в каком году появился полароид моментальное фото
История Polaroid (статья плюс ролик)
Мгновенную фотографию сейчас может снять любой смартфон. Пара прикосновений и где-то в другом городе мама знает, что вы покушали. Но, несмотря на это, руки тянутся к старым добрым Полароидам, которые с приятным скрежетом выдают настоящую аналоговую фотографию.
Интерес к ретро коснулся всех сфер. Во многом это связано с тем, что люди, родившиеся в восьмидесятых-девяностых сейчас достигли возраста «раньше трава была зеленее» и им хочется вернуться к вещам, что когда-то оставили воспоминания на всю жизнь. Эти люди сегодня платежеспособны, а такой шанс акулы маркетинга упустить никак не могут. Ну а что до рожденных в двухтысячных и ностальгирующих по временам, в которых никогда не жили… Ну, психологи говорят, что это нормально.
Человеческому мозгу важно получать результат своей работы. Когда художник создает в неосязаемом пространстве, творческий заряд может быстро иссякнуть. Эту проблему еще только предстоит решить евангелистам виртуальной и дополненной реальности.
История
Компания Полароид была основана Эдвином Лэндом, внуком русских эмигрантов и выпускником Гарварда, в 1937-м году. В основном, компания выпускала товары с поляризационным покрытием: солнцезащитные очки, настольные лампы и другие. Во время Второй Мировой войны компания выпускала ряд товаров для американской армии, включая инфракрасные приборы ночного видения, прицелы для орудий и вектрографы. А вот камеры для моментальных фото стали выпускаться лишь спустя 11 лет в 1948-м.
Однажды в 1943-м году во время отдыха в Санта-Фе трехлетняя дочь Лэнда Дженнифер поинтересовалась, почему нельзя посмотреть фотографию сразу после съемки. Именно этот наивный детский вопрос стал отправной точкой в работе Лэнда над новым типом пленки. Позже Лэнд вспоминал, что разложил в голове все необходимые для реализации технологии условия и компоненты в течение часа. Именно тогда он решил заняться разработкой мгновенной фотографии. Получение патента и реализация идея заняли пять лет.
С 1943-го по 1946-й год разработка мгновенной камеры Полароид держалась в строгом секрете. Одной из главных проблем была прочность кассеты: чтобы добраться до конечного покупателя, ей предстояло проделать путь от конвейера, через склады, грузовики, магазины, сумки и многочисленные кривые руки, при этом не треснув и не испортившись от удара или нажатия. Не говоря уже о перепадах температур и других факторах.
Но решение было найдено и 21 февраля 1947-го года была представлена первая камера для мгновенной фотографии. А уже в 48-м году в центральный универмаг Бостона поступила первая коммерческая модель «Model 95», которая была способна делать лишь снимки в серых оттенках и имела важное ограничение: необходимо было ждать ровно 60 секунд до того, как отклеить слой негатива с фотографии. Не смотря на то, что по качеству камера не превосходила уже существующие системы, а от фотографа требовала крайней внимательности, покупатели были довольны. Первая партия была раскуплена за считанные минуты.
По настоящему контрастная черно-белая (а не серо-серая) пленка Полароид вышла два года спустя в 1950-м году. Переход к черно-белому цвету требовал дополнительного ручного вымачивания проявленного изображения с использованием полимерного покрытия, чтобы предотвратить потемнение фотографии. А уже в 1957-м году Нью-Йорк Таймс назвал мгновенную фотографию равной по качеству лучшим работам, вышедшим из обычных проявочных комнат.
Несмотря на небывалую популярность моментальной камеры, Лэнд не верил в маркетинг. Он говорил, что маркетинг нужен для заведомо плохих товаров. Его подход был таким: нужно показать людям что-то новое и ненужное до этого момента так, чтобы к концу демонстрации те непреодолимо захотели получить этот продукт. Поэтому он превратил ежегодные собрания в компании Полароид в своего рода шоу. Лэнд поднимался на сцену, показывал новую камеру, рассказывал о ее возможностях. И к концу собрания зрители просто мечтали получить такую камеру.
Возможно вы заметили здесь некоторое сходство с презентациями продуктов Эппл. Стив Джобс следил за развитием компании Полароид в молодости, и однажды даже подтвердил, что в основе Эппл лежит та же бизнес-модель. В семидесятых и начале восьмидесятых он несколько раз посещал штаб-квартиру компании Полароид, чтобы пообщаться с Лэндом.
