в каком году рахманинов навсегда покинул россию
Биография Сергея Рахманинова
Композитор, пианист, дирижер Сергей Васильевич Рахманинов родился 1 апреля (20 марта по старому стилю) 1873 года в дворянской семье в имении Онег Новгородской губернии (по другим данным – в усадьбе Семеново Новгородской губернии, ныне – Новгородская область). Рос в музыкальной семье. Его дед, Аркадий Рахманинов, пианист, известен как автор салонных романсов.
С юных лет Сергей Рахманинов начал систематически учиться музыке. В 1882 году он поступил в Петербургскую консерваторию.
В 1885 году переехал в Москву и стал студентом Московской консерватории. Здесь Сергей Рахманинов впервые встретился с Петром Чайковским. Знаменитый композитор заметил способного ученика и внимательно следил за его успехами.
Среди произведений, написанных в годы учебы, — Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (первая редакция, 1891), юношеская симфония (1891), симфоническая поэма «Князь Ростислав» (1991).
В 1891 Рахманинов окончил консерваторию с Большой золотой медалью как пианист, а в 1892 году – как композитор. Дипломной работой Рахманинова стала одноактная опера «Алеко» (1892) по поэме Александра Пушкина «Цыганы». В 1893 году она была поставлена в Большом театре. С зимы 1892 года начались публичные выступления Рахманинова как пианиста.
Среди его произведений 1890-х годов выделяются симфоническая фантазия «Утес» (1893), «Музыкальные моменты» для фортепиано (1896) и ряд романсов. Под впечатлением смерти Чайковского в 1893 году было создано Элегическое трио «Памяти великого художника».
В 1895 году Рахманинов сочинил Первую симфонию, премьера которой в 1897 году обернулась крупным провалом. Сильное потрясение привело Рахманинова к творческому кризису. На несколько лет он отошел от сочинения музыки, сосредоточившись на исполнительской деятельности.
В 1897–1898 годах Рахманинов дирижировал спектаклями Московской частной русской оперы Саввы Мамонтова, тогда же началась его международная исполнительская карьера. Первое зарубежное выступление Рахманинова состоялось в Лондоне в 1899 году. В 1900 году он побывал в Италии.
В 1898–1900 годах неоднократно выступал в ансамбле с Федором Шаляпиным.
К началу 1900-х годов Рахманинову удалось преодолеть творческий кризис. Последовавшие полтора десятилетия стали самыми плодотворным в его биографии. Первые крупные произведения этого периода – Второй концерт для фортепиано с оркестром (1901) и Соната для виолончели и фортепиано (1901). Радостным, весенним мироощущением проникнута кантата «Весна» (1902) на стихи Некрасова.
В 1904–1906 годах Рахманинов работал дирижером в Большом театре, где его «специальностью» были оперы русских композиторов XIX века. Тогда же он написал две одноактные оперы – «Франческа да Римини» (1904) на либретто Модеста Чайковского по Данте Алигьери и «Скупой рыцарь» (1904) по Пушкину. Обе оперы увидели свет рампы в 1906 году в Большом театре под управлением автора. Третья опера этого периода – «Монна Ванна» по одноименной пьесе Мориса Метерлинка осталась неоконченной.
Крупные инструментальные опусы 1900-х годов – Симфония №2 (1907) и Концерт №3 для фортепиано с оркестром (1909). Мрачным колоритом выделяется симфоническая поэма «Остров мертвых» (1909), навеянная одноименной картиной популярного на рубеже веков швейцарского живописца Арнольда Беклина.
С 1906 года три зимы Рахманинов провел в Дрездене, летом возвращаясь домой. Он довольно часто выступал в тот период в Европе как пианист и дирижер. В 1907 году принимал участие в Русских исторических концертах, организованных Сергеем Дягилевым в Париже, в 1909 году впервые выступал в США, в 1910–1911 годах играл в Англии и Германии.
В 1910-х годах Рахманинов уделял много внимания крупным хоровым формам. Огромное значение для духовной русской музыки имеют его богослужебные композиции – Литургия св. Иоанна Златоуста (1910) и Всенощное бдение (1915). В 1913 году была написана монументальная поэма «Колокола» на стихи Эдгара По для солистов, хора и оркестра.
