в каком году происходит действие романа обломов

«Обломов» (И. Гончаров)

Цитата: «Всё знаю, всё понимаюно силы и воли нет».

История создания

Роман «Обломов» восходит к ранней повести Гончарова «Лихая болесть». В ней описывается очень странная эпидемия: физически люди остаются здоровыми, но на них находит странная хандра. Заражённые этой болезнью предпочитают всё своё время направлять на мечтания и возведение воздушных замков.

Конечно, впоследствии этот замысел многократно перерабатывался, ведь Гончаров работал над «Обломовым» 9 лет.

Проблематика:

Смысл названия

Роман назван по фамилии главного героя — Ильи Ильича Обломова. Исследователи отмечают, что в самой фамилии таится ряд подсказок для интерпретации романа:

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: роман.

Жанровые особенности: уже в самом романе мы можем найти обобщённое понятие «обломовщина», которое позволяет типизировать главного героя и обозначить соответствующий тип в обществе.

Время и место действия: действие происходит в 1843 г. в Петербурге (в главе «Сон Обломова» действие переносится в деревню Обломовку).

Действующие лица

Краткое содержание

Часть 1

Илья Ильич Обломов живёт в Санкт-Петербурге на улице Гороховой. Жизнь его исполнена неги и лени: Илья Ильич только и делает, что лежит, предаваясь мечтаниям. В романе описывается один обычный день жизни Обломова: постель, халат, ленивая перебранка с Захаром. В этот день Илью Обломова посещает сразу несколько знакомых, предлагающих ему встать и заняться делом: весёлый франт Волков, скучный карьерист Судьбинский, модный писатель Пенкин. А Михей Тарантьев приходит с предложением решить все проблемы ленивого барина с Обломовкой, деревней, унаследованной им не так давно (сразу ясно, что Тарантьев аферист и хочет нажиться на этой работе, но лень Обломова пересиливает его разумность). Илья Ильич ждёт своего друга Штольца — уж этот-то поможет ему разобраться с делами и решить все вопросы с Обломовкой. Трудна для Ильи Ильича столичная жизнь: не влился он в среду — он предпочитает спать. Вот и сейчас Обломов засыпает. И сон ему снится счастливый: родная Обломовка, никаких забот и хлопот, одна сплошная благодать. Но появление Штольца заставляет Илью Ильича проснуться.

Часть 2

Андрей Штольц и Илья Обломов дружили с детства, так как были ровесниками и жили в соседних сёлах. Но по характеру, темпераменту и мировоззрению они были полными противоположностями: Обломов романтический, мечтательный, мягкий, Штольц практичный, живой, подвижный.

Штольц решает вытащить Обломова из привычной жизни и заставить действовать. И во многом его затея успешна. Андрей Штольц возит друга в гости к разным людям. Он побуждает Илью Ильича вставать по утрам, читать книжки и газеты. Обломов оживает и даже проникается романтическими чувствами к Ольге Ильинской, его новой знакомой. И эта любовь вполне взаимна: дело идёт к свадьбе.

Часть 3

Активная Ольга в какой-то момент смущает Обломова (Штольц в это время в городе отсутствует): Илья Ильич стушёвывается и потихоньку отступает. Он попадает под разлагающее влияние Тарантьева и, столкнувшись с жизненными проблемами вроде необходимости управлять имением, отступает. Обломов меняет квартиру. Новый дом очень напоминает ему родную Обломовку, а квартирная хозяйка Агафья Пшеницына, полная деловитая женщина, можно сказать, воплощает его мечту о сытости, спокойствии и всяческих приятностях. Встречи с Ольгой Ильинской становятся для Обломова нарушением гармонии. Свет наполнен слухами о том, что Обломов женится на Ильинской, но сам Илья Ильич возмущается: он ещё не созрел. Ольга оскорблена его поведением, она отворачивается от Обломова.

Часть 4

В течение года Обломов болеет. Агафья Пшеницына заправляет хозяйством и принимает решения вместо Ильи Ильича. Они живут как супруги, и жизнь их спокойна и размеренна. Ольга Ильинская выходит замуж за Андрея Штольца.

Спустя несколько лет Штольц навещает старого друга. Ничего не изменилось: Илья Ильич всё так же лежит, как Илья Муромец. Единственная просьба, с которой Обломов обращается к другу, — позаботиться о его сыне Андрее, которого родила Пшеницына.