Производство Полароид в СССР
Фотоаппараты Полароид собирались в СССР, а затем и в России. В 80-х годах, во время одной из командировок в США, советский физик-ядерщик вицепрезидент Академии Наук СССР академик Евгений Велихов на одной из встреч познакомился с тогдашним президентом компании Полароид Макалистером Буфом, и тот предложил ему наладить совместное производство в СССР.
Так, в 1989-м году, по инициативе Академии Наук СССР было организовано совместное предприятие Светозор, которое на протяжении последующих десяти лет выпускало модели Supercolor 635CL и 636 Closeup. Эти модели не отличались функционально и имели различия только в форме корпуса. Производство началось всего с десятка штук и двух мастеров-сборщиков, оборудование было выставлено в конвейер, но поначалу работать было некому. Два человека попеременно меняли операции от сборки до тестирования.
Изначально планировалось выпустить 350 000 камер в течение шести лет, но спустя пять лет предприятие рапортовало о том, что объемы производства достигли двухсот тысяч фотоаппаратов в год. Но и этого не хватало, потому что продажи собранных на Западе Полароидов на территории бывшего СССР дотягивали до одного миллиона штук в год, не считая произведенных Светозором партий.
Кстати, не все компоненты для сборки доставлялись из-за границы. Например, электронный блок управления вспышкой производился на обнинском заводе Сигнал, который был единственным, помимо заводов в Малайзии и Шотландии, где производили электронику для Полароида.
Наши дни, Impossible Project
В 2001-м году Полароид объявил о своем банкротстве дважды и был перепродан трижды. Казалось, что эре Полароида пришел конец. Но все же находились энтузиасты, проявлявшие интерес к устаревшим фотографиям. И в 2009-м году последний завод по производству Полароидов был куплен тремя предпринимателями и получил название Невозможный Проект (The Impossible Project). Его все еще можно назвать экспериментальным, но у проекта уже сейчас много сторонников и почитателей. И тут стоит вспомнить еще одну фразу Эдвина Лэнда: «Не нужно делать то, что может сделать каждый».
Благодаря Импоссибл Проджект, в 2017-м году, впервые за долгое время, вышла новая камера с хорошо знакомой надписью «Полароид». Она называется OneStep 2. Камера делает моментальные фотографии, в ней есть таймер, вспышка и USB порт для зарядки. OneStep 2 еще не поступила в продажу, но доступна для предзаказа. В камере используется пленка Ай-тайп, которая изначально создавалась для оригинальной камеры Impossible Project I-1.
Технология
Желание дочери Лэнда потребовало не только создания нового типа пленки, но и камеры с иным механизмом производства фотографии. Главным элементом системы стала пленочная кассета, содержащая как негатив, так и приемный слой позитива, соединенные резервуаром с реагентами (включая гидроксид натрия) для проявки. Этот резервуар называли коконом. При выходе из камеры пара роликов в основании камеры сжимали пленку, разрушая стенку резервуара, после чего реагент растекался по области изображения. По мере распространения реагентов химикаты удаляли незасвеченный галогенид серебра с негатива, выводили его на слой позитива в меньшем количестве, создавая конечное изображение. И по по сей день процесс существенно не изменился.
Снаружи снимок защищен прозрачной пленкой.
Ниже — фиксаж.
Еще ниже находится буферный слой. Он задерживает проникновение веществ фиксажа, пока ниже проходит реакция с реагентом.
Следующим идет приемный слой бумаги, где формируется финальное позитивное изображение из красителей с нижних слоев.
Под ним — реагент.
Шесть следующих слоев — это чередующиеся эмульсионные слои и слои с проявляющей краской.
Три эмульсионных слоя чувствительны к красному, зеленому и синему цветам. Они работают как негативы для слоев с голубой, пурпурной и желтой красками (или, если в более привычных терминах, циана, мадженты и желтого), лишая тех способности к переносу на бумагу. Например, фотография синего неба затронет синюю эмульсию, которая заблокирует всю жёлтую краску, находящуюся под ней, что позволит пурпурному и голубому слоям перейти на поверхность позитива, сформировав синий цвет.
Ролик
В формате статьи эту историю Полароида я подготовил для Гиктаймс, но изначально мы делали ролик, который оставил ниже. В нем закадровый текст с историческими и техническими иллюстрациями, а также с чуть более расширенный сценарий.
