в каком году происходят события в мастере и маргарите
В каком году происходят события в мастере и маргарите
В ранних редакциях романа (1929—1931 годы) действие романа отодвинуто в будущее, упоминаются 1933, 1934 и даже 1943 и 1945 годы, события происходят в различные периоды года — от начала мая до начала июля. Изначально автор относил действие на летний период. Однако, скорее всего, чтоб соблюсти своеобразную канву повествования, время было перенесено с лета на весну (см. гл. 1 романа «Однажды весной…» И там же, далее: «Да, следует отметить первую странность этого страшного майского вечера»).
В эпилоге романа полнолуние, во время которого происходит действие, названо праздничным, при этом напрашивается версия о том, что под праздником имеется в виду Пасха, наиболее вероятно — православная Пасха. Тогда действие должно начинаться в среду Страстной недели, которая выпала на 1 мая в 1929 году. Сторонники этой версии выдвигают также следующие аргументы:
Следует, однако, указать, что 1 мая 1929 года луна была уже на убыли. Пасхальное полнолуние вообще никогда не приходится на май. Кроме того, в тексте имеются прямые указания на более позднее время:
События «Романа о Понтии Пилате» происходят в римской провинции Иудея во время правления императора Тиберия и управления от имени римской власти Понтием Пилатом, в день перед иудейской Пасхой и последующую ночь, то есть 14—15 нисана по еврейскому календарю. Таким образом, время действия — предположительно, начало апреля 29 или 30 года н. э.
В каком году Воланд посетил Москву, или Почему неправ Барков
– А число? – пискнул Николай Иванович.
– Чисел не ставим, с числом бумага станет недействительной, – отозвался кот. М. Булгаков, «Мастер и Маргарита»
Начнем издалека. Знаете ли вы, что если внимательно посмотреть экранизацию «Мастера и Маргариты» Бортко (ту самую, с Воландом-Басилашвили и Иешуа-Безруковым), то можно заметить удивительные временные аномалии?
Ну вот к примеру. Председатель жилтоварищества дома 302-бис Никанор Босой находит у себя в портфеле записку Степы Лиходеева – помните? В фильме на этой записке черным по белому написана дата: такое-то мая тридцать четвертого года. Записка Степы Лиходеева (внизу стоит число)
Но вечером того же дня Гелла, соблазняя советских женщин буржуазными нарядами со сцены Варьете, нахваливает почему-то новинки сезона тридцать пятого года. Гелла в Варьете (что-то говорит о весне-лете тридцать пятого года)
А червонцы, дождь из которых устроил в зале поганец-Коровьев, так и вообще относятся к 1922 году. Волшебный червонец из двадцать второго года
Вот он покрупнее. Красивая банкнота, правда? Год – слева под цветной блямбой.
Что это – невнимательность реквизитора? Черт его знает, может быть, и невнимательность. Сериал вообще, будем откровенны, сделан довольно неряшливо. Но мне хочется верить, что вот именно эти хронологические нестыковки введены в фильм нарочно. Если бы я экранизировал эту книгу, то поступил бы именно так. Для чего? Да именно для того, чтобы не дать возможности однозначно определить год, в котором Воланд посетил Москву. Дело в том, что прочитав «Мастера и Маргариту», совершенно невозможно точно установить время действия романа. Очень важно понимать этот факт – чуть позже я объясню, почему.
Когда я думаю о времени действия «Мастера и Маргариты», мне всегда приходит в голову сравнение с электроном, который не находится в конкретной точке, а умудряется одновременно быть в нескольких разных местах. Получается, что он как будто размазан в пространстве. Так и роман Булгакова размазан сразу по целому десятилетию, а не относится к какому-то определенному году. Изображение атома. Напоминает оно вам «Мастера и Маргариту»? Не напоминает. А знаете, почему? Да потому что на нем электроны не размазаны.
