в каком году появился простоквашино мультфильм
Трое из Простоквашино
Марина Восканьянц,
Марина Рогова,
Сергей Маракасов,
Эльвира Маслова,
Д. Анпилов,
Галина Зеброва,
Рената Миренкова
«Трое из Простоквашино» (1978) — мультипликационный фильм, первый из серии «Трое из Простоквашино» (продолжения — мультфильмы «Каникулы в Простоквашино» и «Зима в Простоквашино»). Создан по мотивам повести Эдуарда Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот».
Первый фильм трилогии о городском мальчике по прозвищу Дядя Фёдор, бездомном коте Матроскине, псе Шарике и прочих, которые в силу различных причин стали жить в деревне Простоквашино.
Содержание
Сюжет
Дядя Фёдор — очень самостоятельный городской мальчик, «сам по себе мальчик». Поэтому, недолго раздумывая, он уезжает жить отдельно от родителей со своим новым приятелем — очень хозяйственным котом Матроскиным. Друзья попадают в деревню Простоквашино, где для них, как по заказу, нашёлся свободный дом. Места в нём много, поэтому ещё и местного пса Шарика к себе позвали — и зажили весело и дружно!
Только вот родители Дяди Фёдора очень уж разволновались и даже дали заметку в газете о пропаже мальчика… Этого не мог пропустить крайне любопытный почтальон Печкин, который тут же заявился к друзьям в надежде получить вознаграждение за информацию о мальчике — велосипед!
Создатели
режиссёр | Владимир Попов |
сценарист | Эдуард Успенский |
художники-постановщики | Николай Ерыкалов, Левон Хачатрян |
художники-мультипликаторы | Марина Восканьянц, Марина Рогова, Сергей Маракасов, Эльвира Маслова, Д. Анпилов, Галина Зеброва, Рената Миренкова |
оператор | Кабул Расулов |
директор | Любовь Бутырина |
композитор | Евгений Крылатов |
звукооператор | Борис Фильчиков |
редактор | Раиса Фричинская |
роли озвучивали | Лев Дуров (Шарик) Валентина Талызина (мама) Борис Новиков (почтальон Печкин, Игорь Иванович) Мария Виноградова (Дядя Фёдор) Герман Качин (папа) Олег Табаков (кот Матроскин) |
монтажёр | Наталия Степанцева |
Интересные факты
Видеоигры
См. также
Ссылки
Примечания
Простоквашино • Река Простоквашка • Простоквашинск • Дом дяди Фёдора • Почта
Дядя Фёдор, пёс и кот • Зима в Простоквашино • Тётя дяди Фёдора • Любимая девочка дяди Фёдора • Дядя Фёдор идёт в школу, или Нэнси из Интернета в Простоквашино • Праздники в деревне Простоквашино • Неприятности в Простоквашино • Привидение из Простоквашино • Новые порядки в деревне Простоквашино • Клад из деревни Простоквашино • Происшествия в Простоквашино, или Изобретения почтальона Печкина • Новая жизнь в Простоквашино• Весна в Простоквашино
Полезное
Смотреть что такое «Трое из Простоквашино» в других словарях:
Трое из Простоквашино — Жарг. арм. Шутл. О солдатах в кухонном наряде. /em> По названию мультипликационного фильма. Максимов, 429 … Большой словарь русских поговорок
Трое из Простоквашино (мультфильм) — Трое из Простоквашино … Википедия
ПРОСТОКВАШИНО — Трое из Простоквашино. Жарг. арм. Шутл. О солдатах в кухонном наряде. /em> По названию мультипликационного фильма. Максимов, 429 … Большой словарь русских поговорок
Простоквашино — У этого термина существуют и другие значения, см. Простоквашино (значения). Простоквашино населённый пункт (деревня), придуманный Эдуардом Успенским. Мультфильм (Трое из Простоквашино), в котором он фигурирует, оказался настолько популярным … Википедия
Каникулы в простоквашино (мультфильм) — Каникулы в Простоквашино Тип мультфильма рисованный Режиссёр Владимир Попов Автор сценария Эдуард Успенский … Википедия
Зима в простоквашино (мультфильм) — Зима в Простоквашино Тип мультфильма Рисованный Режиссёр Владимир Попов Автор сценария Эдуард Успенский Роли … Википедия
Каникулы в Простоквашино — Каникулы в Простоквашино … Википедия
Шарик (Простоквашино) — У этого термина существуют и другие значения, см. Шарик. Шарик … Википедия
Каникулы в Простоквашино (мультфильм) — Каникулы в Простоквашино … Википедия
Мультфильмы про Простоквашино: история создания и интересные факты
Приключения Дяди Фёдора и его друзей в деревне Простоквашино, придуманные Эдуардом Успенским, давно полюбились читателям и зрителям. Эти забавные истории в ту пору ещё молодой автор придумывал в погожие летние дни, трудясь простым библиотекарем в пионерлагере. Детворе не хватало литературы, которой бы они зачитывались. Молодой Эдуард как мог решал возникшую проблему, вечерами сочиняя для юных читателей очередные приключения самобытных героев веселой деревни.
