в каком году психология стала самостоятельной наукой

Что такое психология: понятие, предмет изучения, методы

в каком году психология стала самостоятельной наукой. lazy placeholder. в каком году психология стала самостоятельной наукой фото. в каком году психология стала самостоятельной наукой-lazy placeholder. картинка в каком году психология стала самостоятельной наукой. картинка lazy placeholder. Приветствую, дорогие читатели!

Приветствую, дорогие читатели!

Психология (от греческих слов «психе» (душа, характер) и «логос» (наука) – это наука, изучающая человеческую психику, закономерности в поведении отдельных людей и их групп, а также особенности их взаимодействия между собой. Психология изучает все психические процессы – как осознаваемые человеком, так и не осознаваемые. Основная цель данной науки – накопление знаний, представляющих практическую ценность для различных сфер жизни и профессиональной деятельности.

Психология – относительно молодая наука, появившаяся в 1879 году. Но «Учение о душе», послужившее её прообразом, существовало ещё в античные времена. На протяжении многих веков психические процессы человека изучались на стыке биологии, медицины, философии, педагогики и прочих наук. И только в конце XIX века сформировалось современное понимание того, что такое психология, и она стала полностью самостоятельной наукой. Её создателем принято считать немецкого врача Вильгельма Вундта.

Что изучает психология?

в каком году психология стала самостоятельной наукой. lazy placeholder. в каком году психология стала самостоятельной наукой фото. в каком году психология стала самостоятельной наукой-lazy placeholder. картинка в каком году психология стала самостоятельной наукой. картинка lazy placeholder. Приветствую, дорогие читатели!

Основным объектом изучения данной науки являются психические процессы человека – чувства, эмоции, цели, мотивация, воображение, мышление, принятие решений, темперамент и прочие особенности поведения и восприятия. Психология пытается ответить на вопрос, что движет человеком в различных ситуациях, почему он принимает определенные решения, какие процессы происходят в его «внутреннем мире».

В задачи современной психологии входит изучение и решение проблем в разных сферах человеческой жизни – как личной, так и профессиональной. Внутри этой науки существует большое количество отдельных прикладных направлений, изучающих отдельные аспекты деятельности человека. В качестве простых примеров можно назвать такие направления как:

Задачи каждого направления очевидны из названия. Так возрастная психология изучает особенности поведения человека на разных жизненных этапах. Объектом изучения социальной психологии является взаимодействие людей в обществе и особенности их поведения, продиктованные этим взаимодействием. Семейная психология занимается укреплением семьи и решением внутрисемейных противоречий. Существуют направления, изучающие поведение людей в спорте, в религии, на промышленном производстве, в учебе и прочих сферах.

История появления и развития психологии

О том, что психология является древней наукой, свидетельствует её название. Термин образован от греческих слов «психе» (душа, характер) и «логос» (наука). Также в древнегреческой мифологии описывается прекрасная принцесса Психея, являвшаяся олицетворением человеческой души. Она обладала мистическим влиянием на людей – сам Эрос (Амур) не смог противостоять её чарам и влюбился.

Первые научные труды, которые можно назвать психологическими, принадлежат Платону и Аристотелю (V и IV вв. до н.э.). Значительный вклад в развитие учения внёс Авиценна (X-XI вв.). Самостоятельное научное направление сформировалось в XVIII веке благодаря немецкому ученому Христиану Вольфу. А современной научной дисциплиной психология стала в 1879 году, когда Вильгельм Вундт создал свою психологическую лабораторию и начал проводить первые исследования.

В разные века люди по-разному понимали, что такое психология. В истории развития данной науки выделяют 4 этапа, на каждом из которых был собственный объект изучения:

Сегодня психология представляет собой сложную многоотраслевую науку, включающую порядка 100 достаточно самостоятельных направлений.

Виды психологии

Помимо большого количества специализированных направлений психология делится на две большие составляющие части:

Чтобы лучше понять, чем отличаются академическая и прикладная психология, рассмотрим каждый раздел подробнее.

Академическая психология

Это фундаментальная наука, исследования которой носят чисто научный характер и изначально не направлены на получение практических результатов. При исследовании определенного психического процесса ставится задача изучить его и понять, найти взаимосвязь с другими процессами.

Академическая психология характеризуется тем, что:

Несмотря на эти особенности, академическая психология занимается некоторыми прикладными исследованиями, если они представляют теоретический интерес. Благодаря этому могут быть обнаружены способы влияния на психические процессы, которые в дальнейшем найдут практическое применение в других областях.

Прикладная психология

Поскольку прикладная психология направлена на получение практических результатов в различных сферах человеческой деятельности, она включает большое количество направлений. Её основными областями являются:

К прикладной психологии относятся области, направленные на оказание помощи тем, кто в ней нуждается. Обычно это люди, которые:

Все перечисленные проблемы и жизненные ситуации находятся в компетенции прикладной психологии. В большинстве перечисленных случаев уместна консультация у психотерапевта.

