в каком году появился полиэтилен в ссср
Появление целлофана в СССР
Нам сейчас кажутся странными плакаты и реклама с фотографиями младенцев, завернутых в целлофан.
Но 70 лет назад целлофан был новинкой на западе, его рекламировали, как универсальный продукт для упаковки.
Мы опоздали лет на 50. В СССР полиэтиленовые пакеты начали входить в обиход с конца семидесятых.
До этого, продукты упаковывали в бумагу.
Целлофан- реклама 1930-1950-х.
Листы целлофана от подарков бережно складывали, чтобы, в свою очередь- красиво упаковать свой презент. Пакеты для продуктов стирали и сушили, а большие полиэтиленовые пакеты в СССР в 70-х были чуть ли не культовым предметом. Скотч привозили из-за границы, как подарок! В 70-е его точно в продаже не было, насколько я помню. Берегли упаковку от импортной аппаратуры, особенно в диковинку был полиэтилен с пузырьками, такое складывали и хранили.
Целлофан — материал, изготавливаемый из древесной целлюлозы. Его изобретение, как это часто бывает, стало делом случая. В 1911 году один швейцарский химик пытался изобрести покрытие для скатертей, спасающее их от пятен. Результатом его опытов стала влагопроницаемая прозрачная пленка — это и был целлофан.
Впервые промышленное производство этого материала было налажено во Франции в 1913 году, а через 11 лет технологию приобрела компания DuPont и, запатентовав, на следующий год начала изготовление целлофана.
Так на упаковочной сцене появился новый персонаж — прозрачная влаго- и воздухонепроницаемая пленка, пригодная для хранения пищевых продуктов.
Свежесть содержащегося в целлофане товара уже не была столь иллюзорной, как первых два качества. Целлофановая пленка за счет своей герметичности действительно способствовала сохранению свежести продукта, что особенно ощущалось при упаковывании в пленку разделанного мяса.
Cellophane, the Flavor Saver! 1936
Еще одним достоинством целлофана является то, что упаковка из него дает возможность покупателю подержать товар в руках и осмотреть его со всех сторон без ущерба для товарного вида продукта.
Если раньше покупатель не мог взять в руки с прилавка, например сдобную булочку, а потом положить ее обратно и уйти, то с появлением булок, упакованных в целлофан, это стало возможным.
Ad-cellophane packaged bread 1940
«Cellophane by DuPont
«Fresh! Just like this bread in cellophane!
Целлофан дал возможность рассмотреть продукт без вскрытия упаковки, что значительно стимулировало продажи и увеличило количество так называемых случайных покупок, то есть покупок совершаемых под воздействием мимолетных желаний. Товары в целлофановой упаковке пробуждал подобные желания чаще, чем продукты в картоне.
Кроме того, упаковка из целлофана несла в себе еще три качества: блеск, чистота и свежесть.
Блеск окружает товар своего рода волшебным ореолом, создает ощущение новизны продукта, притягивает взгляд.
Покупатель, конечно, догадывается, что блестит далеко не сам продукт, но это не мешает ему выбирать товар в блестящей упаковке. Известны случаи, когда для оживления вялой торговли в магазине продукты заворачивали в целлофан и торговля шла на несколько порядков быстрее.
DuPont Cellophane 1938
«I never buy handled hosiery. heaven protect silk stockings from careless hands of shoppers and clerks!
Использование целлофановой упаковки придает покупателю уверенность в чистоте продукта. Особенно четко этот эффект проявлялся при упаковывании в целлофан детских игрушек. Родителям казалось, что ничьи руки еще не касались игрушек, доставаемых из заваренной целлофановой упаковки.
In The 1950’s, Advertisers Thought It Was A Good Idea To Wrap Babies In Cellophane
70 years ago, the plastic wrap was considered to be a thrilling novelty, as shown by these bizarre adverts touting the versatile product.
Существует несколько версий, откуда произошло название «скотч». По одной из них- американцы прозвали липкую ленту скотчем, (англ. scotch — шотландский), так как в то время ходили легенды о шотландской скупости, а клей первоначально в скотче наносился только по каемке.
Vintage Scotch Cellulose Tape packaging (pre-mid ’40s).
Руководство поручило ему следить за тестированием новой модели наждачной бумаги «Wetordry» в магазинах и автомобильных мастерских. Однажды, находясь в одной из таких мастерских, он заметил, что при покраске автомобилей двумя или более цветами разделительные линии у мастеров получались неаккуратно.
Он пообещал маляру что-нибудь придумать. Дрю принёс на тестирование в автомастерскую липкую ленту шириной 5 см. Маляр решил использовать опытный образец, но когда он начал наносить другой цвет, он заметил, что лента коробится. Присмотревшись, маляр понял, что в целях экономии клей нанесён только на края ленты, и сообщил об этом изобретателю.
Но, поскольку финансирования не было, только спустя несколько лет Дрю занялся доработкой своего изобретения. И 8 сентября 1930 года опытный образец ленты был отправлен на тестирование клиенту в Чикаго. Результаты оправдали все ожидания и затраты.
Первоначально скотч использовался для упаковки обёртки для пищи, однако в годы Великой депрессии люди сами придумали множество других способов использования скотча.
Изначально скотч предназначался для запечатывания обёртки для пищи. Ею должны были пользоваться пекари, бакалейщики и упаковщики мяса. Но люди, вынужденные экономить в период Великой Депрессии, сами придумали сотни новых способов применения скотча на работе и дома: от запечатывания пакетов с одеждой до хранения разбитых яиц. Тут-то скотч и встретился с порванными страницами книг и документами, сломанными игрушками, не заклеенными на зиму окнами и даже обветшавшими купюрами.
Make home repairs easier with Scotch Cellophane Tape 1949
В 1932 году Джон Борден усовершенствовал скотч, снабдив его податчиком с лезвием для отрезания куска ленты одной рукой.
Такая форма позволяет не искать постоянно кончик ленты.
Полиэтиленовые пакеты в СССР являлись символом приобщения к загранице.
В 1970-х годах полиэтиленовые пакеты в Советском Союзе можно было приобрести по большей части у фарцовщиков.
