в каком году появился кинопоиск
Как «Кинопоиск» стал главным киноресурсом Рунета
Ритмом жизни 33-летний основатель «Кинопоиска» Виталий Таций не слишком похож на владельца стремительно растущего бизнеса. В пятницу, накануне интервью Forbes, у него сломался мобильник, выходные Виталий провел на даче без связи, в понедельник наконец выбрался в Москву, но только к вечеру забрал телефон из ремонта. Таций как будто не торопится: он никогда не берет кредитов, всего раз в жизни давал платную рекламу. Тем не менее сайт о кино «Кинопоиск», появившись далеко не первым, за 10 лет стал самым популярным в своем жанре и одним из самых посещаемых ресурсов всего Рунета: 2 млн посетителей в день (его опережает менее десятка сайтов), несколько миллионов долларов годовой выручки. Как так получилось?
МИСиС не Стэнфорд. На факультете информатики и экономики, рассказывает Виталий, учили устаревшие «бейсик» и «паскаль». Студенты учились программировать по книжкам. Вместе с однокурсником Дмитрием Сухановым Таций писал компьютерные игры — «так, для развлечения». Диплом Таций защитил с двухлетним опозданием и не забрал. «Как-то немножко лень было», — вспоминает он.
«Что-то придумать в интернете» предложил Суханов, а Таций, продолжавший прилежно пополнять свою базу, решил, что она и есть это «что-то». В начале 2003 года партнеры засели за создание сайта. Писали ночами — оба к тому времени уже работали программистами. Обязанности распределились от противного. «У Димы не очень хорошо с чувством прекрасного, а у меня не очень хорошо с программированием», — объясняет Таций, создавший дизайн «Кинопоиска», несильно изменившийся с тех пор.
В ноябре 2003-го Kinopoisk.ru открылся для пользователей. В первый месяц пришло 4700 человек, во второй — 24 000. Рыночный ландшафт не сулил успеха. У похожего сайта Kinomania.ru месячная посещаемость уже тогда достигала 160 000 пользователей. У Film.ru — превысила 100 000. Были и другие конкуренты — Filmz.ru, Kinokadr.ru, Kino-govno.ru, у всех были базы фильмов, новости, форумы о кино.
Прошло 10 лет: у «Киномании» и «Фильма» сейчас порядка 1,5 млн посетителей в месяц, а у «Кинопоиска» — 25 млн. В чем его преимущество?
Когда в начале 2003-го два недавних студента взялись за дело, в их базе было 4000 фильмов, а в момент открытия сайта — несколько десятков тысяч, рассказывает Таций, объясняя это работой основателей и добровольных помощников — фанатов кино. Суханов, не любящий перечислять свои достижения, поясняет только, что создал удобное средство для загрузки на сайт данных о фильмах и автоматического перевода имен и фамилий. Конкуренты видят ситуацию иначе.
«Кинопоиск» родился как копия базы кино IMDb», — уверен основатель Film.ru Сергей Аксенов. «Спарсили базу IMDb», — поддерживает коллегу главный редактор и сооснователь сайта Kino-govno.com Михаил Судаков. «Спарсить» значит разобрать html-страницу на «информационные кирпичики» и затем сложить из них другую страницу — уже на своем сайте. Делается это при участии специальной программы-робота. «Воспользовались, в общем, базой IMDb», — подводит итог Роман Корнеев, издатель Kinokadr.ru.
IMDb — крупнейшая в мире база с описаниями фильмов, режиссеров, актеров. Сейчас в ней 2,5 млн фильмов и 5 млн персоналий, большинство которых малоизвестны, но придают базе полноту. Основал ее 30 лет назад британский программист Кол Нидхэм, собрав воедино «микробазы» любителей всего мира. Базу пополняли все желающие, а Нидхэм на рекламные поступления нанял «дата-менеджеров» для проверки контента.