Когда Обломов умирает от второго инсульта (что является вполне логичным следствием его лежачего образа жизни), его сына берут на воспитание Штольц и Ольга.

Экранизации

«Обломов» (СССР, 1965, в роли Обломова — Олег Басилашвили); «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» (СССР, 1979, режиссёр Никита Михалков, в роли Обломова — Олег Табаков).

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Что такое «обломовщина»?

Ответ. Представление о счастье как о безделии, стремление к такому образу жизни. Названо по фамилии Ильи Обломова, главного героя романа Ивана Гончарова «Обломов».

Назовите любимую одежду Обломова.

Ответ. Халат. Эта любимая одежда главного героя романа описывается так: «Как шёл домашний костюм Обломова к покойным чертам лица его и к изнеженному телу! На нём был халат из персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намёка на Европу, без кистей, без бархата, без талии, весьма поместительный, так что и Обломов мог дважды завернуться в него». Халат Обломова стал в русской литературе метафорой лени и сибаритства.

С каким былинным богатырём сравнивается Илья Обломов?

Ответ. С Ильёй Муромцем. На это указывает и имя героя — Илья, и упомянутые в романе истории об Илье Муромце, которые маленький Обломов слыхал от няни. Напомним, что былинный Илья Муромец пролежал на печи тридцать лет и три года — а потом поднялся и стал совершать подвиги. Илья Обломов же, к сожалению, так и не смог заставить себя подняться.

Источник

Сайт учителя русского языка
и литературы
Масловой Натальи Петровны

Иван Александрович Гончаров

♦ Роман появился накануне отмены крепостного права в России.

А. Н. Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?» назвал роман Гончарова «знамением времени», т. е. весьма злободневным, имеющим важное общественное значение, того самого уклада, который порождает Обломовых.

2. Жанр, сюжет и композиция

♦ Сюжет романа «Обломов» легко обозначить фразой: изображается помещик-лежебока, привыкший ничего не делать, он оказывается не приспособленным к жизни и бесславно оканчивает ее от апоплексического удара еще сравнительно не старым человеком.

♦ Основное содержание романа заключается в изображении борьбы в Обломове двух чувств: любви к Ольге Ильинской и властного стремления к покою и лени. Последнее побеждает.

3. Сон Обломова: его место и значение в романе

Чтобы понять характер Обломова, необходимо вслед за автором обратиться к его истокам. Вместе с героем, задающим себе вопрос: «Отчего я. такой. », перенесемся в благодатную Обломовку, возникшую сладостным видением в сне Ильи Ильича.

Чем характеризуется атмосфера в Обломовке

• любовь и умиротворение

Что повлияло на формирование сознания героя

• легенды и сказки, былины и притчи

Какие качества формируются у героя

• поэтическую мечтательность, чувст­во внутренней свободы

Что отторгается Ильей Ильичем как чуждое его нравственным идеалам

• служба, лишенная человеческого взаимопонимания

• друзья, мечтающие только о карьере

• женщины, не способные любить

Источник

Краткое содержание романа Обломов

Роман «Обломов» писался И. А. Гончаров несколько лет, с 1847 по 1859 гг. Журнал «Отечественные записки» был первым печатным изданием, где был опубликован этот шедевр русской литературы. Произведение входит в знаменитую трилогию вместе с романами «Обыкновенная история» и «Обрыв». Первоначально автор опубликовал отдельно «Сон Обломова», называя это «ключом и увертюрой ко всему роману». Затем эта глава стала одной из значимых в «Обломове».

в каком году происходит действие романа обломов. screenshot 66. в каком году происходит действие романа обломов фото. в каком году происходит действие романа обломов-screenshot 66. картинка в каком году происходит действие романа обломов. картинка screenshot 66. Цитата: «Всё знаю, всё понимаю — но силы и воли нет».

Время и место действия

Писатель довольно чётко указывает промежуток времени, когда происходят описываемые действия. Это период с мая 1843 по 1851 год. При этом в некоторых главах он возвращается в 1820 г., детство Илюши. В первой главе дни тянутся медленно, вторая и третья главы отхватывают большой временной промежуток, а вот в четвертой время вновь замирает.

Место действия в основном происходит в Петербурге на Гороховой улице. Именно здесь располагается съемная квартира Обломова. Позже главный герой переезжает на окраину города, Выборгскую улицу. Так же читатель переносится в Обломовку, село, где проходило взросление Ильи Ильича и Штольца.