В переходе на Арбате в Москве пакеты продавали цыгане. Существовало еще несколько широко известных точек, где можно было приобрести дефицитные и очень модные полиэтиленовые пакеты, в Москве ими торговали в туалетах на Столешниковом и Петровке.
С рук пакеты стоили довольно прилично: от 3-х за Пугачеву с Боярским (с ними ходили в 70-х очень многие) до 15 рублей за красивый «фирменный» пакет.
Полиэтиленовые пакеты в Советском Союзе отнюдь не были одноразовой упаковкой, а бережно хранились, береглись. Чтобы уменьшить нагрузку, в новый пакет вкладывался более поношенный, были пакеты «на выход», их предварительно проклеивали- усиливали, чтобы не рвались. Особо красивые реставрировали, это была целая наука!
Стирка пакетов была обычным явлением. На веревочках вместе с бельем- большие, а маленькие для продуктов сушили на кафельной стенке.
Также часть молодежи ходила с торбами из ткани или мешковины, на которых обычно изображались «Битлз», Дин Рид, позже- Демис Руссос, или группа «Бони М», «АББА» и прочие, а также марки заграничных сигарет: Мальборо, Винстон, Кэмел и т.д. Потом эти же картинки перекочевали на пакеты, которые производили кавказские «цеховики».
Но большинство народа почти всегда носили при себе авоськи. Они удобные, но жутко натирали руки и рвали колготки. Были даже специальные пластиковые штуки, куда вставлялись ручки авоськи, чтобы не было мозолей.
Кстати, сейчас авоськи опять в моде на западе, у нас в арке есть магазинчик «Авоськи», люди покупают с удовольствием.
Появление целлофана в СССР (47 фото)
Листы целлофана от подарков бережно складывали, чтобы, в свою очередь- красиво упаковать свой презент. Пакеты для продуктов стирали и сушили, а большие полиэтиленовые пакеты в СССР в 70-х были чуть ли не культовым предметом. Скотч привозили из-за границы, как подарок! В 70-е его точно в продаже не было, насколько я помню. Берегли упаковку от импортной аппаратуры, особенно в диковинку был полиэтилен с пузырьками, такое складывали и хранили.
Целлофан — материал, изготавливаемый из древесной целлюлозы. Его изобретение, как это часто бывает, стало делом случая. В 1911 году один швейцарский химик пытался изобрести покрытие для скатертей, спасающее их от пятен. Результатом его опытов стала влагопроницаемая прозрачная пленка — это и был целлофан.
Впервые промышленное производство этого материала было налажено во Франции в 1913 году, а через 11 лет технологию приобрела компания DuPont и, запатентовав, на следующий год начала изготовление целлофана.
Так на упаковочной сцене появился новый персонаж — прозрачная влаго- и воздухонепроницаемая пленка, пригодная для хранения пищевых продуктов.
Свежесть содержащегося в целлофане товара уже не была столь иллюзорной, как первых два качества. Целлофановая пленка за счет своей герметичности действительно способствовала сохранению свежести продукта, что особенно ощущалось при упаковывании в пленку разделанного мяса.
Cellophane, the Flavor Saver! 1936
Еще одним достоинством целлофана является то, что упаковка из него дает возможность покупателю подержать товар в руках и осмотреть его со всех сторон без ущерба для товарного вида продукта.
Если раньше покупатель не мог взять в руки с прилавка, например сдобную булочку, а потом положить ее обратно и уйти, то с появлением булок, упакованных в целлофан, это стало возможным.
Ad-cellophane packaged bread 1940
«Cellophane by DuPont
«Fresh! Just like this bread in cellophane!
Целлофан дал возможность рассмотреть продукт без вскрытия упаковки, что значительно стимулировало продажи и увеличило количество так называемых случайных покупок, то есть покупок совершаемых под воздействием мимолетных желаний. Товары в целлофановой упаковке пробуждал подобные желания чаще, чем продукты в картоне.
Кроме того, упаковка из целлофана несла в себе еще три качества: блеск, чистота и свежесть.
Блеск окружает товар своего рода волшебным ореолом, создает ощущение новизны продукта, притягивает взгляд.
Покупатель, конечно, догадывается, что блестит далеко не сам продукт, но это не мешает ему выбирать товар в блестящей упаковке. Известны случаи, когда для оживления вялой торговли в магазине продукты заворачивали в целлофан и торговля шла на несколько порядков быстрее.
DuPont Cellophane 1938
«I never buy handled hosiery. heaven protect silk stockings from careless hands of shoppers and clerks!
Использование целлофановой упаковки придает покупателю уверенность в чистоте продукта. Особенно четко этот эффект проявлялся при упаковывании в целлофан детских игрушек. Родителям казалось, что ничьи руки еще не касались игрушек, доставаемых из заваренной целлофановой упаковки.
In The 1950’s, Advertisers Thought It Was A Good Idea To Wrap Babies In Cellophane
70 years ago, the plastic wrap was considered to be a thrilling novelty, as shown by these bizarre adverts touting the versatile product.
Скотч
Существует несколько версий, откуда произошло название «скотч». По одной из них- американцы прозвали липкую ленту скотчем, (англ. scotch — шотландский), так как в то время ходили легенды о шотландской скупости, а клей первоначально в скотче наносился только по каемке.
Vintage Scotch Cellulose Tape packaging (pre-mid ’40s).
Руководство поручило ему следить за тестированием новой модели наждачной бумаги «Wetordry» в магазинах и автомобильных мастерских. Однажды, находясь в одной из таких мастерских, он заметил, что при покраске автомобилей двумя или более цветами разделительные линии у мастеров получались неаккуратно.
Он пообещал маляру что-нибудь придумать. Дрю принёс на тестирование в автомастерскую липкую ленту шириной 5 см. Маляр решил использовать опытный образец, но когда он начал наносить другой цвет, он заметил, что лента коробится. Присмотревшись, маляр понял, что в целях экономии клей нанесён только на края ленты, и сообщил об этом изобретателю.
Но, поскольку финансирования не было, только спустя несколько лет Дрю занялся доработкой своего изобретения. И 8 сентября 1930 года опытный образец ленты был отправлен на тестирование клиенту в Чикаго. Результаты оправдали все ожидания и затраты.