Богато и разнообразно представлены в его творчестве 1900-1910-х годов и малые формы: романсы (в том числе знаменитые «Сирень» на слова Екатерины Бекетовой, «Здесь хорошо» на слова Галины Галиной, «Маргаритки» на слова Игоря Северянина и многие другие), пьесы для фортепиано (в том числе две тетради прелюдий и две тетради «Этюдов-картин»).
Февральская революция 1917 года была радостным событием для Рахманинова. Вскоре, однако, чувство радости сменилось тревогой, которая нарастала в связи с разворачивающимися событиями. Октябрьская революция была встречена композитором настороженно. По его мнению, в связи с ломкой всего строя, артистическая деятельность в России могла прекратиться на многие годы, поэтому композитор воспользовался пришедшим из Швеции предложением выступить в концерте в Стокгольме. В декабре 1917 года Рахманинов отправился на гастроли в Скандинавию, откуда в Россию уже не вернулся. В 1918 году он вместе с семьей поселился в США.
В Америке Сергей Рахманинов добился огромного успеха. Слушателей привлекало не только высокое исполнительское мастерство Рахманинова, но и манера его игры, внешний аскетизм, за которым скрывалась яркая натура гениального музыканта.
Особым успехом пользовались его интерпретации собственной музыки и произведений композиторов-романтиков – Фредерика Шопена, Роберта Шумана, Ференца Листа. Граммофонные записи рахманиновской игры дают представление о его феноменальной технике, чувстве формы, ответственном отношении к деталям.
Многочисленные концертные выступления не оставляли Рахманинову сил и времени для сочинения музыки. В течение первых девяти лет эмиграции Рахманинов не написал ни одного нового произведения.
В 1926 году он закончил Концерт №4 для фортепиано с оркестром (начатый в России в середине 1910-х годов). Затем появились «Три русские песни» для хора и оркестра (1926), «Вариации на тему Корелли» для фортепиано (1931), «Рапсодия на тему Паганини» для фортепиано с оркестром (1934), Симфония №3 (1935–1936) и «Симфонические танцы» для оркестра (1940). В последних двух произведениях с особой силой звучит тема тоски по утраченной России.
В годы Второй мировой войны Рахманинов дал в США несколько концертов и весь денежный сбор направил в фонд Советской Армии, чем оказал ей весьма существенную помощь.
28 марта 1943 года Рахманинов скончался после тяжелой болезни в кругу своих близких в Беверли Хиллз, Калифорния, США.
Рахманинов был женат на Наталье Сатиной – родственнице отца. В 1903 году в семье Рахманиновых родилась дочь Ирина, в 1907 году – Татьяна.
Материал подготовлен на основе открытых источников
Сергей Рахманинов: «Уехать на время и навсегда. «
В его памяти живо сохранилась великая река Волхов, дремучие новгородские леса и зеленые луга. Среди этих красот композитор вырос. Оказавшись в эмиграции, Рахманинов сильно тосковал по русской земле.
Сергей Васильевич родился 1 апреля 1873 года. Отец за несколько лет промотал все состояние, оставив жену и детей на произвол судьбы. Еще до полного разорения Сергея отдали в младший класс Санкт-Петербургской консерватории: у него обнаружился музыкальный талант. Тем не менее юный музыкант был ленив и часто прогуливал занятия. Следить за учеником было некому: жил он у тетки, а лето проводил в Новгороде у бабушки. Мальчик готов был часами слушать хоровое пение, перезвоны.
В 21 год Рахманинов создает Первую симфонию. Сколько надежд он связывал с ее исполнением! Увы, все тщетно. Композитора ожидал полный провал. Публика не поняла необычности этой музыки. Рахманинов тяжело переживал и три года не прикасался к нотной тетради. К счастью, вскоре ему предложили стать дирижером в оперном театре Саввы Мамонтова.
После дебюта все были поражены молодым дирижером, который столь тонко трактовал музыку. Певцы подхватывали музыкальные указания и исполняли свою партию так, как никогда ранее. Талант Рахманинова был оценен и за границей. И все же он по-прежнему не обращался к сочинительству. Способность творить музыканту вернул музыканту врач-гипнотизер Николай Даль.
