История государственного санитарно-эпидемиологического надзора, как системы мер, направленных на предупреждение инфекционных заболеваний и улучшение санитарного состояния страны, началась с Декрета Совета Народных Комиссаров РСФСР от «О санитарных органах Республики» 15 сентября 1922 г.
С этого времени в стране началось создание сети специализированных санитарно-профилактических учреждений — санитарно-эпидемиологических станций.
В 1933 году произошло разделение функций санитарно-эпидемиологической службы — при сохранении санитарно-эпидемиологических станций была организована Государственная санитарная инспекция, осуществлявшая общее руководство санитарно-эпидемиологической работой, а также предупредительный санитарный надзор. В начале 50-х годов Государственная санитарная инспекция была ликвидирована.
Дальнейшее развитие санитарно-эпидемиологическая служба получила в 1963 году, когда постановлением Совета Министров СССР было утверждено новое «Положение о Государственном санитарном надзоре в СССР».
В 1991 году с принятием Закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» начался качественно новый этап развития санитарно-эпидемиологической службы. Впервые в истории страны на законодательном уровне было введено правовое регулирование деятельности в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В 1999 году был принят новый Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», который не только уточнил редакцию основных положений закона 1991 года, но и включил в себя ряд принципиальных положений, которые ранее регулировались подзаконными актами.
Санитарно-эпидемиологический надзор стал основным средством достижения санитарно-эпидемиологического благополучия, механизм, с помощью которого решаются насущные проблемы охраны здоровья населения.
Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекция) была образована в 1993 году при Комитете Российской Федерации по торговле, с тех пор многократно переходила из подчинения одного органа другому, а в 2000 году стала структурным подразделением Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.
Полномочия Госторгинспекции с 1993 года не изменялись и включали в себя государственный контроль за соблюдением норм и правил торговли и общественного питания, порядком применения цен по отдельным группам товаров, качеством и безопасностью товаров народного потребления, а также деятельность по искоренению злоупотреблений в торговле, общественном питании и недопущению поступлений на потребительский рынок недоброкачественных товаров.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 612 внесены изменения, в том числе, в постановление Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. № 154 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» и постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека».
Декрет Совета народных комиссаров РСФСР «О санитарных органах республики» был подписан 15 сентября 1922 года. В процессе становления служба прошла различные этапы: от эпидбюро до санэпидстанций и центров Госсанэпиднадзора, сегодня она имеет статус федерального органа исполнительной власти, находящегося в ведении правительства РФ.
Специалисты Роспотребнадзора были в авангарде борьбы с пандемией коронавируса, самыми первыми встречая на государственной границе приезжих из стран неблагополучных по этой инфекции. В каждом пункте пропуска через границу РФ ежегодно на наличие инфекций досматривают более 20 млн человек, предотвращая завозы опасных заболеваний.
Одна из первых вакцин от новой коронавирусной инфекции также была разработана специалистами Роспотребнадзора, а именно центра «Вектор», который является частью российской санитарной службы. При этом научные центры Роспотребнадзора разрабатывают вакцины, системы эпидпрогнозирования и анализа, средства индивидуальной защиты, мобильные лаборатории. Ученые и специалисты службы принимали участие в решении таких глобальных мировых проблем здравоохранения как борьба с чумой и холерой, ликвидация кори и полиомиелита, вспышки опасных инфекций, таких как лихорадка Эбола и многих других.
Роспотребнадзор: что это такое, чем занимается, функции
Многие приписывают современному Роспотребнадзору полномочия советского ОБХСС, другие сравнивают деятельность данной организации с СанЭпидемСтанцией, но ни то, ни другое не является верным. Основной целью РПН РФ является контроль соблюдения условий, при которых на потребительском рынке бы отсутствовали некачественные товары и услуги, а кроме того, чтобы сама система распространения данных благ не создавала бы угрозы жизням и здоровью граждан. Более подробно работу РПН России рассмотрим далее.
Что такое Роспотребнадзор
В соответствии с Постановлениями Правительства РФ №65 от 30.01.2013 г., а также №428 от 21.05.2013 г. главной задачей Роспотребнадзора является защита прав потребителей и благополучия человека. РПН – это федеральный орган исполнительной ветви власти в стране, который осуществляет:
Выражаясь языком не административным, РПН – это та служба, куда граждане обращаются в том случае, если им продали некачественный товар, или же если они понесли какой-либо ущерб вследствие пользования товаром или услугой, который они приобрели на розничном рынке. При этом целью Роспотребнадзора является сведение таких обращений к нулю (в идеале) посредством создания разумной и эффективной системы контроля производителей и продавцов в российской юрисдикции.
