в каком году появился скейтборд в ссср
Как скейтбординг появился в Советском Союзе
Этим материалом мы начинаем серию статей о том, как скейт-культура проникла в СССР, как пережила своеобразный расцвет во времена перестройки, как сюда приезжала команда репортёров культового журнала Thrasher и как потом всё это в начале 1990-х превратилось в настоящую индустрию с магазинами, представительствами марок одежды и местными проскейтерами — собственно, на этом серию мы и закончим. В этом же материале — короткое вступление о том, как всё начиналось.
Как скейтбординг появился в Советском Союзе
Зачатки скейтборда как явления обозначились в СССР в конце 1970-х годов. Доски попадали сюда в небольшом количестве, как правило, в качестве подарков и сувениров из командировок и заграничных поездок. Некоторые энтузиасты пытались делать скейты самостоятельно — в молодёжных журналах «Юный техник», «Умелые руки», «Моделист конструктор» периодически публиковались подробные чертежи для изготовления дек, подвесок и колес для скейта (хотя тогда в прессе он проходил под диковинным названием «асфальтовый сёрфер» или «роликовый самокат»).
Позже выпуск «роликовых досок» освоили крупные предприятия и оборонные заводы, переориентировавшиеся на продукцию массового производства. По всей видимости, первой советской доской была эстонская Rula, которую начали производить в Таллине в конце 1970-х годов. К середине 1980-х доски массово выпускались уже во многих городах Союза: Риге, Ленинграде, Вильнюсе, Рыбинске, Пензе, Таллине и даже Молдавской и Казахской республиках. Примерно тогда же скейтбординг получает статус вида спорта в СССР, в городах открываются клубы и секции, начинают работу региональные федерации скейтбординга. Эпицентрами развития нового спорта являлись крупные мегаполисы — Москва, Ленинград, Рига, Харьков и прежде всего Саратов, ставший, по сути, столицей скейтбординга в СССР. Именно здесь проходили самые крупные и организованные соревнования в Союзе, с большим количеством спонсоров и участников, и выпускался первый советский специализированный журнал «Скейт-новости».
приложение к журналу «Юный техник»
Скейтборд в цирке и кино
В каком году появился скейтборд в ссср
Позже выпуск «роликовых досок» освоили крупные предприятия и оборонные заводы, переориентировавшиеся на продукцию массового производства.
Промышленное производство началось с Прибалтики, где на одном из заводов был налажен выпуск скейтов RULA. Сейчас невозможно сказать, что послужило толчком, но сразу несколько фабрик и оборонных предприятий начали массовое производство скейтов. Скейты производили в Риге («Ripo»), Таллине («Rula»), Ленинграде («Лидер» и «Вираж» со стеклопластиковой декой), Киеве («Вираж» с резиновыми «подметками»), Краматорске («Восток»), Пензе («Старт»), Рыбинске («Скат», «АПОМ (РПОМ)»), Казахстане («Зафак»), Белоруссии («ЖМЗ») и другие.
Примерно тогда же скейтбординг получает статус вида спорта в СССР, в городах открываются клубы и секции, начинают работу региональные федерации скейтбординга. Эпицентрами развития нового спорта являлись крупные мегаполисы — Москва, Ленинград, Рига, Харьков и прежде всего Саратов, ставший, по сути, столицей скейтбординга в СССР.
Именно здесь проходили самые крупные и организованные соревнования в Союзе, с большим количеством спонсоров и участников, и выпускался первый советский специализированный журнал «Скейт-новости».
Руководство долго сопротивлялось идее запустить новую цирковую программу — в итоге на административные разбирательства и разработку номера ушло девять лет. Калинин сам пытался собирать доски, искал материалы и крепления, в конце концов вышел на завод в Прибалтике, который выпускал скейтборды. В 1985 году он, наконец, презентовал свой номер «Акробаты на скейтбордах» в Тульском цирке.
