в каком году появился фикбук
Ficbook.net
Ficbook.net (Книга Фанфиков) — интернет-ресурс, сборник авторских сказок и басен (фанфиков) разной направленности.
Содержание
[править] Описание
Многие фанаты пишут тексты по мотивам понравившейся книги или фильма, притом встречаются вполне хорошие и годные работы. С появлением сети Интернет фанатское творчество получило широкое распространение, и самые разнообразные читатели имеют возможность прочитать и прокомментировать его.
В России одним из самых крупных ресурсов по выкладке фанфиков является сайт Ficbook.net.
Как и на прочих подобных сайтах, фанфики подразделяются по возрастным ограничениям (по лекалам американских оценок возрастных ограничений для фильмов), по фэндомам, персонажам.
Имеется обратная связь: можно оставлять отзывы и «ставить плюс» произведению.
В целом сайт имеет приятный дизайн, однако имеется навязчивая реклама: при просмотре страниц может начаться проигрывание фразы «У вас новое сообщение» от одного из баннеров.
Известными авторами являются такие пользователи, как ZealSight, Синий Слизняк, Растаман Гоша и др.
[править] Взломы и атаки
2 марта некий сетевой вандал взломал «Ficbook.net» и уничтожил базу данных сайта. После этого на всех страницах появилось следующее сообщение:
У нас проблемы в дата центре. К сожалению мы не можем попасть туда до понедельника, поэтому сайт будет недоступен до 3-марта (пн) 12:00. Приносим свои извинения.
В тот же день взломан сайт «Snape tales». Сейчас с этими сайтами все в порядке.
В начале мая 2015 начались серьезные проблемы с сайтом, он подвергся DDoS-атаке, что привело к перебоям в работе на протяжении недели. В процессе защиты от атаки не помогло даже использование premium-версии CloudFlare.
По мнению в официальном паблике Вконтакте атаки на сайт происходят из-за наличия непристойного содержимого, в том числе описаний инцеста, изнасилований, зоофилии и т.п., что может возмутить моралистов:
Bellatrix Senju
Админы, а ВЫ не пробовали очистить сайт от пользователей младше 16 лет? Всем известно, что на КФ подавляющее число пользователей младше 18-ти лет. ВОЗМОЖНО из-за этого и атакуют сайт. Или из-за того, что в последнее время слишком много пошлятин.
Milana Melis ответила Лере Романовой
Лера, продолжается уже пару лет, атакуют из за некоторого непристойного содержимого так скажем
Milana Melis ответила Лере Романовой
Лера, скорей в извращениях которые некоторые пишут, слеше, зоофилие, инцесте и прочем. не так давно даже один жанр изменили и теперь нельзя писать о сексуальных отношениях людей младше 16лет
[править] Блокировка Роскомнадзором
18 мая 2014 года сайт был заблокирован Роскомнадзором по причине наличия рассказа, описывающего половые отношения совершеннолетних с несовершеннолетними. В результате администрация сайта была вынуждена объединить в одну две категории работ, в которых описывались подобные отношения.
[править] Обновления и проблемы сайта
Осенью 2016 года Фикбук прошёл ещё одно обновление, в результате которого с главной страницы ресурса исчезли такие жанры, как «Джен», «Гет», «Слэш», «Фемслэш» и «Статья», превратившиеся в т.н. «направленности», которые авторам необходимо проставить перед публикацией своих произведений. Негативным последствием этого нововведения стали многочисленные ошибки в простановке направленностей, особенно направленности «Статья», в результате чего раздел, посвящённый публицистическим текстам о фэндомах и писательском искусстве, в значительной мере пополнился фанфиками, не имеющими к нему отношения. В помощь авторам было опубликовано специальное руководство «Как правильно выбрать направленность?» [4]
«Книга фанфиков»
Старый логотип сайта
Сайт, помогающий авторам фанфиков и читателям найти друг друга.
Новый логотип сайта
Первый фанфик был добавлен 23.06.2009
Содержание
Отзывы
Отзывы к работам могут оставлять и зарегистрированные, и незарегистрированные пользователи, однако автор при публикации текста может ограничить его комментирование, а также отключить оценки и «публичную бету».
«Публичная бета»
Даёт пользователям возможность указать автору на ошибку или опечатку, выделив её сочетанием клавиш.
Беты — пользователи, имеющие доступ к тексту (помимо автора и соавтора), ответственные за редактирование текста (основная статья).
Заявка — описание идеи, по которой пользователь хотел бы прочитать работу. При публикации текста у автора есть возможность указать заявку, которую он использовал при создании работы ( основная статья ).
Модераторы — пользователи, определяющие соответствие работы правилам сайта и критериям качества (основная статья).
Особые услуги — услуги, оказываемые пользователям за денежные средства или «монетки», заработанные деятельностью модератора ( основная статья ).
«Ждут критики» — раздел, в который автор может поместить свою работу, чтобы получить большее количество отзывов. Автор может бесплатно наградить подарком любой отзыв, полученный к работе, на данный момент находящейся в этом разделе. Относится к особым услугам.
