в каком году пушкин был в болдино
Болдинская осень 1830 года
Болдинская осень (сентябрь-ноябрь 1830 г) – трехмесячный период в жизни А.С. Пушкина, когда он был вынужден оставаться на карантине в родовом имении Болдино Нижегородской губернии из-за эпидемии холеры.
3 сентября 1830 года Александр Пушкин приехал в семейное владение. Ещё 6 мая была объявлена его помолвка с Натальей Николаевной Гончаровой, но в силу разных причин свадьба постоянно откладывалась. 31 августа поэт выехал в Болдино по делам собственности, а через три недели холера, которая уже разгоралась в южных районах России, добралась до в Москвы, по всей стране был объявлен карантин, и он не мог вернуться обратно до конца ноября из-за карантинных кордонов. Поэт посвятил своё время творчеству.
«Болдинская осень» считается самым плодотворным периодом Пушкина. Находясь в творческом кризисе в предыдущие месяцы этого года, в изоляции он испытал прилив вдохновения. На это повлияла и осень, которая всегда стимулировала его творчество, и вынужденная разлука с невестой, и перенос свадьбы. Поскольку поэт собирался быстро вернуться и планировал заниматься лишь делами, он не взял с собой свои рабочие тетради и рукописи. Однако с ним были сборник поэзии Милмана, Боулза, Уилсона и Барри Корнуолла, сборник со стихами Кольриджа, Шелли и Китса, второй том «Истории русского народа» Николая Полевого и антология афоризмов Жан-Поля. Эти книги послужили пищей для ума и питательной почвой для новых замыслов.
Всего в Болдине, где Пушкин провел три осени (1830, 1833 и 1834 гг.), им было написано около 50 произведений. Среди них «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», «Медный всадник», «История Пугачева», «Пиковая дама», «Анджело», две последние главы «Евгения Онегина», «Домик в Коломне», «Сказка о попе и о работнике Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», около 30 стихотворений (в том числе «Осень»), статьи полемической и литературно-критической направленности.
7 сентября «Бесы» («Мчатся тучи, вьются тучи. »)
8 сентября «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье. »)
9 сентября «Гробовщик» («Повести покойного Ивана Петровича Белкина»)
13 сентября «Сказка о попе и о работнике его Балде»; «Сказка о Медведихе»
14 сентября «Станционный смотритель» и «От Издателя» («Повести покойного Ивана Петровича Белкина»)
18 сентября «Путешествие Онегина»
20 сентября «Барышня-крестьянка» («Повести покойного Ивана Петровича Белкина»)
25 сентября «Евгений Онегин», глава IX (в окончательной редакции глава VIII)
26 сентября стихотворения «Труд» («Миг вожделенный настал: окончен мой труд многолетний. ») «Ответ анониму»
1 октября стихотворения «Царскосельская статуя»; «К переводу «Илиады»; «Румяный критик мой,насмешник толстопузый»
2 октября стихотворение «Глухой глухого звал. »
4 октября стихотворение «Дорожные жалобы»
5 октября стихотворение «Прощание»
7 октября стихотворение «Паж, или Пятнадцатый год»
8 октября стихотворения «Я здесь, Инезилья»; «Пред испанкой благородной»
9 октября поэма «Домик в Коломне»
11 октября стихотворения «Рифма»; «Отрок»
14 октября «Выстрел» («Повести покойного Ивана Петровича Белкина»)
15 октября стихотворения «Эпиграмма» («Не то беда, Авдей Флюгарин. »); «Моя родословная»; «Два чувства дивно близки нам. »; «Когда порой воспоминанье. »
17 октября стихотворения «Стамбул гяуры нынче славят. »; «Заклинание»
19 октября сожжена глава X романа в стихах «Евгений Онегин»
20 октября «Метель» («Повести покойного Ивана Петровича Белкина»)
23 октября «Скупой рыцарь» («Маленькие трагедии»)
24-25 октября статья «Об Альфреде Мюссе»; стихотворения «О критике»; «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы»; «В начале жизни школу помню я. »
26 октября «Моцарт и Сальери» («Маленькие трагедии»); «Отрывок» (начало отрывка войдет потом в «Египетские ночи»)