Первоначально скотч использовался для упаковки обёртки для пищи, однако в годы Великой депрессии люди сами придумали множество других способов использования скотча.
Изначально скотч предназначался для запечатывания обёртки для пищи. Ею должны были пользоваться пекари, бакалейщики и упаковщики мяса. Но люди, вынужденные экономить в период Великой Депрессии, сами придумали сотни новых способов применения скотча на работе и дома: от запечатывания пакетов с одеждой до хранения разбитых яиц. Тут-то скотч и встретился с порванными страницами книг и документами, сломанными игрушками, не заклеенными на зиму окнами и даже обветшавшими купюрами.
Make home repairs easier with Scotch Cellophane Tape 1949
В 1932 году Джон Борден усовершенствовал скотч, снабдив его податчиком с лезвием для отрезания куска ленты одной рукой.
Такая форма позволяет не искать постоянно кончик ленты.
Полиэтилен
Полиэтиленовые пакеты в СССР являлись символом приобщения к загранице.
В 1970-х годах полиэтиленовые пакеты в Советском Союзе можно было приобрести по большей части у фарцовщиков.
В переходе на Арбате в Москве пакеты продавали цыгане. Существовало еще несколько широко известных точек, где можно было приобрести дефицитные и очень модные полиэтиленовые пакеты, в Москве ими торговали в туалетах на Столешниковом и Петровке.
Посты про историю всем знакомых вещей- мясорубки, стиральные машинки, плиты, утюги, кассовые аппараты, фены, пылесосы:
Полиэтиленовый бум: почему в СССР пластиковый пакет был модным аксессуаром
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Полиэтиленовые пакеты найдутся, пожалуй, в любом доме. А связанное с ними особенное «ноу-хау» наших домохозяек можно назвать следствием их экономности. Речь идет о знаменитом пакете с пакетами. Ведь зачем каждый раз покупать в магазине, если еще с прошлого похода осталась крепкая «маечка». Вот только сегодня мало кто задумывается, что эту традицию бережного отношения к пакетам мы унаследовали от советских граждан.
Долгое время главным атрибутом похода по магазинам в СССР была авоська. Удобная вместительная сетка, которая была довольно прочной и способной выдержать немалый вес – по данным Novate.ru, до 70 кг – много лет верой и правдой служила советскому покупателю. Но в конце 1970-х годов в СССР стали проникать продукты западной промышленности, которые существенно пошатнули позиции привычные авоськи. Это и были полиэтиленовые пакеты.
В самой стране советов производство пластиковых сумок не налаживали, поэтому они были в большом дефиците, и доставать их приходилось едва ли не с тем же трудом, как импортную мебель или одежду. Чаще всего полиэтиленовые пакеты привозились из-за границы или покупались у фарцовщиков за баснословные по советским меркам деньги: за одну «маечку» спекулянты могли попросить до 10 рублей, на которые можно было прожить без малого неделю, ни в чем себе не отказывая.
Современному человеку это сложно представить, но пластиковые пакеты были своеобразным показателем статуса, наравне с джинсами или итальянскими туфлями. Поэтому их не так часто использовали по прямому назначению, а использовали только в особых случаях, «на выход».
С пакетами обращались крайне бережно: после каждой «прогулки» их мыли, разглаживали и хранили, стараясь не помять. А если уберечь от повреждений ценный аксессуар все же не удалось, его аккуратно заклеивали скотчем, чтобы и дальше носить его по улице, впечатляя знакомых и простых прохожих.
Когда же пластиковые пакеты стали производить в Советском Союзе, то изображения на них наносились не как сейчас, любые и самые разнообразные. К тому, что будет нарисовано на определенной «маечке», подходили довольно ответственно: на пакет могли поместить изображения известных актеров или певцов, «увековечить» памятное событие или располагали названия известных торговых марок.
По сути, содержание изображений на советских пакетах мало чем отличалось от западных. Но все-таки щеголять по улице с пластмассовой сумкой от «Мальборо» или «Монтана» было престижнее.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Полиэтиленовый шик СССР
В конце 70-х авоськи уступили место легендарным полиэтиленовым пакетам. Их из-за бугра поставляли моряки, а фарцовщики их продавали. Модными считались фирменные пакеты с рекламой «Мальборо», «Адидас».
Вопрос упаковки любых товаров и продуктов в СССР решался просто. В магазинах и универмагах обходились оберточной бумагой. Уж в Союзе ее было навалом! Плотная, почти картонная, серо-песочного цвета обертка всегда была под рукой у продавцов.
В нее заворачивали все, начиная от «Докторской» колбасы и заканчивая нижним бельем, и, как посылку, завязывали накрест веревкой. Благо, обертки не жалели. Огромными рулонами она лежала на прилавке, продавщицы размашисто отрезали кусок необходимого размера и укладывали в него товар. Бумага не стоила ни копейки!
В конце 70-х авоськи и тряпичные торбы уступили место легендарным целлофановым пакетам. Их из-за бугра поставляли моряки, а фарцовщики их продавали. Модными считались фирменные пакеты с рекламой «Мальборо», «Адидас» или с попами, обтянутыми джинсами «Вранглер». В переходе на Арбате полиэтиленовые кульки по заоблачным ценам продавали цыгане. На руках пакеты стоили достаточно дорого 3-15 рублей. Так, за Пугачеву с Боярским просили от 3-х рублей, а разноцветный «фирменный» кулек предлагали за 15 рублей.
А финансовый доход от пакетов был примерно такой. На Западе моряк покупал сотню пакетов «Мальборо» по 10 центов, то есть за 10 долларов. В порту приписки оптом он продавал их по 1,5 – 2 рубля. То есть на 200 рублей (затраты около 65 рублей). Портовые оптовики продавали розничным торговцам их по 3 – 5 рублей, то есть на 500 рублей при затратах в 200 рублей. А нам они доставались по 7 – 15 рублей. Представляете, сколько людей зарабатывали на нас столько денег?
Мы испытывали необъяснимую гордость, расхаживая по улицам с полиэтиленовыми пакетами, на которых было изображено несколько иностранных слов или букв, значения которых для большинства из нас не имели значения и оставались загадкой, но которые до сих пор не вырубишь из памяти топором. Полиэтиленовые пакеты подобно жевательной резинке в Советском Союзе стали символом приобщения к загранице, которая, как говорил Остап Бендер «нам поможет».