Подарки — награда понравившемуся отзыву, работе или автору. Относится к особым услугам.
Авторы
На Книге Фанфиков зарегистрировано более 300,000 пользователей, из которых большая часть — читатели. Наполнением сайта занимаются авторы. Некоторые из зарегистрированных на Книге Фанфиков авторов:
Что такое фанфики и почему дети читают и пишут их
POV: ребёнок пишет фанфики. Что делать и как разобраться
Что такое фанфик
Слово фанфик произошло от кальки с английского fan fiction — «фанатская проза». По сути это выдуманная история про героев уже известного произведения: аниме, фильма, книги, сериала, игры. В основе некоторых фанфиков лежат оригинальные, нигде ранее не упоминавшиеся персонажи. Такие истории получили название «ориджинал»
Существуют также рассказы о реально существовавших или существующих людях. В сети можно встретить выдуманные истории про Леди Гагу, древнегреческих философов и даже Александра Пушкина.
Какие виды фанфиков существуют
Фанфики также делят по объёму: мини, миди, макси, драббл — короткий отрывок, описание сцены.
Любовные линии в фанфиках: как что называется
Многие фанатские истории фокусируются на любви между персонажами. Это называется пейринг — обозначение героев, которые участвуют в романтических отношениях, например Гарри и Гермиона. У некоторых классических пейрингов в рамках фандома появляются названия. Пару Драко Малфоя и Гарри Поттера традиционно называют Драрри.
Существуют истории, в которых романтика практически отсутствует, любовная линия не привлекает к себе слишком много внимания. Такие фанфики называются джен (general audience).
Ещё есть разделение на гет-фанфики — они фокусируются на любви персонажей разного пола, и слеш- и фемслеш-фанфики — они описывают однополые отношения.
Возрастные ограничения фанфиков
Фанфики и оригинал
Некоторые авторы фанфиков придерживаются канона — принципов оригинального произведения. Они дублируют характеры персонажей в своей истории, помещают героев в максимально вероятные для их вселенной события. Такие истории называются не-AU (не alternative universe, альтернативная вселенная).
Другие авторы вносят значительные изменения во внешность и поведение оригинальных персонажей. Они получили название AU (alternative universe) и OOC (out of character).
Где можно почитать фанфики
В России есть несколько крупных платформ для фанатских историй. Например, «Книга Фанфиков» (Ficbook) и Wattpad. Некоторые авторы создают для выдуманных историй собственные паблики или аккаунты в соцсетях.
Что делать, если ребёнок увлекается чем-то непонятным для родителя
Родителям свойственно беспокоиться за безопасность своих детей, это естественный природный механизм. Для начала узнайте больше о хобби ребёнка и оцените, насколько оно может объективно угрожать его жизни и здоровью.
Принятие увлечений ребёнка — это один из аспектов принятия его в целом.
Всё, к чему человек испытывает влечение, закрывает его определённую внутреннюю потребность. Писательство, например, можно считать одним из видов художественной психотерапии. Человек выплёскивает на бумагу множество своих чувств и переживаний. Так у него появляется больше шансов в них разобраться.
Подросткам особенно важна свобода самовыражения и личное пространство, поэтому лучшая тактика — дать пространство и возможность ребёнку выражать себя творческим способом.
Если у вас возникает мысль, что это хобби не принесёт пользы в будущем, и есть желание оградить ребёнка от этого, стоит задуматься: а всем ли вашим знакомым кажутся бесспорно привлекательными ваши собственные хобби? Будь то бильярд или разгадывание кроссвордов.
Что делать, если ребёнок пишет или читает фанфики и как с ним поговорить об этом
Искренность и уважение к увлечению ребёнка — лучший фон для подобного разговора. Можно начать беседу с вопросов вроде «В какой вселенной происходит действие? Кто главные герои, какие между ними отношения, чем они отличаются от канона?» И конечно же — «Почему тебе нравится писать об этом, какую идею ты хочешь донести?»
Спросите прямо, нужна ли помощь с публикациями. Например, материальная помощь для размещения материала в крупных пабликах, поиск информации, вычитка текста, обдумывание логичности сюжета. Делитесь с ребёнком своими эмоциями, если его работы вам искренне нравятся или вы видите прогресс в его писательских способностях.
Изображение на обложке: Lucas Sales / Dribbble
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
История возникновения фанфиков: от «Дон Кихота» до Гарри Поттера
Если мальчик-волшебник неожиданно стал аспирантом-ядерщиком закрытого советского НИИ, если ваш одиозный президент-миллиардер оказался зомби-роботом, если гений и филантроп купил ушанку в Гостином Дворе или ваш любимый 2×2 напился в стельку, и даже Первый канал склонился перед ним, чтобы развязать ему шнурки…
Поздравляю, возможно, вы попали в прекрасный, неукротимый и необъятный мир фанфикшна — фанатских произведений, использующих уже существующих героев и основанных на известных сюжетах. В родном английском это слово — fanfiction — слеплено из двух одинаково значимых частей: «фанатский» (fan) и «выдумка» (fiction).