Методы психологии

в каком году психология стала самостоятельной наукой. lazy placeholder. в каком году психология стала самостоятельной наукой фото. в каком году психология стала самостоятельной наукой-lazy placeholder. картинка в каком году психология стала самостоятельной наукой. картинка lazy placeholder. Приветствую, дорогие читатели!

Все применяемые в психологии методы делятся на две большие группы:

С целью сбора данных, пригодных для исследования и анализа, применяются такие методы как:

В прикладной психологии перечисленные методы обычно комбинируются, чтобы провести максимально точный и всесторонний анализ психики испытуемого. Например, практически каждый человек хотя бы однажды устраивался на работу и проходил при этом собеседование и тестирование. А психотерапевты комбинируют такие методы как собеседование, наблюдение и биографическое исследование, а также предлагают клиенту провести самонаблюдение в определенных ситуациях.

Заключение

Каждому человеку полезно знать, что такое психология и как её методы могут помочь ему в жизни и работе. Да, это сложная и многогранная наука, на изучение которой у специалистов уходят многие годы. Но даже базовые знания в психологии пригодятся каждому. Они позволяют быть эффективнее, лучше справляться с проблемами, улаживать конфликты с друзьями и родственниками. Любой взрослый человек, заинтересованный в саморазвитии, должен изучать психологию, чтобы определять мотивы чужих поступков, находить общий язык с окружающими, а также понимать природу собственных эмоций и переживаний.

Источник

Как проходило становление психологии в качестве самостоятельной научной области

Зарождение психологии как науки

Становление психологии и начало ее развития в качестве самостоятельной науки происходило, как считается, с 1879 года, когда немецким физиологом, философом и психологом Вильгельмом Вундтом (1832- 1920) была создана первая экспериментальная психологическая лаборатория при Лейпцигском университете. Спустя 2 года на основе данной лаборатории формируется Институт экспериментальной психологии, в стенах которого проходили обучение многие выдающиеся мировые психологи, включая российских ученых В. М. Бехтерева, Г. И. Челпанова, Н. Н. Ланге. В этот же период Вундт основал первый психологический журнал и провел в Париже в 1889 году первый международный психологический конгресс с учреждением научного психологического сообщества.

Становление психологии как самостоятельной науки связано с развитием ее предмета, который, по представления Вундта, уникален и заключается в непосредственном опыте субъекта. Этот опыт он постигает через самонаблюдение, интроспекцию, то есть особую процедуру наблюдения субъекта за процессами, происходящими в сознании. После определения «простейших элементов сознания» в форме ощущений и элементарных чувств, Вундт за основную задачу психологии принял установку связи между элементами и «законами» душевной жизни.

Американский психолог Эдвард Титченер (1867-1927) создал структурную психологию, развивая концепцию интроспективной психологии Вундта. За основной метод изучения ученый принял аналитическую интроспекцию, особенность которой состояла в том, что испытуемые давали результаты самонаблюдения терминами элементов структуры сознания, а не понятиями предметов внешнего мира или стимулами. Элементы сознания, по мнению Титченера, включали ощущения, представления и простейшие чувствования. Из них, как из кирпичиков, формировалось все разнообразие душевной жизни человека.

Другим последователем Вундта, немецким психологом и философом Освальдом Кюльпе (1862-1915), была основана Вюрцбургская школа. Эта школа развивала интроспективный метод, который отличался от методов Вундта и Титченера. Они одновременно рассматривали собственно сознательный опыт и процесс наблюдения за содержательной стороной данного опыта. Систематическая же интроспекция Кюльпе обладала больше ретроспективным характером, ведь испытуемые решали предложенную задачу, впоследствии подробно описывая ход психических процессов при ее решении. Здесь основной объект исследования представлял собой процесс мышления, а не его результат.

Развитие различных направлений психологии

Вместе со структурной психологией Вундта происходило развитие другого подхода к исследованию сознания — функционального. Основным представителем этого знания становится психолог и философ, американец Уильям Джемс (1842-1910), рассматривающий сознание с позиции важной приспособительной функции к среде. Ученый описывал психическую жизнь, включая ее динамичность изменчивость, непрерывность в качестве «потока сознания». Он становится автором теории личности, вводит именно «личностное» измерение сознания: Я «познаваемое» и Я «познающее».

На конец XIX века становится очевидно, что метод интроспекции имеет ограничения, при этом круг психических явлений нельзя рассматривать только с позиции феноменов сознания.

