в каком году приняли пенсионный возраст
Новое в блогах
Какой был пенсионный возраст для мужчин и женщин в Советском союзе?
Какой был пенсионный возраст для мужчин и женщин в Советском союзе?
Время идёт, законы меняются… Сегодня вопрос о повышении возрастной планки для выхода на пенсию стал особенно острой темой для россиян и граждан бывшего Союза Советских Социалистических Республик. Давайте узнаем, какой был пенсионный возраст в республиках бывшего СССР и как он изменится в ближайшие годы уже в ныне действующих, самостоятельных государствах.
Слово «пенсия» в начале своего применения имело значение, близкое к понятию награды, привилегии или знаку расположения монарха. Гай Юлий Цезарь из своих средств платил состарившимся легионерам, Пётр I положил содержание по старости одним только морским офицерам.
В предреволюционной России тоже были пенсии, их платили чиновникам, жандармам, военным и прочим государевым людям. Из рабочих в эту категорию попадали только те, кто трудился на казённых заводах. Пенсионного возраста, или возрастного ценза как такового не было, а нужна была только выслуга лет:
за 35 лет работы на одном месте полагалась полная пенсия,
И это только для лиц, имеющих право на пенсию.
Основная масса рабочих, крестьяне, прочие категории, которые такого права не имели, заботились о своей старости самостоятельно.
После революции, уже 1 ноября 1917 года, правительство большевиков в своём сообщении по поводу социального страхования объявило о намерении взять на себя заботу об обеспечении стариков, вдов и сирот. Однако до реального воплощения этого намерения прошло немало долгих лет.
Пенсионный возраст в сталинские времена
Только в 1928 году стали назначать пенсию по старости рабочим некоторых отраслей промышленности, потом это распространилось на всех рабочих, а до служащих очередь дошла в 1937 году.
Везде в мире возрастной ценз был высоким, около 70 лет.
К этому времени колхозные артели на селе взялись за силу, и государство обязало их создавать фонды внутри своего хозяйства, предназначенные для помощи престарелым колхозникам.
Здесь были задействованы понятия и трудового стажа, и пенсионного возраста, но устанавливались эти критерии на местах самостоятельно.
Документ «Положение о пенсиях и пособиях по социальному страхованию» был принят в 1930 году, а в 1932 были установлены такие параметры относительно стажа и пенсии по старости:
общий возраст выхода на пенсию был оставлен прежний;
в условиях тяжёлого труда мужчины (рабочие и служащие) могли выйти на пенсию в 55 лет, если работали в этих условиях не менее 25 лет; для женщин – 50 лет, при стаже в 20 лет;
на подземных работах, на вредных производствах и в горячих цехах – для мужчин выход на пенсию разрешался в 50 лет, при стаже в этих условиях не менее 20 лет, для женщин – 45, при стаже в 15 лет;
в то время было сложно и тяжело работать в текстильном производстве, и работницы могли тоже выйти на пенсию раньше, в 50 лет, если они отработали в этой отрасли не мене 20 лет.
Колхозники получали по-прежнему пенсии от колхозов, а специалисты и инвалиды ВОВ могли рассчитывать на государственную пенсию.
Пенсионная системе СССР при Хрущёве
Именно в этот период времени в пенсионной истории страны произошли важные перемены.
1. Завершение формирования пенсионной системы
Это произошло в 1956 году. Государство посредством закона, принятого Верховным Советом СССР, гарантировало своим гражданам материальное обеспечение в старости – пенсию.
В сущности, в законе подтверждались основные параметры, которые функционировали и раньше, но кое-что было добавлено. Так, был расширен список работ, которые давали право на более ранний выход на пенсию.
Сюда включили такие категории:
Советская пенсионная система обходилась без Пенсионного фонда.
Взносы перечислялись предприятиями непосредственно в бюджет, из них же выплачивались пенсии.
Это было абсолютно логично для социалистического государства: поскольку оно взяло на себя обязанность обеспечить пенсионерам старость, то это делалось напрямую, безо всяких дополнительных затрат, перепоручений и переадресовок исполнения.
