в каком году появился этикет
territory4u@gmail.com
История этикета
Основная информация об этикете
Слово «этикет» происходит от французского etiquette. Первоначально так называли появившиеся во второй половине XVII века карточки с написанными на них правилами того, как нужно вести себя при королевском дворе. Впоследствии данное слово стало использоваться и в более широком значении –«церемониал, установленный порядок поведения». В наши дни этикетом принято называть правила, предписывающие, как человек должен выглядеть и действовать в различных ситуациях, в обществе других людей. Эти нормы непосредственно связаны с такими понятиями, как порядочность и благовоспитанность. Отнюдь не следует думать, что хорошие манеры необходимы только в высшем обществе, а обычным людям их понимание недоступно и, в общем-то, необязательно. Воспитанными и вежливыми не рождаются, а становятся. Этому нужно учиться, и знание правил хорошего тона ничуть не менее важно, чем умение читать и писать, владение таблицей умножения. Но если неграмотного человека в наши дни можно встретить достаточно редко, то людей, не знающих или не соблюдающих элементарных правил культурного поведения в обществе, к сожалению, значительно больше.
Вряд ли найдется кто-то, кому совершенно безразлично, как его воспринимают окружающие и что они о нем думают. А ведь производимое на других впечатление зависит в первую очередь от того, как выглядит и ведет себя человек. Избежать неловких и нелепых ситуаций, конфликтов и раздражения в общении с другими помогает в первую очередь знание этикета. Его правила являются в определенной степени результатом развития этики – науки, исследующей нормы поведения, а также вырабатывающей критерии того, насколько оправданными и уместными являются те или иные действия человека в определенной ситуации. Современный этикет достаточно демократичен и универсален и базируется, прежде всего, на целесообразности и доступности. Поэтому человек, твердо усвоивший основные правила вежливого поведения, практически всегда сумеет сориентироваться и, разобравшись в сложившейся ситуации, повести себя согласно обстоятельствам.
Виды этикета
Очевидно, что существует огромное множество жизненных ситуаций, каждая из которых представляет собой определенный набор условий, при которых люди взаимодействуют друг с другом и между ними происходит общение. Естественно, каждая из этих ситуаций предполагает определенный тип поведения тех, кто в ней участвует. Поэтому правила этикета, постепенно формировавшиеся в течение долгого времени, не могут быть едиными, пригодными для любых случаев и действующими всегда и везде. По мере развития этикет постоянно изменялся, и в настоящее время обычно выделяют такие его виды, как повседневный, деловой, воинский, дипломатический и придворный или дворцовый. Разница между ними состоит не только и не столько в том, какие правила включает в себя тот или иной раздел этикета. Они во многом совпадают, поскольку основаны в первую очередь на вежливом и уважительном отношении людей друг к другу. Однако несоблюдение норм поведения в определенных ситуациях, например при общении на официальном, дипломатическом уровне, может повлечь за собой весьма тяжелые последствия вплоть до конфликта между двумя странами. Но это отнюдь не значит, что в быту соблюдать устоявшиеся правила поведения менее важно.
Повседневный этикет представляет собой единство норм, традиций и обычаев, которые необходимо соблюдать в ежедневном бытовом общении: в семье, в гостях, на улице, в общественном транспорте, в магазине и так далее. То есть, в тех ситуациях, с которыми каждый из нас сталкивается чаще всего. В руководствах по этикету именно этому его виду, как правило, уделяется наибольшее внимание. Ведь воспитанность человека проявляется, прежде всего, в том, как он ведет себя по отношению к своим близким, друзьям и знакомым, в общественных местах.