На этом этапе признание находят идеи создания «другой» психологии. В своей работе «Мысли об описательной и расчленяющей психологии» немецкий философ и психолог Вильгельм Дильтей объяснял существование не одной психологической науки, а двух, включая объяснительную (современная интроспективная психология) и описательную. Каждая их них обладала собственным предметом и методами. Описательная психология строится на других основаниях, стремясь, в первую очередь, к пониманию душевной жизни индивида, включая ее целостность и уникальность. Дильтей полагал, что психологию можно отнести не к циклу наук о природе, а к гуманитарным дисциплинам, включающим историю и культурологию. По этой причине естественно-научный, экспериментальный метод в психологии не применяется, а методом гуманитарных наук должен становиться метод понимания, где исследователь должен прочувствовать исследуемый объект. Одновременно с этим понимающая психология не занимается отвержением методов объясняющей психологии. На сегодняшний день введенное Дильтеем различие в объяснительной и описательной психологии не теряет актуальности. Проблема определения, к какому типу наук можно отнести психологию (естественные или гуманитарные), в том числе определение принципов построения познания человеческой души, остается открытой, не имея однозначного ответа.

Интенсивная эволюция экспериментальной психологии в начале прошлого века способствовала расширению круга исследуемых аспектов, что сделало очевидным недостаточность психологии сознания и интроспективного метода в ходе объяснения душевной жизни индивида. Произошло и изменение и самого представления о сознании, оно больше не рассматривалось в качестве замкнутого в себе внутреннего мира, который доступен познанию только самого субъекта.

Становление предмета психологии характеризовалось тем, что появилась потребность принципиально пересмотреть на него взгляды. Это проявилось в появлении нескольких конкурирующих концепций, отстаивающих свои позиции на то, чем должна заниматься психология.

Учение Фрейда

Идея о том, что психику нельзя ограничивать только областью осознаваемого, были высказаны задолго до возникновения психоанализа. Но именно Фрейдом бессознательное было поставлено в качестве предмета психологии. Первоначально метод создавался для лечения истерических неврозов, впоследствии Фрейд применил его к объяснению психической жизни здоровых людей. По его теории движущая сила поведения развитой личности представлена неосознаваемыми, иррациональными влечениями, основой которых является влечение к жизни и смерти. Психика включает 3 области: бессознательное, предсознательное и сознание. Источник, придающий мотивационную силу поведению, представлен бессознательным, насыщенным энергией либидинозными влечениями, подавленными и вытесненными из области сознания под влиянием «цензуры», запретов и табу общества. Вытесненные влечения характеризуются большим энергетическим зарядом, тем не менее, они не допускаются в область сознания. Сознание сопротивляется, по этой причине содержание бессознательного способно проникнуть в сознание в искаженном, измененном виде.

Фрейдом были определены 3 формы проявления бессознательного: сны, ошибочные действия (описка, оговорка и др.) и невротический симптом. Исходя из этого, он разработал оригинальные методы, позволяющие получить исходный материал о содержании глубинных структур психики индивида. Они включали анализ снов, свободные ассоциации, анализ описок, оговорок, забывания. Интерпретация данного материала и представляет собой суть метода психоанализа.

Метод нашел широкое применение во всем мире, его приверженцами стали не только психологи, но и представители других областей науки и культуры. Степень плодотворности концепции Фрейда проявилась еще и в том, что его учениками, соратниками и последователями были сформированы свои оригинальные концепции и направления исследования (аналитическое направление К. Г. Юнга, индивидуальная психология А. Адлера).

Учение бихевиористов и гештальт терапия

Формирование психологии в начале XX века происходило под влиянием бихевиоризма, начало которого было положено публикацией Джоном Уотсоном статьи «Психология с точки зрения бихевиориста». Предпосылки возникновения этого направления сформировались задолго до того. Этому способствовали достижения в сфере изучения психики и поведения животных Ж. Леба и Э. Торндайка, концепция И. П. Павлова об условных рефлексах.

Бихевиористы отказываются рассматривать субъективный мир человека как предмет психологии. Таким они предлагали считать поведение человека и животного, относя к данной категории все объективно наблюдаемые реакции организма на внешнее воздействие. В соответствии с концепцией бихевиористов, задача психологии заключается в выявлении закономерностей и связей стимулов и реакций, а цель состоит в предсказании поведения субъекта и управлении им. Бихевиористы отказываются от метода интроспекции, заменяя его объективным наблюдением и экспериментом. Важнейшей темой экспериментального исследования становится проблема научения и выработка навыков. Это определило возможность сбора фактов, подверженных тщательной статистической обработке. Тем не менее, основная масса экспериментов проводилась на животных (белых крысах), а закономерности и законы, полученные в результате исследований, легко переносились на поведение людей.

До 60-х гг. XX в. данное направление, наряду со сменившим его необихевиоризмом, господствовали среди концепций американской психологии. Они повлияли на развитие психотерапии, социальной психологии, методов обучения, психологии рекламы и др. Вместе с этим механицизм бихевиоризма и игнорирование им сознания вызывают жесткую критику последователей других теоретических направлений.