Однако РПН контролирует далеко не все аспекты работы хозяйствующих субъектов в России. К примеру, упомянутая выше СанЭпидемСтанция является его структурным подразделением, а вот пожарная служба – уже нет. Кроме того, в функционале РПН отсутствуют какие-либо позиции, которые могли бы делать ее работу похожей на деятельность советского ОБХСС: выявление преступлений, связанных с хищениями – прерогатива полиции, но вот если на пачке с сахаром будет написан вес в 900 гр., а при взвешивании выяснится, что там всего лишь 870 гр., то Роспотребнадзор имеет все полномочия существенно осложнить жизнь такому недобросовестному производителю или продавцу.
Чем занимается Роспотребнадзор?
Полное название РПН – федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Ее функциональные обязанности обширны и объединяют функции нескольких внутриструктурных образований. Вот самые главные из них:
Вообще, название «Роспотребнадзор» – говорящее само за себя. Основной задачей ведомства является обеспечение порядка на рынке. Чтобы вся продаваемая гражданам и организациям продукция была качественной (сюда входит даже и сервисные услуги, как неотъемлемые части сделок). Просто невозможно продавать, к примеру, качественные продовольственные товары в антисанитарных условиях. Поэтому во время проверок РПН контролю подлежит не только первичная бухгалтерская документация (накладные и наличие сертификатов качества), но также и условия работы всего предприятия в целом:
Функции Роспотребнадзора
РПН исходит из того, что невозможно осуществлять производство и продажу качественных товаров в некондиционных условиях, не соответствующих технологическим картам. Представляется невозможным «выловить» весь некачественный товар на прилавках, но гораздо эффективнее будет выявить предприятия, которые допускают у себя грубые нарушения условий производства и торговли, и пресечь их деятельность. Тогда и некондиционный товар исчезнет сам собой. Поэтому в рамках указанной логики Роспотребнадзор осуществляет следующие функции:
Отдельно необходимо выделить борьбу с коррупцией в собственных рядах. Многие недобросовестные руководители предприятий предпочитают не вкладывать средства в совершенствование технологических процессов, а «откупаться» от приходящих к ним проверяющих. Именно такая ситуация в конечном итоге приводит к радикальному ухудшению качества продукции на рынке, и именно на профилактику таких действий в собственных рядах направлены основные усилия руководства Роспотребнадзора.
Ведь если руководитель предприятия в своих действиях прав и уделяет максимум усилий поддержанию качества продукции на должном уровне, то и давать взятки здесь становится бессмысленным занятием.
Резюме
Роспотребнадзор – это ведомство, которое следит за соблюдением порядка и законности на розничных рынках страны. Данное ведомство было создано специально для того, чтобы контролировать все аспекты деятельности производителей и продавцов, которые влияют на качество предлагаемой ими продукции. И чтобы конечный потребитель имел на них эффективный рычаг воздействия.
Предприниматель, бизнес-тренер, специалист по обучению персонала по следующим темам: менеджмент, улучшение клиентского опыта, личная эффективность, работа с возражениями.
История санитарно-эпидемиологической службы России
Врачебно-санитарное дело в России во времена своего зарождения в начале XIX века находилось под управлением Медицинского департамента Министерства полиции, переданного в 1826 году Министерству внутренних дел (МВД). В губерниях имелись подчиненные этому департаменту врачебные управления, осуществляющие врачеб но-полицейские задачи по предотвращению причин, служивших источником болезней населения, врачебно-хозяйственную деятельность по лечению больных путем устройства больниц и обеспечения их работы, а также судебно-медицинскую деятельность. Работа врачебных управлений регламентировалась «Уставом врачебным», в котором значились вопросы в области санитарного надзора, наблюдения за чистотой в городах и съестными припасами, издание правил и наставлений по соблюдению «народного здравия» в губернии, участие в обсуждении устройства новых фабрик и заводов в медицинском отношении, контроль за рабочими помещениями и жильем рабочих, пищей, напитками и пр.
