в каком году принято положение о европейском кооперативном обществе положение о еко

Положение о Европейском кооперативном обществе (ЕКО)

кооператив европейский общество потребительский

Принятые 22 июля 2003 года Регламент №1435/2003/ЕС «об Уставе Европейского кооперативного общества», вступивший в силу 18 августа 2006 года, и дополняющая его Директива №2003/72/ЕС об участии трудящихся в его управлении призваны способствовать развитию трансграничной деятельности кооперативов, осуществляемой посредством сотрудничества или слияния между уже существующими кооперативами из различных государств-членов или в виде создания новых кооперативных обществ в масштабах Сообщества.

Проведенный анализ показывает, что сегодняшнее кооперативное движение является одновременно наследником старых ценностей и выразителем новых идей, обусловленных требованиями экономической целесообразности. Основной вопрос, который возникал как раньше, так и сегодня, заключается в том. Как совместить экономическую эффективность с кооперативными принципами? По мнению ряда западных ученых, произошло изменение первоначальных кооперативных принципов, они объясняют это коммерческой целесообразностью, которая охватила кооперативное движение в последнее время. В качестве примера приводится французский закон №92-649 от 13 июля 1992 года о модернизации кооперативных обществ, который заимствует отдельные положения законодательства о хозяйственных обществах и применяет их к кооперативным обществам. В частности, указанный закон позволяет для формирования резервов, и повышать, таким образом, стоимость пая, но также предусматривать, выбывающий участник, состоящий в кооперативе полных пять лет, имеет право пропорционально его паю в паевом фонде на получение части резерва, специально образованного для этой цели.

Интересное по теме

Источник

1. Европейское кооперативное общество (ЕКО) 1.1. Общая характеристика ЕКО

В начале 90-х гг. Европейская Комиссия разработала ряд новых организационно-правовых форм юридических лиц по праву ЕС, деятельность которых была направлена на реализацию общих для ЕС целей, связанных с завершением формирования единого внутреннего рынка ЕС, решением задач в области социальной политики государств-членов ЕС, в частности, в сфере, так называемой, «Социальной Экономики».199 Речь шла о предложениях регламентов об уставах Европейского кооперативного общества (ЕКО) (European cooperative society),200 Европейской ассоциации (ЕА) (European association) и Европейского общества взаимопомощи (ЕОВ) (European mutual society).201

Принятие Регламента об Уставе ЕКО стало очередным этапом в реализации планов ЕС по модернизации корпоративного права ЕС и созданию новых организационно-правовых форм юридических лиц по праву ЕС.206Данное решение было принято в целях предоставления равных условий для конкуренции и обеспечения дальнейшего экономического и социального развития Сообщества для кооперативов, признаваемых во всех государствах- членах ЕС организационно-правовой формой юридического лица.207

Документы призваны способствовать развитию трансграничной деятельности кооперативов, осуществляемой посредством сотрудничества или слияния между уже существующими кооперативами из различных государств- членов или в виде создания новых кооперативных обществ в масштабах Сообщества.208

Регламент об Уставе ЕКО и дополняющая его Директива № 2003/72/ЕС позволяют создавать кооператив как физическим лицам, проживающим в различных государствах-членах ЕС, так и юридическим лицам, расположенным в различных государствах. Минимальный размер паевого фонда ЕКО составляет 30 000 евро. ЕКО могут осуществлять свою деятельность на территории всего Сообщества, обладают юридической право- и дееспособностью, единообразным правовым регулированием и единообразной структурой.209 Они могут развивать и реструктурировать свою трансграничную деятельность без необходимости создавать разветвленную сеть дочерних компаний, что является достаточно затратным как по времени, так и по вложенным средствам. При этом национальный кооператив, осуществляющий свою деятельность в другом государстве-члене ЕС, нежели в том, где он имеет свое зарегистрированное место нахождения, может преобразовываться в ЕКО без предварительного роспуска.210

Дополняющая Регламент Директива № 2003/72/ЕС призвана решать вопросы участия трудящихся в управлении ЕКО. Это сделано для того, чтобы гарантировать, что в результате создания ЕКО не будет ослаблен режим участия трудящихся, существовавший в кооперативах до объединения в ЕКО.

Основной целью ЕКО является удовлетворение потребностей и/или развитие хозяйственной и социальной деятельности членов кооператива, в частности, путем заключения соглашений между ними для предоставления материальных благ, оказания услуг или выполнения работ в рамках осуществляемой ЕКО деятельности.