В Германии в 1910-30 гг. получило развитие психологическое направление гештальтпсихологии, основными представителями которого стали сотрудники Берлинского университета М. Верттеймер, В. Кёлер, К. Коффка. Гештальтпсихология не отказалась от исследования феномена сознания и метода феноменологического самонаблюдения, но понимала само сознание в качестве некоего динамического целого, «поля», каждая точка которого взаимодействует с остальными. Единица анализа этого поля — гештальт, который представляет собой целостную образную структуру, которую невозможно свести к сумме составляющих его ощущений. В сфере изучения восприятия и творческого мышления достижения гештальтпсихологии составили золотой фонд мировой психологии. После того, как к власти пришел Гитлер, школа распалась по причине эмиграции ее основных участников. Тем не менее, их идеи оказали существенное влияние на развитие психологии.

Выводом лекции является то, что в начале 20 века в психологии сформировалось большое количество конкурирующих, порой несовместимых и несопоставимых направлений, включая психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихологию, динамическую психологию К. Левина, генетическую психологию Ж. Пиаже и др. Нельзя было говорить о существовании единой науки, присутствовали различные концепции, обладающие собственным предметом исследования, методами и принципами. Такую уникальную ситуацию назвали открытым кризисом психологии, положительное содержание которого состояло в активной работе в области создания психологической теории, способной ответить на запросы интенсивного социально-экономического развития общества.

Источник

История развития психологии как науки

в каком году психология стала самостоятельной наукой. 3122962ab02eb4e124919aeb542bea73. в каком году психология стала самостоятельной наукой фото. в каком году психология стала самостоятельной наукой-3122962ab02eb4e124919aeb542bea73. картинка в каком году психология стала самостоятельной наукой. картинка 3122962ab02eb4e124919aeb542bea73. Приветствую, дорогие читатели! наталья Высоцкая
История развития психологии как науки

Тема: «История развития психологии как науки»

Высоцкая Наталья Николаевна.

Становление психологии как науки имеет длительный период, но достаточно короткую историю. С Древней Греции идут попытки объяснения психических явлений. Психикаи душа рассматривались как непременный атрибут природы: все имеет душу, а она, в свою очередь, является источником движения и развития. Душа – это независимая от физического тела субстанция, которая оказывает влияние на судьбу человека, его здоровье, успех. Такой подход получил название анимизма (от лат. anima – душа, дух). В дальнейшем представления о природе психики развивали Демокрит и Платон. Демокрит – родоначальник материалистических взглядов на психикайту.

Он считал, что душа состоит из атомов. Дал объяснение явлению причинности и показал, что не бывает беспричинных явлений. Платон, напротив, говорил о первичность идей и вторичности материального мира. Он считал, что любое познание – это процесс воспоминания души. От Платона берет начало философия идеализма. Великие умы античности предполагали, что существует связь психики и мозга. Они считали, что психика зависит от окружающей среды, и различали устойчивые индивидуальные признаки психики человека.

В средние века, в условиях тотального господства религии, был запрет на изучение человека. И все же, начиная с 15 в., продолжилось развитие психологической мысли, и было оно связано с расцветшей механикой. Первым законы механики применить к психике пытался Декарт. Он сравнил работу организма с техническими устройствами. А также полагал, что животное бездушно, а его поведение – это реакция на внешнее воздействие. Декарт ввел понятия рефлекса и сознания, но «разорвал» их. Спиноза предпринял попытку преодолеть дуализм Декарта. Он хотел создать учение о человеке как целостном существе.Он выделял 3 основных мотива деятельности человека: влечение, радость, печаль. На основе этих мотивов проявляются разнообразные эмоциональные состояния. Локк развил идеи чувственных источников познания мира. Его учение называется сенсуализм, поскольку он утверждал, что в разуме нет ничего, что не прошло бы через органы чувств.

В 18 в. французские философы Дидро, Гольбах, Гельвеций, Кондильяк впервые выдвинули идеи о социальной детерминации психики человека. Эти идеи легли в основу части положений современной психологии.

В начале 19 в. появились новые подходы к психике. Наметился посыл для формирования психологии как науки. В числе предпосылок можно выделить развитие анатомии и физиологии нервной системы. Во второй половине 19 в. знания из области биологии, физиологии, медицины стали основой для создания научной психологии.

Глава 1 Период формирования психологического знания в рамках других научных дисциплин (4 – 5 вв. до н. э. – 60-е гг. 19 в.)

С позиции методологии науки история психологии может быть описана как последовательность этапов становления представлений о предмете, методе и объяснительных принципах в рамках научных парадигм, в последовательности их возникновения, сосуществования, конкуренции и смены на разных стадиях формирования психологии как единой самостоятельной научной дисциплины.

В истории психологии есть период, когда она формировалась в недрах других научных дисциплин, и период, когда происходило ее становление как самостоятельной научной дисциплины.

Для периода формирования психологиив рамках других научных дисциплин характерно:

1. несамостоятельность психологического знания. Это знание представлялось как одна из частей философских и медицинских учений. Сначала оно было в виде учения о душе, затем – философской теории познания, учений об опыте и сознании;

2. отсутствие сообществ, которое разделяло бы общие взгляды на предмет и метод изучения;

3. умозрительный характер исследований. В этот период совершенно отсутствовал экспериментальный подход к исследованиям.