Но не все разделяют такую точку зрения. Различные исследователи с упорством, достойным лучшего применения, пытаются увязать сюжет «Мастера и Маргариты» с конкретным годом и, основываясь на этом, предлагают свою трактовку романа. Ну и бог бы с ними, предлагают – и ладно. В конце концов, книга тем и гениальна, что каждый читатель может найти в романе что-то свое, и его толкование будет не хуже всех прочих.
Но когда разнообразные горе-исследователи начинают заявлять, что именно их трактовка единственно верная, тут уж молчать я не могу.
Вот, к примеру, Альфред Барков в своем исследовании «Мастера и Маргариты» приходит к выводу, что действие романа однозначно относится к 1936 году. Этот вывод позволяет ему развить дикую теорию о том, что раз мастер умер в один год с Максимом Горьким, так, значит, мастер – Максим Горький и есть. Из этой предпосылки Барков развивает свою трактовку в совершенно уже безумное русло. «С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми» – так Булгаков описывает мастера.
Представьте себе, у Баркова на сегодняшний день довольно много последователей (и это, скорее, печально, чем смешно). Его аргументы действительно могут показаться убедительными тем людям, которые не занимались изучением романа на более-менее профессиональном уровне. Но сегодня мы не будем разбирать все ошибки подобных толкований. Поговорим лишь о датировке романа.
Если же моя точка зрения кажется вам неубедительной, давайте вместе посмотрим, удастся ли вычислить год, в котором шайка Воланда прибыла в Москву.
Итак. Булгаков писал роман о современности, и писал его с 1928 по 1940 год. Значит, действие романа происходит где-то в этом промежутке. С этим, насколько мне известно, согласны все исследователи.
Теперь давайте абстрагируемся от всех трактовок и попытаемся определить год бесстрастно, с чисто математической, вероятностной точки зрения. Для этого будем руководствоваться следующими принципами:
Перейдем, наконец, к изучению текста романа. Я смог найти там следующие подсказки:
Подсказки в тексте
«Взять бы этого Канта, да за такие доказательства года на три в Соловки! – совершенно неожиданно бухнул Иван Николаевич».
Лагеря на Соловках (печально известные СЛОН, затем Беломоро-Балтийский лагерь и, наконец, СТОН) существовали с 1923 по 1939 годы.
«Мой глобус гораздо удобнее, тем более что события мне нужно знать точно. Вот, например, видите этот кусок земли, бок которого моет океан? Смотрите, вот он наливается огнем. Там началась война»).
Судя по словам Воланда, можно предположить, что речь идет о полуострове. Подходящая под это описание война шла в Испании (Пиренейский полуостров) с июля 1936 по апрель 1939 года.
«Да это кто-то новенький, – говорил Коровьев, щурясь сквозь стеклышко, – ах да, да. Как-то раз Азазелло навестил его и за коньяком нашептал ему совет, как избавиться от одного человека, разоблачений которого он чрезвычайно опасался. И вот он велел своему знакомому, находящемуся от него в зависимости, обрызгать стены кабинета ядом.»
«Арчибальд Арчибальдович уже шептал тихо, но очень выразительно, склоняясь к самому уху Коровьева: – Чем буду потчевать? Балычок имею особенный. у архитекторского съезда оторвал»
Первый съезд архитекторов СССР состоялся в июне 1937 года.
«Сверкнуло, бухнуло, и тотчас же из-под купола, ныряя между трапециями, начали падать в зал белые бумажки»
«зрители сквозь бумажки глядели на освещенную сцену и видели самые верные и праведные водяные знаки. Запах тоже не оставлял никаких сомнений: это был ни с чем по прелести не сравнимый запах только что отпечатанных денег»
Белые червонцы с водяными знаками выпускались с 1925 по 1936 год. В начале 1937 года им на смену пришли червонцы нового образца (почему-то без водяных знаков).
