в каком году появился первый интернет магазин
15 лет – «возраст» первого Интернет- магазина в России
В 2011 году исполнилось 15 лет онлайн-торговле в Рунете. Датой отсчета следует считать 30 августа 1996 года, когда в России появился первый успешный проект Интернет-магазина.
Следующей попыткой организации Интернет-торговли в России и стал проект Издательства «Символ-Плюс», запущенный 30 августа 1996 г. Интернет-магазин оказался успешным, активно развивается и существует по сей день (с 1997 г. Интернет-магазин называется books.ru – книги России). А ведь проект стартовал, когда далеко не каждому жителю страны было известно слово «Интернет».
Растет рынок – меняется и его конъюнктура. Изменения очевидны на примере первого Интернет-магазина России.
Например, в далеком 1996 году, первыми клиентами магазина были не жители столичных Москвы и Санкт-Петербурга, а Интернет-пользователи, живущие на Камчатке и Ямале. На сегодняшний день, около 75% всех покупателей books.ru и других Интернет-магазинов в Сети – москвичи и петербуржцы.
Кроме географической принадлежности клиентов менялся в books.ru и товарный ассортимент. До 2005-2006 гг основу ассортимента магазина составляли книги и CD.
C 2006 рынок Интернет-торговли начал развиваться и в магазин значительно расширил товарную линейку, дополнив ее другими товарами: электроникой, софтом и сувенирами. На сегодняшний день в России работает около 30 операторов Интернет-торговли, значительная доля книг в общем ассортименте которых позволяет их называть книжными магазинами.
Приведем пример: сегодня, желая купить Apple iPhone 4 16Gb в Москве, клиент сталкивается с непростым выбором: 213 магазинов! И это только на Яндекс.Маркет.
История возникновения и развития интернет-магазина
Первоначально интернет использовали группы учёных, затем им пользовались для передачи сведений в военных планах, чуть позже дошла очередь и до бизнесменов. А с 90-х годов сеть превратилась из секретной в общедоступную. Передача информации была быстрой, сеть становилось всё более публичной. История интернет-магазина и его эволюция довольно интересны. Предлагаем Вам узнать об этом из нашей статьи.
В мире
Задумка создания первого интернет-магазина возникла у Джеффа Безоса в 1994 году в США. Путешествуя из Нью-Йорка в Сиэтл, он думал о том, как сильно возрос интерес к интернету. Интернет становится уже не системой электронной почты, люди стали работать в сети, искать информацию, знакомиться с новостями. Американский предприниматель сделал вывод, что можно предложить интернет-аудитории заказывать товары прямо из дома, сидя у экрана монитора. Откинув товары с малым сроком хранения, со сложностями складирования и доставки, Джефф Безос остановился на продаже книг. Проект оказался удачным. Позднее список первого интернет-магазина «Амазон» пополнился аудио- и видеокассетами, дисками.
Так как торговля через интернет это удалённый образ торговли, то нужно отрегулировать вопрос о способах оплаты. Потребовалось сотрудничество с банками. Таким образом, была разработана первая электронная платёжная система. В настоящее время товар можно оплатить: с помощью электронных денег, наложенным платежом, через терминалы.
В России
История интернет-магазина в России началась в 1996 году. В Москве появился первый онлайн-магазин печатной продукции «Символ-Плюс». Сейчас этот магазин называется www.books.ru. На первых порах наблюдалось недоверие покупателей, так как такой вид торговли был в новинку. Определить, когда впервые был куплен товар в таком магазине, было сложно. Но 29 апреля считается Днём Рождения интернет-торговли.
С 1998 года в России один за другим открываются интернет-проекты. Вначале это система интернет-банкинга «Интернет Сервис Банк», созданная Автобанком. Затем мы наблюдаем за рождением первого виртуального банка IMTB. Следом набирает обороты солидный интернет-магазин по реализации книг и мультимедийной продукции.
Через год продажа товаров через интернет продвинулась далеко вперёд. Появились новые научные достижение и разработки, и это сыграло огромную роль в формировании рынка.
Интернет-индустрия сегодня
В 2004 году товарооборот всех операций в мире, проведённых через онлайн-магазины, был в районе одного миллиона долларов. Эта цифра выросла до нескольких десятков миллионов в следующем году, а ещё через год возросла в десять раз. А в 2007 совокупный объём операций, проведённых через интернет, исчислялся в несколько сот миллиардов долларов. Значимость интернет-магазинов растёт и совершенствуется.