1.1. Учение о душе (5 в. до н. э. – начало 17 в. н. э.)

Учение о душе имеет свою основу в рамках древнегреческой философии и медицины. Наукав Древней Греции зародилась в связи с двумя обстоятельствами:

1. наука является особой областью человеческой деятельности. Образовалась она в независимости от религии и существовала отдельно от нее;

2. упорядоченность космоса (всего сущего) считалась основанной не на власти сверхсущества, а на законе. Греки чрезвычайно почитали закон, и даже верховные боги были подчинены ему.

Новые представления о душе не являлись религиозными, не было основаны на традициях. Эти представления были полностью светскими, открытыми для всех и доступными для рациональной критики. Цель построения учения о душе состояла в выявлении свойств и закономерностей ее существования, т. е. учение о душе имело отчетливый номотетический характер.

Другим событием, которое оказало влияние на развитие учения о душе, был переход от стихийного и иррационального анимизма, согласно которому все события совершаются под влиянием душ природных объектов, к гилозоизму – философскому учению, в основе которого лежит представление о неотделимости жизни от материи, о жизни как всеобщем свойстве материи. Это учение ввело исходное положение о целостности наблюдаемого мира. Хотя эта точка зрения, разделяемая, в частности, Декартом, ведет к панпсихизму (представление об одушевленности объектов и живой, и неживой природы, гилозоизм включает душу в сферу действия естественных законов, делает доступным ее изучение. Таковы были начальные условия формирования учения о душе и его исходные положения. Развитие именно этих положений надолго определило историю становления психологического знания.

Важнейшие направления развития представлений о душе связаны с учениями Платона (427 – 347 гг. до н. э.) и Аристотеля (384 – 322 гг. до н. э.). Платон разделил материальное смертное тело и нематериальную бессмертную душу. Индивидуальные души представляют собой несовершенные образы единой универсальной мировой души. Каждая из душ обладает частью универсального духовного опыта, который она припоминает, и в этом заключается суть индивидуального познания. Это учение заложило основы философской теории познания и определило ориентацию психологического знания на решение собственно философских, этических, педагогических и религиозных проблем.

Принципиально иное представление о душе было дано Аристотелем в его психологическом трактате «О душе». URL:

По Аристотелю, душа есть не что иное, как форма живого органического тела. Душа обеспечивает предназначение. Она является основой всех жизненных проявлений и неотделима от тела. Такое положение полностью противоречит учению Платона о вселении душ при рождении и истечении их при смерти. Зато оба философа согласны, что душа определяет цель активности живого тела. Понятие цели, конечной причины введено Аристотелем для объяснения детерминированности поведения живых организмов. Такое объяснение было телеологично, приводило к парадоксу влияния будущего на прошлое, но позволяло ввести в круг объяснимых феноменов активность живых организмов. Аристотель дал одну из наиболее ранних формулировок объяснительных принципов психологии – развития, детерминизма, целостности, активности.

Ученик Платона, последователь Аристотеля Теофраст (372 – 287 гг. до н. э.) в трактате «Характеры» дал описание 30 различных характеров, развивая аристотелевское представление об этом свойстве человека. Его работа положила начало отдельной линии в популярной психологии, которую продолжили в эпоху Возрождения Монтень, в эпоху Просвещения – Лабрюйер, Ларошфуко, затем фон Книге, а в наше время – Карнеги.

Успехи, достигнутые античными философами и медиками в развитии учения о душепослужили фундаментом всех дальнейших разработок психологического знания, которые на этом этапе в основном сводились к расширению круга рассматриваемых феноменов. В 3 – 4 вв. н. э. в работах Плотина (205 – 270, Аврелия Августина (354 – 430) и раннехристианских философов и теологов в качестве предмета исследования выделяется внутренний мир человека, возможности самопознания, впервые появляются описания феноменов сознания, например его направленность на предмет, выделенная Фомой Аквинским (1226 – 1274).

С 5 по 14 в. в работах Боэция (480 – 524, Фомы Аквинского, Дунса Скота (1256 – 1308) складывается представление о личности. Важно заметить, что мощное влияние христианской теологии, основы которой включали философию неоплатонизма, придавало этим работам этико-теологический характер, приближая его к линии, заложенной учением Платона.

1.2. Философская теория познания, учения об опыте и о сознании (середина 17 в. – середина 19 в.)