Благодарю за познавательный пост. Теперь знаю, откуда взялась мода на пакеты.
Знакомый американец поведал, что когда впервые приехал в Россию, то наибольшее удивление у него вызвали именно полиэтиленовые пакеты, в которых люди носили свои вещи по городу.
Ему это кажется очень нелепым, так как есть сумки и рюкзаки. А пакеты уместно использовать лишь для перемещения товаров из супермаркета до багажника автомобиля.
Ещё и жвачки не было, что привело к трагедии на стадионе, когда команда проигравших закидывала жвачкой наших болельщиков-детей, а те устроили давку, чтобы набрать побольше этой супер-ценности. В чем проблема была дать возможность создавать свой бизнес и зарабатывать, не понимаю. Вот к чему приводит зависимость от идеологии, навязанной хрен знает кем.
Пластмассовый мир победил.
Да еще в стране, в которой, казалось, было все самое необходимое
Вот именно, что казалось так как сравнивать не с чем было
Я с кулечком Мальборо в школу ходил
У многих до сих пор эта болезнь. бедные люди покупали пакеты как роскошь.
В 85 году за трояк покупал с ковбоем Marlboro на фоне прерий.Было дело.
На фото советские пакеты производства «цеховиков», подпольных производителей. Импортные пакеты как правило выдавали в магазинах при покупках, поэтому на них были названия тех самых магазинов, как щас пакеты из Перекрестка и т.п.
Охуительная котолампа. Пакеты, в 70х. Ты ещё припизди что Олимпийский мишка был не из резины, а из нановолокон.
Спасибо автору за пакет MONTANA
О, пакет с «Мальборо» у меня был, а с гномами, кажется, где-то на антресолях до сих пор лежит =)))
На оберточной бумаге продавцы состояния делали.
Пойду проверю свой пакет с пакетами
Помню с Пугачевой у нас был.
Не было никакой упаковочной бумаги. Дали в магазине, а там хоть в руках неси, твои проблемы.
Кстати, вспомнилось, соседка на праздники ходила с фирменным пакетом. Как украшение было.
Старые фотографии № 160
Строится новый цех фанерно-мебельного комбината. Январь 1965 г.
Погрузка древесно-стружечных плит в вагоны на ФМК для отправки в другие города.
Заводской двор ФМК (фанерно-мебельного комбината). Январь 1965 г.
Присадочный станок для сверления деталей книжного шкафа – рацпредложение бригадира цеха Баронова В.Н. Январь 1965 г.
Самоходная баржа в Череповецком порту. Июнь-июль 1965 г.
Космонавты Алексей Леонов и Павел Беляев на «Ракете» у пристани Череповец. 4 июля 1965 г.
Подполковник Доценко показывает альбом о своем ученике космонавте Алексее Леонове.
Строительство в 4-м микрорайоне. февраль 1966 г.
Уголок старого города: старая улица Ленина. На переднем плане строится библиотека, вдали дома Московского проспекта. Май 1966 г.
3-й микрорайон: дом на улице Горького. Май 1966 г.
Старые дома на улице Заря Свободы и новый дом на улице Горького. Апрель 1966 г.
Строительство Центральной библиотеки в 3-м микрорайоне на улице Бульварной и девятиэтажного жилого здания на проспекте Строителей. Май 1966 г.
Строительство кооперативного дома № 1 на Вокзальной улице. 4-й микрорайон. Кладку ведет бригада Г. И. Мохова треста «Заводстрой». Апрель 1966 г.
Строительство дома в Дворцовом проезде. Апрель 1966 г.
Строительство 4-го микрорайона. 1966 г.
Улица Старая Устюженская. Декабрь 1966 г.
Студенты педагогического института ведут наблюдение за частичным затмением солнца.
Последние дома на улице Курманова и новые дома на проспекте Строителей. Сентябрь 1966 г.
Угол улицы Красноармейской и проспекта Луначарского. Февраль 1966 г.
Дома в 4-м микрорайоне (бывшая Новая улица), предназначенные под снос. Февраль 1966 г.
Улица Ленина: старый район в сторону реки Ягорба. Водонапорная башня на рынке. Май 1966 г.
Улица Заря Свободы: основной бульвар. Апрель 1966 г.
Старый квартал. Май 1966 г.
Последние домишки на старой улице Ленина: на фоне гостиницы «Ленинград». Апрель 1966 г.
Хрупкое искусство. Антиалкогольная кампания
Сегодня мы поговорим с Вами об последней Антиалкогольной кампании в СССР. Как многие читатели помнят, эта кампания (были и другие) стартовала с момента прихода ко власти последнего Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева в 1985 году, и выразилась в резком сокращении производства и продажи всех видов алкоголя, резком подорожании водочных изделий, закрытии большинства винных магазинов, а также части винодельческих совхозов, вырубке виноградников, снятии с производства алкогольных видов стеклотары. Задуманная как благо для отечества и забота о здоровье нации кампания была проведена неумело, резко и непродуманно. Это вызвало рост недовольства народа, развитие подпольного самогоноварения, дефицит сахара и дрожжей в продаже. Бутылка водки стала универсальной валютой. Об этом интересный выпуск «Фитиля» с Афоней:
Ну это сатирический взгляд. А в жизни часто бывало так, как показано в видеосюжете ниже. Репортаж хоть и более позднего времени, но хорошо характеризует обстановку винных магазинов в позднем СССР. В том числе это было следствием и непродуманности стратегии антиалкогольной кампании.
Кстати, именно в это время широкое распространение получило использование пивных бутылок для розлива водки и винно-водочных изделий. Это объяснялось дефицитом обычных водочных бутылок из-за снятия их с производства стеклотарными заводами.
В это же время стал широко продаваться виноградный сок, на выпуск которого переквалифицировались винодельческие совхозы Юга России, Украины и Крыма. Помните?
Мне родители часто покупали его. На вкус он был совсем кислючий и не доставлял мне в детстве никакой радости, но взрослыми считался полезным для ребенка. В Москве сок часто продавался в винных бутылках 0,7 л. без этикеток с жестяной кронен-крышкой Московского межреспубликанского винодельческого комбината. Пить из винной бутылки как и взрослые, мне казалось крутым. Ради этого и давился кислятиной, мечтая о привычной газировке.