«Откинувшись на удобную, мягкую спинку кресла в троллейбусе, Маргарита Николаевна ехала по Арбату»
«Проверка квартиры была произведена; Максимилиан Андреевич, шепча только два слова: «Все понятно! Все понятно!» – выбежал во двор. Через несколько минут троллейбус уносил экономиста-плановика по направлению к Киевскому вокзалу»
По Арбату троллейбус был пущен в конце 1934 года. Но на это можно не обращать внимания, потому что по Садовому кольцу троллейбус стал ходить лишь в конце 1936 года (раз Поплавский оказался в троллейбусе всего через несколько минут после побега из нехорошей квартиры, значит, сел он именно на Садовой).
«Недалеко от дома № 302-бис, на той же Садовой, в кабинете финансового директора Варьете Римского находились двое Большой кабинет на втором этаже театра двумя окнами выходил на Садовую, а одним, как раз за спиною финдиректора, сидевшего за письменным столом, в летний сад Варьете.»
«Через четверть часа после начала пожара на Садовой, у зеркальных дверей торгсина на Смоленском рынке появился длинный гражданин в клетчатом костюме и с ним черный крупный кот»
Объединение Торгсин (Торговый синдикат) было создано в январе 1931 года. Правда, советские граждане могли попасть в магазин лишь с июня, а значит, описанные в романе майские события могли происходить не раньше 1932 года. В январе же 1936 Тогрсин прекратил свое существование.
«Через несколько минут троллейбус уносил экономиста-плановика по направлению к Киевскому вокзалу»
Брянский вокзал был переименован в Киевский в 1934 году.
«Кот снял с подзеркального стола очки в толстой черной оправе, надел их на морду, от чего сделался еще внушительнее, и вынул из прыгающей руки Поплавского паспорт»
Паспорта были введены 27 декабря 1932 года.
«Помилуйте, Иван Николаевич, кто же вас не знает? – здесь иностранец вытащил из кармана вчерашний номер «Литературной газеты»»
Первый номер «Литературной газеты» вышел 22 апреля 1929 года.
Из календаря полнолуний видно, что в интересующий нас период на пятницу пришлось полнолуние 1932 года. Но оно нам не подходит – полнолуние тут приходится на утро пятницы, а не на ее вечер. А вот в 1928 году полнолуние было в 00:11:01 (то есть, практически в полночь) с пятницы на субботу (с 4 на 5 мая).
Итак, у меня вышла ровно чертова дюжина зацепок. Такой уж роман. Может быть, вы мне подскажете еще что-нибудь? Комментарии к статье – внизу.
Посмотрев на получившуюся у нас диаграмму, мы увидим, что наибольшее число зацепок приходится на 1934 год (казалось бы, 1935, 1937 и 1938 подходят не меньше, но тут мы вспомним про убывание популяции извозчиков – самая первая из найденных нами в тексте подсказок). В общем, такой результат был предсказуем – с математической точки зрения наиболее вероятный год на промежутке между 1928 по 1940 вычисляется очень просто:
2 |
Что скажешь, математика – царица полей. И я еще раз напомню, что даже этот наименее противоречивый год нельзя считать годом действия романа (еще нет ни троллейбуса на Садовой, ни войны в Испании, да и Ягода пока жив-здоров).
Крайне некорректно (тем более, для исследователей Булгакова) заявлять: «Исходя из того, что действие романа происходит именно в 19** году, можно сделать вывод…» Нельзя сделать.
История романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»
70 лет назад, 13 февраля 1940 года, Михаил Булгаков закончил роман «Мастер и Маргарита».
Михаил Булгаков писал свой роман «Мастер и Маргарита» в общей сложности 12 лет. Замысел книги складывался постепенно. Сам Булгаков время начала работы над романом в разных рукописях датировал то 1928, то 1929 годом.
Известно, что замысел романа возник у писателя в 1928 году, а в 1929 году Булгаков начинает роман «Мастер и Маргарита» (тогда еще не имевший этого названия).
После смерти Булгакова в его архиве остались восемь редакций романа.
В первой редакции роман «Мастер и Маргарита» имел варианты названий «Черный маг», «Копыто инженера», «Жонглер с копытом», «Сын В», «Гастроль».
