом, когда он организационно оформился, и 1938 годом были репрессированы.
В последующее время руководители комсомола стали важным звеном в советской партийной иерархии. Если пионерское движение всегда воспринималось как третьестепенное и его руководители, как правило, в дальнейшем не делали головокружительной карьеры, то комсомол — ближайший резерв партии — был важен, и в послевоенные годы должность главного секретаря ЦК комсомола становилась важным этапом на номенклатурной лестнице.
Например, сталинский главкомсомолец Михайлов позднее стал министром культуры и некоторое время курировал пропаганду в ЦК КПСС. Сменивший его Шелепин стал главой КГБ, как и сменивший его позднее на посту первого секретаря ЦК ВЛКСМ Семичастный. Пришедший позднее Павлов затем возглавлял комитет по физкультуре и спорту в брежневские времена.
«Там люди тупо зарабатывали деньги» 30 лет назад в СССР исчез комсомол. Как его уничтожили ложь и жажда наживы?
Р овно 30 лет назад не стало ВЛКСМ — комсомола, младшего брата Коммунистической партии СССР. Это решение было принято на чрезвычайном съезде в Москве 27-28 сентября 1991 года. Участникам предстояло решить только один вопрос — «О судьбе ВЛКСМ», и итогом стал самороспуск влиятельной структуры, которую многие считают кузницей кадров не только в советском бюрократическом аппарате, но и в российском бизнесе. Как комсомольцы приняли распад организации, кто использовал комсомол для наживы и как исчезновение ВЛКСМ стало еще одним шагом к развалу Союза? Об этом «Лента.ру» спросила бывших комсомольцев.
Комсомол был распущен, несмотря на протесты у гостиницы «Орленок», где проходил XXII чрезвычайный съезд ВЛКСМ. Выступая с докладом, первый секретарь ЦК Союза молодежи Владимир Зюкин заявил: «Старая система разрушена, и вместе с ней из политического бытия должна уйти и организация, которая была элементом системы. Существование комсомола даже в новых одеждах объективно невозможно».
Впервые в зале заседаний не было ни орденов, ни белого бюста Ленина на сцене, ни традиционного пионерского приветствия.
Недвижимая собственность ВЛКСМ передавалась на баланс предприятия «Содружество-91» для совместного использования трудовыми коллективами предприятий. Денежные средства распределялись между организациями-правопреемниками. Аппарат Центрального комитета упразднялся.
Съезд принял Соглашение о создании Координационного совета, которому поручалось в течение 10 месяцев провести переговорный процесс о сотрудничестве между молодежными организациями независимых государств, чтобы, если получится, создать межреспубликанскую молодежную структуру. Но дальше заявлений дело не пошло.
«Свернули шею КПСС и ВЛКСМ. Правда, полки товарами от этого не наполнились»
Андрей Самсонов, руководитель испытательной лаборатории «Роскосмоса». В комсомоле — с 1978 по 1991 год:
— В партию я не вступал, а из комсомола не выходил. Поэтому до сих пор в нем состою. Принимали меня еще в школе, когда пионерские галстуки менялись на комсомольские значки. Сначала брали лучших по принципу успеваемости. В нашей партии было четыре человека. Все остальные подтянулись уже потом.
В самом конце 1970-х быть в комсомоле еще считалось круто. Присутствовала иллюзия увлеченности. «Дайте трудное дело! Дайте дело такое, чтобы сердце горело и не знало покоя!» Хорошо помню ощущение избранности. Требовалось произнести клятву. Формальный атрибут, конечно, но немножко завораживало. Идеология в ту пору была связана с военной тематикой. Писали сочинения про Олега Кошевого и «Молодую гвардию», трудились в стройотрядах. Сам я участвовал в строительстве Саяно-Шушенской ГЭС. Все это несло в себе привлекательную окраску ВЛКСМ. Считаю, лозунги в те годы были правильные. Направляли на созидание. Комсомольцы тогда котировались. Имелись и преимущества. Без членства в ВЛКСМ практически невозможно было поступить в институт.
В 1980-е все уже больше превратилось в формальность. Особых мероприятий не проводили, но главное — наметился уход от романтических идей. По инерции делали какую-то организованную работу вроде уборки лыжной трассы. Формальное отношение ко всему было связано с застоем. Не стояло больших задач. Когда страна стала рассыпаться, посыпалась и идеология. Марксизм-ленинизм еще изучался в институтах, но чисто формально: убеждений и веры комсомольцам не добавлял. Все переориентировались на получение прибыли.