В каком году появился полароид моментальное фото
Как-то попал в мои руки фотоаппарат Polaroid 636 Close-up. У нас в семье такого никогда не было, да и у знакомых сталкиваться с подобными девайсами не приходилось, поэтому, видимо, и пробудился интерес, как всё это делалось, как долго и, что немаловажно, почём. Было бы интересно опробовать «гостя из 90-х» в деле, но. Но об этом ниже.
Пост получился неожиданно объёмным, но это лучший и едва ли не единственный способ привести собственные мысли в порядок.
Полтора десятка лет страна влачила существование без собственной «моментальной» камеры, и в 1969 г. в Красногорске начался выпуск фотоаппарата «Фотон». Это была уже дальномерка с более современным внешним видом и более светосильным объективом. Стоил аппарат 108 рублей и снимал не только на отечественный материал, но и был совместим с полароидовской 40-й серией (на тот момент выпускались «обычная» плёнка типа 42, высокочувствительная 47 и цветная 48). Но судьба «Фотона» оказалась ещё менее удачной, и в 1969-1976 гг. с перерывом было выпущено 1839 шт.
Остальные дополнительные функции пользователю можно и не знать. Например, рычаг экспокоррекции: при передвижении его вправо или влево изменяется количество света, попадающего на фотоэлемент. Кроме того, в видоискателе, под кадровым окном будут видны стрелки, обращённые вправо и влево.
Объектив сфокусирован на гиперфокальное расстояние, но для съёмки на расстоянии 0,6-1,2 м перед ним выдвигается дополнительная линза. (Линза, как и объектив, разумеется, пластиковая, поэтому без царапин и потёртостей не обходится.) Одновременно в поле зрения видоискателя появляется овальная рамка. Я сначала подумал, что она нужна для компенсации явления параллакса, но тогда она бы располагалась в стороне от вертикальной оси кадра. На самом деле она нужна для оценки расстояния: «если при портретной съёмке лицо взрослого человека помещается в овальной рамке, то расстояние до объекта съёмки выбрано правильно». У рычажка, который выдвигает всю эту конструкцию, есть неприятная особенность: чтобы его зафиксировать, приходится чуть отжимать от корпуса, а сделать это одним пальцем получается далеко не с первого раза. Впрочем, не исключено, что это следствие износа.
Конечно, было бы крайне интересно запустить камеру хотя бы вхолостую, как это возможно с плёночными (для которых достаточно иметь «технологическую» кассету с плёнкой, лучше не старой). Соблазн где-нибудь раздобыть 600-ю кассету велик, но как раз здесь вступает самое интересное: цена всего этого удовольствия.
Первая весьма компактная и простая, по своей «идеологии» ближе к «тому самому полароиду». Некогда традиционный параллаксный видоискатель, управление несколькими кнопками, при нажатии кнопки затвора сразу начинается печать. Поскольку изображение цифровое, его копия записывается на карту microSD, и при невозможности отсмотреть сделанные фото на самом аппарате это воспринимается как дополнительная фича. Правда, существует и версия с сенсорным дисплеем Snap Touch.
Цифровая технология, помимо возможности сохранить фото в памяти и не жалеть об оперативно подаренном бумажном снимке, дарит пользователю необычайно компактные размеры. Характеристик на Snap я не нашёл, но Z2300 имеет матрицу размером 1/3,2″ (это сравнимо с размером матрицы современного смартфона), соответственно уменьшаются и требования к размерам девайса.
На моё удивление, интерес к фото за минуту по-прежнему есть. Правда, профессионал лучше возьмёт на съёмку свадьбы полноценный портативный принтер, нетерпеливые и жадные от цифровой фотографии уже не отойдут, да и фотоальбомы постепенно уходят в прошлое. Любители же удивить окружающих и впечатлиться самим, желающие поностальгировать или воспринимающие фото исключительно на бумаге будут и дальше составлять, надо полагать, небольшую, но заметную часть потребителей. И пока фотокомплекты для моментальной печати продаются в DNS и М-Видео, это означает, что закат фотографии одноступенного процесса ещё не пришёл.