Первая городская общественная санитарная организация в России возникла в Москве ( 1866 г.) в составе 17 санитарных врачей – первая временная санитарная комиссия, а в 1884 г. – постоянная санитарная организация (4-я санитарная комиссия). В Санкт-Петербурге в связи с угрозой эпидемии холеры в феврале 1867 г. Городской думой была образована исполнительная городская санитарная комиссия из 6 человек (членов и санитарных попечителей) под председательством П.В. Жуковского и с участием врачей Е. В. Пеликана и Н. И. Розова (представителей Медицинского департамента). До 1879 г. санитарный надзор в городе находился в ведении городовых врачей. В этом же году была организована Временная комиссия общественного здравия в связи с угрозой Вятлянской чумы. Эта комиссия продолжала работать и в последующие годы: 1879-1881 гг. – в связи с эпидемиями тифа и оспы, 1881-1883 гг. – с эпидемиями дифтерии и скарлатины. В 1881 г. в Санкт-Петербурге был составлен проект организации врачебно-санитарного надзора для борьбы с эпидемиями силами сверхштатных городовых врачей, а в 1884 г. в ведение Городской думы перешло врачебно-санитарное дело со сверхштатными городовыми врачами. В 1896 г. Городская дума создала постоянную санитарную комиссию, в составе которой с 1889 г. работали 40 городских санитарных врачей и 20 торгово-санитарных врачей. В 1891 г. была открыта городская лаборатория со штатом 3-х врачей и 5 химиков под руководством профессора А. С. Пржбытека. В 1902 г. организовано санитарно-эпидемиологическое бюро с 3-мя врачами во главе со старшим городским санитарным врачом. Первым старшим городским санитарным врачом г. Санкт-Петербурга был В.И. Вержейский, а после 1909 г. им стал Н.А. Иванов. В 1914 г. санитарно-эпидемиологическое бюро было введено в состав городской постоянной санитарной комиссии. Следует отметить, что санитарные врачи наряду с другими работами проводили обследования фабрик и заводов. Наряду с прообразами органов санитарно-эпидемиологической службы в Москве и Санкт-Петербурге, происходило формирование подобных организаций и в других городах России. В Саратове в 1860 г. было создано общество «Беседы Саратовских врачей», переименованное в 1898 г. в физико-медицинское общество. В 1875 г. это общество организовало медико-статистические исследования и стало деятельным советником Городской думы по борьбе с эпидемиями. В 1877 г. из состава «Беседы Саратовских врачей» выделилась группа врачей (А.А. Кноре, И. И. Шмидт, И. И. Ельнинский и др.), образовавшая «Саратовское санитарное общество», первое в России, занявшееся разработкой вопросов в области гигиены и организации санитарных учреждений. В 1885 г. для Городской думы был составлен план борьбы с эпидемиями и поставлен вопрос об учреждении постоянного санитарного надзора. В 1891 г. П.Д. Суходеевым и И.Н. Матвеевым (старейший санитарный врач города, проработавший до 1933 г.) была составлена программа деятельности санитарных врачей одобренная Почетным членом общества И.И. Моллесоном. В Саратове работало два санитарных врача, в 1894 г. учреждена должность училищного врача, а в 1904 г. приглашено еще два санитарных врача и при Городской управе образовано санитарное бюро. В г. Перми в 1872 г. положено начало первой земской санитарной организации в России. В губернском земстве введена должность губернского санитарного врача, на которую был приглашен опытный земский врач Иван Иванович Моллесон, ставший одним из идеологов профилактического направления в земской медицине. Работе в земствах Пермской губернии И.И. Моллесон отдал почти 20 лет и оставил о себе неизгладимую память. В Перми в 1886 г. учреждена губернская земская санитарная станция – первая в России. Однако она не смогла развернуть серьезных исследований, и через три года была закрыта. В 1890 г. создано губернское санитарное бюро. В 1898 г. в Перми организована земская бактериологическая лаборатория, преобразованная в 1912 г. в бактериологический институт. В 1908 г. в уездных земствах введены должности уездных санитарных врачей с главным разделом деятельности – санитарно-противоэпидемическая работа.
В Нижнем Новгороде Городская дума в октябре 1887 г. создала при управе санитарную комиссию из 8 гласных думы и пригласила на должность городского санитарного врача П.П. Розанова. Учреждены инструкции санитарной комиссии и санитарным попечителям, а также правила по санитарному надзору за учебными и другими заведениями, проведен анализ статистических сведений о естественном движении населения за 1868-1888 гг., начал работать второй городской санитарный врач, с 1897 г. – два санитарных надзирателя и с 1902 г. – школьно-санитарный врач. В 1895 г. В.И. Косаревым открыта бактериологическая лаборатория. Химические анализы съестных припасов в городе проводились с 1892 г., а в 1905 г. создана санитарная станция для анализов воды и съестных припасов. В деятельности санитарной организации Нижнего Новгорода в разное время принимали активное участие Н.А. Семашко, М.Ф. Владимирский, А.Н. Сысин, В.М. Фивейский и др.