Полюбившееся Простоквашино и его герои
Для малышей, слушающих эти истории, герои мультфильма «Простоквашино» становились с каждым разом настолько близкими и родными, что расставаться с ними они не хотели ни на минуту. Да и как не полюбить столь импозантных и славных героев: не по годам рассудительного Дядю Федора, преданного и непримиримого к любой фальши Шарика, ироничного и обладающего деловой хваткой кота Матроскина, заслуженного работника сельской почты Печкина, всю свою сознательную жизнь мечтавшего о велосипеде.
Естественно, отечественный кинематограф не мог пройти мимо столь колоритной галереи персонажей. Так на свет появились советские мультфильмы про Простоквашино, режиссером которых выступил Владимир Попов, известный по таким лентам как «Умка» и «Бобик в гостях у Барбоса».
Очень важная тема
Успенский своим произведением хотел заострить внимание на одной чрезвычайно важной теме – детского одиночества. Поскольку тогда и сегодня многодетные семьи — большая редкость, то каждый ребенок мечтает о друге, о котором можно было заботиться.
Как раз многие мечтали о «живом» подарке – милом котенке или щенке. Именно поэтому анимационные приключения героев начинаются с того момента, как Дядя Федор удрал из дома с котом Матроскиным, когда родители запретили мальчику приютить в квартире его новоиспеченного полосатого товарища.
Метаморфозы Дяди Федора
Удивительно, но вначале у Успенского Дядя Федор представлял собой бравого деревенского лесника. Но затем с ним произошли волшебные превращения. Крестным отцом в литературе у Эдуарда Успенского был потрясающий поэт Борис Заходер, много сделавший для него на первых порах, особенно при первых литературных публикациях. Советы и наставления Заходера всегда были актуальны.
Прослышав, что Эдуард детворе сочиняет «летопись» деревни Простоквашино, он посоветовал «трансформировать» Дядю Федора из лесника в мальчика, в их непосредственного ровесника. Довод был железный – такой Федор будет им ближе. И он стал таковым для ребятишек. И сегодня детвора обожает мультфильмы про дядю Фёдора, поскольку в этих историях они видят себя и учатся многому у своих любимых героев.
Детское обожание
Были непростые периоды у Успенского, когда пропадало желание продолжать придумывать очередные приключения жителей славной деревни. Но младое поколение буквально бродило за ним с требованием незамедлительного продолжения историй. Вожатые не без оснований иронизировали, что ради вечерних посиделок с выдумщиком деревни Простоквашино, они ежедневно представляли «к утверждению» перечень выполненных работ: фруктовые деревья посажены, цветники убраны, план по добрым делам перевыполнен.
И что оставалось делать Успенскому? Конечно же продолжать радовать молодежь новыми похождениями любимых героев. Именно их настойчивость и привела к тому, что на основе литературных историй и родилась впоследствии замечательная анимация.
Цензура начеку или мастерство компромисса
Что с изданием книги, что с выходом самого мультфильма вопросы решались непросто. Многие народные фразы не просто не нравились представителям «всевидящего ока» – цензуре, а вызывали нескрываемое негодование.