Интересные факты о фотоаппаратах Polaroid
Родители Эдвина Лэнда до эмиграции в США жили в России
Эдвин Лэнд, основатель компании Polaroid, родился в 1909 году в городке Бриджпорт (Коннектикут, США) в семье одесситов, которые эмигрировали в Америку в конце 19-го века — в неспокойное время для живших в России евреев. Дед Эдвина, Авраам Соломонович, начал в Америке собственный бизнес по скупке и переработке металлолома и преуспел в этом. Позже этот бизнес продолжил отец Эдвина.
Эдвин Лэнд, основатель Polaroid и знаменитый американский изобретатель:
Эдвин с юности увлекался техникой. Особенно оптикой
Эдвин с детства был очень любопытным ребенком. История хранит сведения, что однажды его выпорол отец, увидев, что мальчик разобрал его фонограф. Особенно Эдвин увлекался оптикой. В 1926 году он стал студентом Гарвардского университета, но вскоре бросил учебу. Лэнд горел желанием изобретать, а учеба мешала ему в этом. Все силы были брошены на изобретения, и вскоре это оправдало себя. Сперва Эдвин изобрел поляризующие линзы для автомобильных фар, которые освещали дорогу, не ослепляя встречные машины. Позже им были созданы первые в мире поляризационные солнцезащитные очки.
Современники изобретателя рассказывают, что тот всегда проявлял творческий подход при продвижении своих изобретений. Например, когда он захотел продать свои поляризационные светофильтры для использования в солнцезащитных очках топ-менеджерам из American Optical Company, то снял отель для встречи, поставил на подоконник аквариум с золотой рыбкой, а когда гости пришли, вручил каждому по поляризационной пластине. Трюк состоял в том, что в солнечный день из-за бликов золотая рыбка внутри аквариума была не видна, а с помощью поляризационной пластины топ-менеджеры смогли ее сразу увидеть.
Изобретатель Эдвин Лэнд и будущий президент компании Polaroid, 1958 год:
Впечатлив таким образом своих гостей, Лэнд сразу заявил, что отныне солнцезащитные очки необходимо делать из поляризационного стекла, и те практически сразу согласились инвестировать в эту идею. Удивительно, что в 1929 году Лэнд, в возрасте 20 лет, возвращается в Гарвард, чтобы продолжить исследования. И глава лаборатории физики Гарварда Теодор Лайман идет навстречу и предоставляется в его распоряжение лабораторию. Столь впечатлен был профессор достижениями 20-летнего студента-недоучки.
Polaroid — слово, которое Лэнду сперва абсолютно не понравилось
В 1937 году уже успешный предприниматель Эдвин Лэнд основал компанию Polaroid, специализирующуюся на оптической технике. Термин polaroid впервые использовал профессор Кларенс Кеннеди в 1934 году, когда он рассказывал о работах Лэнда в области поиска материала, поляризующего свет. Лэнду это слово сперва страшно не понравилось. Сам он хотел назвать придуманный им материал эпиболлиполом (от греческих слов «плоский» и «поляризатор»). Но коллеги Лэнда убедили его, что легкопроизносимое слово К.Кеннеди подходит для его изобретения лучше.
Во время Второй мировой войны Polaroid стала крупным поставщиком оптики для военных — в войска поставлялись бинокли, приборы ночного видения, перископы и многие другие приборы. Также Лэнд участвовал в разработке сложной военной техники. Так, во время войны его компания получила от американского правительства контракт на 7 миллионов долларов на разработку системы наведения по инфракрасному излучению для самонаводящихся авиаснарядов. К слову, американское военное командование по достоинству оценило разработки Лэнда. Так, в 1944 году у всех американских летчиков были очки Polaroid, похожие на маску для снорклинга, которые обеспечивали отличную видимость.
На создание знаменитой камеры Лэнда вдохновил вопрос его дочери
После окончания войны Лэнд, наконец, смог всецело заняться тем, чем давно хотел, — разработкой фотоаппарата, в котором были бы объединены процессы фотосъемки и обработки снимков. На это изобретение Эдвина натолкнула его трехлетняя дочь во время отдыха в Санта-Фе в 1943 году. Лэнд сфотографировал ее, и девочка расстроилась, узнав, что отец не может прямо сейчас показать ей получившуюся фотографию. Почему? Вместо того, чтобы объяснять дочери, почему это невозможно, Лэнд задал тот же вопрос себе и очень скоро понял, что претензия дочери абсолютно верная. Создать фотоаппарат, делающий мгновенные снимки, возможно.