Во второй половине XIX века санитарные организации при городских думах были образованы в Таганроге (1876), Воронеже (1879), Иркутске (1882), Астрахани (1883), Туле (1887), Екатеринбурге и Севастополе (1888), Екатеринодаре (Краснодаре) и Оренбурге (1892), Самаре (1895), Томске (1897) и позднее еще в 37 городах России. Деятельность санитарно-эпидемиологических организаций, а позже системы государственного санитарного надзора в России определялись специальными постановлениями правительства. Организационные формы и методы их работы изменялись и совершенствовались в соответствии с развитием отраслей промышленности, естественных наук, прежде всего, гигиены, эпидемиологии и микробиологии. С первых лет существования Советской России, несмотря на огромные экономические трудности, выделялись значительные средства на благоустройство городов, санитарно-технические и оздоровительные мероприятия в промышленности. Восстановление хозяйства страны после гражданской войны требовало создания четкой системы санитарно-эпидемиологических учреждений и установления системы государственного санитарного надзора. Одновременно с формированием санитарных органов в отдельных районах страны стали предприниматься попытки создания сети санэпидслужбы. 15 сентября 1922 г. издан декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР «О санитарных органах республики». В СССР первая санэпидстанция была создана по инициативе Гомельского санэпидотдела (зав. – К.Ю. Каганович) – 29 октября 1922 г. Это прообраз единого комплексного санитарно-эпидемиологического учреждения, в котором были представлены все основные элементы санитарной и противоэпидемической работы, включая лабораторию.
Первый закон «О санитарных органах республики» был принят Совнаркомом РСФСР 19 февраля 1927 г. и положение о них – 8 октября 1927 г., согласно которым значительно расширялись функции и права санитарных органов, устанавливались дифференцированные нормативы обеспечения районов и городов санитарными кадрами в зависимости от их промышленного значения, бактериологическими лабораториями и дезинфекционными станциями. Важнейшим обязательным элементом работы санитарных органов Российской Федерации стал предупредительный санитарный надзор на всех этапах промышленного и жилищно-гражданского строительства. В августе 1929 г. Совнарком РСФСР заслушал вопрос «О санитарном состоянии республики». В принятом постановлении констатировалось снижение общей и детской смертности и заболеваемости рядом эпидемических болезней. Однако отмечалось и низкое санитарное состояние республики. В числе причин была недостаточная согласованность в работе органов здравоохранения, неудовлетворительная постановка изучения санитарного состояния отдельных районов, в особенности промышленных. В 1931 г. Совнарком РСФСР утвердил положение «О Санитарном Совете при Народном комиссариате здравоохранения РСФСР». В состав Совета входили представители профсоюзов, а Наркомтяжпрома, Наркомлегпрома, Наркомлеса, Наркомзема, Наркомсовхозов, Наркомснаба и других организаций. 20-26 мая 1932 г. на созданной Госпланом СССР Всесоюзной конференции по планированию здравоохранения и рабочего отдыха на основании доклада А.Н. Сысина и А.Н. Марзеева принято решение о повсеместной организации санитарно-эпидемиологических станций, как самостоятельных постоянно действующих учреждений санэпидслужбы, состоящих на государственном бюджете. Широкое развитие они получили в последующие годы. 23 декабря 1933 г. ЦИК и СНК РСФСР утвердили постановление «Об организации Государственной санитарной инспекции РСФСР» (ГСИ). Этим был достигнут эффективный санитарно-эпидемиологический контроль за организацией и проведением санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. В 1935 г. было принято постановление о создании Всесоюзной Государственной санитарной инспекции (ВГСИ) при Совете Народных Комиссаров Союза ССР. Первоначально определенные цели для ГСИ в виде улучшения санитарного обслуживания населения и полного охвата санитарным надзором всех отраслей производства для ВГСИ приобрели характер планового текущего и предупредительного санитарного надзора. На ВГСИ возлагались объединение и руководство работой органов ГСИ на всей территории СССР, непосредственное осуществление санитарного надзора за предприятиями пищевой промышленности, общественного питания и торговли пищевыми продуктами. ВГСИ имела своих Уполномоченных в крупных промышленных районах и важнейших пунктах пищевой, рыбной и консервной промышленности. Впервые предусматривалось, что при ВГСИ будут состоять научно-исследовательские учреждения, занимающиеся вопросами санитарии и эпидемиологии. Во главе ВГСИ был поставлен Г.Н. Каминский (1895-1938). ВГСИ, выполнив возложенные на нее обязанности, в 1936 г. вошла в состав Народного Комиссариата здравоохранения СССР. В 1947 г. выявились существенные недостатки в организации санэпидслужбы в виде разобщенности в работе органов ГСИ и санитарно-эпидемиологической службы, проведении предупредительного и текущего санитарного надзора. На XIII съезде гигиенистов, эпидемиологов, микробиологов и инфекционистов было принято решение о целесообразности объединения функций предупредительного и текущего санитарного надзора. Практика последующих лет подтвердила правильность такого объединения в период мощного подъема и развития всех отраслей промышленности, интенсивного градостроительства и связанных с ними санитарно-гигиенических и эпидемиологических мероприятий по обслуживанию населения и целенаправленному использованию сил и средств санэпидслужбы. Положение «О государственном санитарном надзоре в СССР» утвержденное постановлением Совета Министров СССР 29 октября 1963 г. № 1107 позволило осуществить значительные комплексные мероприятия по дальнейшему расширению и укреплению всей системы санэпидслужбы в республиках, областях, краях, крупных городах и сельской местности России.