Cодержание романа «Обломов»

Перед читателем предстает главный герой Илья Ильич Обломов, дворянин 32-33 лет. Он живет в съемной квартире. Основное его дело — лежание на диване. Ему лень заниматься даже собственной внешностью. К нему приходит множество гостей, предлагая выйти прогуляться, но Обломов отказывается, ссылаясь на плохое самочувствие.

Сон, который видит главный герой, показывает Обломовку. Именно здесь рос и воспитывался маленький Илюша. Устои и традиции этого места оказали огромное влияние на мальчика.

Вскоре из-за границы возвращается Штольц, друг детства. Видя, как живет Илья Ильич, как деградирует, немец решает изменить его. Друзья начинают посещать общественные места, но Обломов недоволен, жалуется на усталость. Герой признается, что его мечта — это такая жизнь, какая была в Обломовке. Штольц уговаривает его поехать за границу, а потом уже в родную деревню.

Планы товарищей не сбываются. Илья Ильич знакомится с Ольгой Ильинской. Неожиданно для себя Обломов влюбляется в девушку. Молодые люди проводят вместе много времени. Наконец-то герой начинает вести насыщенную жизнь.

Изменения коснулись и Захара, слуги молодого барина. Захар женился на Анисье, и та начала налаживать быт в доме по-своему.

Обломов был счастлив, все его сомнения по поводу чувств Ольги рассеялись. Настало время большой активности. Этому способствовала именно Ильинская. Она поставила себе цель — вытащить Илью из прошлой жизни. Для этого ему приходилось читать, посещать различные общества.

Вскоре Обломов устает, он начинает задумываться над тем, что отношения их становятся обременительными. Ему кажется, что Ольга скоро опомнится и поймет, что не любит его. Решающим действием является письмо, в котором Илья Ильич прощается с возлюбленной. Но расставания не происходит, молодые люди мирятся, Илья, наконец, просит Ольгу стать его женой. Ольга просит Обломова сначала уладить все дела.

Отношения затягиваются, становятся скучными. К тому же дела в имении идут плохо. Тарантьев и Мухояров для собственной наживы пытаются обмануть Обломова.

Ольга и Илья Ильич расстаются. Через год Обломов понимает, что ему нравится Агафья, хозяйка квартиры. Она окружила его заботой и вниманием.

Штольц и Ольга становятся мужем и женой. Семья Штольцов возвращается в Россию. Андрей раскрывает аферу Тарантьева и Мухоярова.

Вскоре Обломов умирает, маленького Андрюшу берет на воспитание Штольц. Агафья скучает по сыну, но уезжать из своего дома никуда не хочет.

Захар остается в одиночестве, начинает бродяжничать.

Краткое содержание романа «Обломов» по частям и по главам

В обзоре приведена краткая характеристика героев романа.

Гончаров тщательно прорисовывает каждый образ. Это натуры со своими характерами, привычками и философией. Немаловажное значение имеют персонажи, представляющие среду, в которой находится главный герой.

Часть 1

Глава 1

Начинается произведение с описания героя и места, где он проживает.

в каком году происходит действие романа обломов. 2021 02 16 225941. в каком году происходит действие романа обломов фото. в каком году происходит действие романа обломов-2021 02 16 225941. картинка в каком году происходит действие романа обломов. картинка 2021 02 16 225941. Цитата: «Всё знаю, всё понимаю — но силы и воли нет».

Читатель узнает, что Обломов — человек средних лет, который предаётся лени в запущенной квартире. Он никуда не торопится, ему не хочется даже умываться. И полученное письмо из родной Обломовки не в силах сдвинуть его с места. А дела в имении идут плохо. Необходимо поехать туда и навести порядок. Захар, слуга Ильи Ильича, также ленив и нерасторопен. Ему нравится препираться с барином.

После утреннего чая Захар говорит, что квартиру необходимо освободить, так как они имеют большой долг перед хозяином. Обломов противится этому, так как привык жить именно здесь.

Глава 2

Обломова посещают знакомые. Первым приходит Волков, модный франт. Молодой человек приглашает Илью Ильича поехать с ним на праздник в Екатерингоф. Но хозяин под разными предлогами отказывается куда-либо ехать.

Потом в гости заглядывает Судьбинский. Гладковыбритый господин, бывший сослуживец Обломова. Он рассказывает, как ему служится, хвалится своими карьерными успехами. Также приглашает героя прогуляться. Но барин вновь отвечает отказом.