В 1989-1990 годах мы отрабатывали днем, а вечером ехали на шабашки. Официально это называлось НТТМ — Центры научно-технического творчества молодежи. В кооперативах собирались серьезные бородатые мужики, а послевузовская молодежь — в НТТМ. С нами заключали договоры, был счет, на который переводили деньги. Там можно было неплохо заработать, тем более на основном месте уже начались задержки. Но все это касалось небольшой группы комсомольских активистов. Основная же масса была инертной: «Хоть горшком назови, только в печь не сажай».
Критическим моментом стал 1991 год. Поднялся невообразимый шум. Перестройка дала возможность говорить открыто. Гласность, которую Горбачев считал своим достижением, больно ударила по самому Горбачеву. Народ уже вовсю бедствовал. Кричали: «Наш Ельцин, наш Ельцин!» Ельцина тогда превозносили, видели в нем спасение.
Вместе с тем нужно было найти врага, виновного в обнищании людей и других проблемах. Кто во всем виноват? Партия!
30 лет назад партийное движение всем осточертело. И комсомол, прихвостни, — тоже. Поэтому они пошли под раздачу. Сколько было массовых выходов, когда демонстративно рвали или жгли членские билеты! Когда свернули шею КПСС, это автоматически произошло и с ВЛКСМ.
Правда, полки товарами от этого не наполнились. И через некоторое время народ начал хаять уже Ельцина.
Мало кто обратил внимание на последний съезд ВЛКСМ в Москве. Комсомол ушел тихо. Повторюсь, он был придатком партии и без нее существовать, естественно, не мог.
Руководители комсомола — шустрые энергичные люди с подвешенным языком — остались у руля и после распада СССР. Они быстро сориентировались, перешли на новые рельсы. Началась дележка больших государственных средств. Те, кто первыми оказались у кормушки при переделе собственности, стали новоиспеченными капиталистами-миллионерами.
«В квартире у нее стенка заграничная, холодильник финский»
Татьяна Бойко, бывший инструктор идеологического отдела райкома КПСС Баганского района:
— Что система разваливается, что происходит что-то не то, я поняла, когда пошла в райком партии в 1988 году. До этого я была рядовым коммунистом. Для меня партийные собрания были событием важным, не для галочки, чем-то реальным — вот, мы собираемся, обсуждаем производственные вопросы, а потом бегаем к директору и требуем что-то там улучшить и оптимизировать в рабочем процессе.
А когда я пошла работать в райком партии, меньше чем через год я начала понимать, как все это устроено. Честно скажу, это меня поразило. Так как я работала инструктором в идеологическом отделе, за мной были закреплены несколько партийных организаций — таков был порядок. Организации очень положительные: наш отдел внутренних дел, райпо (это по торговле), а третья партийная организация — один из наших совхозов.
Когда стало нужно, я поехала на свое первое партийное собрание, как представительница райкома. Люди на нем обсуждали вопрос о том, когда закончится очковтирательство, когда в хозяйстве числится на бумаге 100 коров, а реально их 120. Это так называемые «коровы-батрачки» — они и до сих пор есть, — которых нигде не показывают, но их надои потом «сбрасывают» в общее количество и делят на официально числящееся поголовье, и благодаря этому получается, что растут надои.
Народ шумел и обличал. Я записывала себе эти моменты, и когда приехала обратно, пошла на планерку, которая проходила у нас по понедельникам. Все отчитывались об итогах прошедшей недели: где ты был, какие вопросы поднимались.
Я поднимаюсь и с азартом начинаю вещать: вот, в совхозе Кузнецовский на партийном собрании люди поднимали вопрос о «батрачках», то-се… А остальные сидят, смотрят на меня: мол, чего ты мелешь-то?
После планерки один из старших работников сказал: «Да все об этом знают!» Хотя когда я о «батрачках» рассказала, секретарь райкома похвалил меня, сказал: «Ну, Татьяна, молодец, доложила, хорошо». И все. И ничего. Может быть, я и догадывалась, что такое происходит по всей стране, но явных подтверждений, таких, как когда я окунулась в этот процесс с головой, у меня не было. И это для меня было действительно шоком.
Но это не все. Заведующий идеологическим отделом был ненамного меня старше. Он заходил в нашу комнату, и мы часто обсуждали с ним какие-то повседневные темы. Сидим мы, например, разговариваем, он говорит одно: да, у нас и то неправильно, и это неправильно… А потом, когда ему нужно на каком-нибудь заседании выступать, он переобувается, выходит на трибуну и говорит совершенно другое.
Я его спрашивала потом: «Олег Николаевич, почему вы в нашем кабинете одно говорите, а на трибуне — другое?» А он мне, знаешь, что отвечал? «Я же не собираюсь в этом Багане вечно сидеть!» Он до этого был директором школы в какой-то деревне, а потом его взяли в райком. Дальше он мыслил пойти по служебной лестнице вверх, потому так и говорил.