Разрешение на брак пришлось просить у самого царя, ведь они приходились друг другу родственниками. Венчание было почти тайным, в скромной солдатской церкви. Да им и не нужен был пышный праздник.
Наталья посвятила всю себя мужу и детям. Она ездила вместе с Сергеем на гастроли, опекала его, во всем помогала мужу, даже завязывала шнурки перед концертом, чтобы тот ненароком не травмировал пальцы.
Слава Рахманинова росла, перешагивая границы. Почти на каждом концерте публика вскакивала с места, бешено аплодируя. Между тем надвигались грозные события. Началась Первая мировая война, которую композитор в отличие от многих воспринял трагически. Также он начал постоянно участвовать в благотворительных концертах В помощь раненым, на нужды армии.
На протяжении 25 лет Рахманинов гастролировал по всему миру, давал десятки концертов в год. За ним гонялись репортеры, а он, скоромный и застенчивый человек, страдал от повышенного внимания к себе. Однажды папарацци попытался сфотографировать композитора в ресторане, и тот закрыл лицо руками. На следующий день фото в газете вышло с заголовком: «Руки, которые стоят миллионы». У него, действительно, были необыкновенные руки: большие, красивые, с длинными пальцами.
Выступления Рахманинова стали настолько популярны в Америке, что не нужна была реклама. Музыканта в лицо знали кондукторы и носильщики, незнакомые люди снимали шляпу при встрече.
Уехав из России, Рахманинов жил в Скандинавии, в других странах Европы, а перебравшись в Америку, предпочитал летом возвращаться в Европу ближе к границам России.
Когда началась Вторая мировая война, Рахманинов с огромным волнением ждал вестей с фронта. Он дал несколько концертов, сбор от которых был вручен советскому генеральному консулу. К пожертвованию Сергей Васильевич приложил записку: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу!»
К сожалению, до победы композитор не дожил. Он умер 28 марта 1943 года в своей калифорнийской квартире в Беверли-Хиллз за три дня до своего 70-летия. У Сергея Васильевича, всегда очень много курившего, обнаружилась неоперабельная форма рака. Жена, с одобрения врача, скрыла от мужа диагноз. Он до последнего давал концерты, надеялся на скорое выздоровление, верил, что когда-нибудь сможет побывать на родине. Случиться этому было не суждено. Но на могиле композитора и по сей день растет куст его любимой белой сирени, привезенный из России.
Сергей Рахманинов — «самый русский композитор» в эмиграции
В поисках истинного призвания
Слава Сергея Рахманинова прогремела по всему миру. Между тем, мало кто знал, что композитор периодами уверял себя в собственной бездарности. Ему принадлежат слова: «Я устал, мне бывает иногда невыносимо тяжело. В одну из таких минут я разломаю себе голову». После Октябрьской революции Рахманинов эмигрировал в Европу, а затем в США. Переезд был сопряжен с глубоким личностным кризисом. Ему было сложно сочинять, находясь далеко от родины, и первые 10 лет в эмиграции он ничего не писал. Сергей Васильевич выступал как пианист и благодаря вырученным деньгам смог расплатиться с долгами. «Я никогда не мог разобраться, в чем же состоит мое истинное призвание, кто я — композитор, пианист или дирижер… Временами мне кажется, что я прежде всего композитор; иногда думаю, что способен только к игре на фортепиано. Когда большая часть моей жизни уже позади, я постоянно терзаюсь подозрениями, что, выступая на многих поприщах, может быть, прожил жизнь не лучшим образом. Согласно русской пословице, я «погнался за тремя зайцами», — признавался Рахманинов.