Заходит Пенкин. Публицист и литератор. Он снова уговаривает Илью отправится в Екатерингоф. И вновь Обломов остается дома.

Позже появляется человек неопределенного вида, даже фамилию его точно никто не знает. Алексеев или Андреев также советует развеяться, но Обломов непреклонен.

У каждого из гостей Илья Ильич спрашивает совета, как поступить с имением, но никто даже не выслушивает бедного барина. Один Алексеев изображает интерес к проблеме Обломова, но разумного решения найти не смог.

Глава 3

Входит земляк Обломова Тарантьев. Автор описывает его как человека тучного, с короткой шеей, который на всех смотрел с полупрезрением. Человек хитрый и коварный. Он по-своему развлекал хозяина, шутил, просил выпить и закусить.

Алексеев же все слушал и ждал, когда же Обломов заметит его. Но Обломов ждал дорогого человека, друга детства Андрея Штольца.

Глава 4

Тарантьев опять стал уговаривать друга ехать на гуляния, Обломова же заботил один вопрос, что делать с имением. Неожиданно Михей Андреевич дает ему совет: нужно съехать на квартиру подешевле и сэкономить при этом деньги. Но Илья Ильич не хочет переезжать.

Он читает письмо Тарантьеву и вновь спрашивает, как поступить. Единственно правильный выход — съездить в деревню и разобраться с делами, но для Обломова это слишком трудная задача. Он надеется, что вскоре приедет Штольц и поможет ему выйти из этого положения.

Глава 5

Дворянин и коллежский секретарь Илья Ильич Обломов проживал в Петербурге уже 12 лет. В наследство от родителей он получил 350 душ и постоянный доход. На тот момент он был совсем молод и стремился чего-то достичь в этой жизни. Он поступил на службу и надеялся, что здесь его примут, как родного, что сослуживцы станут ему семьей. Но после неудачного происшествия на работе, понял, что оказался обманут в своих надеждах. После двух лет службы он уходит с хорошего места. Влюбляться ему еще не приходилось, а выходить из дома не было надобности. Он перестал бриться, хорошо одеваться и вскоре дошел до такого состояния, в каком читатель застал его в первой главе.

Глава 6

Герой быстро увлекался, но еще быстрее остывал. В 15 лет он закончил пансион, затем прослушал курс наук в Москве. Но все это тяготило молодого человека. Читать было для него утомительно, только поэты могли немного оживить его душу. Голова Обломова хранила множество цифр и дел, но это была мертвая библиотека, так как наука шла для него отдельно от жизни.

После неудачной карьеры, Илья Ильич решил, что счастье для него заключается в семье и его имении. Он спокойно жил на доход, который давала деревня, никак не стараясь приумножить его. Вскоре дела в Обломовке стали совсем плохи. Нужно было ехать и решать накопившиеся проблемы. Но барин все медлил. В голове у него четко сложился план, как жить. Но реализовывать его он не стремился. Захар же думал, что они живут именно так, как нужно.

Глава 7

В этой главе происходит детальное знакомство с Захаром, пожилым человеком 50 лет. Он предан своему хозяину, хотя постоянно обманывал его, любил выпить за счет барских денег, придумывал небылицы. Если бы пришлось просидеть всю ночь у постели больного барина, обязательно бы заснул, несмотря на искреннюю преданность.

Захар служит Илье с младенчества, с гостями ведет себя грубо и развязно. Со стороны казалось, что два героя относятся друг к другу враждебно. Но оба они были одинаково ленивы и бездеятельны.

Глава 8

После ухода посетителей Обломов начал мечтать. Он хотел построить дом, где бы жил счастливо со своей женой, гулял по саду рука об руку. Он даже ощутил себя по-настоящему счастливым.

Наконец-то Илья Ильич садится за письмо, но вскоре рвет написанное. Работу нарушает пришедший доктор. Холеный, белый, с большим перстнем врач советует менять образ жизни. Необходимо начать двигаться и поехать за границу.

После ухода гостя герой задумался. У него наступает мимолетное прозрение. Ему стало грустно и обидно, что другие люди живут лучше и интереснее его. Обломов понимал, что в нем есть что-то хорошее, которое скрыто от глаз. Пытаясь найти виноватого в своем бездействии, Илья Ильич заснул.

Глава 9

Сон Обломова. Ему привиделось его детство, когда его семилетнего мальчишку поднимает няня, одевает, умывает и ведет к маме. Она целует и ласкает маленького Илюшу.