Представления о душе радикально изменились после того, как Рене Декарт (1596 – 1650) ввел понятие «сознание». Оно рассматривалось как критерий, различающий душу и тело. Интроспекция, по мнению Декарта, настолько очевидна, что была применена им для неоспоримого доказательства самого существования субъекта, сформулированного в виде афоризма «мыслю, следовательно, существую». Согласно критерию интроспекции, душой обладает только человек, а животные не имеют души и действуют подобно механическим устройствам. Для объяснения собственно телесных действий у животных и у человека Декарт ввел представление о рефлексе, в котором был реализован принцип механистического детерминизма. Суть рефлекса, по Декарту, состоит в том, что внешние воздействия посредством перемещения животных духов по нервам приводят к движению определенных мышц, которое и представляет собой действие организма. Учение Декарта составило основу нового психологического знания,поскольку оно ввело представления:

— о доступности внутреннего мира через интроспекцию;

— о рефлексе как механизме поведения;

— о ведущей роли внешнего мира в детерминации поведения, а также ее механистическую интерпретацию;

— о психофизической проблеме и ее дуалистическом решении.

Эти нововведения надолго определили ход развития философского учения о познании, а затем послужили важным фактором при образовании и развитии научных парадигм в психологии.

К середине 17 в. опыт был принят как предмет философской теории познания. Понятие опыта включало идеи, ощущения, чувства и результаты самонаблюдения. В это время сложилось и стало доминировать представление, что знание основывается на опыте, а идем, которые составляют содержание сознания, появляются на основе опыта. Эта точка зрения восходит к сенсуализму, учению, сложившемуся еще в античности, согласно которому нет ничего в разуме, чего раньше не было бы в чувстве. Именно важнейшая роль представления об опыте определила название целого направления исследований в рамках философии познания – эмпирическая психология. Этот термин, введенный Христианом Вольфом (1679 – 1754, подчеркивал задачу изучения конкретных явлений психической жизни, используя самонаблюдение, в отличие от рациональной психологии, которая занималась вечной, неизменной, бессмертной душой. Учение о сознании формировалось в рамках философии, и, даже используя результаты естественнонаучных работ, оно не имело опытного характера в современном смысле этого слова.

Основой изучения сознания как у предшественников Вольфа – Гоббса (1588 – 1679) и Локка (1632 – 1704, так и у мыслителей, развивавших это учение до второй половины 19 в. – Кондильяка (1715 – 1780, Гербарта (1776 – 1841, Лотце (1817 – 1881, был именно прием интроспекции, их объединяла идея об особой сущности изучаемых явлений, постигаемых исключительно самонаблюдением. И внешний, и внутренний опыт доступны только самонаблюдению.

Лейбниц (1646 – 1716) ввел в дополнение к понятию «перцепция» термин «апперцепция», трактуя его как психическую силу, детерминирующую целенаправленность действий, их активный, осознаваемый, произвольный характер. Таким образом, если картезианские и локковские представления о сознании исчерпывали всю феноменологию состояний духа, то Лейбниц впервые выделил круг неосознаваемых, недоступных самонаблюдению явлений.

Ассоциативная и эмпирическая психология в этот период выступали как отрасли философской теории познания и уже поэтому не могли находиться в противоречии.

Именно с развитием эмпиризма в философском учении о познании связано возникновение названия новой дисциплины – психологии. Появление термина «психология» принято связывать либо с теологическими трудами деятеля Реформации Филиппа Меланхтона (1497 – 1560, либо с обозначением особого раздела литературы, введенного в 16 в. философами Гоклениусом и Кассманом. Лейбниц предложил для обозначения знаний о душе термин «пневматология», но его ученик Вольф ввел в широкое употребление термин «психология».

В конце 18 – начале 19 вв. психологическое знание начинает выходить за пределы философии – в языкознание, в этнографию, в биологию и медицину. Спенсер сформулировал принцип адаптации организмов к среде, Дарвин наметил нетелеологическое объяснение целенаправленности поведения, изучил инстинктивное поведение и эмоции, показал эволюционное происхождение некоторых форм поведения человека, Гальтон поставил вопрос о наследственности психологических характеристик, английский невролог Джексон успешно изучал закономерности локализации и распределения обеспечения психических функций различными структурами мозга. Плодотворный контакт с физиологией и анатомией был развит при разработке идей Декарта о рефлексе. Исходное умозрительное представление приобрело конкретное анатомо-физиологическое выражение в работах Прохазки, Белла и Мажанди как рефлекторная дуга, по которой нервной возбуждение распространялось от рецептора к эффектору так, что сенсорный стимул вызывал двигательную реакцию. Сеченов на основе представления о рефлексе сформулировал одну из основных программ превращения психологии в научную дисциплину.

В этот период важнейшей проблемой становилась выработка отношения психологии к таким общенаучным ценностям, сформировавшимся к тому времени в естественнонаучных дисциплинах, как приемы экспериментального исследования, требования к его обобщенности, объективности, количественному характеру знания.