Вернемся, однако, к нашей тематике. Все перечисленные события не могли не найти отражения в изучаемом нами хрупком искусстве. В 1988 году на ПО «Краснодарстеклотара» вышла юбилейная агитационная банка, посвященная антиалкогольной компании. В ней авторы постарались по своему осветить пользу здорового образа жизни.
Вот так даже Антиалкогольная кампания времен Перестройки нашла отображение в теме юбилейных банок. Подобных бутылок на данную тему не было.
Ну а в конце покажу Вам еще один замечательный «Фитиль» на нашу стеклотарную тему.
Как создавались первые бортовые ЭВМ для советской космической программы
С развитием космонавтики перед конструкторами всё острее вставал вопрос — а при помощи чего управлять космическими «пегасами» будущих покорителей пространства-времени? Где взять подходящую ЭВМ, которая будет успешно действовать в стеснённых условия космического аппарата (КА)? Как защитить тонкую технику от перегрузок, возможного перегрева? В конце концов, сколько энергии потребуется потенциальной бортовой цифровой вычислительной машине (БЦВМ) и где эту энергию взять?
Вопросы, надо сказать, не праздные. Ибо имеющиеся на тот момент «наземные» ЭВМ как-то не особо вписывались в концепцию будущего бортового компьютера — компактного, надёжного и экономичного.
Тем не менее кое-что имелось-таки. Советские наука и техника в 50-е годы сумели внедрить в производство (пусть и мелкосерийное) целый спектр ЭВМ. И некоторые из них на момент своего появления оказались вполне, что называется, «на уровне». Например, в 1953-м было признано, что рабоче-крестьянская БЭСМ — наиболее быстродействующая ЭВМ в Европе.
Постоянно велись работы по усовершенствованию и удешевлению этой машины без потери быстродействия.
Уже на БЭСМ-2 был произведён расчёт траектории полёта на Луну.
Кроме того, имелись такие машины, как «Урал». Их относили к малому классу.
При производительности, приближавшейся к 100 оп/сек, «Уралы» оказались востребованы и в космической отрасли.
Например, их использовали для расчётов полёта первого спутника. Уже к 1959 году их «ускорили» в 50 раз, использовав ОЗУ на ферритовых сердечниках. Правда, частично пожертвовав при этом совместимостью с более ранними машинами серии.
Однако ЭВМ «Урал», хоть и считались малыми, требовали десятки квадратных метров площади и от 10 до 25 кВт потребляемой мощности. Чего уж говорить про монструозную БЭСМ! О том, чтобы использовать их в качестве бортового компьютера, не могли идти и речи. Тем не менее, они вполне позволяли будущую технику рассчитать.
Во второй половине 50-х годов под руководством С.П. Королёва в ОКБ-1 трудилось порядка двух тысяч специалистов. Среди них были представители достаточно экзотических направлений, включая тех, которым довелось поработать в небезызвестном городе Обнинске.
Это была первая серьёзная работа молодых «электронщиков» ОКБ-1. Им, ещё недавним студентам, пришлось фактически с нуля создать немало аппаратуры для системы управления и защиты экспериментальных реакторов, в т.ч. в активной зоны. Кроме того, именно в Обнинске впервые стали широко применяться полупроводниковые триоды. Такой опыт здорово пригодился для решения задач «космических».
Задачи эти корректировались многократно. Например, в конце 1958 года коллектив получил указание обеспечить успешный полёт спутника с человеком на борту. Когда расчёты и изыскания в этом направлении были в самом разгаре, — всё, отбой, осенью 60-го надо лететь на Марс!
Осознавали в «верхах» всю масштабность работ, которые нужно было осуществить для реализации такого громадья планов? Сложно сказать. А вот в ОКБ-1 стало окончательно ясно, что радиотехнические методы управления КА пора оставить в прошлом.
Королёв поставил перед группой Бориса Чертока задачу — разработать соответствующую систему управления. Чтоб взлетело.
К тому моменту Черток уже был выдающимся специалистом в разработке систем управления ракетной техникой. Он работал в этом направлении как минимум с 1946 года, как вернулся из Германии после изучения реактивного «наследия» Третьего Рейха.
Ну а после того, как его группа была усилена шестью десятками спецов, незадолго до того обеспечивших успех миссии «Луна-3», появились все основания всерьёз надеяться на успех.
Руководил «лунными» работами Борис Раушенбах. И неудивительно, что именно ему поручили заняться системой наведения и ориентации в пространстве будущего первого межпланетного корабля «Марс-1960», он же 1М.
В свою очередь, личным решением Чертока коллектив Раушенбаха был усилен вышеупомянутыми «ядерщиками».
Считал ли он, что «пацанов» не жалко — провалят задание, и пёс с ними? Или был уверен, что именно молодые «светлые головы» способны решить такую сложную задачу? Поди знай… Кто ж про такие вещи в мемуарах откровенно напишет?
На разработчиков «давили» со всех сторон.
В первую очередь — военные.
По некоторым данным, в «верхах» проект 1М рассматривали не в последнюю очередь как очередной этап испытания межконтинентальной ракеты («Молния», фактически — баллистическая Р-7) с полезным грузом. Неудача могла повлечь за собой весьма неприятные последствия для сотрудников ОКБ-1.
Дело осложнялось тем, что на период 1959/60 годов пришлась смена поколений в советской электронике.
Маститым «ламповикам» потребовалось срочно повышать квалификацию.
По воспоминаниям сотрудников группы Раушенбаха, работы по новой теме начались со слов одного из молодых специалистов вновь сформированной лаборатории, физика Владимира Казначеева: «Ничего страшного! Полупроводник — та же лампа, только маленькая».
Трудиться приходилось в две смены — в слишком уж жёсткие временные рамки оказалось поставлено ОКБ-1.
За считанные месяцы было необходимо разработать совершенно новую технику на новой элементной базе.
Для экономии времени (а заодно — места на борту КА) было решено, что бортовая центральная вычислительная машина (БЦВМ) вместе с другими электронными агрегатами будет объединена в единый счётно-решающий блок (СРБ), над элементами которого работы велись параллельно. И — знаете, успели!