В доме много людей, родных и знакомых. Каждый обратил внимание на ребенка. Его угощают булочками и сливками. Потом Илья под присмотром няни одет гулять во двор, Ему строго наказывают не ходить к оврагу. Няня пытается не отстать от шустрого воспитанника.

Затем был обед, после которого наступал сон. Все в Обломовке засыпали. Как только сон одолевал няню, Илья убегал и делал всё, что вздумается.

Затем взрослому Обломову снится другое время — няня рассказывает сказки, где добрая волшебница легко и быстро решает любую проблему. Это отчетливо отпечаталось в сознании мальчика, хотя он и понимал, что жизнь — это не сказка.

Следующий отрывок из сна — подростковый возраст. Годы учебы в пансионате отца Андрея Штольца. Но тут он ничему не научился, так как часто ленился, а родители всячески потакали ему.

Глава 10

Захар, услышав храп барина, вышел за ворота пообщаться с другими слугами. Он стал ругать своего хозяина, но как только услышал много нехорошего об Обломове от чужих людей, почувствовал угрызения совести. Теперь он начал хвалить своего барина.

Потом Захар уходит вместе с кучером в пивную.

Глава 11

Вернувшись к вечеру домой, слуга пытается разбудить Обломова, так как тот сам просил об этом. Но барин категорически отказывался вставать, ругая при этом верного Захара.

Эту сцену застает Штольц и, стоя в дверях, смеется над старым другом.

Источник

Обломов (роман)

«Обломов» — роман писателя Ивана Гончарова, писавшийся в течение 12 лет. Роман заслуженно вошёл в золотой фонд русской и даже мировой литературы и стал на полку классики школьной программы. Автор рассказывает трагикомедийную историю поздней молодости и средних лет барина Обломова, живущего в квартире в Петербурге (не в самом городе, а именно в квартире). Роман ввёл в словарь русского языка новое понятие — «Обломовщина» — и в карикатурном виде описал кризис крепостной системы.

Содержание

Обломовщина [ править ]

Центральная тема всего романа. Собственно, сама обломовщина есть понятие, характеризующие монотонную, рутинную жизнь, лишённую всякого смысла. Явление, которым можно нарекать тот образ бытия, который не включает себя всякого рода эмоциональные элементы, проведение каждого дня по одному шаблону и, чаще всего, включает отсутствие какой-либо умственной или физической активности.

В романе обломовщиной болеет, как ни странно, Обломов и его слуга Захар. Главного героя на протяжение всего романа из подобного состояния безуспешно пытаются вывести либо Штольц, либо Ольга. Своеобразным символом этого можно назвать персидский халат: чем он ближе к Обломову, тем он больше впадает в этот образ жизни.

С другой стороны, весь роман — это роман возникший на разломе эпох в период александровских реформ, и Обломов в нем — дитя прошлых лет, не способный (а отчасти не желающий) найти себе место в новом мире, человек не нужный этому миру.

Главные герои [ править ]

Говорящее имя — неговорящих имён в романе, похоже, попросту нет. Начиная с главгероя (в просторечии XIX века «облом» — увалень, неуклюжий человек; более позднее значение — «полная неудача» — уже скорее производное, причём ведущее происхождение как бы не от этого романа) и его друга Штольца («гордец» по-немецки) — и кончая эпизодическим журналистом Пенкиным (таким же поверхностным и легковесным, как и пена, от которой происходит его фамилия).

Сюжет [ править ]

Первую половину книги Обломов лежит на диване, размышляя о своих проблемах: обустройстве имения, выселении из квартиры и о том, чтобы встать. Тем временем Гончаров проводит перед ним парад гостей: Захар, гуляка Волков, вечно суетящийся между балами и гуляниями, чиновник Судьбинский, не знающий ничего, кроме бумажной работы, Пенкин — сатира на натуральную школу, невнятный Алексеев и плут Тарантьев. Устав от их мелочной суеты, Обломов засыпает и видит Обломовку — свою родную деревню, полусказочное место, застывшее вне времени, со своим бытом и мерными порядками.

Следом случается то, что может заставить Обломова вскочить с дивана и бросится вприпрыжку — случается Штольц, и Обломов наконец-то покидает свою комнату. Штольц, деловой, энергичный и прямолинейный, пытается ввести Облома в окружающую жизнь, её ритм. Штольц знакомит Обломова с Ольгой, которая сперва пытается поддеть его, расшевелить, а после в течение лета они арендуют соседние дачи, влюбляются — и, в сомнениях, Обломов наконец делает ей предложение.