Взять, например, известную тираду Шарика о том, что кусок мяса лучше покупать в государственном магазине – костей там побольше. Успенский, надо ему отдать должное, умело сопротивлялся и, идя на небольшие компромиссы, умел сохранять на месте важные мысли, в том числе и вышеупомянутую фразу. Вся история мультфильма «Простоквашино» – это один непрекращающийся поединок за право сказать правду, в, казалось бы, простом детском анимационном проекте.
Мультфильм не сразу дошел до зрителей, поскольку цензура требовала кардинальной корректировки. Два долгих месяца Успенский пытался поговорить с председателем «Госкино». После очередной безуспешной попытки поведать высокому начальству свое видение ситуации, он сделал неординарный шаг – оставил в приемной стоящий кучу денег импортный магнитофон. В нем находилось записанное на кассете обращение.
В нем он очень доходчиво объяснил, что книга о друзьях Дяди Федора давно продается по стране и несколько раз переиздавалась. А сам мультфильм абсолютно по содержанию не отличается от книги. Столь веские доводы возымели успех. Официальное разрешение на выпуск детища Успенского и Попова на экраны страны было получено.
Анимационная трилогия как результат работы сплоченного творческого коллектива
Мультипликационная трилогия про жителей Простоквашино – совместный плод усилий дружной творческой бригады под предводительством Эдуарда Успенского и Владимира Попова. Последний очень рационально подошел к работе тандема художников, распределив их обязанности.
Ерыкалов плотно занялся прорисовкой образов всех животных, а над всеми «человеческими» персонажами кропотливо колдовал Левон Хачатрян. Интересно, что родители Федора были как две капли воды похожи на «предков» Малыша из его мультяшных похождений со стариной Карлсоном.
Озвучивание персонажей – ответственный этап в работе над любой анимационной лентой. Выбор актеров и здесь занял достаточно длительное время, но без звездных имен не обошелся.
Так кот Матроскин и пёс Шарик заговорили соответственно тембром Олега Табакова и Льва Дурова. Эти голоса внесли в картину неповторимый шарм.
Дядя Федор изъяснялся голосом Марии Виноградовой, который отлично запомнился поклонникам анимации, поскольку им разговаривали такие культовые герои советской периода как Маугли и Незнайка. Легенда советского кино Борис Новиков «поговорил» за почтальона Печкина, отчего его образ заиграл неожиданными красками.
Заставил попотеть творческую группу и галчонок Хватайка. Если с озвучкой у Зинаиды Шарышкиной особых хлопот не было, то сам образ милой и наивной птички дался с превеликим трудом. Всему творческому люду, приходившему в студию, предлагали нарисовать свой вариант Галчонка. Вот так совместными усилиями и родился трогательный образ маленького пернатого героя.
А что дальше?
Все то время, что прошло с премьеры первого выпуска, этот мультфильм своим действием и жизнерадостным юмором учил и учит детей и взрослых добру и справедливости в любых жизненных ситуациях. За это зрители не перестают говорить «спасибо» потрясающему рассказчику Эдуарду Успенскому.
Вернутся ли к нам вновь полюбившиеся экранные герои? К этому все предпосылки есть. По крайней мере, в период с 2018 по 2020 год анонсирован запуск в производство трех десятков новых эпизодов, которые поведают о том, как изменились герои и сама деревня Простоквашино за это время.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МУЛЬТФИЛЬМА “ТРОЕ ИЗ ПРОСТОКВАШИНО”
Студия «Союзмультфильм» выпустила в 1978 году мультфильм под названием «Трое из Простоквашино». В основу мультфильма легло произведение Эдуарда Успенского, которое называется “Дядя Фёдор, пёс и Кот”. Успенский также написал сценарий к мультфильму. В 1980 году на экранах появилось продолжение мультфильма и называлось оно “Каникулы в Простоквашино”, третья часть – “Зима В Простоквашино” – появилась в 1984 году. Популярность мультфильму добавили известные актеры, которые озвучивали главных героев, Дядю Федора озвучивала Мария Виноградова, кота Матроскина – Олег Табаков, Шарика – Лев Дуров, маму Федора – Валентина Талызина.