Один, два, три, четыре — девять юношей и девушек стремительно выкатили из форганга и, набирая скорость, закружились по манежу. Глазу трудно уследить за движением каждого, и диву даёшься, как это они умудряются не столкнуться, а наоборот, съезжаясь и разъезжаясь, парами и в одиночку, меняя траектории серпантинных дорожек, сплетают пёстрый озорной хоровод. Ровно гудит под колесиками твёрдое покрытие. Современные аппарат, музыка, костюмы образуют стилевое единство выразительных средств. Поэтому, с первых же минут захватывая внимание зрителей, до последнего момента выступление артистов впечатляет новизной, свежecтью».
Понять, как примерно выглядела программа выступления труппы Калинина, можно из этого архивного видео, датированного 1996 годом. Арсенал трюков впечатляет — прыжки с трамплинов, сальто-мортале через себя, выход безумного клоуна. Что характерно, доски у артистов жёстко закреплены на ногах на манер сноубордических креплений.
С началом перестройки ситуация стала кардинально меняться. Сыграла свою роль открытость информации — те же американские фильмы о скейтборде показали, что советские доски совсем не отвечают реалиям современного скейтбординга.
Слалом начал отходить на второй план, и на смену ему постепенно приходит стритовое катание. Своё пропагандистское дело сделал приезд в Москву американской группы скейтеров в 1989 году, снимавших репортаж о советском скейтбординге для журнала Thrasher.
Номер Thrasher о поездке в СССР.
Как зарождался свободолюбивый скейтбординг во времена СССР?
Отечественный скейтбординг появился именно во времена СССР в конце 1970-х годов. Скейты на территорию попадали в качестве сувениров, привезенных с других стран. Для умельцев в советских журналах «Юный техник», «Умелые руки», «Моделист конструктор» публиковали детальные чертежи для изготовления дек, подвесок и колес для скейтов, но называли их там почему-то «роликовыми самокатами».
Годами позже несколько военных заводов переквалифицировались на массовый выпуск досок. Первые доски производили в Риге («Ripo»), Таллине («Rula»), Ленинграде («Лидер» и «Вираж» со стеклопластиковой доской), Киеве («Вираж» с резиновыми «подметками»), Рыбинске («Скат», «АПОМ (РПОМ)») и в других городах.
В середине 1980-х скейтбординг стал относиться к видам спорта в СССР: появились федерации скейтбординга, первые спортивные секции. Активнее всего советский скейтбординг развивался в Москве, Ленинграде, Риге, Харькове и прежде всего Саратове, ставшем, по факту, столицей скейтбординга в СССР.
Факт. В Саратове во времена СССР проходили самые крупные соревнования по скейтбордингу, а также выпускался первый советский специализированный журнал «Скейт-новости».
На волне популярности скейтбординг не смогли обойти стороной в цирке и кинематографе
В 1985 году циркач Анатолий Калинин представил публике свой номер «Акробаты на скейтбордах» в Тульском цирке. Этот номер он готовил девять лет. Но публика по достоинству оценила старания артистов, ведь номер включал в себя прыжки с трамплинов, сальто-мортале через себя. Однако стоит упомянуть, что скейтборды были жестко закреплены на ногах артистов.
Девяти лет у кинопродюсеров не было, и они пригласили в свои проекты в качестве актеров главных советских скейтеров. Так появились на свет фильмы «Курьер» со знаменитой сценой слалома на Воробьёвых горах и «Приморский бульвар».
Особенности развития скейтбординга в СССР
Поскольку строение советских скейтбордов не позволяло делать на нем прыжки и трюки, то основными стилями катания были слалом и фристайл. При этом советские слаломисты выезжали на соревнования в Европу и регулярно брали призовые места — прежде всего, Анатолий Мацукевич из Ленинграда, чемпион СССР и Европы, занимавший высокие места в мировом рейтинге слаломистов.
Крупнейшие соревнования в СССР прошли в 1991 году в Саратове с участием более 130 райдеров. На набережной Волги было построена рампа для гигантского слалома и мини-рампа, два скейт-дрома и оборудование для организации контеста по стритстайлу.
Начало перестройки оказало огромное влияние на скейтбординг. Открытость информации продемонстрировала советским скейтерам, каким может быть скейтборд и на что он способен.