18 марта 1930 года, после получения известия о запрете пьесы «Кабала святош», первая редакция романа, доведенная до 15‑й главы, была уничтожена самим автором.
Вторая редакция «Мастера и Маргариты», создававшаяся вплоть до 1936 года, имела подзаголовок «Фантастический роман» и варианты названий «Великий канцлер», «Сатана», «Вот и я», «Шляпа с пером», «Черный богослов», «Он появился», «Подкова иностранца», «Он явился», «Пришествие», «Черный маг» и «Копыто консультанта».
Во второй редакции романа уже фигурировали Маргарита и Мастер, а Воланд обзавелся своей свитой.
Третья редакция романа, начатая во второй половине 1936 года или в 1937 году, вначале называлась «Князь тьмы». В 1937 году, вернувшись еще раз к началу романа, автор впервые написал на титульном листе название «Мастер и Маргарита», ставшее окончательным, поставил даты 1928‑1937 и более не оставлял над ним работу.
В мае – июне 1938 года полный текст романа впервые был перепечатан, авторская правка продолжалась почти до самой смерти писателя. В 1939 году были внесены важные изменения в конец романа и дописан эпилог. Но затем уже смертельно больной Булгаков диктовал жене, Елене Сергеевне, поправки к тексту. Обширность вставок и поправок в первой части и в начале второй говорит о том, что не меньшая работа предстояла и дальше, но выполнить ее автор не успел. Булгаков прекратил работу над романом 13 февраля 1940 года, менее чем за четыре недели до своей кончины.
Роман «Мастер и Маргарита» не был завершен и при жизни автора не публиковался.
Впервые роман был опубликован только в 1966 году в журнале «Москва» в сокращенном журнальном варианте. То, что это величайшее литературное произведение дошло до читателя, заслуга жены писателя Елены Сергеевны Булгаковой, которая сумела сохранить рукопись романа.
Булгаковские места в Москве
Основные события булгаковского романа «Мастер и Маргарита» разворачиваются в Москве, которая представлена в романе в таких эпизодах, как «Вечер в доме литераторов», «События в жилтовариществе», «На Садовой», «Сеанс волшебной магии в Варьете».
Булгаковская Москва – это и Патриаршие пруды, и особняк Рябушинского ‑ Литературный институт, и особняк Маргариты на Остоженке, и «подвал Мастера» – Дом Пашкова, и гостиница Метрополь, и варьете, и знаменитый » Дом Грибоедова», и, конечно же, «нехорошая квартира на Садовой, 302‑бис», и гастроном на Арбате, Александровский сад, Дорогомиловское кладбище, Лубянка, дом у Каменного моста, Торгсин на Смоленском рынке, Театр детских кукол в Замоскворечье, Брюсов переулок и др.
Патриаршие пруды. С аллей возле Патриарших прудов начинается знаменитый роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».
Еще в XVII в. в усадьбе патриарха на Козьем болоте существовали три пруда. В начале XIX в. два пруда были засыпаны. С тех пор уцелевший пруд хранит в своем названии память о «своих собратьях».
Торгсин. Слово «торгсин» ‑ это сокращение от словосочетания » торговля с иностранцами». Потом такие магазины назвали «Березка». Дом, где первый этаж занимал крупнейший московский Торгсин, появился после революции, его строили с 1928‑го по 1933 год (архитекторы Маят и Олтаржевский) с элементами конструктивизма.
Мансуровский пер., 9. Дом, где жил Мастер. По воспоминаниям современников, когда‑то этот дом принадлежал артисту Малого театра Топленинову, у которого Михаил Афанасьевич часто бывал в гостях и которому ‑ одному из первых ‑ прочитал свой роман.
Дом Драмлита. Лаврушинский пер., 17. Дом Драмлита Булгаков перенес из Лаврушенского переулка на Арбат. Но описан в романе именно этот дом, где жили официальные, номенклатурные писатели и критики, в числе коих и некий Литовский, стараниями которого были запрещены пьесы Булгакова. Литовский стал прообразом критика Латунского, квартиру которого разгромила Маргарита.