29 октября статья «Опыт отражения некоторых нелитературных обвинений»; опровержения на критики и замечания на собственные сочинения; заметка о поэме «Граф Нулин»; «Мы рождены, мой брат названный. » («А. А. Дельвигу»)
31 октября стихотворение «Герой»
1 ноября статья «О втором томе «Истории русского народа «Полевого»; «История села Горюхина»
4 ноября «Каменный гость» («Маленькие трагедии»); «Отрывок» («Не розу пафосскую. »)
5 ноября статья «Возражения критикам «Полтавы»»; статья «Баратынский»
8 ноября «Пир во время чумы» («Маленькие трагедии»); стихотворение «На перевод «Илиады»
26 ноября статья «О народной драме и о «Марфе Посаднице» М.П.Полевого»
27 ноября стихотворения «Для берегов отчизны дальной. »; «Из Barry Cornwall»
28 ноября Предисловие к роману «Евгений Онегин», «Цыганы»
Источник: Классика онлайн
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Взято у Константин Антонов :
7 сентября — Бесы («Мчатся тучи, вьются тучи. »)
8 сентября — Элегия («Безумных лет угасшее веселье. »)
9 сентября — повесть «Гробовщик»
13 сентября — Сказка о попе и о работнике его Балде
Сказка о Медведихе
14 сентября — повесть «Станционный смотритель»;
предисловие к Повестям Белкина «От Издателя»
18 сентября — Путешествие Онегина
20 сентября — повесть «Барышня-крестьянка»
25 сентября —роман в стихах «Евгений Онегин». Песнь IX
(это последняя глава романа в стихах,
в окончательной редакции она станет восьмой)
26 сентября — Труд
(«Миг вожделенный настал:
окончен мой труд многолетний. »);
Ответ анониму
1 октября — Царскосельская статуя;
К переводу «Илиады»;
«Румяный критик мой,насмешник толстопузый»
2 октября — «Глухой глухого звал. »
4 октября — Дорожные жалобы
5 октября — Прощание
7 октября — Паж, или Пятнадцатый год
8 октября — «Я здесь, Инезилья»
«Пред испанкой благородной»
9 октября — поэма «ДОМИК В КОЛОМНЕ»
11 октября — Рифма;
Отрок
14 октября — повесть «Выстрел»
15 октября — Эпиграмма («Не то беда, Авдей Флюгарин. »);
Моя родословная;
«Два чувства дивно близки нам. »;
«Когда порой воспоминанье. »
17 октября — «Стамбул гяуры нынче славят. »;
Заклинание
19 октября — сожжена X песнь Онегина
20 октября — повесть «Метель»
23 октября — «Маленькие трагедии»: Скупой рыцарь
24-25 октября — О критике
статья «Об Альфреде Мюссе»;
Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы;
«В начале жизни школу помню я. »
26 октября — «Маленькие трагедии»: Моцарт И Сальери;
Отрывок ( начало этого прозаического отрывка
войдет потом в «Египетские ночи»)
29 октября — статья «Опыт отражения некоторых нелитературных обвинений»;
Опровержения на критики и замечания на собственные сочинения;
Заметка о поэме «Граф Нулин»;
«Мы рождены, мой брат названный. »
(А. А. Дельвигу)
31 октября — Герой
1 ноября — статья «О втором томе «Истории русского народа «Полевого»;
История села Горюхина
4 ноября — «Маленькие трагедии»: Каменный гость;
Отрывок («Не розу пафосскую. »)
5 ноября — статья «Возражения критикам «Полтавы»»;
статья «Баратынский»
8 ноября — «Маленькие трагедии»: Пир во время чумы;
На перевод «Илиады»
26 ноября — статья «О народной драме и о «Марфе Посаднице» М.П.Полевого»
27 ноября — «Для берегов отчизны дальной. »;
Из Barry Cornwall
28 ноября — Предисловие к «Евгению Онегину»
«Цыганы»
СЛАВА БОГУ ХОЛЕРА ЗАКОНЧИЛАСЬ.
Болдинская осень самоизоляции: как жил и что делал Пушкин во время холерного карантина
Сейчас люди всей планеты сидят по домам, мучаются от одиночества и думают, чем бы заняться. В этой ситуации человечество оказывалось и раньше: Пушкин, например, просидел на холерном карантине три месяца в 1830 году, этот период был назван Болдинской осенью и оказался самым плодотворным в его писательской биографии. BURO. предлагает вдохновляться опытом человека, который фактически стал олицетворением поэтического вдохновения, и погрузиться в карантин-1830.