При разработке Устава ЕКО Регламентом были учтены особенности европейского кооперативного движения, прежде всего, французского, его первоначальные принципы и специфика последующей эволюции, начиная с середины XIX в. Принято считать, что кооперативное движение зародилось в Великобритании в 1844 году в г.Рочдейл (около Манчестера) в развитие утилитаристских и либеральных идей Стюарта Милла и Джорджа Оуэна.212Первоначально кооперативы рассматривались скорее как объединения производителей или рабочих. В 1830 году появился первый такого рода кооператив. Основная идея состояла в том, чтобы добровольная и заинтересованная ассоциация производителей, желающих разделить между собой результаты деятельности своего союза, распространила бы достижения на трудящихся, «устранив для малосостоятельных лиц посредничество капиталиста».213 Во Франции реальный всплеск кооперативного движения восходит к 1864 году.214 Именно для кооперативного движения был составлен Третий раздел Закона от 24 июля 1867 года в отношении обществ с переменным капиталом.215 Очень скоро кооперативные общества разнообразили свою деятельность и объединили не только производителей и потребителей, но также были использованы для других целей, в частности, создания кредитных кооперативов (cooperatif de cr6dit).216 В России такой принцип организации деятельности был известен под названием артели (артельного товарищества), характеризовавшейся совместным личным трудом участников «за общий их счет и с круговою их порукою»,217 т.е. наступающей при недостатке имущества товарищества солидарной (ограниченной или неограниченной) ответственностью участников личным имуществом по долгам товарищества.

Однако, поскольку в современном хозяйственном обороте кооперативы, основанные исключительно на личном труде их участников, неизбежно были бы оттеснены более мощными в экономическом отношении объединениями капиталов, Регламент об Уставе ЕКО допускает в ограниченных размерах участие в них не только личным трудом, но и исключительно имущественными вкладами (инвесторы).219 Инвесторы должны способствовать укреплению имущественной базы кооператива (получая взамен доход на вложенный в кооператив капитал), но не могут быть обязаны к личному трудовому участию в его деятельности.

Таким образом, сегодняшнее кооперативное движение является одновременно наследником старых ценностей и выразителем новых идей, обусловленных требованиями экономической целесообразности. Основной вопрос, который возникал как раньше, так и сегодня, заключается в том, как совместить экономическую эффективность с кооперативными принципами? Что останется от кооперативных принципов, если финансирование будет осуществляться не членами кооператива, а инвесторами, т.е. рынком? 223 Ряд западных ученых в этой связи справедливо указывают на изменение первоначальных кооперативных принципов и объясняют это коммерческой целесообразностью, которая охватила кооперативное движение в последнее время. В качестве примера можно привести французский закон №92-643 от 13 июля 1992 года о модернизации кооперативных обществ,224 который заимствует отдельные положения законодательства о хозяйственных обществах и применяет их к кооперативным обществам.225 В частности, указанный закон позволяет кооперативу не только увеличивать паевой фонд за счет сумм, предназначенных для формирования резервов и повышать, таким образом, стоимость пая или распределять образовавшиеся бесплатные паи, но также предусматривать, что выбывающий участник, состоящий в кооперативе полных пять лет, имеет право пропорционально его паю в паевом фонде на получение части резерва, специально образованного для этой цели.

Закон позволяет также принимать в кооператив инвесторов, которые до сих пор не допускались, и которые могут делать взносы, не связанные с паевым фондом.

В качестве примера можно привести также французский закон от 15 мая 2001 года «О новом регулировании хозяйственных отношений»,227 который внес значительные изменения во многие институты предпринимательского

Регламент об Уставе ЕКО учитывает финансовые потребности кооперативов, их настроения на смятение кооперативных принципов и придание кооперативам характера промежуточных объединений с тем, чтобы сделать их привлекательными для инвесторов.229 В самом деле, при составлении Регламента европейский законодатель не всегда стремился строго и беспрекословно следовать принципам кооперативного общества, чтобы не снижать тем самым его привлекательность для ведения хозяйственной деятельности. Поэтому в Регламенте предусматривается система управления кооперативами, которая схожа с системой управления хозяйственными обществами.