Неискушенный зритель был вынужден осознать, что живет в одном мире с фанфиками (отдельными фанатскими произведениями) в период между 2011-м и 2015 годами: от выхода первой книги «50 оттенков серого» о БДСМ-неофитке Анастейше Стил и её Сером Господине до промо-кампании первого фильма о них же. В то славное время люди, прежде в глаза не видевшие фанфиков, передавали друг другу секрет Полишинеля: а вы знали, что эта книга — фанфик на «Сумерки»? Да, а что такое фанфик?
«Сейчас мы вам ответим», — сказали в New York Times и написали статью. И вот тогда все упали: оказывается, можно взять чужое произведение, переиначить его на свой лад, не прикрываясь никаким постмодерном, а потом взять и покорить с ним Голливуд. И чтобы Бейонсе написала тебе саундтрек. Да, и так тоже можно.
Но появился фанфикшн задолго до «Оттенков», Бейонсе, интернета и New York Times. Первый известный науке фанфик относится к Ренессансу – периоду, когда человек впервые сообразил, что можно делать что-то исключительно для удовольствия. Преданный фанат (или хейтер — литературоведы до сих пор спорят на этот счет) Мигеля Сервантеса, человек под псевдонимом Алонсо Фернандес де Авельянеда написал продолжение «Дон Кихота». Сервантес был возмущен, но продуктивен, и выпустил авторское продолжение, чтобы было где обозвать Авельянеду «тордесильясским писакой» с «окоченевшим умом».
Самовольные творцы продолжений изначально бесили всех, особенно sci-fi коммьюнити, которое расцвело в США в тридцатых годах XX века. Именно они в 1939 году придумали слово «fanfiction», чтобы описать ими тех, кто не способен придумывать собственные сюжеты и пишет вариации на тему уже существующих. Произносить это слово полагалось с тем же видом, что Малфой произносит заветное «грязнокровка», потому что настоящий научный фантаст пишет только «pro-fiction» с оригинальными сюжетами и героями, а фикрайтеры (писатели фанфиков) занимаются ерундой.
Однако именно благодаря изначально заниженным ожиданиям и отсутствию каких-либо требований к содержанию и форме фанфикшн оказался невероятно живуч: заняться им мог любой, и он куда лучше отражал фанатские настроения, нежели занудные «взрослые» обсуждения, отзывы и публичные чтения. Почти сразу фанфикшн превратился в культурное явление — его начали изучать. В 1944 году (в разгар Второй Мировой) в Лос-Анджелесе первый в мире историк фанфикшна Джон Бристоль Спир (кстати, юрист по профессии) опубликовал книгу «Up To Now» («Доныне»), посвященную творчеству фанатов научной фантастики в 30-е годы XX века.
Если pro-fiction выходил по-настоящему хорошим и интересным — он мигом обрастал фанфикшном. Но ещё где-то четверть века это никого не волновало: гиганты вроде Айзека Азимова не нуждались в фидбеке, а идея зарабатывать на мерче и прочих сопутствующих товарах ещё не пришла никому в голову.
А потом появился Джин Родденбери и создал первую по-настоящему великую франшизу по выдуманной вселенной — «Звёздный путь».
Успеху изначального проекта тогда способствовало… ну, примерно всё: планета бредила космосом, сериальный формат побеждал тяжеловесное кино, Америка находилась на экономическом подъёме, и почти в каждом домохозяйстве был цветной телевизор. Но ни идея, ни формат, ни удачно выбранный момент не смогли бы принести «Звёздному пути» столь ошеломительную славу, если бы не одна деталь: Родденбери умел слушать своих фанатов. И у него было много, очень много материала.
Фанфикшн, каким мы знаем его сейчас, появился в фанзинах (fanzines, фанатские издания). Первый фанзин был создан фанатками «Звёздного пути» Деврой Лэнгсам и Шерной Комерфорд ровно через год после выхода первой серии, в сентябре 1967 года. Он назывался «Spockanalia», содержал 90 страниц и был размножен на мимеографе (машина трафаретной печати для копирования произведений). Первый пуск фанзина состоял исключительно из фанатских историй, стихов и комментариев, но уже второй, вышедший в апреле 1968-го, был дополнен рубрикой от сценаристки «Пути» Д. С. Фонтаны, где она отвечала на вопросы и делилась инсайдерскими сведениями о загадочной фигуре Спока.
Сам Родденбери не только читал фанзины, но и называл их «необходимым чтением» для «каждого, кто принимает решения о политике своей телепрограммы». Сейчас, когда целые флотилии специально обученных людей и алгоритмов специально бороздят просторы интернета, чтобы изучить вкусы аудитории, эта рекомендация кажется довольно наивной. Но речь идет о 1968 годе: для сравнения, монстры маркетинга из Coca-Cola додумались спросить, чего по-настоящему хотят люди, только в 1985 году, лишь зафейлив кампанию New Coke и с позором продув Pepsi.