С появлением новых технологий и специальных программ, делать покупки в сети стало не только легко, но и практично. Представилась значительная экономия времени.
Процесс превращения онлайн-магазинов до масштабной самостоятельной отрасли можно разделить на четыре этапа эволюции: витрина, торговый ряд, торговая площадка и автоматизированный интернет-магазин.
Витрина
Витрина — это лицо сайта, сведения о товарах, оказании услуг, то есть своеобразная реклама. Покупатель может заказать товар. Но оплатить и забрать его возможно только побывав в офисе. А это подразумевает потерю времени и денег. Клиент покинет данную страницу и отыщет подобный сайт, где на более комфортных условиях получит понравившийся товар. Витрина не требует больших инвестиций и информационных технологий. Здесь основным конкурентом выступит полнофункциональный интернет-магазин, где покупку можно совершить мгновенно.
Торговая площадка
Торговая площадка представляет собой аналог витрины. Но есть существенные отличия. На торговой площадке можно не только выбрать и приобрести нужный товар, но и оплатить покупку, обсудить удобный для себя способ доставки. Торговая площадка проигрывает полноценному онлайн-магазину тем, что от принятия заказа до его отправки уходит значительный промежуток времени. Авторизация на сайте, принятие заказа, пересылка бланка происходит при помощи программы PHP в режиме CGI (это самый старый способ осуществления сопутствующих операций).
Виртуальный торговый ряд
Виртуальный торговый ряд — это наём торговой площади. Магазин в этом случае является дилером между изготовителем продукции и потенциальным клиентом. То есть сторонние площадки предоставляют возможность компаниям, предприятиям размещать информацию о товарах и услугах собственного производства, продвигать свои бренды и товары. Осуществление всех сделок с покупателями доверяется торговой площадке. Состоятельность и удачность всех операций зависит от направленности и потенциала торгового ряда. Торговый ряд обхватывает несколько серверов, между которыми идёт распределение сетевых задач, чтобы отвечать потребностям пользователя.
Автоматизированный интернет-магазин
Это та модель интернет-магазина, которая используется по сей день. Она работает полностью в автоматизированном режиме. Дистанционный контроль работы персонала, увеличение объёма и скорости товарооборота, исключение ошибок при реализации товаров, отчётность в реальном режиме времени — преимущество автоматизации. В результате появляется возможность решения нескольких вопросов одновременно, возрастает скорость обработки информации, повышается эффективность работы сотрудников. Роль человека незначительна. Автоматизированный онлайн-магазин предполагает внушительные капиталовложения, но при верном управлении и понимании поставленных задач, они оправдывают себя.
Кстати, что делать, если посылка потерялась, вы можете узнать на нашем сайте inet-shopping.ru из этой статьи.
Заключение
Ещё 10 лет назад люди и не предполагали — всё, что только пожелаешь можно приобрести, устроившись на диване: продукты питания, путёвку в дом отдыха, забронировать билет на самолёт. Полная информация о товаре, постоянная доступность, большой выбор товаров, низкие цены, экономия времени — вот что привлекает покупателя в интернет-магазине. На сайте всегда присутствует общая информация, каталог товаров и услуг с развёрнутыми сведениями, цена и предполагаемые скидки, обратная связь с администрацией, раздел отзывов и предложений. Интернет-магазины в последнее время формируются в приложении с оффлайн-бизнесом. Действующий оффлайн-бизнес может быть как дополнением к нему, так и основным источником дохода.
Самые первые интернет-магазины
Почему важно знать историю? Чтобы не допустить ошибок в будущем. Почему важно знать историю интернет-торговли? Открытый вопрос, но сведётся всё к тому же. Вспомним же первопроходцев, не часто их вспоминаем, а иногда и не тех.
В общем, смысл примитивных технологий понятен, поэтому пропустим первые каталоги товаров (1872, Чикаго, предприниматель Аарон Монтгомери. Если вспомните кого-то, кто до него продавал именно по каталогам или их подобиям, напишите) и первые службы доставки (Средневековье, Венеция, купеческая почта, до этого существовала только государственно-военная почта с несколько другим предназначением).
Как функционировал интернет-магазин в Минителе? Покупателю предоставлялся каталог товаров, в котором он мог сделать заказ. К каждому клиенту был привязан личный счёт, по которому можно было расплачиваться за совершённые заказы, другими словами, брать кредит, который затем погашался при внесении абонентской платы. Это ещё не классическая онлайн-оплата, но очень похоже.