Деловой этикет предписывает, как нужно вести себя на работе, в контактах, касающихся ведения бизнеса, при встречах с партнерами и так далее. Причем несоблюдение принятых норм может значительно повредить имиджу человека, его карьере и успеху в делах. Во многих странах этот вид этикета имеет очень давнюю историю и основывается на давно устоявшихся традициях, относящихся, например, к организации встреч на официальном уровне, ведению переговоров, участию в деловых приемах. В России же традиции свободного предпринимательства и ведения бизнеса лишь совсем недавно возродились после их фактического отсутствия в советское время, в условиях плановой экономики. По сути дела они формируются заново, ведь существовавшие в дореволюционной России нормы делового общения в наши дни уже несколько устарели и не всегда пригодны. Именно поэтому, учитывая также современную тенденцию глобализации экономики и формирования единого мирового рынка, многие бизнесмены в нашей стране все чаще и чаще обращаются к международному деловому этикету. Ведь незнание или нарушение его правил может существенно повредить успеху бизнеса, в котором также участвуют зарубежные партнеры.
Воинский этикет представляет собой совокупность общепринятых правил общения военных друг с другом и с гражданскими лицами, предписывающих, как нужно выглядеть и вести себя при этом. Однако соблюдение этих правил важно и вне службы. Особенность воинского этикета в том, что его основами являются субординация, дисциплина и исполнительность. Причем военнослужащий должен уважительно относиться не только к старшим, но и к равным и младшим по званию.
Придворный и дипломатический этикет имеют между собой много общего, ведь исторически сложилось так, что второй сформировался на основе первого. Правила придворного или, как его еще называют, дворцового этикета строго регламентируют поведение при дворе монарха, причем важную роль здесь играют национальные традиции и особенности культуры страны. В свою очередь, дипломатический протокол принят на международном уровне и содержит правила проведения встреч государственных лиц, официальных приемов, переговоров и так далее. В отличие от трех ранее упомянутых видов этикета – повседневного, делового и воинского – знание тонкостей дипломатического и придворного общения имеет значение для сравнительно небольшого количества людей, сталкивающихся с этими ситуациями.
Существует также этикет поведения в высшей школе. Так, например, преподаватель и другие должностные лица обращаются к студентам «на Вы»; преподаватель заходит в аудиторию и здоровается со студентами, а те в знак приветствия молча встают; перед лекцией, как студенты, так и преподаватели отключают сотовые телефоны. При встрече профессорско-преподавательского состава первым здоровается младший по ученой степени или званию, а также мужчина с женщиной, но первыми подают руку для рукопожатия старший по ученой степени или женщина, и т.п. При прочих равных условиях первым здоровается тот, кто лучше воспитан.
История этикета
Европа. Можно с уверенностью утверждать, что вопросы нравственности, воспитанности и приличного поведения волнуют человечество уже на протяжении многих тысяч лет. Первые правила того, что мы сегодня называем этикетом, зародились, видимо, еще до появления письменности и были зафиксированы в древнейших текстах в уже сформированном виде. Литературные памятники древнего Египта, Индии и Междуречья, созданные за много веков до нашей эры, содержат наставления, касающиеся того, каким должен быть человек, и как ему надлежит вести себя в общении с окружающими. В трудах античных философов и поэтов часто поднимались вопросы воспитания и нравственности, вежливого и уважительного отношения к людям. Об этом писали Гомер, Платон, Аристотель, Овидий и многие другие выдающиеся люди той эпохи. Поэтому можно сказать, что основы этикета, являющегося частью европейской культуры, начали формироваться именно тогда.
С наступлением Средних веков многое было утеряно и забыто. Невежество и грубость нравов господствовали почти повсеместно, а «право сильного» долгое время оставалось лучшим аргументом в общении. Однако даже тогда находились люди, стремившиеся напомнить современникам о нравственности, необходимости вести себя, как подобает человеку, а не зверю. В первую очередь это были лица духовного сословия, которые, опираясь на непререкаемый авторитет церкви и Священного писания, в своих проповедях и трактатах призывали к доброте, скромности, человечности. С развитием общественной жизни и международных контактов появилась необходимость составления руководств по поведению. Первое из них, дошедшее до наших дней, принадлежит перу испанца Петруса Альфонса. Этот труд, появившийся в 1204 году, носил название «Дисциплина клерикалис» и адресовался духовным лицам. Однако страной, которая по праву может считаться родиной этикета, является все же Италия. Там внимание изящным манерам, правилам хорошего тона и поведения в обществе стало уделяться значительно раньше, чем в Англии, Франции или Германии, где вплоть до XV – XVI веков царили нравы, которые нельзя назвать иначе как варварскими. В Италии Эпохи Возрождения произошел возврат к наследию античности и его духовным ценностям, в том числе и нормам поведения. Первые руководства по этикету предназначались для придворных и аристократии, и поэтому хорошие манеры, учтивость и вежливость довольно долго оставались принадлежностью высших слоев общества. Так, при короле Франции Людовике XIV, любившем пышные торжества и роскошные банкеты, всем приглашенным на приемы во дворце раздавали небольшие карточки, на которых были указаны основные правила поведения в этой обстановке. Именно благодаря подобным мерам постепенно сложились предпосылки для появления в XVII – XVIII веках придворного этикета, многие правила из которого впоследствии перешли в современный дипломатический протокол.