Слалом постепенно отошел на второй план, и на смену ему пришло стритовое катание. Повлиял на это приезд в Москву американской группы скейтеров в 1989 году, снимавших репортаж о советском скейтбординге для журнала Thrasher. Американцы показали советским райдерам, что такое настоящее стритовое катание и трюки, а кроме того оставили советским скейтерам свои доски.
С этого момента начался новый виток развития скейтбординга, но уже в современной России.
Как выглядели скейтборды эпохи СССР можно увидеть и сегодня в некоторых музеях, которые хранят удивительные экспонаты: от «Виражей» до плакатов, изготовленных специально к соревнованиям по скейтбордингу, проводимым на территории СССР.
Как скейтбординг появился в Советском Союзе
Позже выпуск «роликовых досок» освоили крупные предприятия и оборонные заводы, переориентировавшиеся на продукцию массового производства.
Промышленное производство началось с Прибалтики, где на одном из заводов был налажен выпуск скейтов RULA. Сейчас невозможно сказать, что послужило толчком, но сразу несколько фабрик и оборонных предприятий начали массовое производство скейтов. Скейты производили в Риге («Ripo»), Таллине («Rula»), Ленинграде («Лидер» и «Вираж» со стеклопластиковой декой), Киеве («Вираж» с резиновыми «подметками»), Краматорске («Восток»), Пензе («Старт»), Рыбинске («Скат», «АПОМ (РПОМ)»), Казахстане («Зафак»), Белоруссии («ЖМЗ») и другие.
Примерно тогда же скейтбординг получает статус вида спорта в СССР, в городах открываются клубы и секции, начинают работу региональные федерации скейтбординга. Эпицентрами развития нового спорта являлись крупные мегаполисы — Москва, Ленинград, Рига, Харьков и прежде всего Саратов, ставший, по сути, столицей скейтбординга в СССР.
Именно здесь проходили самые крупные и организованные соревнования в Союзе, с большим количеством спонсоров и участников, и выпускался первый советский специализированный журнал «Скейт-новости».
Руководство долго сопротивлялось идее запустить новую цирковую программу — в итоге на административные разбирательства и разработку номера ушло девять лет. Калинин сам пытался собирать доски, искал материалы и крепления, в конце концов вышел на завод в Прибалтике, который выпускал скейтборды. В 1985 году он, наконец, презентовал свой номер «Акробаты на скейтбордах» в Тульском цирке.
Один, два, три, четыре — девять юношей и девушек стремительно выкатили из форганга и, набирая скорость, закружились по манежу. Глазу трудно уследить за движением каждого, и диву даёшься, как это они умудряются не столкнуться, а наоборот, съезжаясь и разъезжаясь, парами и в одиночку, меняя траектории серпантинных дорожек, сплетают пёстрый озорной хоровод. Ровно гудит под колесиками твёрдое покрытие. Современные аппарат, музыка, костюмы образуют стилевое единство выразительных средств. Поэтому, с первых же минут захватывая внимание зрителей, до последнего момента выступление артистов впечатляет новизной, свежecтью».
Понять, как примерно выглядела программа выступления труппы Калинина, можно из этого архивного видео, датированного 1996 годом. Арсенал трюков впечатляет — прыжки с трамплинов, сальто-мортале через себя, выход безумного клоуна. Что характерно, доски у артистов жёстко закреплены на ногах на манер сноубордических креплений.
С началом перестройки ситуация стала кардинально меняться. Сыграла свою роль открытость информации — те же американские фильмы о скейтборде показали, что советские доски совсем не отвечают реалиям современного скейтбординга.
Слалом начал отходить на второй план, и на смену ему постепенно приходит стритовое катание. Своё пропагандистское дело сделал приезд в Москву американской группы скейтеров в 1989 году, снимавших репортаж о советском скейтбординге для журнала Thrasher.
Номер Thrasher о поездке в СССР.
История скейтбординга в России
От Советского Союза до первой Олимпиады.
Когда бумеры были маленькие, скейтбординга в нашей стране не существовало и в помине. В 2021-м он дебютирует на Олимпийских играх, а GQ вспоминает, как этот вид спорта развивался в России и считают ли его спортом те, кто сам катается.