И кто знает, с чего началось это соперничество? Может, Безос стал первым Цукербергом, который подсмотрел, подузнал и подукрал идею либо у BN, либо у Чарльза Стэка? А до суда и публики не дошло, так как интернет тогда был диковинкой.
Индустрия безналичных расчётов развивалась с 1940-х годов. Первые кредитные карты, способствовавшие автоматизации продаж, появились в середине 1960-х годов в США. Популяризация началась с ресторанного обеда, который не смог оплатить один дальновидный человек Фрэнк Макнамара (основатель Diners Club), так как забыл бумажник.
А первая защищённая онлайн-транзакция произошла в 1994-м году, благодаря американским студентам из Лондонской экономической школы во главе с Дэном Коном, впоследствии основавшим маркетплейс Netmarket.com (1997 г.).
Выходит интересная цепочка, без каждого звена которой интернет-магазин и интернет-торговля могли возникнуть гораздо позже:
1. Рабовладельческая лень
2. Венецианская почта
3. Каталог Монтгомери
Восемь китов-черепах, на которых зиждится интернет-магазин.
Появление первых интернет-магазинов. Краткий экскурс в историю
Мы перестали удивляться, каждый день сталкиваясь с новыми потрясающими технологиями. Выросло уже несколько поколений, которые родились после появления Интернета. Этих людей не удивляют виртуальная или дополненная реальность, ни 3D принтеры, позволяющие печатать дома или человеческие органы, ни то, что благодаря Интернету стираются расстояния и границы. Для людей, родившихся «после Интернета», все это – обычные серые будни, а вот достигают успеха те, кто не утратил способности удивляться и умеет видеть в обыденности потрясающие возможности.
В поезде на Сиэтл
В поезде на Сиэтл ехал человек и под стук колес размышлял о том, как здорово, что Интернет, наконец-то, стал свободным и публичным. Люди получили новый инструмент для работы и площадку для общения, где с удовольствием проводят свободное время. Потом человека озарило: если во Всемирной Паутине можно общаться, что же мешает людям прямо здесь делать покупки? Осталось только придумать, какие товары продавать этим способом? Что легче всего хранить и пересылать? Пассажир поезда на Сиэтл не кричал «Эврика», но решил, что продавать лучше всего книги, аудио и видео кассеты, музыкальные диски.
Человека звали Джефф Бизос, размышлениям в поезде на Сиэтл он предавался в 1994 году, а результатом мыслей, навеянных под стук колес, стал интернет-магазин Amazon, ставший сегодня гигантом электронной коммерции.
Военная тайна, запреты для бизнеса и первые шаги к онлайн-торговле
Сегодня немного людей знают о том, что изначально Интернет появился как военный проект. Своими секретами военные не очень любят делиться с гражданскими. До 1990 года использование интернета в бизнесе законодательно запрещалось регламентом Национального научного фонда США. Лишь в 1990 году запрет сняли, а контроль за Интернетом перешел к частным структурам. Услуги доступа в Интернет стали предоставлять частные компании. Увеличилось и количество пользователей Всемирной Паутины.
Бизнес быстро оценил возможности, позволяющие связывать миллионы компьютеров по всему миру. Первопроходцами онлайн торговли стали авиакомпании. Пассажиры могли покупать билеты на самолеты через Интернет уже в 1992 году. Однако до появления первого полноценного интернет-магазина оставалось еще два года.
Книга – источник знаний и…прибыли
Джефф Бизос стал основателем первого интернет-магазина, когда решил, что доход ему будет приносить продажа книг. На первоначальном этапе он занимался всем: от наполнения своего магазина до разработки маркетинговой стратегии. Новым толчком развития для магазина Amazon послужила возможность оплачивать в нем покупки банковскими картами.
Последователи мистера Бизоса не отличались особой оригинальностью и большинство первых интернет-магазинов тоже сосредоточились на продаже книг. У книг не было срока хранения, их легко было упаковывать и отправлять.
Потом в интернет-магазинах появились игрушки. У них тоже не было срока годности, хранение и отправка игрушек покупателям также не представляли особой сложности.
А как у нас?
Дата появления первого российского интернет-магазина известна. Он открылся 30 августа 1996 года. Первый российский интернет-магазин от компании «Символ-Плюс» тоже начинал с торговли книгами (сейчас он называется ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН: КНИГИ books.ru ), магазин успешно развивается и сегодня, существенно расширив ассортимент.
Интернет-магазины на территории Российской Федерации появились практически одновременно с такими же ресурсами в других странах, так что в сфере e-commerce мы не плелись в хвосте, а находились на одном уровне со всеми игроками.