В 1998-м Нидхэм продал IMDb компании Amazon, которая превратила ее в площадку для торговли DVD. С тех пор база живет, не заботясь о доходах. IMDb заявляет, что ее информацию нельзя использовать для создания других баз кино, но за выполнением этого требования не следит. Единственный судебный процесс был затеян не ею: вьетнамская актриса Жюни Хоанг подала в суд, заявив, что IMDb обнародовала ее возраст (Хоанг родилась в 1971-м, ей сейчас 41) и тем нанесла материальный урон, лишив выгодных контрактов; процесс еще не закончился. Письма и звонки Forbes в пресс-службу IMDb, отделы копирайта и PR остались без ответа.
Но откуда бы ни взялась база «Кинопоиска», ее размер был критически важен для старта. Киношный сайт может быть более или менее пристрастным, может тщательно или не очень отбирать рецензии, но пока о нем мало известно, база решает все — ведь основную часть трафика сайтам про кино приносят поисковики через запросы по фильмам и актерам. «У всех большие заходы с поисковиков, такова наша специфика», — говорит основатель и совладелец Kinomania.ru Владислав Момджян. — У нас это 80–90% трафика. У «Кинопоиска» — примерно 60%. А сайт Alexa.com, анализирующий посещаемость сайтов, показывает: главные слова, приводившие в последнее время людей на «Кинопоиск», — это название приключенческой драмы «Жизнь Пи» и фильм про зомби «Тепло наших тел».
Сайт, который сам себя наполняет, — чем не мечта интернет-стартапера. Вскоре «Кинопоиск» уже получал информацию почти автоматически — от пользователей, прокатчиков, кинотеатров. Оставалось лишь обработать ее с минимальными затратами. При этом, как и на «Википедии», находятся добровольцы, готовые делать это хоть бесплатно. Важно только, чтобы все работало быстро и четко — любители кино не станут ждать и разбираться в сложной структуре. Суханов, человек серьезный и положительный, больше любит говорить о том, что еще на сайте недоделано, но с задачей «чтобы все открывалось» всегда справлялся. «У «Кинопоиска» очень хорошие программисты, — признает, несмотря на обиду, Сергей Аксенов. — У них всегда получалось чуть-чуть быстрее и чуть-чуть лучше, чем у нас».
В 2009-м DST продал свою долю «Кинопоиска» французской AlloCine, которая владеет сайтами о кино во Франции, Китае и еще нескольких странах, а сама принадлежит фонду Tiger Global, который, кстати, примерно тогда же продал DST 15% Mail.ru. «Представители DST говорили, что сделка с нашими 40% была нерыночной, это был какой-то обмен акциями. Кажется, Мильнер еще при покупке нас знал, кому потом продаст», — вспоминает Таций. Ни он, ни участники сделки не стали комментировать ее финансовую сторону.
В начале 2010-го деньги Мильнера закончились. Французы помогли, но не деньгами, а технологиями. Именно они посоветовали «Кинопоиску» тогда еще только рождавшийся рекламный формат «брендирование» — на весь экран разворачивается картинка рекламодателя, а в ее середину встраивается сайт.
Что дальше? Вырастут ли обороты «Кинопоиска» до десятков миллионов долларов, войдет ли он в составляемый Forbes ежегодно список крупнейших компаний Рунета? Сайты о кино, не показывающие кино, не сулят грандиозных оборотов. Выручка французского сайта группы AlloCine достигла в прошлом году €22 млн, рассказал Forbes Грегуар Лассаль, президент — генеральный директор AlloCine. А AlloCine во Франции первопроходец — они начали еще в 1993-м как служба бронирования билетов по телефону и уже в 1997-м запустили сайт о кино.
«Пока есть торренты, кинотеатры в интернете — это выброшенные миллионы долларов», — пожимает плечами Таций. У него другой план. Во-первых, больше рекламы в роликах («Людям не нравится, но они должны нас понять»), во-вторых, развивать мобильные версии сайта — именно их «Кинопоиск» рекламировал тот единственный раз, когда заплатил за это деньги («Почему-то «Афиша» согласилась поставить нашу, их конкурента, рекламу. Я бы не стал»).