При социализме так принято – единые основания для получения пенсии, единые требования к стажу, единый порядок начисления пенсий.
Следует отметить, что в это время была введена минимальная пенсия, по сути дела, социальная, которая устанавливалась при недостаточном трудовом стаже или тем, кто вообще не работал.
Кроме того, за дополнительный стаж сверх обязательного полагались различные надбавки:
лишние 10 лет стажа, то есть, отработанные 35 лет для мужчин и 30 для женщин, давали прибавку к пенсии в 10%; такая же прибавка начислялась при непрерывном трудовом стаже в 15 лет и более;
если человек отработал лишние 10 лет, из них 25 лет на одном месте, то его пенсия увеличивалась на 20%.
В Советском Союзе не приветствовалась частая перемена работы. Считалось, что такой работник, раз он бегает с места на место, либо корыстен, либо безответственен.
На предприятии поощряли трудовые династии, которые воспринимали родное предприятие как второй дом, относились к нему с уважением, бережно и ответственно.
Также ценился стаж непрерывный, когда работник, меняя место работы, успевал это сделать в течение месяца. Эта тенденция отражена и в льготах для пенсии по стажу.
2. Пенсия колхозника
Прежняя практика, когда за пенсионное обеспечение отвечали колхозные артели, закончилась в 1964 году, именно тогда был принят Закон СССР «О пенсиях и пособиях членам колхозов».
Обеспечивать старость колхозников теперь взялось государство, согласно общепринятым критериям.
Расчёт вёлся по другим формулам, в результате пенсия получалась ниже, чем для городских жителей.
При этом специальным постановлением Совмина СССР колхозам дали право дополнительно к государственной пенсии оставить в силе свои выплаты, те, которые они ранее начисляли членам колхоза.
Этот вопрос был передан на усмотрение на местах.
Пенсию не отбирали и не уменьшали у рабочих, которые шли работать после выхода на пенсию.
Однако специалист не имел на это право, он обязан был выбрать что-то одно – или пенсию, или зарплату.
Не распространялось это ограничение только на те области, где в таких специалистах ощущался недостаток.
Например, врачей часто не хватало, поэтому в медицине врачи-пенсионеры получали и то, и другое.
Благословенный брежневский застой
Роль советской пенсии как государственного пособия по старости сохранилась и при Брежневе. Страна развивалась, богатела, и можно было позволить себе перейти на пятидневку, поднять пенсии и зарплаты, ввести льготы ветеранам и прочее.
Во все эти годы шло постепенное выравнивание величины пенсии для колхозников, с тем, чтобы приблизить её к пенсионному обеспечению рабочих и служащих.
Какой был размер пенсии в СССР по годам? Узнайте в этой статье.
Пенсионный возраст в осколках Советского Союза
Россия, уцелевшая часть большой страны и её правопреемница, получила в наследство и пенсионную систему СССР. Осколки, бывшие союзные республики, уходя в самостоятельность и неизвестность, унесли с собой ту же систему.
«Пенсионный возраст в СССР для мужчин» «Пенсионный возраст в осколках Советского Союза»
Но что делать с социалистической системой в условиях резко наступившего капитализма?
Разумеется, преобразовывать, создавать заново, поскольку государство сняло с себя обязанность обеспечивать пенсионеров.
22 декабря 1990 года бы учреждён Пенсионный фонд России (ПФР), автономная внебюджетная система, которая и занялась вопросами обеспечения достойной старости населения.
Сама система пенсионного обеспечения РФ претерпела многие изменения, которые в основном были направлены на то, чтобы удешевить содержание собственных нетрудоспособных граждан.
Особенно актуальным в этом плане оказался пенсионный возраст, тем более, что в странах Европы он был существенно выше.
Поэтому руководители всех стран СНГ, за редкими исключениями, принялись укорачивать возраст дожития, иногда до парадоксальных ситуаций.