С наступлением Эпохи Просвещения этикет перестал быть достоянием избранных. Стали появляться и расходиться большими тиражами книги о культурном поведении в обществе. Хорошие манеры уже не были отличительным признаком аристократии, а начали цениться и в других слоях общества. И если требования придворного этикета со временем становились все более сложными и запутанными, то в средних слоях общества зародилось стремление к демократизации норм поведения, подчинения их актуальным жизненным требованиям и целесообразности. Именно эта тенденция и по сей день играет немаловажную роль в формировании норм этикета, принятых в странах современной Европы.
Россия. История этикета в нашей стране уходит своими корнями в глубокую древность. Будучи в культурном отношении преемницей Византийской империи, Русь позаимствовала немало ценного из традиций и обычаев владык Константинополя, чей двор всегда отличался пышностью ритуалов и особой изысканностью манер. Как известно, важную роль в становлении русской культуры, в том числе и культуры поведения, сыграло принятие в X веке христианства. Богатейшее духовное наследие православия оказало огромное влияние на формирование норм нравственности.
В этой связи нельзя не вспомнить имя Иоанна Златоуста, константинопольского епископа, жившего еще в IV веке. В его «Беседах на Евангелие. » можно найти немало вполне практических рекомендаций о том, как нужно вести себя в различных жизненных ситуациях. Лучшими человеческими качествами Златоуст считал доброту, скромность, терпимость и стремление к самосовершенствованию, причем их важность несомненна и в наше время. В трудах Иоанна Златоуста и других православных мыслителей почерпнули для себя немало важного и Ярослав Мудрый, и Владимир Мономах – умнейшие и образованнейшие люди Древней Руси, всегда отличавшиеся учтивостью и вежливостью в обращении, подавая этим пример другим. Следует упомянуть и о том, что в те времена грамотных в славянских землях было в сотни раз больше, чем в Европе, причем среди них были и женщины, наравне с мужчинами участвовавшие в общественной и культурной жизни.
К сожалению, последовавшие за этим несколько веков татарского ига и феодальной раздробленности привели к упадку нравов и духовной жизни в целом. Она стала возрождаться лишь в XVI – XVII веках, когда с распространением книгопечатания стали появляться первые пособия, так или иначе касавшиеся вопросов этикета. К таковым можно отнести, например, «Домострой», в котором изложены также и правила того, как человек должен вести себя в повседневной жизни. Конечно, эти наставления содержат много патриархального, того, что кажется нам сегодня грубым и неприемлемым, особенно в вопросах семейных отношений. Однако эта книга все же сыграла очень важную роль в становлении культуры поведения в России.
Приблизить нравы и обычаи общества к европейским попытался в начале XVIII века Петр I, немало попутешествовавший и повидавший. Именно поэтому он безжалостно боролся с любыми проявлениями «азиатчины», насаждая западные традиции, порой даже насильственными методами. Именно при Петре Великом, в 1717 году вышла в свет книга о хороших манерах под названием «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению». Этот труд был адресован в первую очередь молодежи и в доступной форме рассказывал о правилах поведения в обществе. Воспитанному дворянину полагалось, например, быть всегда вежливым и учтивым, знать иностранные языки, уметь красноречиво говорить, с почтением относиться к старшим и так далее.
В дальнейшем этикет в России претерпевал различные изменения, постепенно приближаясь к своему современному состоянию. На его развитие существенно повлияли социальные потрясения начала XX века: две революции, Первая Мировая и Гражданская войны. После 1917 года был период, когда этикет считался «выдумкой буржуазии», бессмысленным нагромождением нелепых правил, только осложняющих жизнь и поэтому совершенно ненужных. Последствия этого культурного регресса отчасти ощутимы и сегодня. Именно поэтому можно сказать, что в настоящий момент правила этикета в России в очередной раз обновляются и претерпевают изменения. Однако это не касается основ культурного поведения в обществе, ведь вежливость не может устареть. А самый главный принцип, известный как «золотое правило нравственности», так же, как и много столетий назад гласит: «Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».
Беседа на тему «Из истории этикета»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Беседа на тему: «Из истории этикета»
Цель: формировать представление о том, что такое этикет и необходимость жить по правилам этикета.
Обычай рукопожатия имеет более древнюю историю. Человек протягивал невооруженную ладонь с вытянутыми пальцами правой руки в знак отсутствия враждебных намерений. До наших дней сохранилась традиция, согласно которой младший по возрасту или положению никогда не протягивает руку первым, так
как ее могут просто не принять.
Этикет в Египте
Случаи из истории, когда стремление соблюсти этикет могло стоить людям жизни.
Испанский король Филипп III во имя этикета пожертвовал своей жизнью. Сидя у камина, в котором слишком сильно разгорелся огонь, король не позволил никому из придворных поставить заслонку и не отодвинулся сам. Придворный, который должен был следить за огнем в камине, отсутствовал. Король решил не двигаться с места, хотя пламя уже обжигало его лицо, и загорелись кружева на его одежде. Получив сильные ожоги, он умер через несколько дней.
А при испанском дворе Филиппа II королева однажды упала с коня, застряв ногой в стремени. Конь поволок королеву за собой, но никто не рискнул помочь ей, чтобы не оскорбить ее величество прикосновением к ее ноге. Когда двое придворных все же решились спасти полумертвую королеву, то они поспешили немедленно скрыться от гнева короля за грубое нарушение правил этикета.
Развитие этикета в России
История этикета в далёком королевстве
Контакт – прикосновение к человеку. Это может быть 5 уроков за одной партой с товарищем, минутный разговор в перемену, взгляд, которым обменялся ты с учителем. И всякий раз настроение, самочувствие, работоспособность людей во многом зависят от того, приветливы ли они были, доброжелательны или раздражительны и грубы, нашли ли правильную линию поведения. Это очень важно – найти правильную линию поведения. Ведь люди все разные.
Этот Джованнино в своих путешествиях попал однажды в страну соломенных людей. Они вспыхивали не только от огня, но даже от горячего слова. Жители страны восковых людей были мягки, податливы, со всем соглашались.
А Стеклянные люди отличались такой хрупкостью, что могли погибнуть от неосторожного прикосновения.
Мы прекрасно понимаем иносказательный смысл сказки. Не надо путешествовать, чтобы встретить подобных людей. У каждого из нас есть знакомые, которые могут вспыхнуть, вспылить от одного слова, есть товарищи, которые во всём соглашаются с вами или, наоборот, всегда готовы спорить. Мы встречались с людьми, обижающимися из-за пустяков, с ребятами самодовольными и хвастливыми.
Среди наших друзей, наверное, есть спокойные, уравновешенные и нетерпеливые, несдержанные. Мы общаемся, учимся и играем вместе, требуем и просим, ссоримся и миримся.
Разобраться во всём этом не так–то просто. Попробуем в этом вместе разобраться.
Индейцы из племени маори для приветствия должны прикоснуться друг к другу носами.
Сейчас мы немного поиграем. Я буду задавать вопросы, а вы постараетесь правильно на них ответить.
1. Кто должен здороваться первым : стоящий или проходящий?
(Первым здоровается проходящий).
4. Кто кого должен пропустить : тот, кто входит в магазин, или тот, кто выходит?
(Надо пропустить того, кто выходит из магазина).
5. Если вы опоздали в кино или театр, нужно ли искать своё место?
(Необходимо сесть на ближайшее свободное место).
6. Как быть с мороженым в театре или кинотеатре, если ты не успел его съесть, а звонок уже зовёт в зрительный зал?
(Выбросить в урну).
8. Если при разговоре по телефону прервалась связь, кто должен перезвонить?
(Позвонивший).
9. Вы получили в подарок коробку конфет, что вы с ней будете делать?
(Полученные в подарок фрукты, шоколад, конфеты, торт предлагаются всем).
10. Как надо есть хлеб?
(Хлеб берут руками и кладут на салфетку или специальную тарелочку, едят, отламывая маленькими кусочками).
11. У вас на тарелке виноград, яблоко, апельсин. Как их надо есть?
(Виноград едят по ягодке. Яблоко желательно очистить от кожуры ножом для фруктов, разрезать на дольки, вырезать сердцевину, есть маленькими кусочками. Апельсин разрезают дольками или колечками, разрезав их в свою очередь пополам).
13. С какой стороны обходят прохожих?
(Идущих впереди обходят слева, а идущих навстречу – справа).
1. Уважай и думай о других. Ты не лучше всех.
2. В общении со всеми употребляйте вежливые слова и улыбайтесь.
3. У учащегося должны быть чистыми не только лицо, руки, кожа, но и чистая душа и сердце.
4. Учащийся поддерживает чистоту и порядок не только на своём рабочем месте, но и в своей голове.
5. Нельзя мешать другим, громко разговаривать, шуметь, где бы ты не находился.
6. Умей принять помощь, совет и замечание другого человека.
8. Представьте, что за вами постоянно наблюдает человек, которого вы очень уважаете, и поэтому вы не хотите, чтобы он изменил о вас своё хорошее мнение. Все свои поступки совершайте под «взглядом» этого человека.
Мы думаем невозможно даже взрослому человеку запомнить все правила этикета. Но выглядеть культурным, воспитанным человеком поможет всегда выдержка, терпимость и добродушие.
Мы обязаны быть вежливыми и предупредительными всегда и в любых ситуациях, не ставить себя и свои интересы на первое место, считаться с желаниями и настроением другого человека, как сверстника, так и взрослого, помнить про свои обязанности.
Как человечество придумывало правила этикета?
Всем нам знакомы правила этикета. Речь не о тонкостях, типа как отличить закусочный столовый прибор от десертного и как вести себя на королевском приеме. Нет, я говорю о самых элементарных нормах и правилах, знакомых каждому, независимо от образования и даже воспитания.
Также всех нас с самого раннего возраста учили правилам вежливости.
Вежливость определяется как человеческое качество, черта характера, характеризующаяся тактичностью и уважительным отношением к другим людям. В конечном итоге правила вежливости служили: а) выживанию; б) удобству.
Действительно, наши далекие предки были, скорее всего, людьми, по современным меркам, грубыми и весьма агрессивными. Тому, кто повел бы себя нехорошо, неуважительно, могли и по голове дать. Понятно, что при таких стимулах нормы вежливости придумывались и усваивались быстро.
Этикет же — свод правил поведения в «приличном» обществе. Правил, зачастую кажущихся вычурными и уж точно далекими от рациональности.
С тем, что они бывают вычурны, трудно не согласиться. Но так ли нерациональны?
К примеру, всем известно, что при входе в дом принято снимать шапку, а за едой не нужно ставить локти на стол. Пускай даже не все этим правилам следуют.
Наверняка многие в детстве, когда их учили «себя вести», спрашивали: «Да кто придумал эти правила?» На что зачастую следовал ответ: «Так всегда делали!» Кадр из фильма «Кавказская пленница»
Что ж, теперь, когда все выросли и элементарные правила усвоили, можно раскрыть тайну: оказывается, так делали не всегда. Просто мало кто задумывается над столь очевидными, вроде бы, и накрепко укорененными в нашей культуре вещами. А ведь они и не всегда были в ходу, многие еще и возникли по вполне практическим причинам.
Позже стали снимать шляпы. И постепенно обычай потерял практическую значимость, став нормой вежливости.
Есть и более «приземленная» версия, выводящая этот обычай не из воинской, а из народной культуры. Впрочем, и тут все утилитарно: шапка снимается, чтобы после работы пыль и мусор (а в непогоду — капли воды) с нее не падали в еду… Жан-Франсуа-Пьер Пейрон «Персей Македонский на коленях перед Эмилио Паоло»
Фото: it.wikipedia.org
Наконец, поклон — демонстрация покорности и — снова — доверия. Наклонившись, сложно защищаться и тем более — проявлять агрессию. Мы склоняем незащищенную, обнаженную голову, по сути, демонстрируя: «Я в твоей власти».
Еще сильнее это выражает коленопреклоненная поза.
К тому же, склоняясь, мы «принижаем себя», символически «возвышая» того, кто перед нами. Если сейчас мы не воспринимаем поклон подобным образом, это ничего не значит: язык тела воспринимается неосознанно, а поклон (как и рукопожатие/демонстрация ладоней) — очень архаичный обычай.
Зато идущую справа женщину (да и мужчину) не будет задевать твой меч, висящий слева… Кадр из фильма «Сибирский цирюльник»
Возможно, с какими-то из перечисленных обычаев соотносится и воинское приветствие — «отдание чести» поднятой к голове рукой. Версии его происхождения разнятся: демонстрация пустой руки, поднятие забрала или снятие шлема, придерживание шляпы при поклоне. Есть гипотеза, выводящая появление этого ритуала к Френсису Дрейку, который, встречая королеву Елизавету, демонстративно прикрыл глаза, чтобы не ослепнуть от ее красоты.
И для примера несколько простых «светских» правил.
Почему на стол не кладут локти? Скорее всего, причина проста: чтобы не мешать окружающим. Ведь в старину за столом собиралась большая семья, а предки жили куда теснее нас.
Есть и объяснение посложнее. Стол — объект сакральный, на который и опираться не нужно, тем более — ставить на него локти. «Можно» подобное только… покойнику (да и то не всегда!). И в некоторых случаях — невесте. Которая в традиционной культуре тоже символически «умирает» для родительской семьи.
Тогда неудивительно, что нельзя наваливаться на стол, если ты жив и не невеста.
Наконец, почему мы говорим чихнувшему «будь здоров»? Ведь это также правило вежливости: чихнув, мы ожидаем привычного пожелания здоровья. Обычай этот, по меньшей мере, общеевропейский, да и на других континентах встречающийся: одни желают здоровья, другие призывают на чихнувшего благословение. Кадр из фильма «Смерть чиновника»
Согласитесь, в любом случае пожелание здоровья не будет лишним!
И в заключение приведу популярную версию, «объясняющую», почему женщин принято пропускать в дверь первыми. Вроде бы еще в первобытности женщина первой входила в пустую пещеру и утром выходила наружу.
Догадались, зачем? Конечно: а вдруг за время отсутствия людей в пещеру забрел медведь? Или утром ждет снаружи? А пустим-ка мы первой женщину как менее ценного участника группы!
Примерно такую логику приписывают нынешние блогеры своим далеким предкам. Видимо, предполагая, что мужик сильнее и мог, если что, просто выбросить свою прекрасную половину из пещеры. Прислушаться: не ест ли ее хищник? И если снаружи доносится довольное сытое урчание, выйти с дубиной наизготовку…
Почему нет? Предок ведь был грубым и необразованным!
Может, и был. А вот идиотом не был, чем и отличался от иных своих далеких потомков.
Женщины и дети — ценность. Первыми в потенциально опасное помещение могли пускать разве что старуху или старика, наименее ценных членов группы. Вот это — нормально для архаичной культуры, рудименты подобных обычаев сохранялись и в историческое время. Да и до нас дошли.
В общем-то, нормально и пропускать спутницу вперед. Женщина входит в безопасное помещение, в это время мужчина, стоя сбоку (именно так мы сейчас открываем дверь!), охраняет вход.
Так что все в мире имеет вполне рациональную причину. Другое дело, что со временем эта причина может утратить актуальность. А обычай — останется, воспринимаясь как нечто естественное.