Еще один план Тация: проникнуть на рынок кино онлайн исподволь, собрав на сайте в специальном разделе все онлайн-кинотеатры (Ivi, Tvigle, Tvzavr и пр.) и дав посетителям возможность поиска сразу всюду — за отчисления «Кинопоиску» от доходов этих порталов. Его медлительность тут на пользу: ни один российский онлайн-кинотеатр пока не стал прибыльным, в то время как «Кинопоиск» — небольшая, но успешная машина по зарабатыванию денег. «Мы были бы рады увеличить наш пакет в «Кинопоиске», но г-н Таций не выразил желания продавать нам дополнительные акции», — вздыхает Грегуар Лассаль из AlloCine.
Что происходит с сервисом КиноПоиск, и как теперь с ним уживаться?
О незаметных трансформациях в сервисе КиноПоиск.
Когда «Яндекс» купила «Kinopoisk.ru», многим было очевидно, что хорошего ждать не стоит. Первая попытка интеграции с VoD-сервисом в 2015 году была жёсткой и провальной, негодованию пользователей КиноПоиск не было предела, и «Яндекс» уступила, сделав тактический шаг назад. Если посмотреть на сегодняшний КиноПоиск и на вариант, предложенный в 2015 году, то становится смешно и грустно. Сервис КиноПоиск превратился в худший образ из ожиданий и негодовании тех лет, но возмущаться уже некому.
Я сейчас не говорю о том, что сам VoD-сервис «КиноПоиск HD», который является основной сутью сервиса КиноПоиск теперь, плох. Он очень плох. Его самое уязвимое место перед потребителями — это контент низкого качества (видео и аудио), ограниченность этого контента и низкое качество клиентского ПО для разных платформ. Это именно то, с чем взаимодействует потребитель.
Я сейчас говорю о самом сервисе КиноПоиск в целом. Рекомендации в широком смысле — это главный инструмент влияния на желания потребителей контента, и главный инструмент для продажи высокомаржинального контента. В любом VoD-сервисе они есть в том или ином виде. Если кто-то думает, что такие рекомендации сделаны «для него», то он заблуждается. У КиноПоиск в руках один из самых мощных инструментов — ТОП-рейтинг КиноПоиск, который создавался и создаётся руками пользователей. Это самый значимый рейтинг кинопродукции для россиян. Только есть (была) проблема — существенной части фильмов из этого рейтинга нет (не было) в «КиноПоиск HD» по разным объективным причинам. А оставшаяся его часть — это низкомаржинальный контент, который приносит мало прибыли. Этот рейтинг приемлем и важен для потребителей, но уже не для КиноПоиск в таком виде.
В ноябре КиноПоиск объявила об изменение ТОП-рейтинга. Под «благими» намерениями и «объяснениями» скрывался прагматичный и жёсткий подход. Цель нового рейтинга проста — сократить количество отсутствующих в VoD-сервисе «КиноПоиск HD» фильмов и добавить больше высокомаржинального контента в такой рейтинг. При этом просмотреть список фильмов по реальному рейтингу теперь невозможно (что логично). Пассивное возмущение потребителей ни на что не повлияло. И «Яндекс» пошла дальше. Теперь идёт нейтрализация альтернативных рекомендаций, которые создают барьеры в рамках сервиса КиноПоиск. Например, список лучший фильмов по рейтингу IMDb пропал в КиноПоиск. Он ещё доступен по прямой ссылке, но это временно. Любые списки, которые представляют угрозу ключевым новым рекомендациям КиноПоиск, будут исключены с сайта. Ключевыми рекомендациями от КиноПоиск теперь будут персональные рекомендация, где очень просто манипулировать, навязывая пользователю высокомаржинальный контент под видом «модных и современных предсказаний на основе личных предпочтений», и новый конъюнктурный ТОП-рейтинг без альтернатив, где большая часть контента присутствует в «КиноПоиск HD».
Т.е. КиноПоиск («Яндекс») беспринципно манипулирует трудами пользователей в своих интересах для VoD-сервиса «КиноПоиск HD» и при этом ограничивает доступ других людей к этим трудам. Хочется, чтобы КиноПоиск хотя бы не скрывал реальный ТОП-рейтинг, т.к. его составителями являются пользователи.