Откуда в Москву
попала холера
«Одров я вижу длинный строй,
Лежит на каждом труп живой,
Клейменный мощною чумою,
Царицею болезней… он,
Не бранной смертью окружен,
Нахмурясь ходит меж одрами
И хладно руку жмет чуме
И в погибающем уме
Рождает бодрость… Небесами
Клянусь: кто жизнию своей
Играл пред сумрачным недугом,
Чтоб ободрить угасший взор,
Клянусь, тот будет небу другом,
Каков бы ни был приговор
Земли слепой…»
Смертоносное и крайне заразное заболевание, которое никто тогда не знал, как лечить, пришло в южные губернии в 1820-е годы из Азии. В Москву холера пришла осенью 1830-го, из-за чего в город спешно переместился Николай I, которому Пушкин посвятил стихотворение «Герой», и поручил публиковать его анонимно из Болдина. В нем обрисована такая картина:
Что из себя представляет
Болдинская усадьба
Это одноэтажный дом в селе Большое Болдино в Нижегородской губернии, выделенный писателю отцом по случаю скорой женитьбы. Местность эту Пушкин описывал так:
«Смотри, какой здесь вид: избушек ряд убогий,
За ними чернозем, равнины скат отлогий,
Над ними серых туч густая полоса.
Где нивы светлые? где темные леса?
Где речка? На дворе у низкого забора
Два бедных деревца стоят в отраду взора,
Два только деревца. И то из них одно
Дождливой осенью совсем обнажено,
И листья на другом, размокнув и желтея,
Чтоб лужу засорить, лишь только ждут Борея.
И только. На дворе живой собаки нет.
Вот, правда, мужичок, за ним две бабы вслед.
Без шапки он; несет подмышкой гроб ребенка
И кличет издали ленивого попенка,
Чтоб тот отца позвал да церковь отворил.
Скорей! ждать некогда! давно бы схоронил».
В каком состоянии
он приехал в Болдино
В село он приехал 3 сентября 1830 года — за три недели до объявления холерного карантина в Москве. Пушкин был занят хлопотами перед свадьбой с Натальей Гончаровой — собирался переоформить на себя отцовское имение и двести душ мужиков. Из-за вечной финансовой неустойчивости и «положения относительно правительства», неурядицы, вызванной ссылкой, куда его отправили после отставки с поста коллежского секретаря, он постоянно ввязывался в ссоры с матерью невесты, подкрепленные обыкновенным его самолюбием. Незадолго до Болдина даже друзья ругали его за лень, критики Булгарин и Греч критиковали за то, что более года Пушкин пишет только «стишонки» — по всей видимости, поэт пребывал в состоянии, которое сейчас принято называть депрессией.
Н. Н. Гончарова, рисунок Пушкина. 6 октября 1833 г.
Как на него воздействовала социальная изоляция
Пушкин не был домоседом, любившим, как это было свойственно многим русским писателям века, глубокомысленно скрючиться над столом. Для него — азартного игрока и гуляки, бывшего в долгах как в шелках, — периоды вынужденной изоляции становились своеобразными контрапунктами биографии.
Во время двухлетней ссылки в материнском поместье в Михайловском в 1824–1826 годах, куда его сослали за вскрывшийся в переписках атеизм (он был вне закона), Пушкин создал около ста произведенией — множество стихов, в которых, по мнению исследователей, произошла кристаллизация его стиля. Были закончены поэмы «Цыганы» и «Граф Нулин», пьеса «Борис Годунов», написанная белым стихом с подражанием структуре трагедий Шекспира и ознаменовавшая отхождение Пушкина от романтизма, и к тому же он начал работу над романом «Арап Петра Великого», впоследствии неоконченным. Александр Сергеевич в Михайловском работал медлительно, читал исключительно «Историю государства Российского» своего старшего товарища Карамзина. В Болдине же все было иначе.
«Осенние дожди», Виктор Попков
Что Пушкин писал друзьям
перед отъездом
Накануне отъезда уже помолвленным Пушкин вдрызг ссорится с матерью Гончаровой. Он пишет Наталье:
В письме к своему другу поэту Петру Плетневу он изливает душу:
Как карантин повлиял
на планы Пушкина
Приезд Александра Сергеевича, вынужденный и задуманный как недолгий, затянется на три месяца — до 29 ноября. Планы спутают вести о запретах на передвижение в связи с эпидемией холеры, пришедшей в Россию под конец лета и добравшейся к 20-м числам до Москвы. Тотчас правительством был введен карантин, распространившийся на всю страну, надолго парализовавший привычную жизнь, но по итогам не остановивший эпидемии. В следующем году она пришла и в Петербург, и в Европу. За эту осень Пушкин несколько раз безуспешно предпринимал попытки бегства из Болдина. Оставшись в заточении в старом одноэтажном доме, ему оставалось только писать.