Например, ожидаемая продолжительность жизни мужчин в Туркменистане – 61-63 лет, она была зафиксирована в 2015 году. При этом на пенсию они могут выйти только в 62 года.
Вот таблица, в которой показан нынешний возраст выхода на пенсию, а также возраст дожития, то есть, количество лет, который человек проживает, закончив свою трудовую деятельность.
СтранаМужчины / Возраст дожитияЖенщины / Возраст дожитияТекущие изменения
С 2017 начнётся повышение до 63 лет к 2026
С 2014 идёт повышение до 63 лет к 2020
С 2012 идёт повышение до 65 лет к 2026
С 2018 начнётся повышение для женщин до 63 лет к 2027
С 2011 идёт повышение для женщин до 60 лет к 2021
С 2017 начнётся повышение до 63 лет мужчинам и 58 женщинам
Только Россия и Узбекистан пока держатся прежних значений пенсионного возраста. Украина и Беларусь, казалось бы, тоже были тверды, но в 2011 году на Украине запустили процесс увеличения пенсионного возраста для женщин, а теперь и Беларусь решила идти по стопам Украины.
Однако и в РФ с 2017 года увеличивается пенсионный возраст для отдельных категорий работников, а именно – чиновников, муниципальных и государственных служащих. Он возрастёт до 65 лет для мужчин и до 63 – для женщин, произойдёт это постепенно.
Между прочим, чиновники никогда не стремились рано выйти на пенсию, так что такое продление, надо думать, их не расстроило.
Но важен сам факт, прецедент, и, может быть, это первая ласточка для России.
Размер пенсии в Советском Союзе (СССР)
По сегодняшним меркам размер пенсии в СССР почти не отличался от тех, что получают нынешние пенсионеры в России.
СССР во многом сделал весомый вклад в политику современной России.
Именно во время существования сверхдержавы было создано всеохватывающее пенсионное обеспечение. Этот исторически важный закон был издан 14 июля 1956 года.
Согласно ему на заслуженный отдых имели право женщины с двадцатилетнем стажем работы и мужчины с двадцатипятилетней продолжительностью трудовой деятельности.
При этом завершали свою карьеру люди в том же возрасте, что и современные россияне: мужчины – в 60 лет, а женщины – в 55.
Для расчёта пенсионного оклада использовали 2 варианта:
Пенсия в 1980 годы
Размер пенсии в 1985 году
Средняя пенсия
За весь период существования СССР размер среднего пенсионного обеспечения потерпел существенные изменения. Причиной этому была не только инфляция, но и существенный рост уровня жизни среди советских жителей.
Максимальная пенсия
В СССР максимальная пенсия составляла 120 рублей. На неё могли рассчитывать городские жители, работающие в сферах умственного труда: это инженеры, врачи и учителя. Естественно, её получали люди, проработавшие полный стаж.
Читайте о том, сколько сейчас получает бывший глава государства и руководитель КПСС в Советском Союзе Горбачёв Михаил Сергеевич.
Пенсионный возраст в России
Тема пенсионного возраста в настоящее время стоит очень остро.
Сейчас пенсионный возраст в РФ составляет 60 и 55 лет для мужчин и женщин соответственно.
Правительство уже приняло решение с 2017 года повысить пенсионный возраст(поэтапно) у государственных гражданских служащих до 63 и 65 лет. Сейчас же обдумывается решение об увеличении возраста выхода на пенсию и для других граждан — Министерство финансов уже подготавливало некий план, который предусматривал, что граждане будут уходить на пенсию в 65 лет (как мужчины, так и женщины), но делаться это будет постепенно (на полгода или год ежегодно).
Однако в июне 2016 года вице-премьер Ольга Голодец заверила, что Правительство РФ не планирует повышать возраст выхода на страховую пенсию до 2018 года.
Во сколько лет уходят на пенсию?
Возраст, при котором гражданин может претендовать на пенсионное обеспечение, устанавливается государством. По достижению установленного законом возраста человеку назначается пенсия по старости.
Пенсия является компенсацией заработка или иных получаемых выплат, которые были утрачены человеком в связи с наступлением старости.
Действующим законодательством предусмотрены некоторые особенности при назначении пенсионного пособия по старости:
Выход на пенсию по старости
с наступлением возраста 55 лет у женщин и 60 лет у мужчин;
при имеющемся страховом стаже не менее 8 лет (требование ежегодно увеличивается на один год до достижения 15 лет);
имеющаяся величина индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) не менее 11,4 (ИПК ежегодно увеличивается на 2,4 до размера 30).
Статья 11 закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»предусматривает назначение такой пенсии:
Гражданам народов Севера, признанных малочисленными, в возрасте 50 лет женщинам и 55 лет мужчинам, которые на день назначения пенсии постоянно жили в районах проживания этих народов.
Гражданам РФ при возрасте 65 лет у мужчин и 60 лет у женщин, а также иностранцам и лицам, не имеющим гражданства,проживающим не менее 15 лет постоянно на территории РФ и которые достигли указанного возраста.
Государственное пенсионное обеспечение по старости полагается лицам, которые считаются пострадавшими в результате радиационных или техногенных катастроф. Пособие этим гражданам назначается при имеющемся у них страховом стаже не меньше 5 лет и с уменьшением возраста общеустановленного для назначения пенсии по старости, исходя из времени их проживания или работы в соответствующих условиях, а также от полученных повреждений здоровья.
Пенсия на Крайнем Севере и приравненных к нему районах
Людям, которые проживают в условиях Крайнего Севера (КС) и приравненных к нему районах, либо работали в таких районах ранее, пенсионное обеспечение может быть назначено раньше общеустановленного пенсионного возраста, с учетом имеющегося у них стажа и требуемой величины ИПК (в 2017 году не менее 11,4).
Тем, кто работал и в районах Крайнего Севера, и в приравненных к ним районах, установление страховой пенсии происходит за 15 лет работы на Крайнем Севере и каждый год работы в приравненных к нему местах считается как 9 месяцев работы на Крайнем Севере.
Установление «северной» пенсии законом предусмотрено для следующих граждан:
Категория получателяВозраст, летСтаж работы на КС в годах, не менееСтаж работы в приравненных районах в годах, не менееСтраховой стаж в годах, не менее
Игра в пенсии: кто придумал пенсионную реформу и как ее проводили
В четверг, 14 июня, пока весь мир ждал матча открытия чемпионата мира по футболу на московском стадионе «Лужники», правительство Дмитрия Медведева объявило о пенсионной реформе: возраст выхода на пенсию мужчин повышается с 60 до 65 лет, женщин — с 55 до 63 лет. Новость мало кого оставила равнодушным и наряду со сводками с футбольных полей постоянно находилась в топе новостей.
«Пенсионный возраст — это идол, образ, а под красками — фанера. Может, есть, но я давно не видел не во сне, а наяву пенсионера», — иронизировал лидер группы «Ленинград» Сергей Шнуров в написанном по случаю стихотворении. По стране прокатилась волна протестов. Такими сплоченными россияне не были давно, свидетельствует июньский опрос «Левада-центра»: против повышения пенсионного возраста выступили 89% граждан.
Как решали
Объявление пенсионной реформы в день открытия чемпионата мира многие СМИ, эксперты и чиновники восприняли как попытку провернуть реформу под прикрытием футбола. «Пока мы радовались успехам наших футболистов, — негодовал глава КПРФ Геннадий Зюганов на думских слушаниях по поводу закона, — правительство решило забить гол всей стране».
Дата — всего лишь случайное совпадение, уверяет источник Forbes в кабинете министров, осведомленный о ходе реформы. Заседания правительства проходят каждый четверг. На 7 июня была назначена прямая линия с президентом, которого максимально дистанцировали от пенсионной реформы, поэтому судьбоносное объявление назначили на 14 июня — ближайший четверг после прямой линии. Но решение о реформе было принято значительно раньше.
Кто был автором
Шум вокруг реформы не утихал все лето. Депутаты в Госдуме спорили до хрипоты, Антон Силуанов дал подробное интервью Владимиру Познеру и пытался объяснить на пальцах зрителям «Первого канала», почему они должны будут выходить на пенсию позже.
Люди искали виновных и строили догадки. Одна из популярных версий: на реформу Путина уговорили Кудрин и первый замглавы администрации президента Сергей Кириенко. А в авторы текста законопроекта о пенсионной реформе народная молва записала молодого экономиста Владимира Назарова, который работает в Институте Гайдара и возглавляет финансовый НИИ при Минфине.
«Человека, конкретное лицо, которое отвечало за эту реформу, мы за все лето так и не увидели. Но понятно, что ответственность несут первые лица [страны]», — считает заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия» и член комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Олег Шеин.
Конкретного лица за реформой не видно, но очевидно одно: впервые о повышении пенсионного возраста объявили в самом жестком из всех обсуждавшихся вариантов — 63 года для женщин и 65 лет для мужчин, и это была идея Минфина, который формально не имел отношения к подготовке законопроекта. Чиновник, знакомый с ходом подготовки закона, подтвердил, что на гораздо более мягком сценарии настаивала Татьяна Голикова — взять паузу и посвятить какое-то время адаптации населения. И тем не менее именно ее блоку пришлось подготовить текст закона в жестком варианте — этим занимались специалисты из Минтруда и Пенсионного фонда.
Подарок от Путина
Зачем все это
«Силуанов призвал «срочно повысить» пенсионный возраст» — гласит заголовок статьи в «Российской газете». Статья посвящена выступлению министра финансов на «правительственном часе» в Госдуме задолго до реформы, в сентябре 2015 года. Тогда призыв Силуанова не нашел поддержки, хотя в его обращении уже фигурировало слово «срочно».
В течение многих лет эксперты из РАНХиГС, ВШЭ, ЦСР, Экономической экспертной группы и НИФИ говорили о необходимости повысить пенсионный возраст, делали соответствующие расчеты, писали научные статьи и выступали в СМИ. Главным публичным сторонником реформы был глава ЦСР Алексей Кудрин. Настойчиво из выступления в выступление он повторял, что пенсионный возраст нужно повышать немедленно, «иначе будет поздно». «Предпосылки для повышения пенсионного возраста были и раньше», — соглашается замдиректора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрий Горлин.
Доводы в пользу повышения с тех пор не изменились. В России резко уменьшается соотношение пенсионеров и работников, за которых платятся социальные страховые взносы. Иначе говоря, тех, кто оплачивает пенсии ныне живущим пенсионерам, становится все меньше. Сейчас, по расчетам исследователей ВШЭ, на одного пенсионера приходится 2,3 человека трудоспособного возраста. Учитывая теневую занятость, по расчетам РАНХиГС, на одного пенсионера приходится всего 1,1 работающего, за которого работодатель выплачивает взносы. Через 10 лет этот показатель составит 1,2 благодаря повышению пенсионного возраста, в противном случае он скатился бы к единице к 2030 году, поясняет Юрий Горлин.
От этого соотношения напрямую зависит возможность повышать пенсии. Согласно «майскому указу» президента в ближайшие шесть лет индексация пенсий должна проходить выше уровня инфляции. Чтобы это делать, нужно где-то брать деньги, а источников всего два: бюджетные средства и взносы от работодателей.
«Можно было, конечно, ничего не делать и не повышать пенсионный возраст. Но тогда вариантов оставалось бы немного», — рассуждает Владимир Назаров из НИФИ. Если оставить все как есть, сильно увеличится разница между пенсией и заработной платой. Сейчас неработающие пенсионеры получают порядка 34% средней заработной платы работающего человека, и если не вмешаться, то через пару лет показатель будет около 30–25%. «Уровень меньше 30% общество уже посчитало неприемлемо низким», — объясняет Назаров. Второй вариант — для финансирования пенсий повышать налоги или тарифы страховых взносов. Но такой рост нагрузки на граждан был бы несовместим с желанием ускорить рост российской экономики.
При росте экономики около 1,5% в год (на конец 2018 года Минэкономразвития прогнозирует рост ВВП на 1,8%, а на конец 2019-го — 1,3%) индексировать размер пенсий по уровню инфляции или чуть выше можно было бы и без повышения пенсионного возраста, подсчитал Горлин. Но обеспечить устойчивый рост пенсий уже не получится без дополнительных мер, потому что зарплаты будут расти быстрее и пенсии потеряют свою основную функцию — быть страховкой от утраты заработка. Именно поэтому страховые пенсии в ближайшие шесть лет будут повышаться темпами, значительно превышающими прогнозируемый уровень инфляции.
По оценкам экспертов, итоговые траты бюджета окажутся даже выше, чем экономия от повышения пенсионного возраста. По расчетам, которые представляла Татьяна Голикова, деньги, полученные от повышения пенсионного возраста, не покроют траты на пенсионное обеспечение. Реформа сэкономит бюджету 2,9 трлн рублей, но пенсионное обеспечение потребует затрат в 3,3 трлн рублей за шесть лет.
Что сделали не так
Высокая скорость реализации реформы — это российский опыт, который оказался весьма болезненным. От официального объявления о реформе до подписания закона Путиным прошло всего 112 дней, а реализация нововведений начнется уже с 1 января 2019 года. В ОЭСР, например, средний период между принятием закона о пенсионной реформе и его реализацией составляет около 9 лет.
Вторая особенность — очень высокие, даже агрессивные темпы повышения пенсионного возраста: каждый год возраст выхода на пенсию будет становиться на год выше. В ОЭСР средний рост повышения пенсионного возраста составляет три месяца в год, а в СНГ — по шесть месяцев в год. «Понятно, конечно, что чем быстрее поднимается возраст, тем раньше возникает большая «бухгалтерская» экономия», — рассуждает Юрий Горлин.
Сторонники реформы спешат заверить: сравнивать опыт России с опытом США или Европы некорректно. Более адекватное сравнение — с другими восточноевропейскими странами и странами СНГ. Когда повышение пенсионного возраста запоздало, приходится проводить реформу относительно высокими темпами и без длительного подготовительного периода, рассуждает Владимир Назаров. В большинстве восточноевропейских стран и в СНГ пенсионный возраст повысили в конце 1990-х — начале 2000-х годов и темпы роста составляли, как правило, 6–12 месяцев в год. К 2018 году лишь в двух странах СНГ, России и Узбекистане, пенсионный возраст сохранился на советском уровне.
Российские показатели пенсионной реформы далеки от рекордных, указывают экономисты. Чехия несколько лет назад начала повышение пенсионного возраста с 60 до 67 лет для мужчин и с 55 до 67 лет для женщин, а в Армении в 2001 году пенсионный возраст мужчин был за один год повышен сразу на три года.
Армия безработных
Есть один спорный вопрос: сможет ли экономика создать новые рабочие места для предпенсионеров. По оценкам Минэкономразвития, прирост занятых из-за повышения пенсионного возраста составит в 2019 году 137 200 человек, а суммарно к 2024 году — 1,8 млн человек. В министерстве верят, что этот выплеск рабочей силы добавит к росту ВВП 1,3 процентного пункта, то есть по 0,2–0,3 процентного пункта в год. Эксперты НИФИ более оптимистичны и прогнозируют прирост в 0,3–0,5 процентного пункта ВВП ежегодно.
Эти расчеты основаны на том, что не вышедшие на пенсию люди найдут работу. А в этом экономисты и противники реформы, да и сами будущие предпенсионеры не уверены. По мнению депутата Олега Шеина, инициатива правительства выпустит на рынок армию безработных. В мире идет процесс автоматизации производства. В таких условиях повышение пенсионного возраста — это просто выбрасывание на рынок труда абсолютно ненужной рабочей силы.
«Куда пойдут эти люди? — беспокоится Шеин. — Они останутся без средств к существованию, а следствием может оказаться рост безработицы, падение доходов населения и снижение темпов роста экономического развития».