История про самостоятельного мальчика дядю Федора полюбилась многим зрителям разных возрастов. Дядей мальчика прозвали за его необыкновенную не по годам взрослость. Мальчик из жалости подобрал кота Матроскина, который покорил зрителей своей мудростью, но мама воспротивилась тому, чтобы животное жило в доме. Тогда городской мальчик берет кота и отправляется жить в деревню, где знакомится с псом Шариком, это необыкновенно добродушный пес. Для этой компании нашелся свободный дом в Простоквашино, где стали жить герои дружно.
В деревне знакомятся герои с почтальоном Печкиным. Пес в деревне занялся фотоохотой, Матроскин решил завести корову. Многое из произведения в мультфильм не вошло, но сам мультфильм превзошел книгу по популярности в разы. После первой серии мультфильма у режиссера произошел конфликт с художником-постановщиком, на проект пришел другой художник и перерисовал героев. Вы могли заметить, что во второй и третьей части герои сильно изменились визуально, но на успехе мультфильма это не отразилось, серии были не менее популярными. Мультфильмы о Простоквашино в советское время были самыми популярными мультфильмами.
Вам понравилась история? Надеемся вам так же будет полезна и реклама наших партнеров:
Секреты мультфильма «Трое из Простоквашино»: Кто стал прототипом кота Матроскина, и почему дядя Федор менялся до неузнаваемости
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Эта история началась в пионерском лагере, где на тот момент Эдуард Успенский работал библиотекарем. Хороших детских книг в его библиотеке было недостаточно, и начинающий писатель стал придумывать сюжеты о приключениях жителей деревни Простоквашино. Так родились дядя Федор, кот Матроскин, Шарик и почтальон Печкин. Изначально дядя Федор был взрослым лесником, проживающим в сказочной деревне, но по совету писателя Бориса Заходера Успенский сделал его 6-летним мальчиком – таким же, как его потенциальные читатели. « И я переписал всю книжку. Поэтому дядя Федор такой взрословатый получился », – говорил Успенский.
На самом деле впервые книга Успенского была экранизирована еще в 1975 г. Однако трехсерийный мультфильм «Дядя Федор, пес и кот» не имел успеха. Спустя 3 года его решили переснять, для чего Эдуарду Успенскому пришлось переписать сценарий. Однако результат оправдал все потраченные усилия – «Трое из Простоквашино» пользовались невероятной популярностью, в сотни раз большей, чем книга.
Над новым мультфильмом работали два художника-постановщика: Левон Хачатрян создал образы почтальона Печкина, дяди Федора и его родителей, а Николай Ерыкалов был создателем кота Матроскина, Шарика, коровы Мурки и теленка Гаврюши. Сложнее всего работа продвигалась над образом Галчонка – птичка никак не получалась такой, какой ее хотел видеть режиссер. В результате над ней пришлось потрудиться сразу нескольким художникам-мультипликаторам.
У некоторых персонажей были реальные прототипы. Например, внешний облик мамы дяди Федора Левон Хачатрян срисовал со своей жены, актрисы Ларисы Мясниковой. « Маленького роста, короткая прическа, в очках. Попов внес свои поправки… Очки. На моем эскизе они были круглые, какие носит моя жена, но Попов считал, что лучше квадратные », – рассказывал Хачатрян. Лариса Мясникова не была довольна результатом – уж слишком капризной и нервной выглядела на экране списанная с нее героиня. Однако та самая форма очков заставила ее сменить гнев на милость: « Я бы такие ни за что не надела. Надеюсь, все это понимают, и никто не станет ассоциировать эту вашу маму со мной ».
Образ дяди Федора стал предметом бурных споров – режиссер не был доволен конечным результатом. Во время работы над следующей серией – «Каникулы в Простоквашино» – к работе подключился еще один художник-мультипликатор, Аркадий Шер. Он изменил внешний вид практически всех персонажей, но самые заметные трансформации произошли с дядей Федором. Из-за этого с режиссером повздорил Левон Хачатрян и после этого ушел из проекта. В создании третьей серии – «Зима в Простоквашино» – он уже не принимал участия. А дядя Федор тем временем изменился до неузнаваемости. « Если поставить Дядей Федоров из всех трех серий рядом, окажется, что это совершенно разные мальчики! Я такого не понимаю », – сокрушался Левон Хачатрян.