По какому распорядку
он жил в изоляции
В его распоряжении было четыре книги в оригинале — сборник поэзии Милмана, Боулза, Уилсона и Барри Корнуолла, еще один сборник со стихами Кольриджа, Шелли и Китса, второй том «Истории русского народа» Николая Полевого, упомянутая в «Барышне-крестьянке» антология афоризмов Жан-Поля и ни одной рабочей тетради. Он не взял с собой даже старые тетради с рукописями, которые обычно таскал повсюду.
В Болдине Пушкин общался в основном с крестьянами, изучал их язык и наречие; выбирался к княгине Голицыной, чтобы узнать свежие новости о карантине, за что его поругивала невеста. Свой скромный болдинский быт в письмах к Гончаровой он описывает так: «Просыпаюсь в 7 часов, пью кофей и лежу до 3 часов. недавно расписался, и уже написал пропасть. В 3 часа сажусь верхом, в 5 в ванну и потом обедаю картофелем, да грешневой кашей. До 9 часов — читаю. Вот тебе мой день, и все на одно лицо». Да, вы правильно поняли: Пушкин любил писать лежа, часто даже не вставая с постели.
И в то же время русская литература не знала такой писательской плодотворности. В Болдине Пушкин напишет 32 стихотворения, цикл рассказов «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», «Маленькие трагедии», «Сказку о попе и работнике его Балде», серию публицистических статей о состояни критики для «Литературной газеты». Наконец, будет закончен многострадальный «Евгений Онегин».
«Пушкин в Тригорском», А. И. Лактинов
Как отразился карантин
на его стихах
Рассерженность Пушкина, свойственная всякому, чьи планы были жестоко нарушены, в известной мере проявилась в тогдашних стихах. В том числе в октябрьском «Прощании», в котором он как бы прощается с Гончаровой, и в «Дорожных жалобах», где насмехается над своим вынужденным заточением и «невольным постом». Он был заточен в деревне, пока товарищи и невеста оставались в Москве, что было крайне опасным. Смертность от холеры составляла почти ½ — по сравнению с этим коронавирус выглядит словно сезонный грипп, от которого, кстати, при Пушкине тоже еще как умирали. Страх одиночества и смерти от эпидемии проявит себя в его «Элегии»:
«Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но, как вино — печаль минувших дней.
В моей душе чем старе, тем сильней.
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.
Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть — на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной».
Это стихотворение, как и практически все вышедшие из-под пера Пушкина в болдинской изоляции, написано не в привычном ему размере четырехстопного ямба. Он ищет новые формы, порой намеренно рушит ритм стихов. Впрочем, об этом он сам говорит в первых строках поэмы «Домик в Коломне»:
«Четырехстопный ямб мне надоел:
Им пишет всякий. Мальчикам в забаву
Пора б его оставить. Я хотел
Давным-давно приняться за октаву.
А в самом деле: я бы совладел
С тройным созвучием. Пущусь на славу!
Ведь рифмы запросто со мной живут;
Две придут сами, третью приведут».
Какие герои появились
в его текстах
Несмотря на озлобленность, Пушкин сохранил в своих текстах удивительное человеколюбие и великодушие, редко свойственное его современникам и не появлявшееся в русской литературе еще, наверное, до тургеневских «Записок охотника», увидевших свет спустя двадцать лет. Вместо негодования к служивым смотрителям и гробовщикам он сострадал им, а в «Метели» и «Станционном смотрителе» ругал на чем свет стоит гусар и молодых графов за беспринципность, связанную с материальным благополучием. Похоже, Пушкин начал писать о простых людях, потому что столкнулся с ними в Болдине сам — в изоляции мужики оказались в числе его немногочисленных собеседников. Так карантин открыл русской литературе обычного человека и поведал об образе жизни дворян в глуши, пусть пока через странную, слегка мистическую, ни на что не похожую призму.
Авторские путешествия. Пушкинское Болдино, или тайна вдохновения великого поэта
Так же, как в конце декабря нужно ставить в доме ёлку и складывать под неё подарки, золотой осенью (или в любое другое время года) каждому стоит непременно побывать в Пушкинском Болдино, чтобы лично ощутить очарование этих мест, от которых великий поэт испытал прилив творчества!
