в каком году появился дубль гис
История колоссального успеха ДубльГИС
Проект зародился внутри новосибирской компании «Техноград плюс». Она занималась производством профессиональных ГИС по заказу НГТС и других организаций. На массовом рынке «Техноград плюс» предлагал несколько тиражей компакт-дисков с картой Новосибирска. Также компания выпустила CD «Строительные фирмы и организации» — приложение к газете «Стройка».
В 1998 году, после кризиса, многие заказчики «Технограда плюс» оказались не в состоянии оплачивать дорогостоящие разработки «не первой необходимости». Возникла потребность в поиске новых клиентов и способов применения ГИС. Более того, с выпущенных ранее тиражей компакт-дисков разошлась масса пиратских копий, и продавать их стало бессмысленно.
Было принято решение выпустить бесплатный продукт, который будет служить демоверсией профессиональной ГИС. Опыт с газетой «Стройка» показал, что электронный справочник, объединённый с картой города, может быть интересен рекламодателям. Александр Сысоев сформулировал концепцию нового проекта: бесплатное распространение и окупаемость за счёт рекламы. Продукт получил название ДубльГИС: ГеоИнформационная Система плюс Городской Информационный Справочник.
Первый выпуск ДубльГИС вышел 25 апреля 1999 года. Весной 2001 года был разработан интерфейс ДубльГИС 2.0, чуть позже открылся сайт www.2gis.ru и появился сервис обновлений.
Первое время компания пыталась сотрудничать со сторонними организациями — покупала базы данных, обращалась в рекламные агентства, приглашала специалистов для создания рубрикатора. Но эта практика оказалась неэффективной. Компанией было принято решение развивать собственные службы по каждому из основных бизнес-процессов. Поэтому, в том же 2001 году начал формироваться информационный отдел и отдел продаж.
В 2002 году приложение ДубльГИС впервые было бесплатно доставлено на компакт-дисках в 15 тысяч офисов Новосибирска.
В 2004 году проект был выделен в самостоятельную бизнес-единицу — ООО «ДубльГИС». В этом же году был открыт первый филиал ООО «ДубльГИС» в Омске, а также были заключены договоры коммерческой концессии с партнёрами в Томске, Барнауле и Новокузнецке. С этого момента началась экспансия ДубльГИС в города России.
В 2006 году выпущены онлайн-версия справочника и версия для КПК на базе Windows Mobile. ДубльГИС в Новосибирске разделился на управляющую компанию и филиал для продажи рекламных позиций.
В 2007 году выходит ДубльГИС 3.0, новая версия программы с интерфейсом в стиле MS Office 2007.
В 2010 году впервые проводится IT-конференция CodeFest.
В 2011 году компания проводит ребрендинг, в результате которого продукты получают название 2ГИС (ДваГИС)[17]. Спустя 12 лет после первого выпуска 2ГИС приходит в столицу — выпущен справочник Москвы. Релиз мобильных приложений для Android и iOS
В 2012 году 2ГИС выходит в итальянских городах Венеции и Падуе. Это первый выпуск за пределами СНГ
В 2013 году происходит очередное обновление фирменного стиля.
Зарубежная экспансия продолжается: 2ГИС появляется в Чехии и на Кипре.
Выходит приложение для Windows Phone. Анонсирована концепция и интерфейс нового 2ГИС.
2014 год: ещё несколько новых рынков, в том числе Чили. В августе 2014 года выходит карта Дубая.
В декабре 2014 года компания серьёзно расширила головной офис в Новосибирске, выкупив половину 22-этажного новосибирского бизнес-центра «Сан Сити». Сумма сделки составила более 1 млрд рублей, кредит на покупку выдал Сбербанк.
В ноябре 2015 года «2ГИС» выходит в Киргизию, первым городом присутствия стал Бишкек.
В ноябре 2016 года компания отказалась от проектов, не набравших ожидаемой аудитории, и провела оптимизацию штата.
Президент компании Вера Гармаш заявила, что оптимизация затронула менее 5 % специалистов управляющей компании и сети собственных филиалов.
В этом же месяце «2ГИС» и «Рамблер» объявили о начале сотрудничества. Его первым результатом стал единый поиск организаций по всем городам России на сайтах Rambler&Co.