Театр Варьете ‑ вымышленный театр в романе «Мастер и Маргарита», где происходит сеанс черной магии Воланда с последующим разоблачением. Прототипом Театра Варьете послужил Московский мюзик‑холл, существовавший в 1926‑1936 годах и располагавшийся неподалеку от Нехорошей квартиры по адресу: Б. Садовая, 18. Ныне здесь находится Московский Театр Сатиры. А до 1926 года размещался цирк братьев Никитиных, причем здание специально было построено для этого цирка в 1911 году по проекту архитектора Нилуса.
Рядом же есть сад «Аквариум», где Варенуха повстречался с Бегемотом и Азазелло.
«Дом Грибоедова» ‑ в романе «Мастер и Маргарита» ‑ здание, где помещается возглавляемый Михаилом Александровичем Берлиозом МАССОЛИТ ‑ крупнейшая литературная организация. Булгаков запечатлел так называемый Дом Герцена (Тверской бульвар, 25), где в 20‑е годы размещался ряд литературных организаций: РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей) и МАПП (Московская ассоциация пролетарских писателей), по образцу которых и создан вымышленный МАССОЛИТ. В ресторане «Дома Грибоедова» отразились черты не только ресторана Дома Герцена, но и ресторана Клуба театральных работников.
Нехорошая квартира ‑ квартира №50 в доме 302‑бис по Садовой улице ‑ квартира в центре Москвы, где поселились «дьявольские» персонажи романа Булгакова «Мастер и Маргарита». «Прототипами» «нехорошей квартиры» были две квартиры (50 и 34) в доме №10 по Большой Садовой улице, где Булгаков жил со своей первой женой (детали интерьера заимствованы из респектабельного дома 13 по Пречистенке, где две квартиры на верхнем этаже занимал родственник знаменитого ювелира Фаберже, и где не раз бывал Булгаков, любуясь высоким потолком с люстрой, на которой потом будет качаться Бегемот). Дом описан как дом «302‑бис». Ни на одной из Садовых улиц в Москве не было и нет дома с таким большим номером. Этот вымышленный большой номер должен был подчеркнуть нереальность происходящего.
Здание было построено в 1903 году архитектором Милковым для московского купца и владельца табачной фабрики «Дукат» Ильи Пигита. Здание отмечено мемориальной доской, напоминающей, что здесь разворачивалось действие известного романа и несколько лет жил сам его создатель.
С 1980‑х гг. «Булгаковская квартира» стала одним из излюбленных мест литературного паломничества в Москву. 15 мая 2004 года в доме №10 по адресу улица Большая Садовая на первом этаже был открыт «Культурно‑просветительский Центр, музей «Булгаковский Дом».
В каком году происходит действие в романе «Мастер и Маргарита»?
Всегда интересовало в каком конкретно году происходило действие романа Булгакова?
Есть ли у него какие-то отсылки к дате?
4 ответа 4
Сам Булгаков в черновиках несколько раз менял дату романа. От 1929 в поздних редакциях, (на предложение Ивана Бездомного отправить Иммануила Канта в Соловки годика на три Воланд отвечает:
«Водрузить его в Соловки невозможно по той причине, что он уже сто двадцать пять лет находится в местах, гораздо более отдалённых от Патриарших прудов, чем Соловки».
Черновик 1937 г
А Кант умер в 1804+125 лет = 1929) до 1943, в ранних (Конец Света по Нострадамусу должен был быть в 1943).
В вечер той страшной субботы, 14 июня 1943 года, когда потухшее солнце упало за Садовую, а на Патриарших Прудах кровь несчастного Антона Антоновича смешалась с постным маслом на камушке, писательский ресторан «Шалаш Грибоедова» был полным-полон»
Черновики 1929-1931 гг
В целом, в романе сочетаются как черты НЭПа (ярый атеизм, дни недели (с 1929 по 1940 7-дневная неделя была отменена), извозчики наряду с автомобилями, будка «Пиво и Воды», шик в ресторане на веранде и др.), так и черты 30-х годов (троллейбусы, война в Испании, паспорта, ТоргСин, Архитекторский съезд и др.). Сюжет описанный в романе, даже в фабульном виде не мог происходить ни в 20-х, ни в 30-х, так как в Сталинскую эпоху, уменьшилась антирелигиозная пропаганда, а в 20-е не было такой власти документа над человеком. Булгаков намерено смешал две эпохи для создания фантасмагорической Москвы вне времени.