Действительно, Регламент об Уставе ЕКО во многом идет вразрез с основополагающими кооперативными принципами: возможность увеличения паевого фонда за счет подлежащей распределению прибыли, что может производиться без каких-либо ограничений;230 возможность распределения голосов не пропорционально паям участников кооператива (в последнем случае предусмотрено ограничение максимального количества голосов на одного участника: 5 голосов или 30% голосов, в зависимости от того, что меньше); возможность принятия членов кооператива (cooperateurs), не являющихся его участниками (associes),231 а также участников, не являющихся членами.232Самым ярким примером является тот факт, что ЕКО может передать осуществление приносящей доход деятельности своему дочернему предприятию.

Следует отметить, что ЕКО призвано не заменять национальные кооперативы, а быть дополнительным эффективным объединением,234вписывающимся в экономические структуры государств-членов ЕС. В этой связи, назначение Регламента состоит в регулировании этих двух императивов (кооперативных принципов и экономической эффективности) и создании европейского объединения, способного воспользоваться преимуществами единого внутреннего рынка и свободой перемещения.

Источник

Регламент Совета ЕС 1435/2003 от 22 июля 2003 г. об Уставе Европейского Кооперативного Общества (SCE)

Регламент Совета ЕС 1435/2003 от 22 июля 2003 г.
об Уставе Европейского Кооперативного Общества (SCE)*(1)

Совет Европейского Союза,

Руководствуясь Договором об учреждении Европейского экономического сообщества и, в частности, Статьей 308,

Руководствуясь предложением Европейской Комиссии*(2),

Руководствуясь заключением Европейского парламента*(3),

Руководствуясь заключением Комитета по социальным и экономическим вопросам*(4),

(1) Европейский парламент вынес решения от 13 апреля 1983 года о кооперативах в Европейском Сообществе*(5), от 9 июля 1987 года о содействии кооперативов региональному развитию*(6), от 26 мая 1989 года о роли женщин в кооперативах и инициативах занятости на местах*(7), от 11 февраля 1994 года о содействии кооперативов региональному развитию*(8) и от 18 сентября 1998 года о роли кооперативов в увеличении занятости женщин*(9).

(2) Становление внутреннего рынка, повлекшее улучшение экономической и социальной ситуации за период существования Сообщества, указывает на необходимость дальнейшего устранения барьеров в торговле и формирования структур производства в соответствии с потребностями Сообщества. Для этой цели необходимо, чтобы компании всех типов, бизнес которых не ограничивается удовлетворением исключительно местных нужд, были бы способны планировать и реорганизовывать свой бизнес в соответствии с масштабами Сообщества.

(3) Правовые рамки, регулирующие перенесение бизнеса в Сообщество, все еще определяются в основном национальными законами и поэтому не всегда учитывают те экономические условия, в которых предстоит развиваться бизнесу, чтобы достичь целей, установленных в Статье 18 Договора. Эта ситуация создает значительные трудности для образования групп компаний из разных государств-членов.

(4) Совет ЕС принял регламент (ЕС) 2157/2001*(10), устанавливающий правовые формы Европейского Акционерного Общества (SE) в соответствии с основными принципами организации общества с ограниченной ответственностью. Но этот инструмент не подходит для кооперативов с их специфическими особенностями.

(5) Европейское объединение с общей экономической целью (EEIG), предусмотренное Регламентом ЕЭС 2137/85*(11), предоставляет возможность компаниям заключать соглашения о совместном продвижении некоторых видов товаров и услуг, сохраняя при этом свою независимость. Тем не менее, данная правовая форма не соответствует особенным требованиям, предъявляемым к кооперативному предприятию.

(6) Сообщество, заботясь об установлении равных начал конкуренции и стремясь к содействию развития экономики, предусматривает кооперативы как форму организации, принимаемую всеми государствами-участниками, и позволяющую законодательно способствовать развитию их трансграничной деятельности. Организация Объединенных Наций заверила все правительства в том, что обеспечит благоприятную среду, в которой кооперативы смогут действовать на равных началах с другими формами предприятий*(12).

(7) Кооперативы изначально представляют собой объединения физических или юридических лиц, принципы управления которыми отличаются от тех, что применяются в отношении других экономических агентов. Данные принципы включают в себя принцип демократической структуры, контроля и распределения чистой прибыли по результатам финансового года на справедливой основе.