Коротко об истоках
Скейтбординг в середине прошлого века придумали калифорнийские серферы, которым захотелось адаптировать любимое средство передвижения к условиям скучной суши. Они привинтили к доске колесики и поехали, без трюков и прыжков, просто ловко объезжая преграды. А в 1978 году легенда скейтбординга Родни Маллен придумал загнуть края доски, чтобы они работали как рычаг и чтобы на ней можно было прыгать. Так и появился знакомый нам скейт, который докатился – правда, с опозданием на год – до своих первых Олимпийских игр.
1980-е: СССР
В Советском Союзе подобия скейтов появились в начале 1980-х, причем как только их не называли – и роликовыми досками, и роликовыми самокатами. Собирали их не только на коленке, но и на военных заводах – доски получались увесистыми и брутальными, хотя были гораздо меньше нынешних и напоминали миниатюрные пенниборды. К концу 1980-х молодежь из разных городов уже объединялась в тематические клубы и даже федерации. Важными центрами развития неформального движения были, конечно, Москва и Ленинград, но так получилось, что столицей советского скейтбординга стал Саратов – именно там проходили самые крупные соревнования, и там же начал издаваться первый тематический журнал «Скейт-новости».
В те годы не существовало привычных нам стрита (экстремального уличного катания) и верта (рамповых трюков) – соперничали в основном в слаломе и некоем подобии фристайла, объезжая пластиковые конусы (оба стиля предполагают езду по ровной поверхности). Прогресс ускорила перестройка. В 1989 году в Советский Союз приехали американцы, которые готовили большой репортаж о местном скейтбординге для культового журнала Thrasher. Они показали нашим парням, что такое современный стиль, и оставили им все свое снаряжение. Так мы узнали, что доска должна быть легкой и с загнутыми краями, и именно в этот момент в Советском Союзе появился тот самый скейтбординг, который дорос до олимпийского вида спорта.
1990-е: спасибо Ленину
Одним из самых легендарных советских скейт-слетов стал саратовский Кубок Союза 1991 года, на который приехали 130 райдеров, в том числе из других стран. Событие спонсировало советское «Пепси» и еще несколько отечественных предприятий, заметки о кубке появились в «Советском спорте», «Комсомольской правде» (что можно назвать признанием на союзном уровне) и даже в западных специализированных изданиях вроде британского журнала RAD. И тем не менее в начале 1990-х в Москве катались не больше полусотни человек. Яркой фигурой в той тусовке был Денис Мархасин. Сегодня ему 45, у памятника Ленину возле метро «Октябрьская» он катался еще 30 лет назад и вспоминает, как это было.
Для Дениса увлечение скейтбордингом началось на уроке физкультуры: класс заставили играть в футбол – и как раз в этот момент за оградой школьного стадиона промчался парень на доске – как символ свободы от физры и обязаловки. Спустя какое-то время Денис сам стоял на доске и вместе со своим другом Пашей Сорокиным (один из самых крутых райдеров прошлого) искал лучшие локации для катания по всей столице, от ВДНХ до Воробьевых гор. Окружающие смотрели на них с недоумением и неодобрением – примерно как сейчас смотрят на людей на электросамокатах. Только скейтеров было в сто раз меньше.
«В 1991 году подростки в Москве в шортах не ходили, я уж про джинсы молчу, – вспоминает Денис. – А в Саратове, если ты выходил на улицу в джинсах, тебя догоняли гопники и били просто за то, что ты неформал. Что уж говорить о досках. Обычная картина: 1996 год, мы катаемся на «Октябрьской». В какой-то момент из метро выходят человек 50 скинхедов – и, не глядя на машины, бегут через дорогу прямо на нас. »
Кататься учились самостоятельно – в стране не было ни тренеров, ни руководств, ни секций. Счастье, если удавалось посмотреть видео на кассете, раздобытой у приезжавших в страну европейцев. К тому же у скейтбординга не было никакой инфраструктуры – кататься приходилось там, где поверхность была ровнее всего, то есть на больших площадях возле памятников. Именно поэтому среди «старых» скейтеров принято шутить, что в России развитию скейтбордингa поспособствовал Ленин, как бы давая добро на «катку» своим широким жестом.
2000-е: MTV и Децл
Помните клип Децла «Вечеринка»? Пересмотрите – хотя бы ради того, чтобы лицезреть юного Тимати без татуировок, который как раз катается на скейте. Или видео Sk8er Boi Аврил Лавин, которое могло рассказать о городской уличной культуре больше, чем все видеокассеты из 1990-х, вместе взятые. Вклад российского МTV в развитие скейтбординга в стране вообще трудно переоценить. «Децл – мой кореш, мы с ним катались, – продолжает Денис Мархасин. – Тогда катался и Тимати, причем довольно неплохо, он реально был увлечен скейтбордингом. А с Кириллом (Толмацким. – Прим. GQ) я был знаком еще до того, как он стал Децлом, знаю практически весь его класс. Кстати, Илья Найшуллер – одноклассник Кирилла, он тоже с нами тусовался. Тогда почти все катались».
Уже в 2002 году в Москве открылся крытый скейтпарк «Адреналин», который стал Меккой отечественного скейтбординга – сюда приезжали из других городов. Тогда же стали появляться и отечественные бренды, производящие доски, подвески для них, колеса и одежду. Правда, скоро локальных производителей, чья продукция пользовалась спросом, вытеснили мировые гиганты – когда стало ясно, что скейтбордическая культура развивается по всему миру и становится чуть ли не мейнстримом. В индустрию пришли Nike, adidas, Puma, New Balance с линейками, обозначенными, например, лаконичной аббревиатурой SB. Мелким производителям конкурировать с ними было практически невозможно.
Уровень профессионализма российских райдеров рос, некоторые выступали на хорошем европейском уровне. Одним из самых заметных российских скейтбордистов в 2000-х стал Егор Кальдиков – он и сейчас участвует в международных конкурсах и наглядно демонстрирует, что такое российский стиль. «Для скейтбординга в России 2006–2008 годы определенно были самым популярным временем, – рассказывает Егор. Потом случилось не затишье, а, как я считаю, состояние стазиса, но сегодня он снова суперпопулярен. Скейтбординг – это свобода, способ самовыражения. Это вызов самому себе. При этом для того, чтобы кататься, тебе не нужно ничего, кроме доски. Любишь ты скорость или состояние полета – все это доступно на скейте и прямо в городской среде. Нет необходимости ехать в бассейн, или в горы, или просто на другой конец города. Одним словом, главное преимущество скейтбординга – простота. И в тоже время он учит тебя падать и вставать, проходить через невзгоды и не сдаваться».
С мыслью о том, что состояние полета затягивает и помогает двигаться вперед, согласна и Ксения Маричева, которая весной этого года стала чемпионкой России в дисциплине «стрит». К слову, когда-то в индустрии бытовало мнение, что скейтбординг – не женское дело, и девушек-райдеров было по пальцам пересчитать (в России их, правда, и сейчас единицы). «Я погружена в скейтбординг настолько, что многие вещи воспринимаю через него, – говорит Ксения. – Например, когда в жизни что-то не получается, надо как с кикфлипом (трюк с прыжком и вращением доски. – Прим, GQ) – много раз попробовать, и потом получится. Когда я только начинала, вокруг меня вообще почти не было девчонок, а сейчас, особенно в последние годы, приходишь в любой скейтпарк – и там обязательно будет хотя бы одна девочка, которая классно катается, а не просто пришла на мальчиков посмотреть. Это очень круто и очень вдохновляет».
2010-е: Спорт
Переломным моментом для всего сообщества – не только российского – стал 2016 год, когда Международный олимпийский комитет (МОК) включил скейтбординг в программу Олимпиады 2020 года в Токио. Некогда бунтарский и хулиганский вид уличного спорта окончательно легитимизировался. Тогда же в России появилась Федерация скейтбординга, которую возглавил Илья Вдовин, работавший в свое время в хоккейном клубе «Динамо», в РЖД, в спортивном обществе «Локомотив». Многие райдеры отнеслись к федерации настороженно и даже негативно – якобы уличной культурой не могут заправлять кабинетные дяди в галстуках. Но Илья сумел доказать обратное.