Во время гражданской войны он постоянно помогал знакомым в России. Кроме того, письма Рахманинова свидетельствуют о том, что он стремился помочь своим соотечественникам за рубежом, да и круг его общения складывался преимущественно из русских: «Хотя во Флоренции мы прожили 31/2 недели, я немного поправился и пополнел как будто. Видался ещё с некоторыми русскими здесь, из здешней колонии»… Нас обнаружили, когда мы ходили в русскую церковь на вынос плащаницы и к заутрене». Композитор стремился поддержать не только начинающих музыкантов, но и ученых. 7 октября 1922 года Рахманинов направил письмо на имя редактора журнала «Musical America»:
«Члены института подготовили по вопросам музыковедения ряд статей, которые не могут быть напечатаны за отсутствием средств. Письмо организаторов института содержит две просьбы:
1) Через меня они обращаются к Вашей стране, которая так высоко чтит науку, культуру и искусство, выражая надежду, что, возможно, «найдутся лица, заинтересованные в музыковедении, которые захотели бы и смогли бы оказать помощь культурному начинанию международного значения».
2) Далее они просят через прессу привлечь внимание американского народа к факту существования их института.
Я подчёркиваю их вторую и последнюю просьбу потому, что удовлетворение её целиком и полностью в Ваших руках. Если бы Вы были так любезны поместить заметку в Вашем авторитетном журнале о существовании этого института, то, кто знает, может быть, среди Ваших читателей нашлись бы такие, которые проявят интерес к этому учреждению? А разве не один шаг от интереса до помощи, до исполнения их второй просьбы?
Эти люди действительно достойны всякой помощи. Представляя собой средоточие духовных сил России, большинство сотрудников этого института — профессора русских университетов и консерваторий. Живя в крайней нужде, эти люди, как известно всем, думают не о своих бытовых нуждах, а только о науке, и просят помощи не для самих себя, не для улучшения своего физического существования, а исключительно для развития и продвижения своей научной работы. Они являются истинными представителями не умирающего духа России».
Жизнь Сергея Рахманинова в США
В США Рахманинов добился огромного успеха. В числе тех, кто получал от него денежную помощь, был Иван Бунин. Известно, что Сергей Васильевич оказывал финансовую поддержку авиационной фирме «Sikorsky Aero Engineering Corporation», основанной Игорем Сикорским.
Как отмечали близкие, у композитора было прекрасное чувство юмора. Внук композитора Александр Рахманинов в одном из интервью рассказывал: «Как-то ближайший его друг, знаменитый бас Фёдор Иванович Шаляпин, попросил Рахманинова написать для него камерное сочинение. Композитор согласился с загадочной ухмылкой. Был салонный концерт певца. Шаляпин, держа в руках, как он думал, ноты уже известного ему по репетициям нового сочинения, приготовился к премьерному исполнению. Рахманинов же сел у двери в последнем ряду… Шаляпин начал петь и запнулся — не хватило дыхания. Извинился перед публикой. Во второй раз — то же самое… А в третий раз знаменитый певец схватил стул и в гневе стукнул им об пол. Оказалось, что в экземпляр нот Шаляпина Сергей Васильевич втихую «всунул» ноту, которую великий бас заведомо не мог взять. Мой дед выбежал из зала и смеялся полчаса».
Последним произведением, написанным Рахманиновым, стали «Симфонические танцы». Оно было создано в 1940 году. Это время было для него тяжелым. До начала Второй мировой войны супруги Рахманиновы успели выехать в США, а дочь Таня, с 30-х годов проживавшая во Франции, осталась в Париже. Композитор очень переживал за нее.
28 марта 1943 года Сергей Васильевич Рахманинов скончался. Ему было 69 лет.
Сергей Рахманинов
Сергей Рахманинов родился 20 марта (1 апреля по новому стилю) 1873 года в усадьбе Семеново Новгородской губернии в дворянской семье.
С ранних лет у него обнаружился музыкальный талант. Первые уроки игры на фортепиано дала ему мать, затем была приглашена учительница музыки А. Д. Орнатская. При ее поддержке осенью 1882 года Рахманинов поступил на младшее отделение Санкт-Петербургской консерватории в класс В. В. Демянского.
Обучение в Петербургской консерватории шло плохо, так как Рахманинов часто прогуливал занятия, поэтому на семейном совете мальчика было решено перевезти в Москву и поселить в частном пансионе известного музыкального педагога, профессора Московской консерватории Н. С. Зверева.