Тем временем из-за интриг Тарантьева вещи Обломова отправляются в дом на Выборгской стороне — тогда окраине Петербурга, где Обломов и остается в виде арендатора. Обломов продолжает встречаться с Ольгой, но их отношения не развиваются — напротив, Обломов как будто боится их, пока они окончательно не расстаются. Вернувшийся из разъездов Штольц находит Обломова почти разорившимся (стараниям Тарантьева и Мухоярова) и не выходящим из дома, а Ольгу — в депрессии.

Последнее, что может сделать Штольц для друга детства — устроить дела Обломова. В конечном итоге он создал в этом доме с сельской окраины полу-обломовку. Обломов женится на Агафье, простоватой владелице дома, и жил там до самой смерти.

Разочаровавшись в первой любви Ольга выходит замуж за Штольца. В последний визит Штольца к Обломову, в его последнюю попытку вытащить Обломова из дому, Обломов отдает Штольцу на воспитание своего сына — Андрей, названного в честь Штольца.

Сюжет в цитатах [ править ]

«Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока».

«Халат имел в глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела».

«Все это навело на него страх и скуку великую. „Когда же жить. Когда жить?“ — твердил он» — Обломов о службе.

«Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием».

«Барин, кажется, думал: „Ну, брат, ты еще больше Обломов, нежели я сам“, а Захар чуть ли не подумал: „Врешь! ты только мастер говорить мудреные да жалкие слова, а до пыли и до паутины тебе и дела нет“».

«— Я… влюблен в Лидию, — прошептал он.

— Браво! Давно ли? Она, кажется, такая миленькая.

— Вот уж три недели! — с глубоким вздохом сказал Волков. — А Миша в Дашеньку влюблен».

«В десять мест в один день — несчастный! — думал Обломов. — И это жизнь! — Он сильно пожал плечами. — Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается?» — о Волкове

«— Ну, что нового у вас? — спросил Обломов.

— Да много кое-чего: в письмах отменили писать „покорнейший слуга“, пишут „примите уверение“; формулярных списков по два экземпляра не велено представлять. У нас прибавляют три стола и двух чиновников особых поручений. Нашу комиссию закрыли… Много!» — разговор с Судьбинским

«Увяз, любезный друг, по уши увяз, — думал Обломов, провожая его глазами. — И слеп, и глух, и нем для всего остального в мире. А выйдет в люди, будет со временем ворочать делами и чинов нахватает… У нас это называется тоже карьерой! А как мало тут человека-то нужно: ума его, воли, чувства — зачем это? Роскошь! И проживет свой век, и не пошевелится в нем многое, многое… А между тем работает с двенадцати до пяти в канцелярии, с восьми до двенадцати дома — несчастный!» — о Судьбинском.

«— В самом деле, не видать книг у вас! — сказал Пенкин. — Но, умоляю вас, прочтите одну вещь; готовится великолепная, можно сказать, поэма: „Любовь взяточника к падшей женщине“. Я не могу вам сказать, кто автор: это еще секрет.

— Обнаружен весь механизм нашего общественного движения, и все в поэтических красках. Все пружины тронуты; все ступени общественной лестницы перебраны. Сюда, как на суд, созваны автором и слабый, но порочный вельможа и целый рой обманывающих его взяточников; и все разряды падших женщин разобраны… француженки, немки, чухонки, и всё, всё… с поразительной, животрепещущей верностью… Я слышал отрывки — автор велик! В нем слышится то Дант, то Шекспир…»

«— Что ж еще нужно? И прекрасно, вы сами высказались: это кипучая злость — желчное гонение на порок, смех презрения над падшим человеком… тут все!

— Нет, не все! — вдруг воспламенившись, сказал Обломов. — Изобрази вора, падшую женщину, надутого глупца, да и человека тут же не забудь. Где же человечность-то? Вы одной головой хотите писать! — почти шипел Обломов. — Вы думаете, что для мысли не надо сердца? Нет, она оплодотворяется любовью. Протяните руку падшему человеку, чтоб поднять его, или горько плачьте над ним, если он гибнет, а не глумитесь. Любите его, помните в нем самого себя и обращайтесь с ним, как с собой, — тогда я стану вас читать и склоню перед вами голову… — сказал он, улегшись опять покойно на диване. — Изображают они вора, падшую женщину, — говорил он, — а человека-то забывают или не умеют изобразить. Какое же тут искусство, какие поэтические краски нашли вы? Обличайте разврат, грязь, только, пожалуйста, без претензии на поэзию.