Разработка такого фотоаппарата заняла не меньше трех лет — сперва было много военных заказов, и сама работа по поиску нового фотоматериала, который позволял получить фотографию за несколько десятков секунд, продвигалась медленно. Та работа чем-то напоминала поиски подходящего материала для ламповой нити накаливания Эдисоном. Помните знаменитую цитату Эдисона об этом: «Я не терпел поражений. Я просто нашел 10 000 способов, которые не работают». Лэнд позже тоже вспоминал тот период поисков: «Придумывая что-то, важно не бояться потерпеть неудачу. Ученые делают великие открытия лишь потому, что выдвигают гипотезы и проводят эксперименты. Неудача следует за неудачей, но они не отступают, пока не добиваются тех результатов, которые им нужны».
К слову, среди изобретателей по количеству зарегистрированных патентов, только Томас Эдисон опережает Эдвина Лэнда — у Эдвина их было около 600.
У Эдвина все получилось. Он добился того, что фоточувствительная поверхность в его камере одновременно выступала и как пленка, и как фотография. Впервые свою «моментальную» камеру Лэнд продемонстрировал в феврале 1947 года на собрании Американского оптического общества. Присутствующие пребывали в восторге. А 26 ноября 1948 года революционные фотоаппараты Лэнда появились в продаже под именем Polaroid Land Camera Model 95 и по цене 90 долларов. Это были немалые деньги для того времени, но первую партию раскупили в тот же день.
Вот он, первый Polaroid — модель Land Camera Model 95:
Первые фотографии, сделанные камерой Лэнда, проигрывали по качеству снимкам, созданным традиционным образом. И стоимость изготовления снимка была выше, но это не останавливало американцев. Уже в 1950-м году был продан миллионный ролик пленки. При этом Лэнд непрерывно совершенствовал свои камеры и пленки. Говорят, особенно сильно его заботило удобство пользования, и все новые опытные модели он приносил домой и смотрел, насколько удобно было его жене и детям делать ими фотографии, зарядить пленку, получить готовую фотографию.
Реклама Polaroid, 1950-е годы:
Вклад, сделанный Лэндом в область популяризации фотографии, нельзя преувеличить. В наши дни благодаря популярному приложению Instagram миллионы людей в мире увлеклись мобильной фотографией, а тогда таким катализатором были камеры Polaroid. Многие из тех, кто открывал для себя мир фотографии с помощью Polaroid, переходили позже на профессиональные камеры, становились фотографами-профессионалами. Практически каждая вечеринка и свадьба в те времена в Штатах сопровождалась фотосъемкой, а уходящим гостям на память вручались фотокарточки. Тем, кто родился в СССР, это не сложно представить. Такой же бум моментальной фотографии был и у нас, только значительно позже. В СССР официальные продажи камер Polaroid начались в 1989 году.
На самом деле работа над цветными снимками началось сразу после начала продаж самых первых моделей камер. Но период проб и ошибок занял почти 15 лет.
Еще одним прорывным продуктом того времени стала камера Polaroid Swinger — она стоила всего 20 долларов, благодаря чему, видимо, и стала самым коммерчески успешным продуктом компании. К середине 1960-х примерно у половины американских семей был в собственности фотоаппарат Polaroid.
Эпохальная, полностью автоматическая, модель Polaroid SX-70 появилась в продаже в 1972 году
Настоящий прорыв произошел в 1972 году, когда миру была представлена камера Polaroid SX-70, та самая, патент на которую Лэнд получил летом 1970 года. Эта была первая полностью автоматизированная карманная камера. Фотографу оставалось только зарядить кассету, навести объектив и нажать на кнопку. Через минуту фотография была готова. Если сравнивать, то можно сказать, что это был iPhone своего времени — самый удобный фотоаппарат.
В предыдущих моделях Polaroid фотограф должен был самостоятельно удалять слой негатива с фотографии. Теперь же весь процесс получения изображения протекал автоматически: после нажатия спуска фотография выезжала из фотоаппарата и в течение нескольких минут полностью проявлялась. Именно такие автоматические модели и получили распространение в СССР в конце 1980-х и в 1990-е годы.