В 1888 году Рахманинов продолжил обучение на старшем отделении Московской консерватории в фортепианном классе своего двоюродного брата А. И. Зилоти, а спустя год под руководством С. И. Танеева и А. С. Аренского начал изучать композицию.
Сергей Рахманинов в детстве
В возрасте 19 лет Рахманинов с большой золотой медалью окончил консерваторию как пианист и как композитор. Уже в консерватории он получил известность среди московской публики. Во время обучения в консерватории им уже были написаны Первый фортепианный концерт, ряд романсов и пьесы для фортепиано, в том числе Прелюдия до-диез минор (op.3 № 2) из цикла Пьесы-фантазии для фортепиано (фр. Morceaux de fantaisie), которая позднее стала одним из наиболее известных произведений Рахманинова.
По воспоминаниям друга Рахманинова А. Ф. Гедике, знавшего композитора еще со времен учебы в Московской консерватории и вплоть до его эмиграции, Рахманинов был человеком правдивым и скромным, никогда не лгал и никогда ничем не хвастал. Также он был очень аккуратным и точным, поддерживал идеальный порядок в своем кабинете, никогда не опаздывал, и в других ценил эти качества. Любил заранее надолго составлять расписание своих работ и очень страдал, если приходилось нарушать планы. Всякая творческая заминка очень быстро приводила Рахманинова к потере веры в себя, у него появлялась навязчивая мысль, что он уже никогда в жизни не сможет сочинить ничего достойного, и от этого он быстро впадал в депрессию.
В целом Рахманинов был склонен к пессимистичному мрачному настроению, и оно бывало у него значительно чаще, нежели жизнерадостное. Рахманинов в молодости никогда серьезно не болел, но зато был чрезвычайно мнителен и часто полагал, что заболевает какой-нибудь тяжелой болезнью. Если врачам удавалось переубедить его, он становился веселым и радостным, но лишь до следующего приступа мнительности. В моменты же хорошего расположения духа Рахманинов был бодр и весел, но все же всегда сдержан и никогда не бывал суетлив. Он отличался тонким юмором и огромной наблюдательностью.
Начинал сочинять Рахманинов в основном с утра, если работа шла хорошо, часто засиживался до вечера, но работать ночью не любил. Если работа не шла, настроение Рахманинова резко портилось, он мог отложить или вообще бросить произведение. На фортепиано Рахманинов занимался нерегулярно и очень немного, в основном потому, что все давалось ему на инструменте удивительно легко. Если играл 1 час в день, то 40 минут занимался упражнениями и лишь 20 минут играл произведения. Дома, в отличие от концертов, любил играть негромко, вслушиваясь в каждый звук, как бы «прощупывая» исполняемое. Много раз поражала друзей Рахманинова его невероятная музыкальная память: услышав большое симфоническое произведение всего один-два раза, он запоминал его почти наизусть и помнил потом еще очень долго.
В возрасте 20 лет, ради заработка, Рахманинов стал преподавателем в московском Мариинском, а затем в Елизаветинском и Екатерининском женских институтах. Рахманинов также начал давать частные уроки, которые, впрочем, очень не любил.
Разговаривал Рахманинов густым низким басом, негромко и неторопливо. Очень любил быстро ездить на автомобиле. Будучи близоруким человеком, управлял автомобилем без очков, что подчас приводило пассажиров в ужас.
В 24 года Рахманинов, по приглашению Саввы Мамонтова, стал вторым дирижером Московской русской частной оперы, где работал всего в течение одного сезона, однако успел внести заметный творческий вклад и прославился как дирижер. Там же его другом стал Федор Шаляпин.
Но Рахманинов решил покинуть театр, чтобы сосредоточиться на композиции.
Еще учась в Московской консерватории, приобрел известность как композитор, пианист и дирижер. Он был обожаем московской публикой. Однако его успешная карьера была прервана 15 марта 1897 года неудачной премьерой Первой симфонии в Петербурге.
В течение более чем трех лет в 1897-1901 годах Рахманинов почти ничего не сочинял, большую часть времени проводил лежа в своей комнате на кушетке, отлучаясь из дома только для частных уроков. Лишь с помощью известного врача-гипнотизера доктора Н. В. Даля он смог преодолеть творческий кризис.