К слову сказать, всё ОКБ-1 работало в те дни в авральном режиме. Ведь межпланетный КА — это не только СРБ, что очевидно. Это огромное количество узлов, агрегатов и тонкой аппаратуры.
И вот — великий день, 10 октября 1960-го года! Сотни людей с замирающим сердцем следили за тем, как в зенит уходит ракета-носитель с шестьюстами пятьюдесятью килограммами горячего пролетарского привета для Красной Планеты!
Пять минут наблюдали, пока не стало ясно — старт можно записывать в «неудачные». На трёхсотой секунде полёта отказали двигатели третьей ступени. Вины разработчиков КА тут не было — сказался дефект системы управления ракеты «Молния».
Спустя четыре дня аналогичная судьба постигла второй запускаемый аппарат. Сыграли свою роль низкое качество сборки и обслуживания опять же ракеты.
В ОКБ-1 уже корпели над новым проектом.
Среди прочего предстояло (и снова в авральном порядке) разработать БЦВМ для нового амбициозного проекта — тяжёлого межпланетного космического корабля (ТМК) массой не в сотни килограммов, а в десятки тонн. Вот только для этого нужно было предусмотреть сборку на околоземной орбите КА из отдельных блоков при помощи, опять же, электроники, которой не имелось даже в проекте.
Через год уже были получены первые отчёты о проведённых работах — шесть немалого размера томов.
Из них один отдельный том посвящён разработке БЦВМ на полностью отечественной технической базе с использованием дискретных элементов.
Среди прочего, указывалось, что БЦВМ должна быть универсальной, т.е. использовать новые принципы получения и анализа информации, а заодно — взаимодействия с экипажем.
В конечном счёте «в верхах» было решено от строительства ТМК отказаться, а наработки и лучших специалистов направить на более перспективную программу «Союз».
Именно в рамках этой программы была сформулирована новая концепция централизованного управления КА, которой надлежало господствовать в космонавтике многие годы.
Старые фотографии № 159
Инструктор производственного обучения учебного комбината ордена Ленина треста «Череповецметаллургстрой» газорезчик стройуправления «Заводстрой» Нифонтов А.Н. (слева). Обучает практической работе ученика Марушкова В.П. Январь 1965 г.
Бригадир бетонщиков строительного управления «Прокастрой-2» Харитонов Б.А. принимает бетон для заливки фундаментов литейного цеха завода ГАРО. Январь 1965 г.
Клуб железнодорожников. Ноябрь 1965 г.
ул. Вокзальная (Комсомольская) Последняя, построенная в Череповце до революции церковь. Не существует
Герой Советского Союза Иванов и участник Великой Отечественной войны Дунаев. 1Мая 1965 г.
Больница строителей. Ноябрь 1965 г. Справа – улица Ломоносова, слева – дома на улице Устюженской.
Городской воскресник на улице Бардина. Апрель 1965 г.
Новое здание Череповецкого педагогического института. Март 1965 г.
Сейчас в здании размещается Череповецкий государственный университет (ЧГУ), возникший при слиянии в 1996 году государственного индустриального института и Череповецкого государственного педагогического института.
Улица Энгельса. Яблони у городского ЗАГСа (бывшего горпитомника). Июнь-июль 1965 г.
Река Ягорба. На другом берегу дачи коллективного сада № 2. Июнь-июль 1965 г.
Оставшиеся дома барачного типа в бывшем поселке Панькино. Апрель 1965 г.
Площадка, предназначенная под строительство жилых домов 3-го микрорайона (бывшие Волгостроевская и Профсоюзная улицы) в 1965 году. 1965 г.
Берег реки Шексны и дома на Парковой улице. Октябрь 1965 г.
Строительство очередной школы в 3-м микрорайоне. Март 1965 г.
Строительство и снос домов по улице Профсоюзной. Июнь-июль 1965 г.
Строительство домов на бывшей Волгостроевской улице. (Нынешняя ул. Парковая.) 1965 г.
Начало строительства туберкулезной больницы. 16 июня 1965 г.
Ведется строительство Дворца строителей. Апрель 1965 г.
Строительная площадка 1-го микрорайона между улицами Максима Горького и Новой.
Закладка фундамента дома № 9 в 4-м микрорайоне. Ноябрь 1965 г.
Строительная площадка между старыми улицами Волгостроевской и Профсоюзной. 3-й микрорайон. Октябрь 1965 г.
Новые дома выстроились на берегу Шексны. Июнь-июль 1965 г.
Завод ГАРО (Гаражное оборудование) : литейный цех – уплотнение земли в форме.
Завод ГАРО: формовочное отделение литейного цеха. Апрель 1965 г.
Для встречи с космонавтами собираются жители города на стадионе «Металлург». 4 июля 1965 г
Хрупкое искусство. Навстречу Октябрю!
Первые по хронологии банки посвящены 50 летию Великого Октября, которое широко отмечали в 1967 году. Одна из них была выпущена Камышинским стеклотарным заводом.
Авторам был выбран достаточно редкий для юбилейной тары 2-х литровый формат банки. Юбилейных двухлитровок известно всего 9 штук. Причем то единственная банка, внешний вид которой, не изменился при переходе со «старого» формата на «новый», когда литровые и полулитровые банки стали более вытянутыми, а у трехлитровок пропали всеми любимые плечики. На банке нарисован Кремль с планетой «Венера» (так и написано, почему именно Венера, а, например, не Луна не понятно). С другой стороны изображен Крейсер «Аврора» с лучом прожектора и нанесена надпись «50 лет Октябрю».
Вторая банка была сделана предположительно на Орджоникидзовском стеклотарно-изоляторном заводе. И тоже авторы выбрали редкий формат двухлитровой банки.
На банке изображен Крейсер «Аврора» с лучом прожектора и всполохами салюта, и нанесена надпись «50 лет Октября». С обратной стороны нарисован искусственный спутник, и флаг на штыке, нанесена надпись «1917-1967».
Обе банки очень красивые. Оцените.