А еще, когда я была простой коммунисткой, не работала в райкоме, к нам оттуда приходили люди, и в том числе третий секретарь по идеологии. И она — женщина, и я. И у нее тогда одежда была хуже, чем у меня: простенькое платьице, простенькие сапоги…
А когда я пришла в райком работать, мне сотрудники сказали, что у нее и шубы, и сапоги дорогие есть. Просто когда ей надо куда-то ехать в область, она перед командировкой надевает дорогую одежду, а тут, в районе, старается не отсвечивать. В квартире у нее стенка заграничная, холодильник финский — и не один, а два
Или вот во время моей работы в идеологическом отделе я ездила в Новосибирск, и мы там жили в обкомовском общежитии. Питались в обкомовской столовой. Меня поразило, что стоимость еды в ней была нереально низкая, очень смутило это как-то.
Двуличие какое-то. Так что проработала я там год, и мне захотелось оттуда уйти. Но на страну я свой опыт не переносила и в ее масштабах об этом не думала. Мне все время казалось, что такие изъяны только у нас, на местах. Может быть, это была какая-то защитная реакция организма. Не хотелось верить, что подобное происходит везде.
Впрочем, не все было так беспросветно. Например, в плане работы государства с молодежью — мне казалось, что плохого в том, что детки организованно собирают металлолом, макулатуру? В мои пионерские годы наши дружины ходили к учительницам, мы им помогали, так как многие жили в домах без удобств. Мальчишки затаскивали дрова, девочки помогали по хозяйству во дворе. Пионерский галстук лично для меня был, с одной стороны, красивым атрибутом к школьной форме, а с другой — символом того, что мы все вместе были. Мы больше дружили.
И в партию я вступила потому, что для меня это было само собой разумеющимся поступком после комсомола. Да, это была не обязаловка, но такая конструкция саморазвития в голове существовала. Разговаривая со сверстниками сейчас, я с большим удивлением обнаруживаю, что они это делали (те, кто был партийным) для того, чтобы куда-то там пойти работать. Вот, пришел я после института инженером и не могу пойти дальше, потому что я не партийный. А если я в партию вступлю, то для меня открываются двери наверх. Может быть, я была идеалисткой, но я этот аспект вообще не рассматривала.
Когда я училась в школе, а потом в университете, то читала того же Солженицына в самиздате — ведь у меня мама была библиотекарем и могла приносить такие книги. Но я почему-то верила в то, что коммунисты — хорошие. Есть только отдельные товарищи-приспособленцы, которые идут в партию для того, чтобы что-то с нее поиметь. В юности я действительно была уверена в том, что мы построим этот самый коммунизм.
Хрущев обещал его к 1980 году, и я все ждала, когда ж мы наконец всего этого достигнем? А потом, когда перестройка началась, я считала, что все плохое, что есть в нашей жизни, каким-то образом уйдет. Мы станем скорее жить лучше. Я сидела и слушала этого Горбачева часами. Так-то!
Но вот какое дело — когда я училась в школе, у меня была подруга, папа которой работал директором завода полиграфических машин. Они собирались устанавливать новое оборудование, и он ездил в составе делегации то ли в Венгрию, то ли в Чехословакию. Он ей привез жвачку. И я помню, как подруга принесла ее в школу, и мы всем классом эту жвачку жевали. Каждому досталось по маленькому кусочку.
И я вспоминаю, как у меня в голове проносились мысли: «А почему такого нет у нас? Они вроде как наши союзники по СЭВ, вроде бы мы их освободили от оков капитализма не так давно, а значит, они должны жить чуть хуже нас. Но у них такая жвачка есть, а у нас — нет
Если сапоги — почему-то чехословацкие. Когда школу заканчивала, мне папа купил к выпускному платью французские туфли, и это были отличные туфли. И я всегда думала, почему, если туфли хорошие — то французские, а не наши? Потом кто-нибудь поедет в Москву, привезет пластинки с песнями зарубежных исполнителей — а они опять лучше, чем наши! У нас был радиоприемник, и папа ловил «Голос Америки». Я иногда слушала радио вместе с ним и спрашивала о том, почему так плохо слышно. А он отвечал, что глушат. Нельзя такое слушать.
Но никаких логических цепочек я не строила. Что-то в голове у меня такое было, но, наверное, мозг просто не хотел это воспринимать. Зато вот то, что при Сталине было плохо, я знала, это не было под запретом.
Развал Союза при этом застал меня врасплох. Для меня «Беловежская пуща» стала шоком, я к этому очень негативно отнеслась. Эти товарищи поехали, договорились, подписали, а нас поставили перед фактом. Я и к стрельбе по Белому дому в 1993 году очень негативно отнеслась.