— Что же, природу прикажете изображать: розы, соловья или морозное утро, между тем как все кипит, движется вокруг? Нам нужна одна голая физиология общества; не до песен нам теперь…

— Человека, человека давайте мне! — говорил Обломов. — Любите его…

— Любить ростовщика, ханжу, ворующего или тупоумного чиновника — слышите? Что вы это? И видно, что вы не занимаетесь литературой! — горячился Пенкин. — Нет, их надо карать, извергнуть из гражданской среды, из общества…»

«Вошел человек неопределенных лет, с неопределенной физиономией, в такой поре, когда трудно бывает угадать лета; не красив и не дурен, не высок и не низок ростом, не блондин и не брюнет. Природа не дала ему никакой резкой, заметной черты, ни дурной, ни хорошей. Его многие называли Иваном Иванычем, другие — Иваном Васильичем, третьи — Иваном Михайлычем. Фамилию его называли тоже различно: одни говорили, что он Иванов, другие звали Васильевым или Андреевым, третьи думали, что он Алексеев. Постороннему, который увидит его в первый раз, скажут имя его — тот забудет сейчас, и лицо забудет; что он скажет — не заметит. Присутствие его ничего не придаст обществу, так же как отсутствие ничего не отнимет от него. Остроумия, оригинальности и других особенностей, как особых примет на теле, в его уме нет. Может быть, он умел бы по крайней мере рассказать все, что видел и слышал, и занять хоть этим других, но он нигде не бывал: как родился в Петербурге, так и не выезжал никуда; следовательно, видел и слышал то, что знали и другие. Симпатичен ли такой человек? Любит ли, ненавидит ли, страдает ли? Должен бы, кажется, и любить, и не любить, и страдать, потому что никто не избавлен от этого. Но он как-то ухитряется всех любить. Есть такие люди, в которых, как ни бейся, не возбудить никак духа вражды, мщения и т. п. Что ни делай с ними, они все ласкаются. Впрочем, надо отдать им справедливость, что и любовь их, если разделить ее на градусы, до степени жара никогда не доходит. Хотя про таких людей говорят, что они любят всех и потому добры, а, в сущности, они никого не любят и добры потому только, что не злы. Если при таком человеке подадут другие нищему милостыню — и он бросит ему свой грош, а если обругают, или прогонят, или посмеются — так и он обругает и посмеется с другими. Богатым его нельзя назвать, потому что он не богат, а скорее беден; но, решительно бедным тоже не назовешь, потому, впрочем, только, что много есть беднее его. Он имеет своего какого-то дохода рублей триста в год, и, сверх того, он служит в какой-то неважной должности и получает неважное жалованье: нужды не терпит и денег ни у кого не занимает, а занять у него и подавно в голову никому не приходит. В службе у него нет особенного постоянного занятия, потому что никак не могли заметить сослуживцы и начальники, что он делает хуже, что лучше, так, чтоб можно было определить, к чему он именно способен. Если дадут сделать и то и другое, он так сделает, что начальник всегда затрудняется, как отозваться о его труде; посмотрит, посмотрит, почитает, почитает, да и скажет только: „Оставьте, я после посмотрю… да, оно почти так, как нужно“. Никогда не поймаешь на лице его следа заботы, мечты, что бы показывало, что он в эту минуту беседует сам с собою, или никогда тоже не увидишь, чтоб он устремил пытливый взгляд на какой-нибудь внешний предмет, который бы хотел усвоить своему ведению. Встретится ему знакомый на улице: „Куда?“ — спросит. „Да вот иду на службу, или в магазин, или проведать кого-нибудь“. — „Пойдем лучше со мной, — скажет тот, — на почту или зайдем к портному, или прогуляемся“, — и он идет с ним, заходит и к портному, и на почту, и прогуливается в противуположную сторону от той, куда шел. Едва ли кто-нибудь, кроме матери, заметил появление его на свет, очень немногие замечают его в течение жизни, но, верно, никто не заметит, как он исчезнет со света; никто не спросит, не пожалеет о нем, никто и не порадуется его смерти. У него нет ни врагов, ни друзей, но знакомых множество. Может быть, только похоронная процессия обратит на себя внимание прохожего, который почтит это неопределенное лицо в первый раз достающеюся ему почестью — глубоким поклоном; может быть, даже другой, любопытный, забежит вперед процессии узнать об имени покойника и тут же забудет его. Весь этот Алексеев, Васильев, Андреев, или как хотите, есть какой-то неполный, безличный намек на людскую массу, глухое отзвучие, неясный ее отблеск.»