В апреле 2017 года 2ГИС запустил пешеходную навигацию с построением пеших маршрутов на своих картах.
В июле 2017 года компания выпустила туристические путеводители по крупнейшим городам в странах присутствия. Путеводители включают описания основных достопримечательностей, общепита и шопинга.
В ноябре 2017 года компания заключила соглашение о сотрудничестве с китайской компанией Huawei. В результате на смартфонах Huawei и Honor, которые продаются в России, начали предустанавливать приложение 2ГИС.
Ранее сервис начали предустанавливать на свои российские модели компании LG, Fly, DEXP и Micromax.
В марте 2018 года Apple встроила данные о компаниях из справочника 2ГИС в свои российские карты.
В апреле 2018 года на картах 2ГИС появляются Дорожные события: информация о камерах контроля скорости, ДТП, ямах и так далее. Сервис позволяет пользователям публиковать на карте не только сообщения об инцидентах, но и их фото.
Ключевые фигуры, основатели
Александр Вадимович Сысоев, генеральный директор (70%)
Дмитрий Александрович Сысоев (30%)
Электронные справочники и карты
1 065 846 000 ₽ (2017)
3 046 012 000 ₽ (2017)
3 122 878 000 ₽ (2017)
Главный офис «2ГИС» находится в Новосибирске. Компания имеет справочники для многих городов России, а также нескольких городов за рубежом — в Казахстане, Италии, Чехии, Чили, ОАЭ, Киргизии, на Украине и Кипре.
По данным компании на июль 2018 года, карты-справочники 2ГИС работают более чем в 350 городах, а их месячная аудитория превысила 40 миллионов пользователей. Сервис ежедневно обрабатывает более 2,2 млн поисковых запросов.
Все версии 2ГИС, как и обновления к ним, бесплатны для пользователей. Основной источник доходов компании «2ГИС» — продажа рекламных мест на карте и в справочнике (баннер, место в списке, дополнительный текст)
Входит в десятку лучших работодателей России по версии HeadHunter
В 2013 году компания заработала 3 млрд рублей
Это Википедия, ребята
Эта говнина хотяб научилась маршрут пересчитывать, когда съезжаешь с проложенного маршрута?
Чистая прибыль за 2017 год 61 лям в рублях? Для такой компании это провал, абсолютный.
Так выглядит счастливая европейская семья
Встреча
Это событие должны преподавать на уроках истории
Сервера Близзард как обычно
Целительница
Слишком страшно
Жестоко как-то
Как убивает локдаун на примере малого бизнеса
Всем рыцарям малого бизнеса посвящается. Держитесь, ребят!
У каждого человека есть список обязательных ежемесячных затрат:
А в локдаун этих продаж нет.
На сегодня в Челябинске нет таких жестких ограничений, но прошлое лето ужасно сказалось на нас и продажи до сих пор не вернулись к показателям прошлых лет.
И так, у меня есть два маленьких магазинчика с товарами для рукоделия. Бизнес специфичный, на личную яхту и самолёт никогда не заработаю, но товар добрый и пушистый. Да и мегамонстров на рынке нет (кроме относительно близкого по группам товаров «Леонардо»).
Мои основные ежемесячные расходы:
— зарплата («нерабочие оплачиваемые дни»)
— аренда (для многих это стало непомерной ношей и гвоздем в гроб бизнеса)
— коммунальные платежи (батареи работают как всегда, мусор вывозят каждый день, квадратных метров меньше не стало)
— налоги (патент. деньги снимают на него заранее; не слышала чтобы кто-то забрал у государства обратно за неработающий магазин из-за ограничений)
— кредиты за товар (кто-то берет у банков, а я беру товары в рассрочку и ежемесячно выплачиваю поставщикам, независимо от продаж)
— реклама (у нас были напечатаны листовки с датами, пришлось их выбросить. А большие магазины заранее все согласовывает и печатают баннеры-раздатку..)
— прочие расходы (канцелярия, сезонное/праздничное обновление витрины-полочек и тд)
В общей сложности, для моего маленького бизнеса это около 400-600 тысяч ежемесячно. Затраты, от которых ты никуда не спрячешься и не убежишь. Для бизнесов покрупнее речь идёт о десятках-сотнях миллионов.