Свой прототип был не только у мамы дяди Федора, но и у кота Матроскина – правда, это касается книжного, а не мультипликационного персонажа, и в большей степени его характера, а не внешнего облика. Эдуард Успенский «списал» кота со своего друга, сотрудника сатирического киножурнала «Фитиль» Анатолия Тараскина. От него кот Матроскин унаследовал рассудительность, обстоятельность, практичность, рационализм, хозяйственность, а заодно и фамилию – ведь в первоначальном варианте он был котом Тараскиным.
Однако прототип взбунтовался против излишней карикатурности образа: « Ты с ума сошел! Ты хочешь меня на всю Москву высмеять? Не хочу быть каким-то книжным котом. Если бы ты предложил мне увековечить себя в более известном персонаже – я бы еще подумал… ». Тараскин даже представить не мог, каким популярным станет списанный с него персонаж. По словам Успенского, позже он пожалел о своем решении и сказал: « Какой же я был дурак! Фамилию пожалел дать! Так хоть в историю бы вошел ». А вот у зрителей Матроскин больше ассоциируется с актером, который подарил ему свой голос, – гениальным Олегом Табаковым.
По требованию сценарного отдела многие реплики персонажей пришлось переписать. Эдуард Успенский рассказывал, что изначально кот Матроскин, расхаживая из угла в угол «как политзаключенный», должен был произносить: « На дворе социализм построили, а у нас одна пара валенок на всех, как при царизме ». Но в окончательном варианте эта фраза звучит более «политкорректно»: « На дворе конец ХХ века, а у нас одна пара валенок на всех, как при царе Горохе ».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
35 лет зимуем в Простоквашино: тайны создания мультипликационной трилогии
Больше трети века мы встречаем Новый год с мультиком про Дядю Федора. Рассказываем, как писалась история Простоквашино
Уже больше трети века мы встречаем Новый год с мультфильмом про Дядю Федора, его родителей и друзей. И так же, как они, не можем представить себе праздничной кутерьмы «без нашего Простоквашино».
Где Успенский нашел ту деревню?
Простоквашино было придумано писателем Эдуардом Успенским еще в начале 70-х годов. 46 лет назад в издательстве «Детская литература» вышла его повесть «Дядя Федор, пес и кот», а годом позже, в 1975-м, появился и одноименный мультик, который, однако, никто особо не запомнил. Вторая попытка оказалась несравнимо более удачной – это был совершенно другой мультфильм. Его герои полюбились зрителям настолько, что предыдущих Дядю Федора, Матроскина и Печкина забыли.
В 1980 году вышла еще одна часть – «Каникулы в Простоквашино», а еще через четыре – третья, «Зима в Простоквашино». Этой истории изначально не было в книге Успенского, писатель создал ее с нуля, взяв за основу историю из собственной жизни.
Дело было под Переславлем-Залесским. В каком-то смысле Простоквашино – это Троицкое, старинное, известное еще с XVIII века село в Переславском районе Ярославской области. Успенский рассказывал, что одно время ему негде было жить в Москве и он снимал там дом – типичный деревенский, с печкой и колодцем. С местными дружил, с удовольствием и подолгу разговаривал. И как-то пришлось ему стать третьим, но совсем, как оказалось, не лишним, в ссоре деревенских жительниц.
Одна из них, Татьяна Семеновна, решила проведать Николаича – так в Троицком называли Успенского – и заодно пожаловаться на жизнь, особенно на свою приятельницу Евдокию Павловну. Наговорила много всякого, но не успела закончить, как та самая приятельница тоже решила заглянуть в гости. И у нее, видимо, были претензии, так что общаться женщины категорически отказались, хотя расходиться тоже не спешили. Успенский предложил им написать друг другу письмо, но взять ручку в итоге пришлось ему самому. Что из этого вышло, он описал впоследствии в рассказе «В селе Троицком под Переславлем-Залесским» (Троицкое Успенский упоминал в нескольких произведениях – так, видимо, запало в душу) и в истории про предновогоднюю ссору Матроскина и Шарика.
А вот мультипликационное Простоквашино находится под Звенигородом. Именно туда ездили режиссер Владимир Попов и художник-постановщик Левон Хачатрян, рисовавший фоны, когда готовились к работе над первым мультфильмом – «Трое из Простоквашино».