Резюмируя заметку, повлиять на такое поведение (хоть это право компании Яндекс) по отношению к пользователям достаточно сложно:
Kinopoisk
посетители — 35 млн [1]
подписчики — 4,3 млн [2]
убыток — 436 тыс. рублей (2014 год [3] )
«КиноПо́иск» — крупнейший русскоязычный интернет-сервис о кино. С 2018 года также доступен онлайн-кинотеатр с несколькими тысячами фильмов, сериалов, мультфильмов, в том числе премьерных и эксклюзивных. Владельцем проекта до октября 2013 года являлась компания ООО «КиноПоиск», которой принадлежало 60 % акций проекта, 40 % акций принадлежало её совладельцу — французской компании ООО AlloCiné. 15 октября 2013 года сервис купила компания «Яндекс».
Содержание
Сервисы [ | ]
«Кинопоиск» предоставляет информацию о кинофильмах, телесериалах, в том числе кадры, трейлеры, постеры, обои, а также данные о персонах, связанных с кино- и телепроизводством: актёрах, режиссёрах, продюсерах, сценаристах, операторах, композиторах, художниках и монтажёрах. Посетители могут ставить оценки фильмам и сериалам, добавлять их в ожидаемые, писать рецензии, покупать билеты в кинотеатры на сайте с компьютера или мобильных устройств. Имеется КиноПоиск HD — онлайн-кинотеатр с фильмами и сериалами по подписке Яндекс. Плюс или за отдельную плату. Приложение КиноПоиск можно устанавливать на Android и iOS, Apple TV, Smart TV (LG, Samsung и телевизоры на базе Android TV), PlayStation 4.
История сайта [ | ]
Редизайн сайта Яндексом [ | ]
24 декабря 2015 года в блоге «КиноПоиска» [35] появились данные о планах «Яндекса» развивать одновременно две версии сайта в дополняющем друг друга режиме, оставив на основном домене «энциклопедическую» часть проекта. Новый «КиноПоиск» («КиноПоиск+») был доступен на домене http://plus.kinopoisk.ru/.
Начиная с мая 2017 года, доступ на сайт для жителей Украины закрыт в связи с запретом доступа граждан к его владельцу — «Яндексу» по указу от 17 мая о ряде российских сайтов в этой стране.
База фильмов [ | ]
Для зарегистрированных пользователей сохраняется опция добавлять новые фильмы или персон, а также исправлять замеченные ошибки. Каждое действие проходит модерацию, продолжительность которой зависит от популярности персоны или рейтинга фильма.
КиноПоиск HD [ | ]
В 2020 году на сайте стали доступны эксклюзивные сериалы «Первые ласточки» и «Мисс Скарлет и Герцог».
Оригинальные проекты [ | ]
Название | Даты выхода | Количество эпизодов | Статус |
---|---|---|---|
Последний министр | 26 марта 2020 — настоящее время | 15 | второй сезон в производстве |
Проект «Анна Николаевна» | 26 марта 2020 — настоящее время | 16 | закончен 2 сезон |
Беезумие | 22 апреля — 17 июня 2020 | 8 | закончен |
Фея | 30 апреля 2020 | фильм | |
Водоворот | 27 июня — 7 августа 2020 | 8 | закончен |
Просто представь, что мы знаем | 24 сентября 2020 — настоящее время | 4 | второй сезон в производстве |
Беспринципные | 15 октября 2020 — настоящее время | 8 | второй и третий сезоны в производстве |
Настя, соберись! | 3 — 10 января 2021 | 10 | закончен |
Топи | 28 января — 25 февраля 2021 | 7 | закончен |
Я не шучу | 4 марта — 24 марта 2021 | 8 | закончен |
Пищеблок | 19 мая — 1 июля 2021 | 8 | закончен |
Хочу всё знать | с 1 июня 2021 | 36 | продолжается |
Зелёный мэр | 20 августа — 10 сентября 2021 | 8 | закончен 1 сезон |
В июне 2021 года Роскомнадзор заблокировал 6 сайтов с пиратскими копиями оригинального контента онлайн-сервиса и направил 40 сайтам уведомления.
Критика [ | ]
Рейтинг [ | ]
Онлайн-кинотеатр [ | ]
Kinopoisk
посетители — 35 млн [1]
подписчики — 4,3 млн [2]
убыток — 436 тыс. рублей (2014 год [3] )
«КиноПо́иск» — крупнейший русскоязычный интернет-сервис о кино. С 2018 года также доступен онлайн-кинотеатр с несколькими тысячами фильмов, сериалов, мультфильмов, в том числе премьерных и эксклюзивных. Владельцем проекта до октября 2013 года являлась компания ООО «КиноПоиск», которой принадлежало 60 % акций проекта, 40 % акций принадлежало её совладельцу — французской компании ООО AlloCiné. 15 октября 2013 года сервис купила компания «Яндекс».
Содержание
Сервисы [ | код ]
«Кинопоиск» предоставляет информацию о кинофильмах, телесериалах, в том числе кадры, трейлеры, постеры, обои, а также данные о персонах, связанных с кино- и телепроизводством: актёрах, режиссёрах, продюсерах, сценаристах, операторах, композиторах, художниках и монтажёрах. Посетители могут ставить оценки фильмам и сериалам, добавлять их в ожидаемые, писать рецензии, покупать билеты в кинотеатры на сайте с компьютера или мобильных устройств. Имеется КиноПоиск HD — онлайн-кинотеатр с фильмами и сериалами по подписке Яндекс. Плюс или за отдельную плату. Приложение КиноПоиск можно устанавливать на Android и iOS, Apple TV, Smart TV (LG, Samsung и телевизоры на базе Android TV), PlayStation 4.
История сайта [ | код ]
Редизайн сайта Яндексом [ | код ]
24 декабря 2015 года в блоге «КиноПоиска» [35] появились данные о планах «Яндекса» развивать одновременно две версии сайта в дополняющем друг друга режиме, оставив на основном домене «энциклопедическую» часть проекта. Новый «КиноПоиск» («КиноПоиск+») был доступен на домене http://plus.kinopoisk.ru/.
Начиная с мая 2017 года, доступ на сайт для жителей Украины закрыт в связи с запретом доступа граждан к его владельцу — «Яндексу» по указу от 17 мая о ряде российских сайтов в этой стране.
База фильмов [ | код ]
Для зарегистрированных пользователей сохраняется опция добавлять новые фильмы или персон, а также исправлять замеченные ошибки. Каждое действие проходит модерацию, продолжительность которой зависит от популярности персоны или рейтинга фильма.
КиноПоиск HD [ | код ]
В 2020 году на сайте стали доступны эксклюзивные сериалы «Первые ласточки» и «Мисс Скарлет и Герцог».
Оригинальные проекты [ | код ]
Название | Даты выхода | Количество эпизодов | Статус |
---|---|---|---|
Последний министр | 26 марта 2020 — настоящее время | 15 | второй сезон в производстве |
Проект «Анна Николаевна» | 26 марта 2020 — настоящее время | 16 | закончен 2 сезон |
Беезумие | 22 апреля — 17 июня 2020 | 8 | закончен |
Фея | 30 апреля 2020 | фильм | |
Водоворот | 27 июня — 7 августа 2020 | 8 | закончен |
Просто представь, что мы знаем | 24 сентября 2020 — настоящее время | 4 | второй сезон в производстве |
Беспринципные | 15 октября 2020 — настоящее время | 8 | второй и третий сезоны в производстве |
Настя, соберись! | 3 — 10 января 2021 | 10 | закончен |
Топи | 28 января — 25 февраля 2021 | 7 | закончен |
Я не шучу | 4 марта — 24 марта 2021 | 8 | закончен |
Пищеблок | 19 мая — 1 июля 2021 | 8 | закончен |
Хочу всё знать | с 1 июня 2021 | 36 | продолжается |
Зелёный мэр | 20 августа — 10 сентября 2021 | 8 | закончен 1 сезон |
В июне 2021 года Роскомнадзор заблокировал 6 сайтов с пиратскими копиями оригинального контента онлайн-сервиса и направил 40 сайтам уведомления.
Критика [ | код ]
Рейтинг [ | код ]
Сайт [ | код ]
Онлайн-кинотеатр [ | код ]
- можно ли включать кондиционер при грудничке
- что такое под в вейпе