К сожалению, рисунок на банке выполнен методом точечного сверления и потому само изображение едва различимо. На банке изображен профиль Ленина в лавровых ветвях по бокам и нанесена надпись «1870-1970».
Следующая банка вышла также на Тираспольском предприятии. Она посвящена 60-ому юбилею Революции. Здесь ТСЗ, как всегда, удивил необычными формами самой банки. Смотрите.
Да, это банка, а не ваза, как можно было подумать. Это легко увидеть по запорному венчику для крышек на горловине банки. Не уверен, что в этой банке можно закрывать соленья, так как мне кажется, что узкое место в самой банке не выдержит давления сверху в процессе ручной укупорки. На банке написано «60 лет Октября. 1917-1977». Объем около двух литров.
Следующая банка посвящена 62-ой годовщине Октября. Самой банки в коллекции нет, следы ее теряются в Украине, поэтому достоверно установить завод-изготовитель не предоставляется возможным.
Был бы очень рад найти эту банку и добавить ее в коллекцию. Посмотрите, дорогие читатели, такую баночку среди своих обычных банок.
Следующая банка посвящена 60 летию СССР, которое праздновалось в 1982 году. Мы же с Вами помним, что Революция произошла в 1917, а Союз появился только пять лет спустя. Банка была выпущена на Межколхозном стекольном комбинате «Кварц» в Керчи.
На литровой банке схематично изображен Герб СССР с надписью «60 лет». С обратной стороны знакомый уже нам обелиск Павшим воинам на горе Митридат в Керчи, Медаль «Золотая звезда» и надпись «Керчь 82».
Далее мы с Вами переходим к 70 годовщине Великого Октября, которая привела к появлению целой серии юбилейных банок. Первая банка была выпущена Производственным объединением «Краснодарстеклотара» (переименованный уже знакомый нам Краснодарский стеклотарный завод).
Банка имеет также довольно редкий для юбилейных банок объем в 0,65 литра. На банке изображен Крейсер «Аврора» и нанесена надпись «70 лет Октября».
Вторая банка была также выпущена на данном предприятии.
Фотографии для лучшего восприятия взял из интернета.
Следующая банка выпущена предположительно Каменским стеклозаводом, но точно это установить не удалось, так как и по стандартному объему и по стилистике она резко отличается от других юбилейных банок данного предприятия.
Объем банки 0,65 литра.
Последняя в данной теме банка мне известна только по одной фотографии из интернета. Никаких дополнительных сведений найти о ней не удалось. Тоже очень красивая.
Банка отнесена к 1987 году, а не 1992 (70-летие СССР), поскольку в 1992 году было бы сложно представить выпуск банки на такую тему, да и сам термин «советская власть» обозначает приход к власти большевиков в 1917 году.
Фотографии взяты из интернета. Банка встречается часто, но портрет Великого Вождя, так кружит продавцам голову, что менее чем за 15-30 т.р. расставаться с ней они не хотят. Максимально известная мне цена на эту банку была 100 т.р. Понятно, что эти банки не продаются. Кому они нужны за такие деньги? Вот такая любовь у продавцов к искусству) На банке нанесена надпись, но прочитать ее не возможно. Видимо, это какой-то местный диалект. Может Вам, дорогие читатели, удастся расшифровать надпись?
В 2000 году на Тираспольском стеклотарном заводе выходит банка, посвященная 10 летию Приднестровской Молдавской Республики (ПМР). В качестве основы для банки стекловары выбрали нам уже хорошо знакомый усеченный формат.
На банке с одной стороны нанесена надпись «ПМР 10 лет», с другой «Тирасполь 208 лет».
Последняя банка в теме политического юбилея вышла в 2001 году в Таджикистане. Эта уникальная 1,5 литровая банка посвящена 10 летию независимости Таджикистана. Особенно интересна банка тем, что надпись на банке выполнена на таджикском языке.
Потребительские кредиты в СССР
Автор: Владимир Герасименко.
Недавно в одном личном обсуждении я неосторожно заявил, что кредит в СССР был слабо развит. Логичное, на первый взгляд, утверждение разбилось о реальность: потребительское кредитование в СССР было развито. Не так сильно, как в капстранах, но всё же.
Причины возникновения потребительского кредита в послевоенном СССР прозаичны: в стране, разрушенной войной, население жило очень бедно. Восстановление страны и поддержание военного паритета с бывшими союзниками обходилось очень недёшево и чем-то приходилось жертвовать. Тем не менее, в конце 50-х перед руководством страны встал вопрос просто катастрофического отставания населения по обеспеченности бытовой техникой: когда в США на 100 семей было 99 холодильников, в СССР – 16, 99 радиоприёмников в США и 69 в СССР, 81 стиральная машинка в США и 35 в СССР. Про автомобилизацию страны же и вовсе без слёз говорить было сложно. Разрыв этот был вызван не только недостаточным выпуском продукции в СССР, но и стоимостью товаров, делавших их недоступными для значительной части населения. Разворачивание новых предприятий по производству бытовой техники тем не менее не решало проблемы: новая техника пылилась на складах магазинов, и те просто отказывались заказывать новые партии. Несмотря на искусственность и подчас нелогичность ценообразования в СССР, значительно снизить цену было невозможно без значительного удара по экономике, в том числе и из опасения вызвать ажиотажный спрос, который превысит предложение. Поэтому в конце 50-х правительство СССР задумалось над стимулированием спроса через кредитование населения.
Кредит в советской экономике был к тому моменту хорошо известен. Во-первых, он вполне легально существовал в период НЭП, во-вторых, отношения государства и объектов народного хозяйства строились в том числе и на кредитной основе: государство выделяло ссуды под небольшой процент заводам и колхозам на модернизацию средств производства. Идея распространения кредитных отношений на население была поддержана в законе «О продаже рабочим и служащим в кредит товаров длительного пользования». Что же представлял собой советский кредит?