В конце приведу, найденную диаграмму, где частично представлены события, которые можно соотнести с временем действия романа. Взята ОТСЮДА
Слова Коровьева-Фагота о том, что вот уже тридцать лет камеристка кладет платок Фриде на стол, однозначно указывает на май 1929 г. как на время действия в московских сценах.(Булгаков использовал историю Фриды Келлер, кот. родила мальчика в мае 1899 г., эти записи в его записной книжке)
В варианте 1937 г. на предложение поэта Ивана Бездомного отправить И. Канта годика на три в Соловки Воланд ответствовал, что «водрузить его в Соловки невозможно по той причине, что он уже сто двадцать пять лет находится в местах, гораздо более отдаленных от Патриарших прудов, чем Соловки». Кант скончался 12 февраля 1804 г., так что происходящее на Патриарших оказывается однозначно приурочено к маю 1929 г. В окончательном тексте Булгаков заменил «сто двадцать пять лет» на «с лишком сто лет», чтобы избежать прямого указания на время действия, но косвенные указания на Страстную неделю 1929 г. сохранил.
Э. Ренан отмечал, что на пятницу 14 нисана приходилось в 29, 33 и 36 г., которые, следовательно, могли быть годами казни Иисуса. Ренан отвергал 36 г. как возможную дату казни Иисуса, поскольку в этом году еще до Пасхи Понтий Пилат и Иосиф Каифа лишились своих постов. Возраст же казненного историк оценивал в 37 лет. Га-Ноцри — человек «лет двадцати семи», его проповедническая деятельность продолжается короткое время. Данные обстоятельства, если связать их с евангельской датировкой проповеди Иоанна Крестителя 28 годом (согласно исследованиям историков), указывают на 29 г. как на наиболее вероятное время действия в ершалаимских сценах М. и М.
В финале в Пасхальную ночь на воскресенье московское и ершалаимское время сливаются воедино. Это одновременно и 5 мая (22 апреля) 1929 г. и 16 нисана 29 г. (точнее, того года иудейского календаря, который приходится на этот год юлианского календаря) — день, когда должен воскреснуть Иешуа Га-Ноцри, и его видят только что прощенный Понтий Пилат, Мастер с Маргаритой и Воланд со своими помощниками. Становится единым пространство московского и ершалаимского миров, причем происходит это в вечном потустороннем мире, где властвует «князь тьмы» Воланд.
Присутствуют в»М. и М.» приметы конца эпохи нэпа. Извозчики на улицах еще соседствуют с автомобилями, еще функционируют писательские организации (РАПП, МАПП и т.д.), которые были распущены в 1932 г. и стали образцом для МАССОЛИТа, вполне процветавшего в момент появления Воланда и его товарищей. Т.к. роман писался и корректировался с 1928 по 1940 год, то вместе с вставляемыми эпизодами появлялись события других годов:троллейбусы, например, кот. появились в Москве только в 1934 г., Киевский вокзал и ещё некот. неподходящие под 1929 год приметы времени.
Михаил Булгаков. «Мастер и Маргарита». В каком году происходят события романа?