Далеко не на всех людей осень нагоняет тоску. Вот для Александра Сергеевича, например, осень была самым продуктивным временем года. Пушкин посещал Большое Болдино (ныне – Нижегородская область) всего три раза, но доподлинно известно, что именно здесь им было написано более 50 (!) произведений. Подобного в жизни Пушкина не было ни ранее, ни потом. Да, наверное, и в истории всей мировой литературы этот период – явление феноменальное, звучащее так поэтично: «болдинская осень»!
И с каждой осенью я расцветаю вновь:
Здоровью моему полезен русский холод.
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута — и стихи свободно потекут.
(А.С. Пушкин)
Список произведений, которые Пушкин написал во время визитов в Болдино
Арт-объект – символ «болдинской осени» в усадьбе Пушкина
И вот, учитывая всё ранее сказанное, мы с друзьями решили непременно побывать в этом необыкновенном месте и сравнить его с усадьбой Лермонтова в Тарханах, которое нам довелось повидать в прошлом году. Добираться из Волжского до Болдино на машине, конечно, не близко – порядка 800 километров, зато по пути можно посмотреть другие города (Саратов, Пензу, Саранск, Нижний Новгород).
Экскурсия была заказана заранее, поэтому мы смело направились по указателю «Касса», попутно оглядывая ухоженную территорию. С погодой нам повезло (забегая вперед, скажу, что проливной дождь начался после того, как мы вдоволь нагулялись). Стоимость экскурсии на человека составила около 200 рублей, нас провели по имению Пушкиных и по всей прилегающей территории.
Кстати, название села происходит от эрзянского мужского имени Балда или Балдай, то есть «башковитый, умный». Теперь понятно, почему именно Балда дурит попа в пушкинской сказке. Места эти, на самом деле, далеко не русские, ведь рядом проходит граница с республикой Мордовией.
Первый раз Александр Сергеевич приехал в Болдино в 1830 году – чтобы заложить часть усадьбы и получить деньги на приданое своей возлюбленной, Наталье Гончаровой, к предстоящей свадьбе. Но из-за эпидемии холеры, свирепствовавшей тогда в России, поэт задержался в усадьбе на всю осень. Это «вынужденное затворничество» сыграло на руку потомкам и способствовало невероятно плодотворной работе Пушкина: практически каждый день на свет рождались новые произведения! За это время он завершил работу над «Евгением Онегиным», циклом «Повести Белкина» и «Маленькие трагедии».
Сама Болдинская усадьба – это деревянный особнячок с мезонином, довольно типичный для того века. Надо сказать, что домик, на удивление, достаточно мал и весьма аскетичен. За свою двухсотлетнюю историю он претерпел неоднократные перестройки, но, главное – сохранил помещения первого этажа (те самые, в которых жил поэт, приезжая в Болдино). Он занимал две-три комнаты, обстановка которых очень точно воссоздана по документам: это прихожая, зальце и кабинет.
Прихожая совсем маленькая: там гости снимали верхнюю одежду, оставляли трости и шляпы, а сейчас туристы привязывают (!) к ногам музейные тапочки. А вот следующая комната полна значения. Зальце – самое просторное помещение в доме, с большими окнами и застекленной дверью, ведущей на веранду. Убранство зальца скромно, как у небогатого помещика, но зато – подлинная мебель пушкинского времени из этого дома.
Свой кабинет Пушкин устроил в угловой комнате рядом с зальцем: здесь нет даже письменного стола, его заменяет ломберный (карточный) стол у окна. Сохранился и уникальный графический документ, позволивший с большей точностью восстановить этот интерьер – рисунок самого Пушкина, сделанный им в ноябре 1830 года. На нем поэт (единственный раз в жизни) запечатлел уголок комнаты, в которой работал. Вероятно, ему хотелось лучше запомнить обстановку своего импровизированного болдинского кабинета – слишком необычной была эта осень в его творчестве. Кстати все документы, в отличие от книг – это качественно выполненные копии (подлинники находятся в Санкт-Петербурге, в доме-музее Пушкина).
Второй раз в Болдино Пушкин уже стремился сам. Осенью 1833 года поэт закончил поездку по пугачевским местам Урала и Поволжья и завернул в Болдино. Он искал вдохновения, предчувствуя, что снова «распишется» здесь. Так и случилось: все полтора месяца Пушкин жадно работал, часто над несколькими произведениями одновременно. В эту «болдинскую осень» поэтом было написано почти столько же много произведений, как и в первую: «Медный всадник», «Анджело», «Сказка о мёртвой царевне…», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Пиковая дама» и ряд стихотворений.