Так откуда взять эти деньги, если % продаж в локдаун около нуля?
И так, ты должен всем кучу денег. У тебя нет финансов на закуп новых коллекций к приближающемуся сезону/празднику. Часть товаров пойдёт в мусорку. В моем случае остались вся весенняя и садовая тематика на 200т.р (на самом деле больше, но не смогла выполнить прогноз продаж на эту сумму), не смогла закупиться своевременно и выбросила в общей сложности ещё примерно на 300т.р.
— убытки 500т.р. плюс хранение целый год
То есть у тебя уже минус миллион…
И оно так помогает.
Кстати, в инете есть чек-лист с 19 пунктами, которые проверяют в магазинах. В том числе сертификат, срок годности антисептика, аппарат для обеззараживания воздуха и запас масок в магазине. Об этом вам никто не расскажет, сами ищите.
От администрации района мы постоянно получаем письма: «устройте субботник», «покрасьте мусорку», «посадите цветочки и деревья». Так что могли бы и написать полный список и обязательств магазинов (которые меняются постоянно)… но зачем напрягаться?
Вот и вся помощь от государства.
И они весь негатив от этой ситуации сливают на продавцов.
Нервы у последних не выдерживают и они увольняются.
Вот только ты честный человек и несёшь ответственность за людей, которые тебе поверили. И ты стараешься найти выход.
Но что ты можешь сделать, если тебе говорят: «плати всем, но работать тебе нельзя»??
Без малого бизнеса в каждом доме останутся Пятёрочка, Красное-белье и Еаптека с пунктом выдачи Маркета. Все будут ходить в одинаковой одежде от Глория джинс и Спортмастера, есть «колбасу одинаковую докторскую» или только в Макдональдсе, и цены взлетят на все, ведь конкуренции по сути не будет.
В России вас и так мало осталось. Держитесь.
История одного монолита
Часть первая, в которой читатель познакомится с краткой историей появления внутренних продуктов 2ГИС и эволюцией системы доставки данных от нескольких скриптов до полноценного приложения.
Сегодня я расскажу вам историю, которая началась 9 лет назад в компании ДубльГИС.
Я как раз только устроился туда работать. Мне предстояло заниматься модулем экспорта данных из большой внутренней системы для наших внешних продуктов. И в этой статье я хочу с вами поделиться тем, как мы дробили этот монолит на несколько частей, как один монстр породил из себя несколько десятков продуктов и как все эти продукты и проекты интегрировались на уровне данных между собой.
Сразу скажу, что это просто обзорная статья без каких-либо технических деталей. Техника будет во второй части, в которой мы поговорим про экспорт данных. А пока лишь легкое чтиво без матана с поверхностным упоминанием технологий.
Поехали. Далекий 2010 год. Тогда 2ГИС был еще ламповым ДубльГИСом, из внешних продуктов была настольная версия и примитивный онлайн и версия для КПК. А внутренности состояли из системы доставки обновления пользователям нашей ПК версии и монстра под названием DGPP, который совмещал в себе инструменты для редактирования справочника организаций и карты, CRM и экспорта данных в конечные продукты. База данных лежала в Firebird. Cистема была децентрализована. В каждом городе была своя инсталляция и своя БД. Примитивная интеграция обеспечивалась через файловые экспорты / импорты. И на этом, по большому счету, все.
Сам DGPP представлял из себя приложение на C++ с набором VBA-скриптов. Изначально эту систему для ДубльГИСа разрабатывала сторонняя контора, и лишь со временем разработку системы компания забрала под свою крышу, сформировав собственный R&D. Развивать DGPP становилось все сложнее и сложнее.
А это было время начала бурного развития ДубльГИСа. Открывались новые города. Готовилась мобильная версия для смартфонов. Появлялись новые фичи. Развивалась рекламная модель. В общем, требовалось большое количество изменений, и делать их нужно было быстро.
Первое, с чего мы начали разбирать DGPP на кусочки, стал экспорт. Мы вытащили его в отдельное приложение, представляющее из себя windows service с мордой на WPF. Параллельно велась работа над новой CRM. Для экономии времени на тот момент в качестве базовой платформы был выбран Microsoft Dynamics CRM.
Что касается экспорта, нужно было просто научиться добывать данные из Firebird и вытащить всю логику подготовки данных из VBA-скриптов. Кроме того, были некоторые алгоритмы для данных транспорта, реализованные на плюсах. Их пришлось переписать на шарпы.
Тут стоит обратить внимание на один момент. Наш десктопный ДубльГИС потреблял данные в специальном бинарном формате, который готовился библиотекой на C++, обернутой в COM-объект. И тогда было вполне логично использовать его, просто подключив как reference в проект. Не самое удачное решение, но об этом я расскажу после.
Время шло, мы зарелизили мобильную версию и новую CRM. На горизонте забрезжил новый внешний продукт — публичное API 2ГИС. А из DGPP уже начали вычленять подсистему для работы со справочником организаций под кодовым названием InfoRussia.
В экспорте возникла необходимость читать рекламные данные уже из двух систем: старого DGPP и новой CRM. Причем внедрение CRM шло постепенно, т. е. в одних городах пока оставался только DGPP, а в других работали одновременно DGPP со справочником и картой и CRM с коммерческой информацией. Кроме того, в перспективе светил релиз InfoRussia, который состоялся в течение нескольких месяцев.
Новые системы вносили сложности не только своим появлением. Они изменили концепцию развертывания. В отличие от децентрализованного DGPP, который стоял в каждом городе, эти системы были централизованы, каждая со своей толстенькой СУБД. Кроме того, им необходимо было обмениваться данными.
Для решения этой задачи мы реализовали свою Enterprise Service Bus (ESB). На тот момент практически не было зрелых решений, которые бы обеспечивали выполнение некоторых важных для нас функциональных требований: возможность передачи XML, порядок сообщений и гарантию доставки. Тогда мы остановились на SQL Server Broker, который давал из коробки все, что требовалось. Правда, обладал довольно посредственной скоростью доставки, но нас на тот момент она вполне устраивала.
Последним шагом стал релиз картографического сервиса под названием Fiji. Он частично выгружал свои данные в шину. Это касалось справочников и классификаторов. Геоданные можно было забирать у него через Rest API, которым пользовался и сам клиент Fiji, написанный на WPF.
В этой архитектуре экспорт занимал центральное место. Через него все потоки данных сливались в единое хранилище и раздавались конечным продуктам и нашим пользователям.
Кроме того, это была всего лишь малая часть айсберга. Автоматизация внутренних процессов, появление новых требований и новых фич привело к появлению огромного числа продуктов. Нужно было делать аналитику, работать с фидбэком от пользователей, внедрять новые модели продаж и новые коммерческие продукты, развивать поиск, транспортные алгоритмы и в целом внешние продукты.
У экспорта появилось с одной стороны большое количество поставщиков данных, с другой — большое количество потребителей, каждый из которых хотел получать данные в специфическом виде и прогонять их через специальные алгоритмы подготовки.
И вот моя история подошла к концу.
Во второй части статьи я расскажу вам про Экспорт и поделюсь, как он пережил все эти изменения. Там не будет никаких историй, зато будут конкретные подходы, которые мы применяли в решении конкретного перечня задач.
Как создавались бесплатные электронные справочники с картой города 2ГИС
Александр Сысоев – один из немногих представителей своего поколения, который всю жизнь работает по полученной специальности. Выпускник факультета автоматики и вычислительной техники НГТУ, в конце 80-х гг. он занимался разработкой обучающих систем с использованием компьютерной графики. Как он сам смеется сегодня, «изобретали примитивный Power Point». Правда, параллельно Сысоев в начале 90-х гг. успел и почелночить – привозил на продажу вещи из Польши. А его жена открыла в Новосибирске небольшое швейное предприятие.
Побочная коммерция позволила заработать первоначальный капитал, но от IT-направления предприниматель отказываться и не думал. В начале 90-х гг. по заказу энергетиков, а потом и железнодорожников Сысоев с коллегами делали цифровые схемы для автоматизации электроснабжения. А под большой заказ от ГТС в 1994 г. была создана компания «Техноград плюс», занявшаяся разработкой профессиональных геоинформационных систем.
Сейчас трудно себе представить, что каких-то 15 лет назад не было ни Google Maps, ни «Яндекс.Карт». Не существовало и электронных карт городов в открытом доступе. Сысоев рассказывает, что такие карты частично были у картографов, но те предоставлять информацию отказывались. Пришлось все делать самим. Разыскали и приобрели последние еще советские снимки Новосибирска со спутника и стали на их основе делать электронную карту.
«Мы первая частная компания, которая получила разрешение на публикацию таких данных», – с гордостью говорит предприниматель. Именно эксперименты с цифровым планом и привели в 1999 г. к рождению проекта «ДубльГИС» – городскому информационному справочнику и геоинформационной системе.
Побочный продукт
Сысоеву хотелось сделать 2ГИС не для корпоративного заказчика, а просто для народа. Первый справочник стали продавать на CD, но не заладилось. Пираты тут же все растиражировали.
«В 1999 г. я написал концепцию 2ГИС, которая бесплатно распространяется и развивается за счет рекламы. Это хорошо известная во всем мире бизнес-модель «Желтых страниц». Но на тот момент ее еще никто не применял к электронным картам и компьютерным программам», – рассказывает Сысоев.
Затраты, по словам Сысоева, на том этапе были минимальные. Несколько тысяч долларов в год. Над проектом работало три человека. Многие задачи отдавали на аутсорсинг. Искали партнеров среди издателей справочников, сотрудничали с рекламными агентствами. «Какое-то время мы совершенно не умели зарабатывать на рекламе», – признается предприниматель. А учиться было не у кого.
Экспериментировал Сысоев долго. Свой отдел продаж в компании появился только в 2001 г., тогда же проект вышел на самоокупаемость и уже не требовал даже небольших вливаний из бюджета «Технограда». К 2004 г. Сысоев понял, что назрела необходимость 2ГИС выделять в отдельный бизнес. Бесплатный сервис стал конкурировать с настольными профессиональными системами, которые «Техноград» создавал для небольших компаний, ритейлеров, риэлторов. В 2004 г. Сысоев вышел из «Технограда», оставив его партнеру, появившемуся к этому времени. Денежных расчетов не было. Сысоев просто забрал проект 2ГИС.
«Мы прошли все канонические пути развития – от небольшого семейного бизнеса до становления сложной корпоративной структуры», – рассказывает основатель 2ГИС. Поначалу вместе с Сысоевым работали и его брат, и жена. «А сын фактически с детства в компании», – смеется он. Сейчас в бизнесе остался только сын. Дмитрий Сысоев возглавляет департамент новых продуктов. Всего в компании работает уже около 2500 человек. Из них 1500 – собственные сотрудники. И около 1000 – в компаниях франчайзи. Продавать франшизу в 2ГИС начали сразу же, чтобы ускорить географическое расширение компании и охладить пыл плагиаторов.
подойти к столице
Сегодня, даже понимая, что московские потребители уже плотно подсели на «Яндекс.Карты» и Google Maps, он все равно убежден, что торопиться не стоило. 2ГИС пришла в Москву лишь в 2011 г., уже завоевав все российские миллионники и открыв более 60 филиалов по стране. Инвестиции в запуск «2ГИС Москва» составили несколько десятков миллионов рублей. Спустя год ежемесячный оборот московского офиса уже около 15 млн руб.
Сысоев считает, что прямых конкурентов у компании нет. Но признает, что в сегменте геосистем они конкурируют прежде всего с «Яндекс.Картами» и Google Maps. Выход предприниматель видит в партнерстве. Уже сейчас 2ГИС сотрудничает с картами Mail.ru и Rambler, поставляет справочную информацию. И рассчитывает со временем договориться и с более крупными игроками.
«Мы заинтересованы во всех справочных службах с полными и качественными данными об организациях и ведем переговоры с 2ГИС, как и с другими справочными службами», – комментирует Анна Ламтюгина, руководитель группы маркетинга геоинформационных сервисов «Яндекса».
«Мы долго выбирали поставщика – рынок достаточно плотный, конкуренция высокая, – говорит Дмитрий Краминов, представитель проекта «Карты Mail.ru». – 2ГИС – производитель электронных справочников с наибольшим охватом на территории России. Благодаря этому сотрудничеству мы имеем возможность создавать собственные справочные сервисы для конечных пользователей, не вкладывая ресурсы в сбор и анализ исходных данных».
Обойдут ногами
Преимуществом своей компании Сысоев считает отработанную технологию сбора информации, которой, по его словам, нет ни у кого в мире. «ДубльГИС» не только обрабатывает интернет и печатные СМИ на территории, получает анкеты и обратную связь от пользователей, но и задействует собственный штат картографов и специалистов по сбору информации, которые ежедневно ходят по городу.
«А другого способа нет, – убежден предприниматель. – Мы размещаем в справочнике информацию вплоть до киосков». Сысоев говорит, что для 2ГИС стандарт достоверности – 95%. Все справочники регулярно обновляются. В большинстве городов это обновление ежемесячное, а в Москве, Екатеринбурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде и Казани – ежедневное».
По словам Сысоева, 70% их рекламодателей – постоянные клиенты. Стандартный контракт заключается на четыре месяца. В некоторых городах постоянных клиентов более 80%, а в Москве эта цифра пока не превышает 33%.
Всего у компании на данный момент около 27 000 рекламодателей по России. Средний чек, как назвал это Сысоев, составляет 7000 руб. Вариантов размещения в прайс-листе столько, что привести пример довольно сложно. Самое дорогое размещение в Москве – рекламный модуль на стартовой заставке – обойдется рекламодателю в 424 000 руб., а абонентская плата за размещение в мобильной версии для регионов – около 2000 руб.
«Другого успешного способа монетизации геосервисов на сегодня в мире не существует, – рассказывает Ламтюгина. – Сейчас кажется, что потенциал – в мобильной рекламе, учитывающей местоположение пользователя. Толчок развитию мобильной георекламы может дать возможность расплачиваться с помощью мобильного телефона».
Съедят конкурента
Сейчас у компании 13 собственных филиалов и чуть меньше 60 франчайзинговых. Паушальный взнос для нового франчайзи рассчитывается индивидуально в зависимости от численности населения города и количества организаций. В среднем – около 1,5 млн руб. Ежемесячные роялти – от 5 до 15% от выручки. Максимальные роялти франчайзи начинает платить только после того, когда компания проходит точку безубыточности. В среднем это занимает около года. Рентабельность проекта для франчайзи Сысоев оценивает более чем в 800% за пять лет.
«2ГИС привлекла нас бизнес-моделью. И рыночная ниша в Магнитогорске была не занята, – рассказывает Ирина Даудова, соучредитель франчайзи-партнера 2ГИС в Магнитогорске. – Мы вложили более 3 млн руб., срок окупаемости составил пять месяцев. Наша расчетная рентабельность за пять лет – более 1000%. Сейчас в Магнитогорске у нас нет конкурентов, а в крупных онлайн-сервисах город представлен недостаточно подробно».
«Мы делаем город и выставляем на продажу. Передаем готовую карту со справочником франчайзи. Поддерживать ее он будет самостоятельно», – рассказывает схему Сысоев.
Города, интересные для «ДубльГИС», в России уже почти закончились. Такими Сысоев считает города с населением более 300 000. Но рост компании это вряд ли приостановит. В 2012 г. проданы две первые франшизы за рубеж – в Казахстан и Италию. Своя 2ГИС с сибирскими корнями теперь есть и у Венеции.
Оборот компании в 2011 г. составил 1,6 млрд руб., включая сеть франчайзи, оборот собственной сети – около 1 млрд руб. До кризиса 2009 г. компания ежегодно росла на 100%. В последние два года рост составляет около 50%.
«Емкость рынка пользовательских геосервисов – это все взрослые пользователи интернета, так как у каждого из нас есть задачи, связанные с поиском мест и необходимостью ориентироваться в городе, – считает Ламтюгина. – Заметные игроки этого рынка всем хорошо известны – кроме «Яндекс.Карт» это Google Maps, региональный проект 2ГИС, карты других порталов. Также и много развивающихся интересных нишевых проектов».
«Спрос и предложение на рынке в целом и по сегментам стабильны и находятся в равновесии, – полагает Олег Клепиков, генеральный директор компании inFolio Research Group. – Поэтому дальнейшее развитие игроков возможно только по каннибалистической модели, т. е. за счет конкурентов. А чтобы развиваться по данному пути, менеджмент должен активнее использовать весь арсенал маркетингового инструментария».