(9) Кооперативы имеют долевой капитал, и их членами могут являться как отдельные лица, так и предприятия. Эти члены могут состоять полностью или частично из заказчиков, работников или поставщиков. Кооперативы, состоящие их членов, которые сами являются кооперативными предприятиями, известны как вторичные или кооперативы второй ступени. В определенных обстоятельствах кооперативы могут также иметь в особой пропорции среди своих членов инвесторов, которые сами не пользуются услугами кооперативов, или же могут состоять на одну треть из членов, извлекающих выгоду из деятельности кооперативов или проводящих работу в их интересах.

(10) Европейское кооперативное общество (далее упоминаемое как SCE) должно иметь своей основной целью удовлетворение потребностей его членов и (или) развитие их экономических и (или) социальных интересов в соответствии со следующими принципами:

— его деятельность должна быть направлена на взаимную выгоду членов, так чтобы каждый член мог извлечь пользу из деятельности SCE в соответствии со своей долей в участии,

— члены SCE должны выступать также заказчиками, работниками или поставщиками, или каким-либо иным образом должны быть вовлечены в деятельность SCE,

— члены должны быть наделены правом контроля в равной степени, хотя допускается и взвешенное голосование для того, чтобы выявить меру содействия SCE каждого участника,

— интерес к займам должен быть ограниченным, а капитал долевым,

— прибыль должна распределяться исходя из размеров деятельности, осуществленной с помощью SCE, хотя допускается и распределение ее в качестве финансовой поддержки в соответствии с нуждами членов,

— не должно быть искусственных ограничений к членству,

— чистые активы и резервы при ликвидации должны распределяться между кооперативами-членами согласно принципу незаинтересованного распределения, то есть независимо от того, на какие цели осуществлял финансирование каждый отдельный кооператив, и какие он имел намерения.

(11) Трансграничное взаимодействие между кооперативами в Сообществе в настоящее время сталкивается с правовыми и административными трудностями, которые должны быть устранены на общем рынке.

(12) Введение Европейской правовой формы кооперативов, основанной на общих принципах, но обладающей рядом специфических особенностей, дает им возможность действовать за пределами своих национальных границ на всей или части территории Сообщества.

(14) Ввиду особого характера SCE, его реальное местонахождение устанавливается настоящим Регламентом без ущерба для законодательства государств-членов ЕС и не составляет преимущества по отношению к другим актам Сообщества по корпоративному праву.

(15) Упоминания о капитале в этом Регламенте охватывают исключительно подписной капитал, не оказывая влияния на какие-либо не распределяемые общие активы, согласно принципу справедливого капитала в SCE.

(16) Данный Регламент не охватывает такие правовые сферы, как налогообложение, конкуренцию, интеллектуальную собственность или банкротство. К тем вопросам, которые не освещены в настоящем Регламенте, применяются положения законодательства государств-членов ЕС и правовых актов Сообщества.

(17) Правила вовлечения работников в SCE установлены в Директиве 2003/72/ЕС*(13), положения которой формируют желательное дополнение к данному Регламенту и применяются субсидиарно.

(18) Работа над сближением национального законодательства в области корпоративного права достигла существенного прогресса, так что отдельные положения, принятые для исполнения директив государствами-членами ЕС и предназначенные для определения структуры управления SCE, могут применяться по аналогии в сферах, где функционирование кооперативов не требует наличия унифицированных Сообществом правил, в особенности:

— первая Директива Совета ЕС 68/151/ЕЭС от 9 марта 1968 года о координации гарантий, которые требуются в государствах-членах от хозяйственных обществ в значении второго абзаца статьи 58 Договора для защиты интересов их участников и третьих лиц, с целью сделать эти гарантии эквивалентными*(14);

— четвертая Директива Совета ЕС 78/660/ЕЭС от 25 июля 1978 года о годовой отчетности отдельных видов компаний*(15);

— седьмая Директива Совета ЕС 83/349/ЕЭС от 13 июня 1983 года о консолидированной бухгалтерской отчетности*(16);

— восьмая Директива Совета ЕС 84/253/ЕЭС от 10 апреля 1984 года об утверждении лиц, ответственных за проведение обязательного аудита отчетности*(17);

— одиннадцатая Директива Совета ЕС 89/666/ЕЭС от 21 декабря 1989 года, об обнародовании информации в отношении филиалов, созданных в государстве-члене некоторыми видами компаний, которые подчиняются праву другого государства*(18).