МАРЗЕЕВ Александр Никитович (1883-1956)
— академик АМН СССР (1944), доктор медицинских наук (1935), профессор (1940), заслуженный деятель науки УССР (1935). В 1911 г. окончил медицинский факультет Московского университета, совершенствовал знания в лаборатории В.Г. Хлопина. В 1922-1934 гг. заведовал санитарно-эпидемиологическим отделом Наркомздрава УССР. На протяжении 10 лет (1931-1941) возглавлял созданный по его инициативе Украинский (Харьков) научно-исследовательский институт коммунальной гигиены, одновременно заведовал кафедрой гигиены Украинского (Харьков) института усовершенствования врачей (1930-1941) и кафедрой коммунальной гигиены Харьковского медицинского института (1934-1941). В 1941-1944 гг. – научный руководитель и заведующий санитарно-гигиеническим отделом Казахского института эпидемиологии и микробиологии, заведующий кафедрой эпидемиологии Алма-Атинского медицинского института. С 1944 г. по 1956 г. – директор Киевского научно-исследовательского института коммунальной гигиены, заведующий кафедрой коммунальной гигиены Киевского государственного института усовершенствования врачей (до 1946 г.) и Киевского медицинского института (до 1956 г.). Инициатор создания и организатор в бывшем СССР первых санитарно-эпидемиологических станций. Первым в бывшем СССР начал изучения загрязнения атмосферного воздуха. Проведенное ним изучение водохранилищ Донбасса было положено в основу
Последующие правовые акты санитарного законодательства соответствовали этапам развития санитарной службы, расширению и деятельности в области санитарного надзора и противоэпидемических мероприятий. Основой дальнейшего укрепления санэпидслужбы явилось постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 15 декабря 1968 г. «О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране». Положение о государственном санитарном надзоре в СССР 1973 г. потребовало разработки новых прогрессивных форм деятельности, дальнейшее совершенствование управления, направленное на повышение качества и эффективности работы. На практике оправдала себя централизация управления и финансирования санэпидстанций. Эти организации на местах стали самостоятельно заниматься подбором кадров, оформлять в установленном порядке назначение главных врачей и специалистов, что привело к улучшению комплектования штатов санэпидстанций кадрами. С 19 апреля 1991 года открыта новая страница в истории санитарно-эпидемиологической службы России. Впервые за годы ее существования был принят Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Постановление Верховного Совета РСФСР 09.04.91 г. № 1035-1), который внес принципиальные изменения в содержание государственного санитарно-эпидемиологического надзора и обеспечил законодательную основу регулирования общественных отношений в области санитарно-эпидемиологического благополучия. Этим законом служба была выведена из ведомственного подчинения, переведена на уровень централизованного управления и финансирования из федерального бюджета. В 1999 году был принят новый Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», который не только уточнил редакцию основных положений закона 1991 года, но и включил в себя ряд принципиальных положений, которые ранее регулировались подзаконными актами.
С 16 марта 2005 г. в составе санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации произошли коренные перемены, в результате которых в стране появилась новая организация – Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Первым руководителем службы – Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации стал Г.Г. Онищенко. В сложных условиях социально-экономических преобразований в стране Федеральной службой Роспотребнадзора обеспечивается контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой, удается сдерживать ее ухудшение, добиваться снижения общей и инфекционной заболеваемости населения и смертности от инфекционных болезней, предотвращать распространение особо опасных инфекций и возникновение сотен случаев заболеваний и отравлений людей.
Исполнение обязанностей руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека возложено на Попову Анну Юрьевну распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 октября 2013 г. № 1931-р, руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека назначена распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2014 г. № 571-р.