Кроме того, авторы по-разному реагировали и до сих пор реагируют на фанфики по своим произведениям. Например, Джоан Роулинг назвали «великодушной крёстной матерью фанфикшна нулевых» благодаря статье BBC, в которой она благословила своих фанатов развивать историю Гарри Поттера так, как лежит душа. Одному из фанатов, Норману Липперту, благодати Роулинг отсыпали щедрой ложкой: когда его фанатский приквел о Джеймсе, отце Гарри, был ошибочно принят за официальный, «разоблачен» и обруган в интернете, Роулинг поспешила уладить конфликт и отозвалась о работе Липперта «сердечно» и «воодушевляющее».
Автор «Сумерек» Стефани Майер также благосклонна к фанфикам, а вместе с ней ещё и Нил Гейман, Стивен Кинг, продюсер «Сверхъественного» Сэра Гэмбл и вдохновитель «Мстителей» Джосс Уидон. Последний и вовсе назвал фанфикшн мерилом своего творчества: «Я сам именно такой фанат. Я специально создаю шоу, которые могли бы заставить меня делать всё это».
Ненавистников фанфикшна среди популярных авторов тоже хватает. Например, Энн Райс и Дж. Р. Р. Мартин говорят что-то вроде: «Делайте с моими персонажами, что хотите, пока это не попадается мне на глаза». Автор «Игры Эндера» Орсон Скотт Кард и вовсе пообещал засудить каждого, кто попробует опубликовать своё фанатское произведение в интернете, однако спустя годы смягчился, и в 2012 году объявил конкурс фанфиков (а ещё, по слухам, сам когда-то писал фанфики по произведениям Азимова).
Как показывает практика, фанфикшн существует «для души» и денег не приносит, если вы, конечно, не Э. Л. Джеймс или ещё кто-то из пары-тройки удачливых писательниц (или не судитесь с ними, как, например, произошло в 2018 году). Даже если отвлечься от финансового вопроса, дело это неблагодарное. Фанфикшн в фанатском мире оказался тем самым забитым ребенком, который обедает возле мусорки, в отличие, например, от яркого и красивого косплея: многие считают его низкопробным развлечением для тех, кто не смог себя выразить в более «модном» фанатстве или «полноценной литературе». Почему?
Во-первых, у фанфикшна минимальный порог вхождения. Знать буквы, иметь текстовый редактор и уметь включать интернет — вот и все технические требования. Во-вторых, фанфикшн — это хобби. А значит и уровня от него ждут любительского. Поэтому писать — ещё куда ни шло, а вот читать, по слухам, совсем зашквар. И, в-третьих, фанфикшн доверху напичкан терминами и жаргонизмами, которые приходится учить в дополнение к матчасти, и вот этот пункт обычно добивает.
Поэтому прежде, чем рассказать, почему фанфикшн — это классно, я проведу небольшой ликбез по основным понятиям.
Часть фэндома, созданная автором, называется каноном. Все, что придумано самими фанатами, — это фанон. Причём он не универсален, а варьируется в представлении каждого отдельного фаната.
Фанфики бывают двух направленностей: джен (Gen, от General Audiences — обозначение из Системы рейтингов Американской Киноассоциации, обозначающее фильмы без ограничений по возрасту зрителя), где сексуальные отношения между героями упоминаются вскользь или не описываются вовсе, и все остальные, где им уделяется значительное место в повествовании. Последние, в свою очередь, делятся на три категории: гет (Het, от Heterosexual), где описываются отношения мужчин и женщин; слэш (от названия символа /, которым разделяются имена участвующих персонажей в описании фанфика) — об отношениях только мужчин; и фемслэш (слэш с приставкой fem, от Female — женский) — об отношениях только женщин. Два (реже — более) персонажа, состоящие в романтических и/или сексуальных отношениях, называются пейрингом.
Для сравнения, на Ao3, одном из двух самых популярных сайтов-сообществ фанфикшна, примерно 18% фанфиков имеют направленность джен, 24% — гет, 48% — слэш, 8% — фемслэш, и ещё 2% ушло на «другое», когда пейринг не ясен или пол персонажей не укладывается в парадигму м/ж. Отвечать на вопрос «Почему так?» я не буду: научные работы на эту тему пишут столько, сколько я на свете живу, и люди до сих пор не пришли к однозначному выводу. Просто смиритесь: слэш — самая популярная категория фанфикшна. Вспоминая известную красную футболку: Get over it.
Слов, обозначающих жанры и особенности фанфикшна, больше, чем персонажей в «Игре престолов», и, в отличие от последних, они абсолютно не убиваемы. Но, если опустить эти терминологические нюансы (или выучить — запоминаются они до абсурдного легко), фанфикшн — это самый демократичный вид творчества, потому что его не ограничивает буквально (подчеркните это слово дважды, нет, трижды!) ничего. Он технически прост, изначально не рассчитан на коммерческий успех и не интересен юристам. А значит им может заниматься кто угодно и фантазировать о чем угодно.
Американский культуролог Генри Дженкинс назвал фанфикшн «способом, которым культура исправляет вред, нанесённый системой, в которой современные мифы принадлежат корпорациям, а не народу». В действительности, один из самых распространённых мотивов написания фанфика — недовольство тем, как законный автор обошёлся с любимым персонажем или пейрингом. Например, после довольно спорной финальной серии «Сверхъестественного» сайт Ао3 просто взорвался от новых фанфиков по Дестиэлю (пейрингу Кастиэль/Дин Винчестер), примерно 320 против обычных 20-25 за сутки. Фанаты были недовольны случившимся и пытались это исправить единственным доступным им способом, написав свою версию.
Ещё один мотив написать фанфик — заполнить информационную пустоту, которую автор оставил, взяв «паузу». Это желание знакомо, например, фанатам сериала «Шерлок», последние серии которого вышли четыре года назад. Или отменить тот новый контент, который без спросу навыпускали наглые продюсеры — боль, которая ещё недавно съедала фанатов оригинальной саги «Звёздных войн».
Но иногда, наоборот, вселенная так хороша, что хочется развить её шире и добавить того, чего в оригинале и в помине нет: например, запустить роботов в «Мерлина», сделать Тони Старка капитаном «Чёрной жемчужины» или хуманизировать маленьких пони. Кстати, «нормализация» фэндома — штука популярная: написать человеком то, что изначально не человек, или перенести персонажей из их магическо-сакрального мира в обычный офис. Высший пилотаж Рунета — взять англоязычный фэндом и адаптировать под нашу действительность (поверьте, выходит классно).
Если у вас сложилось впечатление, что зона фанфикшна — это такие Асфоделевы поля, где бродят неприкаянные фикрайтеры и читатели, периодически по чистой случайности сталкиваясь друг с другом, мне нужно разбавить эту вашу пасторальную картину.
Однако для начала я предложу вам переварить уже прочитанное. В конце концов, не каждый день узнаешь, что выдумывать новую жизнь уже существующим персонажам — никакое это не ноу-хау российских школьниц или американских домохозяек, а вполне себе пласт культуры, в который охотно вгрызаются продюсеры и учёные. А через месяц вы узнаете, кто и как пишет фанфики, где их можно встретить и почему они гораздо ближе, чем кажутся.
Фанфики: история, терминология и проблемы
Краткая история фанфикшена
Принято считать, что фанфик — явление новое, порождённое бурной фантазией современных фанатов. Но на деле всё обстоит не совсем так. В любые времена, стоило появиться интересному произведению, читатели начинали задаваться вопросом «а что, если?» и принимались строчить свои варианты продолжения. Поступали так, конечно, не все, а только те, кто обладал необходимыми навыками (например, умел писать).
Зачатки фанфиков появились не просто в доинтернетовскую эпоху, а ни много ни мало у древних греков. Особенно «досталось» героям Гомера, в которых древнегреческие драматурги постоянно вдыхали вторую жизнь. Например, герой «Илиады» Ахилл засветился в драмах Софокла, трагедиях Эсхила, Еврипида, Аристарха Тегейского, Иофонта, Астидаманта Младшего, Диогена, Каркина Младшего, Клеофонта, Еварета и Ливия Андроника. Cписок внушительный — а ведь это всё только про одного персонажа!
Если кто-то наивно полагает, что нарушение авторских прав и плагиат — бич одной лишь современной литературы, ему стоит пересмотреть свои взгляды. Воровство процветало в любые времена. Случались весьма неприятные ситуации, как, например, с продолжением «Дон Кихота». Пока Сервантес спокойно писал вторую часть романа, в 1614 году вышел поддельный сиквел, «Лже-Кихот», который предположительно написал монах Луис де Алиага, духовник короля Филиппа III.
Было, конечно, и множество фанфиков, не выдававших себя за продолжение оригинала. К примеру, когда Артур Конан Дойл отказался продолжать серию про Шерлока Холмса, фанаты принялись создавать новые рассказы. Чтобы не навлечь на себя гнев автора, нужно было лишь отказаться от всех прав на персонажей. С тех пор повелось одно из главных правил публикации фанфиков — отказ от претензии на обладание правами на героев и мир.
Настоящая мания на фанфики наступила в шестидесятые, после выхода сериала «Звёздный путь». Ещё когда сериал снимали, фанаты заваливали студию письмами, правками, требованиями изменений в сюжете. Когда же «Звёздный путь» закрыли, фанфики долгие годы были единственным способом оставаться рядом с любимыми героями. «Наша цель — смело идти туда, где не ступала нога фаната», — сказали «трекки» и принялись воплощать свои идеи в жизнь.
Мир «Звёздного пути» предоставляет любителям научной фантастики огромный простор для творчества. У каждой цивилизации — своя культура и история, каждый герой обладает исключительным характером и биографией, есть даже технические характеристики звездолётов и рецепты традиционных клингонских блюд. Однажды притронувшись к клавиатуре, трудно остановиться. По мотивам «Звёздного пути» написано более трёхсот романов, много рассказов, стихов и, конечно, фанфиков. Фикотеки «Звёздного пути» ломятся от невероятного количества работ на любой вкус — от каноничных до кроссоверов, от совсем детских и наивных до смелых и неожиданных.
Гарри Поттер: король фанфикшена
Никто так не разгулялся на поприще фанфиков, как фанаты Гарри Поттера. Чего только не встретишь в работах поттероманов: тут и злобный Гарри Поттер, достающий несчастного Малфоя, и Гермиона, пытающаяся совратить профессора зельеварения. Есть и альтернативные истории о том, «как всё было на самом деле», и продолжения, игнорирующие события седьмой книги, и истории про детей главных героев. В фанфиках можно встретить чудесным образом оживших Фреда Уизли, Северуса Снейпа и интригана Дамблдора.
Популярностью пользуются и герои, чьим историям Роулинг уделила не слишком много внимания. Одно время был очень популярен фанфик «Цвет надежды», написанный Натальей Способиной (Ledi Fiona), где раскрывались характеры Нарциссы Малфой, Сириуса Блэка и других второстепенных героев. Существуют и работы, которые открывают нам историю «с обратной» стороны, от лица злодеев. Особенно популярен Драко Малфой, который предстаёт не гадёнышем, как в книгах, а благородным и печальным антигероем, вынужденным ради своей семьи идти на сделку с совестью.
В энциклопедии TV Tropes это «отбеливание злодеев» прозвали «Драко в кожаных штанах». Теперь вы знаете, что под этой мантией
Среди всей этой мишуры надо отметить один особенно удачный фанфик, который превратился в самостоятельный феномен. Это порождённый фантазией Элиезера Юдковского «Гарри Поттер и методы рационального мышления». Этот текст тоже апокрифический, но отличается от историй про «Драко в кожаных штанах» так же, как сам Юдковский отличается от одиноких старшеклассниц. Автор фанфика — специалист по искусственному интеллекту, который занимается проблемами технологической сингулярности.
В этой альтернативной реальности Петуния, тётя Гарри, вышла не за болвана Вернона Дурсля, а за начитанного и мудрого университетского профессора, который воспитал приёмного сына как родного. Так что характер главного героя изменился до неузнаваемости. Это уже не тот Поттер, что жил в чулане под лестницей. Юный Гарри был окружён научной литературой и фантастикой, хорошими преподавателями, часто беседовал с отчимом, а к одиннадцати годам разбирался в квантовой механике и теории вероятности.
«Методы рационального мышления»: фан-арт от Dinosaurus Gede
Неудивительно, что распределяющая шляпа отправила его в Когтевран, куда попала и Гермиона. А место Рона в жизни Поттера занял Драко Малфой. Правда, дружба у них необычная — не в том смысле, в каком подумали пошляки. Молодые люди постоянно соперничают, бросая друг другу вызовы. Наблюдать за боями Гарри и Драко на интеллектуальном фронте очень интересно.
Да и вообще следить за тем, как умный и расчётливый герой постигает мир магии, сплошное удовольствие. Маленький Гарри рассказывает о фундаментальной ошибке атрибуции, вычисляет курс волшебной валюты и смотрит на окружающие его чудеса, постоянно прикидывая, как их можно использовать. Этот фанфик — настоящее пособие по социальной психологии, логическому мышлению и рационализму.
Фанфикшен в России
В СССР и Россию фанфикшен пришёл в конце 1980-х, когда начала массово издаваться переводная фантастика. Редкие примеры встречались и до этого. Например, творец «Хоттабыча» Лазарь Лагин написал повесть «Майор Велл Эндью» как альтернативный взгляд на «Войну миров» Уэллса — глазами не храбреца-журналиста, а труса и предателя. Да и цикл об Изумрудном городе Волкова можно назвать своеобразным фанфиком по «Стране Оз» Баума.
Но всё это были игры больших писателей. А после перестройки фанфики хлынули рекой и даже попали в печать. Авторские права в России ещё долго действовали по советским законам, поэтому, например, фанфики по Толкину не просто издавались, а издавались толстенными томами и большими тиражами.
Подробнее о толкиновских апокрифах
Продолжения Толкина. Ник Перумов, Ниэнна и другие
Больше чем фанфики: «Кольцо тьмы», «Чёрная книга Арды» и многое другое.
Интересно, что большинство авторов писали по Толкину произведения апокрифические, спорящие с первоисточником, утверждающие: «Профессор не прав!» Это и «Чёрная книга Арды» Васильевой и Некрасовой, и «Последний кольценосец» Кирилла Еськова, и «Человек с железного острова» Алексея Свиридова, и даже в какой-то мере «По ту сторону рассвета» Ольги Чигиринской, которая попыталась примирить версии Толкина и ЧКА. Так что Ник Перумов, написавший «обычное» продолжение, был своего рода исключением. В «Кольце Тьмы» он тоже кое в чём спорил с Толкином, но хотя бы не объявлял, что «не так всё было!».
Перумов — самый известный в России пример того, как автор, начавший с фанфика, может стать профессиональным писателем, создающим собственные миры. Однако были и такие авторы, которые не только начинали с работ по чужим вселенным, но и продолжали их издавать в течение многих лет. Например, Сергей Сухинов издал более двух десятков (!) книг, вольно продолжающих «Волшебника Изумрудного города» (да, бывают фанфики по фанфикам!), и полтора десятка продолжений космооперы Эдмонда Гамильтона «Звёздный волк».
В 2010-е годы с авторскими правами стало построже, и теперь вольные продолжения и апокрифы уже не могли с такой лёгкостью появляться в печати. К тому времени им на смену уже пришли отечественные многоавторские проекты вроде «Времени учеников» по Стругацким и «Миров Ника Перумова». Но всё это — работы профессиональных писателей. А «чистые» фанфики ушли в интернет, на сайты вроде «Самиздата» и «Фикбука».
Писатели против фикрайтеров
Авторское право — больной вопрос для авторов фанфиков. В теории любые фанфики, кроме разве что пародийных, нарушают копирайт. На практике же всё зависит от того, как авторы оригинала воспринимают фанатское творчество. Некоторые относятся к нему снисходительно. Джоан Роулинг даже разместила на своём сайте рекомендации для авторов фанфиков. Среди российских писателей такое отношение особенно распространено. В защиту фанфиков высказывался Сергей Лукьяненко, а Ник Перумов, сам начинавший, по сути, как фикрайтер, даже организовал с авторами фанфиков по его книгам собственный литературный проект.
Есть и авторы, которые не одобряют фанфики, — например, Джордж Мартин и создатели сериала «Вавилон-5». Позиция Мартина довольно неплохо обоснована: чтобы аргументировать её, он рассказал в своём блоге несколько историй о том, как фанфики вредили писателям.
Одна из таких историй повествует о Мэрион Зиммер Брэдли, писательнице, которая разрешала создание фанфиков по своей серии Darkover («Дарковер»). Она иногда даже общалась с авторами, оставляла рецензии и комментарии. И всё было прекрасно, пока однажды она не наткнулась на фанфик, в основе которого лежала идея, похожая на ту, что автор собиралась использовать в своём новом романе. Писательница связалась с фанфикером, попросив удалить работу из Сети, даже предложила некоторую плату и упоминание в романе. Но получила не просто отказ, а пожелание признать фанфикера соавтором книги или разделить гонорар. Мэрион предпочла похоронить роман, а вместе с ним и свою любовь к фанатскому творчеству.
Фанфик в маске
Фанфикшен вечно вызывает вопрос, где граница между искусством и воровством. Основным аргументом в защиту фанфикшена всегда было то, что работы фанатов носят некоммерческий характер. Для фикрайтера самая ценная награда — признание читателей. Мало кто хочет навредить любимому автору. С морально-этической точки зрения, пожалуй, было бы правильно оставлять фанфики в кругу самих фанатов. Но единого мнения по этому поводу нет. И для тех, кто хочет нажиться на чужих творениях, в законе полно лазеек.
Конечно, чаще всего фикрайтер не может продавать свои произведения. Редкое исключение составляют фанфики по очень старым книгам, авторы которых давно умерли. В остальных случаях имена, названия и детали вселенной защищены авторским правом. Однако сами-то тексты принадлежат их авторам! Поэтому не редкость, когда фанфики переделывают в оригинальные произведения путём лёгкой смены антуража.
Самый известный (причём скандально известный) тому пример — эротический роман Э. Л. Джеймс «50 оттенков серого». Он был изначально написан как фанфик по «Сумеркам» Стефани Майер, а потом переработан в самостоятельное, реалистическое (с натяжкой, конечно) произведение, по которому даже сняли фильм.
И чьё-то подсознание вырвалось на экран
Превращение фанфиков в оригинальные произведения практикуется и в России. К примеру, в 2011 году издательство «Эксмо» выпустило фанфик Сергея Кима «Чужая жизнь», написанный по аниме «Евангелион». Несмотря на переделку, узнать первоисточник не составляет труда. Даже имена героев созвучны оригинальным: Аска — Акира, Рей — Рин, Мисато — Мэнэми, Синдзи — Синтаро. Изначальную версию фанфика до сих пор можно найти на сайте «Самиздат».
Терминология фанфиков
В наши дни для публикации фанфиков существуют крупные сайты. На них уже много лет действуют чёткие правила оформления. Терминология, которая при этом используется, непосвящённым может показаться абракадаброй. В ней множество слов, которые не встретишь больше нигде.
Каждую работу предваряет шапка, в которой даётся краткое описание фанфика, его размер, жанр и особенности сюжета. Не забывают помещать в шапку и дисклеймер, то есть заявление, что все права на героев, мир и прочую атрибутику принадлежат создателю оригинала, а автор этой работы — просто фанат со своим взглядом на сюжет, который он никому не навязывает. Ну, разве что немножко.
Автора фанфика называют фикрайтером. Есть обозначения и для людей, помогающих автору. Разобраться с запятыми и грамотностью помогают бета-ридеры, или беты, а корректировкой сценария занимаются гаммы. Их имена тоже принято указывать в шапке. Помимо прочего, в шапку добавляют предупреждения (варнинги), пометки, посвящения и благодарности. Иногда ставится графа «персонажи», где автор перечисляет всех героев своей истории. Часто пишется саммари — краткое описание сюжета, аннотация фанфика.
Есть особые термины для произведений разных размеров. К счастью, очень простые: макси, миди и мини. И есть ещё драббл — это даже меньше, чем мини, отрывок, коротенькая сценка, часто с неожиданным финалом.
Ещё один критерий разделения — соответствие реалиям оригинала. Если расхождения велики, это AU (Alternative Universe), или апокриф. То же касается и характеров персонажей: если автор не придерживается канона, то фанфик помечается ООС (Out Of Character). Это тот случай, когда Гарри Поттер вдруг пытается захватить мир, а Волан-де-Морт сражается на стороне добра и встречается с Гермионой. Те же, кто вводит в сюжет фанфика собственных персонажей, помечают его как ОС (Original Character). А если в работе задействованы герои другой вселенной или отсылки на неё, это называется кроссовер.
Поскольку фанфики зачастую посвящены любовным историям, есть и термины для разных видов пейрингов — то есть влюблённых пар. Обычно выделяют категории джен, гет, слэш и фемслэш. Пометка джен (от General Audience — любая аудитория) говорит о том, что любовной линии нет вообще или она малозначима. Гет, от слова «гетеросексуальный», означает, что в основе истории — любовь разнополых персонажей. Если же любовь гомосексуальная, это слэш (между мужчинами) или фемслэш (между девушками). Термин «слэш» появился благодаря привычке авторов разделять имена персонажей в шапке косой чертой — например, «Гарри/Драко».
Нет, помогите нам развидеть это!
Наконец, PWP — это фанфики, где упор делается не на сюжет, а на описание откровенных сексуальных сцен. Это расшифровывается как «порнография без сюжета» (Porn Without Plot) или — в шутку — «Сюжет? Какой сюжет?» (Plot? What plot?).
Мэри Сью
Классификация и правила публикации появились после того, как некоторые авторы поразили читателей мощью своего воображения. Не секрет, что на каждый хороший фанфик приходится целая тонна графомании. Самый распространённый недостаток фанфиков проявился ещё во времена «Звёздного пути».
Уже тогда авторы пропихивали в свои истории персонажей, подозрительно похожих на них самих. Только, в отличие от авторов, герои (а чаще героини) обладали божественной красотой и невероятными способностями, они были умней, остроумней, добрей и круче всех остальных персонажей вместе взятых. И, разумеется, красивей: все как на подбор шикарные, с невероятно глубокими глазами, в которых можно тонуть и тонуть, грудью минимум третьего размера и ногами от ушей.
Арт из «Энциклопедии Мэри Сью», составленной сообществом Fantasy Proda
Такие герои очень быстро стали штампом, который начали пародировать. Самой известной пародией стал мини-фанфик A Trekkie’s Tale («История трекки»), написанный в 1974 году Полой Смит по вселенной «Звёздного пути». По сюжету на звездолёте «Энтерпрайз» появляется прекрасная розовоглазая (!) блондинка по имени Мэри Сью. Ей всего пятнадцать лет, но она уже лейтенант Звёздного флота, и весь экипаж восхищён её красотой, умом и талантом. Очарованный девушкой капитан Кирк признаётся ей в любви и хочет затащить её в постель, но Мэри Сью отказывается, потому что она «не такая».
Остальные члены команды на фоне Мэри выглядят глупыми школьниками. Когда на корабль нападают враги, главные герои попадают в плен, но Мэри Сью всех спасает, взламывая замок заколкой для волос. Потом команда подхватывает вирус и не может управлять кораблём. Но Мэри справляется и с этим. Одной рукой она получает Нобелевскую премию мира, вулканский Орден Мужества и тральфамадорианский Орден Крутых Парней, а другой управляет «Энтерпрайзом», пока Кирк, Спок и компания отлёживаются в госпитале. В финале даже несравненная Мэри Сью не справляется с болезнью и драматически умирает под рыдания всего экипажа, который запомнит Мэри навсегда.
Стрип про изначальную Мэри Сью от Сomical Сlare
Так с лёгкой руки остроумной Полы Смит у невыносимо идеальных героинь появилось имя — Мэри Сью. Но насмешки и пародии не остановили победоносное шествие Мэри. Она под разными именами кочует из фанфика в фанфик, распространяя ауру крутости и непобедимости, влюбляя в себя остальных героев и спасая мир, а если и умирая, то только героически.
Мужской аналог Мэри Сью получил прозвище Марти Сью. Обычно это накачанный красавец с красивой, но печальной историей, большим состоянием и непомерной силой. Как и положено самому красивому, умному и брутальному герою, он всех побеждает и очаровывает, а затем повторяет историю Мэри.
Пройдя путь от гомеровского эпоса до аниме и эротических романов, фанфикшен продолжает существовать и находит свою аудиторию. И хотя по своей природе это продукт вторичный, популярность жанра от этого никогда сильно не страдала. Ведь он делает нас ближе к любимым героям, позволяя исполниться самым смелым фантазиям. А некоторые из фанфиков настолько хороши, что даже делают честь оригиналу.