(19) Деятельность в сфере финансовых услуг и, в частности, в той мере, в которой она касается кредитных учреждений и страховых организаций, была урегулирована следующими Директивами:

— Директивой Совета ЕС 86/635/ЕЭС от 8 декабря 1986 года о годовой отчетности и консолидированной бухгалтерской отчетности банков и других финансовых институтов*(19);

— Директивой Совета ЕС 92/49/ЕЭС о согласовании законодательных, регламентарных и административных положений, взаимосвязанных по вопросу регулирования страхования, не включающего в себя страхование жизни (третья Директива по страхованию, не включающему страхование жизни)*(20).

ГАРАНТ:

Директивой Европейского парламента и Европейского Союза 2009/138/ЕС от 25 ноября 2009 г. названная Директива отменена с 1 ноября 2012 г.

(20) Данная форма организации будет являться необязательной,

Источник

СОДЕРЖАНИЕ

История

Ранние попытки

Законодательная история

SCE на практике

Формирование

Статья 2 (1) Регламента ОСП предусматривает создание ОСП пятью способами:

Характеристики

Членство

Создание кооператива: 5 или более лиц, проживающих в разных государствах-членах, или юридическими лицами, учрежденными в разных государствах-членах.

Столица

Выпущенный капитал не может быть менее 30 000 евро.

Акции, выпущенные за денежные средства, оплачиваются в день подписки в размере не менее 25% от их номинальной стоимости. Остаток должен быть выплачен в течение пяти лет, если уставом не предусмотрен более короткий срок.

Таким образом, существует разница между выпущенным и оплаченным капиталом. Оплаченный капитал должен составлять не менее 25% от выпущенного капитала, а акции должны быть полностью оплачены в течение 5 лет.

Принципы

Применимое право

Законы ЕЭЗ, регулирующие правовую форму ОСП, состоят из двух частей законодательства ЕС :

Оба они были приняты в закон 22 июля 2003 г., а Регламент, устанавливающий правовую форму ОСП, начал применяться с 18 августа 2006 г. Таким образом, при условии принятия необходимых национальных законов, ОСП могут быть созданы в государствах-членах из 18 августа 2006 г.

Источник

Статья 1. Форма Европейского кооперативного общества

Статья 1
Форма Европейского кооперативного общества

Кооперативное общество может быть учреждено на территории Сообщества в форме Европейского кооперативного общества (SCE) на условиях и в порядке, предусмотренных настоящим Регламентом.

1. Подписной капитал Европейского кооперативного общества должен быть разделен на доли. Количество членов и капитал SCE должны иметь возможность изменяться. Если иное не предусмотрено уставом Европейского кооперативного общества, то когда SCE сформировано, каждый из его членов должен нести ответственность только в пределах той суммы, на которую он (она) подписался. Наименование Европейского кооперативного общества, в котором члены несут ограниченную ответственность, должно содержать на конце слова «с ограниченной ответственностью».

2. Европейское кооперативное общество должно иметь основной целью удовлетворение потребностей его членов и (или) развитие их экономической и социальной деятельности, в частности, через заключение соглашений на поставку товаров, оказание работ и услуг, производимых SCE, или соглашений о комиссии. Европейское кооперативное общество может также иметь в качестве цели удовлетворение потребностей его членов посредством поддержки способом, изложенным выше, их участия в экономической деятельности в одном или нескольких SCE и (или) национальных кооперативах. Европейские кооперативные общества могут проводить свою деятельность через дочерние компании.

3. Европейское кооперативное общество не может позволять извлекать выгоду из своей деятельности лицам, не являющимся членами SCE или допускать их к участию в бизнесе, за исключением случаев, когда уставом предусмотрено иное.

4. Европейское кооперативное общество должно обладать правоспособностью.

5. Привлечение наемных работников в Европейском кооперативном обществе должно регулироваться положениями Директивы 2003/72/ЕС.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Эта статья является частью серии статей о
Корпоративное право
в каком году принято положение о европейском кооперативном обществе положение о еко. 200px Society.svg. в каком году принято положение о европейском кооперативном обществе положение о еко фото. в каком году принято положение о европейском кооперативном обществе положение о еко-200px Society.svg. картинка в каком году принято положение о европейском кооперативном обществе положение о еко. картинка 200px Society.svg. кооператив европейский общество потребительский