Перспективы развития интернет-магазинов
С момента запуска первого интернет-магазина на территории Российской Федерации прошло уже больше 20 лет. И знаете, что? Все это время появлялись, появляются и будут появляться новые интернет-магазины.
Технологии совершенствуются, но сам принцип остается прежним: владелец интернет-магазина предоставляет потенциальным покупателям купить нужные им товары, сделав заказ прямо с компьютера или смартфона. Для этого требуется сделать лишь так, чтобы магазин был известен пользователю, а продавалось в нем то, что действительно нужно.
Кто же достигнет успеха в сфере интернет-торговли 2017?
На наш взгляд, можно проследить две взаимоисключающих тенденции.
С одной стороны, все больше покупок люди будут совершать в крупных интернет-магазинах. Своеобразных мега-маркетах. Адреса и названия торговых марок таких магазинов широко известны, так что нет смысла в очередной раз делать им рекламу. При этом крупные интернет-магазины будут становиться только крупнее. Как за счет поглощения менее удачливых конкурентов, так и за счет расширения товарного ассортимента и перечня предоставляемых покупателям услуг.
Останутся на плаву и мелкие, узконишевые интернет-магазины. Такой своеобразный аналог «магазина у дома». Владельцам таких ресурсов основной упор следует сделать на выстраивание доверительных отношений с покупателями, постоянно повышать уровень обслуживания своих клиентов и делать так, чтобы они получали больше, чем ожидают.
Возможно, кто-то скажет новое слово в интернет-торговле и предложит своим покупателям то, чего пока не предлагает никто. Для этого такой человек должен по-прежнему уметь удивляться даже в нашем высокотехнологичном мире. А начать вы можете, просто открыв интернет-магазин в облаке или купив любую коробочную версию платформы ReadyScript для создания своего интернет-магазина.
Когда появились интернет-магазины
Торговля в Интернете
Появление Всемирной паутины открыло ряд новых возможностей, которые прежде были либо недоступны многим, либо вообще не рассматривались как потенциально успешные и прибыльные.
Справедливости ради стоит отметить, что торговля по каталогам, дистанционная продажа билетов на самолёты и поезда и прочие подобные услуги появились всё же прежде, чем возникла идея торговать по Интернету.
Степень удобства этих сервисов, конечно, определяется относительно того времени, в котором они существуют, но факт остаётся фактом: сегодня услугами интернет-магазинов пользуется огромное число людей.
Первый интернет-магазин
До 1990 года в Соединённых Штатах действовал регламент, согласно которому использование Интернета в коммерческих целях было запрещено. Авторство этого документа принадлежит Национальному научному фонду США.
После 1990 года ситуация в корне изменилась: крупные частные компании получили разрешение на использование Сети. Ещё через некоторое время Правительство страны и вовсе передало контроль за Интернетом в частные руки.
Годом рождения интернет-магазинов считается 1994 год: Джефф Безос, хозяин книжного магазина под названием Amazon, задумался над расширением своего бизнеса. Уже в июле 1995 года был запущен сайт магазина.
Расчёты в Сети
При всей успешности нового сервиса, самой главной проблемой, с которой столкнулись разработчики, стала оплата покупок, сделанных через сайт. Потребовалось сотрудничество с банками: ведь к тому времени в банковской системе уже имели хождение пластиковые карты, значительно облегчавшие многие финансовые операции.
Компания First Virtual в 1994 году начала предлагать свои услуги по оплате товаров в Интернете, так появилась первая электронная платежная система.
Два года спустя, в 1996-ом, MasterCard и Visa объявили о создании открытого единого стандарта защиты расчетов в Интернете с применением пластиковых карт, который именовался SET. Эта платформа вполне успешно функционирует в Сети и сегодня, не имея альтернатив.
Со временем стали доступны и другие способы оплаты: наличный расчёт, оплата через мультикассы, наложенным платежом, посредством электронных денег. Несмотря на это, оплата покупок банковской картой является одним из главных способов расчёта.
Интернет-магазины сегодня
Существует два типа интернет-магазинов и отличаются они видом торговли:
Кроме этого, можно разделить интернет-магазины по способу продажи:
Деятельность интернет-магазинов регулируется, в первую очередь, федеральным законом «О защите прав потребителей». Кроме этого, подобные организации в обязательном порядке должны быть зарегистрированы во всех надлежащих инстанциях (налоговая служба и пр.), а в качестве формы организации может быть выбрано ОАО, ЗАО или ООО.