Роман знаменитого советского писателя Михаила Афанасьевича Булгакова (1891 – 1940) «Мастер и Маргарита» – лучшее, самое главное произведение всей жизни этого человека, роман, обессмертивший его имя навсегда. Разумеется, так считают не все. Я лично общался с людьми, которые считали этот роман мрачной и мерзкой книгой, которая пронизана аурой нечистой силы. Встречал я так же и тех, кто роман «Мастер и Маргарита» считает шедевром не только советской, но и мировой художественной литературы. Проще говоря, отношение к данной книге Михаила Булгакова у людей двоякое. Я же лично могу сказать о романе «Мастер и Маргарита» только одно: ЭТО КУЛЬТОВАЯ И ПРОСТО ОФИГЕННО ТАЛАНТЛИВАЯ КНИГА. Я читал ее около 5 раз, всегда с огромным удовольствием; смотрел не менее известную 10-серийную экранизацию этой книги 2005 г., которая мне очень нравится, хотя, безусловно, книга по понятным причинам гораздо лучше фильма.
Читая роман «Мастер и Маргарита», я не мог в итоге не задаться вопросом: в какое время, а точнее: в каком году происходят события этого романа? Конечно, в самой книге об этом ни слова, но есть косвенные признаки, доказывающие, что события романа происходят в СССР 1930-тых годов, даже более того: в 1935 году. Почему в именно в 1935? Сейчас объясню, но только помните: ОСТОРОЖНО, СПОЙЛЕРЫ!
В романе «Мастер и Маргарита», в главе №1 «Никогда не разговаривайте с неизвестными», при описании прогулки Ивана Бездомного и Михаила Берлиоза на Патриарших прудах в Москве, указывается следующее: «Однажды весною, в час небывало жаркого заката… следует отметить первую странность этого страшного майского вечера.». Из этих слов можно сделать вывод, что события романа происходят весной, в мае месяце.
Далее, читая роман, приходишь к выводу, что основные события романа происходят за 4 дня. Это определяется по дням недели, упоминаемым в тексте книги (я не беру в расчет главы о событиях романа Мастера о Понтии Пилате): события глав 1 – 6 происходят в среду; события глав 7 – 15 происходят в четверг; события глав 17 – 24 происходят в пятницу, при чем 17 глава именно с указания на это и начинается; события глав 27 – 32 происходят в субботу. События эпилога происходят уже через несколько лет после основных событий, описанных в романе.
Теперь, что касается непосредственно года, когда произошли события романа. В главе №28 «Последние похождения Коровьева и Бегемота» упоминается магазин системы «Торгсин» («Всесоюзное объединение по торговле с иностранцами»), где расчет шел не советскими рублями, а иностранной валютой, драгоценными металлами и камнями. Разумеется, одни только иностранцы в магазинах «Торгсина» не отоваривались. Отоваривались там и советские граждане, причем массово. Не так уж и важно было, иностранец или местный принесет в «Торгсин» драгоценности, главная цель состояла именно в том, что бы принес, а не хранил у себя где-нибудь в закромах, а кто именно принесет – абсолютно не важно. Тем более, что в «Торгсине» гарантированно было, что купить. И что было особенно горько и несправедливо в этой ситуации, так это то, что одни граждане СССР могли без проблем купить что угодно в «Торгсине», если имели драгоценности или валюту, а другие граждане, не имеющие «ресурсов» для походов в «Торгсин», должны были и дальше жить на пайках, которые получали по продовольственным карточкам. Вот такое оригинальное «равенство людей» было в СССР.
Мой отец лично знал женщину, которая смогла выжить во время Голодомора 1932 – 1933 гг., покупая еду в магазине «Торгсина» и отдавая в качестве платы еще царских времен золотые пятаки, которые у нее хранились. Разумеется, эта женщина была не иностранка, хотя вполне себе легально пользовалась услугами «Торгсина». В 28 главу Булгаков, что бы подметить, как зажиточные советские граждане пользовались «Торгсином», в духе своего, ПРОСТО ИДЕАЛЬНОГО, черного юмора поместил эпизод с «иностранцем», который говорил с акцентом, а потом внезапно, когда его стали изобличать, заорал во все горло на чистом русском языке: «Убивают! Милицию! Меня бандиты убивают!». Об этом Булгаков с юмором написал, что иностранец закричал на чистом русском, «очевидно, вследствие потрясения, внезапно овладев до тех пор неизвестным ему языком».