Во-первых, сразу стоит оговориться, что видов кредита было два: собственно кредит (менее распространен) и рассрочка. Отличались они лишь тем, что кредит выдавался в сберкассе в виде чека на определённую сумму, а рассрочка оформлялась прямо в магазине. В первом случае человек приходил в сберкассу, показывал справку о доходах за 3 месяца и получал чек на сумму, не превышающую четырёх месячных доходов на срок от 12 до 24 месяцев под 1-2% годовых, но с условием, что обязательный месячный платёж не будет превышать четверти от зарплаты. Если ты студент, инвалид или пенсионер, т.е. у тебя нет работы – извини, но тебе кредит закрыт. Чек этот нельзя было обналичить напрямую, а только купить на него товар из определённых в законе категорий. Отличием рассрочки от кредита будет только то, что промежуточного звена в виде получения чека на сумму нет и покупатель сразу в магазине оформляет кредит на товар.
Список групп товаров, отпускаемых по кредиту, был строго определён в законе и регулярно пересматривался в зависимости от покупательной активности, появления новых товаров или насыщения товарами потребителей. В этот список входили непродовольственные товары народного потребления со сроком годности не менее шести месяцев: одежда, бытовая техника, мопеды, мотороллеры, автомобили. В разное время число позиций было разным: в 60-е их было порядка 70, а в 80-е в связи с переходом части товаров из категории роскоши в категорию обыденных их стало всего 30 (например, были исключены мопеды и мотороллеры). Отдельно отмечу, что продуктов питания кредитование не касалось. Даже несмотря на то, что в первые годы рассрочка была доступна далеко не во всех магазинах, она вызвала значительный интерес у населения. Не от хорошей жизни на протяжении всего времени существования системы самыми большими объёмами покупок с использованием кредита обладали обувь, одежда и ткани (от 30 до 50%). Тот факт, что именно одежда занимала до 50% всего объёма потребкредитов даже в благополучные 70-е, говорит о сложностях с её покупкой у значительной части населения: если предположить, что в 1970 году каждый покупатель брал вещей на 200р (2 средние зарплаты), то выходит, что кредитом на одежду воспользовались 7 500 000 человек, к сожалению точных цифр числа пользователей кредитом нет. Общий же объём кредитования населения в 1960 году уже достигал 3,3 млрд рублей, а в 1979 – 4,7 млрд рублей, что составляло 3% от оборота народной торговли.
Одной из ключевых особенностей потребительского кредита в СССР была его социальная ориентация. Кредит выдавался только один и, не выплатив предыдущий, новый получить было нельзя. Целью кредитования было обеспечить насыщение бытовой техникой и одеждой народа. Но средства достижения цели постоянно пересматривались. Списки товаров, доступных к покупке в кредит, могли изменяться для стимулирования спроса отдельных категорий товаров в ущерб другим, которые, по мысли экономистов, уже не актуальны. Таким образом, например, из списка могли исключить популярную модель радиоприёмника, потому что другие модели не пользовались таким спросом и это создавало перекос в прибыльности предприятий.
Но была и ещё одна проблема, куда более серьёзного характера. Так как большая часть потребкредитов выдавалась через магазины, то и взиманием средств занимались именно магазины. В идеальном случае работнику даже не нужно было самому приходить каждый месяц в магазин с очередным платежом — к нему на работу поступал расходный ордер и по нему с зарплаты списывались средства в счёт магазина, выдавшего кредит. Удобная схема, но с кучей своих нюансов. Во-первых, для магазинов это требовало создания развитого бухгалтерского отдела, занимающегося оформлением кредитов и их сопровождением, что, в зависимости от объемов кредитования, выливалось в наценку от 1 до 4% годовых к телу кредита на его обслуживание. Во-вторых, так как никто кроме магазина взысканием долгов не занимался (а идти в суд из-за долга по кредиту было сопряжено с ещё большими финансовыми затратами), то магазины оказывались в очень уязвимом положении.
В случае смены работы, смерти или недобросовестного исполнения кредитных обязательств магазин попросту вынужден был списывать этот долг, так как никаких разумных механизмов его взыскания не было. Это, в свою очередь, вызывало подозрительность и отказы по надуманным поводам, если продавцам клиент казался потенциально неплатёжеспособным. И даже так ежегодный объем просроченных платежей исчислялся примерно двумя млрд рублей в 70-80-е, из них 1-1,5 млрд ежегодно же списывались в убыток. Т.е. от трети до половины кредитных средств попросту не возвращались. Причём, к сожалению, не вполне ясно, а за чей счёт и как покрывались эти недосдачи в самих магазинах. В любом случае, за недобросовестных граждан в конечном счёте платили добросовестные. Регионы с наибольшей просрочкой по кредитам, что характерно, можно легко угадать и сегодня.
Тем не менее, свою основную функцию потребкредит выполнил: возникли условия для создания спроса у населения на бытовые товары, оживления торговли и насыщения квартир бытовой техникой. Сдерживающим фактором для развития кредита было то, что уже в 70-е наметились дефицитные явления в экономике, и по некоторым категориям товаров, доступных в кредит, самих товаров в магазинах могло не быть. Кроме того, отсутствие механизмов взыскания задолженности делало данный вид кредита не очень привлекательным для магазинов, а потому, как только магазины стали в первую очередь заботиться о собственной прибыли, то и потребкредит в виде рассрочки почти полностью вымер. Также недостатком было и то, что кредит нельзя было тратить по своему усмотрению, что вызвало появление черного рынка кредитования и спекуляций, когда кредитный чек или товар купленный в кредит выкупали по более низкой цене, тем самым человек получал на руки живые деньги, которые можно было потратить уже на что угодно. Был, конечно, вариант пойти в кассу взаимопомощи на работе, но во-первых, чтобы стать её участником нужно было платить ежемесячно добровольные взносы (0,5% от зарплаты), во-вторых, получить на руки можно было не больше месячной зарплаты, в-третьих, тут всё сильно зависело от отношений с профсоюзом, который эту деятельность курировал. Поэтому потребкредит оставался одним из основных способов покупки товаров народного потребления при недостаточном доходе.
Источник: Елена Твердюкова «Продажа товаров в рассрочку как вид потребительского кредитования в СССР (конец 1950-х – 1980-е гг.)»
Автор: Владимир Герасименко (@Woolfen).
А ещё вы можете поддержать Кота советским рублём, за что мы будем вам благодарны.
Яндекс-Юmoney (410016237363870) или Сбер: 4274 3200 5285 2137.
Подробный список пришедших донатов вот тут.
Подпишись, чтобы не пропустить новые интересные посты!