В 1906 году, оставив Большой театр, Рахманинов совершил путешествие по Италии, на три года поселился в Дрездене, где плодотворно сочинял. В 1909 году Рахманинов совершил большое концертное турне по Америке и Канаде, выступая как пианист и дирижер. В том же 1909 году был написан Третий фортепианный концерт.
В 1911 году Рахманинов, находясь в Киеве, по просьбе своего друга и коллеги А. В. Оссовского прослушал молодую певицу Ксению Держинскую, вполне оценив ее талант. Затем он сыграл большую роль в становлении оперной карьеры этой знаменитой певицы.
До революции Рахманинов много сочинял и часто выступал в Москве. Большой популярностью пользовались концерты, организуемые А. И. Зилоти, на которых часто дирижировал Рахманинов. Много занимался он и делами Российского музыкального издательства, художественный совет которого возглавлял.
21 февраля 1917 года в концертном зале Тенишевского училища состоялось последнее концертное выступление С. В. Рахманинова в Петрограде.
Вскоре после революции 1917 года в России Рахманинов воспользовался неожиданно пришедшим из Швеции предложением выступить на концерте в Стокгольме и в конце 1917 года вместе с женой Натальей Александровной и дочерьми покинул Россию, практически без средств, оставив все свое имущество.
Сергей Рахманинов в молодости
Сергей Рахманинов в эмиграции
В середине января 1918 года, выехав из России, Рахманинов отправился через Мальме в Копенгаген. 15 февраля он впервые выступил в Копенгагене, где сыграл свой Второй концерт с дирижером Георгом Хеэбергом. Поняв, что не сможет сейчас писать музыку и что сможет заработать средства только как пианист, начал усиленно заниматься на фортепиано.
До конца сезона Рахманинов выступил в одиннадцати симфонических и камерных концертах, что дало ему возможность расплатиться с долгами.
Вернув себе славу в Европе, 1 ноября 1918 года Рахманинов вместе с семьей отплыл из Норвегии в Нью-Йорк, где был встречен с огромным интересом. Начав бурную концертную деятельность в США как пианист, Рахманинов не прекращал ее вплоть до своей смерти, давая по многу десятков концертов за сезон. Популярность Рахманинова как пианиста была огромной. Практически с самого его приезда и до последних дней за ним ходили толпы репортеров, папарацци пускались на невообразимые ухищрения, чтобы сделать снимки Рахманинова, хотя внимание к себе он не любил, и репортеры немало ему досаждали, подчас выводя из себя. Чтобы скрыться от излишнего внимания во время гастролей по Америке, Рахманинов одно время даже жил в персональном железнодорожном вагоне вместо гостиниц.
Лишь в 1926-1927 годах появляются новые произведения: Четвертый концерт и три русские песни. В течение жизни за рубежом Рахманинов создал всего 6 произведений, которые, однако, принадлежат к вершинам русской и мировой музыки.
Проживая и выступая в основном в США, с 1930 по 1940 год Рахманинов много времени проводил в Швейцарии, где построил роскошную виллу «Сенар» с большим садом и с видом на Фирвальдштетское озеро и гору Пилатус. В это время Рахманинов часто гастролировал по Европе. Выступал с концертами на люцернском фестивале. Вскоре был признан одним из величайших пианистов своей эпохи и крупнейшим дирижером, хотя дирижировал не часто.
Отрицательно относясь к советской власти, Рахманинов тосковал по утраченной старой России, известие о нападении Германии на СССР произвело на него огромное впечатление.
Музыка Сергея Рахманинова
Творческий облик Рахманинова-композитора часто определяют словами «самый русский композитор». В этой краткой и неполной характеристике выражены, как объективные качества стиля Рахманинова, так и место его наследия в исторической перспективе мировой музыки. Именно творчество Рахманинова выступило тем синтезирующим знаменателем, который объединил и сплавил творческие принципы московской (П. Чайковский) и петербургской композиторских школ в единый и цельный русский стиль.