Эдуард Успенский был «многодетный папа»: среди его «детей» – и Дядя Федор, и Чебурашка, и фиксики
Герои менялись вместе с художниками
Сейчас кажется странным, что простоквашинские герои заметно меняются от одной части к другой. Объяснить это отчасти можно тем, что мультфильмы в то время создавались без расчета на будущее – никто не ожидал, что будут вторая и третья части. Кроме этого, сам режиссер Владимир Попов считал метаморфозы авторским видением художников.
Особенно заметно изменились персонажи в мультфильме «Зима в Простоквашино». Дядю Федора, его родителей и почтальона Печкина для первого мультика нарисовал Левон Хачатрян, а для третьего – Аркадий Шер. Шер подключился к работе на этапе подготовки второй части и сменил художника Николая Ерыкалова, который рисовал Матроскина, Шарика и других хвостатых простоквашинцев. В конце концов режиссер разрешил Шеру перерисовать всех персонажей.
Почему Тараскин стал Матроскиным
В случае с Дядей Федором и Матроскиным метаморфозы можно понять – ребенок повзрослел, а кот отъел щеки на молоке и оброс к зиме шерстью. А вот переменам в облике Мамы, вполне взрослой тети, найти объяснение труднее. На раскадровке к «Трое из Простоквашино» она тоже совсем не похожа на ту женщину (кстати, у нее есть имя – Римма), которую все увидели потом на экране – у нее изменилась стрижка, появились очки, она стала более стройной и стильной. И все это продолжало меняться – особенно фигура: к третьей части Мама стала совершенно плоской.
Ее художник Левон Хачатрян срисовал со своей жены – он сам об этом рассказывал, впоследствии это подтверждала дочь художника Мария. Лариса Владимировна, правда, носила круглые очки и, как рассказывают, была довольна, что на Маму надели квадратные – сходство с этой нервной, капризной женщиной ей совершенно не нравилось.
Был прототип и у Матроскина. И это вовсе не Олег Табаков, чьим голосом говорит простоквашинский кот, хотя именно такие ассоциации и возникают, пожалуй, у всех поклонников мультсериала. На самом деле Матроскин изначально должен был стать Тараскиным в честь друга Успенского.
Драматург Анатолий Сергеевич Тараскин, чьи черты характера «унаследовал» кот, работал редактором в киножурнале «Фитиль» и писал сценарии для мультипликационных фильмов – например про утенка, который не умел играть в футбол. Идея с котом ему категорически не понравилась, он просил Успенского «не позорить» его, и писателю пришлось придумать другую кличку. О чем Тараскин, говорят, впоследствии пожалел.
Табаков записал песню с одного дубля
«Зима в Простоквашино» запомнилась зрителям не только комической ссорой Матроскина и Шарика, но и песнями – совершенно разные, они обе пошли в народ. Одну – «Кабы не было зимы» – исполнила Валентина Толкунова (многие считают, что она и озвучила Маму, однако голос персонажу подарила Валентина Талызина), другую – «Песню кота Матроскина» – спел Олег Табаков.
Аркадий Шер вспоминал, что знаменитое «А я все чаще замечаю», перекочевавшее в итоге из детского мультика во взрослый застольный репертуар, записывали в самую последнюю очередь. Было начало зимы 1984 года. Уже были озвучены все персонажи, и работа над мультиком почти закончилась. На «Союзмультфильм» приехал Олег Табаков, с ним – спутник с гитарой. Табаков стремительно снял пальто и шапку, без пауз подошел к микрофону и запел. Песня была записана с первого дубля.
Она, кстати, довольно длинная – вообще-то Эдуард Успенский написал про фатальные перемены, случившиеся с Матроскиным, целых четыре куплета. Кот там «докатился» до покупки копилки в виде кошки и окончательно забыл об излишествах. Но хронометраж мультфильма вместил только один куплет.
Не полностью вошла в мультик и песня «Кабы не было зимы». Но Валентина Толкунова, которая очень ее любила, на концертах исполняла песню целиком и с большим удовольствием.
Материал вышел в издании «Собеседник» №04-2020 под заголовком «35 лет зимуем в Простоквашино».
- что такое zen 2 в процессоре
- в какой федеральный округ входит нижегородская область