Система магазинов «Торгсин», в соответствии с данными документального фильма «Империя «Торгсин». Экспроприация по-советски», 2009 г., была создана в январе 1931 г., а ликвидирована в январе 1936 г. То есть события романа «Мастер и Маргарита» происходят не раньше мая 1931 г., но и не позже мая 1935 г., так как в событиях романа действующий магазин «Торгсина» все еще функционирует, чего не могло бы быть в мае 1930 или мае 1936 года. Это обстоятельство значительно сужает круг поиска даты. Но возникает тогда проблема: как узнать точный год, это может быть май 1931, 1932, 1933, 1934 или 1935 года. В каком же году это было?
Обратимся к другому источнику: косвенному упоминанию о начале массовых репрессий в СССР в 1930-е годы. Конечно, репрессии в СССР, по сути, начались еще с «Шахтинского дела» 1928 г. Но все же в привычном для нас понимании сталинские массовые репрессии начались в 1934 г., после убийства 1 декабря этого года первого секретаря Ленинградского горкома, члена Политбюро Сергея Кирова. Конечно, я могу ошибаться в деталях, но судя по тому, что писал Булгаков в романе, именно в духе таких репрессий, которые проводились, начиная с 1934 г., он и сочинял события романа. О репрессиях в книге говориться косвенно, но намек весьма очевиден.
В главе №7 «Нехорошая квартира» Булгаков вновь со свойственным ему черным юмором рассказывает историю квартиры №50, где жил Степан Лиходеев и Михаил Берлиоз. Все прежние жильцы этой квартиры: Анна Францевна де Фужере, жилец по фамилии Беломут с женой, жилец с утраченной фамилией, домработница Анфиса – все эти люди, все без исключения, при загадочных обстоятельствах бесследно исчезли из квартиры №50. Хотя очевидно, по описаниям Булгакова, что эти люди стали жертвами репрессий, причем «массовых» в полном смысле этого, со свойственным им жутким принципом круговой ответственности (арестовывать всех подряд). Эти жернова перемололи беспощадно всех до единого жителей квартиры, причем все до единого исчезли бесследно. Это ли не знак готовящегося Великого Террора 1937 – 1939 гг.
Но это не единственный аргумент о репрессиях и о том, что в романе речь идет именно о 1935 г., когда они только начинались по-настоящему массово. Возможно, Булгаков умышленно описал в романе сотрудников НКВД очень уж «гуманными», чем они были в реальности. Ведь в книге никто из арестованных НКВД не расстался с жизнью, а ведь «козла отпущения» по логике вещей НКВД все равно должны были бы сыскать среди арестованных. Ведь надо же наказать виновных в тех безобразиях, которые учинила нечистая сила в Москве. В реальности, оправдываться за произошедшее тем, что во всем виновны черти либо «банда гипнотизеров» крайне нелепо и едва ли возможно. Поэтому виновных нашли бы среди арестованных, и сотрудники НКВД вряд ли стали бы утруждать себя справедливым расследованием дела арестованных, что бы доказать их невиновность. Еще одним аргументом в пользу того, что события романа «Мастер и Маргарита» происходят именно в 1935 г., является то, что слово «НКВД» появилось в обиходе только с 1934 г., так как НКВД был образован на основе ОГПУ (Объединённое государственное политическое управление) постановлением ЦИК СССР от 10 июля 1934 г. Герои книги в своей речи используют именно слово: «НКВД». То есть опять-таки события романа происходят никак не раньше мая 1935 г.
Источники:
1) Булгаков М. А. «Мастер и Маргарита»: Роман; Рассказы. – М.: Худож. лит., 1988. – 480 с.
2) Документальный фильм «Империя «Торгсин». Экспроприация по-советски», 2009 г. – https://www.youtube.com/watch?v=ln7AZnWbe4M.
3) Сахаров А. Н., Боханов А. Н., Шестаков В. А. История России с древнейших времен до наших дней. – М.: Проспект, 2012. – 768 с. (с. 655 – 656).