Последний раз Пушкин приехал в Болдино в 1834 году, и в течение 3-х недель он, в основном, занимался хозяйственными вопросами. Времени на творчество оставалось мало, но, тем не менее, именно в это время им была написана «Сказка о золотом петушке». В этот раз Пушкин поселился не в барском доме, где шел ремонт, а в помещении вотчинной конторы. Это деревянное строение, которое сейчас стоит в углу усадебного парка, на противоположном от дома берегу пруда.
В вотчинной конторе – две большие комнаты, разделенные просторными сенями. В одной из них воссоздана обстановка конторы, где велись дела по управлению имением; в другой – интерьер жилой комнаты. Так она могла выглядеть, когда в ней жил поэт. Здесь по-деревенски просто и уютно: бревенчатые стены, небольшие окна, беленая печь в углу. Почти вся мебель – красного дерева, но провинциальной работы: большой диван, стол, секретер, конторка. Под окнами стоит простой сундук, покрытый домотканым полотном, над ним – потускневшее старинное зеркало.
После этого поэт больше никогда не вернется в Болдино, хотя достоверно известно, что на следующий год он также собирался приехать, но не смог. Были и более основательные планы – он намеревался подать в отставку, оставить Петербург и поселиться в Болдино. Здесь поэт был бы свободен и независим от великосветских правил и долгов. Но, увы, Пушкин так и не смог выскочить из столичного круга: в 1837 году его не стало.
Мы вышли из Пушкинского дома с чувством легкой грусти… Очень хотелось быть в усадьбе еще и еще, проникнуться прелестью того времени. Долго ходили, смотрели на прекрасный парк, в котором сохранились пруды с земляными плотинами, мостики, дорожки, старый яблоневый сад (кстати, беседки и каскады прудов с аллеями были устроены позже наследниками – потомками брата поэта, Льва Сергеевича, которые жили в имении постоянно).
У входа в парк – чудесная скульптура Пушкина, отдыхающего на скамье. А в самом парке еще живы деревья-современники поэта: двухсотлетняя ива и несколько дубов. В центре усадьбы расположена величественная Церковь Успения Богородицы, построенная еще дедом поэта и освященная в год рождения Александра Сергеевича.
Очень порадовал музей пушкинских сказок, расположенный в бывшем доме церковного причта (штата священнослужителей). Здесь представлены экспозиции разных сказок: «Сказки о рыбаке и рыбке», «Сказки о царе Салтане» и других. Много интересных экземпляров музея – куклы, панно – выполнены детьми из Центра художественных ремесел Нижегородской области.
А на окн ах – р оспись по шелку в технике «батик» не обыкновенной красоты: она меняет окраску в зависимости от того, под каким углом на нее посмотришь.
На территории усадьбы также воссозданы барская кухня, баня, людская, каретник, конюшня, амбар. В них размещаются этнографические экспозиции, рассказывающие о жизни усадьбы во времена Пушкиных. А еще в музее можно взять в прокат костюмы пушкинской эпохи, погулять по усадьбе в старинных нарядах и пофотографироваться. Летом здесь есть своя прелесть, но особенно интересной и атмосферной, разумеется, станет осенняя поездка.
Конечно, по сравнению с Лермонтовскими Тарханами заповедник в Болдино выглядит не так солидно (что называется, «бедненько, но чистенько»). Видимо потому, что является музеем не федерального значения, а областного, как нам сказал экскурсовод. Но говорят, что вопрос о его передаче государству сейчас рассматривается, и, возможно, будет решен положительно. Очень чувствуется трепетное отношение сотрудников музея к наследию поэта и желание надолго его сохранить, чтобы рассказать потомкам о нашем Пушкине.
Во всем этом есть какая-то недосказанность, грусть и загадка… Что здесь видел и слышал поэт? Отчего так легко лились его стихи, написанные тут? Да кто ж теперь знает! Хочется сказать, слегка перефразируя песню группы ДДТ:
Ах, Александр Сергеевич, милый!
Ну что же Вы нам так мало сказали
О том, как дышали, искали, любили,
О том, что в последнюю осень Вы знали
В последнюю осень…..
Елена К., Волжский
Ещё материалы по теме:
ну здорово же! Действительно просыпаются самые прекрасные чувства. Трогательно.
Добавление новых комментариев заблокировано в связи с истечением времени.