«…Дело в том, что Тарантьев мастер был только говорить; на словах он решал все ясно и легко, особенно что касалось других; но как только нужно было двинуть пальцем, тронуться с места — словом, применить им же созданную теорию к делу и дать ему практический ход, оказать распорядительность, быстроту, — он был совсем другой человек: тут его не хватало — ему вдруг и тяжело делалось, и нездоровилось, то неловко, то другое дело случится, за которое он тоже не примется, а если и примется, так не дай бог что выйдет. Точно ребенок: там не доглядит, тут не знает каких-нибудь пустяков, там опоздает и кончит тем, что бросит дело на половине или примется за него с конца и так все изгадит, что и поправить никак нельзя, да еще он же потом и браниться станет.»

«Он был взяточник в душе, по теории, ухитрялся брать взятки, за неимением дел и просителей, с сослуживцев, с приятелей, бог знает как и за что — заставлял, где и кого только мог, то хитростью, то назойливостью, угощать себя, требовал от всех незаслуженного уважения, был придирчив.» — Тарантьев.

«Таковы были два самые усердные посетителя Обломова. Зачем эти два русские пролетария ходили к нему? Они очень хорошо знали зачем: пить, есть, курить хорошие сигары. Они находили теплый, покойный приют и всегда одинаково если не радушный, то равнодушный прием.»

«Жизнь в его глазах разделялась на две половины: одна состояла из труда и скуки — это у него были синонимы; другая — из покоя и мирного веселья. От этого главное поприще — служба на первых порах озадачила его самым неприятным образом. Воспитанный в недрах провинции, среди кротких и теплых нравов и обычаев родины, переходя в течение двадцати лет из объятий в объятия родных, друзей и знакомых, он до того был проникнут семейным началом, что и будущая служба представлялась ему в виде какого-то семейного занятия, вроде, например, ленивого записыванья в тетрадку прихода и расхода, как делывал его отец. Он полагал, что чиновники одного места составляли между собой дружную, тесную семью, неусыпно пекущуюся о взаимном спокойствии и удовольствиях, что посещение присутственного места отнюдь не есть обязательная привычка, которой надо придерживаться ежедневно, и что слякоть, жара или просто нерасположение всегда будут служить достаточными и законными предлогами к нехождению в должность.»

«Когда же Штольц приносил ему книги, какие надо еще прочесть сверх выученного, Обломов долго глядел молча на него.

— И ты, Брут, против меня! — говорил он со вздохом, принимаясь за книги.

Неестественно и тяжело ему казалось такое неумеренное чтение. Зачем же все эти тетрадки, на которые изведешь пропасть бумаги, времени и чернил? Зачем учебные книги? Зачем же, наконец, шесть-семь лет затворничества, все строгости, взыскания, сиденье и томленье над уроками, запрет бегать, шалить, веселиться, когда еще не все кончено? „Когда же жить? — спрашивал он опять самого себя. — Когда же, наконец, пускать в оборот этот капитал знаний, из которых большая часть еще ни на что не понадобится в жизни? Политическая экономия, например, алгебра, геометрия — что я стану с ними делать в Обломовке?“»

«Он учился всем существующим и давно не существующим правам, прошел курс и практического судопроизводства, а когда, по случаю какой-то покражи в доме, понадобилось написать бумагу в полицию, он взял лист бумаги, перо, думал, думал, да и послал за писарем.»

«— Отцы и деды не глупее нас были, — говорил он в ответ на какие-нибудь вредные, по его мнению, советы, — да прожили же век счастливо; проживем и мы: даст бог, сыты будем.» — философия Обломова-старшего.

«Старинная связь была неистребима между ними. Как Илья Ильич не умел ни встать, ни лечь спать, ни быть причесанным и обутым, ни отобедать без помощи Захара, так Захар не умел представить себе другого барина, кроме Ильи Ильича, другого существования, как одевать, кормить его, грубить ему, лукавить, лгать и в то же время внутренне благоговеть перед ним.»

Что здесь есть [ править ]

Адаптация [ править ]

В 1979 г. Никита Михалков снял по мотивам романа двухсерийный фильм «Несколько дней из жизни И. И. Обломова».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *