в каком году придумали поцелуй
Когда и кто придумал поцелуй
Кто и когда придумал поцелуй? Адам и Ева? Охотники на мамонтов? На этот вопрос нет однозначного ответа — разные народы в разные времена по-своему проявляли нежность, причем касание губ практиковалось не всегда. Поцелуи были явлением массовым и уделом избранных, находились под запретом и, наоборот, рекламировались…
В античном мире поцелуи были уже широко распространены: сам легендарный Одиссей целовал свою жену, а римляне, в знак приветствия, целовали не только друзей и членов семьи, но и торговцев, и просто прохожих. Исключением был только арабский Восток — показная нежность была у мусульман под запретом, а о происходящем в гаремах мало что доподлинно известно.
В Средние века исполнение приветственного ритуала в форме поцелуя зависело не только от отношений между людьми, но и от их сословной принадлежности. Чем ниже статус человека, тем дальше от лица он запечатлевал поцелуй: равных себе целовали в губы, людей чуть выше рангом — в руку, людей еще более высокого сословия — в колено, а в знак преклонения перед королями и высшим духовенством простолюдин мог поцеловать лишь их ноги или даже землю у ног.
Иногда поцелуи в Европе и вовсе запрещали, но на время — как это было в 1439 году в Англии. Причиной издания закона от 16 июля стала сильнейшая эпидемия чумы, охватившая туманный Альбион. Боязнь умереть, заразившись от приветственного поцелуя соседа или друга, сделала в английском обществе популярными такие знаки расположения, как реверанс и поклон. Вскоре чума схлынула, и запрет был отменен. Однако через 220 лет поцелуи снова запретили — и снова по причине чумы, которая поразила жителей Лондона.
На востоке Азии, в Японии и Китае, были, как всегда, свои правила. В этих странах поцелуй был как бы «невидим»: соприкосновение губ не было здесь культурно закрепленным знаком. Любовники и супруги никогда не целовались прилюдно, детей и родителей целовать было вообще не принято… Так на Востоке жили столетиями, но начавшаяся эпоха Великих географических открытий сделала народы ближе, а взаимное проникновение культур — заметнее. Поцелуй — как знак нежности — начал свой путь по планете.
Чем же обусловлен поцелуй физиологически? Свойственен ли он человеку, как виду животного или он был кем-то однажды придуман? Ответ на этот вопрос занимал самого Чарльза Дарвина, который предположил, что поцелуй по своему происхождению не атавистичен, то есть не является врожденным навыком. Маленькие дети, однако, могут «целоваться», повторяя этим элемент сосательного акта, но делают это неосознанно.
Современные ученые предполагают, что поцелуй постепенно развился из существовавшего в глубокой древности обычая кормить своих детей таким же обpазом, как это делают птицы — из рта в рот. Известно, что женщины одного из южных племен именно так поят своих младенцев — набирая воду сначала себе в рот, а затем вливая ее через губы малышу. Так что первый поцелуй, скорее всего, был больше материнским, чем любовным.
Сейчас поцелуи прочно ассоциируются если не однозначно со страстной любовью мужчины к женщине, то уж точно с нежными чувствами между близкими людьми. Целовались и целуются пары в мелодрамах, гангстеры целуют руки «крестного отца», и даже генсек Брежнев целовал своих товарищей из стран соцлагеря. Иногда поцелуи тянут на настоящие рекорды!
Так, например, в 2004 году в аквапарке итальянского города Речионе состоялся международный чемпионат по спортивным подводным поцелуям. Стоит отметить, что многие юноши и девушки до этого чемпионата даже не были знакомы, но это не помешало им получать удовольствие и занимать призовые места.
Победу одержали итальянские студенты Андреа и Джанни, которые целовались, задержав дыхание, 1 минуту и 24 секунды. Однак, пара не смогла побить мировой рекорд подводного поцелуя, который был установлен в далеком 1980 г. японцами Тошиаки Шираи и Юкико Нагатаи и составляет 2 минуты 18 секунд.
Самый продолжительный обычный поцелуй был зафиксирован 5 декабря 2001 года в Нью-Йорке. Луиза Альмовадор и Рич Ленгли из Нью-Джерси неотрывно целовались на протяжении 30 часов 59 минут и 27 секунд — и попали в Книгу рекордов Гиннесса.
А во многих странах поцелуи и сегодня ограничены законом. Например, в США в штате Айова запрещено целовать незнакомцев, а в Колорадо мужчине запрещено целовать спящую женщину независимо от того, кем она ему приходится. В Коннектикуте мужья обязаны воздерживаться от воскресных поцелуев, даже если желают поцеловать собственную жену. В солнечной Калифорнии в ряде городов действует запрет на поцелуи с обладателями усов, а в ряде случаев устанавливаются временные ограничения. В той же Айове нельзя целоваться в общественных местах дольше пяти минут, а в Южной Дакоте — не больше трех.
Необычные таблички появились на одной из станций в Уоррингтоне — крупнейшем городе графства Чешир — они запрещают поцелуи на перронах. Свое решение руководство станции объяснило так: обнявшиеся парочки мешают проходу других пассажиров, которые, в результате, могут опоздать на поезд. Сами же пассажиры считают нововведение просто забавным и даже романтичным. Что может быть интереснее, чем украдкой сорвать с губ любимого теперь уже запретный поцелуй? Тем более что представители властей обещают, что нарушителям запрета наказаний и штрафов не грозит…
12 интересных фактов об истории поцелуя
Статистические исследования показали: люди помнят до 85–90 процентов всех подробностей, при которых произошел их первый поцелуй. При этом в памяти остается в 2–3 раза меньше подробностей смерти и похорон родителей, потери девственности или рождения первого ребенка.
1. Существуют три теории происхождения поцелуя.
Согласно первой, первопричиной поцелуя является материнство. Когда ребенок бросал грудь, но не мог еще самостоятельно кусать и пережевывать твердую пищу, за него это делала мать, превращавшая еду в жидкую кашицу, а затем передававшая ее своему отпрыску, так сказать, из уст в уста. Потом это действие начинало играть роль соски-пустышки: чтобы обмануть и успокоить ребенка, мать просто прикасалась своими губами к его губам, имитируя процесс кормления. А в итоге касание губ губами приобрело значение нежности и ласки.
Вторая теория видит в поцелуе простое подражание животным. Например, птицам, которые во время брачных танцев, среди прочих манипуляций, прикасаются друг к другу клювами (отсюда — «милуются, как голубки»). Или — «целующимся рыбкам» гурами. Правда, у гурами на самом деле это вовсе не проявление нежности: так самцы борются за территорию и самок. Они просто меряются ртами: у кого он меньше, тот бесславно покидает «поле боя».
Третья теория утверждает, что поцелуй у наших далеких предков предполагал мирные намерения: прикосновение вытянутых вперед губ вместо яростного оскала зубов, готовых вцепиться в глотку противника.
2. Все эти теории, каждая из которых по-своему эффектна и убедительна, разбиваются, однако, об одно необъяснимое явление — поведение шимпанзе. Эти наши дальние родичи трогательно, совсем по-человечьи, обнимают за шею того, кого они любят, и прижимаются к ней губами. И ни один зоопсихолог не в состоянии объяснить, откуда берется такое проявление нежности.
3. Древний человек связывал дыхание с душевной силой человека и наделял его целительным действий. От тех далеких времен осталась традиция целовать ребенку ушиб или царапину, приговаривая: «Ну вот, и все прошло!». Отсюда же — сказочный сюжет, где прекрасный принц поцелуем будит спящую красавицу или превращает лягушку в принцессу.
4. Первые письменные свидетельства о поцелуе в человеческой истории восходят к персидским надписям, которым около 4 тысяч лет. В V веке до новой эры Геродот тоже упоминает о поцелуе и тоже в связи с персами. Правда, это не совсем тот поцелуй. «У персов, — пишет Геродот, — равные по общественному положению мужчины при встрече целуют друг друга в уста, а неравные — в щеку».
5. Наивысшего расцвета привычка целоваться достигла у древних римлян. Целовались все: мужчины, женщины, дети, родственники, знакомые и едва знакомые; целовались везде: дома, на улицах и в общественных местах. Смазывали губы особой ароматической помадой, чтобы целоваться было приятнее. Короче, это приняло характер сумасшествия, и император Тиберий особым декретом свел эту поцелуйную эпидемию до разумных размеров.
6. В Древнем мире и Средневековье поцелуй при встрече демонстрировал положение в социальной структуре общества. Равные целовали друг друга в губы, если разница была не особенно резкой — в щеки. Если же ступеней, разделяющих людей на социальной лестнице, было достаточно много, то, в зависимости от их числа, низшие целовали высшим руку, плечо, колено, край одежды или ступню. Раб же был обязан целовать землю у ног своего господина.
7. Страшные эпидемии чумы и черной оспы в Европе, уносившие жизни чуть ли не половины населения континента, внесли коррективы в древние традиции. К эпохе Ренессанса появились совершенно новые формы этикета: глубокий поклон с помахиванием шляпой перед собой (потом это перешло в легкий поклон и простое прикосновение к шляпе); поцелуй женской руки в перчатке (потом это перешло в легкое пожатие и наклон головы над рукой); у мужчин появилось рукопожатие при встрече и прощании; наконец, появился «воздушный поцелуй».
8. Поцелуи стали подразделяться на «социальные» и «чувственные». «Социальные» поцелуи — перед долгой разлукой, после долгой разлуки или при поздравлении — у разных народов производятся по-разному. Русские, бельгийцы и арабы, например, целуются троекратно, американцы и французы — двукратно, в каждую щеку. Австрийцы ограничиваются поцелуем руки женщине, а в странах Средиземноморья и Латинской Америки традиционно целуются мужчины. Китайцы никогда не целуются публично, а нигерийцы не целуются вообще никогда. Даже во время свадебного обряда у китайцев (а так же корейцев с японцами) «брачующиеся» ограничиваются поклоном друг другу и гостям. В Камбодже жених лишь прикасается носом к невестиной щеке. У эскимосов принято потереться носами, а у индонезийцев — поцеловаться за занавеской, так, чтобы никто не видел.
9. Самый удивительный обычай, связанный с поцелуями, существует в Ирландии. Возле небольшой деревушки Бларни стоит старинный замок XV века — Бларни-касл. В одной из его стен, метром ниже зубцов, венчающих стену, вделан сверкающий полированный черный камень — «бларни-стоун». Нередко здесь можно видеть странную картину: два человека, стоящих на площадке замка, держат за ноги третьего, который, вися вниз головой, целует «бларни-стоун». Ирландцы абсолютно убеждены, что поцеловавший этот камень получает особый дар красноречия, позволяющий ему овладеть сердцем любой женщины. И если вы заглянете в хороший английский словарь, то обязательно найдете там глагол «to blarney». Обычно его переводят как «льстить», но изначально оно скорей соответствовало русскому «охмурять».
10. В 1896 г. в Нью-Йорке демонстрировался фильм «Поцелуй». Реакцию на него можно сравнить разве что с 12-балльным ураганом. Вот что писала после этого «Нью-Йорк таймс»: «Увеличенное до пропорций Гаргантюа, это омерзительное зрелище не вызывает ничего, кроме чувства тошноты. Немедленное вмешательство полиции — вот все, что требуется».
А между тем, поцелуй на экране тех лет выглядел более чем невинно: герой-любовник суетливо подскакивал к героине, охватывал ее, как в сеансе французской борьбы, клевал куда-нибудь, что должно было изображать поцелуй, и так же поспешно отскакивал.
11. «Гражданские права» поцелуй получил на экране благодаря двум великим кинолюбовникам двадцатых годов — Рудольфу Валентино и Джону Бэрримору. Первый отработал, так сказать, технику этого дела, второй — установил не побитый до сего дня рекорд: в картине «Дон-Жуан» (1926) он ухитрился поцеловать своих партнерш по фильму 191 раз!
12. В тридцатые годы в Голливуде было установлено железное ограничение: продолжительность поцелуя не должна была превышать трех секунд, целующиеся должны были твердо стоять на земле (никаких повисаний на шее, легкомысленных подниманий ножки, и уж тем более, никакого секса в постели). Впрочем, очень скоро опять появились «поцелуйные диссиденты» — Кэри Грант и Кларк Гейбл. А им, естественно, подражали все прочие актеры.
После сексуальной революции 1960-х поцелуй — на экране и в жизни — стал повседневным и невинным занятием. И появилась новая техника: партнеры должны, прежде всего, широко, по акульи, разинуть рты, а потом сладострастно жевать друг друга, шумно дыша.
Какие бывают поцелуи и зачем они нужны человеку
Мы целуем друг друга в знак приветствия или прощания, чтобы выразить радостные эмоции или попросить прощения, в качестве признания в любви или сексуальной прелюдии. Поцелуй — один из самых распространенных сюжетов в мировой художественной культуре. Но как людям вообще пришло в голову целоваться и где искать корни этой практики? Историю одного из самых позитивных видов человеческой деятельности на «Ноже» рассказывает Алиса Загрядская.
Из истории поцелуев
Древнейшие упоминания любовных поцелуев — в том числе, как бы мы сейчас сказали, «французских» — можно встретить в шумерской и древнеегипетской поэзии. Древнегреческий историк Ксенофонт в жизнеописаниях персидского царя Кира упоминает об обычае персов целоваться в губы при прощании. Разные типы персидских приветствий, в зависимости от статуса целующих, приводил Геродот: равные целовались в губы, а в случае, если один был по положению выше, — в щеку. В древнеиндийской «Махабхарате» встречается братское лобзание («в голову»), которым приветствуют друг друга сыновья царя Панду.
«Встреченный приветливо троими (братьями) — Арджуной и обоими близнецами, поцелуй их в голову и побеседуй с ними ласково, о царь!»
Махабхарата «Книга пятая. Удьйогапарва, или Книга о старании»
Также в эпосе можно встретить описание романтического поцелуя между влюбленными. Техническая сторона вопроса рассматривается в «Камасутре», которая выделяет разные типы и методики этого действия (раздел «О любовном соединении»). Древний трактат довольно прозорливо отмечает: каким будет поцелуй, зависит от желания партнеров и локальных культурных установок.
Целуют в лоб, в щеки, в губы, локоны, грудь, соски, внутреннюю часть рта. У жителей Латы также — подмышки, низ живота, в место соединения бедер.
«В силу влечения и местных обычаев бывают поцелуи в те или иные места, но их не должен применять каждый».
Ватсьяяна Малланага «Камасутра»
Несмотря на то, что прикосновение губами к губам другого человека распространено в разных обществах и отражено в древней литературе различных стран, в некоторых туземных культурах оно не было общей практикой и появилось под влиянием европейцев. В качестве примера приводят коренные народы Австралии, Таити, африканские племена, эскимосов и полинезийцев. Чарлз Дарвин описывал малайский поцелуй:
«Женщины присели на корточки, подняв лицо кверху; спутники наши нагнулись к ним, приложились переносицами к их носам под прямым углом и стали нажимать. Продолжалась эта церемония несколько дольше, чем наше обычное дружеское рукопожатие».
Кстати, в классическом индийском кино, которое снимается для внутреннего рынка, тоже не встретишь откровенных лобзаний — максимум целомудренное прикосновение губами ко лбу. Кинематографическим влюбленным остается выражать любовное чувство только посредством танца.
Схожего мнения о тлетворном влиянии Запада придерживаются и некоторые авторитетные издания в Китае.
В 1990 году пекинская газета Workers’ Daily писала, что «агрессивные европейцы принесли в Китай обычай поцелуев, вульгарную практику, которая наводит на мысли о каннибализме».
Однако Запад долго был достаточно строг и к себе самому. В 1896 году мировая общественность была шокирована немым фильмом «Поцелуй». На пленке в течение 18 секунд мужчина скорее пытается поцеловать, чем целует свою кокетствующую даму сердца. Тем не менее фильм вызвал большой резонанс и был осужден лидерами мнений и религиозными организациями. В течение долгого времени после этого такие непристойные действа на экранах не появлялись.
В современную массовую культуру откровенные поцелуи проникли после отмены в конце 1960-х годов кодекса Хейса, который запрещал показ любых вольностей. До этого звезды классического Голливуда имели право соприкасаться губами не дольше, чем на пару секунд, «сухим» способом. Поэтому именно так, в духе невинного первого поцелуя детей, выражают свои чувства Скарлетт и Ретт Батлер в «Унесенных ветром» — либо происходящее просто заслоняется от зрителя, как в знаменитой сцене у подножия лестницы.
Смысл и символическая роль поцелуев
Поцелуи выполняют разные функции в зависимости от ситуации: как правило, мы отлично понимаем, чем целомудренный поцелуй отличается от страстного, а романтический — от ритуального.
С поцелуями романтическими всё более-менее понятно: это выражение чувственной любви и страсти. Этот сюжет — один из самых частых в искусстве, будь то изображение Амура и Психеи, Ромео и Джульетты, Паоло и Франчески или безымянных влюбленных Климта, олицетворяющих саму любовь. Другой — не менее распространенный сюжет — нежный родительский поцелуй, который дарит ребенку, как правило, мать.
Любопытно, что в иконографии Богородицы, как католической, так и православной, сюжет, в котором Дева Мария целовала бы младенца Христа, практически не встречается (вероятно, это объясняется нежеланием заслонять лик Спасителя и уменьшать его значимость).
Выражающие привязанность, симпатию и радость поцелуи распространены между родственниками, друзьями и другими близкими людьми. Как правило, к ним прибегают в особые моменты или после долгой разлуки. Такие поцелуи упоминаются еще в Библии, например, когда Иаков вернулся в Палестину к брату Исаву, тот бросился «к нему навстречу, и обнял его, и пал на шею его, и поцеловал его…» (Бытие. 33:4). Когда Одиссей вернулся домой, он поцеловал сына Телемаха и жену Пенелопу. А служившие ему пастухи Эвмей и Филотий покрыли поцелуями его руки и ноги.
Прикосновение губами может быть жестом приветствия. В европейском мире оно во многом имеет религиозные и обрядовые корни. Лиминальные (пороговые) ритуалы, связанные с гостеприимством, предполагали демонстрацию добрых намерений и временное принятие гостя в дом в качестве «своего». Это позволяло сторонам поверить, что никто никого не заколет ночью и в целом смириться с чужим этосом, проведя его через собственные ритуалы. Лобзание гостя — один из таких ритуалов принятия, как и совместная трапеза.
Подобные ритуальные поцелуи, обозначающие гостеприимство или политический союз, благополучно дожили до XX века. Например, Брежнев щедро одаривал поцелуями политиков и известных персон.
Генсек любил дважды облобызать человека в щеки и припечатать финальным поцелуем в губы. Неясно, сколько в этом было радушия, а сколько — желания доминировать, но вступать в такую близость с широкобровым лидером Страны Советов хотели далеко не все: Николае Чаушеску наотрез отказался, а Фидель Кастро оборонялся сигарой.
Лиминальное значение и сегодня проявлено в поцелуе, которым скрепляют союз новобрачные. Несмотря на то, что в современном мире жених, скорее всего, неоднократно целовал невесту до свадьбы, именно этот поцелуй имеет особый смысл. Поцелуи как инициатическое действие практиковались и в различных тайных обществах. Символика поцелуя, обладающего мистической силой и помогающего переходу, сформировалась еще в народных верованиях и нашла отражение в легендах и сказках. Чудовище после поцелуя героини превращается в принца, а Спящая красавица, наоборот, пробуждается от поцелуя принца — всё это истории о новой жизни, которая начинается в любовном союзе.
Читайте также
Также поцелуй может стать спонтанным выражением ликования и торжества перед лицом объединяющего людей радостного чувства, которое бросает в объятия друг к другу даже незнакомцев. Например, в день, когда закончилась война.
Фотограф Альфред Эйзенштадт рассказывал о появлении знаменитого снимка «День Победы над Японией на Таймс-сквер» с медсестрой и моряком: «Он носился по всей улице, хватал всех женщин, которых видел — неважно, были они пожилыми, дородными или стройными. Я повернулся и нажал на кнопку в тот самый момент, когда он поцеловал медсестру».
Схожим образом целуются члены победившей спортивной команды или ликующие болельщики, причем зачастую отбрасывая половые ограничения.
Такая практика была одной из популярных статей обвинения в ведовских процессах. В целовании зада дьяволу, который при этом принимал облик черного кота, в средневековых трактатах обвиняли катаров (если вы давно хотели узнать, что значит название группы Kiss The Anus Of A Black Cat, то вот ответ). Кроме того, «срамный поцелуй» в отношении магистра инкриминировали в числе прочих непотребных деяний рыцарям ордена тамплиеров.
Трактовки поцелуев в науке
Физиология поцелуев достаточно прозрачна: на губах и языке имеется множество нервных окончаний, которые делают процесс по-настоящему увлекательным. В нем задействованы черепные нервы, которые обрабатывают сенсорную информацию и влияют на деятельность мозга. Куда менее понятно, являются ли поцелуи специфически человеческим явлением и как возникает желание целоваться.
Часть исследователей полагают, что это интуитивное поведение, которое уходит корнями в практики кормления у животных и проверку здоровья потенциального партнера.
Другие настаивают на том, что целоваться многие народы научились в ходе культурного обмена, а значит, это поведение, которое вырабатывается социальным научением.
Одну из первых исторических работ об этом явлении написал в XVII веке немецкий литератор Мартин фон Кемпе. Он создал своего рода энциклопедию поцелуев, разделив их на 20 видов в зависимости от ситуации. Кемпе сопроводил работу ссылками на примеры из античной и христианской культуры, медицинских трактатов и юридических документов.
Другое исследование типов и происхождения поцелуя принадлежит датскому филологу Кристоферу Нюропу. В книге «О поцелуях» Нюроп смотрит на этот феномен с точки зрения истории культуры и анализирует отражение поцелуев в религии и искусстве. Уже в 1897 году Нюроп задается вопросом: «Есть ли поцелуй акт первобытный, естественный, или нет?»
Автор связывает поцелуи со вкусом и обонянием, предполагая, что первичны как раз поцелуи взасос, которые имели целью попробовать на вкус и уловить запах, а потом редуцировались до выражения разных чувств: благодарности, восхищения, смирения или стали формой приветствия.
А принятый у диких племен поцелуй носа рассматривает как аналог европейскому, не забывая отметить, что последний стоит выше — ведь, вступив в контакт с развитыми племенами, туземцы оставляют свою практику и переходят к «цивилизованным» поцелуям рта.
Говоря о теме, связанной с близостью и сексуальностью, трудно было бы обойтись без мнения Зигмунда Фрейда (которое, впрочем, достаточно предсказуемо). Отец психоанализа связывал поцелуи с сосательным рефлексом, который вырабатывается у ребенка при прикосновении к материнской груди. Также во «Введении в психоанализ» он называет поцелуй символической заменой генитального контакта:
«Явления возбуждения, ощущения и иннервации, даже процессы эрекции, присущие гениталиям, переносятся на другие области тела (например, вверх, на голову и лицо)».
Поцелуй, таким образом, как и все прочие проявления эротического, не ведущие к продолжению рода, является отклонением от генитальной «линии партии».
Некоторые этологи возводят поцелуи к кормлению детенышей и самок (половые игры животных зачастую строятся из тех же «кирпичиков», что и детско-родительские схемы поведения). У многих видов практикуется премастикация — не слишком аппетитный с людской точки зрения, но широко использующийся в природе тип кормления, при котором детеныш получает пережеванную родителем пищу изо рта в рот. Так поступают, в частности, наши ближайшие родственники шимпанзе. У птиц в ходе брачных церемоний самцы приносят самкам угощение и передают его прямо в клюв. У некоторых эта практика уже не связана с кормлением напрямую. Например, тотемные животные свадеб, голуби, соприкасаются клювами в процессе ухаживания.
Многие млекопитающие просто облизывают морды друг друга, а раскованные бонобо практически целуются «по-французски».
Одно из исследований поцелуев провел психолог Гордон Гэллап-младший, тот самый, который разработал «зеркальный тест», определяющий, узнают ли животные себя в зеркале (если вкратце, то некоторые — да, и из этого можно сделать вывод о наличии у них модели своего «я»). Гэллап с коллегами устроили тестирование, в ходе которого задавали вопросы студентам Университета Олбани. Ученые сделали вывод, что поцелуи имеют биологические основания в качестве адаптивного брачного ритуала и играют важную роль в процессе выбора партнера. Вкусовые рецепторы и возможность вдыхать запах другого человека добавляют информации о нем, которая играет роль в определении генетической совместимости. Кроме того, при поцелуе вырабатывается окситоцин, который влияет на формирование привязанности, и появляется сексуальное желание.
В то же время ученик Конрада Лоренца этолог Иренеус Эйбл-Эйбесфельдт сделал вывод, что 10% людей во всём мире не практикуют привычные нам любовные поцелуи. Не так давно ученые из Института имени Кинси, занимающиеся социальными и поведенческими науками, провели исследование, которое, по их мнению, доказывает неуниверсальность поцелуев. Были проанализированы крупные базы данных с этнографическими материалами и информация, полученная от этнографов и антропологов. Всего изучили 168 культур, как современных цивилизованных, так и живущих первобытным укладом. Романтически-сексуальный поцелуй был обнаружен только в 46% культур. Кроме того, исследователи отметили взаимосвязь между поцелуями и устройством общества: чем сложнее устроен социум, тем чаще в нем целуются. Оказалось, что больше всего любят целоваться на Ближнем Востоке, а меньше всего — в Центральной и Южной Америке.
Если основывать теорию поцелуев на этих данных, можно сделать вывод, что поцелуи распространяются по всему миру, как другие полезные изобретения, которые по достоинству оценили многие народы. Если же учитывать все данные, то поцелуи, вероятно, это врожденное поведение, которое у некоторых народов развивается в поцелуи с языком, а у некоторых — нет: им хватает вдыхания запахов друг друга при соприкосновении тел. Можно только добавить, что, согласно французскому путешественнику и натуралисту Альфреду Грандилье, «поцелуй носов» на Мадагаскаре объясняли тем, что воздух, проходящий через нос, считается «испарением души» — это архаично-поэтичное определение объединяет и физическую составляющую процесса, и символическую значимость поцелуя.