Творчество Рахманинова хронологически относится к тому периоду русского искусства, который принято называть «серебряным веком». Основным творческим методом искусства этого периода был символизм, черты которого ярко проявились и в творчестве Рахманинова. Произведения Рахманинова насыщены сложной символикой, выражаемой с помощью мотивов-символов, главным из которых является мотив средневекового хорала Dies Irae. Этот мотив символизирует у Рахманинова предчувствие катастрофы, «конца света», «возмездия».
В творчестве Рахманинова как верующего человека прослеживаются христианские мотивы: Литургия св. Иоанна Златоуста (1910), Всенощная (1915). Рахманинов не только сделал выдающийся вклад в развитие русской духовной музыки, но и в прочих своих произведениях воплотил христианские идеи и символику.
Творчество Рахманинова принято условно делить на три или четыре периода: ранний (1889-1897), зрелый (его иногда делят на два периода: 1900-1909 и 1910-1917) и поздний (1918-1941).
Ярко новаторское, насыщенное небывало новыми хоровыми и оркестровыми приемами, произведение оказало огромное влияние на хоровую и симфоническую музыку XX века. Тематика этого произведения характерна для искусства символизма, для данного этапа русского искусства и творчества Рахманинова: в нем символически воплощены различные периоды человеческой жизни, подводящей к неизбежной смерти; апокалипсическая символика Колоколов, несущая идею Конца Света, предположительно оказала влияние на «музыкальные» страницы романа Т. Манна «Доктор Фаустус».
Поздний (зарубежный) период творчества отмечен исключительным своеобразием. Стиль Рахманинова складывается из цельного соединения самых различных, порой противоположных стилистических элементов: традиций русской музыки, древнерусского знаменного распева, джаза, «ресторанной» эстрады 1930-х годов, виртуозного стиля XIX века и жесткой токкатности авангарда.
Рахманинов обогатил русскую музыку достижениями искусства XX века и был одним из тех, кто вывел национальную традицию на новый этап. Он обогатил интонационный фонд русской и мировой музыки интонациями древнерусского знаменного распева.
Рахманинов наряду со Скрябиным и Метнером вывел русскую фортепианную музыку XX века на мировой уровень, став одним из первых русских композиторов, чьи фортепианные произведения входят в репертуар всех пианистов мира.
Рахманинов-пианист оставил эталонные записи многих произведений мировой музыки, на которых учатся многие поколения музыкантов.
Смерть Сергея Рахманинова
Сергей Васильевич много курил, почти не выпускал изо рта сигарету. Настигшее его на склоне лет в США онкологическое заболевание (меланома) его внук Александр Рахманинов, основатель Фонда Сергея Рахманинова, связывает с этой привычкой. Сам Рахманинов не подозревал о своем заболевании. Последний свой концерт Рахманинов дал всего за шесть недель до смерти.
Рахманинов умер 28 марта 1943 года в Беверли-Хиллз, штат Калифорния, США, не дожив трех дней до своего 70-го дня рождения. Похоронен на кладбище Кенсико. Из воспоминаний его вдовы известно, что «гроб был цинковый, чтобы позднее, когда-нибудь, его можно было бы перевезти в Россию».
С 1982 года в СССР, а затем в России действует Рахманиновское общество, благодаря усилиям которого в Москве установлен памятник Рахманинову на Страстном бульваре (1999), памятники в Тамбове и Великом Новгороде, проводится Международный конкурс пианистов.
В 1999 году на месте бывшей усадьбы Семеново (12 км южнее д. Пинаевы Горки, Залучское сельское поселение, Новгородская область) установлен памятный знак о рождении здесь Рахманинова.
25 августа 2006 года в Тамбове был открыт памятник Рахманинову (скульптор А. И. Рукавишников, архитектор В. Б. Бухаев).
В 2011 году в Казани по инициативе художественного руководителя и главного дирижера Государственного симфонического оркестра РТ Александра Сладковского основан Международный музыкальный фестиваль им. С. Рахманинова «Белая сирень». Фестиваль проводится ежегодно в мае.