Таким образом, в период, когда психологические знания формировались в недрах других наук, произошел отказ от донаучного представления о душе как нематериальной бестелесной субстанции. Сознание и опыт человека стали изучаться на основе самонаблюдения. Сформировалась необходимость перехода от философских исследований теоретико-познавательного типа к конкретно-научным методам. Период этот можно назвать допарадигмальным.Для него характерны следующие явлениия:

1. накопилось множество наблюдений, которые были легко доступны для исследователя (через самонаблюдение);

2. была затруднена оценка логических противоречий и степени важности наблюдений. Как следствие, любые полученные результаты считались одинаково ценными и уместными;

3. научные парадигмы задавались школами, в которых авторитет руководителя (основателя) перебивал необходимость строгого соответствия результатов основным требованиям к научному знанию;

4. в допарадигмальный период доминирующие взгляды менялись очень редко. Даже учитывая тот факт, что они уже были не достаточно жизнеспособны.

В период развития психологического знания в недрах других наук не произошло становления необходимых составляющих структуры научного знания – собственного предмета и метода, таких институтов, как специализированные лаборатории, научные периодические издания, обеспечивающие коммуникацию научного сообщества, не существовало и самого сообщества профессиональных психологов.

Глава 2 Психология как самостоятельная научная дисциплина (60-е гг. 19 в. – настоящее время.)

В 60-х гг. 19 в. начинается новый период развития психологической науки.Для него характерны следующие черты:

1. появляются новые научные парадигмы, институты и психологические профессиональные сообщества;

2. внутри парадигм формируются представления о предмете и методе исследования;

3. согласовываются предмет и метод психологии с общенаучными нормами и ценностями;

4. развиваются контакты с другими науками, в результате чего возникают новые парадигмы и отрасли психологии;

5. появляется большое разнообразие и конкуренция парадигм.

Оформление психологии как самостоятельной научной дисциплины связано с появлением первых научных программ, созданных Вундтом и Сеченовым. Программа Вундта ориентировалась на общенаучный экспериментальный метод. Но единственным прямым методом психологии Вундт называл самонаблюдение, так как предмет психологии – это непосредственный опыт самого человека. Роль эксперимента ограничивается лишь приданием результатам исследований точности и надежности. Важнейшая роль Вундта в становлении психологии как самостоятельной научной дисциплины состояла в том, что именно он организовал первые специализированные институты психологической науки. В 1879 г. Вундт основал научную лабораторию в Лейпциге, а в 1881 г. – научный журнал «Философские исследования». Вундт также учредил фиксированное членство в научном психологическом сообществе, благодаря проведению в Париже в 1889 г. Первого международного психологического конгресса. Интроспекция, предложенная Вундтом в качестве метода психологии, получила дальнейшее развитие в парадигме структурной психологии, которую основал Титченер (1867 – 1927, продолжатель идей Вундта в США.

К концу 19 в. проявилось осознание, что интроспекция не раскрывает основных сторон психики. И изначально потому, что круг изучаемых в психологии явлений не исчерпывается феноменами сознания. А также интроспекция может быть применима лишь к небольшому числу объектов, соответствующих предмету психологии.

Существенные изменения в представления о предмете и методе психологии были внесены З. Фрейдом (1856 – 1939, который основал парадигму психоанализа. До того, как психоанализ превратился в версию популярной психологии, он был направлен на изучение личности и строился в соответствии с такими принципами, как принцип детерминизма, принцип развития, принцип активности, источник которой, согласно учению Фрейда, лежит внутри субъекта. Психоанализ отказался от интроспекции как метода исследования.

В период с 1910 по 1930-е гг. в психологии сформировалось множество конкурирующих несовместимых и даже несопоставимых парадигм. Это была уникальная ситуация в истории науки. Ни в одной дисциплине не происходило столкновения такого множества столь различных парадигм. Вот неполный список собственно психологических парадигм,сформировавшихся во время открытого кризиса: бихевиоризм; когнитивный бихевиоризм Толмена; психоанализ; учения Фрейда, Юнга, Адлера; гештальтпсихология; динамическая психология Левина; описательная психология Дильтея и Шпрангера; генетическая психология Пиаже; культурно-историческая теория Выготского;различные версии теории деятельности: Басова, Рубинштейна; реактология в версиях Корнилова и Бехтерева; психология установки Узнадзе. Состояние психологии в 1910 – 1930-е гг. представляло собой стадию открытого кризиса. Этот период продолжается вплоть до настоящего времени, для него характерно разнообразие и конкуренция парадигм. Благодаря множеству конкурирующих парадигм мы имеем наиболее полное представление о предмете и методе в психологии. Чтобы продуктивно выйти из кризиса, необходима выработка психологическим сообществом общего мнения об основных научных ценностях, принципах, предмете и методе психологии.