Сам Лэнд так комментировал ту модель: «Моей главной задачей было создание камеры, которая стала бы частью вас, которая бы всегда была с вами». Модель стала эпохальной. Отличные продажи, очередной бум увлечения фотографией в США, стремительный рост стоимости акций компании. В 1970-е Polaroid была одной из самых успешных компаний в мире, а Эдвин Лэнд и его камера даже появились на обложке популярнейшего журнала Time.
В 1970-е Polaroid становится «эстетическим» событием
Лэнд старался продвигать свои продукты не только в массы, но и в среде артистов. Он говорил: «…Изобретение мгновенной фотографии — в том числе и эстетическое событие: это позволило людям, которые видят в окружающем обыденном мире художественную ценность, получить новую среду для самовыражения». Оцените, как это сильно перекликается с философией фотографической социальной сети Instagram! В те годы организуются выставки полароидных снимков, сделанных знаменитостями. На Polaroid снимают Энди Уорхол, Хельмут Ньютон…
Эдвин Лэнд был кумиром Стива Джобса
Это кажется неудивительным. Ведь Лэнд всегда стремился создавать максимально удобные продукты для пользователей, а периодически создавал абсолютно новые продукты. Такой же философии придерживался и Джобс. Известно, что технические новаторы были знакомы друг с другом, общались. Стиву Джобсу особенно запомнилась фраза его кумира, сказанная Лэндом на встрече с ним: «Мир — это как плодородная почва, которая ожидает, чтобы ее возделали. Необходимо сажать семена и собирать урожай, чем я и занимаюсь».
В 1982 году Эдвина Лэнда вынудили уйти в отставку из созданной им же компании
Топ-менеджеры и акционеры Polaroid были не в восторге от того, как их босс ведет бизнес, жаловались на то, что он использует тоталитарные методы, все ключевые решения принимает сам. По мнению других руководителей Polaroid, Лэнд сдерживал развитие компании: он отказывался от слияния с другими компаниями, всегда отрицательно относился к привлечению кредитных средств, ни в грош не ставил маркетинговые исследования и мало верил в маркетинг и рекламу. В итоге под давлением акционеров в 1975 году Лэнда сняли с поста президента компании, потом лишили поста председателя совета директоров, а в 1982 году 73-летнего Лэнда вынудили уйти в отставку.
Любопытно, что в 1985 году Стив Джобс во время одного из своих выступлений заявил: «Доктор Эдвин Лэнд был настоящим бунтарем. Его выгнали из Гарварда, и он основал Polaroid. Он не только был одним из величайших изобретателей своего времени. Более важно то, что он умел видеть точку пересечения искусства и науки с бизнесом и создал организацию, в которой эта философия была воплощена. Polaroid это удавалось в течение нескольких лет, однако впоследствии доктора Лэнда, одного из блестящих бунтарей, заставили покинуть свою собственную компанию. И это одна из самых больших глупостей, о которой я когда-либо слышал в жизни». В том 1985 году и самого Джобса попросила оставить созданная им компания.
В 1985 году Polaroid получил рекордные на тот момент отступные от компании Kodak
Торжественное празднование 50-летия Polaroid прошло в 1987 году без основателя компании Э.Лэнда
Лэнд так никогда и не вернулся в Polaroid. В то время доктор наук Лэнд продолжал работать как научный сотрудник в институте, а 1 марта 1991 года в возрасте 81 года ушел из жизни.
Сам Polaroid пережил своего основателя только на десятилетие. Новое руководство не стало вкладываться в развивающуюся цифровую фотографию. Вскоре многие предпочли цифровые фотоаппараты моментальным камерам Polaroid. Свою роль сыграли и набиравшие популярность лаборатории экспресс-печати. Люди предпочитали экономить: напечатать фотографии в лаборатории было дешевле, снимки получались качественней и долговечней, а потеря по времени уже не была такой существенной. Набрав слишком много кредитов, Polaroid в октябре 2001 года объявил о своем банкротстве.
Несмотря на банкротство, знаменитый бренд продолжил свое существование
Та компания прекратила свое существования, но бренд не умер. В начале 2009 года новая компания Polaroid представила цифровой фотоаппарат, оборудованный встроенным цветным принтером, — Polaroid PoGo Instant Digital Camera. А в 2012 году компания снова вернулась на российский рынок — с цифровыми моментальными камерами и карманным принтером. Будем надеяться, что знаменитый бренд, в середине прошлого века заставивший мир влюбиться искусство фотографии, ждет успешное возрождение.