И при этом я считаю, что нам нужна идеология условного «светлого будущего». Ни в коем случае не милитаристская, но что-то должно людей объединять. То, что происходит сейчас, — это ужас. Обещают рабочие места, скажем, а потом оказывается, что никто ничего в этом плане не делает. Люди разочаровываются, а когда это накладывается на наш уровень жизни, появляется какая-то полная безысходность.
Те, кто делают такие заявления, похожи на того парторга, который на собраниях говорил одно, а в кабинете — другое, и под громкими лозунгами преследовал свои личные цели. С другой стороны, мой тогдашний коллега делал хоть что-то — ездил по этим собраниям, произносил какие-то воодушевляющие речи, которым люди верили и хоть что-то у себя на местах делали. Получается, и он по служебной лестнице идет, и у них какой-то стимул работать есть, пусть даже и такой иллюзорный.
А когда у нас на государственном уровне обещают новые рабочие места, люди, конечно, пытаются что-то в своих хозяйствах делать, обращаются за кредитами в банк, чтобы развивать свое дело, а им отказывают по той или иной причине, и никто за этим не следит.
«Под прикрытием тупо зарабатывают деньги»
Юрий Аристов, директор средней школы «Диалог» в Новосибирске. В комсомоле — с 1981 по 1991 год:
— С 10 класса я был членом бюро райкома комсомола. Поступив в институт, стал секретарем факультетского бюро. Затем перешел на комсомольскую работу в Октябрьский район Новосибирска, а закончил — секретарем Новосибирского обкома ВЛКСМ в 1991 году.
Изменения в обществе не могли не отразиться на психологии молодежи. Приоритеты сместились в сторону потребительства, приобретения благ, получения удовольствия от жизни. Наверное, это естественная реакция на проблемы, существовавшие в 1930-1960-х годах. Они вызвали острую реакцию недовольства и крушения идеалов. Считаю это одной из причин, приведших к деструктивным явлениям в советском обществе.
К середине 1980-х комсомол представлял собой три страты: основное пассивное большинство (эти люди просто ждали достижения 28-летия, обзаводились семьей и не испытывали особого интереса к ВЛКСМ), часть актива, который в силу своей пассионарности тяготел к общественным формам взаимодействия, и, наконец, сам аппарат. Чем более массовой становилась организация, тем сильнее она приобретала описанную форму.
В то время стали появляться интересные явления. Если бы власть могла их использовать и активно поддерживать, быть может, известных деструктивных явлений в экономике и социальной сфере и не произошло бы. Взять хотя бы студенческие строительные отряды или МЖК (Молодежный жилой комплекс; жилищная комсомольская программа, в соответствии с которой построенный ЖК предназначался для проживания самих строителей — прим. «Ленты.ру»). Это удивительное сочетание общественных начал и личного интереса. Если бы этому движению дали «крышу» со стороны власти, думаю, трансформация экономики пошла бы по-другому.
Внедрение хозрасчетных центров во второй половине 1980-х отторгло значительную часть молодежи.
Все увидели, что под прикрытием комсомольской организации эти центры тупо зарабатывают деньги. Это была мина замедленного действия
Встал вопрос о том, что же будет дальше, куда идти, как должен развиваться ВЛКСМ в условиях демократизации и становления гражданского общества. Становиться политическим клубом? Профсоюзом молодежи? Или просто расколоться? А превратиться в серьезную политическую организацию комсомол не мог хотя бы потому, что не имел кадров, готовых взять на себя ответственность и быть самостоятельными. Не секрет, что комсомол всегда крайне внимательно смотрел на партийные органы. Например, руководители не могли занимать свои посты без соответствующего согласования с КПСС.
Отсутствие демократизма тоже отталкивало молодежь. Кто-то не верил в провозглашенные идеалы и использовал комсомол скорее как трамплин в карьере. Карьеризм — это болезнь. С другой стороны, стремление показать себя — не такое уж плохое качество. И комсомол был социальным лифтом для молодежи. Хотя пробиться было достаточно тяжело: сама управленческая система закостеневала и становилась жесткой. Поэтому зачастую для решения этой задачи нужно было соответствовать не идеалам, а структурам и тем людям, которые стояли выше тебя.
Есть мнение, что в комсомоле формировался будущий бизнес-класс. Не могу согласиться с ним, пока не будет проведено нормальное социологическое исследование. Пример отдельных лиц — Ходорковского, еще кого-то — не дает возможности безапелляционно это утверждать. Да, среди представителей крупного бизнеса встречаются те, кто вырос в ВЛКСМ. Но есть много предпринимателей, не имевших никакого отношения к комсомолу. У нас в Новосибирской области я знаю и таких бывших комсомольских вожаков, кто затем не достиг серьезных высот. Они сейчас работают в школах и вузах. В общем, пребывание на высоких постах в ВЛКСМ вовсе не гарантировало людям сверхуспешное будущее.