Структура современной психологии представляет собой все этапы ее становления. Строгие требования практики исследования, а также внутри- и межпарадигмальная критика ведут к трансформации заимствованных принципов и понятий. Конкуренция и взаимосвязи парадигм в психологии ведут к ее интенсивному развитию. Мы можем выделить некоторые основные направления развития психологической науки:

1. развитие уже существующих парадигм. Например, на основе теории деятельности Леонтьева появилась психосемантика. Предметом ее исследования является генезис, строение и функционирование системы значений в индивидуальном сознании. Она использует современные методики и не нуждается в методе интроспекции;

2. появление новых парадигм. Например, в 1950 – 1960-е гг. появилась гуманистическая психология. Предметом ее изучения является целостная личность человека;

3. формирование различных версий объяснительных принципов, представлений о предмете и методе психологии. В 1960 – 1980-е гг. на основе принципа целостности был сформулирован принцип системности. В различных парадигмах прорабатываются различные аспекты этого принципа;

4. появление новых объяснительных принципов. К примеру, принцип субъективности наиболее полно очерчивает предмет и метод психологии, и сейчас он проходит стадию интенсивного развития;

5. экспансия наиболее развитых парадигм на другие отрасли психологии. Например, значительно расширилась сфера исследований в когнитивной психологии. Это направление стало развиваться в 1950-е гг. в противовес доминированию бихевиоризма;

6. развитие связей психологии с другими науками. Этот процесс приводит к зарождению новых отраслей психологии. Так, в контакте психологии с языкознанием сформировалась психолингвистика, с неврологией, нейрофизиологией и психофизиологией – нейропсихология, с популяционной генетикой – генетическая психофизиология.

в каком году психология стала самостоятельной наукой. detsad 1370617 1551457463. в каком году психология стала самостоятельной наукой фото. в каком году психология стала самостоятельной наукой-detsad 1370617 1551457463. картинка в каком году психология стала самостоятельной наукой. картинка detsad 1370617 1551457463. Приветствую, дорогие читатели!Фотоотчет «Месячник науки» Елена Фролова Фотоотчет «Месячник науки» Елена Фролова Фотоотчет «Месячник науки» Елена Фролова Фотоотчет «Месячник науки» В рамках месячника.

в каком году психология стала самостоятельной наукой. detsad 301366 1465650635. в каком году психология стала самостоятельной наукой фото. в каком году психология стала самостоятельной наукой-detsad 301366 1465650635. картинка в каком году психология стала самостоятельной наукой. картинка detsad 301366 1465650635. Приветствую, дорогие читатели!Фотоотчет о проведенном мероприятии «Чудеса науки» В нашем детском саду в течение года для детей разного возраста проводится очень много интересных мероприятий. Для детей старших и подготовительных.

в каком году психология стала самостоятельной наукой. detsad 934174 1581192396. в каком году психология стала самостоятельной наукой фото. в каком году психология стала самостоятельной наукой-detsad 934174 1581192396. картинка в каком году психология стала самостоятельной наукой. картинка detsad 934174 1581192396. Приветствую, дорогие читатели!Фотоотчет ко Дню российской науки о работе детского объединения дополнительного образования «Юные экобиологи» Фотоотчет о работе детского объединения дополнительного образования «Юные ЭКОбиологи» (ко Дню российской науки). Автор: Седова Наталья Владимировна,.

в каком году психология стала самостоятельной наукой. detsad 6714 1512138299. в каком году психология стала самостоятельной наукой фото. в каком году психология стала самостоятельной наукой-detsad 6714 1512138299. картинка в каком году психология стала самостоятельной наукой. картинка detsad 6714 1512138299. Приветствую, дорогие читатели!Лэпбук «История развития спорта» Лепбук «История развития спорта» Автор – Дворянцева Елена Александровна, воспитатель по физической культуре МБДОУ г. Кургана «Центр развития.

Сценарий развлечения «Огородная история». Кукольная история по мотивам русских народных сказок Действующие лица: кошка Мурка, внучка Маша, дед, баба, ворона, ежик, мышка. Декорации. На сцене ширма с домиком, огород с овощами: репкой,.

Открытие «Дня науки» в школе Праздник «День науки в школе» Открытие «Дня науки» В1: Добрый день, уважаемые педагоги, гости и учащиеся! В2: Здравствуйте! В1: Сегодня.

в каком году психология стала самостоятельной наукой. detsad 60645 1545809057. в каком году психология стала самостоятельной наукой фото. в каком году психология стала самостоятельной наукой-detsad 60645 1545809057. картинка в каком году психология стала самостоятельной наукой. картинка detsad 60645 1545809057. Приветствую, дорогие читатели!Сказочная история для средней школы «Чудо. Предновогодняя история» Чудо в городе гуляло И хозяина искало… По городу шло Чудо. От него невозможно было отвести глаз: суконный сарафан переливался всеми цветами.

в каком году психология стала самостоятельной наукой. detsad 741326 1604948508. в каком году психология стала самостоятельной наукой фото. в каком году психология стала самостоятельной наукой-detsad 741326 1604948508. картинка в каком году психология стала самостоятельной наукой. картинка detsad 741326 1604948508. Приветствую, дорогие читатели!Экспериментальная деятельность младших дошкольников на тему «Свойства песка» к Всемирному Дню науки на МAAM Опытно-экспериментальная деятельность чрезвычайно интересна детям любого возраста. Не зря её считают основным (ведущим) видом деятельности,.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *