в каком году появился рынок дмс в мире
«Страхователям стало нравиться само слово «тендер»
– Страховщики говорят о том, что из‑за кризиса их клиенты с прошлого года начали снижать расходы на ДМС и отказываться от многих программ. Вы уже почувствовали это на компаниях, с которыми работаете?
– По нашим клиентам мы не замечаем снижения премий – существующий портфель у нас сохранился в том же объеме, что и раньше. Что касается сокращения темпов роста рынка, думаю, это связано, скорее, с тем, что сами страховщики перестали увеличивать размер премий и пролонгируют договоры без повышения или с минимально возможной индексацией тарифов. За последние два года мы не сталкивались со случаями, когда страховые компании повышали бы размер премий больше чем на 10%. При этом еще несколько лет назад ситуация была другой – страховые компании ежегодно повышали объем премий на 30–40%, а в некоторые годы и на 70%. Это было обусловлено несколькими факторами: прежде всего, медицинской инфляцией, которая у нас в стране превышала 20%, а иногда достигала и 40%, экономической инфляцией, а также показателем убыточности договоров с клиентами. Такое повышение тарифов обеспечивало рост всему рынку. Сейчас, с одной стороны, медицинская инфляция уже не так высока, с другой – основные компании уже вышли на рынок, страховщики хотят сохранить имеющихся крупных клиентов, и часто им проще не повышать тариф, чем в очередной раз участвовать в тендере, в ходе которого, скорее всего, все равно придется снизить цену.
– Когда, по вашим наблюдениям, прошел пик активности выхода крупных клиентов на рынок ДМС?
– Примерно в 2000‑е годы – до этого рынок ДМС развивался очень медленно. Например, когда мы в середине 90‑х годов начинали работать в России, основной задачей было обслуживание на этой территории наших международных клиентов, и мы работали преимущественно со страхованием имущества, личным страхованием, страхованием строительно‑монтажных рисков, а ДМС шло как дополнение к этим услугам. Тогда этот рынок только оформлялся – не было сетевых программ ДМС, прикрепление клиентов производилось, как правило, к одной ведомственной клинике, а диспетчерский пульт, 24 часа обеспечивающий доступность медицинской помощи, для страховых компаний был ноу‑хау. Всего в Москве работало не больше 10–15 клиник, в которых можно было получить необходимый объем услуг по ДМС. Клиенты не понимали, зачем им тратить деньги на этот вид страхования. Мы убеждали топ‑менеджеров компаний, организовывали им экскурсии в клиники, и тендеры тогда проходили более тщательно, чем сейчас, – с обязательным выездом в офис страховой компании.
А в начале 2000‑х пришло понимание, что ДМС – необходимая часть соцпакета, появилось больше коммерческих клиник. И если в 90‑е годы, когда мы только начинали работать, единицы наших клиентов включали в свой соцпакет ДМС, то в 2000‑е в нашем портфеле было уже 30–40 таких компаний, а сейчас у нас уже около 300 таких клиентов.
– Конкуренция среди страховщиков выросла?
– Выросла, безусловно, – каждый год на рынке появляются два‑три страховщика, которые начинают формировать портфель клиентов, предоставляют очень интересные условия страхования и готовы серьезно демпинговать. С другой стороны, страхователи становятся более требовательными. Если раньше тендерыпроводились преимущественно среди новых клиентов, по новым программам, и мы сами составляли подходящую программу для страхователя, то сейчас клиенты уже знают, чего хотят, и все чаще настаивают на проведении тендера среди страховых компаний при продлении договора. Мы замечаем, например, что проводить тендеры стремятся не только наши крупные партнеры, но даже небольшие компании с количеством застрахованных от 20 до 60 человек. Можно сказать, что страхователи полюбили тендеры – иногда создается такое ощущение, что им стало нравиться даже само слово «тендер». И у брокеров, представляющих интересы компаний, конечно, сейчас становится все больше работы, связанной именно с обеспечением корпоративных процедур закупки для своих клиентов.
– Как сейчас проходит процедура тендера и выбора страховщика по ДМС?
– Иногда клиенту бывает достаточно получить срез рынка и провести сравнительный анализ нескольких предложений страховщиков, в других случаях проводится полноценный тендер. Наша работа начинается, как правило, за шесть‑семь месяцев до заключения договора. Мы анализируем статистику убыточности по действующему договору со страховщиком, онлайн‑анкетирование сотрудников, после этого составляем тендерное задание, и в соответствии с ним страховщики представляют свои предложения. Затем страхователь выбирает несколько из всех предложенных вариантов, и они переходят во второй тур. В конце концов определяется «финалист», мы анализируем комплект его документов и подготавливаем договор. Такие тендеры проходят регулярно – многие международные компании по регламенту должны каждые два года менять страховщика. Но значительная часть крупных клиентов все‑таки предпочитают не менять страховую компанию, поскольку договор ДМС сложно перенести полностью в том же объеме на следующий год – есть большое количество нюансов, которые, как правило, не прописаны ни в основном объеме программы, ни в исключениях. В программу ДМС может входить проведение самого исследования, а материалы, необходимые для такого исследования, например, контрастные жидкости, – не включаться.
– Сегмент ДМС известен скандалами и даже судебными разбирательствами между страховыми компаниями, клиниками и клиентами как раз из‑за отсутствия единых стандартов в договорах страхования. Вы как‑то помогаете сторонам урегулировать конфликты уже после заключения договора?
– Обо всех проблемах между страхователями и страховщиками мы узнаем первыми. Часто страхователи предпочитают не звонить на медицинский пульт страховщика, а обращаться напрямую к нам. Поводы могут быть разнообразными. Например, недавно мне позвонил клиент и пожаловался, что в скорой, в которой везли одного из сотрудников, дуло из окна. Но мы стараемся оперативно реагировать и на такие запросы. Если чувствуем, что страсти накалены, стараемся собрать все стороны за столом переговоров и не допустить конфликта. Но до судебных разбирательств в нашей практике еще не доходило.
– Какую долю занимает брокерский канал в продажах страховщика по ДМС?
– Все зависит от страховой компании. Для страховщиков, входящих в первую двадцатку, это один из основных каналов продаж. У таких компаний уже сформировалась практика работы с нами – есть даже так называемый департамент по работе с брокерами, в котором работают люди, отвечающие за выстраивание отношений с брокерским каналом бизнеса. Исключение составляли до последнего времени «кэптивные» [от англ. captive – связанный, присоединенный. – VM] компании, но и они в последние два года начинают работать с брокерами, расширяя свой корпоративный портфель. Однако в целом Россия отстает по развитию брокерского бизнеса. Если в западных странах 80% компаний доверяют брокеру управление рисками, в том числе и по личному страхованию, то среди средних и крупных компаний, работающих в России, эта доля значительно ниже и пока не превышает 20%.
– Количество брокеров в России значительно выросло: если в 2007 году таких компаний было 20, то сейчас больше 160. Работать стало сложнее?
– Мы не чувствуем усиления конкуренции из‑за количественного роста. Да, появилось много российских брокеров, но они работают преимущественно в розничном сегменте и с российскими компаниями, а тройка лидеров, сотрудничающих с крупными международными клиентами, остается прежней [по данным ФСФР, в 2012 году крупнейшими брокерами по размеру дохода в России стали «Марш-страховые брокеры», «Страховой брокер Виллис СНГ», «Аон Рус – Страховые брокеры». – VM]. Периодически мы сталкиваемся друг с другом на тендерах, которые компании организуют среди брокеров, хотя, честно говоря, считаем, что проведение таких тендеров организовано не очень эффективно. Страховщики давно работают со всеми крупными брокерами, и у них уже сформировался определенный «политический» аспект взаимоотношений с партнерами. Например, если у одного и того же страховщика запрашивают предложение сразу несколько брокеров, предоставив одинаковые документы – страховщики не дадут какому‑то одному из брокеров приоритетные условия работы. Поэтому выбрать брокера путем сравнения стоимости страхования во время проведения тендера для компании невозможно.
– Насколько в сегменте ДМС развито перестрахование?
– В моей практике было только два договора перестрахования по ДМС. Обычно ДМС полностью размещается на российском рынке и не перестраховывается. Западным страховщикам это неинтересно – они понимают, что убыточность по ДМС в России очень высока и составляет от 80% до 150%.
– А какой уровень убыточности в других странах?
– В Европе он значительно ниже. Но здесь сложно сравнивать, поскольку система ДМС в России значительно отличается от европейской. Например, западная модель ДМС подразумевает оказание медицинской помощи по всему миру. В России лицензии ДМС для страховщика действуют только на территории нашей страны, и это ограничивает сегмент одной территорией и определенным количеством клиник. Кроме того, западная модель ДМС подразумевает прямое возмещение расходов клиента на медицинские услуги, а также принцип франшизы – когда человек оплачивает часть стоимости медицинских услуг самостоятельно, а расходы сверх этой минимальной суммы покрываются уже страховой компанией. Конечно, все это снижает убыточность по ДМС. В России сейчас некоторые компании начинают экспериментировать с механизмом франшизы, применяя его в основном в страховках для топ‑менеджеров, но в целом российский рынок еще не готов к использованию такого механизма, и такие продукты пока сложно воспринимаются клиентами.
– За счет чего может развиваться российский рынок ДМС в ближайшие годы?
– В последнее время большую активность проявляют российские компании – сейчас в нашем портфеле уже около 10% российских клиентов, с которыми мы работаем по ДМС, а несколько лет назад их не было вообще. Значительное развитие рынка ДМС идет в регионах – у международных компаний большой объем производства и филиалы сосредоточены именно там, и мы видим, что страховщики активно работают с ЛПУ на региональных рынках. Однако там есть другая проблема – сложно найти клиники, эффективно работающие по ДМС. Ротация игроков на рынке очень высока: некоторые клиники закрываются, на их место приходят новые, переходят от схемы ДМС к ОМС и наоборот. Поэтому во время действия договора со страховщиком в регионах список ЛПУ может несколько раз меняться.
Если говорить о самих программах ДМС, то сейчас, например, все больше компаний просят включить в программу ДМС личного врача в офисе, который может два раза в неделю принимать сотрудников. Многие компании начинают включать в ДМС превентивные мероприятия, в том числе вакцинацию, офтальмологические обследования и так далее.
– Помимо ДМС, все больше страховщиков предлагают медицинские продукты в рамках страхования от несчастных случаев, например, онкострахование. С чем это связано?
– Этот процесс начался еще несколько лет назад. У клиентов росла потребность в страховых продуктах по критическим заболеваниям, таким как онкологические, сердечно‑сосудистые. У многих компаний уже были реальные случаи, когда сотруднику ставили такой диагноз, и вслед за этим организовывался сбор денег на его лечение. Однако у клиник, работающих в ДМС, как правило, не было лицензий на работу со сложными критическими заболеваниями – ими занимались центры, работающие в структуре ОМС. Нужно было заполнить этот пробел. И тогда сразу несколько страховщиков вывели на рынок продукты по страхованию от заболеваний в рамках страхования от несчастных случаев. И сейчас востребованность таких страховок растет. Подобные продукты используют 40% наших клиентов – пять‑шесть лет назад они были востребованы только у 10% компаний нашего портфеля. Сами программы развиваются – если пять‑шесть лет назад в перечень таких программ по сердечно‑сосудистым заболеваниям входили инсульт, инфаркт, аортокоронарное шунтирование, то сейчас в этих продуктах уже до 24 нозологий.
– Какие еще медицинские страховые продукты сейчас пользуются популярностью у компаний?
– Международные компании стараются приобрести комплекс страховых услуг – ДМС, страхование от критических заболеваний, страховку для выезжающих за рубеж, страхование по экстренной поликлинической помощи на территории России в случае если сотрудник уехал в командировку. Российские компании пока преимущественно ограничиваются ДМС и в меньшей степени покупают медицинские страховки в рамках страхования от несчастных случаев. Думаю, дело в том, что такие продукты покрывают и реабилитационные мероприятия, а у многих крупных российских компаний есть свои санатории, курортные базы, и как таковая реабилитация по страховке им не нужна.
История становления и развития ДМС в России
Первые договоры медицинского страхования были заключены в 1912 году, когда 3 Государственная дума приняла законопроект предусматривающий возможность страхования жизни и здоровья рабочих. Для этого были созданы специальные больничные кассы, которые выплачивали компенсацию рабочим или их семьям в случае болезни или смерти работника. Больничные кассы работали одновременно по профессиональному и территориальному признакам и доступ к ним имели только крупные предприятия. Как развивалось ДМС с 1991 года? Какими были важные и переходные моменты в системе добровольного медстрахования?
Медицинское страхование в суверенной России
На российский рынок добровольное медицинское страхование пришло накануне распада Советского Союза. 21 июня 1991 года был принят закон № 1499-1 «О медицинском страховании» (утратил силу в 2009 году). Первые годы для ДМС было характерно большое количество потрясений и переломных моментов, когда система ДМС видоизменялась полностью. Всего же, в истории развития ДМС выделяют три основных этапа.
Первый этап (1991-1993 гг.)
Первый этап развития добровольного медстрахования эксперты называют малоэффективным, поскольку размер выплат не превышал суммы страхового взноса. И тем не менее появление добровольного медицинского страхования явилось ответом на появившийся в 1991 году увеличенный спрос граждан на получение подобной услуги. Таковой спрос был определен сразу тремя причинами:
В итоге в стране необходимо было реализовать возможность свободного доступа граждан к платным медицинским услугам. Здесь появилось сразу 2 способа решения проблемы: самостоятельная оплата гражданами предоставляемых медицинских услуг и заключение договоров ДМС. В первом случае гражданину нужно было сначала найти лечебно-профилактическое учреждение (ЛПУ), которое могло оказать нужную услугу, и, возможно, встать на очередь. Во втором, при заключении договора со страховщиком, гражданин выбирал ЛПУ (одно или несколько) из списка предложенных. Первые договоры ДМС предусматривали:
У страховщика не было никаких рисков, он оплачивал только ту сумму расходов, которая была внесена гражданином в качестве страхового взноса, не более того. Если ЛПУ выдвигало счет, больший, чем эта сумма, страхователь должен был самостоятельно покрывать стоимость лечения. Возврат неиспользованных страховщиком средств не облагался налогом, а потому многие компании использовали ДМС как способ финансового поощрения работников. То есть, компания страховала своих работников по ДМС, а в конце года, когда страховщик возвращал неиспользованные средства, выдавала премии.
Второй этап (1993-1994 гг.)
Второй этап характеризуется одновременным сосуществованием двух типов договоров: когда размер выплачиваемой страховки равен размеру первоначального взноса (как то описано выше) и когда размер выплачиваемой страховки больше размера первоначального взноса. Появление новых типов договоров было обусловлено несколькими причинами:
Так как договоры, где ответственность страховщика превышает размер страхового взноса, несут определенные риски для страховых компаний, не потраченные средства перестали возвращать страхователям. В том числе и в тех случаях, когда стоимость оказанных платных медицинских услуг была меньше размера страхового взноса. С 1993 по 1994 года граждане вольны были самостоятельно выбирать договор ДМС, который им большего подходил (старого типа с возвратом не потраченных средств или нового типа с большим размером страхового возмещения).
Третий этап (с 1995 по настоящее время)
На третьем этапе состоялся окончательный переход к договорам добровольного медицинского страхования современного типа. Поправки, внесенные в Федеральный закон «Об организации страхового дела в РФ», запретили страховщикам возвращать гражданам неиспользованную часть страхового взноса за исключением случаев преждевременного расторжения договора страхования. Теперь страховые компании предлагали частным клиентам исключительно договоры ДМС, где возможный размер страхового возмещения был куда больше размера страхового взноса.
Какие полисы действовали в 1990-х?
С 1991 по 1995 страховыми компаниями активно использовались полисы прикрепления. Суть в том, что по отдельно взятому договору страхования страхователь мог получить медицинские услуги в каком-то конкретном лечебно-профилактическом учреждении. То есть, если он обращался в ЛПУ, не указанное в договоре, страховщик не покрывал его расходы. Такой способ был выгоден тем, что страхователь перекладывает всю ответственность по выбору ЛПУ на страховую компанию. Страховая компания, в свою очередь, за счет постоянного привлечения пациентов в ЛПУ может получить скидку. Существовало 2 типа полисов прикрепления:
Полисы прикрепления изжили себя из-за очевидных недостатков: ни одно лечебно-профилактическое учреждение не может оказать весь спектр медицинских услуг, которые могут понадобиться пациенту; при использовании такого типа ДМС страховые компании не могут накопить достаточной суммы страхового резерва; страхователю не всегда удобно пользоваться услугами выбранного ЛПУ.
Какие полисы действуют в настоящее время?
В 2018 году полис может полным, базовым, расширенным и комбинированным. В отличие от предыдущего варианта (полиса прикрепления), при заключении комбинированного полиса ДМС страховая компания предоставляет своим клиентам целый список ЛПУ, услугами которых они могут воспользоваться в любое время. Переход к комбинированным полисам — это существенный скачок в развитии добровольного медицинского страхования. Так, страхователь сам может выбрать, где будет получать медицинские услуги. Комбинированные полисы также делятся на два типа:
При индивидуальном страховании за полисами добровольного медицинского страхования в большинстве случаев обращаются граждане, склонные к болезням, травмам и т.д. Чтобы снизить собственный риск, страховая компания может применять практику дифференцированного подхода к определению стоимости полиса ДМС.
Заключение
Необходимость в добровольном медицинском страховании возникла вместе с появлением платных медицинских услуг. Поскольку в СССР вся медицина была бесплатной, то и подобное страхование там было ни к чему. За почти 30 лет существования ДМС претерпела большое количество изменений, большинство из которых были обусловлены развитием культуры страхования и наличием конкуренции среди страховщиков.
Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта
Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!
История становления и развития ДМС в России
Первые договоры медицинского страхования были заключены в 1912 году, когда 3 Государственная дума приняла законопроект предусматривающий возможность страхования жизни и здоровья рабочих. Для этого были созданы специальные больничные кассы, которые выплачивали компенсацию рабочим или их семьям в случае болезни или смерти работника. Больничные кассы работали одновременно по профессиональному и территориальному признакам и доступ к ним имели только крупные предприятия. Как развивалось ДМС с 1991 года? Какими были важные и переходные моменты в системе добровольного медстрахования?
Медицинское страхование в суверенной России
На российский рынок добровольное медицинское страхование пришло накануне распада Советского Союза. 21 июня 1991 года был принят закон № 1499-1 «О медицинском страховании» (утратил силу в 2009 году). Первые годы для ДМС было характерно большое количество потрясений и переломных моментов, когда система ДМС видоизменялась полностью. Всего же, в истории развития ДМС выделяют три основных этапа.
Первый этап (1991-1993 гг.)
Первый этап развития добровольного медстрахования эксперты называют малоэффективным, поскольку размер выплат не превышал суммы страхового взноса. И тем не менее появление добровольного медицинского страхования явилось ответом на появившийся в 1991 году увеличенный спрос граждан на получение подобной услуги. Таковой спрос был определен сразу тремя причинами:
В итоге в стране необходимо было реализовать возможность свободного доступа граждан к платным медицинским услугам. Здесь появилось сразу 2 способа решения проблемы: самостоятельная оплата гражданами предоставляемых медицинских услуг и заключение договоров ДМС. В первом случае гражданину нужно было сначала найти лечебно-профилактическое учреждение (ЛПУ), которое могло оказать нужную услугу, и, возможно, встать на очередь. Во втором, при заключении договора со страховщиком, гражданин выбирал ЛПУ (одно или несколько) из списка предложенных. Первые договоры ДМС предусматривали:
У страховщика не было никаких рисков, он оплачивал только ту сумму расходов, которая была внесена гражданином в качестве страхового взноса, не более того. Если ЛПУ выдвигало счет, больший, чем эта сумма, страхователь должен был самостоятельно покрывать стоимость лечения. Возврат неиспользованных страховщиком средств не облагался налогом, а потому многие компании использовали ДМС как способ финансового поощрения работников. То есть, компания страховала своих работников по ДМС, а в конце года, когда страховщик возвращал неиспользованные средства, выдавала премии.
Второй этап (1993-1994 гг.)
Второй этап характеризуется одновременным сосуществованием двух типов договоров: когда размер выплачиваемой страховки равен размеру первоначального взноса (как то описано выше) и когда размер выплачиваемой страховки больше размера первоначального взноса. Появление новых типов договоров было обусловлено несколькими причинами:
Так как договоры, где ответственность страховщика превышает размер страхового взноса, несут определенные риски для страховых компаний, не потраченные средства перестали возвращать страхователям. В том числе и в тех случаях, когда стоимость оказанных платных медицинских услуг была меньше размера страхового взноса. С 1993 по 1994 года граждане вольны были самостоятельно выбирать договор ДМС, который им большего подходил (старого типа с возвратом не потраченных средств или нового типа с большим размером страхового возмещения).
Третий этап (с 1995 по настоящее время)
На третьем этапе состоялся окончательный переход к договорам добровольного медицинского страхования современного типа. Поправки, внесенные в Федеральный закон «Об организации страхового дела в РФ», запретили страховщикам возвращать гражданам неиспользованную часть страхового взноса за исключением случаев преждевременного расторжения договора страхования. Теперь страховые компании предлагали частным клиентам исключительно договоры ДМС, где возможный размер страхового возмещения был куда больше размера страхового взноса.
Какие полисы действовали в 1990-х?
С 1991 по 1995 страховыми компаниями активно использовались полисы прикрепления. Суть в том, что по отдельно взятому договору страхования страхователь мог получить медицинские услуги в каком-то конкретном лечебно-профилактическом учреждении. То есть, если он обращался в ЛПУ, не указанное в договоре, страховщик не покрывал его расходы. Такой способ был выгоден тем, что страхователь перекладывает всю ответственность по выбору ЛПУ на страховую компанию. Страховая компания, в свою очередь, за счет постоянного привлечения пациентов в ЛПУ может получить скидку. Существовало 2 типа полисов прикрепления:
Полисы прикрепления изжили себя из-за очевидных недостатков: ни одно лечебно-профилактическое учреждение не может оказать весь спектр медицинских услуг, которые могут понадобиться пациенту; при использовании такого типа ДМС страховые компании не могут накопить достаточной суммы страхового резерва; страхователю не всегда удобно пользоваться услугами выбранного ЛПУ.
Какие полисы действуют в настоящее время?
В 2018 году полис может полным, базовым, расширенным и комбинированным. В отличие от предыдущего варианта (полиса прикрепления), при заключении комбинированного полиса ДМС страховая компания предоставляет своим клиентам целый список ЛПУ, услугами которых они могут воспользоваться в любое время. Переход к комбинированным полисам — это существенный скачок в развитии добровольного медицинского страхования. Так, страхователь сам может выбрать, где будет получать медицинские услуги. Комбинированные полисы также делятся на два типа:
При индивидуальном страховании за полисами добровольного медицинского страхования в большинстве случаев обращаются граждане, склонные к болезням, травмам и т.д. Чтобы снизить собственный риск, страховая компания может применять практику дифференцированного подхода к определению стоимости полиса ДМС.
Заключение
Необходимость в добровольном медицинском страховании возникла вместе с появлением платных медицинских услуг. Поскольку в СССР вся медицина была бесплатной, то и подобное страхование там было ни к чему. За почти 30 лет существования ДМС претерпела большое количество изменений, большинство из которых были обусловлены развитием культуры страхования и наличием конкуренции среди страховщиков.
Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта
Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!