Имя Рахманинова носит Ростовская государственная консерватория, Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт, Калининградский областной музыкальный колледж, Кишиневский Русский музыкальный лицей (бывшая Средняя специальная музыкальная школа имени Е. Коки), Рахманиновский зал Московской консерватории, музыкальная школа в Москве (структурное подразделение МГОДШИ (Московской городской объединенной детской школы искусств) «Измайлово»), Детская школа искусств № 6 в Санкт-Петербурге, Новгородский областной колледж искусств и Детская музыкальная школа № 7 в Екатеринбурге.
В 2013 году в Москве по инициативе русской пианистки, лауреата международных конкурсов, профессора академии APS Виолетты Егоровой учреждена Международная премия имени Сергея Рахманинова. Официальная церемония вручения Премии проводится ежегодно в Московской Консерватории.
18 марта 2010 года в честь Рахманинова назван кратер на Меркурии.
5 октября 2017 года в музее-усадьбе «Ивановка» (Тамбовская область) состоялось торжественное открытие памятника Сергею Рахманинову.
Рахманиновские общества: Российское Рахманиновское общество; Международное Рахманиновское общество в г. Дармштадт, Германия; Лондонское международное Рахманиновское общество; Международное Рахманиновское общество г. Майами, Сан-Хосе.
Рост Сергея Рахманинова: 198 сантиметров.
Личная жизнь Сергея Рахманинова:
В 1895 году окончила гимназию в Москве. Училась в Московской консерватории по классу фортепиано: в 1895/1896 и 1896/1897 у С.М. Ремизова; в 1897/1898 у П.А. Пабста и В.А. Сапельникова; в 1898/1899 у Джеймса Кваста (I полугодие) и В.И. Сафонова (II полугодие); в 1899/1900 у Пауля Литта (I полугодие) и Н.Е. Шишкина (II полугодие); в 1900/1901 у К.Н. Игумнова. Сдавала выпускные экзамены А.Н. Скрябину.
Сатина была прекрасной пианисткой, у нее был великолепный голос. Красоту и силу ее голоса отмечала А.В. Нежданова. После окончания консерватории преподавала фортепиано.
Браки между родственниками церковью запрещались. Несмотря на протесты близких, влюбленные подали прошение на высочайшее имя, и государь разрешил этот брак.
29 апреля 1902 года в Москве, в церкви 6-го гренадерского Таврического полка (венчал священник Анатолий Замараев) «потомственный дворянин Сергей Васильев Рахманинов» был обвенчан с «дочерью статского советника девицей Натальей Александровой Сатиной», своей двоюродной сестрой.
Людмила Ростовцова (урожд. Скалон), двоюродная сестра Н.А. Сатиной писала: «Сережа женился на Наташе. Лучшей жены он не мог себе выбрать. Она любила его с детских лет, можно сказать, выстрадала его. Она была умна, музыкальна и очень содержательна. Мы радовались за Сережу, зная, в какие надежные руки он попадает».
Сергей Рахманинов и жена Наталья Сатина
Произведения Сергея Рахманинова:
Произведения без опуса:
Элегическое трио № 1 для скрипки, виолончели и фортепиано (1891);
Симфоническая поэма «Князь Ростислав» (на сюжет баллады А. К. Толстого) (1891);
Опера «Алеко» (1892);
2 струнных квартета (1889, 1896);
Хор «Пантелей-целитель» (1899);
Хор «В молитвах неусыпающую Богородицу» (1893);
Фуга d-moll (1891);
Сюита для оркестра d-moll (1891)
Романсы и песни для голоса с фортепиано:
У врат обители святой (1890, на слова М. Ю. Лермонтова);
Апрель! Вешний праздничный день (1891);
Ты помнишь ли вечер? (1891);
Смеркалось (1891, на слова А. К. Толстого);
Опять встрепенулось ты, сердце (1890, на слова Н. Грекова);
Песня разочарованного (1893-1894);
Увял цветок (1893, на слова Данила Ратгауза);
Икалось ли тебе (1899, на слова П. А. Вяземского), шуточный романс посвящен Н. А. Сатиной;
Ночь (Ратгауз, 1900);
Письмо К. С. Станиславскому от С. В. Рахманинова (1908);
Из Евангелия от Иоанна (1915)
Образ Сергея Рахманинова в кино:
Евгений Цыганов в роли Сергея Рахманинова
последнее обновление информации: 13.04.2021